Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Анонимное обращение в прокуратуру». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Данный способ не пользуется большой популярностью ввиду своей сложности и возможных проблем. Связано это с плохой работой Почты России. Ваше обращение попросту может затеряться и не дойти туда, куда вы его направляете.
На кого можно пожаловаться в прокуратуру
Обжаловать незаконные действия может любой. Важно, чтобы для этого были основания в виде нарушения законодательства.
Выделяют наиболее распространенные типы жалоб, что подают в орган прокуратуры на:
- руководителей некоммерческих и коммерческих предприятий, общественных организаций и т.д.
- действия или бездействие судебных приставов, а также налоговых инспекторов, работников местной администрации и т.д.
- работодателей, которые незаконно не выплачивают заработную плату сотрудникам, увольняют без оснований.
- застройщиков, срывающих сроки ДДУ и игнорирующих претензии.
- управляющие организации, что нарушают права.
- производителей, продавцов, предлагающих платные услуги, нарушая права потребителей.
Органы прокуратуры не рассматривают обращения на физических лиц, то есть, граждан. Данные заявления следует подавать в правоохранительные или контролирующие органы. А вот при их бездействии можно писать жалобы в прокуратуру.
Анонимное обращение в прокуратуру
Как правильно написать жалобу анонимно в прокуратура на работодателя, который не выплачивает праздничные и выходные пособия, принудительно заставляет работать в свои выходные без оплаты?
Исходя из возможных способов, само по себе заявление может быть составлено на бумажном носителе, либо отправлено через сайт. В зависимости от этого порядок ее составления будет немного различный. Но суть заполнения основного документа будет одинаковой.
Любое анонимное обращение в прокуратуру возникает после того, как в каком-либо деле осуществляется какое-то противозаконное действие, требующее полную анонимность. Но вот в этом случае обычно должна будет помочь именно прокуратура.
Исходя из возможных способов, само по себе заявление может быть составлено на бумажном носителе, либо отправлено через сайт. В зависимости от этого порядок ее составления будет немного различный. Но суть заполнения основного документа будет одинаковой.
Любое анонимное обращение в прокуратуру возникает после того, как в каком-либо деле осуществляется какое-то противозаконное действие, требующее полную анонимность. Но вот в этом случае обычно должна будет помочь именно прокуратура.
Может ли возникнуть ситуация, когда работники прокуратуры все же примут к сведению информацию, содержащуюся в анонимном письме?
Можно ли написать жалобу в прокуратуру анонимно
Бывают случаи, когда человек не желает раскрывать свои личные данные и обозначать контакты при подаче жалобы. Это связано с подсознательной боязнью разглашения личной информации. Ведь нередко случается, что последствиями подачи жалобы в прокуратуру становятся угрозы и моральное давление со стороны того, на кого пожаловались. В связи с этим ни один действующий закон РФ не запрещает человеку обращаться к прокурору анонимно.
А рассматривает ли прокуратура анонимные жалобы?Согласно закону, жалоба будет считаться анонимной, если не будет содержать никаких сведений о субъекте, который ее направил. Но следует заметить, что не стоит защищать свои права и интересы таким способом. Прокуратура рассматривает анонимные жалобы в крайне редких случаях. Поэтому вероятность того, что вопрос анонимного заявителя будет разрешен, очень невысока.
Зачастую, пытаясь оставить анонимную жалобу в канцелярии, гражданин получает ответ, что подобное заявление не подлежит рассмотрению. Служащих прокуратуры тоже можно понять. Ведь люди бывают разными, и некоторые из них пытаются злоупотребить возможностью пожаловаться или отомстить. Прокуратура или трудовая инспекция просто не успевала бы совершать такое количество проверок.
Но из всех правил есть исключения. Любое сообщение в канцелярии прокуратуры читают. И если в нем говорится о том, что назревает криминальное злодеяние, такое письмо немедленно передается правоохранительным органам.
Основания для обращения к прокурору
Прокуратуру не нужно рассматривать как орган исключительно карательного характера – её функции включают в себя защиту граждан, и её сотрудники много работают с заявлениями от них. Однако у прокуратуры есть свой чёткий круг обязанностей, а значит и обращения в работу она принимает лишь по входящим в него вопросам.
Как гласит статья 10 ФЗ № 168, органы прокуратуры работают с заявлениями, в которых содержатся сведения о нарушении законодательства. Значит, основанием для обращения в прокуратуру может стать лишь такое нарушение, в других случаях гражданам следует подавать заявления в иные инстанции. Конечно, это определение не назвать чётким, и на деле даже не все жалобы о нарушении закона будут рассматриваться именно в этой инстанции: иногда это будет вопросом другого государственного органа, и заявление передадут в него. К примеру, это касается заявлений о преступлениях.
Как написать ответ на представление об устранении выявленных нарушений
Обусловлено это тем, что после вручения лицу уведомления начинает истекать срок, предусмотренный для проведения мероприятий, указанных в нем, а также предоставления ответа прокурору.До истечения указанного срока орган или должностное лицо, которому адресовано уведомление из Прокуратуры, принимает меры, которые направлены на устранения обнаруженных нарушений. После этого должностное лицо уведомляет Прокуратуру о перечне мер, принятых на основании полученного представления, в соответствии с абз.
До написания документа должностное лицо должно изучить указанный акт. Ответ должен содержать конкретную информацию о проделанной работе, направленной на устранение выявленных несоответствий, указанных Прокуратурой.Ответ оформляется на фирменном бланке юридической организации или учреждения и составляется в письменном виде. наименование самого документа, в данном случае «Ответ на представление»;
- далее указываются данные о том, когда и как было вынесено представление, какие нарушения были выявлены, а также кем было впоследствии такое представление рассмотрено;
- полное наименование органа, который вынес представление, с указанием данных руководителя;
Установленные законом сроки
Теперь перейдем к главному вопросу, а именно к сроку рассмотрения жалобы в прокуратуру. Законодательство в этом плане имеет интересную особенность – существуют нормы, которые указывают на четкие временные границы. Но другие законы в случае необходимости позволяют эти нормы нарушать. Таким образом имеются стандартные сроки, которые весьма гибки и могут при необходимости сдвигаться. Законом установлены следующие нормы:
- 14 дней на проведение ускоренной проверки прокуратурой. Проводится она в том случае, когда предоставленных материалов дела достаточно, не нужно привлекать экспертов или организовывать многочисленные выезды. Например, такие проверки проводятся в тех случаях, когда какая – либо госслужба уже выявила проблему, но нарушитель отказался её устранить;
- 30 дней на проведение стандартной проверки. Такая проверка подразумевает множество выездных экспертиз, запрос множества бумаг, самостоятельный сбор материалов дела сотрудниками прокуратуры и т.д.. Проводится в большинстве случаев, при этом заявителя могут многократно привлекать к процессу ведения дела;
- Бессрочно, если дело нужно передать в суд. Если прокуратура обнаруживает нарушение, которое требуется передать суду, то сроки установить нельзя – дело будет длиться столько, сколько нужно суду для того, чтобы определить степень вины нарушителя и необходимое наказание. Хоть это и самый долгий вариант, он наиболее эффективен при рассмотрении сложных дел.
Теперь поговорим о факторах, которые могут привести к тому, что срок проверки будет увеличен более чем на 30 дней. Во первых, это может быть связано с действиями самого заявителя, которые может сам случайно замедлить следствие. Перечень таких действии мы приведем ниже, так как он весьма велик.
Во вторых, задержки могут быть вызваны нарушителем. Например, он может не предоставить необходимые документы, препятствовать проведению экспертиз, не давать сотрудникам допуск к важным материалам.
В третьих, всегда существуют различные форс – мажорные обстоятельства, которые могут помешать сотрудникам прокуратуры уложиться в столь незначительный срок. Так что сотрудники прокуратуры могут увеличить допустимые сроки рассмотрения жалобы. Но сделать они могут это только в том случае, если направят пострадавшему письменное сообщение о том, что требуется продолжение проверки, а так же обоснуют задержку.
В каких случаях можно подать анонимную жалобу
Прокуратура рассматривает анонимные жалобы только в тех случаях, когда в них идет речь:
- о готовящемся преступлении, уже совершенном либо совершаемом в настоящий момент времени;
- о гражданах, которые были замечены в подготовке к преступлению или уже совершили его;
- о коррупционных схемах и фактах злоупотребления должностными полномочиями, с которыми столкнулся заявитель;
- о террористических актах. Рассматривается любая информация об уже совершенных и готовящихся преступлениях;
- о нарушении прав работника со стороны работодателя. Однако в этом случае личные данные все же придется указать, но они будут зашифрованы системой автоматически.
В каких ситуациях можно подать анонимное обращение
Прокуратура в РФ является одним из основных государственных органов, надзирающих за исполнением действующего законодательства. Подать жалобу или обращение в эту инстанцию вправе каждый россиянин, в случае нарушения его гражданских прав. Но, при составлении и подаче обращения к прокурору, нужно соблюдать ряд обязательных условий, прописанных в ФЗ №2202-1 «О прокуратуре РФ».
В этом законодательном акте указано, что рассмотрению прокуратурой подлежат заявления, содержащие сведения о произошедших или готовящихся нарушениях закона.
Данное определение весьма расплывчато – на деле прокуроры занимаются лишь серьёзными нарушениями, несущими угрозу жизни и здоровью граждан. Также в данной инстанции примут к рассмотрению обращения об иных значимых преступлениях или правонарушениях – крупные хищения, нанесение масштабного вреда окружающей среде, экстремизм, терроризм и так далее.
References (transliterated)
- Svod zakonov SSSR. T. 1. S. 373.
- SZ RF. 2006. N 19. St. 2060 (s posled. izmeneniyami).
- Ivanova E. Anonimnye «mstiteli» // EZh-Yurist. 2008. N 2.
- Glushko E.K. Federal’nyi zakon ot 2 maya 2006 g. N 59-FZ «O poryadke rassmotreniya obrashchenii grazhdan Rossiiskoi Federatsii»: postateinyi kommentarii // Ezhegodnik Tsentra publichno-pravovykh issledovanii. Tom 2. M.: ANO «Tsentr publichno-pravovykh issledovanii», 2007.
- Smushkin A.B. Kommentarii k Federal’nomu zakonu ot 2 maya 2006 g. N 59-FZ «O poryadke rassmotreniya obrashchenii grazhdan Rossiiskoi Federatsii» // podgotovlen dlya sistemy «Konsul’tantPlyus», 2014.
- SZ RF. 1995. N 47. St. 4472 (s posled. izmeneniyami).
- Zakonnost’. 2008. N 3 (s posled. izmeneniyami).
- Vinokurov A.Yu. Trebovanie prokurora o provedenii proverki // Zakonnost’. 2012. N 2. S. 19 — 22.
- SZ RF. 2008. N 52 (ch. 1). St. 6249 (s posled. izmeneniyami).
- Zakonnost’. 2013. N 4.
- Zakonnost’. 2008. N 3.
- SZ RF. 1995. N 33. St. 3349 (s posled. izmeneniyami).
- SZ RF. 2001. N 52 (ch. 1). St. 4921 (s posled. izmeneniyami).
- SZ RF. 1999. N 28. St. 3466 (s posled. izmeneniyami).
- SZ RF. 1999. N 42. St. 4505 (s posled. izmeneniyami).
- SZ RF. 2013. N 19. St. 2306 (s posled. izmeneniyami).
- SZ RF. 2009. N 39. St. 4588 (s posled. izmeneniyami).
- SZ RF. 2009. N 39. St. 4589 (s posled. izmeneniyami).
- SZ RF. 2010. N 27. St. 3446 (s posled. izmeneniyami).
- SZ RF. 2013. N 23. St. 2892 (s posled. izmeneniyami).
- SZ RF. 2015. N 13. St. 1909 (s posled. izmeneniyami).
- SZ RF. 2009. N 7. St. 776 (s posled. izmeneniyami).
Основания для обращения к прокурору
Прокуратуру не нужно рассматривать как орган исключительно карательного характера – её функции включают в себя защиту граждан, и её сотрудники много работают с заявлениями от них. Однако у прокуратуры есть свой чёткий круг обязанностей, а значит и обращения в работу она принимает лишь по входящим в него вопросам.
Как гласит статья 10 ФЗ № 168, органы прокуратуры работают с заявлениями, в которых содержатся сведения о нарушении законодательства. Значит, основанием для обращения в прокуратуру может стать лишь такое нарушение, в других случаях гражданам следует подавать заявления в иные инстанции. Конечно, это определение не назвать чётким, и на деле даже не все жалобы о нарушении закона будут рассматриваться именно в этой инстанции: иногда это будет вопросом другого государственного органа, и заявление передадут в него. К примеру, это касается заявлений о преступлениях.
Именно в прокуратуру обращаются, прежде всего, по вопросам нарушения прав граждан властями различного уровня. Например, при совершении административного правонарушения чиновниками или работодателями также быть сделано обращение в прокуратуру, чтобы её сотрудниками была проведена проверка. Участник уголовного процесса может оформить жалобу, если органы предварительного расследования как-либо нарушили закон. Отметим, что исключением станут решения судов – в данном случае жаловаться нужно в вышестоящие судебные инстанции.
После получения обращения и признания его находящимся в компетенции, работники прокуратуры начинают проведение различных действий: обращаться в суд, направлять представления и протесты нарушителям, указывая на факт нарушения и выдвигая предложения по устранению. Не всегда это имеет эффект – дело в том, что у прокуратурынет в распоряжении механизмов, чтобы обеспечивать выполнение своих требований в принудительном порядке, а значит, если нарушители отказываются идти на сотрудничество, приходится давать делу ход в других органах.
Помимо этого, стоит понимать, что процесс будет довольно долгим, и от обращения до ответа на представление могут пройти месяцы, иногда к тому же заявление возвращают, чтобы гражданин предоставил дополнительные сведения. Процесс может затянуться и из-за того, что сотрудники просто не успевают оперативно отреагировать на обращения из-за их количества.
За всё время, пока тянется этот процесс, может подойти к концу срок, даваемый чтобы обратиться в суд, или срок исковой давности – а обращение в прокуратуру не будет считаться уважительной причиной при пропуске. Потому стоит проконсультироваться со специалистами относительно того, в какие органы подавать заявления, иногда, помимо прокуратуры, следует сразу же обратиться и в другие.
Можно ли пожаловаться анонимно?
К сожалению, в Федеральном Законе Российской Федерации – «Об обращении граждан», говорится о невозможности подачи жалобного письма, оставаясь неизвестным для сотрудников прокуратуры.
В данном законодательном проекте говорится, что при написании жалобы либо заявления в правоохранительные органы прокуратуры, милиции либо суд, человеку надо будет представиться. Однако существует одно «но»: в процессе проведения разбирательства гражданину предоставляется право быть анонимным.
Стоит запомнить, что если вы с целью остаться анонимным гражданином, пропустили поле «Заявитель», обращение не будет принято к рассмотрению в любом правовом государственном учреждении. Если даже по счастливой случайности вам повезет и заявление примут, оно останется без должного внимания, т. к. его просто не рассмотрят. Помимо этого, при подаче жалобного письма, лично явившись в прокуратуру, надо будет предъявить сотрудникам прокуратуры документ, подтверждающий вашу личность, например, паспорт. В ином случае, остается следующий наиболее удобный способ подачи жалобы, который гарантирует анонимность на 100 %: по почте.
С другой стороны, а вдруг в письме без подписи сообщается достоверная информация? Поэтому сложилась с годами стандартная практика. В органах власти на такие заявления реагировали вяло: когда примут меры, когда нет. Во всяком случае в правоохранительных органах и спецслужбах анонимки никогда в корзину не выбрасывали. Сообщения о факте преступления обязательно проверяли.
На минувшей неделе президент РФ подписал, а «Российская газета» опубликовала закон, изменяющий порядок рассмотрения анонимных и повторных обращений граждан в органы власти. Не секрет, что смена строя не изменила ситуации с анонимными посланиями. Они лишь немного видоизменились.
Как говорят специалисты, в эпистолярном жанре с подписью «доброжелатель» исчезли сигналы о неверных женах, наличии любовниц и несдержанность в быту и прочих вещах, которые рассматривали комсомольские и партийные ячейки на местах. Но сигналы с мест без подписи — остались.
Новый закон — это поправки, которые внесены в Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Что дали поправки? Желающим отправить послание без координат легче от нового закона не будет. Новые поправки позволят признавать анонимными обращения, в которых не указаны адрес отправителя или его фамилия.
По прежним стандартам ситуация была проще — ответ должен был направляться заявителю даже в том случае, если указана лишь фамилия обратившегося, но не было его адреса. Или наоборот — был указан адрес, но не было фамилии.
Истины ради надо сказать, что, хотя такие нормы в прежнем законе и были прописаны, но грамотные клерки понимали — в обоих случаях доставление ответа адресату было невозможно. Причина одна — отсутствие необходимых данных об авторе послания.
Кстати, в новом законе нашлось место не только анонимам, но и тем, кто годами пишет жалобы по одним и тем же адресам в надежде рано или поздно взять чиновников измором. Истины ради надо сказать, что подобное выматывание иногда давало неплохой результат. Уставший от бесконечных жалоб чиновник понимал, что дешевле отреагировать, чем годами отписываться. То есть иногда постоянные письма по одному адресу давали результат. Чаще — нет.
Теперь в законе прописано право принятия решения чиновниками о том, стоит ли в очередной раз вступать с человеком в переписку или нет. Если решит, что — нет, то столоначальник прекращает переписку с гражданином, о чем ему обязательно сообщает.
Такая жесткая мера возможна лишь в том случае, если в обращении человека содержится вопрос, на который письменные ответы уже давались, причем не один и не два раза. И если заявителю по этому поводу отвечали неоднократно и при этом в обращении не приводятся никакие новые доводы или вновь появившиеся обстоятельства.
Это правило действует при неком условии — если и последнее обращение, и ранее направляемые от человека жалобы передавались в один и тот же орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу.
Анонимность была прописана в законе лишь для судов. Уголовно-процессуальный кодекс предусматривает необходимость принятия мер безопасности для потерпевшего, свидетеля, других участников уголовного судопроизводства. То же правило распространяется на их родственников или близких . Если есть основания полагать, что им угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением имущества, то все данные о человеке засекретят.
Решение суда о раскрытии подлинных данных принимается в совещательной комнате и оформляется в виде постановления (определения), в котором должна быть мотивирована необходимость принятия данного решения.
Надо сказать, что в судебной практике такие меры применяются все чаще.
Образец жалобы в налоговую
Не существует единого образца заявления в управление службы, которого следует непременно придерживаться. Даже если вы решили подать жалобу в налоговую инспекцию через интернет, то сайт предлагает поле, с возможностью изложить суть в свободной форме.
При подаче жалобы в налоговую инспекцию заявитель обязан указать следующие сведения:
- полную информацию о себе (о компании, если обращение от юридического лица), контактные данные;
- все известные сведения об объекте жалобы;
- кратко суть обращения;
- законы, нарушеные действиями (или бездействием);
- документы (аудио, видео, фотоматериалы), подтверждающие изложенные сведения.
- суть прошения;
- предпочтительный способ получения ответа.
Форму, которая соответствует законным требованиям, регистрируют и принимают к рассмотрению. Ответ присылают в установленные законом сроки.