Споры вытекающие из нарушений избирательного законодательства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Споры вытекающие из нарушений избирательного законодательства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод. Применительно к избирательным правам это положение Конституции Российской Федерации развито и конкретизировано в статье 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также в некоторых иных федеральных законах. Речь прежде всего идет о Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации (ГПК).

Решения и действия (бездействие) ОГВ, ОМС, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

Право обращаться в суд с жалобами на нарушения избирательных прав имеют избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения, избирательные блоки и их доверенные лица, иные общественные объединения, наблюдатели, а также избирательные комиссии.

Решения и действия (бездействие) ЦИК обжалуются в Верховный Суд Российской Федерации, решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации обжалуются в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, решения и действия (бездействие) иных комиссий обжалуются в районные суды.

Решения суда обязательны для исполнения соответствующими комиссиями.

Решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:

а) оставить жалобу без удовлетворения;

б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)) и принять решение по существу;

в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).

Обращения

  • о признании недействующими законодательных актов, регулирующих порядок подготовки и проведения выборов;

  • об отмене нормативных правовых актов избирательных комиссий;

  • о восстановлении пассивного избирательного права (главным образом жалобы на отказ в регистрации кандидата);

  • об устранении препятствий реализации активного избирательного права (жалобы на невключение гражданина в список избирателей, на непредоставление возможности проголосовать вне помещения для голосования и т.д.);

  • о защите принципов реализации избирательных прав граждан, нарушенных в результате незаконных действий (бездействия) участников избирательного процесса (заявления об отмене регистрации кандидата, об отмене решений избирательных комиссий об итогах голосования или результатах выборов и др.)

Конституционно-правовая ответственность в избирательном праве

Понятие «юридическая ответственность» (юридический/судебный — лат. juridicus; англ. juridical liability/responsibility) является одной из фундаментальных категорий юриспруденции.

Физические и юридические лица являются субъектами (индивидуальные и коллективные субъекты) правонарушения и рамках конституционно-правовой ответственности (в том числе ответственности по избирательному праву). Субъектом конституционной ответственности может быть только участник конституционных правоотношений, на которого возлагается обязанность следовать конституционным предписаниям и отвечать за свое юридически значимое поведение. Ретроспективная конституционная ответственность допустима лишь в отношении субъектов, обладающих конституционной деликтоспособностью и совершивших конституционное правонарушение.

Основные разновидности нарушений

Существует много противозаконных действий, которые нарушают избирательные права человека. Одни правонарушения ведут к привлечению к административной ответственности, а за другие в избирательном праве назначается уголовная ответственность.

К наиболее часто встречающимся нарушениям относится:

  • формирование каких-либо препятствий для граждан, которые в результате таких действий не могут проголосовать за выбранного кандидата;
  • использование преимуществ на основании службы или должности для избрания на высокий пост;
  • подделка подписей кандидатов, которые якобы принимают участие в выборах;
  • принуждение людей к голосованию за определенного кандидата;
  • предоставление недостоверной информации о претендентах на пост;
  • нарушение правил работы СМИ;
  • намеренное нарушение правил функционирования избирательной комиссии или совершение противоправных действий по отношению к наблюдателям;
  • использование неправомерных приемов привлечения граждан во время агитации;
  • подделка документации, имеющей отношение к голосующим лицам или их подписям.

Справка! Вышеуказанные нарушения относятся не только к каким-либо выборам, но и к проведению референдумов.

Конституционное наказание

Она применяется к коллективным или индивидуальным субъектам, к которым относятся политические партии, избирательные комиссии, агитационные группы, СМИ, кандидаты, наблюдатели, избиратели или доверенные лица.

К основным мерам конституционной ответственности относится:

  • предупреждение;
  • отказ в проведении выборов или референдума;
  • отказ регистрировать кандидата или инициативную группу;
  • взыскание с кандидата или избирательного объединения затрат, которые были понесены избирательной комиссией, если по разным причинам выборы были отложены в связи со снятием кандидатуры или иными причинами;
  • отмена решения, принятого комиссией на основании подсчета голосов;
  • отмена решения, по которому политическая партия или объединение было принято к распределению депутатских мандатов;
  • отмена решения, принятого избирательной комиссией, на основании которого кандидат признается депутатом;
  • лишение депутатского мандата;
  • отмена решения, на основании которого был зарегистрирован кандидат;
  • приостановление или прекращение полномочий членов референдума или избирательной комиссии;
  • исключение конкретного кандидата из перечня;
  • отстранение члена комиссии от должностных обязанностей;
  • отмена регистрации группы, назначенной для проведения референдума;
  • расформирование избирательной комиссии;
  • приостановление выпуска каких-либо сведений о выборах или кандидатах в СМИ.

Важно! Решение о назначении конкретных мер наказания принимается судом.

Часть 3 ст. 141 УК РФ

Объективными признаками состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 141 УК РФ, являются:

  • вмешательство в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах (форма такого вмешательства — требование или указание по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, избирательных блоков, подсчета голосов избирателей, участников референдума, участников общероссийского голосования и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума);
  • неправомерное вмешательство в работу ГАС «Выборы».

Перечисленные действия должны быть направлены на искажение результатов выборов, их фальсификацию.

Функционирование ГАС «Выборы» регламентируется Федеральным законом от 10.01.2003 N 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы». Достижение цели — повлиять на решения избирательной комиссии, комиссии по проведению референдума — не является обязательным и находится за рамками состава преступления.

Состав преступления, предусмотренный ч. 3 ст. 141 УК РФ формальный. Деяние окончено с момента совершения любого из действий, указанных в законе.

Тем временем, как свидетельствуют данные Реестра судебных решений, большинство свежих «выборных» дел носят административную форму и связаны с незаконной агитацией, а именно рекламными баннерами и билбордами, на которых нет обязательных для печатных агитационных материалов данных. Такие нарушения зафиксированы по всей Украине и касаются всех без исключения кандидатов.

Правда, как рассказал «Вестям» глава ГО «Комитет избирателей Украины» Алексей Кошель, это только вершина айсберга. «На сегодняшний день проблема незаконной агитации является очень масштабной. Причем речь идет не о том, что на билборде или баннере нет исходящих данных. Мы говорим о том, что большая часть агитации оплачивается не из выборных фондов кандидатов, а незаконным, теневым образом. Эта проблема достаточно масштабная. И по состоянию на сегодня у нас уже тысячи бордов оплачены незаконно и десятки часов телевизионной рекламы, которая транслировалась незаконно. Подобных примеров очень много. К сожалению, практически все кандидаты показательно пренебрегают законом», — говорит Кошель.

Но наиболее масштабная проблема, по его словам, — это незаконная оплата работы агитаторов, будущих наблюдателей и членов избирательных комиссий. К слову, недавно ЦИК опубликовала разъяснение, в котором обратила на это внимание. В частности, в документе указано, что штабами могут быть оплачены лишь организационные услуги, связанные с питанием и перевозкой.

«Но проблему это не решило. Когда мы подходим к любой станции метро, мы видим толпы бабушек, которые раздают партийную прессу или с утра до вечера стоят в палатках, собирая подписи. Штабы могут сколько угодно рассказывать про волонтеров, но всем понятно, что эти люди ими не являются. И получают за это деньги. В то же время, по нашим оценкам, в выборный процесс в виде агитаторов, наблюдателей и членов комиссии будет вовлечено более 1 млн человек. Это очень много. По большому счету все эти люди сейчас нелегалы. Но, к сожалению, пока все на это закрывают глаза», — говорит «Вестям» Кошель.

Читайте также:  Пени за капитальный ремонт 2022 законно или нет

В том, что агитаторам платят деньги и просят об этом не говорить, убедились и «Вести», внедрившись еще в январе в «сетку» Порошенко. На вступительном тренинге нам сказали: «О зарплате не говорим. Если что, мы за идею». Кстати, суммы у Порошенко обещали разные. Например, работа в палатке по четыре часа в день оценивалась в 60 грн в час. Но агитаторов штрафуют. За рабочий день каждый должен собрать четыре подписи за инициативы Порошенко. Если же необходимого количества подписей не будет, то человека с высокой долей вероятности оштрафуют. Тем же, кто ходит агитировать по квартирам, платят больше — от 500 до 1000 грн.

«По штабам снова предлагают «сетку Черновецкого». Как власть применит админресурс на выборах

  1. Виновные в фальсификации итогов голосования в России остаются практически безнаказанными. В 2018 году в связи с фальсификациями на выборах в России рассмотрели лишь 21 уголовное дело, из которых только по трем были установлены организаторы и истинные мотивы преступлений. Уголовные дела в отношении 60% членов комиссий были прекращены, и большинство из них отделались испугом или минимальным судебным штрафом за преступления, по которым предусмотрено наказание до четырех лет лишения свободы. При этом о прекращении дел перед судом ходатайствовали даже сами следственные органы. Случаев реального лишения свободы членов комиссий за фальсификацию выборов отмечено не было.
  2. Правоохранительные органы и суды игнорируют общественную значимость преступлений. Не учитывается, что данные преступления имеют своей целью незаконный приход к власти и посягательство на основы конституционного строя.
  3. 2018 год отмечен тем, что по большому количеству фактов, свидетельствующих об административном или уголовном преступлении, избирательные комиссии и правоохранительные органы бездействовали. Во многих случаях было отказано даже в проверке фактов преступлений, зафиксированных на официальных видеозаписях с избирательных участков.
  4. Административные правонарушения — такие как нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, неверное заверение копии протокола об итогах голосования, нарушение прав члена комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей, искажения процедур подсчета голосов, нарушение сроков хранения документов, связанных с подготовкой и проведением выборов — совершаются членами комиссий с целью скрыть уголовные преступления по фальсификации выборов.
  5. 18 уголовных дел из 21 в 2018 году были связаны с фальсификацией избирательных документов с целью увеличения явки избирателей. Требования увеличения явки либо напрямую исходят от администрации, либо поощряются практикой награждения (премирования) избиркомов, показавших наибольшую явку избирателей.

Состав и ответственность

Рассматриваемая тема подразделяется на два самостоятельных преступления: 1-ое регулируется статьёй 142 и устанавливает ответственность за фальсификацию избирательных документов, 2-ое – статьёй 142.1 и относится к подделке итогов голосования. Общественная опасность данных деяний в их попытки нарушить один из основополагающих принципов демократического государства в виде принципа народовластия, нарушая при этом не только Уголовный кодекс, но также и главный законодательный акта Российской Федерации – Конституцию. К сожалению, подобные нарушения не редки, и огромное количество выборов, особенно при избрании административного штаба небольшими субъектами местного самоуправления, сопровождается значительными нарушениями и со стороны самих кандидатов, и со стороны уполномоченных комиссий. Стоит ли говорить, что основным движущим элементом совершения этих преступлений является финансовая составляющая, которая сопровождает каждые, без исключения, выборы.

История уголовной ответственности за нарушение избирательных прав граждан

Исходя из конституционно-правового смысла нормы следует, что выборы являются законным путем легитимации верховной власти в России. К числу высших выборных органов и лиц в Российской Федерации относятся: Президент Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, главы субъектов Российской Федерации (в случаях, предусмотренных региональными конституциями и уставами), депутаты (члены) законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, главы муниципальных образований.

Все это свидетельствует об особой важности обеспечения прозрачности и законности избирательного процесса в Российской Федерации. Уголовно-правовая охрана конституционного строя Российской Федерации и конституционных прав и свобод человека и гражданина является ключевой задачей Уголовного кодекса Российской Федерации.

Порядок взаимодействия госорганов, средств массовой информации, партий и их представителей с избирательными комиссиями строго регламентирован. Кроме того, нормируются действия избирателей, а также процессы:

  • подсчета голосов;
  • предоставления информации;
  • транспортировки бюллетеней;
  • оглашения результатов и другое.

Каждый этап плебисцита строго расписан. Сделано это для того, чтобы результаты народного волеизъявления оказались прозрачными и достоверными. Однако такая регламентация приводит к вероятности большого количества несоблюдений норм. Об их числе можно судить по количеству статей об административной ответственности — их 24.

Наиболее часто разбираемые нарушения таковы:

  • не предоставление информации в положенные сроки;
  • отказ в предоставлении отпуска членам комиссии и кандидатам в народные избранники;
  • неисполнение запрета на рекламирование коммерческой деятельности кандидатов;
  • участие в агитации лиц, которым таковая деятельность не разрешена;
  • непредоставление помещений для встречи с избирателями;
  • подкуп избирателей.

Совет: участникам избирательного процесса необходимо изучать все тонкости законодательства, так как они попадают под пристальное наблюдение:

  • прокуратуры;
  • представителей конкурирующей политической силы;
  • гражданского общества.

Об административной ответственности

Каждый сигнал о допущенном нарушении закона проходит проверку. По ее результатам суд принимает решение. Наказание зависит от вида правонарушения. В КоАП за таковые деяния предусмотрены штрафные санкции. К примеру, работодателя за отказ оформить отпуск для участия в выборах оштрафуют на сумму от полутора до двух тысяч рублей.

  1. Если человек решит уничтожить агитационные материалы, то придется отдать в казну от 500 до 1000 руб.
  2. За подкуп избирателей ответственность серьезнее: гражданам назначается штраф в размере 20 — 25 тыс. руб.;
  3. должностным лицам — до пятисот тысяч рублей.

Подсказка: наказание в рамках КоАП применяет только суд.

Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав и права на участие в референдуме

Уголовная ответственность за нарушение избирательных

прав и права на участие в референдуме

За последние годы выборы и референдум прочно вошли в жизнь российского общества в качестве реально функционирующих институтов непосредственной демократии. Принимая во внимание политическую значимость избирательных прав и права граждан на участие в референдуме, уголовное законодательство предусматривает ответственность за совершение общественно опасных нарушений, причиняющих значительный вред охраняемым правовыми нормами общественным отношениям в сфере организации и проведения выборов и референдумов. Разумеется, она не является единственным и универсальным публично-правовым средством защиты избирательных и референдумных правоотношений. Целый ряд санкций за нарушение законодательства о выборах и референдумах содержится в избирательном (референдумном) законодательстве и законодательстве об административных правонарушениях.

Уголовную ответственность необходимо рассматривать как крайнюю меру борьбы с правонарушениями в этой сфере, рассчитанную на наиболее вредоносные посягательства на общественные отношения, опосредующие реализацию избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Поэтому, несмотря на распространенный характер нарушений законодательства о выборах и референдумах, уголовно-правовые санкции на практике имеют достаточно ограниченный масштаб применения*(1). В подавляющем большинстве случаев нарушений в организации и проведении выборов и референдумов с юридической точки зрения вполне достаточным бывает использование мер ответственности, закрепленных в избирательном (референдумном) и административном законодательстве.

Действующее уголовное законодательство содержит две статьи, посвященные регулированию ответственности за нарушения избирательных прав и права на участие в референдуме (ст.141 и ст.142 УК РФ).

В соответствии с ч.1 ст.141 УК РФ уголовно наказуемо воспрепятствование осуществлению гражданином своих избирательных прав или права участвовать в референдуме, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий или комиссий по его проведению. Данное преступление наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

Совершение деяний, предусмотренных ч.1 ст.141 УК РФ, с квалифицирующими признаками, то есть соединенных с подкупом, обманом, применением насилия либо с угрозой его применения; совершенных лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказывается согласно ч.2 ст.141 УК РФ штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Объектом преступления, предусмотренного ст.141 УК РФ, являются общественные отношения, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан и их права участвовать в референдуме, а также отношения, опосредующие работу избирательных комиссий и комиссий по проведению референдума*(2). Они регулируются федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а в некоторых случаях, специально оговоренных федеральным и региональным законодательством, — уставами муниципальных образований*(3). Особое место среди законодательных актов занимает Федеральный закон от 19 сентября 1997 года (в редакции Федерального закона от 30 марта 1999 года) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Содержащиеся в нем нормы имеют приоритет над положениями иных законодательных актов и рассчитаны на проведение выборов и референдумов любого вида и уровня*(4). Другие законы (федеральные и региональные) должны соответствовать требованиям этого федерального закона. Вместе с тем в них могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, которые дополняют гарантии, предусмотренные основополагающим федеральным законом о выборах и референдумах.

Читайте также:  На сколько павыситься пенсия детям инвалидам с апреля в 2023 году

Объективную сторону состава данного преступления образуют общественно опасные действия (бездействие). Они выражаются, во-первых, в воспрепятствовании осуществлению гражданином своих избирательных прав; во-вторых, в воспрепятствовании осуществлению гражданином права участвовать в референдуме; в-третьих, в воспрепятствовании работе избирательной комиссии или комиссии референдума как коллегиального органа, отвечающего за организацию и проведение выборов или референдума.

Воспрепятствование осуществлению гражданином своего избирательного права может иметь место применительно ко всем правомочиям, образующим конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Действующее законодательство не содержит исчерпывающего перечня избирательных прав российских граждан. В соответствии со ст.2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» они характеризуются как конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, в том числе участвовать в выдвижении кандидатов (списков кандидатов), предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение их результатов, а также в других избирательных действиях.

Совершенно очевидно, что данная характеристика объема избирательных прав граждан не может претендовать на исчерпывающую полноту. К ним необходимо отнести, с нашей точки зрения, также право участвовать в формировании избирательных комиссий, знакомиться со списком избирателей, направлять наблюдателей для осуществления контроля за голосованием и установлением его итогов, вносить добровольные пожертвования в избирательные фонды кандидатов и избирательных объединений (блоков) и осуществлять иные действия, предусмотренные избирательным законодательством.

Электоральные возможности граждан могут вытекать также из иных федеральных законов: от 31 декабря 1999 года «О выборах Президента Российской Федерации», от 24 июня 1999 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», от 26 ноября 1996 года «Об обеспечении конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». Помимо этого перечень избирательных прав граждан и их гарантий может быть расширен законами субъектов Российской Федерации. Так, Избирательный кодекс Тюменской области от 19 октября 1999 года предусматривает право граждан объединяться в группы избирателей, право избирателя предлагать для обсуждения и выдвижения в качестве кандидата любую кандидатуру (ст.3), а Избирательный кодекс Свердловской области (в редакции Закона Свердловской области от 24 декабря 1999 года) — право кандидатов создавать в пределах территории соответствующего избирательного округа штабы (центры) поддержки своей избирательной кампании (ст.56).

Ответственность за нарушение избирательных прав граждан

В юридической литературе выделяется три вида ответственности за нарушение избирательных прав: конституционно-правовая (иногда её называют «ответственностью по избирательному праву»), административная и уголовная. Две последние носят характер санкций, размер которых устанавливается соответственно Кодексом об административных правонарушениях РФ и Уголовным кодексом РФ. Первая имеет пресекательный и правовосстанавливающий характер и установлена избирательными законами.

Конституционно–правовая ответственность кандидатов и избирательных объединений может выражаться в первую очередь в отказе в регистрации или в отмене регистрации. К этому же виду ответственности следует также отнести лишение права на бесплатную печатную площадь и бесплатное эфирное время политических партий, не расплатившихся за предыдущую кампанию.

Конституционно-правовая ответственность избирательных комиссий может выражаться в их расформировании. Круг инициаторов расформирования весьма ограничен: это либо группа депутатов, либо избирательная комиссия более высокого уровня, поэтому подобные дела возбуждаются крайне редко. Кроме того, закон предусматривает только три основания для расформирования комиссии:

а) нарушение комиссией избирательных прав граждан, повлекшее за собой признание итогов голосования на соответствующей территории либо результатов выборов недействительными;

б) неисполнения комиссией решения суда или вышестоящей комиссии;

в) невыполнения комиссией обязанности по назначению выборов, повлекшего за собой назначение выборов временной избирательной комиссией (последнее основание введено Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 93-ФЗ).

Фактически комиссия может неоднократно нарушать закон, например, необоснованно отказывая кандидатам в регистрации, но если она потом «смиряется» с решениями вышестоящей комиссии или суда, то никакие санкции за такие действия не предусмотрены. Как отмечалось выше, это позволяет недобросовестным комиссиям злоупотреблять своими правами, затягивая время регистрации неугодных кандидатов.

Кроме того, представляется необходимым, чтобы избирательная комиссия несла ответственность за фальсификации, совершенные отдельными ее членами, если сама комиссия эту фальсификацию не пресекла. По нашему мнению, фальсификации невозможны, если члены комиссии добросовестно выполняют свои обязанности. Если же они устраняются от выполнения действий, предусмотренных законом, фальсифицировать избирательные документы может даже один член комиссии (особенно если он является председателем или секретарем).

Конституционно-правовая ответственность члена избирательной комиссии может выражаться также в прекращении его полномочий по решению суда, признавшего его систематически не выполняющим свои обязанности. По нашим данным эта мера используется не часто, хотя во многих комиссиях оказываются члены, практически в работе комиссии не участвующие. Но их обычно убеждают выйти из состава комиссии по личному заявлению или просто мирятся с их пассивностью. Зато известен случай прекращения полномочий одного из наиболее активных членов комиссии после того, как он выступил с разоблачением фальсификаций.

Административная ответственность за правонарушения, посягающие на избирательные права граждан, предусмотрена более чем тремя десятками статей Кодекса РФ об административных правонарушениях. Объем составов административных правонарушений, связанных с проведением выборов и референдумов, существенно расширился за последние три года.

Порядок возбуждения дела об административном правонарушении не позволяет гражданам напрямую обращаться в суд с заявлениями о привлечении к административной ответственности. Такое право предоставлено только прокуратуре и членам избирательной комиссии, уполномоченным на это комиссией. Неудивительно, что нормы Кодекса об административных правонарушениях часто применяются ими избирательно: в основном в отношении кандидатов и средств массовой информации и гораздо реже – к членам избирательных комиссий. Так, нам неизвестно ни одного случая, когда была применена статья 5.6 – «нарушение прав члена избирательной комиссии, наблюдателя», несмотря на многочисленные обращения, связанные с такими нарушениями.

Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав граждан РФ

В УК РФ нарушению избирательных прав посвящена статья 141, которая носит название «Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий».

Согласно статьи, к уголовно наказуемым видам нарушений относятся:

  • Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или участию в референдуме;
  • Нарушение тайны голосования;
  • Воспрепятствование работе избирательной комиссии;
  • Воспрепятствование работе отдельного члена комиссии.

В качестве наказания за подобные деяния Кодексом предусмотрены следующие виды ответственности:

  • Штраф до 80 тысяч рублей;
  • Штраф в размере дохода осужденного до 6 месяцев;
  • Обязательные работы до 360 часов;
  • Исправительные работы до года.

В ч. 2 ст. 141 УК РФ прописаны квалифицирующие признаки, наличие которых в преступлении влияет на применимую меру наказания. Отягчающими обстоятельствами признаются:

  • Совершение группой лиц по предварительному сговору;
  • Совершение ОПГ;
  • Использование своего служебного положения;
  • Присутствие признаков подкупа, обмана, принуждения, применения насилия или угрозы его применения.

При наличии отягчающих обстоятельств виновному лицу грозит максимум до 5 лет реального лишения свободы.

В особую категорию в статье выделены нарушения, которые связаны с требованиями в вопросах регистрации кандидатов, подсчета голосов или вмешательства в работу государственной автоматизированной системы выборы. Эти действия, совершенные с использованием своего служебного положения, влекут до 4 лет лишения свободы.

Избирательное право в России

Каждый человек, который достиг избирательного возраста, имеет право участвовать в выборах. Любой желающий даже может стать президентом страны, если его возрастные и образовательные характеристики будут удовлетворять критериям, установленным в действующем законодательстве.

Конечно, все понимают, что таким правом все обладают только в теории. В реальности же даже чтобы стать кандидатом в президенты, требуется собрать большой набор документов, подготовить подписи, и все равно это не будет полной гарантией баллотирования.

Избирательное право граждан включает в себя большое количество частных прав и свобод, в том числе и следующие:

  • Право избирать и быть избранным;
  • Право на участие в составе избирательной или наблюдательной комиссии;
  • Право на предвыборную агитацию;
  • Право на финансирование избирательной гонки или отдельного кандидата;
  • Право на ознакомление со списком избирателей и т.д.

Всего таких частных прав граждан в избирательном праве намного больше. Установлены они специальным федеральным законом.

Голосование в стране осуществляется тайным способом.

В связи с проведением на территории региона избирательной кампании Управление МВД России по Новгородской области напоминает об ответственности за нарушения избирательного законодательства РФ.

В настоящее время в новгородскую полицию поступило три обращения о возможных нарушениях законодательства о выборах в части подкупа избирателей. По всем данным сообщениям проводится проверка.

Читайте также:  Делится ли наследство между супругами?

Полицейские напоминают, что за нарушения избирательного законодательства предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Административная ответственность за нарушение избирательного законодательства установлена главой 5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Список правонарушений весьма обширен, охватывает вопросы деятельности, реализации прав и соблюдения возложенных законом обязанностей кандидатами, членами избирательных комиссий, представителями СМИ, гражданами и другое.

За совершение правонарушений в сфере законодательства о выборах виновные лица несут административную ответственность в виде штрафа, размер которого варьируется в зависимости от совершенного правонарушения и субъекта выборного процесса, его совершившего. Так, размер штрафа для физических лиц может составлять от 500 рублей за совершение таких правонарушений, как размещение печатных агитационных материалов в местах, где это запрещено федеральным законом, либо размещение этих материалов в помещениях, зданиях, на сооружениях и иных объектах без разрешения собственников или владельцев указанных объектов (ч. 2 ст. 5.12 КоАП РФ), умышленное уничтожение или повреждение агитационного материала либо информационного материала, относящегося к выборам, референдуму (ст. 5.14 КоАП РФ).

Законодателем выделены в отдельные ст. правонарушения, посягающие на установленные правила финансирования избирательного процесса (ст. 5.16, 5.17, 5.19, 5.20, 5.21, 5.50 КоАП РФ). При этом максимальный размер наказания для юридических лиц установлен ст. 5.18 КоАП РФ — за незаконное использование денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума и составляет до 1 миллиона рублей.

В соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ к должностным лицам, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, отнесены в зависимости от состава дела об административном правонарушении должностные лица органов внутренних дел (полиции), члены избирательной комиссии с правом решающего голоса, должностные лица органа, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Кроме того, предусмотрена и уголовная ответственность за нарушение избирательных прав и права на участие в референдуме. Принимая во внимание значимость избирательных прав, уголовное законодательство предусматривает ответственность за совершение общественно опасных деяний, причиняющих значительный вред охраняемым правовыми нормами общественным отношениям в сфере организации и проведения выборов.

Статьей 141 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий вплоть до лишения свободы на срок до 5 лет.

За нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума ст. 141.1 УК РФ предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 2 лет.

Также ст. 142 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за фальсификацию избирательных документов. За совершение данного преступления законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 4 лет.

Кроме того, напомним, что с 2020 года УК РФ дополнен новой ст. 142.2, ответственность по которой наступает за незаконную выдачу и получение избирательного бюллетеня.

Так, выдача членом избирательной комиссии гражданину избирательных бюллетеней в целях предоставления ему возможности проголосовать вместо других избирателей или проголосовать более двух раз в ходе одного и того же голосования, а также выдача гражданам уже заполненных избирательных бюллетеней будет наказываться штрафом в размере до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет, либо принудительными работами или лишением свободы на срок до 4 лет.

В свою очередь граждане, получившие бюллетени для участия в голосовании вместо других избирателей или для участия в голосовании более двух раз в ходе одного и того же голосования, понесут наказание в виде штрафа в размере до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет. За такое деяние можно лишиться свободы на срок до 3 лет.

Приложение №1

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 07.06.2013)

Извлечения

Статья 5.1. Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума

Нарушение права гражданина на ознакомление со списком из­бирателей, участников референдума, либо нерассмотрение в уста­новленный законом срок заявления о неправильности в списке из­бирателей, участников референдума, либо отказ выдать гражданину письменный ответ о причине отклонения заявления о внесении ис­правления в список избирателей, участников референдума –

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Статья 5.3. Неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума. Непредставление сведений и материалов по запросу избирательной комиссии, комиссии референдума

1. Неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума, принятого в пределах ее компетенции, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

2. Непредставление государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, органи­зациями независимо от формы собственности, в том числе организа­циями, осуществляющими теле- и (или) радиовещание, редакциями периодических печатных изданий, а также должностными лицами указанных органов и организаций в избирательную комиссию, комис­сию референдума сведений и материалов, запрашиваемых комиссией в соответствии с законом, либо представление таких сведений и мате­риалов с нарушением установленного законом срока, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5.4 и частью 1 статьи 5.17 настоя­щего Кодекса, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на юридических лиц – от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Статья 5.4. Нарушение порядка представления сведений об избирателях, участниках референдума

Нарушение установленного законом порядка представления сведений об избирателях, участниках референдума либо представ­ление недостоверных сведений об избирателях, участниках рефе­рендума соответствующим избирательным комиссиям должностным лицом, на которое законом возложена эта обязанность, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей.

Статья 5.5. Нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов

1. Нарушение главным редактором, редакцией средства массо­вой информации, организацией, осуществляющей теле- и (или) ра­диовещание, либо иной организацией, осуществляющей выпуск или распространение средства массовой информации, порядка опублико­вания (обнародования) материалов, связанных с подготовкой и про­ведением выборов, референдумов, в том числе агитационных матери­алов, а равно нарушение в период избирательной кампании, кампании референдума порядка опубликования (обнародования) указанных материалов в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч пятисот рублей, на должностных лиц – от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

2. Непредоставление государственной или муниципальной ор­ганизацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, редакцией государственного или муниципального периодического печатного издания избирательной комиссии, комиссии референдума на безвоз­мездной основе, а равно в установленный законом срок соответствен­но эфирного времени, печатной площади для информирования из­бирателей, участников референдума, ответов на вопросы граждан, обнародования решений и актов избирательной комиссии, комиссии референдума, а также для размещения иной информации, обнародо­вание которой предусмотрено законодательством о выборах и рефе­рендумах, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Статья 5.6. Нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума либо представителя средства массовой информации

1. Нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблю­дателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кан­дидата, избирательного объединения, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума либо представителя средства массовой информации на осуществление наблюдения и на своевре­менное получение информации и копий избирательных документов, документов референдума, получение которых предусмотрено зако­ном, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в раз­мере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей.

2. Выдача председателем, заместителем председателя, секрета­рем или иным членом избирательной комиссии, комиссии референ­дума с правом решающего голоса лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, заверенной копии протокола избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов или референдума, содержащей данные, которые не соответствуют данным, содержащимся в первом экземпляре соответствующего про­токола, либо заверение председателем, заместителем председателя, секретарем или иным членом избирательной комиссии, комиссии ре­ферендума с правом решающего голоса копии протокола с нарушени­ем требований, предусмотренных законом, –

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *