Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 193 НК РФ. Налоговые ставки (действующая редакция)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Расширилась сфера обложения акцизами винной продукции. В настоящее время согласно п. 1 ст. 181 НК РФ подакцизными товарами признаются, в частности, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый.
Формула исчисления акциза для винограда.
Сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком по операции, указанной в пп. 38 п. 1 ст. 182 НК РФ, в стоимость использованного винограда не включается (новый пп. 10 п. 4 ст. 199 НК РФ).
Согласно новому п. 31 ст. 200 НК РФ она подлежит вычету при условии представления документов, перечисленных в новом п. 29 ст. 201 НК РФ. В целях вычета эта сумма умножается на коэффициент КВД. Он определяется налогоплательщиком самостоятельно по формуле:
КВД = (1 + КГВП) / КВ, где:
КВ – коэффициент, равный:
-
при использовании винограда для производства реализованных в налоговом периоде вина, ликерного вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специального вина), виноматериалов и (или) виноградного сусла – 1;
-
при использовании винограда для производства реализованного в налоговом периоде игристого вина (шампанского) 0,97 – с 01.01.2020 по 31.12.2021 включительно, 0,945 – с 01.01.2022 по 31.12.2022 включительно;
-
при использовании винограда для производства спиртных напитков по технологии полного цикла, реализованных в налоговом периоде, 0,245 – с 01.01.2020 по 31.12.2020 включительно, 0,254 – с 01.01.2021 по 31.12.2021 включительно, 0,262 – с 01.01.2022 по 31.12.2022 включительно.
КГВП определяется налогоплательщиком самостоятельно по следующей формуле:
КГВП = VГВП / VВД, где:
VГВП – объем произведенных из винограда и реализованных в налоговом периоде вина, и (или) игристого вина (шампанского), и (или) ликерного вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специального вина), и (или) виноматериалов, и (или) виноградного сусла, и (или) спиртных напитков, произведенных по технологии полного цикла, выраженный в литрах;
VВД – количество винограда, использованного для производства реализованных в налоговом периоде вина, и (или) игристого вина (шампанского), и (или) ликерного вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специального вина), и (или) виноматериалов, и (или) виноградного сусла, и (или) спиртных напитков, произведенных по технологии полного цикла, выраженное в тоннах.
Рассчитанное значение КВД округляется до целого значения в соответствии с действующим порядком округления.
Обратите внимание:
Хотя виноград, вино, игристое вино (шампанское), виноматериалы, виноградное сусло, произведенные из винограда собственного производства, стали теперь подакцизным товаром, их производство не помешает применять спецрежимы в виде УСНО или уплаты ЕСХН.
На это будет указано в пп. 2 п. 6 ст. 346.2 НК РФ для плательщиков ЕСХН и в пп. 8 п. 3 ст. 346.12 НК РФ для «упрощенцев».
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона № 326-ФЗ суммы акциза, начисленные при совершении после 01.01.2020 операции по реализации вина и (или) игристого вина (шампанского), в качестве сырья для производства которых использованы виноматериалы, приобретенные в собственность по договору с организацией или индивидуальным предпринимателем до 01.01.2020, подлежат уменьшению на коэффициент КИ при представлении документов, предусмотренных п. 4 названной статьи:
-
копия лицензии на производство, хранение и поставку произведенных виноматериалов;
-
копия лицензии на производство, хранение и поставку произведенных вина и (или) игристого вина (шампанского) либо копии лицензии на производство, хранение, поставку и розничную продажу произведенных сельскохозяйственными товаропроизводителями вина и (или) игристого вина (шампанского);
-
копии документов, подтверждающих факт приобретения виноматериалов в собственность лицами, имеющими соответствующую лицензию, для их использования при производстве продукции, перечисленной в п. 2 ст. 3 Федерального закона № 326-ФЗ (договора купли-продажи, приходной накладной);
-
копии документов, подтверждающих факт реализации налогоплательщиком в налоговом периоде произведенных им вина, игристого вина (шампанского), при производстве которых использованы виноматериалы, приобретенные им в собственность по договору с организацией или индивидуальным предпринимателем до 01.01.2020 (договора купли-продажи, актов приема-передачи).
Изменения по акцизам коснулись и курильщиков.
Добавим, что согласно новой редакции пп. 15 п. 1 ст. 181 НК РФ подакцизным товаром будут признаваться устройства для нагревания табака – электронные устройства, используемые для образования табачного пара, вдыхаемого потребителем, путем нагревания табака без его горения или тления.
Здесь же по-прежнему упоминаются электронные системы доставки никотина, но немного уточнено, что под ними понимать: электронные устройства, используемые для преобразования жидкости для электронных систем доставки никотина в аэрозоль (пар), вдыхаемый потребителем. Сейчас ими считаются электронные устройства (подчеркивается, что одноразовые), продуцирующие аэрозоль, пар или дым путем нагревания жидкости в целях вдыхания пользователем.
При этом будет отменено исключение для таких электронных систем, зарегистрированных как медицинские изделия.
По общему правилу исчисленную сумму акциза нужно перечислить в бюджет не позднее 25-го числа месяца, следующего за налоговым периодом (п. 3 ст. 204 НК РФ). Так, например, акциз за март нужно заплатить не позднее 25 апреля.
Из этого правила есть исключения. При совершении определенных операций платить акциз нужно в более поздние сроки.
1. Не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за отчетным налоговым периодом, должны платить акциз организации, которые (при наличии соответствующих свидетельств) совершают операции с прямогонным бензином (бензолом, параксилолом, ортоксилолом, авиационным керосином), денатурированным этиловым спиртом и со средними дистиллятами (п. 3.1 ст. 204 НК РФ).
Например, организация, которая занимается переработкой прямогонного бензина и имеет свидетельство на производство продукции нефтехимии, акциз, исчисленный за март, перечисляет в бюджет не позднее 25 июня.
Авансовые акцизные платежи: условия применения и формула расчета
«Акцизный» аванс — это установленный п. 8 ст. 194 НК РФ для производителей алкогольной и подакцизной спиртосодержащей продукции (АССП) обязательный платеж, представляющий собой предоплату акциза по АССП:
- до закупки произведенного в РФ спирта (включая спирт-сырец);
- до совершения операции, указанной подп. 22 п. 1 ст. 182 НК РФ.
Для расчета суммы «акцизного» аванса:
- НБ — определяется исходя из общего объема закупаемого или передаваемого внутри компании спирта;
- СА — определяется на дату перечисления авансового платежа либо на дату предоставления банковской гарантии (в ситуации освобождения от авансового платежа).
Фактически уплаченный «акцизный» аванс подлежит вычету при определении суммы акциза по реализованной АССП.
ООО «Спиртопром» производит алкогольную продукцию с объемной долей спирта свыше 9%. По плану в декабре 2016 года компания для этих целей планирует приобрести 140 л этилового спирта.
Расчет суммы авансового «акцизного» платежа (ААП) за декабрь, подлежащей перечислению в бюджет в ноябре 2016 года:
- НБ = 140 л;
- СА = 500 руб./л;
- ААП = 140 л × 500 руб./л = 70 000 руб.
Платежку на перечисление аванса в рассчитанной сумме ООО «Спиртопром» представило в банк 14 ноября 2016 года — это соответствует срокам, установленным п. 6 ст. 204 НК РФ. При этом подтверждающие уплату «акцизного» аванса документы необходимо представить налоговикам не позднее 18 ноября 2016 года (п. 7 ст. 204 НК РФ).
Как исчислить «прибыльные» авансовые платежи — читайте в материале «Авансовые платежи по налогу на прибыль: кто платит и как рассчитать?».
Методология расчета акциза в ситуации отсутствия раздельного учета
Ведение раздельного учета — это важная процедура, позволяющая правильно рассчитать «акцизные» обязательства и правомерно воспользоваться налоговыми льготами. Необходимость в обособленном учете возникает в отношении ПТ с разными ставками налога.
Если коммерсант не позаботился об организации такого учета, применяется специальная методика расчета акцизов — она заключается в следующем:
- определение НБ — рассчитывается единая НБ по всем совершаемым операциям, признаваемым объектом налогообложения акцизами в соответствии со ст. 182 НК РФ (НБобщ):
- применяемая ставка акциза — максимальная из всех применяемых ставок (САmax);
- сумма акциза (А) определяется по формуле:
При таком составе расчетной формулы налогоплательщик теряет часть своих средств, сохранить которые в его силах, организовав раздельный учет ПТ.
Проиллюстрируем это на примере.
Авансовый платеж акциза
С 1 июля 2011 г. для отдельных плательщиков акцизов согласно п. 8 ст. 194 НК РФ вводится обязанность уплаты авансовых платежей. Речь идет об организациях, осуществляющих на территории РФ производство:
— алкогольной продукции (за исключением вин натуральных, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих, натуральных напитков с объемной долей этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта);
— подакцизной спиртосодержащей продукции.
Указанные лица будут обязаны уплачивать в бюджет авансовый платеж акциза по алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Об уплате авансового платежа
Под авансовым платежом акциза понимается предварительная уплата акциза по алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции. Момент уплаты авансового платежа зависит от того, какой спирт (приобретенный или произведенный самим предприятием) используется для изготовления указанной продукции. В первом случае авансовый платеж должен быть произведен до приобретения (закупки) этилового спирта (в том числе этилового спирта-сырца) и (или) коньячного спирта, изготовленных на территории РФ. Дата приобретения (закупки) спирта определяется как дата его отгрузки продавцом.
Если же используется этиловый и (или) коньячный спирт собственного производства, авансовый платеж уплачивается до его передачи одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, другому такому же структурному подразделению этой организации (то есть до совершения операции, предусмотренной пп. 22 п. 1 ст. 182 НК РФ).
Размер авансового платежа акциза зависит от общего объема (в целом за налоговый период) закупаемого у каждого продавца (передаваемого в структуре одной организации для дальнейшего производства алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции) этилового спирта (в том числе этилового спирта-сырца) и (или) коньячного спирта (в литрах безводного спирта) и ставки акциза. Для расчета используется соответствующая ставка акциза, установленная п. 1 ст. 193 НК РФ в отношении алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции. На основании нового п. 6 ст. 204 НК РФ авансовый платеж акциза уплачивается не позднее 15-го числа текущего налогового периода исходя из общего объема этилового и (или) коньячного спирта, закупка (передача) которых будет осуществляться производителями алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции в налоговом периоде, следующем за текущим.
Получается, впервые производители алкогольной и подакцизной спиртосодержащей продукции будут должны уплатить авансовый платеж акциза не позднее 15.07.2011. Его сумма определяется исходя из общего объема спирта, закупка (отгрузка продавцом) и передача которого будут осуществлены в августе 2011 г. Кроме того, в налоговый орган по месту учета нужно будет представить документы, список которых приведен в п. 7 ст. 204 НК РФ, не позднее 18.07.2011.
Уплатив авансовый платеж акциза, налогоплательщик обязан не позднее 18-го числа текущего налогового периода представить в налоговый орган по месту учета следующие документы:
— копию (копии) платежного документа, подтверждающего перечисление денежных средств в счет уплаты авансового платежа акциза, с указанием слов «Авансовый платеж акциза» в графе «Назначение платежа»;
— копию (копии) выписки из банка, подтверждающей списание названных средств с расчетного счета производителя алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции;
— извещение (извещения) об уплате авансового платежа акциза в четырех экземплярах, один из которых должен быть составлен в электронном виде.
В извещении, форма которого утверждается ФНС, указываются следующие данные:
1) полное наименование, ИНН и КПП организации — покупателя спирта, производящей алкогольную и (или) спиртосодержащую продукцию;
2) полное наименование, ИНН и КПП организации — продавца спирта;
3) полное наименование организации, осуществляющей передачу в структуре организации спирта для дальнейшего производства алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, а также ИНН и КПП (в том числе КПП структурных подразделений организации, осуществляющих передачу и получение спирта);
4) объем закупаемого (передаваемого в структуре организации) спирта (в литрах безводного спирта);
5) сумма авансового платежа акциза (в руб.);
6) дата уплаты авансового платежа акциза.
То есть по каждому поставщику (структурному подразделению) составляется отдельное извещение. При этом копии платежного документа и выписки из банка представляются в налоговый орган с каждым извещением об уплате авансового платежа акциза исходя из объемов закупки спирта у каждого продавца или исходя из объемов передачи спирта каждому структурному подразделению организации.
В свою очередь, налоговый орган в течение пяти дней, следующих за днем представления документов, должен на каждом экземпляре извещения об уплате авансового платежа акциза проставить отметку о соответствии представленных документов сведениям, указанным в этом извещении (или отказать в проставлении отметки). Два экземпляра извещения с отметкой налогового органа передаются налогоплательщику, а третий и четвертый (представленный в электронном виде) экземпляры остаются в налоговом органе. Если для производства алкогольной и подакцизной спиртосодержащей продукции спирт приобретается «на стороне», один экземпляр извещения с отметкой налогового органа передается покупателем продавцу спирта не позднее чем за три дня до его закупки. Только при наличии этого извещения поставщик сможет реализовать спирт по нулевой ставке акциза (п. 4 ст. 193 НК РФ).
Учтите: документы и извещение (извещения) об уплате авансового платежа акциза должны храниться в налоговом органе и у налогоплательщиков не менее четырех лет.
Акциз на алкоголь: суть понятия и зачем он нужен
Акцизом называют пошлину, которая установлена государством для производителей алкогольных напитков, табачных изделий и ряда других товаров. Но сегодня мы остановимся подробнее только на налоге для производителей алкоголя. Данный налог называют внутренним, действующим в границах государства.
Кроме того, акцизы в России включены в стоимость товаров, а значит и потребитель оплачивает их. Если же подакцизная продукция реализуется в розницу, сумма акциза не выделяется.
Так для чего же нужны акцизы? Ответ прост: чтобы государство получало прибыль от изготовления продукции, которая популярна у населения. А также, по словам экспертов, повышение акцизов – действенная мера в борьбе с излишним употреблением алкоголя.
Негативные стороны:
- Увеличение объемов незаконно ввозимого алкоголя;
- Риск увеличения продаж заведомо некачественных алкогольных напитков.
Объекты налогообложения
К объектам налогообложения относятся:
- Реализация продукции на территории России только теми предприятиями, которые производили подакцизные товары;
- Передача продукции на территории России, для собственных нужд;
- Продукция, которая реализуется на территории России, предприятиями, которые производят акцизные товары;
- Получение денатурированного этилового спирта, для предприятий, которые имеют специальное разрешение на производство не спиртосодержащей продукции;
- Импорт подакцизных товаров, которые ввозятся на территорию России;
- Конфискованная продукция, которая подлежит налогообложению;
- Продажа товара, который был произведен из давальческого сырья.
Порядок исчисления акциза
В Российской Федерации установлен определенный порядок исчисления стоимости акциза. Каждый месяц предприниматель отправляет в налоговую службу отчёты о проводимых операциях и вследствие этого выплачивает определенные суммы, полученные от продаж. Отчёты поставляются в конце месяца, примерно 25 числа.
Переиндексация происходит раз в квартал, в редких случаях — раз в полгода.
Регулирующие налоговые органы внимательно изучают поставляемые им отчётности о проводимых операциях. В тех прецедентах, когда предприниматель не ведёт собственный отчёт о продаже своих товаров, государство вправе назначать налог по максимальной ставке, определяемой через базу налогоплательщиков.
При предоставлении декларации, лицо представителя компании должно предоставлять ксерокопии чеков по выплатам в счёт государства. Без них декларации считаются недействительными.
В случае транзита и передачи изделий на склад таможенной инспекции, продажи через беспошлинные сети магазинов ряд налоговых форм обложения не выплачивается.
Состав подакцизных товаров
Перечень подакцизных товаров достаточно узок и содержит следующие группы: спирт и спиртосодержащая продукция, алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, прямогонный и автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла, автомобили. Налоговым кодексом предусмотрено освобождение некоторых видов подакцизной продукции от налогообложения при соблюдении установленных ограничений (табл. 11).
Продукция, освобождаемая от налогообложения акцизом Таблица 11
Наименование продукции |
Условия освобождения от налогообложения |
спиртосодержащие средства медицинского назначения |
Внесены в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения. |
спиртосодержащие препараты ветеринарного назначения |
Внесены в Государственный реестр ветеринарных препаратов и разлиты в емкости не более 100 мл. |
парфюмерно-косметическая продукция, |
1. с объемной долей этилового спирта до 90 процентов включительно;
2. разлитая в емкости не более 100 мл.;
|
отходы |
|
Статья 179.3. Свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином
1. Свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином (далее в настоящей статье — свидетельство), выдаются организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим следующие виды деятельности:
производство прямогонного бензина, в том числе из давальческого сырья (материалов), — свидетельство на производство прямогонного бензина;
производство продукции нефтехимии, при котором в качестве сырья используется прямогонный бензин, в том числе из давальческого сырья (материалов), — свидетельство на переработку прямогонного бензина.
В целях настоящей главы продукцией нефтехимии признается следующая продукция:
продукция (за исключением подакцизных товаров, перечисленных в пункте 1 статьи 181 настоящего Кодекса), получаемая в результате переработки (химических превращений) фракций нефти (в том числе прямогонного бензина) и природного газа в органические вещества, которые являются конечными продуктами и (или) используются в дальнейшем для выпуска на их основе других продуктов, а также отходы, получаемые при переработке прямогонного бензина в процессе производства указанной продукции;
продукция (за исключением подакцизных товаров, перечисленных в пункте 1 статьи 181 настоящего Кодекса), получаемая в результате переработки (химических превращений) бензола, параксилола или ортоксилола в органические вещества, которые являются конечными продуктами и (или) используются в дальнейшем для выпуска на их основе других продуктов, а также отходы, получаемые при переработке бензола, параксилола или ортоксилола в процессе производства указанной продукции.
2. В свидетельстве указываются:
1) наименование налогового органа, выдавшего свидетельство;
2) полное и сокращенное наименования организации (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя), место нахождения организации (место жительства индивидуального предпринимателя) и адрес (место фактической деятельности) осуществления организацией (индивидуальным предпринимателем) видов деятельности, указанных в пункте 1 настоящей статьи;
3) идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
4) вид деятельности;
5) реквизиты документов, подтверждающих право собственности (право владения или пользования на других законных основаниях при условии, что уставный (складочный) капитал (фонд) организации-заявителя состоит на 100 процентов из вклада (доли) организации — собственника производственных мощностей) на производственные мощности, и место нахождения указанных мощностей;
6) реквизиты договора на оказание налогоплательщиком услуг по переработке нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки в целях получения прямогонного бензина (при наличии указанного договора);
7) реквизиты договора на оказание услуг по переработке прямогонного бензина с организацией, осуществляющей производство продукции нефтехимии (при наличии указанного договора);
8) регистрационный номер свидетельства и дата его выдачи.
3. Форма свидетельства, выдаваемого на каждый вид деятельности, предусмотренный пунктом 1 настоящей статьи, форма заявления о выдаче свидетельства, представляемого налогоплательщиком, формы решений налогового органа о выдаче (об отказе в выдаче), приостановлении (возобновлении) действия свидетельства, об аннулировании свидетельства и административный регламент по предоставлению государственной услуги по выдаче свидетельства утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
4. Свидетельство выдается организациям и индивидуальным предпринимателям при соблюдении следующих требований:
свидетельство на производство прямогонного бензина — при наличии в собственности (на праве владения или пользования на других законных основаниях при условии, что уставный (складочный) капитал (фонд) организации-заявителя на 100 процентов состоит из вклада (доли) организации — собственника производственных мощностей) организации или индивидуального предпринимателя (организации, в которой организация-заявитель владеет более чем 50 процентами уставного (складочного) капитала (фонда) общества с ограниченной ответственностью либо голосующих акций акционерного общества) мощностей по производству прямогонного бензина и (или) при наличии договора об оказании услуг по переработке налогоплательщиком сырой нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, в результате которой осуществляется производство прямогонного бензина;
свидетельство на переработку прямогонного бензина — при наличии в собственности (на праве владения или пользования на других законных основаниях при условии, что уставный (складочный) капитал (фонд) организации-заявителя на 100 процентов состоит из вклада (доли) организации — собственника производственных мощностей) организации или индивидуального предпринимателя (организации, в которой организация-заявитель владеет более чем 50 процентами уставного (складочного) капитала (фонда) общества с ограниченной ответственностью либо голосующих акций акционерного общества) мощностей по производству продукции нефтехимии и (или) при наличии договора об оказании услуг по переработке принадлежащего данному налогоплательщику прямогонного бензина, заключенного с организацией, осуществляющей производство продукции нефтехимии.
Налоговый орган обязан выдать свидетельство (уведомить заявителя об отказе в выдаче свидетельства) не позднее 30 календарных дней с момента представления налогоплательщиком заявления о выдаче свидетельства и представления копий предусмотренных настоящей статьей документов. Уведомление направляется налогоплательщику в письменной форме с указанием причин отказа. Для получения свидетельства налогоплательщик (если иное не установлено настоящей статьей) представляет в налоговый орган заявление о выдаче свидетельства, сведения о наличии у него необходимых для осуществления заявленного вида деятельности производственных мощностей, копии документов, подтверждающих право собственности налогоплательщика на указанные мощности (копии документов, подтверждающих право хозяйственного ведения и (или) оперативного управления закрепленным за ним имуществом).
Для получения свидетельства на производство прямогонного бензина организация или индивидуальный предприниматель — переработчик сырой нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки вместо документов, подтверждающих право собственности (право хозяйственного ведения и (или) оперативного управления) на мощности по производству прямогонного бензина, могут представить в налоговый орган заверенную копию договора об оказании услуг по переработке нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки с отметкой налогового органа по месту нахождения организации, осуществляющей переработку нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки. Указанная отметка проставляется при представлении в налоговый орган по месту нахождения этой организации или месту жительства индивидуального предпринимателя копии договора об оказании услуг по переработке нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки.
Статья 183. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)
1. Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие операции:
1) передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, для производства других подакцизных товаров другому такому же структурному подразделению этой организации, за исключением операций, признаваемых объектом налогообложения акцизами в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, если иное не установлено настоящим пунктом;
2) — 3) утратили силу. — Федеральный закон от 21.07.2005 N 107-ФЗ;
4) реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории Российской Федерации с учетом потерь в пределах норм естественной убыли или ввоз подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону с остальной части территории Российской Федерации, а также передача подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, собственнику или по его указанию другим лицам в случае реализации указанных товаров за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта с учетом потерь (в пределах норм естественной убыли).
Освобождение указанных операций от налогообложения производится в соответствии со статьей 184 настоящего Кодекса.
5) утратил силу с 1 января 2007 года. — Федеральный закон от 26.07.2006 N 134-ФЗ;
6) первичная реализация (передача) конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, на промышленную переработку под контролем таможенных и (или) налоговых органов либо уничтожение;
7) — 13) утратили силу. — Федеральный закон от 07.07.2003 N 117-ФЗ.
13) — 15) исключены. — Федеральный закон от 08.08.2001 N 126-ФЗ;
16) операции по передаче в структуре одной организации:
произведенного налогоплательщиком этилового спирта для дальнейшего производства спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке и (или) спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке;
ректификованного этилового спирта, произведенного налогоплательщиком из спирта-сырца, подразделению, осуществляющему производство алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции;
произведенных налогоплательщиком дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового (далее также в настоящей главе — дистилляты) для выдержки и (или) купажирования в целях дальнейшего производства (розлива) этой же организацией алкогольной продукции;
17) в отношении авиационного керосина — операции, указанные в подпунктах 1, 6 — 13 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса;
18) в отношении бензола, параксилола и ортоксилола — операции, указанные в подпунктах 1, 6 — 13 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса.
2. Перечисленные в пункте 1 настоящей статьи операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) только при ведении и наличии отдельного учета операций по производству и реализации (передаче) таких подакцизных товаров.
3. Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, либо которые размещены в портовой особой экономической зоне.
Плательщики акциза (ст. 179 НК РФ) — это российские и зарубежные:
- индивидуальные предприниматели;
- организации;
- физлица, которые перевозят товар через границу Таможенного союза.
В большинстве случаев акциз платят при следующих действиях с товарами:
- продажа;
- пересечение границы;
- производство;
- передача для дальнейшего производства;
- передача лицу, которое обеспечило сырье для производства товара;
- передача для переработки;
- передача сотруднику, который уходит из компании.
Обязанность по уплате акциза появляется не всегда. Некоторые группы товаров требуют уплаты налога только при конкретных операциях: скажем, производители прямогонного бензина платят акциз, а продавцы — нет.
От акцизов освобождают (ст. 183 НК РФ) производителей, если они передают товары внутри подразделений компании для дальнейшего производства (кроме некоторых случаев), если вывозят товары за рубеж, при первой продаже конфиската. Для освобождения нужно соблюсти особые условия: раздельный учет подакцизных и не подакцизных товаров, банковские гарантии (ст. 184, 195, 204 НК РФ).
Как рассчитать размер акциза
Для расчета нужно знать ставку и налоговую базу. По каждому виду подакцизных товаров налоговая база (НБ) определяется по-своему (ст. 187 НК РФ).
- По товарам со специфическими ставками НБ — это объем / количество проданных или переданных товаров.
- По товарам с комбинированной ставкой (папиросам и сигаретам) НБ состоит из двух частей. Первая часть — это объем / количество проданных или переданных товаров, вторая часть — расчетная стоимость этих товаров, то есть произведение максимальной стоимости единицы товара (пачки) на количество товара. Максимальную цену производители наносят на каждую пачку папирос с 2007 года, выше этой цены товар продавать нельзя, есть штрафы за завышение стоимости.
При импортировании спиртных напитков на территорию РФ взимаются обязательные таможенные платежи: таможенная пошлина, акцизный сбор и НДС. Ставка НДС постоянна — 20%, размер ввозной пошлины и акцизного сбора при разных условиях отличается и зависит от:
-
страны производства;
-
вида напитка и его крепости.
Ставки платежей представлены в таблице:
Наименование |
Емкость |
Код товара |
Пошлина |
НДС |
Акциз |
Пиво солодовое |
До 10 литров |
2203000100 – в бутылках |
0,018 евро/л |
20% |
39 руб./л или 21 руб./л |
2203000900 – прочее |
|||||
Более 10 л |
2203001000 |
0,04 евро/л |
20% |
39 руб./л или 21 руб./л |
|
Сусло виноградное |
– |
2204301000 |
5% |
20% |
Без акциза или 418 руб./л или 523 руб./л сп. |
Крепкие алкогольные напитки типа коньяка, виски |
– |
2208201200 – для коньяка, 2208301100 – для виски «бурбон» |
1,4 евро/л |
20% |
523 руб./ л сп. или 418 руб./л сп. |
Очищенный этиловый спирт |
– |
2207100000 |
100% или 2 евро/л |
20% |
107 руб./ л сп. |