Условия получения пособия по безработице через портал «Работа России»

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Условия получения пособия по безработице через портал «Работа России»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными. Гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации или сокращением штата и признанным безработными, но не трудоустроенным в период сохранения по последнему месту работы среднего заработка, пособие по безработице начисляется с первого дня по истечении указанного периода.

Трудоустройство граждан

Своеобразной гарантией права граждан на труд выступает система трудоустройства. Государство гарантирует гражданам РФ свободу выбора рода деятельности, в том числе с разными режимами труда; охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу; бесплатное содействие в подборе подходящей работы при посредничестве органов государственной службы занятости. В целях содействия полной занятости населения государство осуществляет правовое регулирование в области занятости и дальнейшее совершенствование законодательства в этой сфере, разрабатывает и реализует федеральные и территориальные программы содействия занятости населения. В этих целях создана Федеральная служба по труду и занятости, которая находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

Основная обязанность по организации трудоустройства граждан возложена на территориальные органы занятости населения. В соответствии со ст. 19 Закона о занятости населения деятельность по оказанию гражданам услуг в содействии по трудоустройству осуществляется юридическими лицами на основании лицензий, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии заключения органов службы занятости.

Отношения по трудоустройству предшествуют трудовым отношениям и являются предметом трудового права. Правоотношения по трудоустройству возникают на основании обращения гражданина с соответствующим заявлением о содействии в устройстве на работу. Названные правоотношения возникают: между органом трудоустройства и гражданином, нуждающимся в трудоустройстве; между органом трудоустройства и работодателем, нуждающимся в подборе кадров; между гражданином и работодателем, к которому он направлен органом трудоустройства для заключения с ним трудового договора.

Обязанностью работодателя является предоставление территориальным органам службы занятости информации о наличии вакантных мест, сведения о возможных массовых увольнениях работников (ст. 25 Закона о занятости населения). Служба занятости выдает безработному гражданину направление на работу, которое содержит рекомендацию принять его на работу. Такое направление в ряде случаев содержит предписание и является для работодателя обязательным для исполнения. Речь идет о трудоустройстве инвалидов на квотируемые рабочие места. Закон о занятости населения предусматривает право органов государственной власти субъектов РФ устанавливать для работодателей определенное количество рабочих мест (квоту) для приема на работу инвалидов, предоставлять дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения (выпускников общеобразовательных учреждений; лиц, освобожденных из мест лишения свободы и др.). Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» для всех организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квота составляет не менее 2% и не более 4% от общей численности работающих, если численность работников более 30 человек. В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральные законы «О занятости населения» и «О социальной защите инвалидов» в случае невыполнения квоты работодатель вносит в бюджет субъекта РФ обязательную плату, размер которой определяют органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Правоотношения по трудоустройству прекращаются в связи с заключением трудового или ученического договора. На основании направления на работу уполномоченными законом органами в счет установленной квоты возникают трудовые отношения.

В отдельных случаях федеральными законами устанавливаются дополнительные гарантии приема на работу для определенных категорий работников. Например, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные предприятия (ст. 13 Закона о занятости населения); лица, относящиеся к малочисленным народам, имеют право на первоочередной прием на работу в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов малочисленных народов, создаваемые в местностях их традиционного проживания (ст. 8 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации).

Важной гарантией трудоустройства является закрепление в ст. 64 ТК РФ положения о том, что запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора. Необоснованным считается отказ в приеме на работу по причинам, не предусмотренным законом. Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в судебном порядке.

Читайте также:  ​Пособие по инвалидности в 2023 году

В юридической литературе высказано мнение о том, что заключение гражданско-правового договора является разновидностью трудоустройства, правовой режим которого предстоит разработать.

Категория граждан, которым не присваивается статус безработного

Порядок и условия признания гражданина безработным не действуют на следующие категории:

  • лица, в возрасте до 16 лет;
  • лица, которые получают пенсию по старости (возраст) или за выслугу лет;
  • категория, которая отказалась от двух предложенных вариантов соответствующей работы в течение 10 дней с момента регистрации в службе занятости, включая предложения о временной работе;
  • категория граждан, которые в поисках первой работы (ранее не работали) не имеют профессию (специальность) и отказываются от двух предложений профессиональной подготовки, или отказываются от оплачиваемой работы, включая временное трудоустройство;

Принцип подбора вакансии для безработного

Отдельного внимания заслуживает определение понятия «подходящей работы». Поскольку именно его относят к перечню ключевых терминов в сфере занятости населения. Именно наличие подходящей вакансии или ее отсутствия зависит, сможет ли безработный сохранить свой статус, размер получаемого им пособия и другое. К данной категории относят предложения о предоставлении рабочего места, поступающие заявителю от инспектора службы занятости и соответствующие:

  • Уровню квалификации, трудовым навыкам и направлению профессиональной подготовки. Так, безработному бухгалтеру не предложат работу каменщика или вахтера. При этом подходящей для такого специалиста может стать вакансия экономиста, при условии прохождения дополнительных курсов повышения квалификации, переаттестации.
  • Условиям предыдущего места работы. В первую очередь критерий подразумевает достаточный уровень оплаты труда, не идущий вразрез с размером оклада на прежнем рабочем месте.
  • Состоянию физического и психического здоровья. Чтобы занимать ту или иную должность гражданин не должен иметь противопоказаний.
  • Территориальной доступности рабочего места. Учитывая, что на законодательном уровне отсутствует четкое определение «транспортной доступности» или «максимальной удаленности» потенциального рабочего места, органы местного самоуправления устанавливают предельное расстояние и максимально допустимое время на дорогу. Во многом это зависит от развитости транспортной развязки в соответствующей местности.

Выплаты по безработице

Данные выплаты являются распространенным видом государственной поддержки граждан, которые находятся в поиске работы. Если на другие социальные выплаты со стороны государства человек может рассчитывать лишь при соответствии определенным условиям, то на данную поддержку имеет право практически каждый человек, в отношении которого было принято решение о порядке признания гражданина безработными. Однако не стоит забывать, что период подобных выплат не безграничен.

Величина ежемесячных выплат зависит от срока, в течение которого человек не работал, а также от того, работал ли гражданин до обращения на биржу труда. Категории граждан, которых уволили из организаций на любом основании в течение года, предшествующему началу безработицы, выплаты по безработице начисляются так:

  • в первые 3 месяца без работы – 75 % от среднемесячного заработка, который гражданин получал на последнем месте работы;
  • в следующие 4 месяца – в размере 60 %;
  • дальнейшие месяцы — в размере 45 %.

Правовой статус безработного

Безработные – трудоспособные граждане, которые не имеют работы или заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Регистрация безработных граждан осуществляется органами по вопросам занятости по месту жительства в такой последовательности: первичная регистрация; регистрация безработных граждан в целях поиска работы; регистрация граждан в качестве безработных; перерегистрация безработных граждан. Решение о признании безработным принимается не позднее 11 календарных дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы.

Безработными не могут быть признаны граждане:

а) не достигшие 16летнего возраста;
б) получающие пенсию по возрасту или по выслуге лет;
в) отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы от двух вариантов такой работы, а впервые ищущие работу, не имеющие профессии (специальности), – в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы;
г) не явившиеся в течение первых 10 дней без уважительных причин в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный для регистрации их в качестве безработных;
д) осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а так же к наказанию в виде лишения свободы. Граждане, которым отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

Работающие по гражданско-правовым договорам

Также нельзя регистрироваться на бирже труда людям, которые регулярно оказывают платные услуги по договорам гражданско-правового характера. Те, кто постоянно выполняет разовые заказы по таким договорам, считаются трудоустроенными. Если вы получаете деньги за свои услуги, то фактически заключаете договор, даже если его нет в письменном виде.

Например, биржа труда в Республике Татарстан отказалась регистрировать безработного из-за того, что он заключил с одной фирмой бессрочный договор оказания услуг.

Незаконное получение пособия могут признать преступлением. При этом сумма незаконно полученного пособия значения не имеет — даже за тысячу рублей могут привлечь к ответственности. За это могут выписать штраф в размере до 120 000 рублей или отправить на принудительные работы на срок до 2 лет.

Читайте также:  Какие документы нужны для оформления страховки ОСАГО

Беременные тоже могут встать на биржу труда. Но после 30 недель вставать на учет бессмысленно — статус безработного в этом случае ничего не дает.

Если срок беременности до 30 недель, женщина получает пособие по безработице. Затем ей дают отпуск по беременности и родам на 140 дней, и выплаты из ЦЗН прекращаются. В этот период она считается нетрудоспособной и получает пособие для беременных.

Срок выплаты пособия по безработице в это время тоже не идет. Когда женщина выйдет из декрета, она будет снова получать пособие по безработице столько времени, сколько ей оставалось до ухода в декрет.

В некоторых случаях листок нетрудоспособности дают раньше тридцатой недели. Например, если женщина беременна несколькими детьми.

Порядок и условия признания гражданина безработным

В соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Рос­сийской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистриро­ваны в органах службы занятости в целях поиска подходящей ра­боты, ищут работу и готовы приступить к ней. Решение о призна­нии гражданина безработным принимается службой занятости не позднее 11 календарных дней после предъявления соответствую­щих документов.

Для признания гражданина безработным не имеет значения ни причина его увольнения с последнего места работы, ни срок, который прошел со дня увольнения и до дня обращения в службу занятости.

Гражданин признается безработным, если он:

— трудоспособен по возрасту и состоянию здоровья (т.е.

Кс поправил суды, отказывавшие безработным в исках о выплате пособий

Решение N об отказе в признании (Ф.И.О. заявителя) безработным и в постановке на регистрационный учет суказаниемследующих оснований: . считает Решение от г. N (Ф.И.О. заявителя) оботказев признании его безработным и в постановке на регистрационный учет незаконным, поскольку оно противоречит ст. Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 ОзанятостинаселениявРоссийской Федерации, п. Правил регистрации безработныхграждан,утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012N 891 (или указатьинойнормативныйправовой акт), и нарушает права и законные интересы , а именно: (Ф.И.О. заявителя) , что подтверждается . Согласно ст.
Суды общей юрисдикции, отказали в иске заявителю о признании незаконным отказа в регистрации в качестве безработного, возмещении материального ущерба в размере невыплаченного пособия по безработице и компенсации морального вреда. Отказ мотивирован ссылкой, в том числе и на положения ст. 3 Закона «О занятости населения», которая предусматривает, что одним из документов, необходимых для принятия органом службы занятости решения о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным, является справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, которую заявитель не представил.

Как стать официальным безработным

Для того чтобы человека, не имеющего работы, признали безработным, необходимо выполнить некоторые формальности

:

  1. зарегистрироваться для поиска работы;
  2. зарегистрироваться в качестве безработного;
  3. в оговариваемые сроки посещать службу занятости для получения информации о подходящей работе.

Первое, что заявитель должен сделать, это обратиться в службу занятости с заявлением о поиске работы.

Вместе с заявлением в службу занятости надо предоставить:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • индивидуальную программу реабилитацию инвалида (при наличии);
  • трудовую книжку, другие договоры или контракты;
  • документ об образовании и специализации;
  • справку о среднем заработке за последние 3 месяца;
  • документ о снятии с учета в качестве ИП или другие, подтверждающие прекращение деятельности (расторжение авторского договора, прекращение военного контракта);
  • иные документы, подтверждающие трудности в поиске работы при наличии (справка по инвалидности, предпенсионный возраст, одинокий и многодетный родитель).

Кто считается безработным по российскому законодательству

Если исключается тот факт, что безработные считаются работавшими ранее (то есть, они не имеют специальности (профессии)), то таким гражданам в органах службы занятости необходимо предъявить документ, который удостоверяет личность (как правило, в роли его выступает паспорт), а также документацию об образовании. Так, по предоставлению перечисленных бумаг у ранее не работавшего индивида появляется абсолютное право, связанное с регистрацией в государственных органах службы занятости для того, чтобы в последующем подыскать подходящую для себя работу. Важно отметить, что у данного государственного органа, так или иначе, возникает обязанность, которая корреспондирует представленному праву, по обязательной необходимости в проведении такой регистрации.

Кто считается безработным ? Пятым обстоятельством, которое характеризует правовое понятие безработного индивида, служит абсолютная пустота в плане препятствий непосредственно для того, чтобы признать его безработным. Так, в пункте третьем статье третьей Закона «О занятости в РФ» представлен исчерпывающий список условий, наличие доказанности которых может служить причиной для признания индивида безработным.

Кто является безработным по российскому законодательству

ЗАНЯТЫЕ — та часть экономически активного населения страны, которая работает по найму, занимается частным бизнесом, находится на государственной службе или учится. Это отражено и в российском законодательстве. Согласно действующим в России законам занятыми считаются граждане:

Таким образом, ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ, или совокупная рабочая сила, — это все те лица, которые могут и намерены работать. В 2011 г. экономически активное население России составляло 75 575 тыс. человек, или 52,9% общей численности населения страны. Но не все люди, которые могут и хотели бы работать, трудятся на государственной службе, на предприятиях и в организациях или заняты частным бизнесом. Какая-то часть экономически активного населения работы не имеет. Поэтому следует различать занятых и безработных.

Читайте также:  Жалоба в трудовую инспекцию о невыплате зарплаты на работодателя

Ответственность безработного за неисполнение своих обязанностей

Невыполнение безработным возложенных на него обязанностей влечет за собой меры ответственности, предусмотренные законодательными актами РФ. Эти меры ответственности могут быть как традиционными, гражданско-правовыми (взыскание в судебном порядке недобросовестно полученного пособия по безработице), так и специфическими, присущими только данному правовому институту.

Приостановление выплаты пособия по безработице на срок до трех месяцев применяется как мера ответственности за невыполнение безработным обязанности по рассмотрению двух подходящих вариантов работы, предлагаемых органами службы занятости населения, отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ и др. (п.3 ст.35 ФЗ «О занятости населения в РФ»).

Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25 процентов на срок до одного месяца в случаях: неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости; отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу).

Существует категория гражданин, желающих получать пособие по безработице, но которые в соответствии с ФЗ «О занятости населения в РФ» не имеют права на регистрацию в органах службы занятости в качестве безработных и соответственно на получение пособия по безработице. В эту категорию входят граждане, указанные в ст. 2 ФЗ «О занятости населения в РФ» (работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы; зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и др.).[17]

То есть, основанием для возбуждения уголовного дела по ст. 159 “мошенничество” Уголовного кодекса РФ может служить сокрытие гражданином факта занятости, предоставление фиктивной справки о среднем заработке, предоставление трудовой книжки с ложной записью, сокрытие безработным гражданином факта трудоустройства либо назначения трудовой пенсии и т. д.[18] Вопрос о привлечении к уголовной ответственности решает суд. При вынесении приговора одновременно решается вопрос о возмещении материального вреда, причиненного государству. В случае попытки получения пособия по безработице обманным путем, согласно п.2 ст.35 ФЗ «О занятости населения в РФ», прекращается выплата пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного.

Дата публикования: 2015-10-09 ; Прочитано: 4578 / Нарушение авторского права страницы

Статус “безработный”: определение и условия присвоения

Статус безработного — это положение гражданина, при котором он лишился официального источника дохода в связи с потерей работы. Данное обстоятельство должно быть подтверждено документами (приказ об увольнении, запись в трудовой книжке), проверено ведомственными органами и зафиксировано в Центре занятости.

Для присвоения статуса следует обратиться региональную инспекцию по делам трудоустройства граждан с заявлением о постановке на учет в ЦЗН в качестве безработного.

Важно! До начала 2021 года оформить заявку можно онлайн через портал “Госуслуг”. Если ситуация с коронавирусом не улучшится, сроки могут быть продлены.

У соискателя не должно быть действующих трудовых отношений с работодателями, и, соответственно, финансового дохода за оказание работ и услуг. При несоблюдении этих двух обязательных условий статус безработного не будет предоставлен.

Обратившийся может также узнать об открытых вакансиях и уведомить специалиста биржи труда о желании найти новую работу.

На стандартных условиях такого типа финансовая помощь начисляется в следующих общепринятых размерах:

  1. В начальном периоде (год выплат).
      Начальные 3 месяца – 75 процентов от среднего размера заработка, начисленного на последнем месте работы или службы.
  2. Следующие 4 месяца – 60 процентов от средней заработной платы за месяц.
  3. Дальнейшие 5 месяцев – в объеме 45 процентов среднего заработка.
  4. В следующем периоде (второй год выплат) – 1 МРОТ + коэффициент, присвоенный району.

Объем пособия ограничен минимальной суммой в 850 руб.+ районный коэффициент и наибольшей величиной в 4,9 тысяч руб. Эти пределы определяются правительством страны. ППЗ не может быть меньше или больше заявленных показателей.

ППБ в наименьшем объеме устанавливается для следующих категорий безработных:

  1. В первые занятых поиском места работы.
  2. Возобновляющих свою трудовую деятельность, после того как не работали и не состояли на учете более одного года.
  3. Уволенные вследствие нарушений корпоративной дисциплины или иных действий, описанных как виновные.
  4. Отчисленные с образовательных программ переобучения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *