Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за непроведение специальной оценки условий труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Проведение СОУТ начинается с созыва комиссии с нечетным количеством членов. Ее инициирует приказ руководителя организации. В комиссию входит специалист по охране труда или специалист, привлекаемый работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), а также представитель профсоюза, если такой имеется. В том же приказе руководитель должен указать, кто возглавит комиссию – он сам или назначенное им лицо.
В некоторых случаях работодателю необходимо провести специальную оценку внепланово, то есть ранее, чем по прошествии 5 лет (ч. 1 ст. 17):
- при введении нового рабочего места;
- при наличии предписания ГИТ о проведении спецоценки;
- при изменении технологического процесса на рабочем месте, при замене производственного оборудования, состава применяемых материалов, сырья и т.д.;
- если произошел несчастный случай на рабочем месте (не по вине третьих лиц);
- если выявлено профессиональное заболевание;
- если имеется мотивированное предложение выборного органа первичной профорганизации о проведении внеплановой СОУТ.
Если руководством организации будут обеспечены безопасные условия на рабочих местах, подтвержденные результатами проведенной специальной оценкой условий труда или решением государственной экспертизы условий труда, утвержденные действующим Кодексом, компенсационные выплаты, и гарантии сотрудникам за работу на местах с опасными или вредными условиями труда не устанавливаются.
Каждый из специалистов компании имеет право на ознакомление с достоверной и актуальной информацией, касающейся условий и охраны труда на его рабочем месте, возникающих производственных рисках, и их степени, о предпринимаемых мерах, направленных на защиту от воздействия на организм опасных, вредных производственных факторов, возникающих на рабочем месте. Также сотрудник должен иметь возможность своевременно знакомиться с положенными ему компенсациями, гарантиями, получать средства индивидуальной защиты, своевременно получать информацию об использовании устройств, аппаратов, оборудования или комплекса приборов, устройств и оборудования, выполняющих дистанционное аудио или видеонаблюдение за производственным процессом, с целью обеспечения требований безопасности на рабочем месте.
Предоставить всю интересующую рабочего информацию обязан владелец организации, а также соответствующие государственные учреждения, общественные организации, в случае, если они обладают подобной информацией.
Руководство предприятия обязано немедленно оповестить сотрудника о результатах специальной оценки условий труда и присуждении его рабочему месту опасного класса.
Почему важно провести СОУТ в организации
Чтобы не нарушить порядок проведения процедуры СОУТ, нужно знать все нюансы законодательства. Работодатели не всегда своими силами могут следить за изменениями, поэтому часто обращаются в экспертную организацию для проведения специальной оценки условий труда.
Заказать спецоценку Вы можете в нашей компании «Растехэксперт». Мы подскажем Вам все этапы проведения процедуры, начиная с заявки и заканчивая выгрузкой готового отчета в ФГИС Минтруда. Наши специалисты расскажут, какие места требуют спецоценки, а какие можно не оценивать, какую информацию об организации нужно предоставить и какие процедуры в организации должен провести сам работодатель. К итоговому отчету в обязательном порядке мы прилагаем список мероприятий, которые улучшат условия труда.
Нарушение порядка проведения спецоценки.
Итак, за непроведение специальной оценки условий труда или нарушение порядка ее проведения работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Ответственность по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ
Должностные лица |
Юридические лица |
---|---|
Предупреждение или штраф в размере от 5 000 до 10 000 руб. |
Штраф в размере от 60 000 до 80 000 руб. |
Как организовать спецоценку условий труда на рабочих местах: инструкция
Проведение спецоценки условий труда занимает около месяца
- Создаётся комиссия, в составе которой должны находится представитель работодателя, специалист по охране труда. Главным условием остаётся то, что в комиссии должно быть нечётное число членов. Состав и порядок деятельности комиссии проводится приказом руководителя организации.
- Далее установленная приказом Комиссия должна определить перечень рабочих мест для проведения СОУТ. На этом этапе необходимо определить, какие рабочие места по характеристикам сходятся. Такая процедура позволит снизить расходы на проведение процедуры.
- Составить договор с организацией, которая проводит СОУТ и согласуйте график проведения процедуры.
- Подготовьте для представителей организации, которая проводит СОУТ, техническую документацию, документы на оборудование и сырье, должностные инструкции.
Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценки
Перечень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена спецоценка, в том числе и аналогичных, определяется созданной работодателем комиссией (ч. 5 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).
Специальная оценка при наличии аналогичных рабочих мест проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ). Результаты спецоценки при этом применяются ко всем аналогичным рабочим местам.
Аналогичные рабочие места – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (ч. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).
Всегда ли нужно привлекать специализированную организацию?
На следующем этапе в дело вступает специализированная организация. Ее задача – идентифицировать вредные либо опасные факторы труда. Проще говоря, решить, может ли нанести вред здоровью человека его работа, а если может, то чем именно. Вредные факторы перечислены в Классификаторе, утвержденном Приказом Минтруда N 33н от 24.01.2014.
Следует отметить, что идентификация не осуществляется в отношении (ч. 6 ст. 10 Закона):
- рабочих мест сотрудников, профессии, должности или специальности которых включены в списки на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
- рабочих мест, на которых сотрудникам в соответствии с законодательством предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации или специальной оценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
Итак, эксперт специализированной организации проводит идентификацию, а ее результаты утверждает комиссия работодателя (ч. 2 ст. 10 Закона).
Если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не выявлены, то дальнейшие исследования не проводятся (ч. 4 ст. 10 Закона).
По таким рабочим местам, а также местам, условия труда на которых признаны оптимальными или допустимыми, работодатель подает в свою трудинспекцию декларацию соответствия условий труда государственным требованиям.
Административная ответственность работодателя
Статья административно-правового Кодекса РФ 5.27 КоАП имеет градацию на конкретные основания. Каждое основание предусматривает конкретные виды наказаний и установленные суммы штрафов:
-
общие нарушения нормативных требований по ОТ (за исключением тех, которые будут указаны ниже) чреваты вынесением предупреждения или наложением штрафа в размере:
- для должностных лиц – от 2 до 5 тыс. рублей;
- для ИП – от 2 до 5 тыс. рублей;
- для юридических лиц – от 50 до 80 тыс. рублей.
- уклонение от проведения СОУТ или нарушение работодателем установленного порядка проведения спецоценки влечет за собой предупреждение или наложение штрафа в размере:
- для должностных лиц – от 5 до 10 тыс. рублей;
- для ИП – от 5 до 10 тыс. рублей;
- для юрлиц – от 60 до 80 тыс. рублей.
- допуск к исполнению трудовых обязанностей работников без оформленной медицинской книжки, без проведения обучения по вопросам ОТ, без медицинского освидетельствования психического здоровья, грозит наложением штрафов в размере:
- для должностных лиц – от 15 до 25 тыс. рублей;
- для ИП – от 15 до 25 тыс. рублей;
- для юридических лиц – от 110 до 130 тыс. рублей.
- отсутствие должного обеспечения сотрудников СИЗ, влечет за собой наложение штрафов в размере:
- для должностных лиц – от 20 до 30 тыс. рублей;
- для ИП – от 20 до 30 тыс. рублей;
- для юрлиц – от 130 до 150 тыс. рублей.
- наказание за повторное нарушение государственных нормативных требований ОТ будет следующим:
- для должностного лица – штраф в сумме от 30 до 40 тыс. рублей или дисквалификацию на срок от 1 до 3 лет;
- для ИП – от 30 до 40 тыс. рублей или же приостановление деятельности организации на срок до 90 дней;
- для юридических лиц – штрафное взыскание в сумме от 100 до 200 тыс. рублей или приостановление деятельности организации на срок до 90 дней.
- нарушение сроков подачи результатов СОУТ в Государственную инспекцию труда влечет за собой штрафы в размере:
- для должностных лиц – от 20 до 50 тыс. рублей или же дисквалификация на срок от 1 до 3 лет;
- для ИП – от 30 до 50 тыс. рублей;
- для юридических лиц – от 100 до 200 тыс. рублей.
На сегодня СОУТ является единственным механизмом для определения вредности на рабочих местах и назначения компенсаций работникам. При этом оцениваются две составляющие – уровень вредного фактора, идентифицированного на рабочем месте, и время его воздействия на работника. На практике больше внимания уделяют измерениям, а определение точного времени влияния вредных факторов многие организации, к сожалению, недооценивают.
Измеренный уровень того или иного фактора – показатель объективный, определяемый инструментально независимой аккредитованной лабораторией оценивающей организации, которая проводит СОУТ, и не доверять этим данным у нас нет оснований. Чего нельзя сказать о процедуре определения времени воздействия вредных факторов, где в основу иногда ложатся субъективные, а нередко просто желаемые, предпочитаемые работодателем значения.
Требования к проведению СОУТ
Ст. 212 Трудового кодекса РФ и ст. 4 Федерального закона № 426-ФЗ установлена обязанность работодателя провести специальную оценку условий труда на всех рабочих местах. Специальная оценка условий труда проводится организациями, которые соответствуют установленным требованиям Федерального закона № 426-ФЗ.
В установленный срок организациями, проводящими специальную оценку условий труда, в информационную систему учета передаются результаты проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах хозяйствующих субъектов. Данный порядок установлен Приказом Минтруда России от 03.11.2015 г. № 843н «Об утверждении Порядка формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда», а также ст.18 Федерального закона № 426-ФЗ.
При выявлении в организациях и на предприятиях фактов непроведения специальной оценки условий труда государственными инспекторами труда в обязательном порядке выдается предписание на устранение выявленного нарушения.
Работодатель по окончании проведения специальной оценки условий труда в установленный срок обязан разместить на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии такого сайта) сводные данные о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда, а также ознакомить работников с результатами специальной оценки условий труда.
В необходимых случаях в соответствии со ст. 11 Федерального закона № 426-ФЗ и Приказом Минтруда России от 07.02.2014 г. № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда» работодателем в установленный срок оформляется и передается в Государственную инспекцию труда декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
По результатам надзорных мероприятий к административной ответственности по ст. 14.54 КоАП РФ привлечено три юридических и три должностных лица на сумму 270 тыс. руб.
В отношении пяти организаций в Федеральную службу по аккредитации направлены представления о приостановлении аттестата аккредитации.
Законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за непроведение и нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда. Ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ установлены административные наказания в виде предупреждения, а также в виде административного штрафа в размере:
— от 5 тыс руб. до 10 тыс. руб. — должностное лицо;
— от 5 тыс руб. до 10 тыс. руб. — индивидуальный предприниматель;
— от 60 тыс руб. до 80 тыс. руб. — юридическое лицо;
В марте 2019 г. Государственной инспекцией труда в Удмуртской Республике во исполнение поручения Федеральной службы по труду и занятости от 20.02.2019 г. №ТЗ/107-03-3 было направлено хозяйствующим субъектам 175 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, по результатам рассмотрения которых было установлено, что в 11 организациях не завершена СОУТ в установленный срок, а в 24 хозяйствующих субъектах вообще не проводилась.
По результатам полученных сведений Государственной инспекцией труда проведено пять внеплановых надзорных мероприятий, в ходе которых установлены нарушения порядка проведения СОУТ в двух организациях (СОУТ не проведена либо проведена в 2019 г.), одно юридическое лицо документы не предоставило в установленный в распоряжении срок, по данному факту возбуждено административное дело по ст.19.4.1 КоАП РФ. Два работодателя провели СОУТ в установленный срок, то есть до 31.12.2018 г.
В отношении лиц, нарушивших порядок проведения СОУТ, возбуждены административные дела по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, решается вопрос о привлечении к административной ответственности.
Ответственность на любой вкус!
В случае нарушения регламента проведения и работы с результатами спецоценки условий труда, закон предусматривает ряд санкций. В отношении должностных лиц применяется четыре вида ответственности: дисциплинарная, гражданско-правовая, административная, уголовная.
Если положением о кадровом подразделении или должностной инструкцией на кадровика возложена определенная обязанность, касающаяся спецоценки, а сотрудник ее не исполняет или исполняет с нарушениями, то он может быть подвергнут дисциплинарной ответственности. Например, если за кадровиком была закреплена обязанность найти организацию, занимающуюся проведением спецоценки условий труда, а он этого не сделал, то руководитель может наложить дисциплинарное взыскание.
Гражданско-правовая ответственность наступает, если кадровик не выполнил свои обязанности в части проведения спецоценки и применения результатов спецоценки, и это повлекло причинение ущерба, в том числе другим работникам. Тогда возможно возложение на кадровика гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков: сначала заплатит работодатель, а потом он вправе подать в суд и взыскать с нерадивого кадровика уплаченную сумму.
Уголовная ответственность наступает, когда работодатель не провел спецоценку рабочего места, и это повлекло тяжкие последствия. Например, работник трудился во вредных или опасных условиях, а поскольку спецоценка не производилась, обеспечения необходимыми средствами индивидуальной защиты не было предусмотрено. В результате произошел несчастный случай со смертельным исходом или причинением тяжкого вреда здоровью.
Что касается административной ответственности, то особое внимание следует обратить на ч. 3 ст. 5.27 КоАП. Этим документом руководствуется ГИТ, если в организации ненадлежащим образом оформлен трудовой договор.
Штрафы за СОУТ после 1 января 2021 года
- Создаётся комиссия, в составе которой должны находится представитель работодателя, специалист по охране труда. Главным условием остаётся то, что в комиссии должно быть нечётное число членов. Состав и порядок деятельности комиссии проводится приказом руководителя организации.
- Далее установленная приказом Комиссия должна определить перечень рабочих мест для проведения СОУТ. На этом этапе необходимо определить, какие рабочие места по характеристикам сходятся. Такая процедура позволит снизить расходы на проведение процедуры.
- Составить договор с организацией, которая проводит СОУТ и согласуйте график проведения процедуры.
- Подготовьте для представителей организации, которая проводит СОУТ, техническую документацию, документы на оборудование и сырье, должностные инструкции.
- предупреждение
- наложение административного штрафа на должностных лиц — от 5 000 до 10 000 рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 5 тысяч до 10 тысяч рублей;
- на юридических лиц — от 60 тысяч до 80 тысяч рублей.
Со дня утверждения отчета о СОУТ необходимо в течение 30 календарных дней ознакомить работников с результатами оценки их рабочих мест. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха (п.5 ст.15 Закона №426-ФЗ).
Как показывает практика, не все работники и работодатели согласны с результатами СОУТ. В первом случае работник может лишиться ряда льгот и компенсаций, а во втором установление высокого класса вызывает необходимость предоставления льгот работнику.
Работник, который считает, что при проведении СОУТ его права были нарушены, вправе обжаловать результаты СОУТ в суде (ст.5 Закона №426-ФЗ).
Кроме того, работник до принятия им решения о заключении трудового договора обязан обладать достоверной, актуализированной информацией об условиях труда на его рабочем месте. Такую информацию он может получить только по результатам проведения специальной оценки условий труда из карты специальной оценки условий труда рабочего места, которое будет ему предоставлено (Решение Кемеровского областного суда от 18.01.2017 г. №21-7/2017).
Как быть с проведенной аттестацией?
Результаты аттестации рабочих мест можно использовать в целях установления дифференцированных тарифов до 31 декабря 2021 года. Для этого необходимо одновременное соблюдение четырех условий (ч. 5 ст. 15 ФЗ от 28.12.2013 № 421-ФЗ):
- Аттестацией установлено, что условия труда на рабочих местах являются вредными или опасными.
- Срок действия аттестации еще не истек.
- Результаты аттестаций отражены в документах, которые оформлены не позднее 31.12.2013 (письмо Минтруда России от 13.03.2014 № 17-3/В-113).
- Аттестационные документы оформлены по правилам, утв. Приказами Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н или от 31.08.2007 № 569.
Если результаты аттестации оформлены правильно, то в аттестационных документах должны быть отражены те же классы и подклассы условий труда, которые действуют сейчас. В этой части изменений в законодательстве РФ не произошло. Так, например, если проведенной аттестацией условия труда были признаны опасными, то на выплаты нужно начислять дополнительные взносы по тарифу 8 % (см. табл. 2). Однако имейте в виду, что если по результатам проведенной аттестации условия труда были признаны оптимальными или допустимыми, то дополнительные взносы следует начислять по фиксированным ставкам: 6 или 9 %. Применять нулевые тарифы в этом случае нельзя. Снизить взносы до нуля можно только по результатам спецоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 421-ФЗ). Получается, что некоторым работодателям может быть выгодно скорейшее проведение специальной оценки условий труда в целях снижения тарифов страховых взносов.