Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за ксеноновые фары: можно лишиться прав?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Начнем с того, что и у ксеноновых, и у галогенных лампочек есть как сторонники, так и противники. Частые споры по поводу ламп обычно заканчиваются в пользу ксеноновых. Но на самом ли деле такие лампы лучше?
Технические требования для установки ксенона в 2023 году
Узнать, предназначен ли конкретный автомобиль для ксеноновых световых приборов несложно.
- Информацию можно найти в инструкции к транспортному средству.
- Уточнить у производителя.
- Проверить самостоятельно маркировку фар.
Напомним, что на совместимость с ксеноном указывает буква D, написанная на фарах. Существует несколько вариантов ее упоминания, в зависимости от того, где разрешен ксенон.
- Если указана маркировка DC – разрешена установка на приборы ближнего света.
- DR — на приборы дальнего света.
- DCR – на фары ближнего и дальнего света.
Ксеноном называют инертный газ, применяющийся в специальных газоразрядных лампах, которые устанавливают на авто. Он находится в специальной внутренней колбе, защищенной еще одной, внешней, оберегающей смесь от перепада температур и давления, а также попадания внутрь сторонних примесей.
У ламп такого типа есть множество преимуществ, которые делают их особенно популярными не только в России, но и по всему миру.
Установка на автомобиле ксеноновых фар обеспечивает следующие плюсы:
- Значительное улучшение видимости на дороге в темноте и при плохой погоде;
- Снижение нагрузки на глаза, благодаря приближенности света к дневному;
- Экономия энергопотребления, увеличение срока службы лампы.
Поставить можно так же и биксенон. Он представляет собой все тот же газ внутри лампы, но использовать ее можно будет как для дальнего, так и для ближнего света. Обычный же ксенон позволяет включать только одну дальность.
Принцип работы лампочек
Ксеноновые лампы уже давно завоевали российский рынок. Автомобилисты устанавливают их не только на иномарки, но и отечественные автомобили. Причина тому – стойкость к износу и высокий срок службы. Все это делает продукцию лидером продаж. Однако важно понимать, что осветительный элемент функционирует по определенным принципам.
- Сначала блок розжига ксенона образует пусковой ток, величина которого составляет 20-30 кВ. После образования искры, она попадает внутрь колбы и запускает процесс свечения. Вся операция занимает доли секунды.
- Свечение образуется не просто так, ведь когда заряд попадает внутрь, возникает дуга, которая и дает владельцу хорошее и стабильное свечение на протяжении длительного времени. Специальный газ, способствует рассеиванию дуги, поэтому свечение становится более мягким и приятным.
Если человек будет правильно использовать и ухаживать за лампочками, то они прослужат около 4 лет, что является высоким показателем. Конечно, существуют светодиодные лампы и галогенные, но они подходят не для всех.
В каких законах говорится об установке ксенона
Установка ксенона в ПТФ, как и вопросы установки в фары различных источников света (галогенных ламп, ламп накаливания) производится в соответствии с ГОСТами Российской Федерации и Правилами ЕЭК ООН.
Эти документы присваивают фарам конкретный тип (например, DCR).
Знак утверждения типа фар изображается в форме круга с вписанной в него буквой «E». Далее идет номер страны, где происходило утверждение, и номер самого утверждения. Источники ксенонового света маркируются с начальной буквы «D» и их установка прописана в Правиле ЕЭК ООН № 99 и в ГОСТ Р 41.99-99 о предписаниях по установке газоразрядных ламп в механических транспортных средствах (типы DC, DR и DCR).
Применение ксенона в фарах и ПТФ, не предназначенных для него, определяется как несоответствие режима работы светового прибора требованиям характеристик транспортного средства. Ответственность при нарушении условий использования ксеноновых ламп наступает на основании Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП).
Но такая ответственность возможна при нарушении правил установки. Например, если вы установили ксенон в фары, предназначенные для галогена.
Если ПТФ и другие фары с ксеноном были выпущены вместе с автомобилем на заводе, инспектор ГИБДД не может привлечь вас к ответственности за их использование.
Устанавливая на машину ксенон, противотуманки также можно «модернизировать» при такой необходимости
Однако важно помнить, что увеличение яркости свечения потребует от владельца не только соблюдения всех рекомендаций, рассмотренных выше, но и более тщательной регулировки оптики. Также в процессе эксплуатации авто регулировки головной оптики и ПТФ нужно проверять на специальном стенде или периодически регулировать свет своими руками.
Не менее важным критерием является выбор цвета свечения ксеноновых ламп. При этом желтые цвета лучше всего подходят для ПТФ, однако плохо сочетаются в плане внешнего вида с ксеноном в головном свете. При этом белый, а также синий цвет ксенона улучшают внешний вид авто, но заметно хуже освещают дорогу в туман, дождь или снег.
Что касается установки, многие неквалифицированные установщики стараются поставить блоки розжига ближе к фарам. В случае с ПТФ делать этого нельзя, так как туманки находятся близко к дороге, постоянно страдая от влаги. По этой причине нужно заранее подбирать длинные провода, чтобы поставить блоки подальше от туманок.
Устанавливать ксенон самостоятельно в 2021 году можно, но только соблюдая технические правила и нормы. При этом правильнее обращаться в специализированные центры.
Один из вариантов – приобретение переоборудованных фар у производителя. Они должны соответствовать ГОСТу, что производитель должен документально подтвердить.
В 2021 году запрещено менять световые приборы в фарах автомобиля на ксеноновые лампы, предназначенные для другого типа освещения. Например, установка ксенона в галогенные фары.
Такие манипуляции приводят к высокой аварийности, неправильный свет слепит водителей встречных авто. А у инспекторов ГИБДД появляется повод наказать нарушителя в виде оформления штрафа или лишения прав.
Если автомобиль предназначен для ксенона, на фарах обязательно присутствует отметка с буквой D.
То же самое касается монтажа в противотуманные фары. В 2021 году допускается заводская установка или смена световых приборов, если такая возможность предусмотрена производителем. Об этом укажет маркировка на фарах. Наличие буквы D дает зеленый свет ксенону.
Когда применяется штраф за ксеноновые лампы?
Грамотный адвокат способен вместо лишения ВУ помочь водителю получить только штраф за ксенон. Даже, если газоразрядные лампы установлены в автомобиле, непредусмотренном для ксеноновых световых приборов. Например, в фары, предназначенные для галогенных лампочек.
В случае фиксации нарушения сотрудниками ГИБДД установки ксеноновых световых приборов, юристы стремятся переквалифицировать первоначальное обвинение с третьей на первую часть статьи 12.5 КоАП.
- В части 1 водителям вменяется управление автомобилем с неисправностями или при условиях, в которых пользоваться ТС запрещено. За это нарушение законом предусмотрено предупреждение или выплата 500 рублей штрафа.
- В третьей части статьи речь идет об управлении авто, на котором установлены фары с красными огнями, световозвращающие приспособления того же цвета или приборы освещения, несоответствующие по цвету огней и режиму работы действующим нормам. В этом случае водителю грозит лишение прав за ксенон на срок от 6 до 12 месяцев и конфискация нелегальных световых приборов.
Необходимость переквалификации статьи юристы мотивируют тем, что в инструкции к автомобилю не указано, что ксеноновый свет запрещен, а температура и цвет освещения не выходят за рамки ГОСТа.
Каковы требования к ксеноновым фарам
Штатные ксеноновые фары имеют определенную маркировку — букву «D» в коде. Ее наличие на отражателе указывает на допустимость использования ксеноновых ламп в совокупности со спецрефлекторами/линзами.
Виды маркировки таких фар могут быть следующие:
- DC/DR — оборудована двумя отдельными лампами (ближний/дальний свет) и установка ксенона допускается в обе из них.
- DCR — используется одна двухрежимная лампочка, которая может использоваться как для дальнего, так и ближнего света. Монтаж ксенона в такую фару разрешен.
- DC/HR — допускается только ксеноновый ближний свет, для дальнего использование недопустимо.
- HC/HR — если этот код указан на фаре авто, произведенного в Японии, использование газоразрядных ламп допускается. Для европейских автомобилей такая маркировка означает запрет на ксенон, разрешено использовать галогеновые лампы ближнего/дальнего света.
В: Лишают ли прав за ксенон?
О: Такое наказание применяется при наличии одновременно двух условий: нарушение режима работы световых приборов и цвет ламп отличается от разрешенного (белого/желтого/оранжевого). При отсутствии хотя бы одного критерия водителя ждет штраф 500 руб.
В: На какой срок могут лишить прав?
О: При несоответствии режима работы фар и цвета, не отвечающего законным требованиям, водителю грозит лишение за ксенон на срок 6-12 месяцев.
В: Можно ли ставить ксенон в обычные фары?
О: В фарах, предназначенных для использования с лампами накаливания (в т.ч. галогенными), применение ксеноновых ламп не допускается.
В: Какой штраф за биксенон?
О: Наказание за установку внештатного биксенона на авто такое же, как и за ксенон — штраф либо лишение прав.
На что нужно обращать внимание
- Нельзя «ставить ксенон» на машину посредством обычной заменой лампочек.
- Газоразрядный свет обязательно должен быть дополнен омывателями фар.
- Фары должны быть, как минимум, адаптированы для ксенонового света: отражатели или рефлекторы в них должны быть заменены на совместимые с газоразрядной лампой, следует использовать линзы, желателен автокорректор.
- Безопаснее всего устанавливать «заводской» комплект ксенона (вместе с фарами).
- Ксеноновые лампы можно заменять только парами, так как со старением они изменяют цвет свечения.
- Основная причина тусклого, или, напротив, слепящего света — некорректная установка ксенонового оборудования. Именно поэтому в Европе и предъявляют жесткие требования к ксенону.
Противотуманные фары и ксенон
Нужно заметить, что в противотуманную фару ксеноновый свет намного легче вмонтировать, чем в обычную. Нужно учитывать нюанс, свет немножко должен быть направлен вниз, тогда конструкция будет функционировать отлично. Как маркируются фары под ксенон? Кодировка должна полностью соответствовать ГОСТу.
Какие же преимущества имеет данный вариант оптики в сравнении с галогеновым освещением? Благодаря ему лучше обозревать обочину, так как увеличивается площадь освещения. Это довольно актуально при вхождении в поворот, потому что именно на таких участках дороги можно попасть в ДТП. За счет ксеноновых ламп можно быстрее увидеть преграду или же пешехода, и, соответственно, быстрее отреагировать.
Установка ксенона собственными силами
Приобрести ксенон, а точнее лампы ксенонового света, может абсолютно любой автовладелец, придя на авторынок или же в специализированный магазин. Как правило, ксеноновые лампы производятся и собираются китайскими производителями, поэтому дефицита в данном товаре нет.
Некоторые автовладельцы приобретают такие осветительные приборы с целью улучшения эффективности своих фар в темное время суток. А есть и такие автолюбители, для которых ксенон – это всего лишь предмет, придающий их транспортному средству более эффектный вид.
Но, как бы то ни было, не все так просто. Транспортное средство, оснащенное таким светом, приобретает более простецкий вид, а на дорожном полотне владельца такого автомобиля то и дело стремятся остановить сотрудники Госавтоинспекции, чтобы наказать за ксенон либо административным штрафом, либо лишением водительских прав. По какой причине это происходит?
Все банально и просто. Установить ксенон хочет каждый водитель. Но в этом случае фары транспортного средства должны быть оборудованы форсунками омывателя, а также для формирования правильности направления светового луча следует обзавестись еще и специальным корректором.
Как правило, мастеров, которые самостоятельно устанавливают ксенон на автомобилях, штрафуют или же вообще лишают водительских прав.
Существует еще один любопытный момент. Устанавливая ксенон на своей машине, фары ТС должны быть помечены специальной маркировкой в виде символов DCDR или DCR.
В том случае, если они отсутствуют, то сотрудники Госавтоинспекции могут на законных основаниях взыскать с вас штраф или же лишить прав (в зависимости некоторых нюансов установки ксеноновых ламп).
Большинство автомобилей оснащены фарами, на которых нанесена такая маркировка – DC/HR, а это свидетельствует о том, что на данное транспортное средство можно поставить газоразрядные лампы и использовать их только в качестве источника ближнего света.
Какие лампочки обеспечивают лучшую видимость?
Сторонники ксеноновых лампочек ссылаются на то, что при их использовании фары светят сильнее и дорогу видно лучше. На самом деле с этим нельзя поспорить, поскольку свет ксеноновых фар действительно ярче. Но вот улучшают ли такие лампочки видимость?
Видимость дороги зависит не только от лампочек, но и от устройства самой фары, а именно, отражающих элементов в ней.
Обратите внимание, что фара разрабатывается исключительно для определенного типа лампочек. Можно сказать, что сначала выбирают лампочки, а уж потом под них подстраивают отражающие элементы фары.
Свет ксеноновых и галогенных лампочек сильно различается, поэтому нетрудно догадаться, что использование ксеноновых лампочек в фарах, не предназначенных для этого, ухудшает характеристики фар.
Когда применяется штраф за ксеноновые лампы?
Грамотный адвокат способен вместо лишения ВУ помочь водителю получить только штраф за ксенон. Даже, если газоразрядные лампы установлены в автомобиле, непредусмотренном для ксеноновых световых приборов. Например, в фары, предназначенные для галогенных лампочек.
В случае фиксации нарушения сотрудниками ГИБДД установки ксеноновых световых приборов, юристы стремятся переквалифицировать первоначальное обвинение с третьей на первую часть статьи 12.5 КоАП.
- В части 1 водителям вменяется управление автомобилем с неисправностями или при условиях, в которых пользоваться ТС запрещено. За это нарушение законом предусмотрено предупреждение или выплата 500 рублей штрафа.
- В третьей части статьи речь идет об управлении авто, на котором установлены фары с красными огнями, световозвращающие приспособления того же цвета или приборы освещения, несоответствующие по цвету огней и режиму работы действующим нормам. В этом случае водителю грозит лишение прав за ксенон на срок от 6 до 12 месяцев и конфискация нелегальных световых приборов.
Необходимость переквалификации статьи юристы мотивируют тем, что в инструкции к автомобилю не указано, что ксеноновый свет запрещен, а температура и цвет освещения не выходят за рамки ГОСТа.
Типы, конструкция и характеристики блоков розжига ксенона
Схема подключения блока розжига в монобловном исполнении (по одному на лампу)
Все современные ксеноновые блоки розжига строятся на одинаковых принципах, в них выделяются два контура:
- Низковольтный — его основной является балласт, здесь действующие напряжения не превышают 80 В при работе лампы и до 500 В при розжиге;
- Высоковольтный — его основной является собственно блок розжига, который часто называется стартером или игнитором, здесь действующие напряжения достигают 23-30 кВ в момент розжига.
Весь ксеноновый ЭПРА, по сути, является высоковольтным преобразователем напряжения, который обеспечивает повышение напряжения 12 или 24 В сначала примерно до 500 В, а затем до 23-30 кВ. Основу низковольтного контура этого преобразователя составляет задающий генератор на основе микросхемы, преобразующий низкое постоянное напряжение в переменное, которое затем повышается транзисторным усилителем и высоковольтным трансформатором — в результате на конденсаторе, на который нагружен трансформатор, действует переменное напряжение порядка 500 В. Далее это напряжение подается на высоковольтный контур, который так же состоит из высокочастотного трансформатора (катушки) и конденсатора — здесь напряжение вновь повышается, достигая необходимого для розжига лампы значения 23-30 кВ.
В низковольтном контуре располагается и схема управления питанием ламп, которая начинает работать после розжига, фактически отключая высоковольтный контур. Здесь же могут предусматриваться системы защиты от коротких замыканий, перемены полярности подключения ламп, неправильной диагностики и т.д. Данные системы приводят к отключению всего блока в случае возникновения различных неисправностей или несанкционированного доступа в высоковольтный контур — это предотвращает более сложные проблемы и поражение человека током высокого напряжения.
Работает блок розжига ксенона следующим образом. При включении головного света на блок подается напряжение от бортовой сети — оно преобразуется и повышается до 500 В в балласте, накапливаясь в конденсаторе. Далее ток подается на игнитор, где повышается до 30 кВ — именно этим напряжением питаются ксеноновые лампы, в которых в течение 3-5 секунд происходит розжиг дуги. После розжига необходимость в высоком напряжении отпадает, и балласт переходит в режим поддержки дуги — он отключает игнитор и понижает напряжение питания ламп до стандартных 80 В.
На практике возможны различные способы реализации описанных процессов, но в любом блоке розжига присутствуют генератор, транзисторный усилитель и несколько высоковольтных трансформаторов с конденсаторами высокой емкости.
Блок розжига ксенона с вынесенным игнитором и обманкой
При этом ксеноновые блоки розжига могут иметь различную компоновку и конструкцию:
- Моноблок;
- Раздельный блок.
В устройствах первого типа оба контура — низковольтный и высоковольтный — размещены в одном корпусе, из которого выходят кабели для подачи низкого напряжения и соединения с лампами. В устройствах второго типа контуры расположены в индивидуальных корпусах, низковольтная часть — в корпусе балласта, высоковольтная часть — в корпусе стартера/игнитора. При этом игнитор может выполняться как в виде отдельного блока, так и объединяться с разъемом (патроном) лампы. Разделение блоков значительно снижает электрические наводки и сокращает потери в высоковольтной части.
Отдельную категорию ксеноновых ЭПРА составляют блоки розжига с так называемыми «обманками». К данному типу относятся блоки, устанавливаемые не штатно на автомобили, в которых предусмотрена система самодиагностики цепей питания ламп головного света. При установке ксенона с обычным блоком данная система выдает ошибку, предупреждая о перегоревшей лампе, и, соответственно, не позволяет пользоваться фарами. Введение в схему «обманки» снимает эту проблему — она имитирует обычную лампу накаливания, которую система самодиагностики распознает пригодной для эксплуатации, и позволяет пользоваться светом.
Ксеноновые блоки розжига бывают штатными и нештатными, первые устанавливаются на автомобиль производителем, вторые используются для замены штатных ламп накаливания на ксенон. Блоки могут выполняться в корпусах различных типов, они обычно монтируются рядом с фарами для сокращения длины кабелей.