Очерёдность платежа: очередность списания денежных средств со счета в банке

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Очерёдность платежа: очередность списания денежных средств со счета в банке». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Очередность платежа в платежке — это всего лишь одна цифра, из-за которой банк может не принять ваш платеж. Очередь платежа указывается во всех видах банковских платежных документов. Итак, подробно разберем, что значит очередность платежа в платежном поручении. Как следует из названия, это последовательность или очередь списания денежных средств с вашего расчетного счета в банке, когда имеется несколько платежей, а денег на счете недостаточно для их полной оплаты.

Очередность при уплате налогов в бюджет

Какую очередность платежа в бюджет в платежном поручении указать при уплате налогов? Новая редакция ст. 855 ГК РФ вызвала много вопросов по поводу того, как заполнять поле очередности платежа в платежном поручении при уплате налогов и сборов в бюджет. Какую указать очередь — 3 или 5?

Платежи и сборы контролирующим органам носят бесспорный характер, поэтому в поле «Очередность» указывается 3-я очередь. Но при своевременной (самостоятельной и/или добровольной) уплате налогов и сборов указывается 5-я очередность платежа в платежном поручении.

Итак, кроме обычных хозяйственных операций на плату поставщику за приобретенные товары, работы или услуги, к 5-й очереди также относятся платежи по уплате любых налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджет РФ, а также платежи по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Что такое очередность платежа

Очередность платежей в 2020 году указывает на порядок списания денежных средств со счета клиента в банке. Регламентируется на основании пункта 2 статьи 855 ГК РФ и Федерального закона № 345-ФЗ от 02.12.2013, внесшего изменения в ст. 855. Очередность платежа в платежном поручении в 2020 году обозначена кодом 21, то есть необходимый важный реквизит нужно проставить в 21 поле ПП.

Согласно действующему законодательству, банк должен перечислить денежные средства, направляемые в бюджет, в течение следующего дня после оформления документа на оплату (п. 2 ст. 60 НК РФ). В том случае, если у плательщика обнаружена нехватка денег на счете, сумма будет списана в соответствии с регламентом, который устанавливает ст. 855 ГК РФ. Очередность платежей в банке в 2020 году определяется в зависимости от того, добровольную или принудительную транзакцию совершает плательщик.

Комментарий к Ст. 855 Гражданского кодекса РФ

1. Пунктом 1 комментируемой статьи установлено, что в общем случае (при наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету) расчетные документы принимаются банком к исполнению в порядке их поступления от клиента, то есть в календарной очередности.

2. Очередности списания денег с банковского счета клиента при недостаточности средств на счете посвящен п. 2 комментируемой статьи. Для удовлетворения всех предъявленных требований списание денег осуществляется в следующей очередности:

— в первую очередь — по исполнительным документам о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также о взыскании алиментов;

— во вторую очередь — по исполнительным документам о выплате выходных пособий и оплате труда работников, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

— в третью очередь — по платежным документам об оплате труда работников, по поручениям налоговых органов и внебюджетных фондов на списание задолженности;

— в четвертую очередь — по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

— в пятую очередь — по другим платежным документам.

При этом списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

3. Применимое законодательство:

— ФЗ от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности».

4. Судебная практика:

— Постановление Пленума ВАС РФ от 19.04.1999 N 5;

— Постановление Конституционного Суда РФ от 23.12.1997 N 21-П;

— Постановление Конституционного Суда РФ от 17.11.1997 N 17-П;

— Определение Конституционного Суда РФ от 29.05.2012 N 948-О;

— Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25;

— Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23;

— Постановление Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 N 29;

— Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2012 N 19АП-3104/12;

— Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2012 N 19АП-1914/12;

— Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2011 N 19АП-5550/11;

— Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 09.08.2011 N 03АП-1982/11;

— Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2011 N 16АП-1357/2010;

— Постановление ФАС Уральского округа от 25.04.2011 N Ф09-1363/11 по делу N А34-3969/2010.

