Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как правильно выкопать пруд для рыбы на своем участке». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии со ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются, в том числе земли, занятые водными объектами.
Разрешается ли копать пруды на своей территории?
К радости землевладельцев, выкапывать пруды на собственной территории закон разрешает. Такая возможность предусмотрена ч.3 ст.40 Земельного кодекса РФ. Это касается как обособленных прудов, не сообщающихся с другими водоемами, так и прудов, образованных водоподпорными сооружениями на водостоках. Но есть условие: водные объекты должны возводиться с соблюдением санитарных, экологических, строительных и других норм.
Важную роль играет и соблюдение ФЗ «О недрах» № 2395-1 от 21.02.1992 г. В соответствии с этим документам граждане имеют право использовать землю на глубину не больше 5 метров. Хотя при проектировании глубины пруда этот показатель, скорее, учитывается в качестве максимального, ведь мало кто захочет копать на своем участке огромный котлован.
Можно ли выкопать пруд на землях сельхозназначения
Статья 5.1. Особенности использования земель и земельных участков для целей аквакультуры (рыбоводства)
(введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 502-ФЗ)
1. Для целей аквакультуры (рыбоводства) допускается использование земель сельскохозяйственного назначения, занятых водными объектами (обводненными карьерами и прудами, в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми в целях осуществления прудовой аквакультуры), расположенными в границах земельного участка, в целях осуществления прудовой аквакультуры, а также использование земельного участка для осуществления деятельности, предусмотренной договором пользования рыбоводным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности.
2. Земельные участки для строительства объектов капитального строительства, возведения некапитальных строений, сооружений, необходимых для целей аквакультуры (рыбоводства), предоставляются в соответствии с земельным законодательством.
3. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута для целей аквакультуры (рыбоводства) осуществляется в соответствии с земельным законодательством.
4. Лесные участки для целей товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) используются в соответствии со статьей 38 Лесного кодекса Российской Федерации.
Пруд-копань на землях сельхозназначения
В соответствии со ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются, в том числе земли, занятые водными объектами.
По смыслу абз. 4 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» основной деятельностью крестьянского (фермерского) хозяйства может являться рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции.
Следовательно, осуществление рыбоводства допустимо на землях сельскохозяйственного назначения.
Вопрос: Какие документы необходимо собрать организации, для того чтобы получить разрешение на создание пруда на территории земли сельскохозяйственного назначения, находящейся в ее собственности, для разведения рыбы?
Пунктом 1 ст. 78 Земельного кодекса РФ определено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
В соответствии со ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Статьей 4 Закона N 123-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации в области племенного животноводства регулирует отношения в области разведения племенных животных, производства и использования племенной продукции (материала) во всех отраслях животноводства, включая птицеводство, звероводство, рыбоводство и пчеловодство.
Отношения в области разведения и использования диких животных и домашних животных, не являющихся сельскохозяйственными племенными животными, регулируются иным законодательством Российской Федерации. Подпунктом 3 п. 1 ст. 40 ЗК РФ предусматривается, что собственник земельного участка имеет право строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 5 Водного кодекса РФ пруды являются водными объектами.
Частью 2 ст. 8 ВК РФ устанавливается, что пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Согласно ст. 31 ВК РФ государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах.
В государственном водном реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования.
В государственный водный реестр включаются документированные сведения:
В силу п. 5 Положения о ведении государственного водного реестра, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 N 253, и пп. 5.5.1 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 N 282, ведение реестра осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с водным законодательством и законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
В соответствии с пп. «л» п. 12 Положения о ведении государственного водного реестра сведения в Федеральное агентство водных ресурсов по объектам рыбохозяйственного назначения поступают через Федеральное агентство по рыболовству.
Подпунктом 5.5.14 Положения о Федеральном агентстве по рыболовству, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.06.2008 N 444, устанавливается, что Федеральное агентство по рыболовству осуществляет согласование размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрение новых технологических процессов, оказывающих влияние на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания.
а) сведения о заявителе:
б) район размещения хозяйственных и иных объектов. В соответствии с п. 5 Правил к заявке прилагаются:
в) документация, обосновывающая размещение хозяйственных и иных объектов или внедрение новых технологических процессов, в том числе предпр��ектная документация, проектная документация и проекты технической документации;
г) данные об оценке воздействия планируемой деятельности на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания с учетом рыбохозяйственного значения водных объектов;
д) сведения о планируемых мероприятиях по предупреждению и снижению негативного воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания, о возмещении наносимого вреда (компенсации ущерба) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов и законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Таким образом, для того чтобы получить разрешение на создание пруда на территории земли сельскохозяйственного назначения для разведения рыбы, организации необходимо представить в Федеральное агентство по рыболовству документы, указанные в п. 3 Правил.
Какие документы нужны для оформления разрешения на пруд?
- Подтвердите свои права на территорию, где будет возводиться водоем. Подойдет свидетельство о праве собственности.
- Потребуется удостоверение личности для граждан или выписки из реестров и прочее для юридических лиц. Когда обращаетесь за разрешением на пруд на земле сельхозназначения через представителя, подготовьте доверенность.
- Закажите проектную документацию в специализированной организации. Она включает данные об инженерных сетях, схему размещения построек и прочие сведения.
- Проект должен пройти согласование в различных уполномоченных инстанциях. К ним относят экологическую экспертизу и проверку в природоохранных службах.
- Если разработкой проектных документов занимались негосударственные специалисты, придется прикрепить к заявлению подтверждение прав на осуществления подобной деятельности.
- Еще пригодятся доказательства безопасности будущих сооружений. Также стоит проверить бумаги на соответствие Градостроительному кодексу РФ.
Пруд-копань на землях сельхозназначения
В соответствии со ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются, в том числе земли, занятые водными объектами.
По смыслу абз. 4 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» основной деятельностью крестьянского (фермерского) хозяйства может являться рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции.
Также ст. 4 Федерального закона от 03.08.1995 № 123-ФЗ «О племенном животноводстве» (далее — Закон № 123-ФЗ) предусматривает, что законодательство Российской Федерации в области племенного животноводства регулирует отношения в области разведения племенных животных, производства и использования племенной продукции (материала) во всех отраслях животноводства, включая птицеводство, звероводство, рыбоводство и пчеловодство. Частью 1 ст. 10 Закона № 123-ФЗ предусматривается, что земельные участки, предоставленные гражданам — членам крестьянского (фермерского) хозяйства и юридическим лицам для осуществления разведения и использования племенных животных, относятся к землям сельскохозяйственного назначения (использования).
Чем нельзя заниматься
Согласно действующему законодательству, на землях сельхозназначения строго запрещено вести какую-либо коммерческую деятельность.
Например, если вы построите на участке жилое помещение, которое оборудуете в хостел, то придется платить большой штраф.
Если земля принадлежит к категории с/х назначения, то на нее распространяется несколько ограничений, нарушение которых приведет к ответственности. Размер штрафа будет определен в соответствии с КоАП:
- физ. лицо — 0,5–1 %, но сумма не может превышать 10 000 р.;
- должностное лицо — 1–1,5 %, но сумма не может превышать 20 000 р.;
- юридическое лицо — 1,5–2 %, но сумма не может превышать 100 000 р.
Можно ли строить склад и дорогу
Если мы говорим о земельном участке сельскохозяйственного назначения, и вы являетесь его собственником то, в порядке пп. 2, п. 1, ст. 40 ЗК РФ строительство на землях сельскохозяйственного назначения, не являющихся сельскохозяйственными угодьями, разрешается при соблюдении требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарных, противопожарных и иных правил и нормативов.
В составе ЗУ сельхоз назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, занятые:
внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, зданиями, строениями, сооружениями для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Иными словами, то что вы хотите построить, должно являться сооружениями для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции и необходимые пути подъезды к ним.
Какое оборудование выбрать
Выращивание рыбы в искусственно созданном водоеме потребует очистки воды. Для этого лучше применять гравитационные биофильтры, которые не допустят цветение воды и образования в ней прочего мусора. Кроме того, необходима вентиляция воды при помощи специальных компрессоров, купить которые можно практически в любом специализированном магазине. Если фильтров для предотвращения цветения воды не достаточно, то могут потребоваться ультрафиолетовые стерилизаторы. Подача воды в искусственно созданный водоем осуществляется при помощи гидронасоса, либо собственноручно созданной дренажной системы, использующей наполнение из подземных родников и скважин. Помимо оборудования вам потребуется также специальный инвентарь: кормушки, садки, сети и т.д.
Виды разрешенного использования
Разрешенное использование земельного участка регламентирует, как можно использовать землю и что на ней можно построить. Использовать участок, даже если он находится в собственности, можно только в соответствии с его принадлежностью к определенной категории земель и виду разрешенного использования.
Земля на территории муниципальных образований поделена на территориальные зоны. Для каждой из них местные власти устанавливают виды разрешенного использования земельных участков, объекты недвижимости, которые на них можно строить, а также их параметры по высоте и размеру, пояснили в Росреестре.
Местные власти определяют виды разрешенного использования для каждой территориальной зоны, исходя из исторически сложившихся условий использования территории. Документы градостроительного зонирования регламентируют, какие ВРИ могут быть выбраны правообладателями земли самостоятельно, какие — после получения разрешения, а для каких видов деятельности участки не могут быть использованы.
Существует Классификатор видов разрешенного использования, утвержденный приказом Росреестра. На его основании муниципалитеты устанавливают для каждой территориальной зоны основные виды разрешенного использования, вспомогательные и условно разрешенные.
Для изменения вида разрешенного использования земельного участка нужно руководствоваться правилами землепользования и застройки (ПЗЗ). Они оформляются в виде документа, который содержит градостроительные регламенты и карты территориального зонирования.
Для начала нужно уточнить, приняты ли ПЗЗ уполномоченным органом в вашем населенном пункте, советуют эксперты Росреестра. В соответствии с законодательством при наличии утвержденных ПЗЗ правообладатель земельного участка вправе самостоятельно выбрать вид разрешенного использования земельного участка из тех, которые предусмотрены градостроительным регламентом.
Затем собственнику необходимо подать в любой удобный офис МФЦ заявление о выбранном виде разрешенного использования земельного участка из тех видов, которые установлены ПЗЗ. Форма такого заявления утверждена приложением № 2 к приказу Росреестра.
Изменение ВРИ земельного участка на вид, отнесенный к условно разрешенному, возможно только на основании решения уполномоченного органа по результатам проведения общественных обсуждений или публичных слушаний. Изменение вида разрешенного использования земельного участка может повлечь изменение его кадастровой стоимости и величины земельного налога, уточнили в ведомстве.
Права и обязанности субъектов
Ст. 40, 41 ЗК РФ описывают прерогативы субъектов правовых отношений по земельному вопросу.
ЗК РФ, Статья 41. Права на использование земельных участков землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков
Субъекты, ведущие активную деятельность на земельных владениях, имеют право:
- осуществлять использование почвы для собственных потребностей в закрепленных законодательно предписаниях;
- проводить сельскохозяйственные работы, не нарушая разрешенный вид пользования земельного надела;
- сажать сельхозкультуры, собирать урожай и извлекать прибыль с надела.
Ст. 42 ЗК РФ оглашает обязательные функции субъекта, касающихся земельного надела, по ней субъект обязан:
- работать на земле, не нарушая её целевое предназначение, не причиняя вред природному окружению и экологии;
- не удалять спецзнаки (межевые, геодезические и т.п.), находящиеся на земельном пространстве;
- проводить в жизнь процедуры по сохранению земель и противопожарных требований безопасности и соблюдать предписанные нормативы;
- вовремя отчислять платежные обязательства по земле;
- вовремя приступать к освоению земель согласно договорам;
- не воздействовать негативно на почву.
Особенности аренды и купли-продажи
Процедуры аренды и купли-продажи земель сельхозназначения регулирует ФЗ №101 от 24.07.2002 (ред. от 03.07.2016) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).
В аренду могут отдаваться сельскохозяйственные земельные поля, обязательно стоящие на кадастровом учете. Площадь арендных земель не ограничивается.
Арендный договор подписывается на сроки от 3 до 49 лет.
Исключением являются земельные сегменты, выделяемые для сенозаготовок и пастбищ. Их аренда ограничивается периодом до 3 лет.
Арендатор обладает первостепенной привилегией при отсутствии нареканий по окончании аренды заключить договор на новый срок.
Предусматривается возможность для арендатора после оплаты выкупной цены земельной площади оформить её в собственность.
При продаже надела сельскохозяйственного назначения преимущество покупки имеет муниципалитет или субъект РФ.
Продавец обязан поставить их в известность письменно о своем желании выставить на продажу участок.
Он дает полную информацию по участку и прописывает срок расчета, который не превышает 90 дней.
Оповещение отправляется заказным письмом с уведомлением или относится лично под расписку.
Если в течение 30 дней орган власти не сообщает о желании её купить, гражданин осуществляет процедуру продажи в течение 12 месяцев по заявленной стоимости.
Важно! При изменении цены или других обстоятельств процедура оповещения повторяется.
Можно ли выкопать пруд на своем участке
Специалисты нашей компании помогут получить разрешение на строительство пруда на земле сельхозназначения, а также оформить уже имеющийся пруд без нарушения законодательства.
Опытные юристы соберут необходимые бумаги, составят проектную документацию, пройдут согласования и подадут заявку в местную администрацию. Процедура очень трудоемкая, требует наличия специальных навыков и знаний.
При этом важно понимать, что на запланированный Вами вид пруда действительно надо оформлять разрешение.
Если будущий водоем сопряжен с такими водными объектами, как море, реки или озера, болота, заливы и прочие, значит, он требует возведения специальных гидротехнических конструкций. А это влечет риск нанесения вреда, как строителям, так и окружающим людям и экологии.
На подобные сооружения нужно в обязательном порядке получать разрешение. А для выкопанных «по сухому» ям, которые наполняются за счет осадков, паводка или водопровода, такие допуски не потребуются.
Хотя перед началом работ необходимо обязательно проконсультироваться у опытного эксперта.
Правовое регулирование оборота сельскохозяйственных угодий предусматривает учет, мониторинг, кадастр, использование и охрану.
Основными юридическими актами, регулирующими земельные отношения являются:
- Земельный кодекс Российской Федерации,
- ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»,
- ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»,
- ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»,
- ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»,
- ФЗ «О садоводческих объединениях»,
- ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».