Новые штрафы за нарушение правил воинского учета

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые штрафы за нарушение правил воинского учета». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В соответствии с Приказом Министерства обороны РФ от 22.11.2021 года № 700 утверждена новая Инструкция об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета. Изменился сам порядок проведения проверок работодателей на предмет ведения воинского учета. Теперь проверяется не только факт ведения воинского учета, полнота и достоверность сведений, содержащихся в Карточках гражданина, но и соблюдение организацией необходимости обеспечения исполнения работниками их собственной обязанностей по воинскому учету.

Чем грозят организации и её руководителю нарушения в ведении воинского учета

Правонарушениям в сфере воинского учета работников организации посвящена целая глава 21 КоАП РФ. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (ред. от 14.10.2021) “Об утверждении Положения о воинском учете”, воинский учет граждан по месту их работы (учебы) осуществляется организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации, за состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают руководители этих организаций. Расходы, связанные с ведением воинского учета в организации, производятся за счет ее средств.

За нарушения ведения воинского учета в организации в 2022 предусмотрена административная ответственность:

  • непредставление руководителем или другим должностным лицом организации, ответственными за военно-учетную работу, в установленный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет (ст. 21.1 КоАП РФ);
  • не оповещение руководителем или другим должностным лицом организации, ответственными за военно-учетную работу, граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата (иного органа, осуществляющего воинский учет) (ст. 21.2 КоАП РФ);
  • несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат (иной орган, осуществляющий воинский учет) сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных организаций) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ).

Если в ходе проверки будет выявлено неисполнение работодателем требований Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О воинской обязанности и военной службе», то помимо наложения штрафов, материалы об этом могут быть переданы в прокуратуру по месту нахождения организации. В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 21.07.2014) «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вынесет представление об устранении нарушения закона, на которое Ваша организация обязана ответить в месячный срок.

Невыполнение представления прокурора может повлечь привлечение как должностных лиц, так и юридического лица к административной ответственности уже по ст. 17.7 КоАП РФ: на должностных лиц может быть наложен штраф – от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Если юридическое лицо осуществляет свою деятельность с грубым или систематическим нарушением закона, то согласно п. 3 ст. 61 ГК РФ оно может быть ликвидировано в судебном порядке, в том числе по иску прокурора.

На кого возложены обязанности по ведению воинского учета?

Ведение воинского учета является обязательным требованием законодательства, даже если в организации трудоустроен единственный работник, имеющий статус военнообязанного. А это фактически любой мужчина вплоть до 50 лет, не зависимо от того, проходил он срочную военную службу или нет. Не состоят на воинском учете только граждане, имеющие категорию годности Д (полностью не годен к службе), и снятые с учета военным комиссариатом. Кроме того, информировать районный военкомат требуется не только о наличии военнообязанных сотрудников, но и об изменении их семейного положения, должности и прочих важных переменах в жизни и карьере. Кроме того, среди военнообязанных могут находиться как мужчины, так и женщины, связавшие свою жизнь с профессией, влекущей статус военнообязанного (врачи, радисты и др.).

Читайте также:  Льготы многодетным семьям в 2022 году

Как вести карточки по воинскому учёту

С 8 января 2022 года организации должны вести специальные отдельные карточки по воинскому учёту. Их нужно заводить на военнообязанных работников и работников-призывников.

Карточка ведётся по форме 10 (Приложении № 22 к Инструкции № 700) на основании удостоверений призывников и военных билетов (или документов, которые заменяют военный билет).

В карточках необходимо указывать:

  • личные данные сотрудников;
  • сведения о воинском учёте;
  • сведения о приёмах и об увольнениях.

Отдельные сведения можно уточнить у самих работников — информацию о семейном положении, образовании, занимаемой должности, месте жительства (или пребывания).

Карточка заполняется разборчиво, без помарок и неустановленных сокращений чернилами (шариковой ручкой) синего, фиолетового или чёрного цвета, либо в электронном виде с обязательной распечаткой.

Записи о семейном положении, адресе, номере телефона вносят карандашом.

В картотеке карточки нужно хранить в алфавитном порядке по следующим разделам:

  1. Офицеры запаса.
  2. Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы запаса.
  3. Военнообязанные запаса женского пола.
  4. Призывники.

Если на воинском учёте в организации состоит более 500 сотрудников, в пятый раздел картотеки нужно поместить карточки сотрудников с мобилизационными предписаниями и отметками об их вручении.