Комментарий к статье 855 ГК РФ

1. Очередность платежей — определенная законодательством последовательность списания средств с банковских счетов по нескольким расчетным документам, срок оплаты которых уже наступил. При наличии нескольких счетов плательщика в одном и том же банке очередность платежей, установленная ст. 855 ГК, применяется по каждому счету в отдельности.

Ст. 855 ГК устанавливает два правила определения очередности платежей со счетов, принадлежащих как клиентуре, так и кредитным организациям.

Первое относится к тем случаям, когда остаток на счете позволяет полностью рассчитаться по всем предъявленным требованиям. В этой ситуации предъявленные к счету документы должны оплачиваться в порядке календарной очередности платежей, т.е. в порядке их поступления в банк плательщика (наступления сроков платежа при акцептной форме расчетов). Исключения из этого правила могут быть предусмотрены законом, который пока отсутствует.

Такое же правило (календарная очередность платежей) установлено для списания средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди (см. часть последнюю п. 2 комментируемой статьи).

2. Второе правило применяется при недостаточности средств на счете плательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований. На этот случай п. 2 ст. 855 ГК устанавливает шесть групп очередности платежей. Для его корректного применения требуется учитывать судебную практику и последующее законодательство.

Первая и вторая очередь платежей определяется абзацами вторым и третьим п. 2 ст. 855 ГК.

Абзац четвертый (третья очередность платежей) признан не соответствующим Конституции (ч. 1 ст. 19) Постановлением Конституционного Суда РФ от 23 декабря 1997 г. N 21-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и части шестой статьи 15 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» в связи с запросом Президиума Верховного Суда Российской Федерации» (Собрание законодательства РФ. 1997. N 52. Ст. 5930). Следовательно, эта норма не должна применяться. Следует помнить, что Конституционный Суд исходил из необходимости производить платежи в бюджет и выплату заработной платы одновременно.

Учитывая, что законодатель до сих пор не внес в ГК изменений, соответствующих указанной выше позиции Конституционного Суда РФ, подлежащая применению очередность платежей ежегодно уточняется в федеральном законе о федеральном бюджете. На 2006 год она установлена ст. 26 Федерального закона от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» (СЗ РФ. 2005. N 52 (часть II). Ст. 5602). Соответственно при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, включая бюджеты государственных внебюджетных фондов, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии со ст. 855 ГК РФ в первую и во вторую очередь. Таким образом, указанные выше платежи подлежат перечислению в третью очередь.

Вопрос о наличии или отсутствии четвертой очереди является спорным. Практикующие юристы нередко дают на него противоречивые ответы. Такое положение, в свою очередь, является основной причиной отсутствия единообразной позиции по другому вопросу — об общем количестве групп очередности платежей: в одном случае их получается пять, в другом — шесть.

Читайте также:  Налоговый вычет по процентам по ипотеке

Представляется, что четвертая очередь, безусловно, сохраняется, хотя в несколько «усеченном» виде. Учитывая редакцию ст. 26 Закона N 189-ФЗ, необходимо сделать вывод, что платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды «переведены» в третью очередь. Однако редакция абз. 5 п. 2 ст. 855 ГК позволяет сделать вывод, что в результате указанного выше «вычитания» из четвертой очереди в виде ее остатка выявляется группа платежей, которые не попадают в третью очередь — платежи в негосударственные внебюджетные фонды. Таким образом, указанные платежи составляют теперь четвертую очередь.

Пятая и шестая очереди определяются п. 2 ст. 855 ГК без изменений.

Дальнейший комментарий будет излагаться с учетом приведенной выше уточненной порядковой нумерации групп очередности платежей.

3. К первой, второй и пятой очереди отнесены определенные требования, обоснованность которых подтверждена соответствующим исполнительным документом (ст. 7 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Аналогичные требования, не основанные на исполнительном документе, подлежат оплате в пятую очередь.

