Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В чем разница между абилитацией и реабилитацией?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с новой концепцией, утвержденной Правительством, будет создан перечень услуг по основным направлениям комплексной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья, расширена сеть организаций, оказывающих такие Услуги. Помимо врачей помощь инвалидам будут оказывать педагоги, психологи и соцработники.
Абилитация и реабилитация какая разница?
Абилитация, как понятие для восстановления функциональности организма инвалида, имеет существенную разницу с реабилитацией.
При абилитации происходит формирование способностей больного человека, а в процессе реабилитационных мероприятий происходит восстановление функций организма и его систем. Вот чем отличается абилитация от реабилитации и в этом существует главная разница между двумя медицинскими понятиями.
При абилитации для инвалида создаются такие условия, когда он способен научиться и развить свои способности для достижения поставленных целей.
В процессе обучения, гражданин с инвалидностью находит альтернативные методы решения поставленной цели. Даже если главный путь к достижению цели заблокирован по причине болезни, или же травмы.
Довольно часто процесс абилитации происходит в работе с детьми, у которых существуют отклонения в развитии, а также нарушения некоторых функций.
Пример: если у ребёнка существуют отклонения в применении речевого аппарата, тогда абилит необходимо начинать проводить сразу после того, как ребёнок не стал в положенный срок разговаривать.
Разница в абилитации и реабилитации ребёнка инвалида
Для ребёнка инвалида существует особенность в проведения реабилитации, или же абилитации. Нет разницы, какая методика будет применяться, главное начать ее применение, как можно раньше.
Своевременно начатые меры по реабилитации, способны полностью восстановить функциональность организма и работу всех органов и его систем.
Для ребенка нет большой разницы, применять реабилитацию, или же абилитацию.
Если в вашей местности нет специалистов по абилитации, тогда восстановительные мероприятия проводят врачи-реабилитологи.
Главное, чтобы была оказана своевременная помощь и не упущено время.
Применяемые мероприятия:
- Медицинская ориентация на восстановление функций — массажи, ЛФК, применение лечения в санаторных условиях;
- Бытовая ориентация — научить ребёнка обслуживать себя на бытовом уровне;
- Психологическая адаптация — работа с психологами и занятия на обучение поведения в социуме и возможность самому ребенку наладить общение в обществе;
- Социокультурная ориентация — это эстетическое развитие детей-инвалидов. Разрабатываются культурные программы с посещением музеев, концертов, а также развлекательных и развивающих детских центров.
Утверждена концепция развития системы реабилитации и абилитации инвалидов до 2025 года
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин утвердил концепцию развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов на период до 2025 года.
Разработать конкретные шаги по реализации положений концепции поручено Минтруду РФ – ведомство должно справиться с задачей в течение ближайших трех месяцев.
Главной целью внедрения концепции в регионах правительство назвало повышение качества и доступности всех необходимых товаров и услуг для людей с инвалидностью, а также самостоятельность, финансовую независимость, уровень социализации и качество жизни таких граждан.
Один из основных пунктов концепции – строительство в городах многопрофильных центров реабилитации в шаговой доступности, а в сельской местности и отдаленных территориях – мобильных служб реабилитации. Для работы в центрах планируется активно привлекать медработников, педагогов, психологов и социальных работников.
В ближайшие три года предполагается формирование общероссийского перечня услуг по основным направлениям реабилитации и абилитации, настройка межведомственного взаимодействия между «участниками реабилитационного процесса» и принятие пула тематических нормативных актов.
Среди конкретных мер в концепции указано внедрение в практику реабилитации инвалида без проживания в стационаре – услуги могут оказываться во время дневного пребывания инвалида в организациях социального обслуживания или на дому при участии персональных помощников. Также предложено разработать правовые механизмы, облегчающие выход на российский рынок инновационных средств реабилитации, и сделать проще систему госзакупок в этой сфере.
Согласно документу, по итогам реализации концепции к 2025 году реабилитационными (абилитационными) услугами по всем основным направлениям планируется охватить 95% взрослых и 97% детей с инвалидностью.
Не менее 50% семей, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, должны быть обеспечены психолого-педагогическим сопровождением в сфере образования.
Также среди планов есть пункт о том, что не менее 90% инвалидов или их представителей должны быть удовлетворены полученными услугами по реабилитации и абилитации.
Подробный план мероприятий по реализации концепции поручено разработать Минтруду РФ. Ведомству необходимо подготовить и внести его в правительство в ближайшие три месяца.
Участие в осуществлении плана будут принимать как федеральные и региональные органы власти, так и государственные внебюджетные фонды, учреждения медико-социальной экспертизы, общественные объединения инвалидов, благотворительные фонды. Координировать развитие системы будет Правительство РФ.
В документе отмечается, что ежегодно с 2019 года регионам в целях софинансирования расходов, связанных с реализацией программ реабилитации и абилитации инвалидов, из федерального бюджета выделяются субсидии в размере 554,2 млн рублей.
В частности, в 2019 году такое софинансирование получили 18 субъектов РФ, в 2022 году и на плановый период до 2022 года – 39 регионов, начиная с 2023 года – еще 21 регион.
В 2022 году об участии в программе целевого софинансирования на плановый период 2022–2024 годов заявили 68 субъектов, в том числе восемь из них – впервые.
По данным правительства, на 1 декабря 2022 года в России зарегистрировано порядка 11,3 млн граждан с инвалидностью, что составляет 7,9% от общей численности страны. Из них 724,6 тысячи – дети-инвалиды. Это 2,3% от общей численности детского населения в стране.
В 2022 году в Свердловской и Тюменской областях начнется реализация пилотного проекта по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов с помощью электронных сертификатов. Контролировать процесс будет Минтруд РФ.
Эксперимент завершится в 2024 году, в случае успешного проведения пилота практику распространят на все субъекты РФ. Вице-премьер РФ Татьяна Голикова уточняла, что в 2022 году на пилотный проект могут направить 300 млн рублей.
В ходе заседания правительства 28 декабря выделение средств подтвердил Михаил Мишустин.
Реабилитация и абилитация инвалидов в России: что это, программы и мероприятия
Услуги по социальной реабилитации или абилитации инвалидов включают в себя:
- социально-средовую реабилитацию;
- социально-психологическую реабилитацию;
- социокультурную реабилитацию;
- социально-бытовую адаптацию.
Социально-средовая реабилитация
Услуги по социально-средовой реабилитации — это комплекс услуг, направленных на интеграцию инвалида в общество путем обеспечения его необходимым набором технических средств реабилитации, созданием доступной среды.
Услуги по социально-средовой реабилитации предоставляют инвалидам в следующем составе и формах:
- Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и транспортными средствами с учетом ограничения жизнедеятельности, обеспечение тифлотехническими средствами реабилитации и собаками-проводниками слепых и слабовидящих инвалидов, сурдотехническими средствами — глухих и слабослышаших инвалидов, обеспечение инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, ведущих активный образ жизни, креслами-колясками, обеспечение инвалидов с отсутствием двух верхних конечностей функционально-эстетической одеждой.
- Обучение инвалида и членов его семьи пользованию техническими средствами реабилитации.
- Рекомендации по адаптации жилья к потребностям инвалида с учетом ограничения его жизнедеятельности.
Социально-психологическая реабилитация
Услуги по социально-психологической реабилитации — это комплекс услуг, направленных на оказание психологической помощи инвалидам для достижения целей социально-психологической реабилитации, а именно: на восстановление (формирование) способностей, позволяющих им успешно выполнять различные социальные роли (семейные, профессиональные, общественные и другие) и иметь возможность быть реально включенным в разные области социальных отношений и жизнедеятельности, на формирование социально-психологической компетентности для успешной социальной адаптации и интеграции инвалида в общество.
Инвалидам предоставляют следующие услуги по социально-психологической реабилитации:
- психологическое консультирование, ориентированное на решение социально-психологических задач;
- психологическая диагностика;
- психологическая коррекция;
- психотерапевтическая помощь;
- социально-психологический тренинг;
- психологическая профилактика;
- социально-психологический патронаж.
Социокультурная реабилитация инвалидов
Социокультурная реабилитация — это комплекс мероприятий, цель которых заключается в помощи инвалиду достигнуть и поддерживать оптимальную степень участия в социальных взаимосвязях, необходимый уровень культурной компетенции, что должно обеспечивать возможность для позитивных изменений в образе жизни и наиболее полную интеграцию в общество за счет расширения рамок его независимости.
Услуги по социокультурной реабилитации включают в себя:
- Обучение инвалида навыкам проведения отдыха, досуга.
- Проведение мероприятий, направленных на создание условий возможности полноценного участия инвалидов в социокультурных мероприятиях, удовлетворяющих социокультурные и духовные запросы инвалидов, на расширение общего и культурного кругозора, сферы общения (посещение театров, выставок, экскурсии, встречи с деятелями литературы и искусства, праздники, юбилеи, другие культурные мероприятия).
- Обеспечение инвалидов, находящихся в учреждениях, и содействие в обеспечении инвалидов, обслуживаемых на дому, периодической, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературой, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах, аудиокнигами и книгами с рельефно-точечным шрифтом Брайля; создание и предоставление инвалидам по зрению возможности пользоваться адаптированными компьютерными рабочими местами, сетью Интернет, Интернет-документами с учетом ограничений жизнедеятельности инвалида.
- Содействие в обеспечении доступности для инвалидов посещений театров, музеев, кинотеатров, библиотек, возможности ознакомления с литературными произведениями и информацией о доступности учреждений культуры.
- Разработка и реализация разнопрофильных досуговых программ (информационно-образовательных, развивающих, художественно-публицистических, спортивно-развлекательных и т.п.), способствующих формированию здоровой психики, развитию творческой инициативы и самостоятельности.
Особенности реабилитации и абилитации детей-инвалидов
Для детей инвалидов есть свои особенности в проведении реабилитационных мероприятий. Чем раньше начнется восстановительные процедуры, тем быстрее пройдет восстановление утраченных навыков или приобретение новых.
Для этого используются следующие виды реабилитации и абилитации:
1. Медицинская. Включает массаж, лечебную физкультуру и другие виды оздоровительных мер.
2. Бытовая. Помощь в освоении новых навыков и умений в быту.
3. Психологическая. Для детей проводятся различные развивающие занятия.
4. Социокультурная: экскурсии, театры, концерты и другие виды досуга.
Особенность проведения таких мероприятий — их комплексность. Необходимо вернуть здоровье ребенка и максимально развить его физические и психические способности.
Отличительные особенности в проведении мероприятий реабилитации и абилитации
- Социально–средовая ориентация представляет комплекс мер, которые помогают выявлению наиболее развитых умений инвалида, и на основе этих умений подбирается наиболее осуществимая семейная и общественная деятельность;
- Социально-бытовая абилитация представляет собой комплекс мер, с помощью которых выбирается наиболее оптимальный режим общественной деятельности и семейной жизни.
- Восстановительные (реконструктивная медицинская помощь, протезирование, ортезирование);
- Профессиональные (оказание помощи при устройстве на работу, меры адаптации на новом рабочем месте);
- Физкультурно-оздоровительные (привлечение к культурно-массовым мероприятиям, участие в соревнованиях);
- Социальные (предоставление возможностей к самореализации, оказание помощи в процессе поступления в высшие учебные заведения, налаживание социальных контактов).
В чем разница между абилитацией и реабилитацией
При абилитации происходит формирование способностей больного человека, а в процессе реабилитационных мероприятий происходит восстановление функций организма и его систем. Вот чем отличается абилитация от реабилитации и в этом существует главная разница между двумя медицинскими понятиями.
- Медицинская ориентация на восстановление функций — массажи, ЛФК, применение лечения в санаторных условиях;
- Бытовая ориентация — научить ребёнка обслуживать себя на бытовом уровне;
- Психологическая адаптация — работа с психологами и занятия на обучение поведения в социуме и возможность самому ребенку наладить общение в обществе;
- Социокультурная ориентация — это эстетическое развитие детей-инвалидов. Разрабатываются культурные программы с посещением музеев, концертов, а также развлекательных и развивающих детских центров.
Абилитация и реабилитация какая разница?
Абилитация, как понятие для восстановления функциональности организма инвалида, имеет существенную разницу с реабилитацией.
При абилитации происходит формирование способностей больного человека, а в процессе реабилитационных мероприятий происходит восстановление функций организма и его систем. Вот чем отличается абилитация от реабилитации и в этом существует главная разница между двумя медицинскими понятиями.
При абилитации для инвалида создаются такие условия, когда он способен научиться и развить свои способности для достижения поставленных целей.
В процессе обучения, гражданин с инвалидностью находит альтернативные методы решения поставленной цели. Даже если главный путь к достижению цели заблокирован по причине болезни, или же травмы.
Довольно часто процесс абилитации происходит в работе с детьми, у которых существуют отклонения в развитии, а также нарушения некоторых функций.
Пример: если у ребёнка существуют отклонения в применении речевого аппарата, тогда абилит необходимо начинать проводить сразу после того, как ребёнок не стал в положенный срок разговаривать.
Источники финансирования
Ранее основные расходы на лечение, приобретение техсредств и медикаментов покрывали родители инвалида. Также финансовую и иную поддержку оказывают благотворительные фонды. А в 2021 году в федеральный бюджет заложили средства на проведение программ по абилитации и реабилитации.
Деньги выделяются на основании распоряжения правительства № 2782-р из фонда соцстрахования. Целевые пособия поступают в органы местного самоуправления на определённый срок, в течение которого должны быть проведены соответствующие мероприятия. В случае не целевого использования средств всю сумму предписано вернуть.
При этом в региональном ФСС обязаны:
— выдать нуждающимся протезы, препараты;
— организовать работу медучреждений по оказанию лицам с ОВЗ требуемых услуг.
Согласно п.17 Постановления №95 на медико-социмальную экспертизу могут направить ПФР или орган социальной защиты.
Пенсионный фонд России и органы социальной защиты населения выдают направление на экспертизу только при наличии заключения врача или группы врачей узких медицинских специальностей, подтверждающего основания для получения инвалидности. Форма направления на МСЭ ПФР или соц.защитой утверждена Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ №874 «Об утверждении формы направления на медико-социальную экспертизу, выдаваемого органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения».
Если медицинская организация, Пенсионный фонд или орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин имеет право обратиться в бюро самостоятельно.
Имея на руках направление на МСЭ от ПФР или соц.защиты, а также отказ, гражданин не проходит доплнительные обследования и на комиссию предоставляет те документы, которые есть на руках и обосновывают его право на получение инвалидности. Не передавайте оригиналы! Оригиналы должны быть только у Вас на руках! Комиссия, при рассмотрении вопроса об инвалидности, может отправить на дообследование или самостоятельно запросить недостающие документы в медицинском учреждении.
История развития физической реабилитации
Реабилитацию для восстановления утраченных физических функций организма начали активно использовать с начала ХХ века.
Первая причина — это вспышка полиомиелита в США в 1916 году. Лечение этого заболевания сопровождалось длительным постельным режимом, который приводил к физической слабости, атрофии мышц и ограничению движений даже после выздоровления. Тогда для борьбы с этими осложнениями врачи начали использовать физические упражнения и массаж.
Также развитию физической реабилитации способствовали две мировые войны. Во время них резко выросло число инвалидов среди мужчин трудоспособного возраста, бывших военных. Поэтому физическую реабилитацию начали активно внедрять практически во всех армиях, которые участвовали в войнах.
Постепенно реабилитацию начали использовать в мирное время. В начале 50–хх годов прошлого столетия английские врачи Карл и Берта Бобат разработали методику восстановления пациентов с неврологическими расстройствами — Бобат–терапию. Она доказала свою эффективность в лечении ДЦП, последствий травм, инсультов и продолжает активно использоваться в наше время.
Сегодня проблемы реабилитации стоят не менее остро — вместе с техническим прогрессом растет уровень травматизации. Это ведет к росту инвалидности и большим экономическим потерям, поэтому интерес к реабилитации продолжает расти. Использование ее средств на ранних этапах лечения позволяет вернуть пациентам физическую полноценность и обеспечить им независимость.
Принцип составления индивидуальных программ
Этапы составления индивидуальных реабилитационных программ, для каждого инвалида имеют разницу, и зависит составление программы от потребности каждого больного.
Медицинские мероприятия по восстановлению физических функций организма, при которых снижается ограниченность инвалида в передвижении.
В состав индивидуальной программы абилитации, опираясь на потребности того человека, для которого она разрабатывается, могут быть включены следующие этапы:
- Общие процедуры реабилитационного процесса — прием медикаментозных препаратов;
- Реабилитационное восстановление специализированного характера — протезирование конечностей, оперативное вмешательство в организм, лечение в специализированных клиниках и лечебницах;
Медицинские мероприятия по абилитации:
- Мероприятия по реконструктивной оперативной хирургии;
- Протезирование больных;
- Восстановление в санаторных условиях, или же на курортах.
Принципы реабилитации
Существуют признанные у нас и за рубежом основные реабилитационные положения:
- место, где проводят реабилитацию, должно применять все виды лечения, иметь связь с себе подобными учреждениями;
- восстановление начинают с ранних этапов заболевания комплексным подходом;
- лечение совершают без перерывов, до максимально положительного результата;
- все лечебные этапы проводят комплексно;
- назначаются индивидуальные программы для каждого пациента (необходимо учитывать все особенности каждого организма);
- цель – по возможности, вернуть здоровье, сформировать положительный настрой на дальнейшую жизнь, научить справляться с элементарными повседневными задачами, привить стремление к борьбе за свое здоровье, раскрыть желание к учебе.
Виды средств реабилитации детей
Технические средства реабилитации детей – это устройства, которые позволяют компенсировать или полностью устранить ограничение. Средства необходимы для:
- самообслуживания;
- ухода;
- ориентирования в пространстве;
- обучения;
- передвижения.
Важно! Имеющим ограниченное движение необходимо использовать специальные протезы.
Технические средства реабилитации детей инвалидов включают:
- опоры, поручни;
- инвалидные коляски;
- протезы;
- трости;
- специальную ортопедическую обувь;
- матрасы, которые не допускают образования пролежней;
- средства, помогающие одеваться;
- специальную одежду;
- устройства, помогающие читать;
- слуховые аппараты;
- собак поводырей;
- звуковые сигнализаторы.
Согласно программе ИПР, средства должны выдаваться бесплатно. При этом их запрещено продавать, передавать в пользование иным людям.
Существуют специальные сроки использования:
- трости – до 2-х лет;
- поручни – свыше 7 лет;
- обувь – 3 месяца.
Индивидуальная программа
Родителям необходимо знать, когда и где можно пройти санаторно-курортное лечение, какие учреждения и специалисты оказывают помощь, связанную с развитием, лечением или обучением больного малыша.
Где можно бесплатно получить необходимые технические средства, например, коляску или костыли, предметы ухода за больным и услуги, предусмотренные законом.
Именно поэтому для каждого ребенка инвалида и для большинства детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разрабатывается индивидуальная программа реабилитации детей, где прописано, какие именно мероприятия, направленные на восстановление, улучшение самочувствия и качества жизни, необходимо пройти в течение года, где можно это сделать, и кто конкретно отвечает за их проведение.