Отдельно (в любом порядке) нужно карточки работников:

  • которые встали на учёт по месту пребывания на срок более трёх месяцев или по месту жительства (пребывания), не подтверждённому регистрацией — можно выделить в отдельные группы и разложить в порядке, удобном для работы с ними;
  • снятых с воинского учёта — можно хранить отдельно от картотеки до очередной сверки с военкоматом или органом местного самоуправления, а потом уничтожить, составив об этом соответствующий акт.

Увеличение штрафа за постановку на учет

Стоит упомянуть, что сравнительно недавно, до 2020 года размер штрафа за несвоевременную постановку был значительно ниже. Показатель варьировался в размере 100-150 рублей.

В связи с такой небольшой суммой штрафа некоторые молодые люди призывного возраста игнорировали свои обязанности. Это приводило к нарушениям сроков постановки и снятия с воинского учета в соответствующей инстанции.

Учитывая такое пренебрежение со стороны призывников и увеличение количества уклонистов, представители Законодательного собрания предложили в Государственную думу обновленный законопроект. Основной его задачей была борьба с уклонистами.

Инициаторы законодательного собрание выдвинули предположение, что стоит увеличить размер штрафа за нарушение воинских обязанностей, чтобы привлечь молодых людей призывного возраста к ответственности. Таким образом размер штрафа в качестве наказания за непостановку на воинский учет военном комиссариате был повышен до 500-3000 рублей.

— Алина Петрова, директор Повесток.Нет

Для того чтобы довести законопроект до ума, пришлось создать большое количество правок. В целом на это ушло более 12 месяцев, прежде чем документация была полностью доработана.

Далее инициаторам необходимо было получить добро от Государственной думы, Совета Федерации и Президента России. В связи с подобными заминками, новые штрафные санкции смогли вступить в силу лишь к маю 2020 года.

Во время того как законопроект должен был пройти ряд правок и процесс рассмотрения в Государственной думе, еще одна инициативная группа примкнула к идее повышения штрафных взысканий.

Таким образом в Государственной думе был предложен еще один законопроект, согласно которому призывников ожидало увеличение штрафов до 5000 рублей.

Авторы законопроекта решили не останавливаться на этапе повышение штрафных взысканий. В рамках законопроекта было также предложено, чтобы призывники сами отправлялись в военный комиссариаты чтобы провести сверку данных в личном деле.

К законопроекту была прикреплена пояснительная записка, в которой отмечается, что во время такой явки в военную инстанцию призывники могут получить повестку на прохождение призывных комиссий. Пожалуй, все мужчины были рады тому, что законопроект не прошел одобрение от депутатов.

Пошаговая инструкция по ведению воинского учета на предприятиях

Организация воинского выглядит следующим образом:

  1. Оформляется приказ о назначении ответственного за ведение ВУ работника.
  2. Утверждается должностная инструкция — в ней прописываются обязанности сотрудника по ведению воинского учета.
  3. Предприятие (компания) ставится на учет в военкомате — заполняется карточка по форме Ф-18 и ежегодный план работ по ВУ.
  4. Оборудуется рабочее место ответственного лица.
  5. В отдельную папку заносится рабочий материал (методички, образцы оформления документов, нормативные акты и др.).
  6. Формируется картотека — осуществляется систематизация личных карточек работников (по формам Т-2 или Т-2ГС) с точки зрения их отношения к воинской обязанности.

Кто должен вести воинский учет

Воинский учет нужно вести, даже если в компании работает один военнообязанный сотрудник. Информировать военкомат обязаны все компании, причем не только о приеме и увольнении военнообязанных работников, но и об изменении их семейного положения, должности и т. п. При этом учитываются не только мужчин, но и женщин, получивших образование по военно-учетным специальностям.
Организация на основании поправок, внесенных федеральным законом № 8-ФЗ от 06.02.2019, обязана информировать военкомат о работниках, которые не встали на воинский учет, но должны были это сделать. При выявлении «уклонистов» необходимо в течение двух недель сообщить об этом в военкомат.

Из разговора с представителем военкомата:
По мнению представителей военкомата и руководитель и главный бухгалтер обязаны знать все законодательство о воинской службе, выявлять уклонистов самостоятельно и работать на укрепление обороноспособности страны.

Кого и почему надо учитывать

Все граждане России обязаны состоять на воинском учете, за исключением

  • лиц, проходящие военную службу;
  • лиц, отбывающие наказание в виде лишения свободы;
  • женщин, не имеющих военной специальности;
  • лиц, постоянно проживающие за пределами нашей страны.
Читайте также:  Верующие создали огромную очередь к Спиридону Тримифунтскому в Москве

Под воинский учет в организациях попадают следующие работники:

  • мужчины призывного возраста (18-27 лет), не зачисленных в запас;
  • мужчины, находящихся в запасе;
  • сотрудники, обучившиеся на военных кафедрах в учебных заведениях профессионального образования;
  • лица, освобожденных от призыва;
  • мужчины старше 27 лет, по причине отсрочки не прошедших службу;
  • граждане, уволенные из армии;
  • работники, служившие альтернативно;
  • женщины, получивших военные специальности.

Нужно ли направление для постановки на воинский учет?

Если обратиться к российскому законодательству, то процесс постановки на воинский учет должен выглядеть следующим образом:

  1. Обращение призывника в военкомат по месту проживания.
  2. Непосредственная постановка на воинский учет.
  3. Прохождение военной медицинской комиссии.
  4. Формирование личного дела.
  5. Выдача приписного свидетельства.

Если речь идет о переезде, то постановка на воинский учет выглядит следующим образом:

  1. Обращение в военкомат по месту проживания.
  2. предоставление документов, которые подтверждают переезд.
  3. Переоформление документов по месту нового проживания.
  4. Выдача справки о постановке на воинский учет.
  5. Снятие с учета на предыдущем месте жительства.

Как пройти медкомиссию?

Даже при переезде на новое место или в другую страну на постоянное проживание военкомат вправе запросить пройти комиссию вновь. Потребуется пройти терапевта, окулиста, невропатолога, хирурга, стоматолога, психиатра, отоларинголога.

Каждый врач делает отметку в листе и указывает категорию годности (их 5). После чего врач по освидетельствованию, иногда – терапевт, по итогам всех врачей дает заключение и присваивает одну из пяти категорий годности.

Часто комиссией не учитывается или не обнаруживается имеющееся заболевание, и категория годности определяется неправильно. Чтобы получить отсрочку или освобождение, нужно пройти комиссию дополнительно и доказать наличие заболевания как факт отстранения от службы.

Документы должны подтверждать болезнь, после чего категория может быть изменена. При невозможности выдачи заключения о здоровье военнообязанного он направляется в медполиклинику для дополнительного осмотра.

После прохождения осмотра или лечения выдается заключение, заверенное главврачом, имеющее наличие подписи и печати. Именно от выданного заключения будет зависеть категория пригодности или непригодности призывника, а также снятие его с учета.

Он может отказаться от обследования, написать заявление и признать себя годным к службе. Вопрос о пригодности будет исчерпан. Родителям важно контролировать и иметь при себе все показания и документы, свидетельствующие о необходимости в отсрочке или отстранения от армии.

Призывная комиссия отслеживает состояние здоровья граждан, получивших отсрочку или отстранение от армии на протяжении всего срока пригодности к службе. Военкоматы имеют право заочно изучать личное дело или запросить предоставить те или иные медицинские показания повторно.

В случае необходимости некоторым гражданам назначается очное переосвидетельствование на предмет состояния здоровья и, как следствие, установление категории пригодности гражданина. По решению призывной комиссии гражданин может быть зачислен в запас, освобожден от воинских обязанностей, направлен в ряды служащих или на гражданскую службу по альтернативе, отсрочен от службы на определенный период времени.

Свое несогласие с решением комиссии, согласно законодательству РФ, можно обжаловать в суде. Если права гражданина нарушены, то с письменным заявлением призывник обращается в суд, но не позднее 3 месяцев со дня вынесения решения призывной комиссией.

Таким образом, при смене места проживания на длительный срок или выезде из РФ нужно снова встать на учет, не позднее чем за 2 недели. За нарушение сроков гражданин привлекается к ответственности, чего не стоит допускать во избежание лишних проблем.

Кто должен стоять на учете?

Перечислим категории военнообязанных граждан:

  • представители мужского пола, которых когда-то уволили со службы, или определили в резерв;
  • дипломанты военных образовательных заведений;
  • женщины, получившие воинскую специальность;
  • офицеры запаса;
  • лица, имевшие отсрочку по уважительным причинам;
  • мужчины, не призывавшиеся в армию по особым обстоятельствам (например, состоянию здоровья).

Все перечисленные обязательно проходят постановку на воинский учет.

Теперь назовем тех, кому не придется посещать военный комиссариат:

  • осужденные, отбывающие тюремное заключение;
  • женщины гражданских профессий;
  • лица, непригодные к исполнению воинского долга вследствие возраста или проблем со здоровьем;
  • граждане, которые несут службу альтернативного характера.

Кого и почему надо учитывать

Все граждане России обязаны состоять на воинском учете, за исключением

  • лиц, проходящие военную службу;
  • лиц, отбывающие наказание в виде лишения свободы;
  • женщин, не имеющих военной специальности;
  • лиц, постоянно проживающие за пределами нашей страны.
Читайте также:  Какой налоговый режим выбрать на 2023 год, чтобы сэкономить

Под воинский учет в организациях попадают следующие работники:

  • мужчины призывного возраста (18-27 лет), не зачисленных в запас;
  • мужчины, находящихся в запасе;
  • сотрудники, обучившиеся на военных кафедрах в учебных заведениях профессионального образования;
  • лица, освобожденных от призыва;
  • мужчины старше 27 лет, по причине отсрочки не прошедших службу;
  • граждане, уволенные из армии;
  • работники, служившие альтернативно;
  • женщины, получивших военные специальности.

Кто должен вести в организации воинский учет

За состояние воинского учета в организации отвечает, как обычно, её руководитель. Однако он вправе своим приказом назначить ответственного за военно-учетную работу. В крупных компаниях обычно создают отдельное подразделение — военно-учетный стол.

Общее количество работников, осуществляющих воинский учет в организациях, определяется исходя из количества граждан, состоящих на воинском учете в организациях, по состоянию на 31 декабря предшествующего года. Нормы указаны в Методических рекомендациях.

Один работник, выполняющий обязанности по совместительству При наличии на воинском учете менее 500 граждан
Один освобожденный работник При наличии на воинском учете от 500 до 2 000 граждан
Два освобожденных работника При наличии на воинском учете от 2 000 до 4 000 граждан
Один освобожденный работник На каждые последующие 3 000 граждан, состоящих на воинском учете. Военно-учетный работник выделяется при достижении каждых последующих полных 3 000 граждан, состоящих на воинском учете

Руководители организаций обязаны выделить для работников, осуществляющих воинский учет, специально оборудованные помещения и железные шкафы, обеспечивающие сохранность документов по воинскому учету.

Какие документы по воинскому учету должны быть в организации

Список документов для воинского учета указан в пункте 39 Методических рекомендаций:

  • приказ об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе;
  • картотеку личных карточек форм Т-2 и Т-2ГС(МС) на граждан из числа призывников и граждан, пребывающих в запасе;
  • журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе ВС РФ;
  • расписки в приеме от граждан документов воинского учета;
  • карточку учета организации (форма № 18);
  • другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и руководителями организаций;
  • справочную информацию по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.

Как определить категорию запаса?

Определить отношение к воинской обязанности можно в разделе V «Пребывание в запасе» военного билета. В пункте 23 «Категория запаса» указана категория, к которой относится гражданин. Всего есть три категории

К первой категории относят наиболее востребованных для армии и обороны государства граждан, которых при мобилизации вызывают в войска в первую очередь. Первая категория включает в себя находящихся в запасе рядовых и сержантов, а также прапорщиков и мичманов в возрасте до 35 лет, офицеров и высший руководящий состав до 45-60 лет в зависимости от звания. К этой группе относят всех граждан, которые прошли срочную службу или имеют опыт боевых действий.

Ко второй категории относят возрастную группу военнослужащих: солдаты от 35 до 45 лет и руководящий состав от 45 до 60 лет. По приоритету они уступают гражданам первой категории запаса, а потому их призывают во вторую волну мобилизации. Ко второй группе относят также военнообязанных, которые по тем или иным причинам не прошли срочную службу – получили освобождение по категориям В или Г.

Третья категория запаса означает, что граждане имеют наиболее низкий приоритет для призыва при введении военного положения. Их отправляют в войска только в критической ситуации, в том числе, если боевые действия будут вестись продолжительное время – более одного года.

Документ: Указ Президента от 21.09.2022 № 647. Вступил в силу: 21 сентября 2022 года.

Служебное делопроизводство

Функциональные обязанности работника, которому вверили ведение воинского учета, согласно должностной инструкции:

  • установить, кто из нанятых подлежит постановке на учет;
  • оформлять и хранить личные карточки персонала;
  • своевременно уведомлять служащих о вызове в военный комиссариат, если таковой поступит;
  • обеспечить гражданину доставку до места вызова;
  • сверять информацию в личных карточках с другими источниками;
  • вносить в бумаги поступающие изменения, касающиеся семейного статуса, состояния здоровья, уровня образования, названия фирмы или структурного подразделения;
  • предоставлять отчет по требованию руководства.

При приеме на работу претендент предоставляет для заключения трудового договора документ, относящийся к воинскому учету (ст. 65 ТК).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *