Актуализация учетной политики на 2023 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Актуализация учетной политики на 2023 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


ООО «Восходы» применяет ЕСХН. Его доход за первое полугодие составил 2 000 000 рублей, расходы — 1 300 000 рублей. Расчет авансового платежа будет таким: (2 000 000 — 1 300 000) * 6 % = 42 000 рублей. Именно эту сумму нужно уплатить в качестве авансового платежа, крайний срок — 25 июля текущего года.

Как вносить изменения в учетную политику

По правилам, если не указаны параметры учетной политики налогового учета, их надо сформировать, утвердить и применять в работе. Когда действующие правила есть, но в деятельности предприятия или в актуальных законах не произошло никаких изменений, то нет необходимости и в корректировке локального акта. Решение о том, чтобы изменить внутренние нормы по налогам, принимает только руководитель и только в определенных ситуациях. Налоговые нормативы организации корректируют:

  • если меняется законодательное нормирование;
  • если существенно меняются условия финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика;
  • если принимаются новые способы бухучета или другой налоговый режим.

Коррективы применяются с начала нового отчетного периода. Исключение — измененные законы. Локальная корректировка начнет действовать сразу после вступления в силу принятых изменений законодательства.

Для кого предназначен ЕСХН

Применять спецрежим могут только сельхозпроизводители, включая рыбохозяйственные предприятия. В частности, это компании и ИП, которые:

  • Производят, перерабатывают и реализуют сельскохозяйственную продукцию. Причем доход от продажи произведенной продукции (в том числе прошедшей первичную переработку), а также от оказания другим сельхозтоваропроизводителям услуг в области растениеводства и животноводства должен быть не меньше 70 % от всего дохода.
  • Оказывают услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям в области животноводства или растениеводства. Доля дохода от реализации таких услуг также должна составлять 70 % или больше.
  • Являются сельскохозяйственными потребительскими кооперативами (перерабатывающими, торговыми, растениеводческими, животноводческими) с долей доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства, а также от работ и услуг, выполненных кооперативом для своих членов, также не менее 70 %.

По итогам налогового периода ООО получило дохода 4 500 000 рублей, а его расходы составили 3 000 000 рублей. Доплата налога считается таким образом:

  • (4 500 000 — 3 000 000) * 6% = 90 000 рублей — всего ЕСХН к уплате за год;
  • 90 000 — 42 000 = 48 000 рублей — к доплате не позднее 31 марта следующего года с учетом перечисленного ранее аванса.

Что изменилось в уплате налога на имущество при ЕСХН

Как мы помним, до недавнего времени производители сельскохозяйственной продукции, выбравшие для налогообложения систему ЕСХН, были полностью освобождены от уплаты налога на имущество организаций. Что касается выбравших такой режим индивидуальных предпринимателей, они должны были оплатить налог на имущество физлиц только с той недвижимости, которая не служила им для их деятельности. С 01.01.2018 года положение несколько изменится: налоговая нагрузка на сельскохозяйственный бизнес возрастает.

В пункте 3 статьи 346.1 Налогового кодекса России говорится о том, что отныне предприниматели на ЕСХН становятся плательщиками налога на имущество. Не оплачивать его разрешено лишь со следующих объектов:

  • непосредственно применяющихся для производства профильной (сельскохозяйственной) продукции;
  • используемых для первичной и промышленной переработки полученной продукции;
  • нужных для оказания услуг производителями сельхозтоваров.

Эти условия одинаковы как для организаций, так и для сельхозпроизводителей — ИП.

Выбор способов ведения бухгалтерского учета

При формировании учетной политики организация должна выбрать один из нескольких способов, которые допускаются нормативными актами по бухгалтерскому учету. В том случае, если в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, организация разрабатывает свой. Согласно прежней редакции п. 8 ПБУ 1/98 разработка собственного способа бухгалтерского учета, не регламентированного в законодательстве по бухгалтерскому учету, осуществляется на основании российских ПБУ.

Согласно п. 8 ПБУ 1/2008 организации должны разрабатывать собственные способы бухгалтерского учета в ситуациях, не урегулированных в законодательстве по бухгалтерском учету, не только на основании российских положений по бухгалтерскому учету, но и с учетом Международных стандартов финансовой отчетности. Это касается определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов.

Для чего нужна учетная политика

  1. Учетная политика для целей бухгалтерского учета (БУ).
  2. Данная учетная политика представляет собой отражение способов ведения бухгалтерского учета, основных инструментов отчетности, сроков и т.п. Учетную политику БУ прописывают все организации, кроме индивидуальных предпринимателей (ИП), освобожденных от обязанности ведения бухучета, а также ряда организаций, попадающих в исключения, в частности, иностранные компании, ведущие учет по иным, чем принятым в РФ, правилам.

  3. Учетная политика для целей налогового учета (НУ).
  4. Налоговый учет, в отличие от бухгалтерского учета, является обязательным для всех налогоплательщиков — как юридических лиц, так и ИП, независимо от режима налогообложения. Учетную политику для целей налогового учета регламентирует статья 313 НК РФ. Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. В УП для целей налогообложения организация самостоятельного устанавливает порядок ведения налогового учета.

  5. Учетная политика для целей управленческого учета.
  6. Управленческий учет — собственная «вотчина» каждой компании. Он не подлежит никакой обязательной формализации, регламентируется внутренними нормами и правилами. Собственники и управленцы каждой организации разрабатывают свою политику ведения управленческого учета, диктуемую целями и задачами предприятия. В каждом случае, когда компания действительно заинтересована в глубинном понимании процессов, ее управленческая учетная политика – это творческий продукт, разработанный с учетом бизнес-процессов конкретной компании. Под управленческим учетом в организации понимают систему сбора, обработки, накопления и предоставления учетной информации, используемой управленческим персоналом для планирования, контроля и принятия решений по дальнейшему развитию компании.

Учетная политика ЕСХН

ЕСХН — специальный налоговый режим, поэтому, начиная разговор об учетной политике (УП) для применяющих ЕСХН коммерсантов, необходимо исходить из общих требований Налогового кодекса.
ВАЖНО! В соответствии со ст. 313 НК РФ в своей УП для целей налогообложения налогоплательщик устанавливает правила ведения налогового учета при осуществлении своей деятельности.

При этом от коммерсанта потребуется:

  • разработать УП еще до начала своей работы;
  • утвердить УП приказом руководителя;
  • применять последовательно из периода в период;
  • корректировать УП в необходимых случаях (при изменении законодательства, при осуществлении новых видов деятельности и др.).

Формируя УП и определяя правила налогового учета, спецрежимнику-сельхозтоваропроизводителю необходимо учесть требования ст. 346.5 НК РФ.

В п. 8 указанной статьи сформулировано основное требование к форме налогового учета сельхозкоммерсантов на ЕСХН. Необходимую для расчета сельхозналога информацию они обязаны отражать следующим образом:

  • фирмы на ЕСХН — на основании данных бухучета с учетом требований гл. 26.1 НК РФ;
  • ИП на ЕСХН — в специальной книге учета доходов и расходов ИП, утвержденной приказом Минфина России от 11.12.2006 № 169н.

Таким образом, применяющие ЕСХН фирмы должны формировать УП двух видов:

  • для целей бухучета;
  • налоговую УП.

Оформить их можно в виде утвержденных руководителем двух отдельных документов или в форме единой УП, в которой нюансам бухгалтерского и налогового учета отведены отдельные разделы.

Для ИП на ЕСХН, отражающих доходы и расходы в специальной книге, форма и порядок заполнения которой утверждены законодательно, УП для целей бухучета не нужна — им позволено этот вид учета не осуществлять (п. 2 ст. 6 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ о бухучете).

Однако УП для целей налогового учета ИП лучше оформить. Для чего? Расскажем в следующем разделе.

Изменения в бухгалтерии в 2023 году: таблица

Что изменилось Как применять С какой даты действует, основание
Единый налоговый платеж
Организации и ИП будут перечислять налоги и взносы единым налоговым платежом на единый налоговый счёт

Определение ЕНП и ЕНС появится новой статье 11.3 НК. В ней говорится, на какие даты будут отражать обязательства перед бюджетом, на основании каких документов. Задолженность будут учитывать в совокупности и с этой суммы насчитают пени.

Налог на профдоход, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов можно, но необязательно платить посредством ЕНП.

С 1 января 2023 года.

П. 2 и 17 ст. 1 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ

Меняются правила, по которым налоги и взносы можно считать уплаченными Налог считается уплаченным на дату перечисления ЕНП, если на соответствующую дату на ЕНС отражены обязательства (начисления). Также налог считают уплаченным на дату отражения обязательства на ЕНС, если до этого на ЕНС было положительное сальдо.

С 1 января 2023 года.

П. 9 ст. 1 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ

Вводится новая отчётность о начислениях для ЕНП Если срок уплаты налога или взноса наступает до срока декларации или по какому-то виду платежа налоговой отчётности нет, нужно сдавать налоговое уведомление об исчисленных суммах. Срок — 25 число месяца, в котором установлен срок уплаты.

С 1 января 2023 года.

Подп. «и» п. 17 ст. 1 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ

Взыскивать неуплаченные налоги и взносы будут по новым правилам

Решения о взыскании отрицательного сальдо ЕНС инспекции будут размещать специальном реестре. Если сальдо изменится, сведения о корректировках направят в этот же реестр.

Сумму блокировки банк будет ежедневно сверять с реестром решений о взыскании, где должна отражаться актуальная информация о сальдо по ЕНС.

Сокращены сроки представления информации ИФНС в банк и банком в ИФНС. При заблокированном счёте можно будет открыть новый, но и по новым счетам ИФНС вынесет решение о блокировке.

С 1 января 2023 года.

П. 11 и 12 ст. 1 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ

Защита капиталовложений
Установили особенности налогообложения при реализации соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК)

Организации со статусом участника СЗПК, где стороной соглашения является РФ, в ряде случаев получили право уменьшать платежи в бюджет на налоговые вычеты в отношении:

  • налога на прибыль;
  • налога на имущество;
  • земельного налога.

В целях налогового вычета уполномоченный федеральный орган власти, с которым участник СЗПК подписал соглашение, направляет в налоговую службу уведомление о налоговом вычете.

ФНС в течение десяти дней со дня получения уведомления направляет его в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика — участника СЗПК (по месту учёта в качестве крупнейшего налогоплательщика).

Форму уведомления и порядок её заполнения должно утвердить Правительство (письмо ФНС от 29.06.2022 № БС-4-21/8092).

В расходах по налогу на прибыль не учитывают, например, затраты на покупку, создание, достройку, дооборудование основных средств и НМА, по которым использовали или используют право на налоговый вычет для СЗПК. При этом основные средства, по которым применили или применят налоговый вычет для СЗПК, не амортизируют.

Кроме того, в отношении налога на прибыль налоговую базу по деятельности, которая связана с проектом, определяют отдельно от базы по другим видам деятельности. Убыток от реализации проекта можно перенести на будущее по правилам НК, но только по налоговой базе этого проекта.

С 1 января 2023 года.

Закон от 28.06.2022 № 225-ФЗ

Налог на прибыль
Перенесли срок сдачи отчётности и зафиксировали в НК срок уплаты налога

Декларацию по налогу на прибыль необходимо сдавать на три дня раньше: не 28-го, а 25-го числа. Таким образом, с 2023 года нужно отчитываться:

  • за отчётные периоды — не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчётным;
  • за налоговый период — не позднее 25 марта 2024 года.

Уплата авансовых платежей и налога теперь не привязаны к сроку сдачи декларации. Перечислить авансовый платеж нужно по-прежнему не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчётным, а налог — не позднее 28 марта 2024 года

С 1 января 2023 года.

п. 1, 2 и 4 ст. 287, п. 3 и 4 ст. 289 НК, п. 22 и 23 ст. 1 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ

В 2023–2024 годах отрицательные курсовые разницы признаются в расходах только на дату погашения обязательства

Применяется также к обязательствам по договору банковского вклада (депозита). Аналогичные правила действуют с 2022 года в отношении положительных курсовых разниц.

С 1 января 2023 года.

Подп. 6, 6.1 п. 7 ст. 272, подп. «а», «б» п. 13 ст. 2, ч. 1, 2 ст. 5 Закона от 26.03.2022 № 67-ФЗ

Начинает действовать после приостановления нулевая ставка по доходам от акций российских высокотехнологичных (инновационных) компаний

Можно применить ставку 0 процентов к доходам по операциям или выбытию акций российских компаний независимо от состава их активов, если на дату выбытия или погашения одновременно выполняются два условия:

  • акции относятся к ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг;
  • являются акциями высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики.

С 1 января 2023 года.

Абз. 2 п. 2 ст. 284.2 НК, ст. 2 Закона от 29.12.2015 № 396-ФЗ

Расширили перечень имущества, по которому можно применять повышающий коэффициент к основной норме амортизации

Повышающий коэффициент не выше 3 к основной норме амортизации можно применять к:

  • основным средствам, которые на дату ввода в эксплуатацию включены в единый реестр российской радиоэлектронной продукции;
  • НМА в виде компьютерной программы ЭВМ и базы данных. За исключением активов, для которых срок полезного использования организация установила самостоятельно.

С 1 января 2023 года.

п. 2 ст. 259.3 НК, п. 2 ст. 1 Закона 321-ФЗ.

Разрешили первоначальную стоимость основных средств и НМА, которые относятся к сфере искусственного интеллекта, увеличивать на коэффициент 1,5

При формировании первоначальной стоимости затраты можно увеличить на коэффициент 1,5 по:

  • основным средствам и НМА на программы для ЭВМ и базы данных, которые относятся к сфере искусственного интеллекта;
  • затратам на приобретение неисключительных прав на программы для ЭВМ и баз данных, которые относятся к сфере искусственного интеллекта.

Такие объекты должны быть включены в реестры Минпромторга и Минцифры радиоэлектронной продукции и программ для ЭВМ, баз данных.

С 1 января 2023 года.

п. 1 и 3 ст. 257 НК, подп. 26 п. 1 ст. 264 НК, п. 28 и 29 ст. 1 Закона от 14.07.2022 № 323-ФЗ

Расширили перечень расходов, к которым можно применять инвестиционный вычет

Инвестиционный вычет в размере до 100 процентов можно получить по основным средствам и НМА, которые относятся к сфере искусственного интеллекта. Такие объекты должны быть включены в реестры Минпромторга и Минцифры радиоэлектронной продукции и программ для ЭВМ, баз данных.

С 1 января 2023 года.

подп. 7 п. 2 ст. 286.1 НК, п. 39 ст. 1 Закона 323-ФЗ от 14.07.2022 № 323-ФЗ

НДС
Изменили срок уплаты НДС в бюджет

Налогоплательщики и налоговые агенты перечисляют НДС в бюджет равными долями не позднее 28-го числа каждого из трёх месяцев, следующего за истёкшим кварталом.

С 1 января 2023 года.

Закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ

Уточнили порядок возмещения НДС на основании статей 176 и 176.1 НК

Отменили пункты 5–8, 10–12 статьи 176 НК, которые регулировали правила возмещения НДС при наличии либо отсутствии недоимки.

Теперь вместо возврата денежных средств суммы, подлежащие возмещению, будут идти в счёт увеличения сальдо единого налогового счёта (ЕНС).Возместить НДС будет можно только при наличии положительного сальдо по всем налогам на ЕНС.

Также уточнили порядок начисления процентов в связи с несвоевременным возвратом НДС, который был ранее возмещен. Проценты будут начисляться по истечении 10-дневного срока, исчисляемого с даты принятия решения о возмещении НДС.

До 2023 года проценты начисляются по истечении 12 дней после завершения камеральной налоговой проверки.

С 1 января 2023 года.

Закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ

Истёк срок освобождения от НДС реализации и ввоза племенных животных

В период с 01.01.2016 по 31.12.2022 включительно освобождается от НДС реализация и ввоз:

  • племенного крупного рогатого скота, свиней, овец, коз, лошадей;
  • эмбрионов, полученных от этих животных;
  • спермы, полученной от племенных быков, племенных свиней, племенных баранов, племенных козлов, племенных жеребцов;
  • племенной птицы (племенного яйца).

Освобождение предоставляется при наличии племенного свидетельства государственной племенной службы.

Если освобождение не продлят, с 1 января 2023 года при реализации и ввозе вышеуказанных товаров будет применяться ставка НДС 20 процентов.

С 1 января 2023 года.

Закон от 23.11.2020 № 375-ФЗ

Истёк срок освобождения от НДС ввоза воздушных судов, указанных в подпункте 21 статьи 150 НК

В период с 01.01.2020 по 31.12.2022 включительно освобождается от НДС ввоз гражданских воздушных судов, зарегистрированных в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства.

Освобождение предоставляется при условии представления в таможенный орган копии соответствующего свидетельства (сертификата).

Если освобождение не продлят, с 1 января 2023 года при ввозе вышеуказанных судов будет применяться ставка НДС 20 процентов.

С 1 января 2023 года.

Ч. 2-3 ст. 3 Закона от 29.09.2019 № 324-ФЗ

Истёк срок применения ставки НДС 10% по внутренним авиаперевозкам пассажиров и багажа

В период 01.07.2015 по 31.12.2022 включительно по внутренним авиаперевозкам пассажиров и багажа применяют ставку НДС 10%.

Если срок действия ставки НДС 10% не продлят, такие авиаперевозки будут облагаться НДС по ставке 20 процентов. Исключением будут авиаперевозки:

  • в Крым, Севастополь и обратно;
  • Калининградскую область, Дальневосточный федеральный округ и обратно;
  • маршрут которых не предусматривает вылетов и посадок в Москве и Московской области.

Такие перевозки облагают НДС по нулевой ставке.

С 1 января 2023 года.

Ст. 4 Закона от 02.07.2021 № 305-ФЗ

Акцизы
Установили ставки акцизов на 2025 год

Например, ставки на сигареты и папиросы составят 2760 рублей за 1000 шт. плюс 16 процентов расчётной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 3750 рублей за 1000 шт.

При совершении подакцизных операций с автомобилями легковыми с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л. с.) и до 112,5 кВт (150 л. с.) включительно нужно исчислять акциз по ставке 59 рублей за 0,75 кВт (1 л. с.).

С 1 января 2023 года.

Закон от 14.07.2022 № 323-ФЗ

НДДДУС
Уточнили параметры применения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДДДУС)

Предоставили возможность применять налог для участков недр с высокой степенью выработанности запасов углеводородного сырья и вновь вводимых участков недр, соответствующих установленным условиям.

Кроме того:

  • обновили отдельные требования к участку недр в целях признания дохода от добычи объектом налогообложения по НДДДУС;
  • скорректировали перечень фактических расходов по добыче углеводородного сырья на участке недр, связанных с производством и реализацией;
  • изменили правила определения расчётной выручки за календарный месяц от реализации углеводородного сырья, добытого на участке недр.

Отдельные изменения распространяются на правоотношения, возникшие начиная с 2019, 2021 и 2022 года.

С 1 января 2023 года.

Закон от 28.06.2022 № 234-ФЗ

Налог на имущество
Не будут повышать кадастровую стоимость недвижимости в целях налога на имущество организаций и земельного налога на 2023 год

Налоговую базу на 2023 год по налогу на имущество и земельному налогу в отношении «кадастровой» недвижимости определяют как кадастровую стоимость в ЕГРН по состоянию на 1 января 2022 года.

Исключение: кадастровая стоимость выросла из-за изменения характеристик объекта, например, назначения или площади. В таких случаях налоговую базу определяют с учётом новых характеристик.

Если по состоянию на 1 января 2023 года кадастровая стоимость в ЕГРН снизится по сравнения с показателем на 1 января 2022 года, при исчислении налога на имущество и земельного налогов, а также авансовых платежей за 2023 год, используйте сниженный показатель (информация ФНС от 24.03.2022).

С 1 января 2023 года.

П. 17–18 ст. 2, ч. 2 ст. 5 Закона от 26.03.2022 № 67-ФЗ

Освободили от обязанности российские организации подавать декларацию по налогу на имущество по «кадастровой» недвижимости

Начиная с отчётности за 2022 год декларации по налогу на имущество в отношении «кадастровой» недвижимости российские организации подавать не должны. Вместо этого они ежегодно будут получать из ИФНС сообщение об исчисленной сумме налога.

Если организация не подавала заявление на льготу и не получила такое сообщение, она обязана направить инспекторам сообщение о наличии «кадастровой» недвижимости, которую признают объектом налогообложения. Его форму налоговики пока не утвердили.

Рассчитывать и перечислять в бюджет сумму авансовых платежей и налога по «кадастровой» недвижимости российские организации должны самостоятельно в общем порядке.

Иностранные организации по-прежнему обязаны включать в декларацию «кадастровую» недвижимость.

С 1 января 2023 года.

Подп. «б» п. 83 ст. 2 и п. 5 ст. 10 Закона от 02.07.2021 № 305-ФЗ

Приказ ФНС от 16.07.2021 № ЕД-7-21/667

Изменили правила, по которым власти регионов устанавливают дифференцированные ставки по налогу на имущество

Власти регионов вправе устанавливать дифференцированные ставки налога только в зависимости от вида недвижимости, облагаемой налогом на имущество и (или) его кадастровой стоимости.

Дифференциация налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) категорий имущества, в том числе в зависимости от площади имущества, не допускается (письмо ФНС от 01.03.2022 № БС-4-21/2451).

С 1 января 2023 года.

Подп. «а» п. 50 ст. 1 Закона от 29.11.2021 № 382-ФЗ

Обновили форму, формат и порядок заполнения декларации по налогу на имущество

Подают декларацию по новой форме начиная с отчётности за 2022 год. Помимо новых штрихкодов и технических поправок в отдельных строках, налоговики:

  • уточнили порядок заполнения разделов 1-3 декларации;
  • добавили новые коды налоговых льгот на федеральной территории «Сириус»;
  • исключили коды льгот, которые действовали в 2020 году из-за коронавируса.

Например, из раздела 1 декларации исключили строку 005 «Признак налогоплательщика». С её помощью ФНС определяла организации, которым продлены сроки уплаты налога и авансовых платежей в 2020 году из-за коронавируса (письмо ФНС от 07.10.2021 № БС-4-21/1421). Строки с кодами 007–040 заполняют в прежнем порядке.

С 1 января 2023 года.

Приказы ФНС от 28.01.2022 № ЕД-7-21/53, от 09.08.2021 № ЕД-7-21/739

Утвердили форму, формат и порядок заполнения пояснения к сообщению об исчисленной сумме налога

Начиная с отчётности за 2022 год в отношении объектов, облагаемых по кадастровой стоимости, организация может получить сообщение об исчисленной сумме налога с неверной суммой налога. Например, когда ИФНС при расчёте налога не учла льготу. В этом случае в течение 20 дней можно подать в ИФНС пояснения или документы, подтверждающие правильность расчёта налога (п. 6 ст. 386 НК).

С 1 января 2023 года.

Приказ ФНС от 30.03.2022 № ЕД-7-21/247

УСН
Перенесли сроки уплаты авансовых платежей и налога при УСН по итогам года, а также сроки представления декларации

Срок уплаты авансовых платежей по УСН перенесли с 25-го на 28-е число месяца, следующего за истёкшим отчётным периодом. Срок уплаты налога за год перенесли с 31 на 28 марта.

Декларацию по УСН организации будут сдавать 25 марта вместо 31 марта, а ИП — 25 апреля вместо 30 апреля

С 1 января 2023 года.

П. 41 и 42 ст. 2 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ

Вводят новые виды деятельности, которые нельзя вести на УСН

Упрощёнку не смогут применять организации и предприниматели, если производят ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов либо торгуют такими изделиями оптом или в розницу.

С 1 января 2023 года.

П. 2 ст. 1, п. 2 ст. 2 Закона от 09.03.2022 № 47-ФЗ

ЕСХН
Изменились сроки декларации по ЕСХН и срок уплаты налога по итогам года

Срок декларации по ЕСХН перенесли с 31 на 25 марта.

Срок уплаты ЕСХН за год перенести с 31 марта на 28 марта. Крайний срок уплаты авансового платежа за полугодие пока остался прежним — 25 июля.

С 1 января 2023 года.

П. 38 и 39 ст. 2 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ

Патент ИП
Меняют перечень видов деятельности для ИП на патенте

ПСН не будет применяться в отношении деятельности по производству ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, оптовой и розничной торговли такими изделиями.

С 1 января 2023 года.

П. 3 ст. 1, п. 2 ст. 2 Закона от 09.03.2022 № 47-ФЗ

Путевой лист
Прописали в уставе автомобильного транспорта правила об электронных путевых листах

Путевые листы можно будет формировать в электронном виде. Электронный формат для путевого листа утвердит ФНС. Оформлять в электронной форме путевой лист необязательно, его по-прежнему можно будет оформлять на бумаге.

В случае использования электронного путевого листа перевозчик или водитель транспортного средства должен предоставить грузоотправителю подтверждение формирования электронного путевого листа и его реквизиты.

С 1 января 2023 года.

Закон от 06.03.2022 № 39-ФЗ

Прописали в уставе автомобильного транспорта правила оформления путевого листа

Путевой лист должен содержать следующие сведения:

  • о сроке действия путевого листа;
  • лице, оформившем путевой лист;
  • транспортном средстве;
  • водителе (водителях) транспортного средства;
  • виде перевозки;
  • виде сообщения.

Конкретный состав сведений и порядок оформления утверждает Минтранс. В настоящее время аналогичные реквизиты прописаны в Правилах, утвержденных приказом Минтранса от 11.09.2020 № 368.

Прописали, кто должен оформлять путевой лист при предоставлении транспортного средства в аренду с экипажем. В этом случае путевой лист оформляет арендодатель.

С 1 января 2023 года.

Закон от 06.03.2022 № 39-ФЗ

Кадры
Ввели обязательный контроль работодателя для пассажирских перевозок лиц с судимостью

При приёме на работу в транспортное предприятие в сфере пассажирских перевозок работодатель должен проверять наличие судимости или факт уголовного преследования.

Ранее судимые граждане за ряд преступлений работать в такси и общественном транспорте, не смогут. Для такси это – убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, грабёж, разбой, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, преступления средней тяжести и более против общественной безопасности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человека. Для общественного транспорта –за тяжкие и особо тяжкие преступления против общественной безопасности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человека.

От действующих на 1 марта 2023 года сотрудников нужно получить не позднее 1 сентября 2023 года справку об отсутствии судимости или преследования. Если работник не представит документ, его необходимо уволить по причине ограничения на занятие определёнными видами труда.

С 1 января 2023 года.

Закон от 11.06.2022 № 155-ФЗ

Изменили требования к полису ДМС для временно пребывающих иностранных работников

Работодателям больше не нужно обеспечивать временно пребывающих иностранных работников полисами ДМС или договорами о предоставлении платных медицинских услуг. Эти гарантии сохраняются только в отношении высококвалифицированных специалистов, временно пребывающих в РФ.

С 1 января 2023 года.

Закон от 14.07.2022 № 240-ФЗ

Читайте также:  Какие пособия и выплаты от государства положены на третьего ребенка

Учетная политика ИП на ЕСХН

На первый взгляд, требование к оформлению УП для предпринимателя на ЕСХН кажется избыточным по той причине, что гл. 26.1, посвященная вопросам ЕСХН, не предусматривает многовариантности способов и методов учета доходов и расходов, а переписывать в УП один к одному нормы НК РФ законодательство не требует.

Однако в действительности все не совсем так. Дело в том, что ст. 313 НК РФ предусматривает, что данные налогового учета должны подтверждаться:

  • первичными учетными документами;
  • аналитическими регистрами налогового учета;
  • расчетами налоговой базы.

Это означает, что ИП в своей УП обязаны предусмотреть следующие важные аспекты:

  • формы применяемых для оформления хозяйственных операций первичных документов;
  • алгоритмы документооборота и процедуры обработки учетной информации;
  • иные важные для целей налогового учета решения.

Поскольку ИП на ЕСХН вправе вести учет своих доходов и расходов как на бумаге, так и в электронном виде, избранный способ также необходимо закрепить в УП.

Характерные особенности учётной политики предприятия сельского хозяйства

«Подъём» отрасли сельского хозяйства является одним из наиболее перспективных направлений экономического развития Омской области. Это обусловлено рядом факторов, среди которых можно выделить такие как: удобное географическое положение, высокая плодородность почв, благоприятные климатические условия летнего сезона. В данной статье рассматривается один из неотъемлемых компонентов, без которого является невозможным функционирование ни одного предприятия, в том числе и сельскохозяйственного – бухгалтерский учёт, а именно учётная политика. Это обуславливает актуальность темы исследования.

Бухгалтерский учёт представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путём сплошного и непрерывного документального учёта всех хозяйственных операций [7].

В сельском хозяйстве объектами бухгалтерского учёта выступают [6, с.11]:

  • собственный капитал;
  • имущество предприятия;
  • хозяйственные операции, изменяющие состав имущества и обязательств;
  • дебиторская и кредиторская задолженности.
Читайте также:  Диспансеризация и медицинские профилактические осмотры

Главной целью бухгалтерского учёта на предприятиях сельского хозяйства являются анализ и использование экономической информации для выявления тенденций в результатах деятельности, выбора пути развития и принятия управленческих решений.

Учётная информация применяется на всех уровнях управления.

Бухгалтерский учёт помимо информационной выполняет контрольную функцию, сводящуюся к предотвращению нерационального использования ресурсов и к сохранению ресурсов предприятия.

Бухгалтерский учёт в соответствии с законодательством Российской Федерации позволяет предприятиям отрасли сельского хозяйства решать задачи:

  • формировать полную и достоверную информацию о деятельности предприятия и его имущественном положении;
  • выявлять и мобилизовать хозяйственные резервы для обеспечения финансовой устойчивости предприятия;
  • осуществлять оценку использования выявленных резервов;
  • предотвращать негативные побочные результаты в финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
  • предоставлять информацию контролирующим органам для соблюдения законодательства Российской Федерации при осуществлении хозяйственных операций, движении имущества и обязательств, использовании ресурсов согласно утвержденным нормам.

На сельскохозяйственных предприятиях бухгалтерский учёт имеет ряд отличительных признаков, характерных для отрасли: производственный процесс непосредственно связан с землёй и живыми организмами; в сельском хозяйстве возможны различные организационно-правовые формы предприятий.

К особенностям бухгалтерского учёта на предприятиях сельского хозяйства относятся следующие проблемы и задачи [6, с.13]:

  1. Специфика бухгалтерского учёта в данной сфере возникает из-за разной природы отраслей сельского хозяйства: растениеводства, животноводства, вспомогательного производства.
  2. Основным производственным средством в сельском хозяйстве является земля, поэтому существует необходимость бухгалтерского учёта земельных угодий и финансовых вложений в них.
  3. В сельском хозяйстве применяется разнообразная техника – требуется достоверный учёт всех машин и механизмов.
  4. Бухгалтерский учёт должен учитывать и отражать сезонность работ, затрат и доходов.
  5. Получение продукции может занимать более календарного года – по некоторым сельскохозяйственным культурам и животным затраты осуществляются в текущем отчётном году, а продукцию получают только в следующем.
  6. Часть продукции поступает на внутрихозяйственное потребление: продукция растениеводства – на семена и корм скоту; продукция животноводства – на удобрения в растениеводстве. Поэтому необходимо отражение движения продукции на всех этапах внутрихозяйственного оборота.
  7. От одной культуры или одного вида скота получают несколько видов продукции, что порождает необходимости разграничения затрат в бухгалтерском учёте.

Таким образом, система бухгалтерского учёта аграрных предприятий зависит от организации производства, организационно-правовой формы и специализации; но при этом ей присущи общие, характерные для любой отрасли народного хозяйства, черты: учёт строится по унифицированному Плану счетов с использованием типовые регистров и форм, а также методов проведения учётных работ.

Основным документом, закрепляющим порядок и способы ведения учёта при отражении хозяйственных операций на предприятии, является учётная политика. Согласно ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации», под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности [2].

Организация формирует учётную политику, опираясь на свою структуру, отрасль, в которой функционирует, и другие особенности деятельности. При формировании учётной политики предприятие имеет право определить методы оценки незавершённого производства; методы списания материалов, сырья и инвентаря в производство; возможности применения ускоренной амортизации; варианты формирования фондов и так далее.

Задачей учётной политики сельскохозяйственного предприятия является разработка комплексной системы инструкций, положений и методов, позволяющих:

  1. упорядочить, унифицировать и регламентировать учёт;
  2. создать схему документооборота и систему оценки активов;
  3. сформировать отчётность, отражающую имущественное положение хозяйства.

Учётная политика разрабатывается главным бухгалтером организации и утверждается руководителем.

В учётной политике утверждаются [2]:

  • формы первичных документов, применяемые для отражения хозяйственной деятельности, по которой не предусмотрены типовые формы первичных документов;
  • рабочий план счетов бухгалтерского учёта, включающий в себя синтетические и аналитические счета;
  • технологии документооборота и обработки учётной информации;
  • правила контроля над хозяйственными операциями;
  • порядок и методы проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • другие решения по организации бухгалтерского учёта.

Методология бухгалтерского учёта предполагает использование Плана счетов – унифицированного информационного списка, отражающего имущественное положение организации и источники его формирования. Для придания учёту в организации большей эффективности составляется рабочий план счетов: в нём указываются необходимые для организации рабочие субсчета и аналитические счета в рамках унифицированных счетов.

Согласно п. 4 ПБУ 1/2008 при формировании учётной политики должен быть утверждён рабочий план счетов [2]. В случае отсутствия в Плане счетов статей, необходимых для деятельности организации, допускается ввод дополнительных синтетических счетов через свободные коды. Введение дополнительных счетов должно быть согласовано с Министерством финансов Российской Федерации.

Читайте также:  Работа ИП в других организациях по трудовой книжке — можно ли совмещать

Все хозяйственные операции оформляются первичной документацией, использование которой позволяет избежать разнобоя и облегчает внедрение компьютерного учёта.

Учетная политика организации: образцы на 2021 год, как составить, примеры

Также укажите объект налогообложения доходы за минусом расходов. Если для учета операций Вы используете автоматизированные программы, то об этом также следует упомянуть в данном пункте.

К примеру, в данном пункте Вы можете предусмотреть следующие условия: Проводки в учете осуществляются в разрезе счетов и субсчетов в соответствие с характером операции; Систематизация данных учета проводится на основании оборотно-сальдовой ведомости операции с поставщиками и покупателями.

Таким образом, сумму доходов и расходов для целей налогообложения Вам следует определять исходя из показателя, отраженного в оборотно-сальдовой ведомости.

Также укажите объект налогообложения доходы за минусом расходов. Если для учета операций Вы используете автоматизированные программы, то об этом также следует упомянуть в данном пункте.

К примеру, в данном пункте Вы можете предусмотреть следующие условия: Проводки в учете осуществляются в разрезе счетов и субсчетов в соответствие с характером операции; Систематизация данных учета проводится на основании оборотно-сальдовой ведомости операции с поставщиками и покупателями.

Таким образом, сумму доходов и расходов для целей налогообложения Вам следует определять исходя из показателя, отраженного в оборотно-сальдовой ведомости.

Учетная политика ИП на ЕСХН — зачем нужна и как заполнять

С 1 января 2009 г. систему налогообложения в виде уплаты ЕСХН могут применять организации, имеющие филиалы и (или) представительства. Соответствующая поправка внесена в п. 6 ст. 346.2 НК РФ.

Какие-либо разъяснения контролирующих органов о порядке учета доходов и расходов для целей исчисления ЕСХН организациями, имеющими филиалы, в данный момент отсутствуют.

В то же время у указанных организаций возникает немало вопросов о правильности формирования налоговой базы по ЕСХН.

Порядок формирования доходов и расходов, а также порядок консолидации данных налогового учета по ЕСХН следует отразить в учетной политике организации.

Для исчисления суммы авансового платежа по ЕСХН филиалы организации должны представить в аппарат управления организации информацию о фактически полученных доходах, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания полугодия.

Аналогичные данные (о доходах, уменьшенных на расходы), посчитанные нарастающим итогом с начала налогового периода до его окончания, должны быть представлены филиалами в аппарат управления организации для составления налоговой декларации по ЕСХН.

При составлении налоговой декларации по ЕСХН показатели деятельности филиалов организации и аппарата управления (фактически полученные доходы и произведенные расходы) суммируются, так как декларация согласно ст. 346.

10 НК РФ представляется по месту нахождения организации. Форма декларации за 2009 г. утверждена Приказом Минфина России от 22.06.

2009 N 57н “Об утверждении формы налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу и Порядка ее заполнения”.

Расходы, произведенные одним филиалом, но оплаченные другим филиалом или аппаратом управления, включаются в состав расходов филиала, в котором данные расходы были произведены на основании извещения (авизо) об оплате данных расходов. Аналогично учитываются доходы, полученные одним филиалом при поступлении оплаты от покупателей и заказчиков на расчетный счет другого филиала или аппарата управления.

Следует обратить внимание и на порядок учета расходов при межфилиальной передаче товарно-материальных ценностей.

С 1 января 2021 года у сельхозпроизводителей на спецрежиме появилась обязанность уплачивать в бюджет налог на добавленную стоимость. Она установлена Федеральным законом от 27 ноября 2021 № 335-ФЗ, вносящим поправки в Налоговый кодекс. Ранее для плательщиков ЕСХН НК РФ предусматривалось освобождение от НДС.

Исключением являлся налог, вносимый в бюджет при ввозе импортной продукции. Теперь компании и ИП на ЕСХН должны будут оформлять все необходимые документы как плательщики налога на добавленную стоимость. В частности, вести книгу покупок и продаж и составлять счета-фактуры для контрагентов.

Кроме того, нужно будет представлять в налоговую декларации по НДС.

Какие положительные и отрицательные стороны есть у новой обязанности сельхозпроизводителей? Уплата НДС — это дополнительная налоговая нагрузка для предприятий, что является негативным фактором.

Автоматически увеличивается объем составляемой отчетности, а следовательно, и трудозатраты. Также появление обязанности уплачивать новый налог означает дополнительный контроль со стороны налоговой службы.

С другой стороны, плательщики единого сельхозналога теперь являются более привлекательными для контрагентов. Покупателям зачастую невыгодно приобретать товары у тех лиц, которые не должны уплачивать НДС. В этих случаях они теряют свое право на получение вычета. Предполагается, что введение НДС для сельхозпроизводителей повысит спрос на их продукцию.

У фирм и предприятий на ЕСХН есть право получить освобождение от уплаты НДС. Это возможно в следующих ситуациях:

  • уведомление на получение освобождения от НДС и уведомление о начале работы на спецрежиме относятся к одному календарному году;
  • или соблюдение норматива по выручке от с/х деятельности. Пороговая величина постепенно будет снижаться. Так, чтобы получить освобождение НДС в 2021 году, доход без учета налога в 2021 году не должен был превысить 100 млн руб. за год. Критерии для последующих лет приведены в таблице:
Год Пороговое значение выручки
2021 90 млн руб. в 2021 г.
2021 80 млн руб. в 2021 г.
2022 70 млн руб. в 2021 г.
2023 60 млн руб. в 2022 г.

Если сельхозпроизводитель планирует реализовать право не платить НДС, он должен подать соответствующее уведомление в налоговую.

Уведомление об освобождении от НДС для ЕСХН подается включительно до 20 числа месяца, с которого плательщик начинает использовать свое право не платить налог.

Образец учетной политике для с/х предприятия

Ниже приведен примерный образец учетной политике для с/х предприятия – плательщика ЕСХН.

Общество с ограниченной ответственностью «Хлебодар»

ПРИКАЗ № 143-18/4
об утверждении учетной политики для целей налогообложения

г. Краснодар 26.11.2016

Кто может работать на ЕСХН

Для работы на ЕСХН организации и ИП должны соответствовать таким требованиям:

  1. Заниматься производством, переработкой и реализацией сельхозпродукции. Ключевое слово — производство. Если покупаете малину у фермера и делаете из нее варенье, перейти на ЕСХН не получится.
  2. Доля доходов от сельскохозяйственной деятельности должна быть не меньше 70% от всех доходов. Это все доходы, которые пришли по сельскохозяйственным кодам ОКВЭД. Например, группа кодов 01 касается растениеводства, животноводства, а 03 — рыболовства.

Для рыбохозяйств есть дополнительное условие: должны быть свои или арендованные судна, а численность работников меньше 300 человек.

А это список организаций и ИП, кому закон запрещает работать на ЕСХН:

  1. Производители подакцизных товаров, например алкоголя или парфюмерии.
  2. Представители игорного бизнеса.
  3. Казенные и бюджетные учреждения.

Если простым языком, то так: собираете малину, делаете варенье и продаете — можно работать на ЕСХН. Просто покупаете малину и делаете из нее варенье — нельзя работать на ЕСХН.

Учет и отчетность на ЕСХН

ИП и компании по-разному отчитываются перед налоговой.

Учет ИП. Предприниматели не обязаны вести бухучет. Вся отчетность у них — это книга доходов и расходов и налоговая декларация.

Книгу доходов и расходов (КУДиР) можно вести онлайн или в бумажном виде. ЕСХН — единственный режим, на котором нужно регистрировать книгу в налоговой: бумажную — до начала ведения, электронную распечатывают и относят до 31 марта следующего года.

Налоговую декларацию нужно сдать до 31 марта года, следующего за отчетным. За 2019 год декларацию нужно сдать до 31 марта 2020.

Если сельхозпроизводитель прекращает работу в течение года, он должен уведомить об этом налоговую и сдать декларацию до 25 числа следующего месяца. К примеру, предприниматель прекратил работать в мае и в этом же месяце уведомил об этом налоговую. Декларацию ему нужно подать до 25 июня.

Учет в компаниях. У компаний все сложнее — им нужно вести бухучет: составлять бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах, вести учет доходов и расходов, которые участвуют в расчете налога. Налоговую декларацию подают один раз в год, до 31 марта.

Небольшие сельхозкомпании, например крестьянские и фермерские хозяйства и потребкооперативы, могут вести бухучет по упрощенной схеме. Но бухгалтер все равно понадобится.

Учетная политика фирмы на ЕСХН

Фирмам на ЕСХН (в отличие от ИП) вести бухучет обязательно, поэтому все нюансы своего бухгалтерского и налогового учета им необходимо отразить в УП.

«Налоговую» УП они могут формировать с учетом рекомендаций, описанных в предыдущем разделе.

ВАЖНО! Правила формирования «бухгалтерской» учетной политики определены в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций», утвержденном приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н.

ПБУ 1/2008 предписывает фирмам закреплять в УП следующие аспекты:

  • рабочий план счетов;
  • формы первичных документов;
  • регламент и частоту проведения инвентаризаций;
  • график документооборота;
  • иные необходимые для организации бухучета решения.

В «бухгалтерской» УП должны найти отражение разнообразные учетные моменты, касающиеся специфики деятельности фирмы.

К примеру, если ее работники выезжают в служебные поездки, в УП можно прописать:

  • организационный регламент «командировочной» процедуры;
  • размер суточных;
  • перечень отчетных документов по возвращении из служебной поездки;
  • иные «командировочные» нюансы.

В своей УП фирме необходимо не только отразить учетные нюансы, но и детализировать отчетные особенности. В частности, если фирма применяет упрощенные формы отчетности, что позволено субъектам малого предпринимательства, информацию о применяемых отчетных формах необходимо отразить в УП.

Учетной политики для целей есхн образец

2017 до в конце отчетного года производится расчет годовой суммы налога исходя из фактических показателей.

также статью: «Ведение книги доходов и расходов при возраста есхн». Учет доходов и расходов 4.

В целях налогообложения доходы и расходы учитывать кассовым методом (по факту их оплаты).

Увеличение налоговой базы для расчета есхн осуществляется за счет реализационных и внереализационных доходов (в том числе авансы).

Уменьшение налоговой базы осуществляется за счет: расходов на приобретение и обслуживание ОС; затрат на покупку сырья, материалов, покупных товаров; суммы НДС, уплаченной поставщикам; расходов на питание работников, занятых на с/х работах; затрат на информационно-консультационные услуги; расходов на участие в тендерах и конкурсах с целью реализации продукции; таможенных платежей при экспорте с/х продукции; затрат на приобретение имущественных.Полагаем, что контролирующие органы под указанной датой будут понимать дату, на которую расходы по объекту основных средств будут учтены полностью. Учет целевых поступлений из бюджета, в настоящий момент возникают споры по вопросу о правомерности невключения доходов в виде целевых поступлений из бюджета в состав доходов при исчислении есхн. Порядок признания доходов, учитываемых для целей исчисления есхн, определен ст. 346.5 НК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 346.5 НК РФ при определении объекта налогообложения по есхн не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ. Согласно п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются в том.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *