Учет транспортных расходов торговой организации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учет транспортных расходов торговой организации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Пункты 9, 10 ФСБУ 26/2020 устанавливают, что суммы, уплаченные по доставке ОС, должны включаться в состав затрат на его приобретение или сооружение. При этом не важно как ОС получены — по договору купли-продажи, безвозмездно или построены хозяйственным способом.

Как списывать транспортные расходы в торговле

Покажем на примерах, как списываются транспортные расходы в зависимости от принятого варианта учёта (в фактической себестоимости или в расходах на продажу):

Пример 2.

ООО «Дельта» занимается продажей компьютерной техники. В июне 2021 года пришёл товар на сумму 980 тысяч рублей. Расходы на доставку и разгрузку составили 52 тысячи рублей. Компания работает на ОСНО, товар облагается НДС. В соответствии с учётной политикой, транспортные расходы включаются в фактическую себестоимость на счёте 41 — Товары.

  • Дт 60 — Кт 51 — товар оплачен на сумму 980 тыс. руб., в т.ч. НДС 163,33 тыс. руб.;
  • Дт 41 — Кт 60 — товар оприходован на сумму 816,67 тыс. руб. (за минусом НДС);
  • Дт 19 — Кт 60— выделен НДС по товару (163,33 тыс. руб.);
  • Дт 60 — Кт 51 — оплачена доставка товара на сумму 52 тыс. руб., в т.ч. НДС 8,67 тыс. руб.;
  • Дт 41 — Кт 60 — учтена стоимость доставки 43,33 тыс. руб. (за минусом НДС);
  • Дт 19 — Кт 60 — выделен НДС по доставке (8,67 тыс. руб.);
  • Дт 90 — Кт 41 — списание себестоимости части товаров (с учётом ТР) после её реализации (860 тыс.руб.).

Пример 3.

ООО «Гамма» продаёт автозапчасти. В июне 2021 года пришёл товар на сумму 430 тысяч рублей. Расходы на доставку и разгрузку составили 8 тысяч рублей. Компания работает на ОСНО, товар облагается НДС. В соответствии с учётной политикой, стоимость доставки относится на расходы по продажам. Используется счёт 44 — Расходы на продажу.

ПТР на остаток на складе (ПТРн) — 4 тыс. руб.;

остаток товара на складе на 1 июля (СТк) — 261 тыс. руб.;

стоимость реализованных в июне товаров (СТо) — 612 тыс. руб.

  • Дт 60 — Кт 51 — товар оплачен на сумму 430 тыс. руб., в т.ч. НДС 71,67 тыс. руб.;
  • Дт 41 — Кт 60 — товар оприходован на сумму 358,33 тыс. руб. (за минусом НДС);
  • Дт 19 — Кт 60 — выделен НДС по товару (71,67 тыс. руб.);
  • Дт 60 — Кт 51 — оплачена доставка товара на сумму 8 тыс. руб., в т.ч. НДС 1,33 тыс. руб.;
  • Дт 44 — Кт 60 — учтена стоимость доставки 6,67 тыс. руб. (за минусом НДС);
  • Дт 19 — Кт 60 — выделен НДС по доставке (1,33 тыс. руб.);
  • Дт 90 — Кт 41 — списание себестоимости части товаров после её реализации (358,33 тыс.руб.);
  • Дт 90 — Кт 44 — принятая к затратам стоимость ПТР по доставке товаров, реализованных в июне (8,41 тыс.руб.), на основании расчёта:

    (4 тыс.руб. + 8 тыс.руб.) / (261 тыс.руб. + 612 тыс.руб.) = 1,4%

    1,4% х 261 тыс.руб. = 3,59 тыс.руб.

    (4 тыс.руб. + 8 тыс.руб.) — 3,59 тыс.руб. = 8,41 тыс.руб.

Учет транспортно-заготовительных расходов

Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) — это затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материально-производственных запасов (МПЗ), в т. ч. готовой продукции и товаров, в организацию (п. 70 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н, далее — Методические указания по МПЗ).

К ТЗР, например, могут относиться:

  • оплата транспортных услуг сторонних организаций по перевозке товаров (плата за перевозки, за подачу вагонов, взвешивание грузов и т. п.);
  • оплата услуг организаций по погрузке товаров в транспортные средства и выгрузке из них, плата за экспедиционные операции и другие аналогичные услуги;
  • стоимость материалов, израсходованных на оборудование транспортных средств;
  • плата за временное хранение грузов;
  • другие расходы.

Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 №44н, далее — ПБУ 5/01).

В фактическую себестоимость включаются также фактически произведенные затраты организации на доставку МПЗ и приведение их в состояние, пригодное для использования (п. 11 ПБУ 5/01).

Согласно пункту 83 Методических указаний по МПЗ организация самостоятельно выбирает и закрепляет в учетной политике следующие способы распределения ТЗР:

  • в стоимости МПЗ (пп. «в» п. 83 Методических указаний по МПЗ);
  • на отдельных счетах (пп. «а» , «б» п. 83 Методических указаний по МПЗ). В конце месяца ТЗР списываются на затраты (расходы) пропорционально стоимости МПЗ, отпущенных в производство (проданных) в течение месяца.

Организация, которая ведет торговую деятельность, может затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, полностью включать в состав расходов на продажу (п. 13 ПБУ 5/01).

В налоговом учете по общему правилу стоимость ТЗР включается в стоимость МПЗ (п. 2 ст. 254 НК РФ). Для торговых организаций издержки обращения, в том числе и ТЗР, формируются с учетом особенностей, изложенных в статье 320 НК РФ.

Согласно абзацу 3 статьи 320 НК РФ расходы текущего месяца разделяются на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, и суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика-покупателя товаров в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров. Все остальные расходы, кроме внереализационных расходов (ст. 265 НК РФ), осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.

Для того чтобы определить сумму транспортных расходов, относящихся к остаткам нереализованных товаров, рассчитываются следующие показатели:

1. Сумма прямых расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем месяце.

2. Стоимость приобретения товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость приобретения остатка нереализованных товаров на конец месяца.

3. Средний процент как отношение суммы прямых расходов (п. 1 ст. 320 НК РФ) к стоимости товаров (п. 2 ст. 320 НК РФ).

4. Сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, как произведение среднего процента и стоимости остатка товаров на конец месяца.

Читайте также:  Нормы строительства частного дома: требования СНиП

При расчете суммы прямых расходов, относящейся к остаткам товаров на складе, в соответствии с требованиями статьи 320 НК РФ в показатель «товары на складе» должны включаться все товары, право собственности на которые находится у налогоплательщика, в том числе товары, находящиеся в пути, право собственности на которые перешло к налогоплательщику, а также отгруженные налогоплательщиком товары до перехода права собственности к покупателям (письмо Минфина России от 03.06.2008 № 03-03-09/70).

При этом если организация реализует несколько видов товаров, то сумма транспортных расходов, которая относится к нереализованным товарам, определяется по общему остатку товаров. Распределения транспортных расходов по видам товаров статья 320 НК РФ не предусматривает (письмо Минфина России от 12.11.2009 № 03-03-06/4/98).

Таким образом, налогоплательщик вправе выбрать один из двух вариантов учета транспортных расходов и закрепить его в учетной политике для целей налогообложения прибыли:

  • включить транспортные расходы, связанные с приобретением товаров, в стоимость этих товаров (п. 2 ст. 254 НК РФ). При таком варианте учета транспортные расходы списываются вместе с реализуемым товаром;
  • учитывать транспортные расходы отдельно. В этом случае транспортные расходы все равно считаются прямыми и подлежат распределению в пропорции между реализованными товарами и товарами на складе (абз. 3 ст. 320 НК РФ).

Учет страхования товара при грузоперевозке

Во время доставки, особенно на большое расстояние, существуют риски повреждения или гибели груза. Поэтому все больше продавцов и перевозчиков предпочитают страховать товар на время транспортировки. При наступлении страхового случая денежное возмещение нужно учесть как прочий доход. Для этого совершаются следующие проводки:

  • Дт 76 Кт 91.1 — начисление страховой выплаты.
  • Дт 51 Кт 76 — поступление денег от страховщика на расчетный счет.

После отражения в учете страхового дохода продавец имеет право списать утраченный товар:

  • Дт 94 Кт 41 — отнесение себестоимости пропавших ценностей на потери.
  • Дт 91.02 Кт 94 — списание стоимости утраченного товара.

Специфическая первичка

Специальные документы являются обязательными к применению в транспортном секторе. Многие из них имеют значение для бухгалтерии. Если речь об автоперевозках, бухгалтерам приходится работать с товарно-транспортными накладными, путевыми листами. Для отдельных перевозчиков актуальны авиагрузовые и железнодорожные накладные. Другие специфические документы также могут попадать в руки к бухгалтеру.
Вся первичка подлежит проверке. Что интересует бухгалтера прежде всего? Обязательные реквизиты, актуальные суммы, количество товара и наименование товара или услуг. Также имеет значение НДС, если речь идет о налогооблагаемых операциях.
Стандартной первички в транспортной компании тоже хватает. Подтверждение расходов и обоснование доходов имеет значение для налогоплательщика на УСН и ОСНО.


Транспортные расходы при купле-продаже товаров: документальное оформление, бухгалтерский и налоговый учет

16.05.2007

  • Людмила Круглова Старший Юрисконсульт Группы компаний Телеком-Сервис ИТ
  • Для многих организаций и индивидуальных предпринимателей, является актуальным вопрос о порядке учета транспортных расходов, которые в значительной степени влияют на порядок формирования издержек обращения, а также на порядок определения налогооблагаемой базы в целях налога на прибыль.
  • В настоящей статье мы постарались рассмотреть наиболее типичные варианты распределения обязанностей по доставке товаров в соответствии с условиями договоров, раскрыть основные вопросы бухгалтерского и налогового учета транспортных расходов как у продавца, так и у покупателя товаров.

Первичные документы, подтверждающие транспортные расходы

При заключении договора организация ООО «ВЕСНА» с транспортной компанией, документом, подтверждающим услуги по доставке реализованного товара, служит Транспортная накладная, которая составляется продавцом. Согласно пункту 2 статьи 785 ГК РФ; правилу 9 Постановления Правительства от 15.04.2011г. №272; письму Минфина от 23.04.2013г. № 03-03-01/1/1404.

Составляется Товарная накладная согласно приложению 4 к Постановлению Правительства от 15.04.2011г. №272. Так как в Товарной накладной не указана цена и стоимость товара, нужно оформить Товарную накладную (ТОРГ-12).

Для учета движения товара и расчета за их доставку автотранспортом формируют Товарно-транспортную накладную (форма 1-Т).

Какие документы необходимо иметь при доставке товара?

Осуществляя реализацию товара, продавец обязан выставить в адрес покупателя:

  • счет-фактуру (исключение — применение спецрежима);
  • товарную накладную по форме ТОРГ-12;
  • прочие товарно-транспортные документы — товарно-транспортную накладную (ТТН) и транспортную накладную (ТН).

ТОРГ-12 является первичным документом, составленным продавцом в 2 экземплярах (один — для себя, другой — для покупателя). Он содержит информацию о реализуемых матценностях и является подтверждением перехода права собственности на них от продавца к покупателю.

ТН (приложение 4 к постановлению Правительства РФ от 15.04.2011 № 272) фиксирует стоимость услуг перевозки, т. е. сумму транспортных расходов. В ней указывается информация:

  • о сторонах сделки;
  • перевозимых ТМЦ;
  • дополнительных документах;
  • транспортном средстве, осуществляющем доставку;
  • пункте и дате погрузки/разгрузки товара;
  • дате доставки груза;
  • прочие данные.

При этом ТН не является документом, на основании которого можно оприходовать товар, а служит первичным документом для обоснования транспортных расходов.

Учет затрат на доставку товара до склада организации

Компания ГАРАНТ

Организация ведет торгово-закупочную деятельность. Схемы покупки и продажи выглядят следующим образом. Договором поставки предусмотрена обязанность продавца по доставке товара по указанному в договоре адресу получателя. Доставка товара осуществляется автомобильным транспортом. Право собственности на товар переходит от поставщика к организации в момент передачи товара получателю. По условиям договора поставки стоимость доставки указывается отдельно. В соответствии с учетной политикой расходы по доставке учитываются на счете 44. Приобретенный товар поставляется организацией покупателю по указанному им адресу. Право собственности на товар переходит от организации к покупателю в момент передачи товара указанному в договоре получателю. Доставка товара получателю осуществляется автомобильным транспортом стороннего перевозчика. Стоимость доставки включается в стоимость товара. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете затраты на доставку товара до склада организации? Какие документы необходимы для признания в расходах данных затрат?

По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности (ст. 506 ГК РФ).

Если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент вручения товара покупателю или указанному им лицу (п. 1 ст. 458 ГК РФ).

Доставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки их транспортом, предусмотренным договором поставки, и на определенных в договоре условиях (п. 1 ст. 510 ГК РФ).

Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю (п. 1 ст. 459 ГК РФ).

Поэтому все риски и расходы, связанные с поставкой товара, несет поставщик.

Бухгалтерский учет

Бухгалтерский учет товаров ведется в соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (далее — ПБУ 5/01).

Для учета товаров торговые организации используют счет 41 «Товары» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее — Инструкция по применению)).

Согласно п.п. 5 и 6 ПБУ 5/01 запасы, приобретенные за плату, принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, определяемой исходя из фактических затрат на их приобретение.

Читайте также:  Как выписать человека из квартиры. Что нужно?

К фактическим затратам на приобретение материально-производственных запасов (МПЗ) среди прочего отнесены:

— суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

— затраты по заготовке и доставке МПЗ до места их использования, включая расходы по страхованию.

Согласно п. 13 ПБУ 5/01 организации, осуществляющие торговую деятельность, могут затраты по доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, включать в состав расходов на продажу.

Таким образом, транспортные расходы, которые несет организация при закупке товара, могут ею как включаться в фактическую стоимость товаров, учитываемых на счете 41, так и учитываться обособленно на счете 44 «Расходы на продажу» в соответствии с Инструкцией по применению.

То есть порядок учета транспортных затрат, осуществляемых торговой организацией до момента передачи товара в продажу, устанавливается в учетной политике организации.

В рассматриваемом случае организация установила в учетной политике порядок учета затрат на доставку товаров до собственного склада на счете 44.

Однако к таким затратам, относятся затраты на транспортировку собственного товара, осуществляемую собственными силами организации или силами сторонних перевозчиков по договорам перевозки, заключенным с перевозчиком как напрямую, так и через посредника.

В рассматриваемом случае между продавцом и покупателем заключен договор поставки, согласно которому право собственности переходит на складе покупателя. То есть, с точки зрения покупателя, все расходы по транспортировке товара от склада поставщика до склада покупателя фактически относятся к «чужому» товару.

При таких условиях договора поставки организация-покупатель не может указанную в нем стоимость доставки отнести к транспортным расходам, учитываемым на счете 44.

Иными словами, в рассматриваемом случае для организации-покупателя стоимость доставки войдет в цену товара (даже если она выделена в расчетных документах) и не будут отдельно формировать сумму расходов по доставке приобретенного товара.

Таким образом, приобретение товаров по договору поставки, предусматривающего обязанность продавца по доставке товара до склада покупателя, следует отразить следующими записями:

Дебет 41 Кредит 60 (76)
— отражена стоимость товара, включающая затраты поставщика по его доставке;

Дебет 19 Кредит 60 (76)
— учтен НДС в стоимости товара;

Дебет 68, субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
— принят к вычету НДС;

Дебет 60 (76) Кредит 51
— оплачена стоимость товара, включая стоимость его доставки.

Налоговый учет

В целях налогового учета организации, осуществляющие торговую деятельность, формируют расходы, связанные с приобретением покупных товаров, с учетом положений ст. 320 НК РФ.

Расходы текущего месяца разделяются на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, и суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика — покупателя товаров в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров.

Сумма прямых расходов в части транспортных расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца согласно алгоритму расчета, определенному ст. 320 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. При этом указанные расходы должны быть экономически обоснованы, документально подтверждены и направлены на получение дохода.

В целях признания расходов важно отметить следующее. Обоснованными для покупателя будут все расходы, которые возложены на него условиями договора поставки.

Так как в рассматриваемом случае право собственности на товар переходит к организации-покупателю в момент передачи товара на складе получателя, то, с точки зрения покупателя, все расходы по транспортировке товара от склада поставщика до склада получателя фактически относятся к «чужому» товару, они не могут отдельно формировать сумму расходов по доставке приобретенного товара.

При таких условиях договора поставки, как и в бухгалтерском учете, для организации-покупателя транспортные расходы, по нашему мнению, должны формировать цену товара (даже если их сумма выделена в расчетных документах) и не могут отдельно формировать сумму расходов по доставке приобретенного товара.

В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика. К работам (услугам) производственного характера относятся, в частности, транспортные услуги сторонних организаций (включая индивидуальных предпринимателей) по перевозкам грузов внутри организации и доставка готовой продукции в соответствии с условиями договоров (контрактов).

Нюансы акцепта в бухучете

Мы разобрались, что, когда говорят «акцептован счет» – это означает только принятие документации к оплате. Сам факт оплаты отражается после списания средств. Как отражаются такие операции в бухучете предприятия? Каким образом следует учесть промежуток времени между акцептом и оплатой счета?

В учете предприятия все акцептованные счета подлежат отражению на счете расчетов с поставщиками, то есть сч. 60 . Здесь ведется синтетический и аналитический учет по контрагентам, датам возникновения/погашения обязательств, ассортименту продукции (услуг), уже готовым к оплате акцептованным документам, положительно утвержденным руководителем организации. Проводки формируются по правилам приказа Минфина России № 94н от 31.10.00 г.

Общая процедура акцептирования включает два основных действия. Сначала поставщик поставляет покупателю необходимую продукцию (или оказывает услуги, выполняет работы). После чего в течение 5-дневного срока выставляется непосредственно счет для оплаты. Согласно нормам гражданского законодательства, сумма должна быть оплачена покупателем со своего расчетного счета в полном размере и без каких-либо изменений.

Какими документами должна быть оформлена операция доставки товара при таких условиях договора?

При данном варианте договор перевозки продавцом не заключается, а доставка товара осуществляется силами собственного структурного подразделения, транспортная накладная не оформляется. В этом случае выписывается только товарная накладная в двух экземплярах.

Напомним, что до 1 января 2013 г. у налогоплательщиков не было выбора, по какой форме составлять товарную накладную. Унифицированная форма N ТОРГ-12, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132, была обязательна к применению. В настоящее время формы используемых первичных учетных документов (за исключением государственных организаций) определяет руководитель экономического субъекта (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее — Закон о бухгалтерском учете). Но, как показывает практика аудиторских проверок, большинство экономических субъектов используют привычные унифицированные формы, под которые рассчитано большинство бухгалтерских программных продуктов.

Для подтверждения расходов на ГСМ организация должна составить путевой лист. На практике может возникнуть вопрос относительно формы такого путевого листа: может ли организация самостоятельно разработать форму путевого листа, руководствуясь лишь обязательными реквизитами, содержащимися в п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете?

Напомним, что Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов установлены Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 (далее — Приказ Минтранса России N 152). Письмом Минфина России от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161 указано, что путевой лист, самостоятельно разработанный организацией, может являться одним из документов, подтверждающих расходы на приобретение ГСМ, при наличии в нем Обязательных реквизитов, утвержденных Приказом Минтранса России N 152.

Читайте также:  Как переоформить ООО на другого человека?

В этом случае должны быть в наличии как транспортная, так и товарная накладные. В транспортной накладной, полученной от перевозчика товара, грузополучателем будет являться покупатель.

Агентское вознаграждение начисляется поставщику на основании утвержденного покупателем отчета агента в сроки, установленные договором.

Кроме того, для правомерного принятия НДС в составе налоговых вычетов поставщик должен перевыставить покупателю счет-фактуру на основе данных, полученных от перевозчика (разумеется, если последний является плательщиком НДС).

Нужно ли поставщику вести в электронном виде журнал полученных и выставленных счетов-фактур и представлять его в налоговые органы?

Напомним, что обязанность ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур возлагается на налогоплательщиков (в том числе освобожденных от исполнения обязанности уплаты НДС), а также лиц, не являющихся налогоплательщиками в случае выставления и (или) получения указанной категорией лиц счетов-фактур при осуществлении посреднической деятельности на основе договоров комиссии, агентских договоров, предусматривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента).

На конкретном примере. Проводки и расчеты для ситуации, когда покупатель компенсирует доставку по агентскому договору

С чего начать: Заключите посреднический договор на организацию перевозки товаров.

Что будет самым сложным: Не запутаться при оформлении первичных документов и счетов-фактур.

Условия примера: стороны решили, что продавец заключит договор перевозки с третьей компанией на правах посредника

ООО «Вега» заключило договор поставки с ООО «Радуга». Обе компании занимаются торговой деятельностью. В налоговом учете применяют метод начисления. Согласно условиям договора доставку товаров должен организовать поставщик. При этом он и покупатель заключили посреднический договор, по которому ООО «Вега» организует доставку, выступая агентом от своего имени, но за счет ООО «Радуга». Агентское вознаграждение установили в размере 5900 руб. (в том числе НДС — 900 руб.).

Если ваша компания на упрощенке

Упрощенщикам надо сделать в бухгалтерском учете такие же проводки, как в этой статье.

Стоимость транспортировки по договору перевозки составила 118 000 руб., в том числе НДС — 18 000 руб. Бухгалтер ООО «Вега» оформил транспортную накладную в трех экземплярах, а затем передал два из них перевозчику. Сторонняя компания перевезла товары со склада продавца на склад покупателя 4 марта 2013 года. В этот же день, 4 марта, ООО «Вега» оформило отчет посредника. А ООО «Радуга» утвердило этот документ 11 марта. В тот же день — 11 марта — продавец оплатил услуги перевозчика. А 25 марта на счет ООО «Вега» поступили деньги от ООО «Радуга».

Бухгалтер ООО «Вега» отразил в доходах посредническое вознаграждение

Итак, 4 марта ООО «Вега» от перевозчика поступили копия экземпляра транспортной накладной и счет-фактура на стоимость услуг по доставке. Однако продавец, организуя доставку товаров, действовал от своего имени за счет покупателя, то есть в качестве агента. Поэтому стоимость транспортировки бухгалтер ООО «Вега» не стал учитывать в составе расходов — ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете. Дальше бухгалтер действовал так.

Налоговый учет транспортных расходов

Порядок отражения транспортных расходов в налоговом учете зависит непосредственно от условий договора с поставщиком. Согласно статье 320 НК РФ суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика — покупателя товаров относятся к прямым транспортным расходам в том случае, если эти расходы не включены в цену приобретения товаров. В учете поставщика порядок отражения транспортных расходов зависит от условий заключенного договора (см. табл. 1 на с. 48).

Транспортные расходы, связанные с реализацией товаров, при исчислении налога на прибыль признаются косвенными. Они списываются полностью в том периоде, в котором были реализованы товары (подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ). В декларации по налогу на прибыль такие расходы учитываются по строке 100 как прочие расходы.

Перед тем как осуществить доставку необходимо выбрать, как она будет отражаться.

Существует два способа учитывать затраты на поставку:

  • по письменной договоренности, включив в цену продукции;
  • по письменной договоренности (учитываются отдельно).

Транспортные услуги, включенные в цену продукции, должны быть отражены в договоре купли-продажи отдельной строкой. Обязательно необходимо сделать отметку о сумме за услуги по перевозке.

В этом случае указывается стоимость товара с учетом НДС, подсчитывается общая сумма к оплате от покупателя и указывается сумма транспортировки. Еще можно сделать отметку для покупателя о том, что в случае возврата продукции сумма транспортных расходов не возвращается.

Не выделение в отдельную строку суммы транспортных услуг грозит следующими неприятностями:

  • если покупатель вернет продукцию, ему придется вернуть всю сумму обратно, с учетом и расходов на доставку;
  • налоговая не засчитает в качестве вычета эту сумму, когда будет рассчитывать налог на прибыль.

Оптимальным вариантом будет заключение отдельного договора/соглашения на транспортировку проданных товаров. В нем прописываются все затраты поставщика и обязанность покупателя по возмещению. В этом случает учет продаж и транспортных расходов будет разделен.

Проводки, отражающие возмещение транспортных расходов покупателем

Про составление проводок по возмещению транспортных услуг, оказанных специализированными перевозчиками, мы уже писали в статье «Порядок перевыставления транспортных расходов покупателю».

Поэтому сейчас мы на простом примере рассмотрим проводки, отражающие порядок возмещения только собственных транспортных услуг.

Пример

За август произведены следующие операции:

  1. Реализован товар:
  • для способа 1 — на сумму 96 740 руб. (в т. ч. НДС 16 123,33 руб.), из них стоимость транспортировки товара с учетом НДС — 19 965,60 руб.;
  • для способа 2 — на сумму 76 774,40 руб. (в т. ч. НДС 12 795,73руб.).
  1. Списана покупная стоимость реализованного товара — 56 420 руб.
  2. Выставлен счет на оплату транспортных услуг на сумму 19 965,60 руб. (в т. ч. НДС 3 327,60 руб.). Примечание: это условие для способа 2.
  3. Расходы на транспортировку товара составили 17 740 руб. (в т. ч. НДС по погрузочным работам, оказанным сторонней организацией, — 820 руб.).
Операция Способ 1

Стоимость транспортировки включена в стоимость товара по договору поставки

Способ 2

Стоимость транспортировки выделена в отдельный договор (дополнительное соглашение)

Дт Кт Сумма Дт Кт Сумма
Продан товар 62 90-1 96 740 62 90-1 76 774,40
90-3 68 16 123,33 90-3 68 12 795,73
Списана покупная стоимость товара 90-2 41 56 420 90-2 41 56 420
Оказаны транспортные услуги 62 90-1 19 965,60
90-3 68 3 327,60
Учтены расходы, связанные с оказанием транспортных услуг 44 02, 10, 60, 69, 70, 76 16 920

= 17 740 – 820

44 02, 10, 60, 69, 70, 76 16 920

= 17 740 – 820

Выделен и принят к вычету НДС по погрузочным услугам сторонней организации 19 60, 76 820 19 60, 76 820
68 19 820 68 19 820
Списаны расходы по транспортировке 90-2 44 16 920 90-2 44 16 920


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *