Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сроки внеплановых проверок трудовой инспекции». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Роструд проводит плановые и внеплановые проверки. Плановые проверки — по графику, внеплановые — по жалобе или чтобы проверить, как работодатель исправил нарушения, которые Роструд нашёл во время плановой проверки. И плановые, и внеплановые проверки могут быть документарными и выездными.
Внеплановые проверки работодателей
В отличие от плановых, внеплановые проверки проводятся инспекторами ГИТ в экстренном порядке, без предварительного уведомления и зачастую неожиданно для работодателей.
Исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых проверок ГИТ установлен в соответствии с пп. 1, 3−6 ч. 1 и ч. 3 ст. 57 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». К таким основаниям относятся:
- наличие у ГИТ сведений о нарушениях, допускаемых работодателем. Например, когда в инспекцию подается жалоба/обращение о том, что действия работодателя создают потенциальную угрозу причинения вреда жизни или здоровью работников (такие сведения могут поступить от госорганов, органов МСУ, правоохранителей, частных организаций и физлиц);
- поручение Президента или Правительства РФ о проведении в отношении работодателя внеплановой проверки;
- требование прокурора о проведении контрольного мероприятия по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
- истечение срока исполнения решения контрольного органа об устранении ранее выявленного нарушения;
- поступление от работодателя информации об устранении нарушений обязательных требований в сфере лицензирования, аккредитации, сертификации, включения в реестр, аттестации и т.д. Предмет внеплановой проверки в этом случае ограничивается оценкой устранения нарушений обязательных требований.
Новые сроки проверок трудовой инспекции с 2021 года
Как мы уже говорили выше, сроки проведения трудовых проверок по сравнению с ранее действовавшими были существенным образом сокращены.
Так, срок проведения документарной проверки по новым правилам не может превышать 10 рабочих дней (ранее указанный срок составлял 20 рабочих дней). В указанный срок не включается период с момента направления ГИТ требования представить необходимые документы до момента их представления в инспекцию.
Также в общий срок не включается период с момента направления работодателю информации о выявлении ошибок и противоречий в представленных документах до момента представления соответствующих пояснений (п. 46 Положения).
Одновременно вдвое (с 20 до 10 рабочих дней) были сокращены предельные сроки проведения выездных проверок работодателей. При этом новые правила отдельно оговаривают, что в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.
Если выездная проверка проводится в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких регионов, то срок проверки устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству или обособленному структурному подразделению организации-работодателя (п. 49 Положения).
Срок проведения инспекционного визита на одном производственном объекте (территории) составляет один рабочий день (ст. 70 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Что же касается рейдового осмотра, то предельный срок его проведения составляет 10 рабочих дней, а проверка отдельного работодателя в период проведения рейдового осмотра не может занимать более одного рабочего дня.
Срок проведения проверки трудовой инспекцией
Срок проверки трудовой инспекцией не должен превышать 20 рабочих дней. При этом для микропредприятия такой срок установлен в 15 часов, а для малого предприятия — 50 часов. Однако на сроки проведения внеплановой проверки трудовой инспекцией, если речь идет о выездных и документарных проверках, такое исключение не действует: их срок строго ограничен 20 днями.
При необходимости инспекция может продлить сроки проверки, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий — не более чем на 15 часов.
Если решение о продлении сроков проверки принято, то оно должно быть доведено до сведения работодателя не менее чем за три рабочих дня до окончания основного срока проведения проверки.
Продление срока внеплановой и документарной проверок не допускается.
Права и обязанности работодателя при проведении выездной проверки
Работодатель имеет право:
- быть уведомленным в установленные сроки о предстоящей проверке;
- потребовать, чтобы проверяющие лица продемонстрировали служебные удостоверения;
- получить заверенную печатью копию распоряжения (приказа) руководителя (заместителя) инспекции труда о проведении проверки;
- потребовать предъявить копию документа о согласовании проведения проверки с органом прокуратуры, если организуется внеплановая выездная проверка по основаниям, требующим такого согласования;
- запрашивать у должностных лиц информацию об органе, направившем их для проведения проверки, а также об экспертах и экспертных организациях, участвующих в ней;
- присутствовать при проверке и давать объяснения по относящимся к ней вопросам;
- обратиться с просьбой ознакомиться с административными регламентами проведения проверки и порядком ее проведения;
- отказаться от оплаты проверки;
- ознакомиться с результатами проверки;
- предоставить в письменной форме возражения, если он не согласен с фактами, выводами, изложенными в акте проверки (предписании об устранении выявленных нарушений). Возражения вместе с заверенными копиями обосновывающих документов предоставляются в соответствующую инспекцию труда в течение 15 дней с даты получения акта проверки;
- обжаловать в административном и(или) судебном порядке действия (бездействие) должностных лиц органа, проводящего проверку, повлекшие за собой нарушение прав работодателя;
- оспорить применение административного наказания по результатам проверки.
При выездной проверке работодатель обязан:
- предоставлять для проверки документы, относящиеся к предмету, целям, задачам проверки;
- организовать личное присутствие руководителя при проведении проверки либо обеспечить присутствие должностных лиц или уполномоченных представителей организации, отвечающих за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований в сфере труда и охраны труда;
- обеспечить беспрепятственный доступ проверяющих на территорию организации, в здания, строения, сооружения, помещения, используемые при осуществлении хозяйственной деятельности, к оборудованию и транспорту;
- вести журнал учета проверок, типовая форма которого утверждена Приказом Минэкономразвития № 141.
Какие органы следят за соблюдением трудового законодательства?
Подготовиться к проверке можно, если известны причины её проведения. Важно, чтобы работодатель знал свои права и обязанности, а также то, на что имеют право инспекторы и что именно входит в их обязанности. Если руководство организации или предприятия знает обо всех актуальных изменениях трудового законодательства, то оно фактически всегда готово к любой проверке.
За соблюдением трудового законодательства в России следит Федеральная служба по труду и занятости и её территориальные органы (государственные инспекции труда — ГИТ).
Основные нормативно-правовые акты, регламентирующие отношения в сфере трудового надзора:
— Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;
— Постановление Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».
Предупреждает ли инспектор ГИТ о визите?
По общему правилу при внеплановой выездной проверке трудовой инспектор должен известить работодателя о своем визите не позднее чем за 24 часа. В этом случае проверка не будет совсем неожиданной. Исключение составляют государственные закрытые организации. Например, органы безопасности, Государственная противопожарная служба или организации атомной и оборонной промышленности. Для них установлен особый порядок. Чтобы получить доступ, государственные инспекторы труда должны получить разрешение на проверку заранее.
Какие решения инспектора по труду можно обжаловать
Проверка Государственной инспекции по труду может закончиться для работодателя либо хорошо, либо не очень. В первом случае инспектор сообщит, что система охраны труда на предприятии в идеальном состоянии и выдаст акт проверки, согласно которому нарушений не выявлено. Это — история со счастливым концом. Но часто руководителю приходится тратить бюджет компании на многотысячные штрафы. Избежать этого можно, если четко знать свои права. Ведь нередко инспекторы превышают полномочия, что дает возможность обжалования их решений.
Сроки проведения проверок: что изменилось в новом году?
Во-первых, стоит сказать, что эти сроки были сокращены. По новым правилам продолжительность выездных и документарных проверок максимально составляет 10 рабочих дней. | Во-вторых, был установлен срок проведения выездных проверок для организаций, относящихся к размеру малых, он составляет до 50 часов, 15 часов для микропредприятий, и 40 часов для проведения ревизии на основании программы проверок для микропредприятий. Если ваша организация имеет обособленные подразделения в каких-то других субъектах России, то продолжительность проведения выездной проверки устанавливается индивидуально. |
Плановая проверка проводится по истечении трех лет с момента:
— государственной регистрации;
— окончания проведения последней плановой проверки;
— начала фактического осуществления предпринимательской деятельности.
При этом плановые мероприятия могут носить комплексный или тематический характер.
При проведении комплексной проверки осуществляется контроль по соблюдению требований трудового законодательства по комплексу общих вопросов трудового законодательства, например, по комплексу вопросов охраны труда.
При проведении проверок тематического характера проверяют выполнение того или иного раздела трудового законодательства.
К тематическим проверкам относятся проверки условий труда работников особых категорий, а также проверки по выполнению требований законодательства об оплате труда, ведению трудовых книжек, соблюдению порядка заключения коллективных договоров и внесения в них изменений и дополнений.
Как минимизировать отрицательные последствия проверки?
Безусловно, итоги любой проверки трудовым инспектором напрямую будут зависеть от того, добросовестно ли работодатель осуществляет свою деятельность. Однако современная практика позволяет выделить несколько важных советов, соблюдение которых позволит сократить негативные последствия до минимума:
- Прежде всего, желательно идти с инспектором на контакт. Не нужно пытаться установить для него препятствия для проведения проверки. Такое поведение работодателя только усугубит ситуацию и настроит инспектора против него.
- Во время общения с инспектором нужно быть максимально сдержанным, не грубить и, тем более, не пытаться запугать его. Все это обернется лишь дополнительными проблемами для директора.
- Кроме этого, необходимо быстро и качественно исполнять все требования уполномоченного лица. Например, инспектор может потребовать представить некоторые дополнительные документы компании для их внимательного изучения и т.д.
- После получения соответствующего заключения о результатах проверки не нужно пытаться оспорить указанные в документе нарушения. Если работодатель действительно считает их несправедливыми, оспаривание решения трудового инспектора необходимо будет производить в судебном порядке.
Основания для проверки трудовой инспекцией
Проверки трудовой инспекцией, как и большинство других проверок, могут быть плановыми или внеплановыми.
Под плановую проверку трудовой инспекцией может попасть любая организация, для внеплановой нужны более веские основания.
Итак, поводом для проведения инспекции могу стать:
- Плановая проверка может иметь в основе один из поводов:
- Работодатель зарегистрировался или начал вести предпринимательскую деятельность 3 года назад;
- 3 года назад закончилась предыдущая проверка.
Согласно действующему на территории России мораторию на проверки малого бизнеса, до конца 2018 года попадающие под действие закона предприятия были освобождены от плановых проверок трудовой инспекцией. В настоящее время Минэкономразвитию и Генеральная прокуратора, по поручению Правительства, разрабатывают поправки в законодательство, предусматривающие продление данного моратория на срок до 2022 года.
График проверок на 2021 год уже представлен на сайте генпрокуратуры.
- Толчком для внеплановой проверки (ограничения по частоте таких проверок законом не предусмотрено) может стать:
- Окончание срока исполнения предписания с прошлой проверки;
- Выход приказа на основании поручения прокуратуры;
- Задержка работодателем заработной платы, а также выдача ее не в полном объеме;
- Начисление зарплаты ниже предусмотренного законом минимума;
- Нарушение Трудового Кодекса РФ, вызвавшее угрозу здоровью сотрудников;
- Поступление жалоб от сотрудников о нарушении их прав, указанных в ТК РФ или запроса на проверку условий труда (инспекция не рассматривает анонимные обращения, но действовать она должна конфиденциально, не афишируя, по чьей жалобе проверка организована).
Порядок проведения проверки
Предусматривается несколько этапов производства проверок:
- Изначально фирма оповещается о том, что произойдет проверка. На трудовую инспекцию возложена обязанность относительно того, чтобы сообщать работодателю о том, что будет проведена проверка. При этом, сделать это нужно не позже чем за три дня до проверки. Это нужно сделать при помощи уведомления, которое передается под роспись.
- Производится проверка актов посредством выезда сотрудников трудовой инспекции. Зачастую начало проверки связывается с запросом документации о проведении работ в компании. Сотрудники инспекции должны иметь при себе удостоверение, указывающее на наличие права проводить проверку.
- У проверяющего есть правомочие относительно того, чтобы затребовать все документы, касающиеся проведения данного мероприятия. О внеплановой проверке компания уведомляется за сутки. В ходе проверки требуется соблюдать установленную длительность мероприятий. Она прописана ниже.
- По результатам проведенных работ формируется пара экземпляров акта. Иногда документ формируется прямо на предприятии, однако, чаще всего, руководителя фирмы вызываются в трудовую инспекцию.
Когда члены комиссии выявили наличие нарушений, то в заключении прописывается:
- суть нарушения и время его совершения;
- описание действующего законодательства;
- период, предназначенный для устранения нарушения (если после повторной проверки останется нарушение, к директору применяется ответственность административного типа).
Ограничения и требования, установленные законом для ГИТ
Не важно, плановая проводится проверка, или внеплановая, закон требует от инспекторов ГИТ соблюдения следующих правил:
Ограничение | Комментарий |
По срокам извещения о начале проведения проверки | Уведомление от ГИТ должно прийти на предприятие не позже, чем за 3 рабочих дня до приезда инспекторов. Уведомление происходит путем направления предпринимателю приказа или распоряжения о проведении проверки письмом (заказным, с уведомлением о вручении). Если проверка внеплановая, предупреждение должно поступить любым возможным способом за 24 часа до прихода инспекторов. |
По продолжительности проверки | Плановая или внеплановая проверка ГИТ может растянуться не более чем на 20 рабочих дней. Существует ограничение и по срокам проведения плановых выездных проверок — для субъекта малого бизнеса это максимум 50 часов в год, для микропредприятия — 15 часов. |
По запрашиваемым документам | Если документы, которые требует предъявить инспектор ГИТ, не относятся к предмету проверки, предприниматель не обязан их предъявлять (но перечня бумаг, которые необходимо показывать, законом не утверждено). |
Порядок выполнения контроля
Законодательство устанавливает определенные требования к инспектору и ходу выполнения им своих обязанностей. По ст. 360 ТК, уполномоченный служащий может предварительно извещать предприятие о своем визите, если посчитает, что такое уведомление не повлияет на качество и эффективность контроля. Закон, таким образом, не предписывает в обязательном порядке предупреждать о предстоящем мероприятии. Тем не мене на практике, как правило, уполномоченные лица уведомляют руководство производства заранее. После получения уведомления, перед тем как пройти проверку трудовой инспекции, начальнику предприятия следует удостовериться в том, что все акты составлены в соответствии с законом, ведется необходимый учет, соблюдаются требования. Появившись на предприятии, должностное лицо обязано предъявить соответствующее удостоверение, а также распоряжение (приказ) о выполнении процедуры в конкретной организации. В случае возникновения сомнений руководитель вправе позвонить в Инспекцию труда, чтобы удостовериться в том, что служащий действительно был направлен. После подтверждения факт начала контроля должен быть зафиксирован в соответствующем журнале.
Основания для проведения проверки
Трудовая инспекция проводит проверки в следующих случаях:
- при поступлении заявлений от сотрудников организации о фактах нарушения работодателем трудового законодательства;
- при наличии жалобы со стороны работника предприятия о нарушении его трудового права. К таким нарушениям, например, относятся:
- задержка выплаты или невыплата заработной платы;
- неверный расчет компенсаций при увольнении;
- невыплата пособий или оплаты за сверхурочную работу;
- отсутствие желания работодателя заключать трудовой договор;
- некорректно оформленный трудовой договор, влекущий за собой нарушение прав работника;
- несоответствие фактических условий труда формулировкам трудового договора.
- при поступлении от сотрудника предприятия просьбы о проверке соответствия его рабочего места условиям требований Охраны труда;
- по окончании срока для устранения нарушений трудового законодательства, предписанных работодателю.
Штрафы по результатам проверки
Привлечение к административной ответственности чаще всего выражается в наложении штрафа. Работодатели должны помнить, что выявленные в рамках одной проверки несколько нарушений норм законодательства о труде образуют самостоятельные составы административных правонарушений (Постановление Президиума Верховного суда РФ от 15.08.2014 № 60-АД14-16). Это означает, что по итогам одной проверки при обнаружении нескольких разных нарушений штраф будет наложен за каждое.
Вместе с тем работодатели должны знать, что выявленные в ходе двух разных проверок одни и те же нарушения могут образовывать единый состав правонарушения, а значит, штраф в таком случае должен быть только один. Подобный случай разбирал Верховный суд РФ: несколько работников пожаловались в ГИТ на нарушение их прав при сокращении. В результате двух внеплановых проверок инспекторы вынесли два отдельных постановления о привлечении к ответственности должностного лица работодателя, при этом тип правонарушения был единый. Вынося решение по данному делу, судьи подчеркнули, что однотипные нарушения должны быть включены в единый состав административного правонарушения, а значит, и штраф должен быть один, а не два. То, что штрафы выписывались по результатам двух разных проверок, и то, что пострадавшими были разные люди, судьи не посчитали фактом, позволяющим назначить двойное наказание за одно и то же нарушение законодательства о труде (Постановление ВС РФ от 01.10.2018 № 41-АД18-21).
Подводя итог, стоит сказать следующее: не стоит считать ведение кадрового делопроизводства и надлежащее оформление требований по охране труда второстепенной функцией в бизнес-процессах организации. Грамотное и аккуратное соблюдение необходимых процедур защитит компанию как от больших штрафных санкций, так и от судебных исков и иных жалоб работников.
Как проходит проверка трудовой инспекции
Оба варианта проверки могут быть проведены в двух формах:
- внеплановая или плановая документарная проверка ГИТ. Она проводится заочно: инспекция запрашивает у работодателя пакет документов, который позволяет сделать вывод о том, соблюдаются ли на предприятии требования закона. Перечень документов при проверке трудовой инспекции зависит от основания ее выполнения. Если она организована по жалобе работника, проверяющие имеют право запросить только те бумаги, которые непосредственно связаны с этой проблемой. Если это общая плановая проверка, придется ориентироваться на приказ Роструда № 538: он указывает, какие документы проверяет трудовая инспекция при проверке соблюдения требований законодательства;
- выездная проверка ГИТ. Чаще всего она проводится в случае, когда пакет документов, предоставленный работодателем, не подтверждаетотсутствия проблемы в компании. Кроме того, выездная форма контроля может быть назначена, когда предмет проверки требует личногоприсутствия инспектора: например, получена жалоба на состояние средств защиты от вредных факторов производства, используемыхработниками.
Если Вы получили запрос о предоставлении документов в инспекцию, уделите подготовке к проверке ГИТ самое серьезное внимание. Полный комплект документов позволит Вам избежать более сложной выездной проверки.