Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие организации социальной защиты населения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Различают субъекты и объекты социальной защиты (рис. 5). Меры социальной защиты населения, с одной стороны, охватывают всех членов общества, а с другой — адресованы отдельным социальным группам населения. Социальная защита населения распространяется на всех граждан: при обеспечении каждому человеку возможности применять свои способности, иметь доход; при официальном установлении прожиточного минимума; при защите интересов потребителей; при индексации доходов. Социальная защита адресно затрагивает несколько групп населения: безработных, пенсионеров, вынужденных переселенцев, беженцев, инвалидов, ветеранов (труда, военной службы), граждан, подвергшихся катастрофам (землетрясения, наводнения, техногенные катастрофы и др.), семьи с детьми, детей-сирот.
Социальное обеспечение – это организованная государством форма помощи для утверждённого круга лиц, оказываемая при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.
Социальное обеспечение включает: выплаты, услуги либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении (или наличии) определённых социальных рисков, связанных с невозможностью граждан своими силами обеспечить себя или нетрудоспособных членов своей семьи достаточными средствами к жизни.
Неотъемлемая часть социального обеспечения – предоставление нуждающимся гражданам социальных услуг взамен либо в дополнение к денежным выплатам (например, услуг домов-интернатов и других социальных учреждений), а также разного рода преимуществ (например, по оплате лекарств, по бесплатному протезированию и др.).
Социальная защита населения создана таким образом, чтобы она могла базироваться на таких основных принципах:
-
партнерство. Государство обязуется исполнять свои обязательства перед людьми по социальной защите, однако партнерство при этом – неотъемлемая часть. Поэтому тесное сотрудничество между государством и частными организациями наблюдается повсеместно;
-
экономическая справедливость. Сама структура государства во многом основана на экономических отношениях. Государство должно выровнять возможности людей, определяя на основании принципа экономической справедливости приоритеты распределения средств, причем каждая из категорий граждан должна удовлетворить собственные установленные индивидуальные запросы для поддержания комфортной жизни;
-
адаптивность. Социальная защита должна работать так, чтобы она постепенно самосовершенствовалась, за что отвечают разные звенья всей системы социальных взаимоотношений, функционирующих в государстве;
-
приоритет государственных начал. Основной задачей РФ в социальном направлении является необходимость помогать достигать определенного уровня жизни, который будет приемлемым, людям, которые самостоятельно по объективным причинам этого сделать не могут;
-
превентивность мер по соцзащите. Определение факторов риска, связанных с социальным направлением. Как правило, работает на региональном уровне, имеет собственные звенья управленческого приоритета, основной задачей которого считается наиболее гибкое сочетание предоставления услуг на платной или бесплатной основе для поддержания нормальных условий жизни.
Организация социальной защиты населения является ключевым фактором формирования социальной безопасности на территории муниципального образования. В свою очередь, социальная безопасность и социальная защита населения выступают одними из важнейших условий эффективности государственного управления.
Организация социальной защиты населения на территории муниципальных образований, является одной из функций управления, реализуемой органами муниципального образования на подконтрольной им территории.
В настоящее время, проблемы организации социальной защиты населения на территории муниципальных образований, являются значимыми, в связи с чем, требуется проводить более детальный анализ факторов возникновения этих проблем, тенденций развития и последствий к которым они могут привести. Местные органы власти в лице администрации муниципальных образований, являются основными субъектами, исполняющими функции по решению данных проблем, выявлению «слабых» мест и разработке профилактических мер по оптимизации самого процесса организации социальной защиты населения, однако, в силу различных обстоятельств, органам местного самоуправления, не всегда удается реализовывать анализируемую функцию управления в полной мере.
Организация социальной защиты населения выступает одним из составляющих общего механизма реализации социальной политики.
Под данным термином следует понимать вид управленческой деятельности, направленный на реализацию органами муниципальной власти в рамках своих полномочий, определенных функций по обеспечению законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий граждан, обеспечению соблюдения важнейших социальных прав и достижению приемлемого уровня жизни населения.
В целом, рассматривая организацию социальной защиты населения как функцию органов муниципального управления социальной защиты населения, необходимо отметить, что социальная защита населения является одним из приоритетных направлений внутренней политики государства, а следовательно, и политики, проводимой на определенных муниципальных территориях, органами местного самоуправления.
Существует несколько факторов, которые определяют необходимость возникновения потребности человека в социальной защите, к таким факторам можно отнести:
- биологическую природу человека;
- особенности условий труда (уровень заработной платы, режим труда и отдыха и т.п.);
- производственную сферу;
- трудовые отношения и другие.
Социальная защита осуществляется на государственном уровне и в частном порядке.
К государственным формам социальной защиты относятся:
-
Доступное здравоохранение и образование;
-
Пенсионное обеспечение;
-
Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг;
-
Предоставление льгот;
-
Меры социальной поддержки.
Негосударственные формы социальной защиты – это:
-
Благотворительность;
-
Добровольное социальное страхование;
-
Частные системы здравоохранения и др.
Основные виды социальной защиты – это:
-
обеспечение пенсиями;
-
обеспечение пособиями;
-
бесплатное медицинское обслуживание;
-
предоставление санаторно-курортного лечения;
-
социальная помощь семьям, имеющим детей;
-
обеспечение жильем за счет государственных фондов и т.д.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину России гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Социальная защита и социальное обеспечение в государственно организованном обществе – это область сплетения жизненно важных интересов граждан, отношений собственности и распределения, правовых приемов и способов их регулирования, социальной политики государства и социально-экономических прав человека. Это также и сфера преломления таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм, моральные устои общества. Целевое предназначение социального обеспечения состоит, прежде всего, в том, что оно является особой формой удовлетворения потребностей в источниках средств к существованию престарелых и нетрудоспособных.
Социальная защита как особый социальный институт современного государства является показателем социальной уверенности, социальной гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков. В этот и заключается актуальность данной темы дипломного исследования.
Целью данной работы является изучение социальной защиты как одной из важнейших задач муниципального образования, его состояния и путей совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть понятие, сущность, цели социальной защиты населения;
— раскрыть принципы и систему социальной защиты населении;
— изучить нормативно-правовую базу социальной защиты в РФ;
— проанализировать результаты социальной защиты населения в МО г. Оренбург;
— выявить проблемы и перспективы развития социального обеспечения в МО г. Оренбург.
Объектом исследования является Управление по социальной политике администрации города Оренбурга.
Предметом исследования работы является социальная политика и работа Управления по социальной политике администрации города Оренбурга.
Исследования в работе основаны на обработке качественной и количественной информации с использованием методов сравнения и анализа полученных данных.
В работе использовались нормативно-правовые документы в области социальной политики, учебная литература. Для анализа использовались данные, отражающие деятельность Управления по социальной политике.
Социальная защита населения – это система принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп.
В России право граждан на социальную защиту гарантировано Конституцией РФ и регламентировано законодательством РФ.
Система социальной защиты населения включает в себя: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную поддержку (помощь). Осуществляется за счет федерального, местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов.
Органы управления социальной защиты и подведомственные им предприятия, учреждения, организации, территориальные органы социальной защиты населения образуют единую государственную систему социальной защиты населения.
Назначение системы социальной защиты состоит в том, чтобы с помощью нормативно-правовых, экономических, социально-психологических, организационно-технических средств и рычагов осуществлять поддержку и помощь нуждающимся в этом группам населения и отдельным гражданам.
Основными принципами социальной защиты является: гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности.
На организацию и исполнение муниципальных полномочий управлению по социальной политике администрации города Оренбурга в бюджете города на 2016 год утверждены средства в объеме 351,95 млн. руб., использовано 347,69 млн. руб. или 98,8 % годового объема, в том числе на предоставление мер социальной поддержки 331,4 млн. руб., или 98,7 % годового объема. Мерами социальной поддержки охвачено более 46,5 тысяч жителей города.
Основными целями социальной политики МО г. Оренбург являются повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение равного доступа к социальным благам, создание условий для самореализации граждан, проживающих на территории муниципального образования. В числе задач муниципальной социальной политики можно выделить организацию предоставления социальных услуг населению (социальной помощи, мер социальной поддержки, консультационных услуг различной направленности и т.п.).
В нашем государстве существует достаточное количество проблем, связанных с социальной поддержкой населения. Однако уже намечены пути решения данных проблем. Государство на данный момент делает акцент на социальной сфере нашей страны, ведь данная сфера для населения является самой важной. Оно дает человеку уверенность в своем государстве, чувство спокойности и желания развиваться и помогать своей стране «идти вперед».
Социальная защита населения — это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения вАШне всех членов общества.
Иногда социальную защиту трактуют более узко: как обеспечение определенного уровня доходов для тех слоев населения, которые в силу каких-либо причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование: безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей. Основные принципы социальной защиты:
- гуманность;
- адресность;
- комплексность;
- обеспечение прав и свобод личности.
Таблица 2
Объекты и субъекты социальной политики
Автор |
Источник |
Определение |
Характеристика |
|
Смирнов С.Н., Сидорина Т. Ю |
Социальная политика: Учебник. М.: Издательский дом «ГУ-ВШЭ», 2007. |
К субъектам социальной политики относятся органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосударственных секторах экономики, а также профсоюзные и иные общественные организации, другие структуры, которые влияют на разработку и реализацию государственной социальной политики. Объектом социальной политики является население страны. |
При этом в качестве объекта собственно социальной политики, или социальной политики в узком ее понимании являются граждане (домохозяйства), которые в силу определенных причин не могут обеспечить себе достаточный для нормального потребления уровень доходов. Объектом социальной политики в широком смысле являются все без исключения граждане (домохозяйства). |
|
Е.И. Холостова |
Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие/Отв. ред. д. и. н., проф.Е.И. Холостова, д. и. н., проф. А.С. Сорвина. М.: ИНФРА-М, 2007.254 с. |
Субъект — это носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид, социальная группа), источник активности, направленный на объект. [9, 25] Объект — нечто противостоящее субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. |
Объект воспринимается как определенный вид практической социальной деятельности, а предметом является либо сторона (стороны) этого объекта (социальная ситуация клиента — индивида, семьи, общности, группы), либо (чаще всего) закономерности социальной политики. |
|
Осадчая Г.И. |
Социальная политика, социальное управление и управление социальной сферой. — М.: союз, 2004г. |
Субъект — главный инициатор конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. Объект — население |
К субъектам относятся органы государственной власти РФ, органы власти субъекта федерации и органы местного самоуправления |
|
Волгина Н.А. |
Социальная политика. М.: Экзамен. 2006. |
Субъекты — люди, учреждения, организации, социальные институты. Объекты — население |
К субъектам относятся государство, органы государственной власти, социальные организации, социальные работники. К объектам различные категории населения: малоимущие, престарелые, инвалиды и т.д. |
Система соц. защиты населения: понятие, принципы, функции
Социальная защита (в широком смысле) — дея-ть государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач соц. политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение важнейших социальных прав. Социальная защита (в узком смысле) – это комплекс конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержки наиболее уязвимых слоев населения.
Субъекты, объекты соц. защиты: Основным субъектом соц. защиты является гос-во.. Оно разрабатывает и осуществляет социальную политику в области соц. защиты с учетом региональных факторов. Гос-во. влияет на функционирование системы соц. защиты населения, утверждая гос. бюджет, а также бюджет других, находящихся в государственной собственности, источников финансирования (внебюджетные фонды). Так же к субъектам соц. защиты относятся: профсоюзы, органы, непосредственно занимающиеся проблемами соц. помощи населения (министерства, комитеты, департаменты, управление, отделы соц. защиты) союзы и ассоциации предпринимателей, различные общества и объединения потребителей.
Объектом соц. защиты выступают: Во-первых, все население. В данном случае социальна защита предполагает: обеспечение безопасности жизни людей; созданий условий дли реализации интересов и потребности, самореализации, духовного развития, укрепление физического и нравственного здоровья нации. Во-вторых, отдельные группы и слои населения, например, социальная защита интеллигенции, военнослужащих работников образования и т. д. В-третьих, социально уязвимые группы населения: дети, многодетные и асоц. семьи, инвалиды, пенсионеры, безработные и т. д.
Цель соц. защиты — избавление от абсолютной нищеты (когда средний совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума), оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях, содействие в адаптации социально уязвимым группам населения к условиям рыночной экономики.
Основные принципы соц. защиты:
Принцип общественной целесообразности. Согласно ему, контингент защищенных в обществе должен быть строго ограничен теми категориями населения, кто полностью или частично лишен способности к труду и самообеспечению. Нарушение этого принципа ведет к ослаблению и полному угасанию трудовой мотивации и росту армии иждивенцев.
Принцип эконом. эффективности. Он выражается в оптимальном соотношении объема социальных расходов и размера отчислений на их финансирование. Размер социальных пособий не должен создавать ситуацию, когда получение пособия предпочтительнее получения заработной платы.
Принцип эконом. справедливости. Он выражается в эконом. защите, как предпринимателей, активных участников экономического процесса, так и тех, кто по объективным причинам находится за пределами производственно-рыночной деятельности. Адресность, то есть предоставление помощи персонифицировано конкретному лицу. Работа по выявлению и созданию банка данных таких лиц ведется местными органами соц. защиты населения по месту жительства инвалидов, престарелых, многодетных семей и одиноких матерей.
Принцип приоритета государственных начал в соц. защите населения. Согласно этому принципу, в нашей стране именно гос-во. выступает главным гарантом экономического обеспечения социально приемлемого уровня жизни тем, кто не может достичь этого самостоятельно в силу объективных причин.
К основным экономическим методам можно отнести следующие:
1. Введение системы минимальных социальных гарантий. Определяющим здесь является законодательное установление минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума.
2. Индексация доходов как заранее установленный законодательно или решением исполнительной власти механизм автоматической корректировки доходов в соответствии с ростом стоимости жизни.
3. Компенсация расходов — возмещение расходов представителей различных социальных групп населения органами власти в связи с ожидаемым или наступившим ростом цен.
«>Социальная защита населения и механизм ее реализации базируются на конституционно-правовых законодательных основах и международных пактах о правах и свободах человека. Всеобщая декларация прав человека, международные пакты о гражданских и политических, экономических, социальных и культурных правах провозглашают и признают права всех людей на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, достоинство, свободу убеждений, право на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, защиту материальных и моральных интересов.
«>Общество не может обойтись без установления прав, свобод и обязанностей своих граждан. Вместе с тем они не могут устанавливаться произвольно, так как обусловлены достигнутым уровнем материальных, культурных и духовных возможностей. Основные права, свободы и обязанности граждан находят юридическое закрепление и гарантируются государством в главном его законе — Конституции.
«>Конституция Российской Федерации провозглашает, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. [1]
«>В Российской Федерации охраняются также труд и здоровье людей. Устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
«>В статье 38 Конституции Российской Федерации записано: [1]
«>1. Каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
«>2. Устанавливаются пенсии и пособия.
«>В ст. 39 Конституции, в соответствии с которой каждому человеку гарантируется социальное обеспечение в случаях нетрудоспособности, для воспитания детей и в иных ситуациях, установленных законом [1, С.10].
«>Каждый гражданин имеет право на социальную защиту. Конституция возлагает обязанность на государство создавать все необходимые условия для осуществления этого права.
Социальная помощь представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования.
Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение.
В отличие от социального страхования, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов, она может иметь и денежную, и натуральную формы (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.).
Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств.
Организационной основой системы социальной помощи являются социальные программы.
В структуру социальной помощи входит обязательная и дополнительная социальная помощь.
Обязательную помощь представляют государственные программы оказания материальной помощи и социального обслуживания населения по устранению последствий воздействия социальных рисков или их минимизации.
Дополнительная социальная помощь включает программы оказания помощи, базирующиеся на деятельности общественных организаций и благотворительных фондов, благотворительных взносов юридических и физических лиц, а также гуманитарная помощь.
Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции — компенсирующую и стимулирующую.
Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты).
Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности.
Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.
Право социального обеспечения – самостоятельная и важная отрасль права.
Под социальным обеспечением понимается система социально-экономических мер по борьбе с необеспеченностью граждан государства, осуществляемых в двух организационно-правовых формах: обязательного социального страхования и социального обеспечения.
Право социального обеспечения как отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся между гражданами и органами социального обеспечения.
Каждый вид социального обеспечения, выступающий объектом отношения, порождает свое отношение как элемент общего отношения по социальному обеспечению.
Общее отношение по социальному обеспечению состоит из пяти видов отношений.
1. Пенсионные отношения, возникающие между работником (гражданином) или семьей и органами социального обеспечения по поводу получения одной из пенсий.
Для возникновения этих отношений необходимо наступление определенных юридических фактов:
– возраста;
– стажа работы или выслуги лет;
– инвалидности;
– потери кормильца и др.
2. Отношения по выплате различного рода пособий: по временной нетрудоспособности, семьям, имеющим детей и др.
3. Отношения по предоставлению льгот, компенсаций, социальных услуг определенным категориям граждан, например, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям, пострадавшим от радиации и др.
4. Процедурные отношения, возникающие при назначении того или иного вида социального обеспечения.
5. Процессуальные отношения, связанные с рассмотрением споров при получении пенсий, пособий и других видов социального обеспечения, в части, не относящейся к гражданскому процессу.
Указанные правоотношения составляют предмет отрасли права социального обеспечения.
Метод права социального обеспечения отражает специфику правового регулирования отношений в области социального обеспечения и включает в себя следующие признаки.
1. Социальное обеспечение осуществляется государством в лице уполномоченных им органов управления или учреждений.
2. Дополнительное социальное обеспечение осуществляется за счет негосударственных фондов, в том числе фондов добровольного социального страхования.
3. Одним из субъектов отношений социального обеспечения выступает гражданин (или семья), а другим – органы, осуществляющие социальное обеспечение.
Нормы права, составляющие отрасль права социального обеспечения, образуют систему данной отрасли:
1) общая часть соджержит нормы, которые выражают общие положения, характеризуют отрасль в целом;
2) особенная часть отрасли включает в себя правовые институты, нормы каждого из которых имеют свой предмет регулирования и составляют часть отрасли: это трудовой стаж и выслуга лет, пенсии, компенсации, льготы, социальное обслуживание и др.
Основными принципами права социального обеспечения являются:
1) всеобщность социального обеспечения;
2) всесторонность и многообразие видов социального обеспечения;
3) осуществление социального обеспечения за счет средств фондов социального страхования и средств государственного бюджета.
Федеральный закон РФ от 17 декабря 2001 г. № 173-Фз «о трудовых пенсиях в РФ» определяет, что им в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии.
Федеральный закон состоит из 7 глав (32 статей).
Глава 1 «Общие положения»:
1) дает понятия:
– трудовой пенсии;
– страхового стажа;
– расчетного пенсионного капитала;
– установления трудовой пенсии;
– индивидуального лицевого счета;
– специальной части индивидуального лицевого счета;
– пенсионных накоплений;
– ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости;
2) определяет круг лиц, имеющих право на получение трудовой пенсии, а также виды и структуру трудовых пенсий.
Глава 2 «Условия назначения трудовых пенсий» закрепляет те юридические факты, которые необходимы для назначения лицу трудовой пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца.
Глава 3 «Страховой стаж» регламентирует:
– периоды, входящие в страховой стаж;
– правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа;
– порядок исчисления страхового стажа.
Глава 4 «Размеры трудовых пенсий» определяет порядок расчета базовой части, страховой части, накопительной части (для трудовых пенсий по старости и инвалидности) и базовой части, страховой части(для пенсий по случаю потери кормильца).
Глава 5 «Назначение, перерасчет размеров, выплата и доставка трудовых пенсий» раскрывает:
– порядок назначения, перерасчета размеров, выплаты и доставки трудовых пенсий;
– сроки назначения трудовой пенсии;
– сроки перерасчета размера трудовой пенсии;
– случаи приостановления и возобновления выплаты трудовой пенсии;
– случаи прекращения и восстановления выплаты трудовой пенсии;
– сроки выплаты и доставки трудовой пенсии;
– ответственность за достоверность сведений, необходимых для установления и выплаты трудовой пенсии;
– удержания из трудовой пенсии.
Глава 6 «Порядок сохранения и конвертации (преобразования) ранее приобретенных прав» регламентирует вопросы:
– сохранения права на досрочное назначение трудовой пенсии;
– сохранения права на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан;
– суммирования стажа на соответствующих видах работ и снижения возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
– оценки пенсионных прав застрахованных лиц.
Глава 7 «Порядок введения в действие настоящего.
Федерального закона» указывает что, настоящий Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2002 г. Сохраняются действующие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона условия и нормы установления пенсий космонавтам и летно-испытательному составу гражданской авиации, предусмотренные нормативными правовыми актами. Указанные условия и нормы применяются и при оценке пенсионных прав космонавтов и лет-но-испытательного состава гражданской авиации в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.
В широком смысле слова можно понимать социальную защиту как некую систему социальных отношений, при которых человек может самолично позаботиться о себе, создать для себя условия духовного развития и жизнедеятельности. В таком значении социальная защита почти совпадает с разветвленной системой гарантий человеческих прав. Если говорить о социальной защите в узком смысле слова, то рассуждают об определенной социальной политике государства, желающего с помощью правовых мер обеспечить удовлетворительное или просто безбедное существование группам населения, находящимся в весьма сложном материальном положении и неспособным улучшить его без поддержки извне.
Соотношение социального обеспечения и социальной защиты допустимо выявить более объективно на базе имеющегося международного опыта правового регулирования данных общественных категорий.
Например, можно рассмотреть конвенцию МОТ № 102 О минимальных нормах социального обеспечения от двадцать восьмого июня 1952 года, вступившую в полную силу для РФ в 1995 году.
Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ понятие «льготы» и «меры социальной защиты» во многих нормативных правовых актах заменено термином «меры социальной поддержки». Этот закон разграничил финансовые обязательства по осуществлению социальной поддержки населения между Российской Федерацией и ее субъектами. К компетенции РФ отнесена социальная поддержка инвалидов и участников Великой Отечественной войны, бывших несовершеннолетних узников фашизма, ветеранов боевых действий и др. Указанным категориям граждан предоставлено право сохранить прежние льготы по бесплатному проезду на транспорте, бесплатному получению лекарств и предметов медицинского назначения, по санаторно-курортному лечению или заменить их денежными выплатами.
Финансирование мер социальной поддержки ветеранов труда, жертв политических репрессий, тружеников тыла, ветеранов военной службы и других категорий населения передано на уровень субъектов РФ.
К ним принято относить следующие элементы:
- предприятия торговли;
- культурно-массовые комплексы;
- водообеспечение и канализацию;
- различные виды пассажирского транспорта;
- объекты здравоохранения;
- финансовые организации;
- стадионы, плавательные бассейны, дома отдыха
В паспорта социально значимых объектов включают всю основную информацию, касающуюся строительства, обслуживания, источников финансирования.
Рассматривать социальную инфраструктуру можно по уровням социальной организации человеческого общества.
В управлении применяют и общие показатели, и расчетные параметры, характеризующие обеспеченность конкретных объектов инфраструктуры. Ее разработка позволяет изучать связь материальной базы с содержательными процессами в развитии социального общества.
Среди основных требований, которые к ним предъявляются, — доступность инфраструктуры. Процесс разработки доступной среды предполагает продумывание малейших деталей, чтобы человек был окружен средствами связи: транспортом, досуговыми организациями, необходимой информацией. В настоящее время в РФ реализуется программа «Доступная среда», направленная не только на формирование толерантного отношения к инвалидам среди здоровых членов общества, но и на доступ инвалидов к социально-значимым объектам, вовлечение таких людей в общественную и культурную жизнь.
В сферах физической культуры, образования, социальной защиты, информатизации, здравоохранения реализуются специальные государственные программы.
Существует два варианта адаптации объектов социальной инфраструктуры для жизни и деятельности инвалидов:
- ремонтно-строительные работы;
- предоставление социально значимых услуг
К примеру, теперь с помощью планировочных и инженерных средств детский сад, школа, поликлиника стали доступными для людей с ограниченными возможностями здоровья.