Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 9 УК РФ. Действие уголовного закона во времени». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Понятие обратной силы уголовного закона предусмотрено статьей 10 Уголовного кодекса Российской Федерации, согласно которой уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу.
Что такое обратная сила уголовного закона?
Если говорить по-простому об обратной силе уголовного закона, то это означает, что в случае выхода нового закона, ухудшающего положение лица, которое привлекается к уголовной ответственности, усиливающего его наказание, такой закон применяться не должен. Но если новый закон наоборот улучшает его положение, то он подлежит применению.
Это же правило установлено в Конституции Российской Федерации, согласно которой закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
Кроме того, согласно ей никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.
Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, то применяется новый закон.
Правило об обратной силе нового, более мягкого закона распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу. В том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость.
Ст 80 изменения: Замена наказания на более мягкое
Уголовно-правовая отрасль имеет свои особенности. Так, любой юрист назовет самым негативным правонарушение – преступление. Правонарушения в свою очередь могут быть административными. При изучения данной уголовного законодательства нередко все равно приходится обращаться к административному, так как изменение в административном могут влечь изменения в уголовном, либо наоборот.
Ярким примером являются преюдиции, когда за повторное совершение некоторых административных правонарушений наступает уголовная ответственность. Говоря о поправках, часто бывает так, что составы переходят из административного права в уголовное, и наоборот.
Также можно заметить сходные составы и в той, и в той отрасли, но просто различаться по количеству ущерба или степени общественной опасности.
Несмотря на это, стоит уголовную сферу обособлять от других сфер, для нее предусмотрены свои виды привлечения к ответственности, наказания, порядки, сроки, институты, присущие только ему и т. д.
Таким образом, разбирая уголовную отрасль в данной статье нужно учитывать это, и в данной ситуации не отождествлять нормы уголовного права, и другие порядки, предусмотренные другими отраслями права.
Если мы говорим именно об изменениях в Уголовном Кодексе, то тут главный аспект падает не на создание новых отношения, а на изменение старых, в том числе и путем дополнения. Это в свою очередь может говорить о переквалификации различных общественно опасных деяний, а также об их отмене. Изменения несут ключевой характер и могут повлиять на уголовное дело.
Обратная сила закона — применение закона к общественным отношениям, возникшим до вступления закона в силу.
По общему правилу действие закона во времени начинается с момента вступления его в силу (смотри в статье Опубликование закона).
Принцип действия обратной силы закона обусловлен заботой о правомерных интересах участников правоотношений: закон, ухудшающий положение физических или юридических лиц — участников правоотношений, не имеет обратной силы, закон, улучшающий их положение, такую силу имеет. В России положения об обратной силе закона закреплены в Конституции РФ. Статья 54 гласит, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него смягчена или устранена, применяется новый закон.
Хотя в правовой доктрине соответствующие положения были сформулированы уже в прошлые века, в российском законодательстве применительно к уголовному праву они утвердились сравнительно недавно. Уголовные кодексы РСФСР 1922 и 1926 годов не содержали таких правил.
Более того, в них признавалась обратная сила карательного закона: говорилось об ответственности за борьбу против рабочего класса и революционного движения при прежнем царском строе или на службе у контрреволюционных правительств в годы Гражданской войны 1917-1922 годов.
Положение об обратной силе уголовного закона впервые закреплено в УК 1960 года.
Действующий УК 1996 года устанавливает, что уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, свершивших соответствующее деяние до вступления такого закона в силу, в том числе отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. Если новый уголовный закон смягчает наказание, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом.
Эти положения могут быть применены и к адм. ответственности.
В гражданском законодательстве правила об обратной силе закона имеют иную форму.
Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются только к отношениям, возникшим после вступления таких актов в действие.
Действие гражданско-правового закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
В тех случаях, когда новый закон не предусматривает ответственности, не ухудшает и не улучшает положения сторон (например, при переименовании территорий или органов), обратная сила может применяться и в других отраслях права в случаях, если о ней указано в самом законе.(смотри Юридическая ответственность).
Смягчение и усиление наказания
Исключительной компетенцией судебной инстанции является смягчение наказания, которое должно быть назначено за совершение конкретного преступного деяния.
УК предусмотрено два варианта по смягчению наказаний. К ним относятся:
- определение судом уровня ответственности за преступление с низким пределом или избрание более мягких видов наказаний, нежели определены в санкции конкретной статьи;
- определение судом наказания, которое равно меньшему верхнему пределу более строгой ответственности.
В первом случае, наказание смягчается при наличии таких обстоятельств, которые признаются исключительными и связаны с целью, мотивом деяния, поведением лица, виновного в его совершении в момент деяния или после него, а также иных обстоятельств, влияющих на уменьшение степени опасности действий виновного для общества. Поводом для смягчения может стать и содействие виновного в раскрытии преступления.
В некоторых случаях суд может определить наказание, которое будет менее минимального уровня ответственности, предусмотренного санкцией.
Суд ограничен в своем праве на смягчение наказаний лишь тем правилом, на основании которого наказание не может быть назначено ниже минимальных пределов, определенных Общей частью для преступлений определенного вида.
В качестве смягчения наказания может выступить освобождение лица от обязательного назначения дополнительной ответственности.
Процедура обязательного усиления наказания определена УК. Для этого в норме УК может быть установлен один из трех способов:
- обязательность усиления наказания за преступления, совершенные группами лиц;
- увеличение минимальных сроков наказаний в случаях рецидива;
- выход за предельный 20-й срок лишения свободы по совокупности преступных деяний или приговоров.
Закон смягчает наказание, если он:
- исключает какой-либо вид наказания из системы наказаний;
- заменяет в санкции вид наказания на более мягкий;
- исключает из санкции наиболее строгий вид наказания;
- снижает минимальные и максимальные размеры наказания (в случае, когда нижний предел наказания стал мягче, а верхний строже, следует ориентироваться на верхний предел, такой закон признается более строгим);
- вводит в санкцию более мягкий вид основного или дополнительного наказания;
- исключает дополнительное наказание;
- сохраняя основное и дополнительное наказание, вводит в санкцию альтернативно менее строгие виды основного наказания, ранее не предусматривавшиеся законом.
- ограничивает перечень лиц, которым может быть назначен тот или иной вид наказания;
- уменьшает размеры удержания из заработной платы при осуждении к исправительным работам и др.
Применение с обратной силой закона, который смягчает уголовное наказание, предполагает:
- переквалификацию всех преступлений, дела о которых находятся в стадии предварительного расследования или судебного разбирательства, на новый уголовный закон;
- сокращение или изменение наказания лицам, к которым был применен прежний закон, с учетом предписаний нового закона;
- в необходимых случаях освобождение от наказания в связи с его отбытием;
- сокращение в пределах срока погашения судимости наказания, которое уже отбыто осужденным;
- сокращение срока судимости или снятие судимости с лиц, которые уже отбыли наказание, исходя из положений закона, связанных со смягченным наказанием.
Виды обратной силы уголовного закона
В современной отрасли уголовного права существует два вида обратной силы, применяемой к уголовному закону.
Под простой обратной силой понимается применение нового, смягченного законодательного акта к тем преступлениям, приговор по которым не получил еще законной силы. Полная декриминализация дел влечет их прекращение. При смягчении наказания, судебные и правоохранительные органы, обязаны осуществлять свою деятельность в отношении лица, совершившего преступное деяние, с учетом более гуманного закона.
В качестве ревизионной обратной силы необходимо понимать процесс применения более мягких уголовных норм к тем преступлениям, по которым подозреваемые уже были осуждены и законная сила приговора уже установлена. Более мягкие уголовные нормы применяются также к судимости, которая является непогашенной или неснятой.
Единственным способом применения более мягких норм является пересмотр дел и ревизия приговоров.
Лица, которые были освобождены от отбывания наказания, признаются несудимыми. Закон обязывает применять более мягкие нормы ко всем без исключения субъектам преступлений, находящихся в местах отбывания наказаний.
Обратная сила уголовного закона
Согласно ст. 10 Уголовного кодекса Российской Федерации уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Законом, устраняющим преступность деяния, признается закон, отменяющий за него уголовную ответственность.
Закон смягчает наказание, если он: заменяет в санкции вид наказания на более мягкий; исключает из альтернативы наиболее строгий вид наказания; исключает дополнительное наказание; вводит в санкцию более мягкий вид основного или дополнительного наказания; снижает минимальные и максимальные размеры наказания (в случае, когда нижний предел наказания стал мягче, а верхний строже, следует ориентироваться на верхний предел, такой закон признается более строгим) и т.п. Если санкции старого и нового закона являются одинаковыми, преступление должно квалифицироваться по закону, действовавшему во время его совершения.
Иным образом улучшающим положение лица, совершившего преступление, признается закон, в частности, смягчающий условия освобождения от уголовной ответственности или наказания, уменьшающий сроки погашения или снятия судимости и т.п.
Если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом.
Определение действующего уголовного закона
Сложившаяся правоприменительная практика определила и закрепила самостоятельной правовой нормой правила, определяющие действие уголовного закона во времени и пространстве. От правоохранительных органов при начале процесса требуется определиться с редакцией уголовного закона РФ, который имел юридическую силу и охранял пострадавшие общественные отношения в момент совершения общественно опасного деяния.
Под понятием действующий уголовный закон подразумевается вступивший в силу и не отмененный на момент совершения преступления иным законом. Это определение очень актуально, поскольку со времен распада СССР ряд составов был декриминализирован, а развитие новых общественных отношений породил включение в УК РФ новых, прежде не являвшихся таковыми, составов преступления.
Время совершения преступления
Особенности при определении момента совершения преступления имеются в продолжаемых преступлениях (состоящих из ряда тождественных действий) и длящихся преступлениях (суть которых заключается в длительном невыполнении лицом возложенной на него юридической обязанности). Обычно время совершения этих преступлений определяется в продолжаемых преступлениях — по моменту совершения последнего из действий или пресечения преступления, в длящихся — по моменту добровольного или принудительного прекращения преступления (по моменту фактического окончания преступления). Некоторыми учёными предлагается исходить при определении времени совершения таких преступлений из момента их юридического окончания — времени, когда в деянии виновного уже будут присутствовать все признаки состава преступления, которое он замыслил совершить.
Это интересно: Что можно узнать по номеру паспорта
Вопрос обратной силы закона
В нашей стране данный принцип выработан достаточно давно и изначально он направлен на защиту интересов граждан, невзирая на то, что тот или же иной человек, мог совершить преступление.
Все дело в том, что государство направляет человека на путь своего становления, и даже преступление рассматривается в контексте возможного исправления. Так что, обратная сила закона в нашей стране существует, хотя общественность, в своем большинстве, достаточно часто негативно отзывается о данном принципе.
Принцип обратной силы закона можно объяснить воздействие нового законодательства на преступления, которые были совершены в момент действия старого закона. То есть, другими словами, человек хоть и должен был бы осужден по принципу воздействия старого законодательства, но осуждается по новым принципам, так как они имеют более лояльное отношение к его провинности. Если же новый закон имеет более суровые и серьезные наказания, то в данном случае, его обратная сила не существует.
Все достаточно просто и понятно, принцип закреплен в уголовном кодексе по той причине, чтобы исключать возможные нюансы в процессе рассмотрения дела. Как вы понимаете, прокурор мог бы в таком случае требовать наказания по старому законодательству с более суровым наказанием, адвокат – по новому закону, это бы провоцировало ряд сложностей процессуального характера.
В каких сферах права могут приниматься законы с обратной силой
Обратная сила закона позволяет улучшить судебную систему
Согласно общему принципу принятия законов с обратной силой, они должны быть направлены исключительно на улучшение процесса правоотношений для граждан РФ. Исходя из этого, ретроактивные законодательные положения могут быть применены во всех сферах права, если при этом не ухудшают положение дел для участников конкретных правоотношений.
Наиболее активно законы с обратной силы применяются в сфере . Так, например, принятие закона, по которому необходимо посадить в тюрьму всех людей за то, что они совершили год назад, но тогда это было не противозаконно — просто недопустимо.
А вот принять закон, по которому условия наказания будут смягчены для определенной группы подсудимых, вполне нормально. Естественно, законодатель грамотно составляет подобные законодательные правки, дабы права и подсудимых, и пострадавших находились в том равновесии, которое будет наиболее гуманно в конкретной ситуации.
В остальных сферах права: гражданской, гражданско-процессуальной, налоговой и так далее – закон зачастую обратной силы не имеет. Подобное явление связано, в первую очередь, с тем, что принятие ретроактивных законов сильно усложнит все правоотношения, начавшиеся до их принятия, и в целом усугубит положение дел для субъектов конкретного права.
С точки зрения юрисдикции такие ситуации трактуются на основании того, что в данных сферах права субъекты правоотношений полностью равны по своим обязанностям, свободам и правам, поэтому внедрять в такую систему законы с обратной силой – глупо.
Закон обратной силы не имеет: что это значит?
Правила, которые включены в ст. 54 Конституции РФ, обеспечивают реализацию международно-правовой практики о действии закона во времени. В силу ч. 1 ст.
Президиум ВС РФ посчитал, что да – нанесение большого количества телесных повреждений в течение продолжительного времени, в том числе с применением ножа и других предметов свидетельствует о совершении убийства с особой жестокостью, поскольку связанно с причинением потерпевшему особых страданий.
Законодательством РФ предусмотрены случаи, в которых применяется обратная сила закона в уголовном праве.
Теперь же Президиум ВС РФ просто «перекрывает кислород» самой этой возможности. Опасная тенденция, делающая невозможным реализацию права подачи замечаний на протокол судебного заседания. А вместе с тем, протокол судебного заседания является важнейшим доказательством, фиксирующим ход рассмотрения дела в суде.
Не так однозначно решался на практике вопрос о смягчении наказания в случаях, когда повышался нижний предел санкции и понижался верхний.
Если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом.
Закон обратной силы не имеет – устойчивое выражение, используемое юристами, означающее, что новый законодательный акт не распространяется на отношения, возникшие до его утверждения. Подробнее о данном основополагающем конституционном принципе расскажем в статье.
В УК заложено общее правило, согласно которому преступность и наказуемость деяния определяются законом, действовавшим во время совершения этого деяния. Это означает, что, как правило, уголовный закон обратной силы не имеет, т.е. не распространяется на преступления, совершенные до его вступления в силу.
Дело в том, что прежде чем подать замечания на протокол, для начала его нужно получить. Законом предусмотрены сроки изготовления протоколов, которые не соблюдаются на практике. Защита обращается в суд за копиями протоколов, но получить их в рамках существующего срока затруднительно. Суды заняты, изготавливают протокол не вовремя, либо попросту игнорируют просьбы защитников.
Сложившаяся правоприменительная практика определила и закрепила самостоятельной правовой нормой правила, определяющие действие уголовного закона во времени и пространстве.
Смягчение наказания за совершенные деяния осуществляется исключительно в тех пределах, которые определены вновь принятыми нормами. На практике возникает сложность применения данного положения.
Действие уголовного закона во времени и в пространстве. Обратная сила уголовного закона.
Уголовный закон, как и любой другой нормативно-правовой акт, действует в строго определенных временных пределах. Точное установление периода действия уголовного закона во времени имеет значение при его применении, поскольку с этим связано правильное разрешение вопроса об определении преступности того или иного деяния и привлечения лица к уголовной ответственности за его совершение. Вопросы действия уголовного закона во времени регламентированы в ст. 9 УК РФ, ст. 54 Конституции РФ, а также закреплены в ст. 11 Всеобщей декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 г.
Итак, в ч. 1 ст. 9 УК РФ предусмотрено правило о том, что “преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния”. В ч. 2 ст. 9 УК РФ указано следующее: “Временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий”. Сказанное разъясняет нам вопрос о том, когда закон вступает в силу и прекращает свое действие.
Вступление уголовного закона в силу означает то, что он становится обязательным для соблюдения и исполнения всеми государственными органами и их должностными лицами, а также гражданами России, иностранными гражданами и лицами без гражданства. Точное установление даты вступления уголовного закона в силу имеет большое практическое значение.
Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы подлежат обязательному официальному опубликованию в установленном для таких целей средстве массовой информации. Неопубликованные законы не имеют юридической силы и не применяются на практике. Все нормативные правовые акты, которые затрагивают права, свободы и обязанности человека, не могут применяться на практике, если они не были официально опубликованы для всеобщего сведения.
Порядок опубликования и вступления в законную силу уголовного закона регламентирован федеральным законом “О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания”, принятым 14 июня 1994 г.
Согласно ст. 1 вышеназванного федерального закона на всей территории Российской Федерации подлежат применению только те законы, которые были официально опубликованы.
Датой принятия любого федерального закона считается тот день, когда он был принят в окончательной редакции Государственной Думой РФ, датой принятия федерального конституционного закона считается тот день, когда он был одобрен палатами Федерального Собрания РФ. В юридической литературе вопрос о дате вступления в действие федерального закона решается неоднозначно: одни авторы говорят о том, что таким днем считается день его принятия Государственной Думой РФ, другие – день, когда он был подписан Президентом РФ. Правильнее считается вторая позиция, поскольку до подписания закона Президентом РФ он является всего лишь проектом, и становится полноценным законом только после прохождения этой процедуры.
Комментарий к Ст. 54 КРФ
1. Правила, содержащиеся в комментируемой статье, возводят на конституционный уровень гуманные нормы о действии закона во времени, которые до этого содержались только в уголовном законодательстве, а с принятием в 1980 г. Основ законодательства СССР и союзных республик об административных правонарушениях появились и в этой отрасли законодательства.
Для названных отраслей регламентирование действия законов во времени имеет особое значение, поскольку они касаются наиболее острых вопросов, нередко затрагивая основные права и свободы человека и гражданина, включая право на жизнь. Но нормы, закрепленные в комментируемой статье, имеют всеобщий характер и касаются любых законов, устанавливающих юридическую ответственность за правонарушения.
В гражданском законодательстве вопросы обратной силы закона часто решаются во вводных законах к гражданским кодексам. Так было при введении в действие ГК РСФСР 1922 г. и двух последующих гражданских кодексов.
ФЗ от 30 ноября 1994 г. “О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации” (СЗ РФ. 1994. N 32. ст. 3302) также содержит ряд норм, касающихся обратной силы закона. В частности, в ст. 10 Закона содержится такое правило: “Установленные частью первой Кодекса сроки исковой давности применяются к тем искам, сроки предъявления которых, предусмотренные ранее действовавшим законодательством, не истекли до 1 января 1995 года”, а в ст. 11 этого же Закона сказано: “Действие ст. 234 Кодекса (приобретательская давность) распространяется и на случаи, когда владение имуществом началось до 1 января 1995 года и продолжается в момент введения в действие части первой Кодекса”.
Под законом, о котором говорится в комментируемой статье, имеется в виду федеральный закон, федеральный конституционный закон, а также закон субъекта Федерации. Применительно к уголовным и гражданским законам, в соответствии со ст. 71 Конституции, это могут быть законы, принятые только на федеральном уровне, а к законам о дисциплинарной и административной ответственности – также и на уровне законодательных органов субъектов Федерации (см. комм. к п. “о” ст. 71, п. “к” ст. 72).
Ответственность – это обязанность отвечать за противоправные действия (или бездействие), причинившие физический, материальный или моральный вред.
Комментируемая статья содержит требования, обязательные для всех отраслей права. Поэтому в тех случаях, когда соответствующий закон в необходимых случаях не регламентирует вопрос о времени его действия или отклоняется от требований конституционной нормы, она действует непосредственно.
Общим правилом для всех отраслей права является ответственность за совершенное правонарушение по закону, действующему в момент его совершения. Это значит, что закон принят в установленном порядке и вступил в законную силу. В соответствии с требованиями Конституции законы подлежат официальному опубликованию, а неопубликованные законы не применяются. Порядок опубликования и вступления в силу законов России определен ФЗ от 14 июня 1994 г. “О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания” (СЗ РФ. 1994. N 8. ст. 801).
Под законом, устанавливающим ответственность, понимается закон, которым вводится та или иная ответственность за правонарушение, до того не существовавшая.
Под законом, отягчающим ответственность, имеется в виду закон, устанавливающий более строгий вид ответственности (например, вместо административной – уголовную) либо более строгое наказание в рамках одного и того же вида ответственности (например, за нарушение трудовой дисциплины законом расширена возможность применения увольнения в качестве взыскания).
Под обратной силой закона следует понимать распространение нового закона на деяния, совершенные до его вступления в силу. Если закон обратной силы не имеет, это значит, что он не распространяется на деяния, совершенные до его вступления в силу. Комментируемые конституционные нормы носят общеобязательный характер и не допускают исключений. Это важно отметить, ибо в прошлом сплошь и рядом нарушались общепринятые принципы действия законов во времени. Это приводило к тому, что те или иные деяния объявлялись тяжкими преступлениями и им еще придавалась обратная сила.
Так, например, было с Постановлением Президиума ЦИК СССР от 21 ноября 1929 г. “Об объявлении вне закона должностных лиц – граждан Союза ССР за границей, перебежавших в лагерь врагов рабочего класса и крестьянства и отказывающихся вернуться в Союз ССР” (СЗ РФ. 1929. N 76. ст. 732). Этот Закон, известный как “Закон о невозвращенцах”, рассматривал лиц, отказавшихся вернуться в СССР, как перебежчиков в лагерь врагов, квалифицировал их действия как измену, влекущую объявление вне закона, последствием чего были конфискация всего имущества осужденного и расстрел его через 24 часа после удостоверения личности. В ст. 6 было сказано: “Настоящий закон имеет обратную силу”.
В начале 60-х годов недоумение юридической общественности вызвало придание уголовному закону обратной силы по делу о валютных операциях, совершенных Рокотовым и Файбишенко. В отношении них был применен закон, по которому за валютные операции допускалась смертная казнь, и они были расстреляны, хотя в момент совершения преступления санкция закона не содержала наказания ни в виде исключительной меры наказания – смертной казни, ни даже в виде предельного срока лишения свободы, установленного законом.
Положения, содержащиеся в ч. 1 комментируемой статьи, изложены в УК и Ко��П в формулировках, отражающих специфические особенности этих отраслей законодательства. Так, в ч. 2 ст. 10 УК записано: “Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, или усиливающий наказание, или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет”, а в ч. 2 ст. 1.7 КоАП сказано: “Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет”.
Поскольку уголовное наказание может применяться только к лицам, совершившим преступление, в качестве закона, устанавливающего наказуемость деяния, может рассматриваться закон, объявляющий то или иное противоправное деяние преступным и устанавливающий за его совершение уголовное наказание, основное либо основное и дополнительное, из числа предусмотренных в УК. Это может быть дополнением Особенной части УК путем включения в нее новой статьи или включения в уже имеющуюся статью нового состава преступления, ранее не рассматривавшегося в качестве преступления, в том числе под каким бы то ни было иным наименованием. Точно так же актом, устанавливающим ответственность за административное правонарушение, является как новый акт, предусматривающий новый административный проступок и взыскание за него, так и у действующий акт, дополняющий включенные в него проступки новыми.
