Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Бюджетные учреждения: налог на прибыль». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно статье 689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. К договору безвозмездного пользования применяются правила, предусмотренные статьей 607 «Объекты аренды» ГК РФ.
Согласно пп. 1 п. 2 ст. 256 НК РФ не подлежит амортизации имущество бюджетных организаций, за исключением имущества, приобретенного в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и используемого для осуществления такой деятельности. Следовательно, для признания в составе расходов бюджетного учреждения сумм амортизации, начисленных по основному средству, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, необходимо, чтобы имущество было приобретено за счет средств, полученных от коммерческой деятельности, и использовалось для осуществления коммерческой деятельности. В том случае, когда имущество получено за счет бюджетных источников, а используется исключительно для предпринимательской деятельности, амортизация для целей налогообложения не начисляется (Письмо Минфина России от 30.08.2012 N 03-03-06/1/442).
Аналогичная ситуация касается и амортизируемого имущества, приобретенного за счет средств, полученных от коммерческой деятельности, но используемого для осуществления уставной бюджетной деятельности. Амортизация по такому имуществу для целей налогообложения прибыли не начисляется (Письмо Минфина России от 25.05.2011 N 03-03-06/4/52). К сожалению, в разъяснениях контролирующих органов не затронут вопрос, связанный с амортизацией для целей налогообложения имущества, приобретенного за счет внебюджетных источников и используемого как в бюджетной, так и в предпринимательской деятельности.
Что такое безвозмездная передача имущества?
Под неоплачиваемым предоставлением собственности понимается правопередача вещей, финансовых средств, услуг или интеллектуальной собственности одним человеком другому с отсутствием платежа во временное либо постоянное (дарение) пользование, оформленное соответствующим соглашением.
Временное пользование и дарение различаются:
- собственником имущества. Дарение подразумевает, что получатель становится собственником имущества, тогда как при неоплачиваемой передаче собственником остается передающая сторона;
- временным либо постоянным характером владения собственностью. Дарение не предполагает возврата объекта соглашения. Временное пользование рассчитано на возврат полученного ранее имущества. В момент возвращения состояние имущества определяется соглашением либо по умолчанию учитывается уровень естественного износа.
Участниками соглашения перехода права собственности могут являться:
- коммерческое образование;
- некоммерческое образование;
- физический субъект;
- юридический субъект, являющийся владельцем вещи дарения.
Представлять имущество в бесплатное пользование имеет право:
- владелец вещи4
- другие лица, которые имеют данное право, предоставленное им законом или владельцем.
Полезно знать! Коммерческое объединение не имеет права представлять собственность в неоплачиваемое пользование человеку, если последний является ее учредителем, дольщиком, руководителем, а также входит в органы правления и проверки.
К предметам дарения могут относиться:
- изделия, принадлежащие владельцу;
- имущественное право владельца;
- имущественное право владельца по отношению к третьему лицу либо безвозмездный отказ от определенного требования;
- избавление от исполнения имущественной обязанности (прощение долгового обязательства);
- освобождение от долгового обязательства перед другим лицом.
Отметим! При передаче имущества необходимо приложить все аксессуары, составляющие, а также документы – технический паспорт, инструкцию по его использованию и т.д.
Как не попасть под двойное налогообложение при учете безвозмездно полученного имущества. Практические советы
Имущество, полученное безвозмездно, приносит организации не только проблемы, связанные с учетом, также организации приходится с такого имущества уплачивать налог на прибыль дважды. Особенно хорошо знакомы с последствиями такого «подарка» компании, оказывающие бухгалтерские услуги организациям и предпринимателям.
В данном материале мы не будем рассматривать ситуацию, когда имущество получено от учредителя, доля которого в уставном капитале составляет более 50 процентов. Эта ситуация была подробно описана в нашем материале «Ошибки при учете МПЗ».
Итак, организация получила от третьих лиц имущество на безвозмездной основе. Как учесть такой «подарок» в налоговом учете? Во-первых, необходимо определить стоимость имущества. Оценка проводится с учетом положений ст.40 НК РФ.
При оценке, необходимо учитывать рыночные цены на аналогичное имущество, при этом, стоимость имущества не должна быть ниже остаточной стоимости основных средств, которое определяется согласно гл.25 НК РФ, и не ниже расходов на приобретение такого же имущества.
Организация должна документально подтвердить стоимость, либо пригласить независимого оценщика.
И так, определив стоимость, принимаем имущество к учету следующим образом: если стоимость актива превышает 40 тыс. рублей, то его следует включить в состав амортизируемого имущества.
Дальше, путем амортизационных отчислений, списываем его стоимость до полного погашения, по общему правилу учета ОС.
С этим мы определились и, в данном материале, больше не будем возвращаться к амортизируемому имуществу.
Имейте в виду, если организация применяет кассовый метод учета или является плательщиком единого налога на УСН, то она не вправе списывать в расходы суммы начисляемой амортизации (при кассовом методе) или равномерно списать в течение налогового периода стоимость имущества (УСН).
Поскольку для включения в расходы стоимости имущества, его необходимо оплатить. Налогоплательщики, применяющие указанные режимы, доходы и расходы учитывают после их оплаты.
Правда, «безвозмездное» имущество они и без оплаты обязаны включить в состав доходов, а вот расходов это не касается.
Если же стоимость имущества менее 40 тыс. рублей, то организация включает ее в состав внереализационных доходов, согласно п.8 ст.250 НК РФ.
В дальнейшем, при списании данного имущества, налогоплательщик не вправе учесть ее стоимость в расходах. Если это МПЗ, то при списании стоимость в расходы не включается, если же это товар, который организация решила реализовать, то полученный доход не уменьшается на стоимость имущества, и с него организация должно повторно уплатить налог на прибыль.
Происходит прямое нарушение п.3 ст.248 НК РФ, согласно которому, суммы, которые организация однажды включила в доходы, не подлежат повторному включению в состав доходов.
Но, на эту норму законодательства придется ссылаться в суде, поскольку налоговые органы при проверке, доначисляют налог на эту сумму, если организация самостоятельно этого не сделала.
Если же организация не хочет доводить дело до суда, хочет избежать претензий со стороны контролирующих органов, и лишние налоги тоже не хочет платить, то может воспользоваться одним из нижеприведенных способов.
Какие бюджетные учреждения не уплачивают налог на прибыль
Объект обложения налогом на прибыль появляется в бюджетном предприятии лишь тогда, когда оно осуществляет коммерческую деятельность. Соответственно, если бюджетная организация занимается исключительно выполнением заданий государственных и муниципальных ведомств за счет средств субсидирования и соответствующих бюджетов, результаты ее работы не подлежат обложению налогом на прибыль организаций.
К доходам не относятся следующие категории денежных поступлений (соответственно, не облагаются налогом на прибыль):
- доходы в виде имущества, оплаченного заранее (не учитывается у тех, кто пользуется методом начисления),
- доходы в виде имущества, предоставляемого в качестве залога по исполнению каких-либо обязательств,
- бесплатная помощь, признаваемая безвозмездной при оказании ее иностранными государствами,
- доходы в виде имущества от государственных или муниципальных предприятий,
- выданные гранты,
- целевые поступления (денежные средства из бюджетов любого уровня и от физических лиц для осуществления основной деятельность бюджетного учреждения),
- пожертвования в любой форме,
- прочие поступления, перечисленные в ст. 251 Налогового кодекса.
К неучитываемым при обложении налогом на прибыль расходам относятся:
- дивиденды, начисленные после уплаты налогов (включая налог на прибыль),
- взносы в уставный капитал других организаций,
- наложенные на учреждение штрафы и пени за нарушение налоговых обязательств,
- добровольно совершенные членские взносы в общественные организации,
- дарение имущества физическим и юридическим лицам,
- деньги, отданные в профсоюзы,
- прочие затраты, перечисленные в ст. 270 Налогового кодекса.
Отчетность бюджетный учреждений по налогу на прибыль
Бюджетные учреждения обязаны отчитываться по налогу на прибыль перед ФНС и сдавать отчетность наравне с коммерческими предприятиями. Чтобы в полной мере располагать информацией о расчете налога на прибыль, бюджетные учреждения должны вести налоговый учет — систему обобщения сведений для исчисления налогооблагаемой базы по налогам на основе первичной документации, рассортированной в утвержденном порядке.
Информация налогового учета должна подтверждаться первичной документацией (копиями первичных документов, используемых в бухучете), справкой из бухгалтерии, аналитическими регистрами, вычислениями налогооблагаемой базы. Налоговые декларации направляются в местные органы ФНС (по месту расположения каждого бюджетного предприятия) в общем порядке, определенном в НК РФ, вне зависимости от:
- наличия налогового обязательства (уплаты налога или авансового платежа),
- особенностей исчисления суммы к уплате,
- уплаты налога.
Бюджетные учреждения, которые не должны уплачивать налог на прибыль, направляют налоговую декларацию по окончании налогового периода (календарного года) в следующем составе:
- титульного листа (лист 01),
- листа 02,
- приложения на случай, если имелись доходы и затраты, виды которых приведены в Приложении №4 к Порядку заполнения декларации по налогу,
- листа 07 (если были получены деньги целевого финансирования, целевые поступления и прочие средства, перечисленные в п. п. 1, 2 ст. 251 НК РФ).
Ответы на распространенные вопросы
Вопрос №1. Как в целях налогообложения доказать налоговым органам, какие денежные средства имели целевую направленность в деятельности бюджетного учреждения, а какие были направлены на ведение предпринимательской деятельности?
Именно для того, чтобы не возникало споров с контролирующими органами касательно данного вопроса, налоговые органы обязывают бюджетные учреждения вести раздельный учет доходов и расходов по бюджетной и коммерческой деятельности.
Вопрос №2. Какие расходы можно учесть для уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль?
Налоговую базу можно уменьшить только на расходы, которые:
- обоснованы и экономически оправданы,
- подтверждены документально (бумаги оформляются в соответствии с законодательными нормами РФ),
- возникли в рамках коммерческой деятельности.
Существуют такие затраты, которые невозможно однозначно отнести к ведению предпринимательской деятельности, из таковых учитываться при уплате налога могут только расходы на коммунальные услуги, транспортное обеспечение административно-управленческого аппарата, услуги связи. Затраты должны быть учтена пропорционально доле средств, полученных от коммерческой деятельности в общем объеме средств.
- 1. Бюджетные учреждения являются плательщиками ряда налогов, среди которых можно отметить налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, земельный налог, налог на имущество, транспортный налог.
- 2. По многим видам уплачиваемых налогов бюджетным учреждениям предоставляются льготы. В большинстве случаев льготы связаны с применением пониженных ставок по налогам.
- 3. Уплата бюджетными учреждениями отдельных налогов по нулевой процентной ставке не означает освобождение их от налогообложения и обязанности предоставления налоговой декларации.
- 4. Разнообразие видов деятельности и источников финансирования бюджетных учреждений отражается на том, что по отдельным видам налогов учреждениям необходимо вести раздельный учет.
Основания для безвозмездной передачи (поступления) основных средств
Как правило, бюджетные учреждения лишены права самостоятельного распоряжения основными средствами, находящимися в их оперативном управлении. Ведь одновременно данные объекты представляют собой государственную (муниципальную) собственность.
Поэтому безвозмездная передача имущества от бюджетного учреждения, как правило, осуществляется по решению собственника его имущества и (или) учредителя. Так, собственник вправе изъять из оперативного управления бюджетного учреждения имущество, закрепленное за ним или приобретенное за счет выделенных из бюджета средств, по следующим основаниям:
- имущество является излишним;
- имущество не используется;
- имущество используется не по назначению.
При изъятии основных средств из оперативного управления учреждения возможна, по решению собственника, передача объектов в казну либо иным учреждениям.
В исключительных ситуациях имущество бюджетных учреждений может передаваться не учреждениям госсектора, а иным юридическим и физическим лицам.
А вот поступление имущества бюджетным учреждениям безвозмездно возможно от разных юридических и физических лиц. Наиболее часто встречаются операции по поступлению имущества от собственника (закрепление имущества собственником), а также от иных учреждений госсектора.
Безвозмездное поступление ос в бюджетном учреждении проводки 2019 кбк
При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.
По этому вопросу дано разъяснение в Письме Минфина РФ от 02.08.2010 № 03-03-06/4/72, где сказано, что согласно п. 14 ст. 250 НК РФ имущество, которое получено в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств и использованное не по целевому назначению, признается внереализационным доходом учреждения. Налогоплательщики, получившие имущество в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений или целевого финансирования, по окончании налогового периода обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств в составе налоговой декларации по налогу на прибыль.
Что и в каких случаях может быть передано
Итак, принято решение о безвозмездной передаче. В каких случаях оно может быть передано:
- У одного учреждения существует излишек имущества и имеется возможность передать часть ценностей другому учреждению, которое в них нуждается
- Имущество принадлежит бюджетному учреждению, но не используется, остается невостребованным
- Имущество есть, но оно используется не по назначению
- Имущество может передаваться в виде пожертвования от коммерческих организаций или частных лиц
По первым трем пунктам можно забрать имущество из управления одним учреждением и передать его государству или другой бюджетной организации.
Понятие имущества достаточно широкое. В связи с этим передаваться могут как основные средства, материалы, земля, другие подобные объекты, так и денежные средства.
ВАЖНО! В соответствии со статьей 689 ГК РФ, получатель имущества, которое передается безвозмездно, обязуется вернуть его в установленный срок и в соответствующем виде, если такое условие предусмотрено договором |
Также следует учитывать, что если имущество получено от собственника учреждения, то у получателя не возникает дохода. Такой же подход применяется и в том случае, когда имущество передается в соответствии с определенными законодательными актами. Например, разъяснения, касающиеся безвозмездной передачи помещений, содержатся в письме Минфина №02-07-10/84404 от 22.11.2018 года.
Учет безвозмездной передачи основных средств
Операции по безвозмездной передаче основных средств отражаются бухгалтерскими записями, предусмотренными пунктами 12 и 28 Инструкции N 174н*(1).
Выбор бухгалтерских записей для отражения передачи основных средств будет зависеть от того, кому передается имущество.
При передаче основных средств государственным (муниципальным) учреждениям того же публично-правового образования, применяются следующие корреспонденции счетов:
- Дебет Х 401 20 281 Кредит Х 101 ХХ 410 — отражена передача балансовой стоимости объекта учета;
- Дебет Х 104 ХХ 411 Кредит Х 401 20 281 — отражена передача начисленной по объекту амортизации.
Еще по теме: Отчетность за 9 месяцев: подготовка (видеоматериалы)
При передаче основных средств государственным (муниципальным) учреждениям другого публично-правового образования (межбюджетная передача), применяются следующие корреспонденции счетов:
- Дебет Х 401 20 251 Кредит Х 101 ХХ 410 — отражена передача балансовой стоимости объекта учета;
- Дебет Х 104 ХХ 411 Кредит Х 401 20 251 — отражена передача начисленной по объекту амортизации.
Передача основных средств отражается на основании первичных документов, оформленных передающей стороной, и Извещения.
Обратите внимание на применение кода КОСГУ 281 в номере счета 401 20 при отражении передачи основных средств. Данный код КОСГУ именуется как «Безвозмездные перечисления капитального характера государственным (муниципальным) учреждениям». С применением кода КОСГУ 281 отражаются операции по безвозмездной передаче нефинансовых активов, составляющих основные фонды, внутри одного бюджета (пп. 10.8.1 п. 10 Порядка № 209н*(2)).
Если передача основных средств осуществляется государственными (муниципальными) организациями (к ним мы относим, как правило, унитарные предприятия), то применяются следующие корреспонденции счетов:
- Дебет 2 401 20 284 Кредит 2 101 ХХ 410 — отражена передача балансовой стоимости объекта учета;
- Дебет 2 104 ХХ 411 Кредит 2 401 20 284 — отражена передача начисленной по объекту амортизации.
При безвозмездной передачи основных средств физическим лицам могут применяться такие проводки:
- Дебет 2 104 ХХ 411 Кредит 2 101 ХХ 410 — отражена передача объекта учета в размере начисленной по нему амортизации;
- Дебет 2 401 10 172 Кредит 2 101 ХХ 410 — отражена передача объекта учета в размере его остаточной стоимости.
Их применение Инструкцией N 174н не урегулировано, поэтому требует согласования с учредителем, финансовым органом.
Таблица общих проводок по учету имущества, передаваемого безвозмездно
Получение того или иного имущества, даже безвозмездно, необходимо отразить в учете бюджетной организации. В таблице отразим общие проводки, которые оформляются при такой передаче имущества.
Операция | Проводка |
Получение основного средства | Д 0 101 00 310 К 0 401 10 190 |
Получение нематериальных активов | Д 0 102 30 320 К 0 401 10 190 |
Получение непроизводственных активов | Д 0 103 00 000 К 0 401 10 190 |
Получение материальных запасов | Д 0 105 30 340 К 0 401 10 190 |
Получение денежных документов | Д 0 201 35 510 К 0 401 10 150 |
Получение целевых пожертвований | Д 0 401 40 150 К 0 401 10 150 |
Также следует отметить, что если учреждение получает в пользование землю на неопределенное количество времени (даже если на ней находится недвижимость), то делается проводка Д 0 103 11 330 К 0 401 10 195.
Имущество на праве операционной аренды на установленный период времени отражается по Д 0 111 40 000 и К 0 401 40 180.
Особенности налогообложения
Налоговый закон предоставляет льготу по уплате налога на прибыль при безвозмездной передаче имущества между аффилированными лицами (пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ). Полученное налогоплательщиком имущество не признается доходом для целей налогообложения, только если в течение одного года со дня получения оно (за исключением денежных средств) не передается третьим лицам. До истечения одного года со дня поступления денежных средств их получатель вправе использовать такие средства в хозяйственной деятельности и пользоваться льготой по налогу на прибыль. Об этом Минфин России сообщил в Письме от 19 апреля 2006 г. N 03-03-04/1/360.
В другом Письме (от 28 декабря 2006 г. N 03-03-04/4/194) финансовое ведомство указало, что пп. 11 п. 1 ст.
Гражданско-правовые отношения
Деятельность образовательных учреждений по привлечению пожертвований от физических и юридических лиц регулируется общими нормами гражданского законодательства, а также положениями федеральных законов от 11.08.1995 № 135-ФЗ и от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
В силу п. 1 ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Делать пожертвования образовательным учреждениям разрешено, причем исключительно на добровольной основе и без принуждения (давления) со стороны администрации, сотрудников образовательного учреждения, а также иных заинтересованных лиц (ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ).
Обратите внимание: установление фиксированных сумм для пожертвований образовательному учреждению относится к формам принуждения (оказания давления) и является нарушением Федерального закона № 135-ФЗ (Письмо Минобрнауки РФ от 09.09.2015 № ВК-2227/08).
Добровольные пожертвования являются одним из источников формирования имущества образовательных организаций (п. 1 ст. 26 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Для их принятия не требуется чьего-либо разрешения или согласия (п. 2 ст. 582 ГК РФ).
Пожертвования могут быть осуществлены в виде (ст. 1, 5 Федерального закона № 135-ФЗ):
-
передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;
-
наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;
-
выполнения работ, предоставления услуг;
-
оказания иной поддержки учреждению.
Пожертвования учреждению спорта
Определение текущей оценочной стоимости нефинансового актива осуществляется методом рыночных цен на основании данных о сделках с аналогичным или схожим активом, совершенных без отсрочки платежа, и определяется в сумме денежных средств, необходимых при продаже (приобретении) указанных активов на дату принятия к учету.
При пожертвовании имущества юридическим лицам жертвователь вправе установить условие об использовании такого имущества по определенному назначению. В этом случае организация, принимающая пожертвование, должна вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества. Стоит отметить, что если использование имущества в соответствии с указанным жертвователем назначением невозможно (к примеру, вследствие изменившихся обстоятельств), то оно может быть использовано по другому назначению лишь с согласия жертвователя, а в случае смерти, ликвидации жертвователя – по решению суда (п. 3, 4 ст. 582 ГК РФ).