Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новый регламент назначения и выплаты пособий на детей с 2021 года: правила». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Федеральный закон от 21.11.2022 № 455-ФЗ вводит в действие с 1 января 2023 года универсальное детское пособие, которое смогут получать все нуждающиеся семьи с детьми, независимо от их возраста, но не старше 17 лет. В указанных целях закон вносит соответствующие изменения в Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
Условия назначения и порядок выплаты пособий гражданам, имеющим детей
Читайте об изменениях в законодательстве в области социального обеспечения в 2021 году
Защита материнства и детства, семьи носит комплексный социально-экономический характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан.
Государство защищает эти права (эта система не лишена недостатков), развивая охрану здоровья матери и ребенка, социальное обеспечение, охрану труда работающих матерей, законодательство о браке и семье и др. В связи с этим назначаются и выплачиаются множество пособий данным слоям населения. Гражданам, имеющим детей, государственные пособия назначаются на основании Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 года № 81-ФЗ с изменениями и дополнениями.
Пособия гражданам, имеющим детей – это выплаты, производимые родителям (или заменяющим их лицам) в связи с рождением и воспитанием детей, установленные законом в целях материальной поддержки материнства, отцовства и детства. Единая система государственных пособий включает следующие их виды:
- пособие по беременности и родам;
- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
- единовременное пособие при рождении ребенка;
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
- ежемесячное пособие на ребенка;
- единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;
- единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
- ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
Особенности назначения единого пособия семьям мобилизованных граждан
— Если один из членов семьи был мобилизован, то при подаче заявления на единое пособие нужно будет самостоятельно получить соответствующую справку в военкомате и принести ее в Социальный фонд.
Ольга Баталина:
Такие справки выдают только военкоматы. Собственно, у нас совместная работа с Минобороны организована, но справка выдается либо самому гражданину (понятно, в случае мобилизации это невозможно), либо его ближайшим родственникам. Поэтому справку нужно будет взять на бумаге и принести в Социальный фонд.
— Если семья получает пособие от 3 до 7 или от 8 до 17 лет не в максимальном размере (50 или 75% ПМ), при этом один из членов семьи был мобилизован, то целесообразно подать заявление на универсальное пособие с 1 января 2023 года, чтобы увеличить размер выплаты (вплоть до максимального размера 100% ПМ), поскольку доходы мобилизованного учитываться уже не будут.
Ольга Баталина:
Принято решение, что по всем гражданам, которые были мобилизованы по призыву, при расчете среднедушевой дохода доходы, полученные такими гражданами ранее (в момент, когда они еще, собственно, на какой-то другой гражданской работе были заняты), не учитываются. Также не будут учитываться и те доходы, которые они получают сейчас уже в момент мобилизации.
Соответственно, если мама получала в размере 75%, очевидно, что сейчас уровень доходов семьи в условиях, когда мы доходы мобилизационного гражданина не берем, уменьшился. Поэтому она, конечно, может в январе подать, и с высокой вероятностью ей будет назначено единое пособие в большем размере — в размере 100% прожиточного минимума. […] Даже если это не произойдет по каким-то причинам, то она всегда сохранит право дополучать до конца 12 месяцев ранее назначенные выплаты. Поэтому есть смысл точно прийти и обратиться за единым пособием.
Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей (материнский капитал)
Под дополнительными мерами государственной поддержки семей, имеющих детей понимают меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования или повышения уровня пенсионного обеспечения.
Реализация этих мер осуществляется за счет средств федерального бюджета в виде материнского (семейного) капитала, который перечисляется в бюджет ПФР. Право на материнский (семейный) капитал оформляется путем выдачи именного сертификата. Порядок выдачи сертификата установлен постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 873. По достижении ребенком (детьми) совершеннолетия либо по приобретении им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия законные представители обязаны передать сертификат ребенку (детям).
Право на материнский (семейный) капитал возникает с 01.01.2007 г. в случае рождения или усыновлении второго, третьего или последующих детей.
Материнский (семейный) капитал установлен в размере 250000 руб. и должен ежегодно пересматриваться с учетом темпов инфляции. После индексации в 2008 г. его размер был увеличен до 271250 руб.
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком
В п. 35 Постановления N 865 перечислены лица, имеющие право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком. В частности, такое пособие получают матери, либо отцы, либо другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. Кроме того, на назначение и выплату этого пособия могут рассчитывать студенты, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях послевузовского профессионального образования и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.
Если отпуск по беременности и родам наступает в период нахождения матери в отпуске по уходу за ребенком, ей предоставляется право выбора одного из этих двух видов пособий, выплачиваемых в данном периоде.
Лица, имеющие право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком по нескольким основаниям, могут выбрать одно из них.
Согласно ст. 14 Закона N 81-ФЗ это пособие выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Виды пособий от государства
Классификация по видам и критериям собрана в таблице социальных выплат в 2022 году:
Критерий |
Виды социальных выплат в России 2022 |
---|---|
По уровню нормативного регулирования |
|
По категориям получателей |
|
По периодичности выплат |
|
По уровню бюджета, за счет которого финансируется выплата |
|
По основанию для получения |
|
Пособия по инвалидности на 2022 год
С 01.04.2021 установлены такие размеры социальных пенсий по инвалидности:
- для инвалидов с детства I группы и детей-инвалидов — 13 912,10 руб.;
- для инвалидов I группы, инвалидов с детства II группы — 11 593,52 руб.;
- для инвалидов II группы (кроме инвалидов с детства) — 5796,76 руб.;
- для инвалидов III группы — 4927,25 руб.
Учтите: суммы указаны без учета районных коэффициентов, установленных в регионе проживания получателя.
Помимо пенсии, инвалидам полагается ежемесячная доплата. Средства направлены на компенсацию расходов:
- на покупку медикаментов и лекарственных препаратов;
- приобретение санаторно-курортных путевок;
- проезд к месту лечения и обратно.
Предметом исследования является правовое регулирование назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющих детей.
Методы исследования. Среди методов курсовой работы выделим системный подход в управлении в основе которого лежит исследование системы мер по реализации государственной политики по социальной защите населения. В соответствии с системным подходом используется нормативно-правовой метод в целях изучения правовых основ деятельности политики по социальной защите населения и метод анализа документации для оценки качества осуществляемой работы на муниципальном уровне.
Общей проблемой законодательного регулирования государственной поддержки семей, имеющих детей, является привязка большинства форм поддержки к доходам семьей, точнее — к прожиточному минимуму. Наличие теневой экономики зачастую не позволяет реально оценивать доходы семей и выявлять действительно нуждающиеся семьи с детьми. Решение данной проблемы лежит вне возможностей отрасли социального обеспечения и социального обслуживания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
I. Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Российская газета. — № 197. — 25.12.1993 (с изм. от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ // Российская газета. — № 7. — 21.01.2009).
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ. (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (действующая редакция от 01.09.2013) // Российская газета. — 2001. — 31 декабря.
3. Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ (с изм. от 03.07.2013г.) (принят 26 апреля 1995 г.) // Собрание законодательства РФ.- 1995.- № 21. Ст. 1929.
4. Федеральный закон «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год» от 3.12.2012 № 219-ФЗ // Собрание законодательства РФ.- 2010.- № 52 (1 ч.).-Ст. 5500.
5. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей» от 30.12.2006 № 865.
II. Специальная литература:
6. Авдеев В.В. Журнальная статья «Виды пособий по государственному социальному страхованию» // Все для бухгалтера. — 2014. — № 5. — С. 52-59.
7. Бескоровайная С.А. Журнальная статья «Об уточнениях порядка исчисления пособий гражданам, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством» // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. — 2015. — № 5. — С. 18-23.
8. Васильева В.Н., Камилова Т.Н. Беспризорность и безнадзорность: анализ причин, последствий и эффективности решений проблемы // Ученые записки Российского государственного социального университета. — 2013. — № 1. — С. 23-30.
9. Васильева Ю.А. Положительные и отрицательные стороны «нового» порядка расчеты пособий по материнству // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2014. — № 1. — С. 55-57.
10. Васильева Ю.А. Совершенствование системы социальной защиты женщин в РФ // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права) (электронный журнал). — 2015. — № 3. — С. 6.
11. Говорухина Е. Ю. Применение норм права социального обеспечения: вопросы теории и практики: дис. … канд. юрид. наук. — Екатеринбург, 2013. — С. 72-73.
12. Гусева Т.С. Структура и основные тенденции развития российского законодательства о пособиях // Российский юридический журнал. — 2014. — № 6. — С. 146-151.
13. Гусов К.Н. Право социального обеспечения: Учебник. — М.: ПБОЮЛ, Проспект, 2014. — 328 с.
14. Долженкова Г.Д. Право социального обеспечения: конспект лекций. — М.: Юрайт, 2013. — 187 с.
15. Захаров М.Л., Тучкова В.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. — М.: Издательство БЕК, 2010. — 560 с.
16. Ершов О.Г. Правовое регулирование отношений связанных с выплатой пособия по беременности и родам // Социальное и пенсионное право. — 2015. — № 3. — С. 17-21.
17. Карданова И.В. К вопросу о государственных пособиях и их роли в повышении рождаемости в 2010-2015 гг. // Вестник Майкопского государственного технологического университета. — 2013. — № 2. — С. 87-92.
18. Козицын Д.А. Журнальная статья «О некоторых правовых вопросах деятельности работодателей по обеспечению работников денежными пособиями в соответствии с федеральным нормативными правовыми актами» // Российский юридический журнал. — 2015. — № 5. — С. 251-255.
19. Кучмаева О.В., Петрякова О.Л. Актуализация семейной политики в современном социуме // Социальная педагогика. — 2014. — № 2. — С. 21-24.
20. Малышев М.Л., Варламова С.Н. Демографический коллапс в России и семейная политика // Ученые записки Российского государственного социального университета. — 2014. — № 2. — С. 8-19.
21. Сам себе адвокат: Учебное пособие / Под ред. Ф.Н.Филина, И.А.Толмачев, А.В.Сутягин. — М.: ГроссМедиа, 2015. — 257 с.
22. Свинцов И.Н. Отдельные аспекты молодежной семейной политики в контексте государственного УПРАВЛЕНИЯ // Омский научный вестник. — 2015. — № 3-55. — С. 64-67.
23. Соколова А.Л. Новое в методике расчеты пособия по беременности и родам в 2015году // Бухгалтер и закон. — 2015. — № 7. — С. 27-31.
24. Учебник «Экономика общественного сектора» / Под ред. Савченко П.В., Погосова И.А., Жильцова Е.Н. — М.: Высшее образование, 2014. — 763 с.
25. Шабанов Я.В. Поддержка семьи как направление социальной политики российского государства // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. — 2014. — № 4. — С. 145-149.
26.Буянова М.О. П68 К. Н. Гусов [и др.]/Право социального обеспечения России : учеб. /; отв. ред. К.Н. Гусов, — 4-е изд., перераб. и доп, — М. : Проспект, 2014, С. 99
27.Гусов К.Н. и др./Корпоративные соглашения в сфере социально-трудовых отношений /; отв.ред. К. Д. Крылов. М., 2015. С. 38.
Рассчитывать на государственную помощь могут граждане, имеющие на воспитании детей, при условии наличия у них российского гражданства. Постоянное место жительства должно быть на территории Российской Федерации. Исключением являются военнослужащие, которые проходят службу на территории иностранных государств по международным договорам. Иностранцы, не имеющие гражданства, и беженцы могут обратиться за помощью при условии постоянного проживающие в РФ.
Пособие не может быть назначено гражданам, лишенным родительских прав, а также лицам, дети которых находятся на полном государственном обеспечении. Если родители ребенка выехали на постоянное место жительство в другое государство, то в России им помощь не окажут, им необходимо обращаться за ней в другую страну, если в ее законодательных нормах она положена.
Понятие и виды пособий
Выплаты для безработных, которые официально признаны таковыми, то есть встали на учет в службу занятости.4.
Следовательно этот период тоже нужно было включать в трудовой стаж. Поэтому в настоящее время существует более широкое определение трудового стажа.
Единоразовое денежное начисление для граждан, у которых возникли трудности со здоровьем после вакцинации.5. Единоразовое денежное начисление медикам, которые заразились ВИЧ-инфекцией вследствие выполнения своих должностных обязанностей.6. Единоразовое денежное начисление военнослужащим, привлекаемым к борьбе с террористической угрозой.7.
Денежная государственная помощь на погребение умершего.8. Материальные выплаты гражданам, получившим производственную травму или заболевание, связанное со своей профессией.Нужно различать которые производятся конкретным людям, попавшим в непредвиденную ситуацию или обстоятельства, которые от него никоим образом не зависят.Для нашего государства характерны следующие виды компенсационных выплат:Матерям (другим близким родственникам, по факту ухаживающим за новорождённым ребенком)
Пособие по беременности
Это еще не все. Помимо ранней постановки на учет, есть еще назначаемое государственное пособие гражданам, имеющим детей, которое носит название «по беременности и родам». На него могут претендовать работающие гражданки. Обратите внимание на то, что вы должны выполнять должностные обязанности в одной конкретной компании на протяжении двух лет.
Сколько можно получить от государства в качестве подобной поддержки? Многое зависит от вашего заработка (официального). В расчет принимается 100% от оклада, который вы в среднем за месяц получали на протяжении последних двух лет. Обращаться за выплатой необходимо в бухгалтерию к вашему работодателю.
Неработающие гражданки не получают пособие по родам и беременности. Вообще, тем, кто официально не трудоустроен, положено меньше пособий. Стоит обратить на это внимание.
В России предусмотрена дополнительная материальная поддержка, если родитель один воспитывает малыша. Зачастую подобные случаи распространяются на детей, являющихся инвалидами. Если речь идет о такой ситуации, то компенсация при инвалидности у ребенка производится до 23 лет. Рассчитывать на нее может мать-одиночка.
На что можно надеяться? Базовый размер материальной поддержки составляет 6 000 рублей. Аналогичную сумму составляет пособие на ребенка до 18 лет, который является инвалидом 1 или 2 группы. За ним в обязательном порядке должен осуществлять уход только один родитель. В противном случае можно не надеяться на выплаты родителям. Только инвалид будет получать пенсию в связи со своим особым статусом.