Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что нужно знать о страховании ответственности экспедитора». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Заявлять о недостаче груза лучше в момент приемки груза. В случае, если во время выдачи груза получатель, указанный в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченное им лицо не уведомили экспедитора в письменной форме об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза и не указали общий характер недостачи или повреждения (порчи) груза, считается, если не доказано иное, что они получили груз неповрежденным (п. 1 ст. 8 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»). Опровергнуть данную презумпцию в суде будет крайне сложно.
Проблемы, которые могут возникнуть в России
Одной из проблем в работе экспедиторов России является их неограниченная ответственность, в отличие от других стран, где эта ответственность ограничена международным правом. Это тоже защита прав экспедитора.
Существует и вторая проблема – взимание суммы потери с непосредственного виновника. Часто им является перевозчик. Доказать его вину трудно, но можно. А также сложно потом взыскать денежную сумму с него, т.
к. у владельца груза прямого договора с перевозчиком нет, потому что экспедитор был посредником между ними.
Важно знать, что ответственности экспедитора и перевозчика значительно отличаются друг от друга. Ответственность экспедитора распространяется на весь процесс перевозки груза: погрузка, перегрузка, складирование и т. д. А перебои в работе грузоперевозчика не всегда случаются по его вине.
Опытный экспедитор всегда требует у перевозчика договор на страхование ответственности, но и это не всегда помогает. Даже при доказанной вине грузоперевозчика, сумма выплат за урон может быть очень мала, и владелец пытается взыскать остаток суммы с экспедитора. А он, в свою очередь, выставляет свои претензии транспортной компании, с которой зачастую почти нечего взыскать, особенно если это маленькая фирма.
Могут быть случаи мошенничества со стороны грузоперевозчика, когда груз просто пропадает. В этих ситуациях договор страхования ответственности экспедитора просто незаменим, т. к. страховая компания сначала выплачивает сумму за причиненный ущерб и только потом ищет виновного.
Компенсация по данному договору не выплачивается, если потеря, порча груза произошла из-за стихийного бедствия, разбойного нападения и др. Отправителю груза компенсируется только его стоимость. Если во время транспортирования груза оказывались какие-либо услуги, то расходы по ним тоже могут быть возмещены. Для этого нужно иметь договор на оказание услуг по транспортировке и документальное подтверждение осуществления транспортирования. Все это должно быть предъявлено в страховую компанию.
Ответственность экспедитора за нарушение срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции
Отдельно следует сказать об ответственности экспедитора за нарушение сроков по договору транспортной экспедиции.
Она установлена в повышенном размере, если клиентом является любое физическое лицо, которое отправляет груз для своих личных, семейных, домашних нужд, т.е. для любых целей, не связанных с предпринимательской деятельностью.
Размер неустойки в этом случае составляет 3 процента от суммы вознаграждения экспедитора, за каждые сутки или час просрочки (зависит от того, как прописан срок в договоре). При этом максимальный размер неустойки не может превышать 80% от суммы вознаграждения экспедитора. Также экспедитор обязан возместить клиенту убытки, которые будут связаны с нарушением выполнения срока обязательств по договору.
Экспедитор может быть освобожден от такой ответственности, если докажет, что просрочка произошла по причине обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента.
Размер неустойки за нарушение сроков, выплачиваемой клиенту-предпринимателю, юридическому лицу устанавливается в договоре транспортной экспедиции и может отличаться от вышеприведенных размеров.
Заключая договор транспортной экспедиции, клиент и экспедитор могут указать в нем более высокий размер ответственности, чем это предусмотрено в ФЗ № 87 или в международных договорах РФ. Однако уменьшить такой размер или совсем его убрать со стороны экспедитора нельзя. Такие условия будут ничтожными и неприменимыми.
Ограничение ответственности экспедитора при международных перевозках
По правилам международных перевозок (Конвенция КДПГ/CMR) экспедитор может быть освобожден от ответственности за повреждения, утрату, недостачу груза, а также за нарушение сроков доставки, если они произошли:
- По вине клиента, не сообщившего обязательную информацию об особенных свойствах груза или условиях его перевозки (например, хрупкий груз, необходимость определенного температурного режима при перевозке, огнеопасность груза и т. д.). Если клиент не сообщит экспедитору о таких особенностях груза или о необходимости принятия специальных мер предосторожности в процессе перевозки, то обязанность доказать осведомленность экспедитора об этих фактах ложится на отправителя груза. При этом опасные грузы (в отношении которых клиентом не указан точный характер опасности и необходимые меры предосторожности, которые нужно принять в процессе перевозки) могут быть выгружены, обезврежены или уничтожены перевозчиком в любой момент без всякого возмещения. В этом случае вся ответственность, в том числе за расходы и ущерб, которые были вызваны перевозкой такого груза, ложится на клиента.
- Вследствие инструкций клиента, которые он установил в качестве обязательных.
- Из-за дефекта, свойственного грузу, о котором экспедитор не был уведомлен.
- В силу обстоятельств, на которые экспедитор не мог повлиять или избегнуть и последствия которых не мог предотвратить.
- В связи с отсутствием или дефектами упаковки, если для груза необходим специальный вид упаковки или без упаковки груз может испортиться или повредиться.
- По причинам, возникшим в процессе обработки, погрузки, выгрузки, укладки груза, которые осуществлялись не экспедитором, а самостоятельно клиентом или иными лицами, которым клиент поручил такие действия.
- Если клиент специально согласовал перевозку груза в открытых безтентовых транспортных средствах. Однако, если недостача груза при таком способе перевозки превысит норму допустимой или будет утрачено одно грузовое место и более, экспедитор несет ответственность по общим правилам.
- В связи с естественными свойствами груза (коррозия, бой, самопроизвольное гниение, усушка, усадка и т. п.). Если же перевозка груза производится транспортом, который специально оборудован для предохранения груза от холода, тепла, температурных изменений, влажности и т. п., экспедитор не может быть освобожден от ответственности, если только не докажет, что принял все необходимые меры для перевозки такого груза — правильно выбрал оборудование, которое использовалось и содержалось необходимым способом; принял все необходимые меры с учетом обстоятельств перевозки или действовал в соответствии со специальными инструкциями клиента.
- Неудовлетворительность или недостаточность маркировки или нумерации грузовых мест, за которые отвечает клиент (например, не указано, что груз хрупкий или не маркирована сторона укладки груза).
- Перевозка живых животных. Данное основание может быть использовано экспедитором только в том случае, если он докажет, что принял все необходимые меры для перевозки такого груза или действовал в соответствии со специальными инструкциями клиента.
Некоторые важные правовые нюансы
- Груз не считается утерянным и ответственность не наступает, если перевозчик или экспедитор умышленно задерживает доставленные ценности в качестве залога для окончательного расчета. Однако в этом случае необходимо оперативно уведомить все заинтересованные лица о своих действиях.
- Груз считается утраченным, если перевозимые товары не были переданы грузополучателю в течение 30 дней с момента запланированного получения, который указан в письменном договоре.
- Экспедитор несёт ответственность как участник коммерческого контракта, а значит любые нарушения договора вне зависимости от обстоятельств, кроме форс-мажора, автоматически приводят к материальной ответственности данного лица. В частности, речь идёт о ненадлежащем выполнении сделки со всеми вытекающими претензиями пострадавшей стороны. То есть в случае утраты груза ответственность экспедитора проявляется в гораздо большей степени, чем ответственность перевозчика.
- Экспедитор практически всегда будет компенсировать ущерб в размере заявленной в договоре ценности груза. Поэтому если в таком контракте стоимость перевозимых ценностей явно завышена, то сопровождающему лучше всего отказаться от участия в таком рейсе.
- В случае частичной или полной утраты коммерческого груза грузополучатель в своей претензии и исковом заявлении вправе присоединить требование о компенсации упущенной выгоды. То есть, если заявленная ценность перевозимых товаров представляет собой специальную оптовую стоимость, получатель вправе требовать рассмотрения судом возмещения суммы потерянной прибыли.
- Если утрата груза носит умышленный характер, позволяющий характеризовать это действие как хищение, в этом случае для виновных лиц наступает уголовная ответственность
Экспедитор не обеспечил условия для перевозки груза
Определение ВС РФ от 03.10.2014 N 304-ЭС14-2118. Согласно заключенному договору на оказание услуг по перевозке груза автомобильным транспортом и оказание экспедиционных услуг исполнитель обязался перевезти груз (пиво баночное и бутилированное) автомобильным транспортом по утвержденному маршруту. При этом договором была предусмотрена обязанность исполнителя соблюдать условия и температурный режим при перевозке груза. В ходе разгрузки товара грузополучателем установлен факт заморозки продукции. Суд отметил, что исполнитель, являясь профессиональным экспедитором, учитывая период осуществления транспортировки груза (декабрь), информированность о характере груза, не мог не предполагать возможного замерзания при нарушении правил транспортировки. Таким образом, его вина была доказана. Аналогичное мнение высказано в Постановлениях АС СЗО от 26.11.2014 N Ф07-8543/2014 по делу N А13-14480/2013 (перевозка мороженого), ФАС УО от 27.05.2013 N Ф09-2845/2013 по делу N А60-19303/2012 (перевозка медицинских препаратов). В обоих случаях экспедитор обладал информацией относительно особых условий транспортировки товара.
Постановление Президиума ВАС РФ от 11.03.2014 N 14946/13. Согласно условиям договора экспедитор принял на себя обязательство по транспортировке груза (сталь горячекатаная) морским сообщением, в результате которой произошло его повреждение (коррозия, ржавчина). Грузополучателем товар был признан непригодным для производства труб. Экспедитору была предъявлена претензия на возмещение убытков в полном размере, которую тот не признал. В итоге спор рассматривался в суде. Из материалов дела: повреждение груза произошло в результате шторма. Ответчик считал, что, поскольку он не был способен предотвратить сильный шторм и произошедшее в результате него разрушение креплений груза, он не должен нести ответственность за возникшие повреждения. Арбитры имели другое мнение на этот счет: действительно, ответчик не мог предотвратить шторм как природное явление, однако мог исключить попадание судна в штормовые условия. По мнению судей, в рассматриваемом случае причиной повреждения груза явилась неосторожность в выборе курса и скорости при плавании в штормовых условиях. В результате иск грузоотправителя к экспедитору был удовлетворен.
Заказчик не указал на особые условия хранения и перевозки груза
Постановление АС СЗО от 23.12.2014 N Ф07-9899/2014 по делу N А56-66046/2013. Перевозчику-экспедитору было поручено доставить до грузополучателя восемь железобетонных балок. При приемке данного товара грузополучателем обнаружены трещины. Заказчик предъявил перевозчику-экспедитору претензию, которую последний не признал. Суд указал, что заказчик обязан был обеспечить перевозчика-экспедитора специальными инструкциями, схемами по погрузке, креплению, разгрузке груза, требующего особых условий, или груза, относительно которого не разработаны такие правила (в силу норм Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»). Поскольку этого сделано не было, иск оставлен без удовлетворения.
Страховое возмещение стоимости утраченного груза
Перевозка грузов автотранспортом в большинстве случаев связана со страхованием ответственности перевозчика или экспедитора. Договор страхования груза является безусловным основанием для возмещения ущерба в результате утраты или повреждения груза. Однако страховые компании неохотно осуществляют страховые выплаты, всегда затягивают сроки и зачастую, пытаются снизить размер этих выплат.
Не исключение ситуации, когда страховщик пытается всячески снять с себя ответственность за страховой случай, оставляя грузоперевозчика и грузополучателя 1 на 1 с возникшей проблемой. Потерпевшая сторона может потерять время, выясняя степень ответственности перевозчика, которое может стоить сумме взыскания страховой выплаты. Многие обращаются с иском в суд к перевозчику или экспедитору, а затем получают отказ по причине ненадлежащего ответчика.
Наличие договора страхования груза может стать только дополнительной причиной обратиться за помощью к квалифицированному юристу, ведь страховая компания будет всячески пытаться понести минимальные финансовые потери.
Привлечение перевозчика
Основное обязательство экспедитора по договору транспортной экспедиции — организовать перевозку груза.
Согласно ст. 758 ГК экспедитор вправе выполнять принятые по договору обязательства самостоятельно либо перепоручить их выполнение иному лицу. При этом возложение исполнения обязанности на иное лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом в случае ненадлежащего исполнения.
Таким образом, экспедитор несет ответственность за привлеченное третье лицо только в случае, если привлекает его для выполнения своего обязательства. Например, экспедитор, заключивший договор для организации перевозки с иным экспедитором, несет ответственность перед клиентом за действия привлеченного экспедитора как за свои собственные.
В свою очередь, по договору транспортной экспедиции экспедитор не несет обязанность по перевозке груза. Привлекая перевозчика, экспедитор не возлагает исполнение своего обязательства на иное лицо, а фактически выполняет свое обязательство по организации перевозки. Следовательно, действия экспедитора по привлечению перевозчика не должны квалифицироваться в соответствии со ст. 758 ГК.
Вместе с тем если клиент и экспедитор заключили смешанный договор, по которому экспедитор обязан либо самостоятельно осуществить перевозку, либо организовать ее выполнение путем привлечения иного перевозчика, то действия по привлечению перевозчика суды на основании ст. 758 ГК иногда квалифицируют как возложение исполнения обязательства на иное лицо, что предполагает ответственность экспедитора перед клиентом за действия привлеченного перевозчика.
Предъявление претензий
Договор материальной ответственности экспедитора позволяет клиенту в случае несоблюдения сроков доставки, доставки груза не в полной комплектации, в ненадлежащем состоянии или и вовсе полной его утере инициировать судебное разбирательство. Правда, начать придётся с предъявления претензий (в случае, когда клиент является предпринимателем. Частное лицо может сразу же писать исковое заявление). Предъявить претензии можно в течение полугода с момента, когда клиент получает подобное право. А этот срок разнится в зависимости от нарушения, совершённого экспедитором:
- Компенсация причинённых убытков в случае утраты, недостачи или повреждения груза – со дня, следующего за днём выдачи груза.
- Компенсация убытков, вызванных нарушением сроков исполнения обязательств – со дня, следующим за днём истечения срока договора (если дополнительно не было оговорено иное).
- Любые другие нарушения – со дня, когда клиент, получатель груза или любое третье заинтересованное лицо получило информацию об этом нарушении.
Если экспедитор обнаружил, что произошёл страховой случай, он обязан проинформировать об этом свою страховую компанию или её посредника. Кроме того, если перевозчик понимает, что страховой случай является следствием противоправных действий, он должен проинформировать об этом и соответствующих правоохранителей. Если ещё не поздно, экспедитор должен обеспечить сохранение груза.
В случае когда перевозчик передал груз лицу, которое не имело специальных документов, наделявших его полномочиями по получению этого груза, вся ответственность ложится на экспедитора. Если же были использованы поддельные документы, то есть имело место мошенничество, страховка всё же прокроет убытки клиента.
Отдельно стоит заметить, что если экспедитор нанимал для выполнения своих обязательств по договорам третьих лиц (водителей, например), и вина за причинённый клиенту ущерб легла на их плечи, то и выплата всех компенсаций клиенту осуществляется именно этими лицами, а не страховыми компаниями.
Вывод судей: убытки вследствие утраты груза в пути следования по железной дороге возникли в рамках отношений, связанных с перевозкой груза, а не в рамках отношений, вытекающих из договора транспортной экспедиции, соответственно, у истца отсутствовало право требования убытков.
Груз был закреплен на ТС ненадлежащим образом
Избежать ответственности экспедитор может и в случае, когда согласно условию договора он не отвечает за утрату или повреждение груза, произошедшие вследствие ненадлежащей упаковки, а также при неправильном размещении и (или) закреплении груза на транспортном средстве (пример — Постановление АС УО от 11.06.2015 N Ф09-3380/2015 по делу N А60-34483/2014).
В названном деле, несмотря на то что утрата груза произошла по причине, указанной выше, во взыскании с экспедитора ущерба было отказано, поскольку условиями договора погрузка, контроль за креплением груза производились грузоотправителем (именно он был осведомлен о характере и свойствах груза, его функциональном назначении, об особых требованиях к погрузке и креплению, правилах перевозки), положения о ТС особого типа либо об особых условиях перевозки груза в договор включены не были, экспедитор действовал в рамках согласованных в договоре условий.
К выводу о том, что крепление груза — это забота грузоотправителя, пришли также судьи в Постановлении АС МО от 28.10.2014 N Ф05-11674/2014 по делу N А40-177306/13, Определениях ВАС РФ от 30.04.2013 N ВАС-5027/13, от 09.06.2012 N ВАС-7301/12.
Заказчик не указал на особые условия хранения и перевозки груза
Постановление АС СЗО от 23.12.2014 N Ф07-9899/2014 по делу N А56-66046/2013. Перевозчику-экспедитору было поручено доставить до грузополучателя восемь железобетонных балок. При приемке данного товара грузополучателем обнаружены трещины. Заказчик предъявил перевозчику-экспедитору претензию, которую последний не признал. Суд указал, что заказчик обязан был обеспечить перевозчика-экспедитора специальными инструкциями, схемами по погрузке, креплению, разгрузке груза, требующего особых условий, или груза, относительно которого не разработаны такие правила (в силу норм Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»). Поскольку этого сделано не было, иск оставлен без удовлетворения.
Юридическая ответственность при грузоперевозках
Прежде чем перерабатывать пример, как правило необходимо качественно проверить приведенные в нем статьи закона. В настоящем они вполне вероятно могут утратить свежесть. Сэкономленные средства всегда радостны. Верно изготовленный шаблон будет нужным в разрешении проблем при придумывании важного заявления. Это даст возможность сэкономить на найме специалиста.
В мегаполисе спрос на услуги грузоперевозок стабильно растет. Это уже сформировавшаяся услуга и рынок со своими правила работы на нем. Для заказчика необходимо определится с правилами действующими на нем и рекомендациями по получению качественной и надежной услуги. Если вы начали поиск компании грузоперевозок с запроса «грузоперевозки газель дешево Москва«, то стоит вначале потратить время на определения некоторых нюансов.
Для начала вам необходимо понять, что законодательно достаточно устной договоренности для возникновения ответственности перевозчика за транспортируемый груз (с момента погрузки и до момента доставки то есть только на пребывающий в автомобиле груз, если не оговорено иного).
Однако следует так же понимать, что отсутствие письменного договора сильно усложняет (если в целом не делает невозможным какое либо отстаивание своих интересов в суде). Соответственно хорошим вариантом при транспортировке дорогих или хрупких предметов составить договор и оговорить состояние груза, его прием и сдачу при доставке.
Безусловно, что такие процедуры можно признать излишними при транспортировке каких либо строительных материалов или правильно упакованной мебели. Хотя критерием для составления или отказа от составления договора может служить исключительно стоимость транспортируемого груза.
Расхождение между нормами законодательства и реальностью происходит из-за затруднительности доказать состояние груза на погрузке (как определить в каком оно было состояние до транспортировки) и доказать какие именно договоренности были в устном порядке достигнуты.
Следовательно хорошим вариантом было бы составление акта прием-передачи груза (с детальным описание его текущего состояния) и по факту доставки акта приемки с отсутствием претензий. В таком случае все получают максимальную защищенность от непредвиденных ситуаций заказчик и транспортная компания.
Между ООО «А» (далее — покупатель, истец) и польской компанией «С» (далее — поставщик) был заключен внешнеторговый договор на поставку товара на условиях 100%-ной предоплаты. По данному договору покупатель перечислил поставщику 15 674 евро за подлежащий поставке товар.
В дальнейшем покупатель заключил с ООО «Л» (далее — экспедитор, транспортер, ответчик) договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом в международном сообщении (далее — договор).
Для доставки груза экспедитор привлек иностранного перевозчика «Н», с которым заключил договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг. Поставщик загрузил иностранному перевозчику «Н» товар, который покупателю доставлен не был. В последующем экспедитор сообщил покупателю, что товар, вероятно, был похищен. Правоохранительными органами Республики Польша по факту хищения груза было возбуждено уголовное дело.
Покупатель обратился в суд с иском к экспедитору о взыскании 15 674 евро в счет возмещения причиненных убытков в связи с утратой груза.
Договорная ответственность в автоперевозках
Краеугольным камнем договора перевозки выступает ответственность перевозчика за утерю или повреждение груза.
Размер убытков при утере груза рассчитывается от объявленной стоимости; если таковой нет, то от стоимости в товаросопроводительных документах (Постановление АС Северо-Западного округа от 07.04.2017 по делу №А56-74676/2015).
При утере или повреждении груза перевозчик, как правило, ссылается на одно из следующих обстоятельств:
- груз передан водителю, у которого не было полномочий на получение груза;
- груз погружен в автомобиль, который не принадлежит перевозчику;
- повреждение груза произошло по причине ненадлежащей упаковки;
- груз доставлен без повреждений упаковки, а внутритарная проверка при погрузке не проводилась;
- груз поврежден или утрачен в результате обстоятельств непреодолимой силы.
Груз передан неуполномоченному лицу или погружен в автомобиль третьего лица
Эти доводы приводит перевозчик как в случаях, когда груз действительно утерян по причине совершения преступления (хищения груза путем мошеннических действий – когда грузоотправитель передал товар похитителям), так и в случаях, когда перевозчик хочет избежать ответственности без законных оснований.
Вопрос решается элементарной внимательностью при подготовке документов: в договоре или заявке должны быть указаны паспортные данные водителя, данные на автомобиль, можно запросить трудовой договор и договор аренды авто (если перевозчик не собственник).
Повреждение груза произошло по причине ненадлежащей упаковки
Если перевозчик (экспедитор) принимает груз от клиента без оговорок в транспортном документе о ненадлежащей упаковке, на перевозчике (экспедиторе) лежит риск утраты, недостачи, повреждении (порчи) груза, возникших ввиду этого обстоятельства (п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 26 июня 2018 г. №26).
Груз доставлен без повреждений упаковки
Если перевозчик принял груз без проверки качества груза (по количеству мест), таким же образом груз принял грузополучатель, то в дальнейшем претензии могут быть предъявлены только поставщику (см. Решение АС Иркутской области от 08.04.2016 по делу № А19-1579/2016).
Непреодолимая сила
Один из самых сложных фактов для доказывания. Бремя доказывания непреодолимой силы возлагается на должника (п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2016 г. №7). Ключевые признаки непреодолимой силы:
- чрезвычайность – непредвиденное обстоятельство, выходящее за рамки обычного хода событий;
- непредотвратимость – любой средний участник гражданского оборота не справился бы в подобной ситуации;
- непреодолимость – преодоление препятствия требует непропорциональных усилий и расходов.
Непреодолимая сила должна выходить за пределы нормального, обыденного, не должна относиться к обычному риску, должна быть объективно, а не субъективно непредотвратима (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 21 июня 2012 г. №3352/12, Определение ВС РФ от 24 марта 2015 г. №306-ЭС14-7853).
Ниже в таблице приведен открытый перечень обстоятельств, которые суд признает или не признает непреодолимой силой.
Что НЕ МОЖЕТ быть признано непреодолимой силой | Что МОЖЕТ быть признано непреодолимой силой |
---|---|
|
|