Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Периодичность прохождения техосмотра и срок действия диагностической карты». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Федеральный закон № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предписывал оформлять обязательное страхование гражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств только при условии проведения технического осмотра. Данная норма до 22 августа 2021 года содержалась в пункте 3 статьи 16 данного Закона. Ранее страховые компании проверяли наличие действующей диагностической карты, которая свидетельствовала о прохождении технического осмотра автомобиля. Сейчас такого требования в законодательстве нет. Приобрести полис ОСАГО без этого документа можно уже с 22 августа 2021 года.
Новое в законодательстве
Но спасает ли это от прохождения самого техосмотра и нужно ли иметь действующую диагностическую карту?
Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 170-ФЗ от 01.07.2011 по-прежнему предусматривает обязанность прохождения технического осмотра автомобилей. Следовательно, диагностическая карта также остаётся обязательной.
Для тех, у кого не окажется действительной диагностической карты, Госдума России приготовила сюрприз. Подвох заключается в том, что в статью 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вводится новая часть — управление транспортным средством, в отношении которого не оформлена в установленном порядке диагностическая карта, подтверждающая допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Мера ответственности по этой статье предусматривает штраф в размере двух тысяч рублей. Причём выписывать его планируют с помощью камер наблюдения. Как сказано в примечании к данной статье, лицо не будет привлекаться к административной ответственности за второй и последующие случаи выявления такого правонарушения в течение двадцати четырёх часов с момента первого выявления нарушения. То есть из текста статьи явно следует, что если у тебя нет диагностической карты, то штраф будут выписывать ежедневно.
Вступает в силу такая статья с 1 марта 2022 года, так что ещё есть время подготовиться к данным нововведениям и пройти техосмотр.
Прохождение техосмотра у дилера
Итак, первая особенность, о которой пойдет речь сегодня — это прохождение осмотра транспортного средства у дилера:
17) дилер — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, зарегистрированные на территории Российской Федерации и осуществляющие от своего имени и за свой счет в соответствии с договором, заключенным с производителем и (или) импортером (дистрибьютором) транспортных средств отдельных марок, сервисное обслуживание таких транспортных средств.
7) оператор технического осмотра — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке на право проведения технического осмотра;
7) оператор технического осмотра — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (в том числе дилер), аккредитованные в установленном порядке на право проведения технического осмотра;
Итак, в 2023 году официальный дилер может выступать в роли оператора технического осмотра. Что из этого следует? Если в ближайшее время Вы будете проходить плановое техническое обслуживание у дилера, то Вы будете иметь возможность получить и диагностическую карту, которую впоследствии можно будет использовать при покупке полиса ОСАГО.
Срок действия диагностической карты
О периодичности прохождения технического осмотра речь пойдет чуть позже, а сейчас давайте рассмотрим, на что влияет срок действия диагностической карты:
5. Владелец транспортного средства обязан представить его для проведения технического осмотра в течение срока действия талона технического осмотра или международного сертификата технического осмотра.
5. Владелец транспортного средства обязан представить его для проведения технического осмотра в течение срока действия диагностической карты.
Итак, в соответствии с рассматриваемыми изменениями законодательства, Вы обязаны предоставить автомобиль на технический осмотр в течение срока действия диагностической карты. Сам срок, естественно, указан в самой карте.
Еще раз хочу обратить Ваше внимание, что ехать на техосмотр нужно не после указанной в диагностической карте даты, а еще до ее наступления.
Аннулирование карты техосмотра
Прохождение техосмотра автомобиля не единственное изменение, которое начало действовать в 2022 году. Диагностическая карта перестала быть панацеей, поскольку её могут отозвать. Но право на проведение такой процедуры есть не у всех. Оно возможно только если аннулирование выполняет сотрудник ГИБДД. Именно рассматриваемый пункт в нововведениях вызвал самое бурное обсуждение, поскольку многие считают, что оно может стать причиной дорожного произвола. Например, если инспекторы из-за пустяшной поломки начнут отменять карты техосмотра, отправляя автомобилистов на повторные технические осмотры.
Но все это гипертрофировано. Небольшая поломка, максимум, что может спровоцировать – штраф. И то, только в крайних случаях. Обычно достаточно простого предупреждения. Но это не значит, что аннулировать карту вообще невозможно. Это могут сделать, но только в некоторых, четко прописанных случаях:
- Диагностическую карту выдали без технического осмотра.
-
Если диагностическая карта выдана на легковойавтомобиль, который не соответствует нормам и правилам безопасности.
Рассчитать периодичность техосмотра автомобиля для ОСАГО в 2023 году можно по возрасту ТС, его типу и техническим показателям. Исходя из первого критерия, плановая диагностика для транспортных средств будет иметь следующие временные ограничения:
- Для авто с 2017 по 2019 г. в. – ТО не требуется в течение 3 лет, начиная с даты выпуска. Касается данный закон только легковых и грузовых машин, весом до 3,5 тонн, а также прицепов и техники категории А1;
- Для движимого имущества с 2013 по 2017 г. в. – очередность плановых проверок не должна превышать 24 месяца, что относится к автомобилям группы В, С1, и мотоциклам;
- Для транспортных средств, до 2013 года выпуска – интервал между обязательными техосмотрами не может быть дольше 12 месяцев. Распространяется этот закон на все категории ТС, кроме автобусов и тяжелых грузовиков.
Периодичность прохождения техосмотра
Интервалы между прохождениями техосмотра дифференцируются в зависимости от года выпуска автомобиля или его назначения. Так:
- автомобили (легковые и грузовые) возрастом от 3 до 7 лет со дня выпуска должны проходить техосмотр раз в 24 месяца (два года);
- автомобили возрастом от 7 лет и старше – раз в 12 месяцев (раз в год);
- грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой более трех с половиной тонн – раз в 12 месяцев;
- автомобили, предназначенные для обучения водителей – раз в 12 месяцев;
- автомобили, оборудованные специальными сигналами – раз в 12 месяцев;
- пассажирские автобусы, легковые такси, грузовые автомобили, оборудованные под перевозку людей, а также автомобили, приспособленные для перевозки опасных грузов – раз в шесть месяцев.
Иногда для ОСАГО приходится проходить процедуру дважды. Во многом необходимость повторной проверки зависит от состояния автомобиля. Если инспектор ПТО найдет дефекты, то придется устранять их. Затем обращаться повторно. Когда с документами проблемы, потребуется повторное обследование. Например, отличаются государственные номера и знаки, указанные в ПТС.
Повторная проверка не означает, что заново исследуется весь автомобиль. Считается пройденным осмотр, если устранены недочеты, которые содержит диагностическая карта. Влияет на процедуру осмотра место обследования. Другой ПТО проведет полноценную проверку. Придется полностью оплачивать услуги. Поэтому, когда срок действия подходит к концу, проводите проверку в одном центре, тогда процедура обойдется дешевле.
Порядок проведения процедуры
Вне зависимости от того, на сколько лет делается технический осмотр, он проводится по 65-ти критериям. Диагностируются дефекты и неисправности, которые могут повлиять на безопасность движения:
- тормозная система;
- рулевое управление;
- внешние оптические приборы;
- ходовая система и изношенность протекторов;
- дворники и омыватели лобового стекла;
- двигатель (проверяется чистота выхлопных газов);
- зеркала заднего вида;
- стёкла (общее состояние и степень прозрачности);
- ремни безопасности.
Если имеются неисправности в указанных механизмах, управление автомобилем не допускается.
Перед осмотром водитель может самостоятельно проверить наличие:
- медаптечки (соответствие новому образцу);
- огнетушителя для автомобиля;
- треугольника для аварийной остановки (обязательно должны быть светоотражающие полосы).
Срок годности аптечки и огнетушителя должен быть действительным.
Оформление ОСАГО без обслуживания
Перед тем как получить страховой полис, необходимо пройти ТО. Эксплуатация авто иначе будет запрещена. На основании нормативных актов регламентирован список документов, которые нужно собрать для получения полиса. Сюда относится карта диагностики. Но последняя не при всех обстоятельствах бывает нужна.
Если автомобиль новый, то компания не вправе требовать характеристики диагностики. Требуется заключение договора автогражданской ответственности. Если специалист потребует карту ОСАГО, то его действия противозаконны и рекомендуется сменить страховщика.
Если авто менее трех лет, то прохождение ТО не столь необходимо. Но многие владельцы все равно его проходят, но по собственному желанию. На основании законодательства, прохождения процедуры не требуется.
Нюансы, о которых следует знать
- «Новизна» автомобиля определяется годом его выпуска, а не годом начала эксплуатации. Например, вы купили автомобиль 2020 года в феврале 2020 года; соответственно, 3 года будут отсчитываться с 2018-го.
- На практике возникает ситуация, когда страховые компании начинают требовать диагностическую карту, обосновывая это не тем, что не заключат договор, а тем, что в случае ДТП материальный ущерб владельцу автомобиля не выплатят, так как он не «подтвердил» исправность автомобиля и не представил диагностическую карту. Единственный правильный выход в этом случае — сменить страховую компанию, так как данное требование незаконно.
- Если вы планируете выезжать на новом автомобиле за пределы РФ, то обратите внимание на требования международных конвенций: одним из документов, предъявляемых на таможенных постах, является диагностическая карта, которая подтвердит техническую исправность вашего автомобиля.
Но если таможенники все же не уверены в том, что ваш автомобиль действительно исправен, они могут провести техосмотр непосредственно в месте проверки с помощью специального оборудования.
- Еще один момент, на который стоит обратить внимание — это технический «износ» автомобиля. Безусловно, в зависимости от манеры езды, качества эксплуатации транспортного средства, и многих других обстоятельств и будет зависеть, как долго автомобиль вам «прослужит».
Но дело в том, что при наличии серьезной неисправности, которая не была выявлена в результате техосмотра (потому что до 3 лет вы его не проходили), ваш автомобиль может нанести вред другим участникам дорожного движения.
Сколько стоит техосмотр
Стоимость в 2020 году определяется: типом автомобиля; регионом. Обратите внимание! Примерная цена для легковой машины составляет 300-700 руб., грузовиков — до 1 тыс. руб. Деньги перечисляются на банковский счет организации, проводящей ТО. Уточнить цену в конкретном регионе РФ можно, позвонив оператору по телефону.
Дополнительные пошлины не предусмотрены. Узнав реквизиты, вы можете обратиться в банк или воспользоваться специальным платежным терминалом. Пункт техосмотра, ближайший к дому, можно найти на сайте российского союза автостраховщиков.
Введите название города в строке поиска на странице сайта. Выберите город с отмеченными пунктами техосмотра. Чтобы просмотреть информацию о СТО, нажмите синюю метку на карте.
Что делать, если были выявлены неисправности?
Идеальных авто практически не существует, поэтому при проверке могут быть выявлены неисправности, препятствующие выдаче диагностической карты. Их надо устранить в течение 20 дней. После этого придется пройти повторную проверку.
Она должна проводиться тем же оператором или на той же СТО. При повторном осмотре должны проверяться только узлы и агрегаты, не прошедшие первичную проверку. При выборе другого оператора или СТО техосмотр проводится в полном объеме.
Чтобы пройти проверку с первого раза, необходимо подготовиться. Для этого надо проверить работоспособность и соответствие установленным параметрам узлов и агрегатов. Ведь если не будет гореть хоть одна лампочка, то к оператору придется ехать еще раз.
Но даже тщательная подготовка не гарантирует успешного прохождения ТО. Так стоит ли тратить на это время? Закажите диагностическую карту у нас без очереди и нервотрепки, и не переживайте о том, как часто нужно проходить техосмотр. Документы будут готовы в срок.
Что проверяют во время техосмотра?
Автомобиль во время технического осмотра проверяют по 65 пунктам. Но в первую очередь, что проверяют на ТО автомобиля, так это:
- Работу тормозной системы, ее эффективность, а также визуальный осмотр на наличие видимых повреждений.
- Наличие и целостность фар и осветительных устройств. Проверяют их настройки, на соответствие стандартам. Если фары установлены в других местах, то карта не будет подписана.
- Осуществляется проверка работоспособности руля, подвесок и люфта.
- Стекольные очистители и омыватели.
- Проверяются на целостность колеса и шины, не допускаются повреждения, вздутия, деформации дисков. Размер шин должен соответствовать типу авто, на одной оси должны располагаться одного размера колеса, соответствовать протектор на шинах времени года: зима – 4 мм, лето – 1,6 мм.
- Проверяется двигательная система, на наличие выброса вредных компонентов. Показатель должен находиться в пределах утвержденных норм.
Заболевание в легкой форме проявляется невысокой температурой, головной болью, утомляемостью. Нередко просматривается последовательное развитие инфекции. Рассматривая ее подробно, можно условно выделить следующие стадии, этапы болезни коронавируса в легкой форме:
-
1-й день болезни
: слабость, незначительное повышение температуры, слабость, заложенность носа, болезненные ощущения в мышцах. -
3-й день
: повышение температуры до 38, несильный, поверхностный кашель, может исчезнуть обоняние. Это время считается кульминацией. Нередко появляются симптомы нарушения работы желудочно-кишечного тракта: рвота, понос. -
6-й день
: повышенная температура сохраняется, обоняние восстанавливается, возможна легкая одышка, общее состояние улучшается. -
14 дней
: восстановительный этап, температура тела нормализуется, постепенно исчезает слабость, пациент чувствует себя удовлетворительно.
Возраст авто, с которого требуется получать диагностическую карту
Диагностическая карта — документ, который выдается после положительного прохождения ТО. Она имеет свой срок действия, который истекает в момент наступления обязанности очередного ТО. Эта дата прямо прописывается в тексте диагностической карты и до нее, но ни в коем случае не позднее, требуется пройти новый техосмотр. Смена владельца ТС не играет роли, ТО должно быть пройдено до истечения срока действия диагностической карты.
В диагностической карте отражается характеристика реального технического состояния транспорта на момент его осмотра. Этот документ требуется водителю постоянно, но возить с собой его нет смысла. По закону он не является документом, обязательным к предъявлению инспекторам ГИБДД по их требованию. Пригодиться этот документ в первую очередь при оформлении страхового полиса.
Частота прохождения ТО не сказывается на его процедуре и результатах. Нормы, регламентирующие вопросы ТО едины по всей стране и обязательны к исполнению, как государственными, так и частными пунктами техосмотра. Сила выданной диагностической карты также одинаковая, независимо от того кто ее выдавал, частник или госструктура. Автомобили, приобретаемые в салоне и не имеющие пробега, т.е. новые, в силу изменений законодательства не обязаны иметь диагностическую карту вовсе, поскольку та выдается только по результатам успешного прохождения ТО. Новые автомобили до 4-летнего возраста освобождены от обязанности проходить ТО и карты у них быть не должно ввиду этого правила. Как только по ПТС автомобиль достигнет 4-летнего возраста, а он отсчитывается от года схождения с конвейера, ТО требуется проходить изначально 1 раз в 2 года, а затем начиная с 10-летнего возраста авто каждый год. Каждое положительное прохождение ТО будет заканчиваться выдачей новой диагностической карты со своим сроком действия.