Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Резерв по сомнительным долгам, как элемент налогового планирования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Выявляются суммы подобных долгов по итогам инвентаризации расчетов. Величина резерва по сомнительным долгам рассчитывается по каждой задолженности исходя из условий заключенных соглашений и перспектив погашения, применяя действующий в компании метод расчета. К примеру, если фирмой установлена задолженность по нескольким контрагентам, то резерв следует сформировать по каждому обязательству каждого из них. То есть, скрупулезное аналитическое сопровождение здесь необходимо.
Особенности начисления резерва
Приступая к образованию резерва следует учесть существующие различия, предусмотренные законодателями в правилах его организации в налоговом и бухучете. Продемонстрируем их в таблице:
Критерий |
Учет |
Основания |
||
бухгалтерский |
налоговый |
в бухучете |
в налоговом учете |
|
Право образования |
обязанность при наличии долга |
право |
п. 70 ПБУ № 34 |
ст. 266 НК РФ |
Предмет долга |
резерв формируется по любой «дебиторке», признанной сомнительной |
исключительно по долгам за поставленные ТМЦ, услуги, работы |
||
Сроки образования задолженности |
сомнительной может быть признана задолженность, время платежа по которой уже прошло или пока не наступило |
сомнительными признаются только долги, не погашенные в оговоренные соглашением сроки |
||
Размер резерва |
Без ограничений |
Не более 1/10 от выручки |
||
Отнесение затрат |
Прочие расходы |
Внереализационные расходы |
П. 11 ПБУ 10/99 |
Способы создания резерва по сомнительным долгам
Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете формируется следующим образом:
- определяется задолженность контрагентов, которая не была погашена в сроки, определенные договорами, и не обеспечена необходимыми гарантиями (сомнительные долги);
- отдельно по каждому сомнительному долгу определяется сумма, на которую необходимо создать резерв, в зависимости от финансового состояния должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.
Используются следующие способы создания резерва:
- интервальный способ;
- экспертный способ;
- статистический способ.
Резерв по сомнительным долгам в налоговом учете
В налоговом учете налогоплательщик не обязан создавать резерв сомнительных долгов.
Формирование резервов по сомнительным долгам в налоговом учете является правом налогоплательщика и осуществляется в соответствии с требованиями, установленными в ст. 266 НК РФ.
Для целей налогообложения прибыли сомнительным признается долг покупателя по оплате отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), если этот долг одновременно:
- не погашен в срок, установленный договором;
- не обеспечен залогом; или поручительством; или банковской гарантией.
Долги заемщиков и поставщиков (по поставке товаров (работ, услуг) или по возврату аванса), а также долги по уплате договорных санкций и оплате переданных имущественных прав (требований) в налоговом учете сомнительными долгами не признаются.
В налоговом учете суммы отчислений в резерв по сомнительным долгам включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.
В налоговом учете начисление резерва по сомнительным долгам производится следующим образом:
- по сомнительным долгам со сроком возникновения свыше 90 дней в сумму создаваемого резерва включается полная сумма задолженности;
- по сомнительным долгам со сроком возникновения от 45 до 90 (включительно) дней в сумму резерва включается 50% выявленной задолженности;
- по сомнительным долгам со сроком возникновения до 45 дней выявленная задолженность не увеличивает сумму создаваемого резерва.
Сроки и состав представления форм бухгалтерской отчетности
Комплект бухгалтерской отчетности за 2015 г. необходимо представить в налоговую инспекцию и органы статистики не позднее 31 марта 2016 г. (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее — Закон о бухгалтерском учете). Представление годовой бухгалтерской отчетности в органы статистики осуществляется в соответствии с Порядком представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности, утв. приказом Росстата от 31.03.2014 № 220. При этом экземпляры представляемой в Росстат бухгалтерской (финансовой) отчетности должны быть идентичны экземплярам, представленным в налоговые органы (информационное сообщение Минфина России от 04.12.2012 № ПЗ-10/2012).
Состав представляемой бухгалтерской отчетности систематизирован в табл. 1.
Таблица 1. Состав бухгалтерской отчетности
Категория организаций |
Перечень представляемых форм |
Указания по заполнению формы |
---|---|---|
Для организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства |
Бухгалтерский баланс |
Приказы Минфина России от 02.07.2010 № 66н (далее — приказ № 66н), ФНС России от 31.12.2015 № AC-7-6/711@ «Об утверждении формата представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронной форме» |
Отчет о финансовых результатах |
||
Отчет об изменениях капитала |
||
Отчет о движении денежных средств |
||
Отчет о целевом использовании полученных средств |
||
Для субъектов малого предпринимательства |
Бухгалтерский баланс |
Приказ № 66н (приложение №5), приказ ФНС России от 31.12.2015 № AC-7-6/710@ «Об утверждении формата представления бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов малого предпринимательства в электронной форме» |
Отчет о финансовых результатах |
||
Для некоммерческих организаций |
Бухгалтерский баланс |
Приказ № 66н, информация Минфина России «Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций» (ПЗ1/20015) |
Отчет о финансовых результатах |
||
Отчет о целевом использовании средств |
Отражение результатов переоценки основных средств
Типичной является ошибка, когда сумма дооценки по выбывшим (независимо от причин выбытия: реализация, ликвидация) объектам основных средств не переносится в состав нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) организации (п. 15 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, далее — ПБУ 6/01).
При выбытии дооцененных основных средств в учете формируются следующие записи:
Дебет 91-2 Кредит 01
— списана остаточная стоимость по объекту основных средств;
Дебет 02 Кредит 01
— списана накопленная амортизация по объекту основных средств;
Дебет 83 Кредит 84
— списана сумма дооценки выбывшего объекта основных средств.
Экономический смысл данной операции состоит в том, что организация ранее перенесла в расходы амортизацию и суммы ранее осуществленной переоценки. И сумма добавочного капитала должна быть учтена в составе нераспределенной прибыли.
Такая ошибка обусловлена прежде всего отсутствием аналитического учета по счету 83 «Добавочный капитал», обеспечивающего учет результатов переоценок в разрезе каждого объекта основных средств.
Итогом данной ошибки является завышение показателя строки 1340 «Переоценка внеоборотных активов» и, соответственно, занижение показателя строки 1370 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» бухгалтерского баланса организации.
Отражение денежных средств на счетах проблемных банков
Нередким явлением в последнее время становится отзыв лицензии на осуществление банковской деятельности у кредитных организаций и связанных с этим фактом неблагоприятных последствий (приостановление операций по счетам банка, зависшие платежи).
Где должны быть отражены остатки денежных средств на расчетных (валютных, депозитных) счетах такого банка?
В рекомендациях аудиторам по проведению аудита бухгалтерской отчетности представители финансового ведомства рекомендовали следующий порядок отражения зависших платежей в кредитных учреждениях (письмо Минфина России от 06.02.2015 № 07-04-06/5027):
Дебет 55 Кредит 51, 52, 55, 57
— перенесены остатки денежных средств на специальный счет в связи с отзывом у банка лицензии (обнуление сумм со счетов в банке, у которого отозвали лицензию).
В пояснениях к бухгалтерскому балансу должна быть раскрыта информация о данном факте (п. 27 ПБУ 4/99):
Дебет 76 Кредит 55
— признана дебиторская задолженность кредитной организации в связи с подачей заявления организации на закрытие счетов в обслуживающем банке.
Напомним, что у банка срок исполнения обязательств, возникших до дня отзыва лицензии, считается наступившим с момента отзыва лицензии (ст. 20 Федерального закона от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»). Это означает, что обязательство по возврату денежных средств с расчетного счета для кредитных организаций считается наступившим и при наличии сомнений, что зависшие денежные средства будут возвращены, организации следует сформировать резерв по сомнительным долгам (п. 70 Положения № 34н).
Как мы уже отмечали, сумма резерва по сомнительным долгам является оценочным значением:
Дебет 91-2 Кредит 63
— сформирован резерв по сомнительным долгам в размере зависших платежей.
Поскольку задолженность банка не связана с реализацией товаров (работ, услуг), формировать в налоговом учете на сумму такой задолженности резерв по сомнительным долгам нельзя (при условии, что организация в принципе создает данный резерв в налоговом учете). В связи с этим в бухгалтерском учете образуется временная разница и соответствующий ей отложенный налоговый актив (п. 17 ПБУ 18/02, письма Минфина России от 04.03.2013 № 03-03-06/1/6313, от 23.10.2012 № 03-03-06/1/562, от 05.03.2012 № 03-03-06/4/17).
Если резерв создается на всю сумму «зависших» долгов, то в балансе такая задолженность не показывается, а только отражается по строке 2350 «Прочие расходы» отчета о финансовых результатах:
Дебет 09 Кредит 68-2
— отражен отложенный налоговый актив.
После завершения процедуры конкурсного производства и ликвидации банка в учете организации должны быть сформированы записи:
Дебет 63 Кредит 76
— списана за счет ранее созданного резерва дебиторская задолженность (основание — выписка из ЕГРЮЛ о ликвидации банка-должника, приказ руководителя организации о списании безнадежной задолженности);
Дебет 68-2 Кредит 09
— отражено погашение отложенного налогового актива.
Основанием для признания зависших денежных средств в качестве безнадежного долга, нереального к взысканию, является внесение записи в ЕГРЮЛ о ликвидации банка (п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н, далее — ПБУ 10/99, подп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ). Но это касается налогоплательщиков, применяющих общий режим налогообложения.
Налогоплательщики, применяющие УСН, не могут признать в уменьшение «упрощенного» налога расходы в виде сумм безнадежных долгов (долгов, нереальных к взысканию). Дело в том, что перечень расходов, поименованный в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, является закрытым и не содержит подобных расходов (письмо Минфина России от 01.04.2009 № 03-11-06/2/57).
По общему правилу, списанная дебиторская задолженность должна быть учтена за балансом в течение пяти лет, чтобы в случае изменения имущественного положения должника кредитор мог взыскать задолженность (п. 77 Положения № 34н).
В связи с этим возникает вопрос: нужно ли списанную дебиторскую задолженность ликвидированного банка учитывать за балансом?
В случае если банк был ликвидирован, нет нужды учитывать списанный на убытки долг на счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов», поскольку отсутствуют шансы организации на возврат этой задолженности.
Когда нужно формировать резерв?
Если в ходе очередной инвентаризации дебиторских задолженностей выявлены не оплаченные своевременно суммы, этого достаточно для создания счета, откуда могут поступить средства.
Подробно установить порядок формирования и распоряжения средствами, оказавшимися в разряде сомнительных долгов, дано право собственникам и руководителям.
Учитывая сферу деятельности, прочие нюансы, положения разрабатываются применительно к каждой организации, утверждаются локальными правовыми актами внутреннего пользования.
Сформировать его нужно непосредственно после выявления неоплаченных долгов, отразив в отчетных документах за этот период.
Ограничений в способах оформления и расчетах законодатель не устанавливает.
Обязательно важно принимать во внимание перспективы получения денег полностью (или частично).
Критерии, которые служат фактором для того, чтобы объективно оценить возможные убытки, не получив причитающиеся суммы, должны быть оговорены в регулирующих эти вопросы внутренних правовых актах. Их применение обязательно при начислении резерва по сомнительным долгам.
Использование резерва
Если в бухучете организация создает резерв по сомнительным долгам, то безнадежную задолженность списывайте только за счет этого источника.
Порядок списания
Безнадежную дебиторскую задолженность списывайте в следующем порядке:
- соберите все документы, которые позволяют признать задолженность безнадежной (первичные документы, договоры, письма с претензиями к должнику, выписки из ЕГРЮЛ или справки налоговой инспекции о ликвидации должника, решения суда и другие документы);
Каждая организация в процессе своей хозяйственной деятельности вступает в финансовые отношения с продавцами, заказчиками, покупателями, подрядчиками, фискальными органами и бюджетом. При проведении с ними расчетов всегда возникает текущая дебиторская задолженность, которая в любой момент может стать сомнительной. А это подтверждает тот факт, что от недобросовестного контрагента не защищено ни одно, даже самое успешное, предприятие.
Неконтролируемый рост дебиторской задолженности может привести к серьезным проблемам с оборотными средствами и даже стать предвестником банкротства. Именно поэтому каждый субъект хозяйственной деятельности имеет законодательное право формировать резервы по сомнительным долгам. Это дает возможность не только реально оценить финансовое состояние дел на предприятии, но и снизить налоговую нагрузку на бюджет.
Какая задолженность организации является сомнительной?
Сомнительная дебиторская задолженность организации — это задолженность, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями (п. 70 Положения по бухгалтерскому учету, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н).
Так как бухгалтерская (финансовая) отчетность должна быть достоверной, то целью создания резерва по сомнительным долгам является отражение в балансе достоверной дебиторской задолженности.
Сомнительная задолженность выявляется посредством инвентаризации расчетов. Инвентаризации подлежит не только задолженность за реализованные товары, работы, услуги, но и задолженность поставщиков по выданным им авансам.
Курсы повышения квалификации для бухгалтеров и главных бухгалтеров на ОСНО и УСН. Учтены все требования профстандарта «Бухгалтер». Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы.
Как создать резерв по сомнительным долгам в бухучете? — Бухгалтерия на практике
Интервальный способ. Размер отчислений в резерв рассчитывается ежеквартально (ежемесячно) в процентах от суммы долга в зависимости от длительности просрочки, например, как в налоговом учете.
Экспертный способ. Резерв создается по каждому сомнительному долгу в сумме, которая, по мнению организации, не будет погашена. Если вы применяете интервальный или экспертный способ:
- при признании долга, под который создавался резерв, безнадежным он списывается за счет резерва. Если суммы резерва недостаточно, часть долга, не покрытая резервом, списывается в прочие расходы;
- при погашении долга, под который создавался резерв, сумма резерва восстанавливается, т.е. включается в прочие доходы.
Чтобы проиллюстрировать на примере создание резерва сомнительных долгов и возникающие при этом бухгалтерские проводки предположим, что компания «Ритейл-X ЛТД» осуществила следующие хозяйственные операции в 3-ем квартале 20X8 года:
- 01.07.20X8. Сальдо счета «Резерв по сомнительным долгам» составляет $7 500;
- 25.07.20X8. Дебиторская задолженность на сумму $900 признана безнадежной;
- 12.09.20X8. Клиент погасил дебиторскую на сумму $600, которая была признана безнадежной в предыдущем квартале;
- 30.09.20X8. Компания «Ритейл-X ЛТД» оценила резерв по сомнительным долгам в размере $1 500.
Учет в налогообложении
Рассмотрим вопросы создания резерва по сомнительным долгам в налоговом учете.
Налоговики не требуют отражать сомнительные долги и их обеспечение. Но, если бухгалтерия сочтет это нужным, то это право гарантируется и регулируется ст. 266 НК РФ.
Определение сомнительных и безнадежных долгов не отличается от задач бухгалтерского учета. Порядок создания резерва по сомнительным долгам в НУ и БУ различается:
- если срок задолженности превосходит 3 месяца, тогда сумма резерва будет всецело равна сумме задолженности;
- если срок погашения просрочен на 45-90 дней, то в резерв может быть внесена лишь половина суммы;
- запрещено заносить перемены в резерв до 45-дневной задолженности.
Для любой сомнительной задолженности следует вести аналитический учет, чтобы незамедлительно проявлять реакцию в случае улучшения состояния должника.
В налоговом учете резерв по сомнительным долгам оправдан только для покрытия убытков по списанным безнадежным суммам.
Резерв по сомнительным долгам и налог на прибыль тесно связаны друг с другом. Данный момент зафиксирован в ст.266 НК РФ. Резерв по долгам уменьшает базу для налогообложения по прибыли.
Резерв по сомнительным долгам
Необходимо отметить, что списание задолженности непосредственно на убытки может ухудшить финансовое состояние организации. Чтобы этого избежать, предусмотрено создание в бухгалтерском учете резерва сомнительных долгов.
Резерв по сомнительным долгам создается для того, чтобы в бухгалтерской отчетности организации данные о ее дебиторской задолженности были достоверны. Поэтому при наличии сомнительного долга надо создать резерв, даже если организация является субъектом малого предпринимательства (п. 70 Положения по бухучету N 34н).
Начисление или уменьшение (восстановление) резерва по сомнительным долгам оформляется бухгалтерской справкой-расчетом. Для расчета резерва по сомнительным долгам сумма долга берется с НДС.
Порядок создания и использования резерва по сомнительным долгам определяется организацией самостоятельно и закрепляется в учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008).