4. Документы, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на счете, помещаются банками в картотеки к внебалансовым счетам N 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок», N 90903 «Расчетные документы клиентов, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитной организации», N 90904 «Не оплаченные в срок расчетные документы из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитной организации» (см. Положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, N 205-П, утв. ЦБ РФ 5 декабря 2002 г.) По традиции их называют картотеками N 2, хотя такого термина законодательство уже не содержит. В случае изменения законодательства об очередности платежей документы, находящиеся в картотеке N 2 и не оплаченные на дату вступления в силу соответствующего закона, в дальнейшем должны оплачиваться только с учетом новой очередности платежей, а картотека N 2 надлежащим образом пересматриваться (письмо ЦБ РФ от 31.07.96 N 011-31-5318-96).

На практике нередко возникает вопрос, какой документ следует помещать в картотеку N 2, если на счете клиента отсутствуют средства, необходимые для выдачи заработной платы. В письме от 19.11.96 N 17-2-11/978 Департамент методологии и организации расчетов ЦБ РФ пояснил, что в этом случае в картотеку N 2 может быть помещено заявление клиента о выдаче средств с указанием сроков, за которые выплачивается заработная плата.

В соответствующей графе расчетного документа его составитель обязан указать номер очередности платежей, определенный в соответствии с законодательством. Учитывая, что в формуляре расчетного документа имеется только одна такая графа, в одном расчетном документе не могут быть объединены платежи, отнесенные законодательством к разным группам.

Порядок возврата расчетных документов из картотеки N 2 в случае закрытия счета клиента определяется в п. 2.20 части I Положения N 2-П.

5. Очередность платежей, установленная ст. 855 ГК, является общим правилом. Специальные правила установлены законодательством.

КП: примечание.

Постатейный комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (под ред. А.Н. Козырина) включен в информационный банк.

Бюджетный кодекс РФ установил специальные правила об очередности списания денежных средств со счета бюджета и лицевых счетов получателей бюджетных средств (ст. 255 БК). Однако применение ст. 255 БК в настоящее время затруднено. Принцип целевого использования средств федерального бюджета не позволяет говорить о возможности списания с лицевого счета получателя бюджетных средств даже при наличии на нем достаточного остатка для удовлетворения предъявленных требований. Определяющим показателем может являться наличие достаточного остатка финансирования по соответствующему коду экономической и функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации. В противном случае, даже при наличии общего остатка по лицевому счету, превышающему размер предъявленных требований, эти требования выполнены быть не могут. Кроме того, списание денежных средств со счетов бюджетов недопустимо в соответствии со ст. 239 Бюджетного кодекса (см.: Комментарий к Бюджетному кодексу РФ / Под ред. А.Н. Козырина. М.: ЭКАР, 2002. С. 555 — 559. Автор комментария к ст. 255 — Д.Л. Комягин).

Арест расчетного счета налоговой службой

По решению налоговой инспекции на счет налогоплательщика может накладываться арест — прекращение выполнения банковской организацией расходных операций по такому счету. Исключение составляют первоочередные платежи (алименты, оплата труда, налоги).

Арест расчетного счета налоговой службой налагает такие ограничения:

  • движение средств на заблокированном счете, которое приводит к уменьшению остатка;
  • запрещено открытие новых расчетных счетов не только в данной кредитной организации, но и в любой другой;
  • кредитные организации открывать владельцу заблокированного счета депозиты и вклады права не имеют.

Для начала следует понимать, что значит очередность платежа в платежном поручении на перечисление денег.

По общему правилу поручение от клиента на перечисление налога в бюджет банк обязан выполнить в течение следующего дня после оформления такого поручения в силу п. 2. ст 60 НК. Если же для перечисления налогов денежных сумм на счете у клиента недостаточно, то списывать средства клиента будут в строго определенном порядке, который установлен ст. 855 ГК РФ.

Из законодательства вытекает, что очередность платежа в платежном поручении зависит от того, добровольно либо принудительно должна идти оплата.

Указанной статьёй Гражданского кодекса определена следующая очередь денежного списания:

1 Выплаты, которые происходят по исполнительным актам о возмещении нанесенного вреда здоровью или жизни
Уплата алиментов
2 Перечисления согласно исполнительным листам на выплату выходных пособий при увольнении или задолженностей по зарплате
Оплата авторских гонораров
3 Оплата задолженности по налогам, сборам и взносам
Выдача заработной платы сотрудникам
4 Денежные выплаты по прочим исполнительным актам
5 Все остальные платежные документы в календарной последовательности их поступления

Как видно, очередность алиментов в платежном поручении всегда идёт под номером один и имеет приоритет перед остальными требованиями и поручениями к счёту плательщика. По сути, это один из способов защиты семейных ценностей.

Очередность списания денег со счета определяет статья 855 Гражданского кодекса РФ. На 2019 год порядок очередей таков:

Очередность платежей в 2019 году
Номер очереди Вид платежа
1 Отчисления по документам исполнительного производства на компенсацию вреда жизни и здоровью. Кром того, исполнение документов о принудительном взыскании алиментов.
2 Отчисления по документам исполнительного производства, которые предписывают перечислить бывшим и действующим сотрудникам выходные пособия и оплату труда. Кроме того, выплата авторских гонораров.
3 Текущая оплата труда сотрудников.
В этой же очереди – списание задолженности по обязательным платежам, но именно по распоряжению налогового органа (внебюджетного фонда).
4 Отчисления на основании исполнительных документов по другим требованиям денежного характера
5 Все остальные платежи в порядке очередности по календарной дате. Например, текущие (добровольные) платежи по налогам и страховым взносам. В том числе, которые делают налоговые агенты по НДФЛ.

Очередность списания денег со счета определяет статья 855 Гражданского кодекса РФ. На 2021 год порядок очередей таков:

Очередность платежей в 2021 году
Номер очереди Вид платежа
1 Отчисления по документам исполнительного производства на компенсацию вреда жизни и здоровью. Кром того, исполнение документов о принудительном взыскании алиментов.
2 Отчисления по документам исполнительного производства, которые предписывают перечислить бывшим и действующим сотрудникам выходные пособия и оплату труда. Кроме того, выплата авторских гонораров.
3 Текущая оплата труда сотрудников.
В этой же очереди – списание задолженности по обязательным платежам, но именно по распоряжению налогового органа (внебюджетного фонда).
4 Отчисления на основании исполнительных документов по другим требованиям денежного характера
5 Все остальные платежи в порядке очередности по календарной дате. Например, текущие (добровольные) платежи по налогам и страховым взносам. В том числе, которые делают налоговые агенты по НДФЛ.

Очередность платежей при блокировке расчетного счета

Очередность платежей в 2020 году такова:

  • Сначала будут производиться выплаты по исполнительным листам по алиментам, возмещению вреда жизни и здоровью.
  • Затем — по исполнительным листам на выплату задолженности по зарплате, выходным пособиям, авторским вознаграждениям.
  • В 3 очередь — по зарплате по платежным поручениям, а также по налогам, сборам и взносам на основании инкассовых поручений.
  • Выплаты по другим исполнительным листам — в 4 очередь.
  • Самыми последними будут погашены обязательства по распоряжению организации, в т. ч. последняя очередность платежа — для налогов.

Об очередности платежей по НДС читайте в материале «Какую очередность платежей указывать, перечисляя НДС?».

Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам организации исполняется банком в безусловном порядке.

Блокировка счета означает приостановления всех расходных операций. Но законодательством предусмотрено исключение: приостановление операций не распространяется на следующие платежи:

  • по уплате по требованию о взыскании налогов и сборов (третья очередность);
  • уплата текущих налогов, сборов, авансовых платежей и страховых взносов, а также пеней и штрафов по ним.
Читайте также:  Обязательно ли заверять договор дарения у нотариуса

То есть в период блокировки расчетного счета допускается исполнение платежей первой, второй и третьей очереди.

Таким образом, уплата пеней в период приостановки платежей по счетам должна производится в третью очередь (в обычном режиме – в пятую).

Бывает так, что у организации нет возможности заплатить налоги или взносы. В этом случае, придется погашать задолженность имуществом организации.

Законом установлены два основания для взыскания задолженности засчет не денежного имущества:

  • у организации не хватает денег на расчетном счете;
  • налоговая не знает о том, сколько денег на расчетном счете налогоплательщика.

У налоговиков есть два месяца, чтобы оформить взыскание имущества в бесспорном порядке. Если это время упущено, обращение за взысканием должно быть произведено в судебном порядке.

После принятие решения, постановление передается в службу судебных приставов.

Приставы совершают свои действия:

  • в отношении ИП – по месту его жительства;
  • в отношении организации – по месту ее регистрации.

Приставы обязаны исполнить решение о взыскании имущества в течение двух месяцев с даты принятия решения.

Особенности использования кодов 3 и 5

Если все выплаты делаются компанией в рамках заданных сроков, в платежке прописывается код 5. Он актуален для налогов любого вида: УСН, налог на прибыль, на собственность.

Код 3 становится актуальным тогда, когда есть требование на выплату долга. К примеру, это может быть инкассовое поручение, в котором присутствует очередность.

ВАЖНО! Если долг был выявлен самой организацией, в платежке указывается цифра 5.

Очередность при различных обстоятельствах

При некоторых обстоятельствах у бухгалтера возникают затруднения, касающиеся указания кода очередности. Рассмотрим типовые ситуации.

Очередность списания денежных средств со счета должника в банке изменится

Правительство внесло на рассмотрение Госдумы законопроект с поправками в ст. 855 Гражданского кодекса РФ, которой определена очередность списания денежных средств с расчетного счета компании или гражданина в банке. Долги не только перед настоящими, но и перед бывшими работниками предлагается списывать приоритетно перед налоговыми платежами.

Еще в 1997 г. Конституционный суд РФ признал положение абзаца четвертого п. 2 ст. 855 ГК РФ не соответствующим Конституции РФ (постановлением от 23.12.97 № 21-П). Им предусматривалось списание в третью очередь денежных средств с банковского счета клиента-должника для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также отчислениям в Пенсионный фонд РФ, ФСС России и фонды обязательного медицинского страхования, перечисляемым или выдаваемым по платежным документам владельца счета.

В соответствии с ч. 3 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.94 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Но вместо того, чтобы внес­ти соответствующие изменения в Гражданский кодекс, правительство каждый раз при утверждении федерального закона о федеральном бюджете восполняло отсутствие третьей очереди. Например, на 2010—2012 гг. ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 02.12.2009 № 308-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» было определено, что при недостаточнос­ти денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты бюджетной системы РФ, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому до­говору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в первую и во вторую очередь. Данное положение есть и в Федеральном законе от 03.12.2012 № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2015 и 2015 годов».

И вот наконец-то правительство подготовило долгожданные поправки в п. 2 ст. 855 Гражданского кодекса РФ.

Согласно тексту законопроекта, внесенного в Госдуму, третья очередность списания денежных средств, по сути существующая сегодня благодаря закону о федеральном бюджете, будет закреплена уже в ГК РФ. В третью очередь со счета будут списываться денежные средства по платежным документам, предусматривающим их перечисление или выдачу для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по платежным документам, предусматривающим взыскание задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы РФ, в том числе в бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Изменения коснутся и второй очереди. Сейчас во вторую очередь, в частности, производится списание денежных средств по исполнительным документам, предусматривающим их перечисление или выдачу для расчетов по оплате труда только с лицами, работающими по трудовому договору (контракту). В результате бывшие работники в эту очередь не попадают.

Погашение долгов по зарплате бывшим работникам сейчас происходит в пятую очередь, если они обращались в суд и есть исполнительные документы. Без этих документов долги перед ними погашаются в самую последнюю очередь в порядке календарной очередности. По этой причине права бывших работников организаций-должников по сравнению с работающими сотрудниками оказались менее защищенными.

Министерство предлагает решить эту проблему за счет включения выплат денежных средств по исполнительным листам, предусматривающим их перечисление или выплаты для расчетов по оплате труда перед бывшими работниками, во вторую очередь. Таким образом, они будут уравнены в правах с работающими.

В заключение отметим, что если законопроект будет принят и станет законом, то новая редакция п. 2 ст. 855 ГК РФ вступит в силу в обычном порядке: по истечении десяти дней со дня официального опубликования, так как особого порядка вступ­ления в силу проектом закона не предусмотрено.

Это особенно важно для бывших работников, так как только с даты вступления новой очередности в силу они смогут рассчитывать хоть на какие-то средства.

Некалендарная последовательность

При недостаточности суммы на р/с погашение задолженности осуществляется в первую очередь по исполнительной документации, предусматривающей перечисление/выдачу для удовлетворения требований о компенсации вреда, нанесенного здоровью/жизни, а также о взыскании алиментов. После этого производится отчисление выходных пособий и зарплат лицам, работающим либо работавшим по контракту, вознаграждений авторам продуктов интеллектуального труда. В третью очередь списание осуществляется по расчетным документам, предусматривающим выдачу/перечисление оплаты труда лицам, задействованным на предприятии в соответствии с договором, поручениям контрольных органов на погашение задолженности перед бюджетом. К последней, в частности, относят просроченные налоги и сборы, а также страховые взносы. В четвертую очередь осуществляется списание сумм на удовлетворение прочих требований. После этого осуществляется погашение задолженностей по мере поступления документов.

Они не исчерпываются неналоговыми и налоговыми суммами, взносами в ПФР, ФСС и ФОМС. К указанным отчислениям относят все платежи, направляемые на бюджетный счет. Их определяют по графе «Р/с получателя» в документе-распоряжении. В состав бюджетных отчислений может попасть, к примеру, арендная плата, подлежащая переводу на счет, который открыт в учетном регистре казначейства. На практике, между тем, возникают некоторые проблемы при определении состава бюджетных отчислений. В первую очередь сложности появляются при установлении последовательности списания суммы сбора по постановлению пристава-исполнителя. Они обуславливаются следующими обстоятельствами. Закон «Об исполнительном производстве» не содержит подробно урегулированного механизма взыскания и отчисления сбора. Однако известно, что он подлежит перечислению в федеральный бюджет. Но сначала его необходимо зачислить на депозитный счет ФССП вместе с прочими средствами, погашающими задолженность. Общая сумма распределяется по правилам, установленным 110 статьей указанного выше Закона. При этом сбор переводится в федеральный бюджет в третью очередь. Из этого следует, что на практике вероятна ситуация, когда его сумма, взысканная с должника, фактически будет направлена на удовлетворение требований кредитора. Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что постановление пристава будет, по всей видимости, предписывать банковской организации перечислить сбор, не в бюджет, а на счет ФССП, который открыт в обычной финансовой структуре. В соответствии с этим представляется, что данное отчисление относится к пятой группе в последовательности. Банк при этом не должен вносить в документацию, предоставленную приставом, каких-либо исправлений. В данном случае достаточно выполнить платеж в предусмотренной законом очередности.

Практическое применение положений

Рассмотренный выше формальный подход позволяет преодолеть определенные сложности. Например, пристав в постановлении указал не только недоимку в бюджет по решению налоговой инспекции, но и штрафы и исполнительский сбор. В документе, таким образом, присутствуют суммы, относящиеся к разным группам в последовательности. Допустим, к р/с должника была применена мера по блокированию операций. Данное событие, в соответствии со ст. 76, ч. 1 НК, не создает препятствий для зачисления средств в бюджет. В этой связи любые поручения налоговой инспекции либо самого владельца р/с о направлении соответствующих сумм исполняются без учета указанной меры. Эти же отчисления, но взыскиваемые по постановлению пристава, подлежат зачислению сначала на счет ФССП. Соответственно, в этом случае их нельзя отнести к группе бюджетных отчислений. Если руководствоваться формальным принципом, то оба платежа относятся к пятой группе.

Комментарии к статье 854 ГК РФ

1. По общему правилу средства со счета могут быть списаны только по соответствующему распоряжению клиента.

2. Пункт 2 комментируемой статьи содержит исключение из правила п. 1, когда списание средств со счета владельца допускается без его согласия. При толковании п. 2 следует помнить, что термин ГК РФ «списание средств без распоряжения клиента» в банковском законодательстве зачастую не применяется и адекватно заменен двумя другими выражениями: 1) бесспорное или 2) безакцептное списание средств. Значение указанных терминов практически одинаково, исходя из анализа гл. 11 и 12 ч. I Положения о безналичных расчетах. Однако все же можно выделить следующие различия.

Во-первых, они различаются видом расчетного документа. Безакцептное списание средств оформляется на бланке платежного требования, а бесспорное — на бланке инкассового поручения.

Во-вторых, законодательством установлены многочисленные случаи обязательного применения только инкассовых поручений, т.е. бесспорного списания средств, а не безакцептного. С другой стороны, имеются противоположные ситуации, когда закон императивно обязывает инициатора платежа применить платежное требование, оплачиваемое в безакцептном порядке, а не инкассовое поручение. Классифицировать указанные случаи и подобрать какое-либо общее правило невозможно.

3. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи списание денежных средств со счета клиента банка может осуществляться без его согласия: 1) по решению суда; 2) в случаях, установленных законом; 3) в случаях, установленных договором между владельцем счета и его контрагентом, если такая возможность предусмотрена договором банковского счета.

Рассмотрим все указанные случаи.

4. Списание средств на основании исполнительных документов, выданных судами и иными органами в соответствии с законодательством.

Исполнение банками исполнительных документов судов и иных органов осуществляется в порядке бесспорного списания средств со счета должника. Однако порядок оформления поручений банку на принудительное списание средств со счета должника и его исполнение различается в зависимости от того, кем является взыскатель: физическим или юридическим лицом.

Если взыскатель — физическое лицо, которое желает получить причитающийся ему рублевый долг со счета должника путем обращения в банк должника (п. 1 ст. 6 Закона об исполнительном производстве), то указанный случай регулируется Положением ЦБР от 01.04.2003 N 222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации» (Вестник Банка России, 2003, N 24).

В этом случае взыскатель или его представитель должен представить в банк подлинник исполнительного документа и заявление-поручение, в котором банку предоставляется право составления от имени взыскателя инкассового поручения на списание денежных средств со счета должника и их перечисление на счет, указанный взыскателем или его представителем. На основании заявления-поручения банк составляет инкассовое поручение в нужном количестве экземпляров. Списание денежных средств со счета должника на основании такого инкассового поручения осуществляется в соответствии с общими правилами ЦБР, регулирующими порядок осуществления безналичных расчетов.

Если взыскатель — юридическое лицо, то порядок исполнения исполнительного листа суда или иного органа неясен. Он вызывает многочисленные споры на практике из-за коллизионности законодательства и разных подходов при его толковании.

Согласно п. п. 8.3 и 12.1 ч. I Положения о безналичных расчетах списание денежных средств со счета плательщика в бесспорном порядке производится на основании инкассового поручения взыскателя — юридического лица, представленного в банк должника через свой обслуживающий банк. Пунктом 12.2 ч. I указанного Положения установлено, что инкассовые поручения применяются для взыскания денежных средств по исполнительным документам. Таким образом, из смысла гл. 12 ч. I Положения вытекает, что банки не могут осуществлять расчетные операции по взысканию задолженности своих клиентов без представления взыскателем в банк инкассового поручения с приложенным к нему исполнительным документом.

Однако в соответствии со ст. 6 Закона об исполнительном производстве взыскатель вправе самостоятельно без обращения к судебному приставу-исполнителю направить в банк или иную кредитную организацию исполнительный документ о взыскании задолженности, если взыскатель располагает сведениями об имеющихся там счетах должника и о наличии на них денежных средств. Банк, осуществляющий обслуживание счетов должника, в 3-дневный срок со дня получения исполнительного документа обязан исполнить содержащиеся в нем требования о взыскании денежных средств.

В связи с процитированными нормами на практике существует спор о том: 1) должен ли взыскатель оформлять инкассовое поручение либо он вправе ограничиться представлением в банк одного исполнительного документа; 2) в какой банк должен быть представлен исполнительный документ — в банк должника или в свой собственный.

Некоторыми специалистами был сделан вывод о том, что правило п. 12.1 ч. I Положения о безналичных расчетах об оформлении инкассового поручения при инкассировании исполнительных документов противоречит ст. 6 Закона об исполнительном производстве. По их мнению, взыскатель не обязан представлять в банк какие-либо иные документы, кроме исполнительного листа, поскольку такой нормы нет в Законе об исполнительном производстве. Поэтому любая норма, возлагающая на взыскателя указанную обязанность, незаконна. Таким образом, правило о представлении в банк исполнительного листа вместе с инкассовым поручением было квалифицировано как необоснованное ограничение прав взыскателя. Кроме того, из редакции ст. 6 Закона об исполнительном производстве следует, что взыскатель вправе обратиться непосредственно в банк должника, а не в свой обслуживающий банк, что противоречит п. 8.3 ч. I Положения о безналичных расчетах. Такая точка зрения была отражена, например, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.03.2002 N 10103/01. Применительно к ранее действовавшим Правилам Госбанка СССР N 2, содержавшим аналогичную норму, она была обоснована в решении ВС РФ от 21.05.99 N ГК РФПИ 99-364.

Имеется и противоположная правовая позиция по обозначенному вопросу. Любая расчетная операция, включая инкассирование исполнительного документа, является сделкой. Следовательно, волеизъявление взыскателя должно быть выражено в простой письменной форме в полном соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ. Отрицая необходимость оформления инкассового поручения, сторонники критикуемой точки зрения фактически отказываются от применения стандартизированного формуляра расчетной операции, но не могут отменить обязательность письменной формы в рассматриваемом случае. Положение о безналичных расчетах не может противоречить ст. 6 Закона об исполнительном производстве, поскольку у них разная сфера действия. Закон об исполнительном производстве определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, а также актов других органов службами судебных приставов. Положение о безналичных расчетах определяет только порядок безналичных расчетов.

Еще один вопрос, который часто возникает на практике — следует ли банку откладывать исполнение платежных поручений, относящихся к 1-3 группам, до того, как на р/с накопится необходимая сумма? Если положительно ответить на этот вопрос, то получится, что будет нарушен. Обусловлено это тем, что в таком случае платежные документы 5 группы получат приоритет над поручениями, связанными с возмещением вреда здоровью, выплатой пособий, заработка, вознаграждений по авторским договорам, а также налоговыми отчислениями. Арест не должен нарушать установленную 855 статьей очередность. В случае его наложения служащим ФССП на суммы, предусмотренные к выплате в 5 группе, сначала исполняются платежные документы, относящиеся к 1-3 гр.

Очередность списания денежных средств

Когда на счете недостаточно средств для того, чтобы удовлетворить все требования по списанию денежных средств, соблюдается по ним следующая очередность:

  • Первая очередь – платежи по исполнительным документам, которые предусматривают возмещение вреда жизни или здоровью;
  • Вторая очередь – платежи по исполнительным документам, которые предусматривают выплату выходного пособия или оплату труда трудящимся по контракту или вознаграждения авторам;
  • Третья очередь – платежи по заработной плате, а также по исполнению поручений налоговых органов, связанных с уплатой налогов и взносов в бюджет;
  • Четвертая очередь – платежи по исполнительным документам, которые предусматривают удовлетворения иных требований;
  • Пятая очередь – все другие, не указанные платежи, оплата которых происходит в порядке календарной очереди.

То же относится и к платежам, которые относятся к одной очереди. Списываются они в календарной очередности, то есть по мере их поступления.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *