Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Безработный гражданин: статус, права и обязанности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В трудовом праве чётко регламентируется перечень прав и обязанностей тех, кто официально считается безработным. По определению, это трудоспособный гражданин, не имеющий заработка, находящийся на учёте в центре занятости населения, активно занимающийся поиском работы и готовый приступить к ней.
Служба занятости является основным учреждением, которое определяет права и обязанности безработного, определяет их правовой статус, выплату пособий. Неработающему человеку нужно выполнять все обязательства, касающиеся этих центров. Следует посещать его в установленные сроки, представлять отчёт о результатах собеседования. Кроме этого необходимо активно искать работу, не ожидая предложений и направлений.
Безработные, зарегистрированные в службах занятости, имеют определённые преимущества. Они могут проходить бесплатное обучение, получать информацию о новых местах работы. Кроме этого неработающему населению положены определённые выплаты. Вакансии службы занятости позволяют человеку как ждать предложение по старой профессии, так и освоить новую. Их список периодически пополняется, поэтому все желающие рано или поздно найдут подходящее место.
Понятие и оформление статуса безработного
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах занятости в поисках подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Исходя из данного определения, безработный гражданин обладает всеми этими признаками в своей совокупности.
Выделим эти признаки:
- трудоспособный гражданин;
- не имеет работы;
- не имеет заработка;
- зарегистрирован в органах занятости населения;
- ищет работу;
- готов приступить к работе.
При отсутствии одного из подобных признаков гражданин не может являться безработным. Таким образом, можно установить, что если трудоспособный гражданин имеет работу, но не имеет заработка (например, стажировка, практика), то такой гражданин уже не может признаваться безработным.
Для признания гражданина безработным соблюдается следующий порядок действий:
- Обращение по месту постоянной регистрации (регистрации по месту жительства) в орган занятости населения. При себе иметь в наличии документы: паспорт, документы об образовании, квалификации, обучении, ученых степенях, ученых званиях, трудовая книжка (если таковая имеется), справка о среднем заработке, для инвалидов (естественно, рабочей группы) – ИПР.
- Центр занятости направляет трудоспособного гражданина с соответствующим бланком в поисках подходящей работы.
- Далее центры занятости направляют (в случае необходимости) запросы для подтверждения представленных сведений.
- В случае признания трудоспособного гражданина безработным сведения о нём вносятся в специальный регистр.
- В случае неудачного поиска работы со специальным пустым бланком трудоспособный гражданин признаётся безработным и ему устанавливается пособие по безработице.
Не признаётся безработным гражданин, который:
- отказался от двух вариантов предложенной работы (в том числе при направлении его центром занятости в целях самостоятельного поиска работы с пустым бланком);
- при двух отказах гражданина, впервые ищущего работу или ранее не работавшего от получения профессиональной подготовки или от предложений оплачиваемой работы;
- неявка в течение 10 дней без уважительной причины для постановки на регистрационный учет в качестве безработного;
- неявка в установленный срок для принятия решения о признании безработным;
- представление гражданином заведомо ложных сведений об отсутствии работы и заработка, а также иных недостоверных данных для признания безработным.
Пособия для безработного
Основным пособием для безработного является пособие по безработице. Размер пособия по безработице является дифференцированным и зависит от способа увольнения с последнего места работы, давности увольнения с последнего официального места работы, а также от того, работал ли претендующий на пособие по безработице ранее.
Пособие по безработице может высчитываться в процентном отношении к среднемесячному заработку, исходя из справки по установленной форме, а также может устанавливаться в минимальном размере. Минимальный размер пособия по безработице в каждом регионе свой, зависящий от районного коэффициента.
Лицам, подвергшимся воздействию радиации в результате различных радиационных аварий и катастроф, признанным в установленном порядке безработными, выплачивается дополнительное пособие. Основными законами для получения дополнительного пособия являются Федеральный закон от 26.11.1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросе радиоактивных отходов в реку Теча» и Закон РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Следует отметить, что лицам, уволенным с работы с 1 марта 2020 года и признанным безработными, в период с апреля 2020 года по июнь 2020 года выплачивается повышенной размер пособия в размере 12 130 рублей ежемесячно. Данный уровень пособия рассчитывается, пропорционально дням безработицы в указанный период, начиная с первого дня признания безработным соответствующего гражданина.
Пример № 1
Например, гражданин признан безработным с 1 апреля 2020 года и ему было назначено пособие по безработице и данный гражданин апрель, май и июнь состоял на учете по безработице. Соответственно, за период за указанный период он должен получить 36 390 рублей в качестве пособия по безработице.
Пример № 2.
Гражданин признан безработным, начиная с 5 июня 2020 года. Соответственно, данный гражданин получит в период с 05.06.2020 г. по 30.06.2020 г.
12130/30*26=10512,66….
10 512 рублей 67 копеек в качестве пособия по безработице.
Пример № 3.
Гражданин признан безработным с 29.06.2020 г. Соответственно, размер пособия по безработице такого гражданина составит
12130/30*2=808,66….
808 рублей 67 копеек.
С 1 июля 2020 года пособие по безработице выплачивается в прежнем порядке и составляет:
Минимальный размер пособия по безработице 1500 рублей*районный коэффициент
Максимальный размер пособия по безработице 12 130 рублей.
В Москве за счет бюджета города Москвы гражданам, уволенным с работы и признанным в установленном порядке безработными с выплатой пособия по безработице с 1 апреля 2020 года по 10 июня 2020 года установлена также региональная компенсационная выплата в размере 19 500 рублей. Условие получения такой дополнительной региональной выплаты – наличие ребенка или детей.
Основные права и обязанности безработного
Контактируя со службой занятости, безработный имеет право на:
- — консультирование, профессиональную ориентацию, психологическую поддержку, а также на услуги по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, получению необходимой им информации в органах службы занятости;
- — самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории РФ;
- — обжалование решений, действий или бездействия органа службы занятости и его должностных лиц — как в вышестоящий орган службы занятости, так и в суд (подобные дела рассматриваются мировым судьей в порядке, установленном Подразделом II «Исковое производство» Раздела II Гражданского процессуального кодекса РФ) Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (с изм. и доп. от 6 февраля 2012 г.) // РГ от 20 ноября 2002 г. N 220;
- — заключение договора добровольного страхования со страховыми организациями на случай потери работы;
- — оплату их затрат, вызванных тем, что их направили на работу (обучение) в другую местность по предложению органа службы занятости (с его согласия);
- — выплату пособия по безработице;
- — выплату стипендии во время профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки, в том числе, в период временной нетрудоспособности;
- — возможность участия в оплачиваемых общественных работах.
Законодательное регулирование
Под определением “безработный” подразумевается гражданин РФ, который по каким-либо независящим от него причинам утратил свою работу.
Если говорить простыми словами – то все просто, утратил работу, обратился в центр занятости и стал на учет по безработице.
Если говорить о законодательных актах, регулирующих этот вопрос, то они следующие:
- Постановление Правительства РФ, которое гарантирует получение социальной помощи безработным гражданам;
- Трудовой Кодекс, в котором четко закреплены понятия безработного и официально неработающего гражданина;
- Федеральный закон РФ “О занятости населения”.
В этом законодательстве четко указано что безработный, который стал на учет в территориальный центр занятости, имеет право на получение пособия и другие льготы.
Права безработного на учет в центре занятости?
Чтобы приобрести статус, позволяющий получать государственное пособие достаточно следовать алгоритму действий.
Первое – обращение в центр занятости по месту прописки. В соответствии со ст. 3 Закона РФ №1032-1, принятие заявления осуществляется только в том случае, если человек реально желает найти новое место работы.
На втором этапе понадобится принести документацию, свидетельствующую о наличии стажа и образовании (квалификации).
В течение 11 суток с даты приема бумаг соискатель должен быть вызван для подбора вакансий (п. 7, 8 Правил, утв. ПП РФ от 07.09.12 №891).
При отсутствии вариантов органом выносится решение о признании человека безработным.
Днем наделения лица соответствующим статусом является дата, когда заявитель представил полный пакет документов работникам ЦЗН.
К обязательным бумагам согласно Правилам регистрации, утвержденным ПП РФ №891, относятся:
- паспорт;
- ИПР для лиц с ограниченными возможностями, свидетельствующей о невозможности исполнять какие-либо функции;
- документ о завершении трудовой деятельности по предыдущему месту занятости;
- трудовая книжка, договор ГПХ;
- акты об образовании;
- справка о доходах на последнем месте работы за последние 3 месяца.
Оценка предложений производится в соответствии со следующими обстоятельствами:
- уровень утраченного гражданином дохода;
- трудовой опыт человека, включая сферы деятельности;
- состояние здоровья соискателя;
- близость места жительства заявителя от нанимателя, готового предоставить должность;
- навыки и образование соискателя.
При отсутствии вакансий, подходящих гражданину, представившему документы, последний приобретает статус безработного.
Права и обязанности безработных граждан
Права и обязанности граждан в сфере занятости населения — это особые этапы процедуры, которые позволяют в дальнейшем трудоустроить безработное лицо.
Права лиц, которые находятся на особом статусе у государства:
- 1. Являться в указанный период времени в территориальные органы центра занятости, не реже 3 раз в месяц.
- 2. Лица обязуются своевременно оповещать об изменениях в своей жизни работников службы занятости, ответственных за трудоустройство.
- 3. В случае неудачного прохождения собеседования или предоставления неподходящей работы, безработному человеку необходимо явиться в территориальное отделение службы занятости для получения специальной отметки.
- 4. В случае, если срок согласно которому человек должен был явиться в указанное место работы нарушен, то в обязательном порядке должна быть указана уважительная причина неявки – бумага из медицинского учреждения или же другое.
Обязанности и права безработных
Но у безработных, помимо правомочий, существует ряд обязанностей. Обращаясь за содействием в государственную службу занятости, гражданин обязан сообщить определенные сведения о себе и своей семье. На основании этих сведений принимается решение о признании гражданина безработными назначении ему пособия по безработице.
Право граждан на труд может быть реализовано как путем прямого обращения к работодателям, так и через бесплатное посредничество службы занятости. В первом случае оно осуществляется путем заключения трудового договора (контракта). Во втором случае обращение граждан к службе занятости порождает обязанность соответствующих государственных органов зарегистрировать гражданина в качестве безработного и оказать ему посреднические услуги при поиске подходящей работы. Именно в этом втором смысле право на трудоустройство приобретает характер субъективного права, составляющего правовой статус безработного.
Понятие и оформление статуса безработного
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах занятости в поисках подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Исходя из данного определения, безработный гражданин обладает всеми этими признаками в своей совокупности.
Выделим эти признаки:
- трудоспособный гражданин;
- не имеет работы;
- не имеет заработка;
- зарегистрирован в органах занятости населения;
- ищет работу;
- готов приступить к работе.
При отсутствии одного из подобных признаков гражданин не может являться безработным. Таким образом, можно установить, что если трудоспособный гражданин имеет работу, но не имеет заработка (например, стажировка, практика), то такой гражданин уже не может признаваться безработным.
Для признания гражданина безработным соблюдается следующий порядок действий:
- Обращение по месту постоянной регистрации (регистрации по месту жительства) в орган занятости населения. При себе иметь в наличии документы: паспорт, документы об образовании, квалификации, обучении, ученых степенях, ученых званиях, трудовая книжка (если таковая имеется), справка о среднем заработке, для инвалидов (естественно, рабочей группы) – ИПР.
- Центр занятости направляет трудоспособного гражданина с соответствующим бланком в поисках подходящей работы.
- Далее центры занятости направляют (в случае необходимости) запросы для подтверждения представленных сведений.
- В случае признания трудоспособного гражданина безработным сведения о нём вносятся в специальный регистр.
- В случае неудачного поиска работы со специальным пустым бланком трудоспособный гражданин признаётся безработным и ему устанавливается пособие по безработице.
Не признаётся безработным гражданин, который:
- отказался от двух вариантов предложенной работы (в том числе при направлении его центром занятости в целях самостоятельного поиска работы с пустым бланком);
- при двух отказах гражданина, впервые ищущего работу или ранее не работавшего от получения профессиональной подготовки или от предложений оплачиваемой работы;
- неявка в течение 10 дней без уважительной причины для постановки на регистрационный учет в качестве безработного;
- неявка в установленный срок для принятия решения о признании безработным;
- представление гражданином заведомо ложных сведений об отсутствии работы и заработка, а также иных недостоверных данных для признания безработным.
Обязанности и права безработных
5) право граждан обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц. Это право реализуется посредством обращения в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Но не только Законом РФ «О занятости населения в РФ», но и Декларацией прав и свобод человека Постановление ВС РСФСР от 22.11.1991 N 1920-1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина», «Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР», 26.12.1991, N 52, ст. 1865 и Конституцией РФ закреплена возможность граждан на судебную защиту их прав и свобод от неправомерных действий государственных органов местного самоуправления;
Рекомендуем прочесть: Можно ли записаться в детский сад не по прописке
Закон о занятости населения закрепляет широкий круг прав граждан, признанных в установленном порядке безработными. Условно права безработных граждан можно подразделить на две группы. Первая группа — это правомочия, направленные на реализацию права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. И вторая группа — права на получение материальной поддержки в период безработицы.
Обязанности безработных
Их необходимо четко соблюдать. В противном случае человек может лишиться статуса безработного, а следовательно, всех прав, которыми он наделяется.
- Человек обязан приходить в Центр Занятости в назначенный день и время. Там он проходит перерегистрацию. На руках должны быть документы. Процедура проходит дважды в месяц.
- Активно искать работу. Эти действия заключаются в требованиях рассмотрения каждой вакансии, предложенной Центром Занятости. Отказ от нее должен быть мотивированным.
- В случае заболевания нужно оформлять больничный лист.
- Своевременно информировать сотрудников уполномоченного органа об обстоятельствах, которые лишают соискателя права на получение пособия. Например, это может быть переезд в другое место. А также выход на заслуженный отдых, самостоятельное устройство на работу.
- Приходить на переговоры с работодателем, если Служба Занятости выдаст свободные вакансии. На это отводится три дня. Если соискатель не придет на собеседование, это может быть рассмотрено в качестве нарушения.
Права и обязанности безработных граждан
В соответствии с Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации» гражданам Российской Федерации гарантируется :
- свобода выбора рода деятельности, профессии, вида и характер труда;
- защита от безработицы;
- бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве службы занятости;
- информирование о положении на рынке труда.
Безработным гражданам гарантируется:
- социальная поддержка;
- осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости;
- бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования;
Перечень необходимых документов
Чтобы пройти регистрацию в ЦЗН необходимо представить сотруднику данной службы следующий пакет необходимых документов:
- Трудовой документ или книга только в той ситуации, если человек ранее работал на должности официально.
- Личный паспорт или документ, который его заменяет.
- Аттестаты, дипломы и иные документы, свидетельствующие о полученном образовании или получении специальных навыков. Если гражданин получал образование в иных странах, то следует сделать нотариально заверенный перевод соответствующих документов.
- Удостоверение пенсионера.
- Свидетельство ИНН, выданное налоговым инспектором.
- Справка с последнего места работы об уровне среднего месячного заработка. Данная справка должна быть заполнена бухгалтером организации, где трудился гражданин, в течение 3 суток с момента подачи прошения на ее получение в письменном виде. Также она должна быть оформлена на фирменном бланке организации, содержать реквизиты и угловой штамп. Также в справке должна быть отражена информация о количестве отработанных часов за последний год на предприятии. Предоставление данной справки не требуется людям, которые еще не были официально трудоустроены.
Паспорт, трудовая книжка и документы об образовании необходимо предоставлять только в подлинном виде. При отсутствии какого-либо из перечисленных документов, постановка на учет не будет произведена, а значит, и на пособие рассчитывать не следует.
Инвалиды, в дополнение к вышеуказанному перечню документов, предоставляют медицинское заключение, с отметкой врача о том, какими именно видами деятельности может заниматься данный гражданин из-за ограниченности его физических возможностей.
Поиск нового работодателя и подготовка к трудоустройству
Сам факт постановки безработного лица на официальный учет в Центр занятости вовсе не означает, что теперь гражданину не нужно будет искать будущего места работы. Это все равно нужно будет делать, хотя бы для того, чтобы обеспечить себе и своей семье достойное существование. Что касается специалистов из уполномоченной организации – они также будут активно содействовать поиску подходящей работы для своего клиента. При этом должны учитываться следующие факторы: имеющееся у гражданина образование, существующий стаж и опыт, квалификация и т.д.
Иногда сотрудники Центра занятости могут предложить безработному дополнительные курсы повышения квалификации или получение определенного образования. В таком случае, на время обучения, гражданин будет получать не пособие по безработице, а стипендию, установленную учебным заведением.
Основные права и обязанности безработного. Ответственность за неисполнение обязательств
С момента получения гражданином статуса безработного, между ним и государством в лице органов службы занятости возникают взаимные права и обязанности. Статус безработного предполагает ряд правомочий, которые в свою очередь гарантируют права граждан на трудоустройство. Право на труд и защиту от безработицы закреплено в Конституции РФ Конституция Российской Федерации, статья 37. Это право составляет необходимый элемент правового статуса безработного и может быть реализовано как путем прямого обращения к работодателям, так и через бесплатное посредничество службы занятости. В соответствии с этой конституционной нормой защита от безработицы и содействие в трудоустройстве является одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ [ред. от 28.12.2013], статья 2.
Имеют ли право безработные на субсидию?
Безработные вправе получить субсидию от государства в связи с затруднительным характером оплаты коммунальных платежей. Эта льгота может быть предоставлена лишь на 6 месяцев, при чем при условии, что не будет задолженности по предыдущим выплатам. Для оформления такой субсидии нужно предоставить документы и декларацию о доходах.
В некоторых региона действует субсидия для желающих открыть свое дело. Однако получить такую субсидию не так просто. Нужно пройти тестирование, курс лекций о предпринимательской деятельности, и наконец, составить бизнес-план. Только если комиссия его утвердит, то безработный сможет получить субсидию для открытия ИП.
Таким образом, правовой статус безработного определяется отсутствием работы у трудоспособных граждан, готовых работать. Дает он не только определенные права, но и ряд обязанностей, ответственность за которые несет неработающий гражданин и проверяет центр занятости.