Закон может рассматриваться как усиливающий наказание, если в нем увеличивается максимальная или минимальная санкция, вводится более строгое основное наказание, вводится дополнительное наказание, преступлению дается иная квалификация, хотя и не влекущая изменение уголовных наказаний, но приводящая к иным отрицательным уголовно-правовым последствиям, например к признанию преступления тяжким, сокращению возможности условно-досрочного освобождения, что отягчает ответственность.
Для административных проступков актом, усиливающим ответственность, является акт, включающий в санкцию новое, более строгое взыскание, либо увеличивающий размер уже имеющегося взыскания, либо включающий дополнительное взыскание или отягчающие условия отбытия взыскания.
2. Положение, содержащееся в ч. 2 комментируемой статьи, распространяется на любые правонарушения. Ни одно из них не может рассматриваться в качестве такового, если об этом нет указания в законе. И ни одно лицо не может привлекаться к какой бы то ни было ответственности, если законом конкретно не определены признаки правонарушения и меры этой ответственности. Разумеется, при решении вопроса об ответственности должны соблюдаться и другие требования, а именно: наличие вины, достижение определенного возраста и др.
Определение обратной силы уголовного закона
Нормы, содержащие действие обратной силы, являются ревизионными. В уголовном законе закреплен принцип обратной силы, что относится к фундаментальной основе правосудия.
В первую очередь, применение обратной силы является принципом российского уголовного права. Благодаря этому принципу, возможно применение вновь принятого уголовного законодательства по отношению к деяниям, совершенным до момента его введения.
Обратная сила уголовного закона наделена признаками гуманизма, который проявляется в процессе правоприменительной деятельности, несущей защитные функции.
Уголовные нормы, на основании которых устраняется преступность деяния, осуществляется смягчение наказания или улучшается положение преступника, распространяются на лиц, которые совершили противоправное деяние до момента их введения, а также на тех, кто уже фактически отбывает наказание.
Принцип обратной силы не может усиливать наказание или ухудшать положение лица, совершившего преступное деяние, до момента вступления в силу новой законодательной нормы. Такие положения определены ст. 10 УК.
Новинкой действующего УК является разрешение вопроса о применении обратной силы закона в отношении осужденных и отбывающих наказание лиц.
Смягчение наказания за совершенные деяния осуществляется исключительно в тех пределах, которые определены вновь принятыми нормами. На практике возникает сложность применения данного положения.
Устранение преступности деяния
В результате изменения правовых норм уголовного законодательства, преступность отдельных деяний, ранее признававшихся преступлением, может быть устранена. Данное основание является безусловным поводом для освобождения лиц от применения мер уголовного наказания на любой из стадий уголовного процесса. Данное правило позволяет освободить от уголовного преследования, как лицо, в отношении которого не избрана мера наказания, так и тех субъектов преступления, которые уже отбывают наказание.
Необходимо понимать, что декриминализация отдельных деяний не говорит о правомерности совершенных ранее действий, а позволяет лишь освободить лицо от ответственности за их совершение.
Некоторые нормы, содержащиеся в Особенной части УК, постоянно конкурируют между собой, ввиду того, что часть из них является общими, а часть специальными. Декриминализация деяний является демонстрацией одновременного охвата деяний со стороны общих и специальных норм. Примерами могут послужить преступные деяния, предусмотренные ст. ст. 286, 299 УК.
По общему правилу, устранение признаков преступления в деяниях, определенных специальными нормами и выводимых из УК, не может стать сделать невозможным привлечение лиц к уголовному наказанию в общем порядке и на основании наличия общих признаков состава преступления.