Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Подробно о переводе земель из одной категории в другую». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
У части наделов возможно изменить категорию только, если строго придерживаться всех правил проведения процедуры. К таким наделам относятся участки земли сельхозназначения, водного, лесного фондов, зоны, находящиеся под особыми условиями охраны.
Рекомендации при общении с юристом
Чтобы определить компетентность будущего помощника, обязательно узнайте:
-
его специализацию,
-
опыт и количество положительных решений в схожих делах,
-
отзывы от бывших клиентов, которые с ним сотрудничали,
-
план действий по решению поставленной вами задачи.
На сайте частных исполнителей Тандем можно быстро отыскать квалифицированного специалиста, который поможет с изменением категории земельного участка в городе Волгоград. Профессиональные представители пройдут необходимые бюрократические процедуры, решат все формальные вопросы. Для получения консультации оставьте заявку выбранному специалисту на сайте или позвоните по указанному телефону.
Консультация юриста по земельному вопросу | от 1200 руб. |
Признание права собственности на земельный участок | от 42 000 руб. |
Признание права пользования земельным участком | от 42 000 руб. |
Сопровождение сделок с земельными участками | от 22 000 руб. |
Изменение вида разрешенного использования земельного участка | от 22 000 руб. |
Перевод земельного участка из одной категории в другую | от 37 000 руб. |
Постановка земельного участка на кадастровый учет | от 37 000 руб. |
Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка | от 58 000 руб. |
Оформление «прирезки» земельного участка | от 22 000 руб. |
Оформление земли в собственность | от 9 000 руб. |
Приватизация земли под ключ | от 12 000 руб. |
Уполномоченный орган имеет два месяца с момента подачи заявления, чтобы изучить поданные бумаги. Результат может быть положительным или отрицательным:
- Если владелец получил согласие на изменение статуса ЗУ, то надел регистрируется в Росреестре. Это становится основанием для получения адреса и регистрации объекта недвижимости.
- Заявитель получает отказ в переводе категории. В этом случае остается возможность оспорить неподходящее решение в суде.
Иногда документы возвращают для корректировки. Это происходит не позднее, чем через две недели после подачи бумаг на рассмотрение. Документы возвращаются на доработку в следующих случаях:
- В оформлении документов допущены ошибки.
- Заявление написано человеком, который не является владельцем ЗУ, и не может им распоряжаться.
- Надел находится в долевом владении, но согласие лиц, имеющих долю, отсутствует.
Основания, позволяющие изменить категорию
Решение о переводе территории в иную категорию зависит от того, кому принадлежит земельный участок. Если территория находится в федеральной или государственной собственности, то ее перевод может быть произведен только по решению Правительства Российской Федерации (вынесенному постановлению). Право перевода участков, находящихся в собственности субъектов РФ, принадлежит исполнительной власти тех субъектов, в чьем ведении находится территория.
Такие же правила распространяются на участки сельхоз назначения, независимо от того, в чьем ведении они находятся: органов местного самоуправления или субъекта. Муниципалитеты могут осуществлять перевод территорий, находящихся в их собственности.
С переводом незарегистрированных (запасных) земель особых проблем не возникает, их проще всего перевести в любую категорию. Что не скажешь о сельхозугодиях, водных и лесных фондов – здесь все довольно проблематично. Касаемо особо охраняемых природных территорий, их вообще нельзя продавать или совершать любые другие операции, так как они находятся на государственном учете.
Среди весомых оснований, по которым можно сменить категорию земельного участка, можно выделить следующие:
- Возведение промышленного объекта на участке.
- Включение участка в состав водного, резервного или лесного фонда.
- Корректировка площади территории.
- Обеспечение безопасности и усилие защиты государства.
- Выполнение консервации участка.
- Постройка зданий (жилых, подсобных) или дорог.
Процедуру смены категории участка могут начать следующие лица:
- Местный муниципалитет.
- Юридические и физические лица, имеющие разрешение на застройку, готовые приступить к постройке объектов на определенной территории.
- Лица, добывающие полезные ископаемые на определенном участке.
- Владельцы дачной собственности (участков).
- Лица, в чьей собственности находится определенная территория.
- Остальные заинтересованные лица (например, при составлении акта купли-продажи).
Проблемные аспекты при переводе земель лесного фонда в другую категорию
Решение о переводе лесных земель в нелесные в лесах первой группы может быть принято только на общегосударственном уровне Правительством РФ, в то время как в иных случаях подобные полномочия переданы субъектам РФ.
Именно Правительство РФ, руководствуясь общенациональными интересами, обязано решать, не нанесет ли в данном случае изъятие земель в лесах первой группы ущерба интересам государства и общества. Гарантией объективности такого решения должны служить: процедура экологической экспертизы, установленная Федеральным законом «Об экологической экспертизе», и процедура получения согласия ряда федеральных ведомств.
В случае отрицательного заключения экологической экспертизы или при отсутствии заключения Правительство РФ не имеет права принимать какие-либо решения по данному вопросу. То же касается и согласия федеральных ведомств.
Кроме того, предусмотрено, что при переводе лесных земель в нелесные одновременно устанавливаются условия изъятия и предоставления земельного участка, а также определяется плата за перевод лесных земель в нелесные, равная размерам убытков.
Таким образом, действующие правовые нормы демонстрируют заботу государства о сохранении особо ценных лесов первой группы. Однако можно ли считать вопрос решенным? Анализ судебной практики по переводу земель лесного фонда в нелесные земли показывает, что распоряжения Правительства РФ по вопросам перевода лесных земель в нелесные принимаются в большинстве случаев уже после того, как рассматриваемые земельные участки переданы в пользование. Иными словами, они уже освоены, ненужный лес вырублен, и на них уже определенное время ведется хозяйственная деятельность.
В апреле 1997 г. в Верховном Суде РФ слушалось дело по жалобе общественных организаций и граждан против Правительства РФ. Истцы требовали признать недействительными двенадцать распоряжений Правительства РФ о переводе лесных земель в нелесные в лесах первой группы, принятых в промежутке с января 1996 г. до января 1997 г.
В качестве основного аргумента заявители выдвигали в адрес Правительства РФ обвинение в том, что упомянутые распоряжения были приняты без проведения экологической экспертизы. Кроме того, они уверяли, что практика перевода лесных земель в нелесные приводит к уничтожению особо ценных российских лесов. Жалоба была удовлетворена, распоряжения Правительства РФ признаны недействительными. Такое решение подразумевает вполне определенные юридические последствия.
Отмена распоряжений Правительства РФ означает, что эти земельные участки должны быть возвращены в лесной фонд в пригодном для их использования состоянии. Следовательно, признание недействительными всех решений, если таковые были, государственных и муниципальных органов о предоставлении земель, их приватизации и регистрации влечет обязанность пользователей вернуть земли, не предоставляя им права на компенсацию.
Услуга: Перевод земельных участков из одной категории в другую
1.1. Административный регламент предоставления государственной услуги по переводу земельных участков из одной категории в другую (далее соответственно — административный регламент, государственная услуга) устанавливает порядок и стандарт предоставления государственной услуги.
1.2. Заявителями при предоставлении государственной услуги являются физические лица, юридические лица (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители (далее — заявители).
1.3. Информация о месте нахождения, графике работы, справочных телефонах, адресе официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — в сети Интернет), электронной почты и (или) формы обратной связи Департамента имущественных отношений области (далее — Департамент), о месте нахождения, графике работы, справочных телефонах, адресе электронной почты многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — МФЦ) размещается на официальном сайте Департамента в сети Интернет, в государственных информационных системах «Реестр государственных услуг (функций) Вологодской области» и «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Вологодской области» (далее соответственно — Реестр, Региональный портал).
1.4. Способы получения информации о правилах предоставления государственной услуги:
лично;
посредством телефонной связи;
посредством электронной почты;
посредством почтовой связи;
на информационных стендах в помещениях Департамента;
в сети Интернет:
на официальном сайте Департамента;
в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (далее — Единый портал);
на Региональном портале.
1.5. Порядок информирования о предоставлении государственной услуги
1.5.1. Информирование о предоставлении государственной услуги осуществляется по следующим вопросам:
о законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и Вологодской области, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги;
о административном регламенте (наименование, номер, дата принятия нормативного правового акта) и уполномоченных должностных лицах, ответственных за предоставление государственной услуги;
о ходе предоставления государственной услуги;
о сроках предоставления государственной услуги;
о перечне документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в том числе об образце ходатайства о переводе земельного участка из одной категории в другую (далее — ходатайство);
Все государственные угодья, расположенные на территории России, классифицируют по категориям. Это предусмотрено Земельным кодексом РФ. Разделение осуществляется с учетом возможного способа эксплуатации. Она должна быть эффективной и не причинять вреда. Существует семь категорий угодий. Это предусмотрено ст.7 ЗК РФ. Существуют земли:
- сельскохозяйственного предназначения;
- населенных пунктов;
- специального назначения;
- особых, находящихся под охраной территорий (объектов);
- лесного и водного фонда;
- запаса.
Каждому участку присвоен определенный вид разрешенного использования. Они также закреплены на законодательном уровне. Под ВРИ подразумевают разрешенную деятельность, которую можно осуществлять землевладельцу.
Действующее законодательство РФ наделяет россиян правом владеть землей населенных пунктов и сельскохозназначения.
Первая категория позволяет возводить жилые и другие постройки. Что касается второй, то на таких угодья можно только вести деятельность, связанную с сельским хозяйством.
Как перевести земельный участок в другую категорию земель
- Семейное право
- Наследственное право
- Земельное право
- Трудовое право
- Автомобильное право
- Уголовное право
- Недвижимость
- Финансы
- Налоги
- Льготы
- Ипотека
Чтобы узнать о виде разрешенного использования надела, нужно получить выписку из ЕГРН. Это Единый государственный реестр недвижимости, куда вноситься информация обо всех объектах. В документе будет указан один из вариантов эксплуатации участка:
- основной;
- условно-разрешенный;
- дополнительный.
Переход от первого к второму варианту возможен только при условии отсутствия явных противопоказаний. Решение принимает комиссия по вопросам землепользования. Чтобы инициировать публичное слушание (именно так решается вопрос об изменении ВРИ), владельцу надела нужно подать заявление в муниципалитет. После рассмотрения заявления чиновники готовят заключение. Если результат положительный, о нем сообщают в Росреестр и вносят изменения в ЕГРН.
Как переводят земли сельхозназначения в ИЖС? Изменить статус допускается при наличии веских оснований. Решение принимается местной администрацией. Это связано с тем, что в результате перехода снижается кадастровая стоимость земли, что в свою очередь отражается на доходе государства. Землевладельца обяжут компенсировать предполагаемые потери.
Надел СХН переведут в категорию земли населенного пункта только в случае его вхождения в пределы города, села или поселка. Таким образом переход возможет при соблюдении таких условий:
- расположение в непосредственной близости от границ населенного пункта (это должно отображаться в генеральном плане застройки);
- нахождение участка на территориях, которые рассматривают в качестве резерва для расширения пределов того или иного поселения;
- не нанесение вреда недрам, в случае возведения постройки (должно быть соответствующее заключение экологов);
- отсутствие других противопоказаний на государственном уровне.
Статус надела меняется согласно утвержденной документации по землеустройству (территориальному планированию).
Таким образом перевод участка в категории, позволяющую осуществлять индивидуальное жилищное строительство возможен только при отсутствии нарушения требований действующего законодательства.
Чтобы однозначно ответить на вопрос о том, можно ли землю сельхозназначения перевести в ИЖС, нужно знать вид разрешенного использования конкретного надела. Возведение жилых постройках на землях СХН допускается при условии, что в качестве ВРИ участка в документах указано ведение одного из видов хозяйства:
- дачного;
- садоводства.
После изменения статуса угодий владелец сможет ощутить ряд преимуществ. Все возведенные им постройки будут узаконены и официально введены в эксплуатацию. Проживающие в доме лица смогут получить постоянную регистрацию. Кроме этого, изменение статуса существенно увеличит стоимость объектов недвижимости, построенных на участке.
Перевод сельскохозяйственных земель в ИЖС – сложная и длительная процедура. Владелец участка должен обратиться с соответствующим ходатайством в органы местной власти. Таким правом наделен только собственник угодий. Если речь идет об участке, который находится в долевом владении, обращаться в муниципалитет может должен каждый из совладельцев. Подается заявление установленной формы. Оно должно содержать информацию о:
- кадастровом номере надела;
- предназначении;
- категории, куда собственник желает перевести землю;
- основаниях для изменения статуса;
- праве владения.
Кадастровый номер указан в соответствующем паспорте. Если его нет, нужно обратиться в представительство Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Эта организация ведет учет расположенных в регионе участков. Для получения услуги необходимо уплатить госпошлину.
Дальнейшая процедура подразумевает проведение согласования границ, межевания и составление межевого плана.
Осле рассмотрения ходатайства местные власти принимают решение. Если оно положительное, заявителю выдает акт о переводе участка из категории СХН. В случае отказа владельцу выдают документ, в котором указывают основания для принятия негативного решения.
Перевод земли из сельскохозяйственного назначения под ИЖС осуществляется на основании подачи заявления и дополняющих его документов. Пакет состоит из:
- копии удостоверения личности заявителя (гражданского паспорта);
- выписки из ЕГРП;
- заключения экологической экспертизы (при условии, что это предусмотрено законодательными нормами);
- расчета убытков сельскохозяйственного производства в случае перевода участка в другую категорию;
- свидетельства, подтверждающего право собственности на угодья.
Если в местные органы власти обращается законный представитель землевладельца, он должен подтвердить свои полномочия нотариально удостоверенной доверенностью.
Меняем категорию разрешенного использования земли
г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5
остановка транспорта Гагарина
Трамвай: А, 8, 13, 15, 23
Автобус: 61, 25, 18, 14, 15
Троллейбус: 20, 6, 7, 19
Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67
Что бы ни происходило в мире, люди продолжают совершать сделки в отношении недвижимого имущества. Однако встречаются ситуации, когда в данных ЕГРН выявляется какая-либо неточность, которая препятствует оформлению сделки. Например, обнаружена неточность в координатах земельного участка. Подобную ошибку Росреестр может исправить самостоятельно – так говорится в действующих законодательных нормах. Разберемся подробнее.
Существует два вида ошибок, которые могут возникнуть в Росреестре: техническая и реестровая. Техническая ошибка – это опечатки, грамматические или арифметические неточности. Такие ошибки возникают из-за банального человеческого фактора – их допускают сотрудники Росреестра в процессе занесения информации в ЕГРН.
В результате данные об объекте недвижимости, которые содержатся в документах, отличаются от сведений в ЕГРН. Это приводит к невозможности совершения сделок правового характера до устранения технической ошибки в государственном кадастре недвижимости.
Наиболее распространенная техническая ошибка – неправильное написание фамилии, имени и отчества землевладельцев, а также некорректная информация об адресе местоположения земельного участка. Встречаются также неточности, связанные с иными данными.
Если устранение технической ошибки в Росреестре не повлечет за собой изменения, прекращение, возникновение или переход имущественных прав, ее можно исправить, не прибегая к помощи третьих лиц. Для этого потребуется подать заявление на устранение технической ошибки в ЕГРН. Далее неточность исправляется государственным регистратором прав, а, говоря иным языком, самим Росреестром.
Заявление может быть направлено непосредственно через Росреестр, в МФЦ или отправить по почте. Кроме того, можно воспользоваться официальным сайтом Росреестра и подать заявку через личный кабинет.
Требование об устранении технической ошибки в решении суда принимается в том случае, когда исправление несет изменения в имущественных правах. Для получения судебного решения необходимо составить исковое заявление и направить его в уполномоченный орган, приложив подтверждающие документы.
Техническая ошибка исправляется в течение трех дней с момента поступления заявления в Росреестр или вынесения решения суда. После исправления можно получить актуальную выписку из ЕГРН и осуществлять любые законные действия правового характера в отношении земельного участка.
Если некорректные сведения содержались в документах, представленных на кадастровый учет или для проведения государственной регистрации прав, а в дальнейшем они были перенесены в общий реестр, такая ошибка называется реестровой. В такой ситуации вины сотрудников Росреестра нет – они не могут знать о недостоверности данных в предоставленных бумагах.
Такое может случиться, например, если кадастровый инженер неверно определил границы земельного участка или его площадь. В результате один участок наезжает на другой, а площадь не соответствует действительности. Если такой объект недвижимости продается или отчуждается иным способом, это влечет за собой еще больше проблем.
Когда устранение реестровой ошибки не влечет за собой прекращения, возникновения или перехода имущественных прав, исправить ситуацию можно, не обращаясь в суд. В этом случае сотрудники Росреестра самостоятельно вносят нужные корректировки. Однако, когда исправление ошибки влияет на имущественные права, потребуется устранение реестровой ошибки в судебном порядке.
Для исправления реестровой ошибки потребуется запустить процедуру внесения изменений в ЕГРН. Основанием для этого станет выявление несоответствий. Для инициирования процедуры нужно подготовить пакет документов:
· межевой план;
· технический план;
· акт обследования земельного участка.
Дополнительно в Росреестр могут быть переданы документы, которые требуются для исправления ошибочных данных. Они направляются в рамках межведомственного взаимодействия без участия заявителя.
Чаще встречается техническая ошибка. Это, как правило, опечатки, которые легко допустить при занесении информации в базу Росреестра. В таких ошибках нет вины собственника или третьих лиц. Реестровая ошибка встречается значительно реже. Часто это результат халатности и несерьезного отношения к своим обязанностям.
Какие конкретные действия необходимо предпринять собственнику при обнаружении в документах ошибки? В первую очередь потребуется обратиться в Росреестр и сообщить о находке. Дальнейший алгоритм будет следующим:
1. Подготовка документов. Понадобится выписка из ЕГРН, правоустанавливающие документы на недвижимость, заявление на исправление технической ошибки.
2. Обращение в Росреестр с запросом.
3. Ожидание ответа от уполномоченного органа.
4. Получение исправленной выписки из ЕГРН.
Обычно техническая ошибка не доставляет проблем, сложнее с реестровой. В соответствии с положениями ФЗ №218 допускается внесения сведений в ЕГРН и их корректировка в судебном порядке. Чаще всего обращение в суд требуется при обнаружении реестровой ошибки.
Это не очень сложная процедура, но она потребует серьезной подготовки. Потребуется:
1. Подготовить доказательную базу. К примеру, обратиться к независимому земельному эксперту и полу��ить его заключение.
2. Собрать паспорт, заявление об исправлении ошибки, правоустанавливающие документы, выписку из ЕГРН.
3. Обращение в судебные органы с исковым заявлением. В нем потребуется подробно описать ситуацию, а также указать идентификационные данные участка и заинтересованных лиц.
Вся территория России делится на специальные категории и виды разрешенного использования. Это необходимо для рационального использования земель. Собственники земельных участков обязаны их использовать только в рамках целевого назначения.
Порядок перевода категории земель утвержден в ФЗ №172 «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» от 21 декабря 2004 года. В соответствии с этим нормативным актом изменение назначения земли допустимо только в определенных ситуациях, так как для каждой категории действуют определенные ограничения или прямые запреты.
Перевод земель из одной категории в другую допускается в следующих случаях:
· вывод земельного участка из оборота для сохранения и восстановления (консервация), когда это необходимо для удовлетворения интересов региона или государства;
· формирование особо охраняемой природной территории, природного или культурного памятника;
· создание черты населенных пунктов;
· размещение на территории объектов, представляющих общественную значимость;
· необходимость строительства дорог и иных объектов, а также добыча полезных ископаемых, если есть проект рекультивации;
· выполнение обязательств по договорам международного характера;
· признание земель сельскохозяйственного назначения непригодными для ведения сельскохозяйственной деятельности;
· включение земельной территории в состав лесного или водного фонда по распоряжению муниципалитета;
· иные обстоятельства, не противоречащие действующим законодательным нормам.
Перевод категории земельного участка осуществляется по определенному алгоритму. При этом не имеет значения, кто является собственником недвижимого объекта – порядок один для всех заинтересованных лиц, государственных и муниципальных органов.
Обратиться с ходатайством о переводе земельного участка из одной категории в другую вправе заинтересованное лицо. Это может быть арендатор объекта недвижимости, но в этом случае необходимо получить согласие собственника земельного участка. Арендатор может подать ходатайство только если выполняет все условия договора аренды и своевременно и в полном объеме вносит арендную плату.
Помимо арендатора обратиться за получением услуги могут:
· землепользователи, обладающие участком на основании бессрочного безвозмездного пользования;
· физические лица и организации, являющиеся собственниками земельных участков;
· уполномоченные органы государственной власти.
Процедура подразумевает три этапа:
1. Подготовка пакета документов для обращения в уполномоченные органы.
Необходимые документы
- Паспорт;
- Правоустанавливающая документация;
- Кадастровый паспорт;
- Свидетельство, подтверждающее права землепользования.
[title3] => Изменение ВРИ земельного участка в «Леноблкадастр» [text3] =>
Стоимость услуги изменение вида разрешенного использования, складывается из двух факторов: оплата государственной пошлины и работы наших специалистов. Поэтому окончательная цена смены ВРИ рассчитывается персонально, в зависимости от сложности заказа.
Преимущества обращения в нашу компанию:
- Выезжаем в любой район Ленинградской области;
- Работаем больше 10-ти лет и имеем много положительных отзывов;
- Несём полную ответственность за качество оказанных услуг;
- Работаем в тесном сотрудничестве со всеми разрешительными органами;
- Не пользуемся услугами посредников.
Основания для перевода земель из одной категории в другую
Перевод земель из одной категории в другую регулируется законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ. При этом для перевода определенных земель из одной категории в другую установлены свои основания указанным законом, в каждом конкретном случае следует обращаться к статьям ФЗ № 172.
Закон говорит о следующих основаниях для перевода земель по категориям:
- в связи с консервацией земель
- создание особо охраняемых природных территорий
- если устанавливаются или изменяются черты населенных пунктов
- включение непригодных для сельхозпроизводства земель в состав земель лесного фонда, водного фонда или запаса
- перевод определенных земель в другую категорию, если их невозможно использовать по целевому назначению
- размещение объектов гос. или муниципального значения
- в связи с прекращением существования водных объектов, изменения русла, границ, местоположения водных объектов
- из земель запаса могут быть переведены земельные участки в другую категорию земель с учетом целей такого перевода и при условии формирования в установленном порядке соответствующего земельного участка
- другие основания, установленные законом
Комментарии к ст. 8 ЗК РФ
1. Категория земель определяется их целевым назначением. В статье 7 Кодекса, регулирующей состав земель в Российской Федерации, категории земель перечислены исчерпывающим образом (см. указанную статью и комментарий к ней). Это означает, что установление иных категорий земель возможно лишь путем внесения изменений и дополнений в Кодекс. Что же касается отнесения земель к категориям, перевода их из одной категории в другую, то эти действия совершаются на основе общих правил, установленных в ст. 8 Кодекса.
Комментируемая статья определяет субъектов, осуществляющих отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую (п. 1); устанавливает обязательные требования к некоторым видам правовых актов и документов, связанные с указанием в них категорий земель (п. 2); предусматривает юридические последствия нарушения установленного порядка перевода земель из одной категории в другую (п. 3).
Отнесение земель к категориям и их перевод из одной категории в другую осуществляются с учетом специальных норм, определяющих особенности разных категорий земель (гл. XIV — XVIII Кодекса), ст. ст. 7, 8 и других положений Кодекса. Кроме того, специальным федеральным законом, регулирующим указанные отношения, является Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Таким образом, в настоящее время правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Кодексом, Федеральным законом «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» определяет, в частности, состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (ст. 2); порядок рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков (ст. 3); основания отказа в осуществлении перевода (ст. 4); правила внесения изменений в документы государственного земельного кадастра и в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в связи с переводом земель или земельных участков в их составе из одной категории в другую (ст. 5); порядок перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую в случае изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд (ст. 6); особенности перевода каждой из семи категорий земель, указанных в ст. 7 Кодекса (ст. ст. 7 — 13).
В комментируемой статье определение органа, правомочного принимать решения о переводе земель, поставлено прежде всего в зависимость от того, в чьей собственности находятся земли, нуждающиеся в переводе. Статьей 15 Федерального закона о переводе земель из одной категории в другую установлено правило, согласно которому до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется Правительством РФ при переводе: 1) земель или земельных участков, необходимых для федеральных нужд; 2) земель или земельных участков в составе таких земель для установления или изменения черты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. В остальных случаях перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ или в случаях, установленных законами субъектов РФ, органами местного самоуправления.
Отнесение находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории земель до разграничения государственной собственности на землю осуществляется также органами исполнительной власти субъектов РФ или в случаях, установленных законами субъектов РФ, органами местного самоуправления, кроме отнесения к землям населенных пунктов, границы которых установлены до дня вступления в силу Федерального закона о переводе земель из одной категории в другую: оно осуществляется органами местного самоуправления без согласования с правообладателями земельных участков.
Приоритет земель сельскохозяйственного назначения обеспечивается путем установления необходимости принятия решения о переводе исключительно органом государственной власти. Это призвано гарантировать защиту сельскохозяйственных земель от необоснованного перевода в другие категории, прежде всего под застройку.
Особенность перевода земель населенных пунктов заключается в том, что установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов являются переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Федеральное законодательство оставляет за собой прерогативу установления порядка перевода земель из одной категории в другую. Однако необходимо отметить, что об основаниях и других условиях перевода в данном случае не упоминается, следовательно, они могут устанавливаться и субъектами РФ.
Нормы п. 1 комментируемой статьи имеют императивный характер, что не предполагает возможности принятия решений об отнесении земель к категориям и переводе их из одной категории в другую иными помимо указанных в статье субъектами. Причем такие решения должны приниматься в строгом соответствии с полномочиями, предоставленными данным субъектам п. 1 ст. 8 Кодекса.
2. В развитие нормы п. 2 комментируемой статьи Федеральным законом о переводе земель из одной категории в другую (ст. 14) определены нормы, регулирующие порядок установления категории земель в тех случаях, когда отсутствует соответствующая запись в документах государственного кадастра недвижимости.
Если при этом категория земель указана в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, то на основании их по заявлениям правообладателей земельных участков вносятся изменения в документы государственного кадастра недвижимости и в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В случае противоречия между данными о принадлежности земельных участков к землям определенной категории, указанными в документах государственного кадастра недвижимости, и данными, указанными в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, применяется следующее правило. Если документы на земельный участок получены до вступления в силу Федерального закона о переводе земель из одной категории в другую, то отнесение земельных участков к землям определенной категории осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, по заявлениям правообладателей земельных участков.
Если же категория земель не указана ни в документах государственного кадастра недвижимости, ни в правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, то принимается нормативный правовой акт органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся. При этом действует следующее правило: земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов — к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Как изменится земельный налог
Перевод земель или земельных участков из одной категории в другую имеет прямое влияние на налоговую нагрузку компании. Ведь он влечет за собой изменение кадастровой стоимости земли, которая является налоговой базой по земельному налогу. Иными словами, изменение категории земли влияет на налоговую ставку (письмо Минфина России от 12 июля 2013 г. № 03-05-05-02/27214).
Напомним: в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельхозназначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельхозпроизводства, налоговая ставка не может превышать 0,3 процента кадастровой стоимости участка (подп. 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса РФ). В отношении прочих земель ставка земельного налога не может превышать 1,5 процента кадастровой стоимости земли.
Перевод земель, находящихся в муниципальной, федеральной и частной собственности
Если рассматривать отдельно процесс перевода федеральных земель, находящихся в одной категории в другую, можно заметить, что на практике существует проблема в установлении компетентного органа, которого можно уполномочить осуществить данное четко определенное действие. Данная проблема возникала из-за того, что на законодательном уровне должным образом не установлен порядок разграничения собственности субъектов и государства.
В соответствии с законом об осуществлении перевода до непосредственного процесса разграничения федеральной собственности или отдельно взятых земельных участков в составе таких земель данный перевод должен осуществляться Правительством при условии, что данное мероприятие удовлетворяет государственные нужды.
Кроме того, данный уполномоченный орган должен выполнять определенные функции, если речь идет об изменении границ, находящихся в пределах городов федерального значения, к которым относятся Санкт-Петербург и Москва.
Во всех прочих случаях, когда перевод земли муниципальной или частной собственности осуществляется путем установления границы определенной территории субъекта страны, уполномоченным на совершение подобных действий считается компетентный орган, полномочия которого подтверждаются на законодательном уровне. Чаще всего в качестве таких органов выступают органы исполнительной власти субъектов государства, однако в некоторых случаях, подчеркнутых в законодательных актах, данное действие могут совершить и органы муниципальной власти.
Перевод земель запаса и особо охраняемых территории в другую категорию
Перевод земель особо охраняемых территорий и земель запаса в иную категорию возможен исключительно при проведении установленной экспертизы и получения заключения, предоставленного уполномоченным государственным органом.
Подобная процедура изменения категории земель запаса допускается только при необходимости:
- создать новую особо охраняемую территорию или землю запаса;
- создать особую туристско-рекреационную экономическую зону.
Для регулирования процесса перевода земель принят федеральный закон, который предусматривает необходимость подачи ходатайства о желании изменить категорию земли и придать землям запаса другое назначение. Ходатайство о переводе земель запаса должно быть подано в уполномоченный орган, который будет принимать решение о совершении подобного действия на определенном земельном участке. В поданном заявлении обязательно должна указываться определенная информация:
- кадастровый номер земель запаса;
- категория земли;
- обоснование перевода земли запаса в другую категорию;
- подтверждение права на землю запаса.
Путин о ротации мобилизованных – есть ли шанс и что говорят в Правительстве
Семьи мобилизованных ждут, что те, кто уехал служить в первую волну частичной мобилизации, вернутся домой до Нового года. Однако точных данных по этому вопросу пока нет.
Президент РФ на днях в ходе брифинга по итогам заседания Высшего Евразийского экономического совета в Бишкеке заявил, что вопрос ротации военнослужащих находится на осуждении у Министерства обороны и Генштаба. По словам Главы такая возможность будет зависеть от хода СВО.
Рассматриваются варианты замены одних подразделений, находящихся на территории боевых действий на те, что сейчас еще не принимаю участие в спецоперации, а проходят обучение. Либо же в стране вновь будет объявлена новая волна мобилизации, чтобы дать возможность отдохнуть тем, кто уже длительное время находится на СВО.
При этом Путин уточнил, что даже при ротации одних мобилизованных на других, все будут иметь статус участников боевых действий.