Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В Казахстане женщины будут выходить на пенсию в 61 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Назгуль Сагиндыкова надеется, что после пандемии со временем ожидаемая продолжительность жизни восстановится. Этому, по её словам, будут способствовать и планируемые меры по улучшению системы здравоохранения. Особое внимание будет уделено сельской медицине, созданию и расширению сети реабилитационных центров для восстановления и поддержки здоровья граждан.
Люди будут жить дольше. А что будет с пенсией?
«Предполагается, что за указанный пятилетний период действия моратория (до 2028 года) будут реализованы мероприятия по усилению профилактической деятельности лечебных организаций, проведению своевременной и качественной медицинской реабилитации, предупреждению заболеваний и постковидных осложнений, что позволит улучшить показатели состояния здоровья граждан, – отметила Назгуль Сагиндыкова. – После завершения моратория решение о продолжении или приостановлении повышения пенсионного возраста будет принято с учётом показателей здоровья и продолжительности жизни населения, уровня пенсионного обеспечения граждан».
Азамат Ердесов также считает, что пенсионный возраст после 2028 года может быть пересмотрен.
«Будет ли повышаться пенсионный возраст или нет – зависит от экономической обстановки как в мире, так и конкретно в Казахстане», – сказал он.
Кто может выйти на пенсию раньше?
Досрочный выход на пенсию предусмотрен для:
Граждан, проживавших с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года (не менее 5 лет) в зонах экологического риска, пострадавших вследствие испытаний ядерного оружия на Семипалатинском ядерном полигоне, условия:
- мужчины – по достижении 50 лет;
- женщины – 45 лет.
Женщин, родивших либо усыновивших 5 и более детей и воспитавших их до 8 летнего возраста, при достижении 53 лет.
Для участниц накопительной пенсионной системы при достаточности пенсионных накоплений сохранено право назначения пенсионных выплат из накопительной пенсионной системы в 51 год в случае приобретения пенсионного аннуитета.
Календарь выхода на пенсию для женщин, родившихся с 1960 по 1964 годы.
янв. фев. март апр. май июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | возраст | |
2018 | Родившиеся до 1.01.1960 г. | Январь 1960 г. |
Февраль 1960 г. |
Март 1960 г. |
Апрель 1960 г. |
Май 1960 г. |
Июнь 1960 г. |
58 лет 6 месяцев |
2019 | Родившиеся до 1.07.1960 г. | Июль 1960 г. |
Август 1960 г. |
Сентябрь 1960 г. |
Октябрь 1960 г. |
Ноябрь 1960 г. |
Декабрь 1960 г. |
59 лет |
2020 | Родившиеся до 1.01.1961 г. | Январь 1961 г. |
Февраль 1961 г. |
Март 1961 г. |
Апрель 1961 г. |
Май 1961 г. |
Июнь 1961 г. |
59 лет 6 месяцев |
2021 | Родившиеся до 1.07.1961 г. | Июль 1961 г. |
Август 1961 г. |
Сентябрь 1961 г. |
Октябрь 1961 г. |
Ноябрь 1961 г. |
Декабрь 1961 г. |
60 лет |
2022 | Родившиеся до 1.01.1962 г. | Январь 1962 г. |
Февраль 1962 г. |
Март 1962 г. |
Апрель 1962 г. |
Май 1962 г. |
Июнь 1962 г. |
60 лет 6 месяцев |
2023 | Родившиеся до 1.07.1962 г. | Июль 1962 г. |
Август 1962 г. |
Сентябрь 1962 г. |
Октябрь 1962 г. |
Ноябрь 1962 г. |
Декабрь 1962 г. |
61 год |
2024 | Родившиеся до 1.01.1963 г. | Январь 1963 г. |
Февраль 1963 г. |
Март 1963 г. |
Апрель 1963 г. |
Май 1963 г. |
Июнь 1963 г. |
61 год 6 месяцев |
2025 | Родившиеся до 1.07.1963 г. | Июль 1963 г. |
Август 1963 г. |
Сентябрь 1963 г. |
Октябрь 1963 г. |
Ноябрь 1963 г. |
Декабрь 1963 г. |
62 года |
2026 | Родившиеся до 1.01.1964 г. | Январь 1964 г. |
Февраль 1964 г. |
Март 1964 г. |
Апрель 1964 г. |
Май 1964 г. |
Июнь 1964 г. |
62 года 6 месяцев |
2027 | Родившиеся до 1.07.1964 г. | Июль 1964 г. |
Август 1964 г. |
Сентябрь 1964 г. |
Октябрь 1964 г. |
Ноябрь 1964 г. |
Декабрь 1964 г. |
63 года |
Для утративших трудоспособность лиц в Казахстане действует многоуровневая соцзащита. Первый или базовый уровень – это государственная соцпенсия по инвалидности или потере кормильца. Размер такого социального пособия зависит от суммы прожиточного минимума, поэтому, как правило, ежегодно пересматривается.
Второй уровень соцзащиты – это выплаты из госфонда социального страхования, в случае, если за утратившего трудоспособность работника его работодатель уплачивал соответствующие социальные отчисления. Это дополнительная социальная защита работников, направленная на снижение социальных рисков, в случаях потери кормильца и утраты возможности трудоустройства. Размеры этих выплат нависят исключительно от дохода работника и степени его утраты общей трудоспособности.
И третий (дополнительный) уровень соцзащиты в РК – это денежные выплаты страховой организации, в случаях утраты трудоспособности из-за увечья на рабочем месте или проф заболевания. На пострадавшего работника должен быть заключен договор его страхования от несчастных случаев. Размер выплат в данном случае также зависит от заработной платы, получаемой до несчастного случая, и степени утраты трудоспособности.
Правительство не скрывает своих планов на будущее. Все трудоспособные граждане могут без особого труда узнать, к чему им готовиться. С 1 января 2018 года установленные ранее правила выхода на заслуженный отдых начнут меняться. Ежегодно планируется увеличивать пенсионный возраст в Казахстане. Какие возрастные изменения ждут население? Отмечается, что гражданам будут прибавлять по полгода к пенсионному возрасту. Процесс продлится вплоть до 2027 года.
К слову, коснутся изменения только женщин. Их хотят к указанному периоду подвести к тому же пенсионному возрасту, что и мужчин. Соответственно, в 2027 году женщины будут иметь право на пенсию только в 63 года. Об изменениях данного показателя для мужчин пока что нет никакой информации.
Как было и как стало? Пенсионный возраст в Казахстане
До 2018 года все мужчины в Казахстане выходили на пенсию в 63 года. Женщины могли рассчитывать на пенсионные выплаты при достижении возраста в 58 лет.
После 2018 года женский возрастной ценз выхода на заслуженный трудовой отдых увеличивается еще на полгода. Теперь, чтобы получать выплаты, женщине должно исполниться 58 лет с половиной.
Существует прогноз, согласно которому к 2027 году женская возрастная планка для пенсии поднимется на отметку в 63 года. Тогда мужчины и женщины будут выходить на пенсию в одном возрасте.
Выход на пенсию досрочно осуществляется теми гражданами, которые живут в зоне экологического риска. При наличии трудового стажа в 25 лет мужчины могут получить первые выплаты в 50 лет, а женщины 45 лет. Здесь у женской половины есть преимущество. Им достаточно двадцатилетнего стажа для получения такой льготы.
Гражданка Иванова родилась в 1965 году. Сколько лет ей остается до пенсии, если сейчас 2019 год?
Стоит воспользоваться приведенными таблицами. Известно, что женщины, год рождения которых — 1965, имеют законное право выйти на пенсию с 56,5 лет. В 1 полугодии 2019 года возраст составляет 54 года. До отдыха ей осталось ждать 2,5 года.
Гражданин Сидоров родился в 1968 году и уже отработал положенное по закону количество лет. Через сколько он вправе выйти на отдых?
Мужчины 1968 года могут перестать ходить на работу с 58 лет. В настоящее время Сидорову 51 год. Соответственно ждать досрочного выхода нужно еще 7 лет.
Когда и как нужно обращаться за пенсией женщине и мужчине, если они родились соответственно в 1964 и 1959 гг?
Ответ на этот вопрос помогут предоставить таблицы. Женщины, которые родились с января по июль, могут уйти на законное и официальное государственное обеспечение во второй половине 2019 года. Что касается женщин, родившихся во втором полугодии, им придется ждать первой половины 2020-го года.
Мужчинам 1959 года можно уйти с работы с начала 2019 года при рождении в первом полугодии и с начала 2020 года – во втором. В общей сложности после проведенной реформы представителям обоих полов придется отработать только на полгода больше. Обращаться нужно в отделение ПФР, находящееся в населенном пункте гражданки/гражданина.
Если у тех же граждан выработан максимальный стаж и имеется возможность досрочного получения пенсионных сумм?
Досрочный выход осуществляется двумя годами раньше. В качестве льготного основания выступает присутствующий стаж – 37 и 42 года. Если граждане отработал необходимое количество лет, они вправе на государственное обеспечение с 2017-2018 гг. (т. е. на 2 года раньше, чем 2019-2020 гг. соответственно – см. прошлый пункт). С 2019 г. в связи с реформой условия выхода изменились. Цель – повышение возраста на 5 лет, которое будет производиться постепенно. Перечень специальностей остается тем же:
- медики;
- педагоги;
- военные;
- лица, занятые на опасных должностях;
- трудящиеся во вредных условиях;
- рыбаки, моряки;
- водители;
- железнодорожники.
Как начисляется пенсия?
Базовая пенсия имеет одинаковый показатель для всех граждан. Базовая ставка представляет собой гарантированное социальное пособие. В настоящее время данная сумма зависит от отчислений и стажа. Лица, принимавшие участие в системе до 10 лет, ограничатся социальной ставкой в размере 50 % от прожиточного минимума. За каждый год свыше 10 лет начисляется еще по 2 %. При трудоустройстве более 35 лет гарантируется получение пенсии в максимальном объеме от прожиточного минимума.
Накопительная система представляет собой сумматор всех начислений. При выходе на заслуженный отдых гражданин имеет право забрать все накопления. Для этого нужно обратиться в филиал и подписать договор на получение. Одноразовая выплата может быть не более 250 сумм минимального прожиточного минимума.
Рассмотрим, как начисляется пенсия в Казахстане. Отчисления складываются из базовой и трудовой пенсии. Для увеличения выплат можно вносить и добровольные отчисления в фонд.
Размер пенсии трудового типа рассчитывается от средней заработной платы. Рассчитывается 60 % от средней зарплаты за три года. В расчет берется постоянный трудовой стаж. Также учитывается трудовая выслуга. Для женщин – 20 лет, а для мужчин – 25 лет. При недостатке необходимого количества лет производится дополнительный расчет – отработанные годы делятся на обязательные.
Когда повысят пенсионный возраст в Казахстане
В настоящее время в Казахстане функционирует многоуровневая пенсионная система, состоящая из базового, обязательного и добровольного уровней.
первый уровень (базовый) – государственная базовая пенсионная выплата (республиканский бюджет);
второй уровень (обязательный) – пенсии из солидарной системы (республиканский бюджет) и единого накопительного пенсионного фонда за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов;
третий уровень (добровольный) – выплаты за счёт добровольных пенсионных взносов.
На базовом уровне предусмотрена государственная базовая пенсионная выплата, которая назначается гражданам, а также лицам, постоянно проживающим на территории республики, при достижении пенсионного возраста и осуществляется независимо от получения солидарной и/или накопительной пенсии.
Получателями государственной базовой пенсионной выплаты являются более 2 млн. чел.
В реализацию Послания с 1 июля 2018 года изменена методика ее назначения. Размер ее зависит от стажа участия в пенсионной системе.
Новый механизм назначения базовой пенсии заключается в следующем:
Ее размер при стаже участия в пенсионной системе 10 и менее лет либо его отсутствии равен 54% от величины прожиточного минимума (ПМ).
За каждый год, отработанный сверх 10 лет, базовая пенсия будет увеличивается на 2%. Например, стаж 20 лет – базовая пенсия 74% от ПМ, работал 30 лет – базовая пенсия – 94% от ПМ, при стаже 33 и более лет размер базовой пенсии составит 100% ПМ.
При этом в стаж участия в пенсионной системе включаются:
— трудовой стаж, выработанный до 1 января 1998 года,
— накопительный стаж (фактический стаж уплаты пенсионных взносов) после 1 января 1998 года;
— иные социально-значимые периоды (уход за ребенком до 3 лет – (в пределах 12-ти лет), периоды ухода за инвалидом первой группы, одиноким инвалидом второй группы и пенсионером по возрасту, нуждающимися в посторонней помощи, а также за престарелым, достигшим восьмидесятилетнего возраста, инвалидом с детства до 16 лет, время проживания супруг военнослужащих, сотрудников специальных государственных органов, дипломатических работников и др. (совокупно не более 10 лет).
Новая методика назначения базовой пенсии соответствует принципу социальной справедливости, так как не только улучшает материальное положение пенсионеров, но и служит усилению трудовой мотивации и формализации трудовых отношений граждан. То есть, чем дольше человек работает – тем больше у него пенсия (как накопительная, так и базовая).
Второй уровень (обязательный) – это:
1) солидарные пенсии, выплачиваемые за счет республиканского бюджета при наличии трудового стажа не менее 6 месяцев, выработанного по состоянию на 1 января 1998 года;
2) выплаты из единого накопительного пенсионного фонда (далее – ЕНПФ) за счёт пенсионных накоплений работников.
При назначении солидарной пенсии по возрасту трудовой стаж учитывается только до 1 января 1998 года, так как с этой даты начался переход к накопительной пенсионной системе, предусматривающей перечисление обязательных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд всеми работающими.
За трудовой стаж после 1 января 1998 года осуществляются пенсионные выплаты из ЕНПФ исходя из индивидуальных пенсионных накоплений, сформированных за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов.
В соответствии с Законом исчисление размера пенсионных выплат по возрасту осуществляется исходя из среднемесячного дохода за любые 3 года подряд независимо от перерывов в работе с 1 января 1995 года. При этом размер среднемесячного дохода за период с 1 января 1998 года устанавливается соответственно доходу, с которого осуществлялись обязательные 10-процентные пенсионные взносы в ЕНПФ.
Законом предусмотрен предельный размер среднемесячного дохода (СМД), принимаемого для исчисления солидарной пенсии (учитывается в пределах 46-кратного месячного расчетного показателя), устанавливаемого ежегодно законом о республиканском бюджете), а также ограничение максимального размера пенсионной выплаты (75 % от СМД).
В соответствии с Концепцией дальнейшей модернизации пенсионной системы Республики Казахстан до 2030 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 18 июня 2014 года № 841, для поддержания размеров солидарных пенсий на приемлемом уровне их размеры ежегодно индексируются с опережением уровня инфляции на два процента.
Пенсии из накопительной пенсионной системы
С переходом к накопительной пенсионной системе, предусматривающей перечисление обязательных пенсионных взносов всеми работающими, при этом каждый работодатель обязан осуществлять регулярное перечисление ОПВ в размере 10% от ежемесячного дохода работника (не более 50-кратного размера минимальной заработной платы) на индивидуальный пенсионный счет работника, открытый в ЕНПФ.
В Республике Казахстан социальная защита лиц, утративших трудоспособность либо потерявших кормильца, является многоуровневой и состоит из следующих выплат:
первый уровень (базовый) – государственные социальные пособия по инвалидности или потере кормильца из государственного бюджета.
Размеры государственных социальных пособий зависят от величины прожиточного минимума, поэтому пересматрива��тся в связи с изменением этой величины.
С начала 2021 года размеры указанных государственных социальных пособий были повышены еще на 5%.
второй уровень (обязательный) – социальные выплаты из Государственного фонда социального страхования, если за пострадавшего работника работодатель уплачивал социальные отчисления в Государственный фонд социального страхования (введены с 2005 года).
Система обязательного социального страхования направлена на создание дополнительной формы социальной защиты работников формального сектора при наступлении социальных рисков на случаи утраты трудоспособности и потери кормильца.
Размеры социальных выплат напрямую зависят от дохода работника, степени утраты общей трудоспособности, количества иждивенцев умершего кормильца и продолжительности отчислений в систему обязательного социального страхования.
С 1 января 2020 года размеры социальных выплат на случаи утраты трудоспособности и потери кормильца были повышены на 50%.
третий уровень (дополнительный) – предусматривает страховые выплаты из страховой организации, если утрата трудоспособности связана с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, и если в пользу пострадавшего работника был заключен договор обязательного страхования работника от несчастных случаев. Размер указанных выплат зависит от заработной платы, получаемой до увечья и степени утраты профессиональной трудоспособности.
Таким образом, если несчастный случай произошел с работником при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей, то этот работник, а в случае его гибели иждивенцы, в дополнение к государственным социальным пособиям по инвалидности или потери кормильца имеет право на дополнительные виды выплат, предусмотренные законодательством об обязательном социальном страховании и страховании работника от несчастных случаев.
Право на назначение государственного специального пособия по Списку №1, №2 регулируется Законом Республики Казахстан от 13.07.1999 года № 414 «О государственном специальном пособии лицам, работавшим на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда или на работах с вредными и тяжелыми условиями труда».
Так, граждане, имевшие по состоянию на 1 января 1998 года стаж работы по Списку №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утверждаемому Правительством Республики Казахстан, имеют право на назначение пособия:
мужчины – по достижении 53 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах;
женщины – по достижении 48 лет и при стаже работы не менее 15 лет, из них не менее 7 лет 6 месяцев на указанных работах.
Граждане, имевшие по состоянию на 1 января 1998 года стаж работы по Списку №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утверждаемому Правительством Республики Казахстан, имеют право на назначение пособия:
мужчины – по достижении 58 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев на указанных работах;
женщины – по достижении 53 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах.
Размер пособия зависит от месячного расчетного показателя, утверждаемого республиканским бюджетом на соответствующий финансовый год.
С 1 января 2021 года размеры государственных специальных пособий по Спискам № 1 и № 2 с учетом повышения составили 27 479 тенге и 24 445 тенге соответственно.
Пенсионный возраст для мужчин составляет в 63 года, для женщин – 60 лет (в 2021 году). В соответствии с ст. 11 Закона РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» пенсионный возраст для женщин повышается ежегодно по 6 месяцев в течение 10 лет до 2027 года.
Поэтапное повышение пенсионного возраста женщин:
- с 1 января 2018 года — по достижении 58,5 лет;
- с 1 января 2019 года — по достижении 59 лет;
- с 1 января 2020 года — по достижении 59,5 лет;
- с 1 января 2021 года — по достижении 60 лет;
- с 1 января 2022 года — по достижении 60,5 лет;
- с 1 января 2023 года — по достижении 61 года;
- с 1 января 2024 года — по достижении 61,5 года;
- с 1 января 2025 года — по достижении 62 лет;
- с 1 января 2026 года — по достижении 62,5 лет;
- с 1 января 2027 года — по достижении 63 лет.
В более раннем возрасте выход предусмотрен для:
1) граждан, проживавших с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года (не менее 5 лет) в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска, пострадавших вследствие испытаний ядерного оружия на Семипалатинском ядерном полигоне;
- мужчины – по достижении 50 лет;
- женщины – по достижении 45 лет.
2) женщин, родивших (усыновивших, удочеривших) 5 и более детей и воспитавших их до восьмилетнего возраста, , имеют право на пенсионные выплаты по возрасту по достижении 53 лет.
Для участниц накопительной пенсионной системы при достаточности пенсионных накоплений сохранено право назначения пенсионных выплат из накопительной пенсионной системы в 52 года в случае приобретения пенсионного аннуитета.
Уважаемый пользователь!
Календарь выхода на пенсию женщин Казахстана
Согласно законопроекту, разработанному Министерством национальной экономики Казахстана, с 2022 по 2024 год в бюджете запланировано увеличение средств на выплату пенсий до 6,6 млн тенге.
Ведомство приняло решение перечислить в республиканский бюджет 2,4 трлн тенге (в 2022 году), 2,2 трлн тенге (в 2023 году) и 2 трлн тенге (в 2024 году).
Средства предназначены для выплаты пенсий. Вступление закона в силу запланировано на 1 января 2020 года.
13 сентября 2021 года завершится публичное обсуждение проекта постановления об увеличении выплат по утрате трудоспособности и потери кормильца.
Документом предусмотрен рост социальных пособий из Государственного фонда соцстрахования, назначенных до 1 января 2022 года, на 5%. Предыдущее повышение также на 5% состоялось в 2021 году.
Помимо этого, с 1 января 2022 года запланировано увеличение на 7% пенсий по возрасту и пенсионные выплаты за выслугу лет.
Пенсионный возраст для женщин в Казахстане
- В 53 пенсионерами могу стать те женщины, которые воспитали 5 и более детей. Это могут быть как родные, так и усыновленные несовершеннолетние. Важным условием для выхода является достижение детьми 8-летнего возраста;
- Мораторий на досрочное получение компенсационных выплат получают те работницы, которые собрали достаточное количество пенсионных накоплений. При наличии суммы, позволяющей раньше установленного срока выйти на заслуженных отдых, стать пенсионеркой можно начиная с 50,5 лет.
- Работнице исполняется 5 марта 2022 года 59 лет. Она имеет право выйти на пенсию лишь с 5 сентября 2022 года, так как в этом году период установлен на отметке 59,5;
- А вот тем, кто родился во второй половине года, вполне возможно придется отработать лишние полгода. Например, сотрудница отмечает 59-летие 5 сентября 2022. По расчетам она должна пойти на пенсию 5 марта 2022 г. Однако в 2022 граница сдвинулась до 60 лет, а значит, пенсионеркой она может стать лишь 5 сентября.
С 1 января 2022 года возраст выхода на пенсию для женщин увеличился
Унификация пенсионного возраста – эта одна из мер, направленных на повышение уровня пенсионного обеспечения женщин. После изменений в пенсионное законодательство, внесенным в 2022 году, в Республике Казахстан, начиная с 2022 года, поэтапно каждые 6 месяцев повышается пенсионный возраст женщин. К 2027 году их возраст выхода на пенсию сравняется с пенсионным возрастом для мужчин и составит 63 года.
Одновременно с этим с 1 июля 2022 года вводится новая методика назначения базовой пенсии. Она предусматривает дифференцированный подход к установлению размера базовой пенсии в зависимости от стажа участия в пенсионной системе. При этом учитывается трудовой стаж как до 1 января 1998 года, так и после этой даты на основе периодов уплаты обязательных пенсионных взносов.
Какие изменения ждут пенсионную систему РК в 2022 году
Он отмечает, что даже если взять две крупные инвестиционные компании, у них в совокупности активы составляют лишь около 240 млн долларов. Так, активы исчисляются только десятками миллионов, а не миллиардами. «Для примера, британской компании Aviva lnvestors, которой фонд передал около 220 млн долларов ЕНПФ под управление, имеет активы под управлением объемом более 300 млрд долларов. Сейчас около 20 компаний имеют лицензии на управление инвестиционным портфелем. Совокупный инвестиционный портфель всех этих фининститутов под управлением не дотягивают до 500 млн долларов. Соответственно, если мыслить логически, компании могут получить под управление активов ЕНПФ не более 500 млн долларов — около 2% всех активов пенсионного фонда», — заметил он.
Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Белоруссии
Для граждан, прибывающих в РФ из Республики Беларусь, как Союзного с Россией государства, предоставлены исключительные возможности получения вида на жительство без предварительного получения Разрешения на временное проживание в РФ. Они могут обращаться за видом на жительство сразу после постановки на миграционный учет по месту нового пребывания в России, а срок получения вида на жительство сокращен для них до трех месяцев.
Назначение пенсии гражданам, прибывшим из Белоруссии, осуществляется в соответствии Договора между РФ и РБ «О сотрудничестве в области социального обеспечения» от 24.01.2006 года.
Этот договор основан на принципе пропорциональности. Пенсия гражданам назначается и выплачивается с учетом трудового стажа наработанного гражданином на территории соответствующей стороны этого договора.
При исчислении страхового стажа производится суммирование стажа выработанного гражданином на территориях обеих государств. Причем подсчет и подтверждение стажа производится по пенсионному законодательству того государства, в котором приобретен соответствующий стаж.
Граждане, по своему желанию, могут подать заявление о назначении и выплате им пенсии в соответствии того пенсионного законодательства, гражданами которого они являются. В таком случае положения Договора от 24.01.2006 года не будут применяться.
Договором установлен следующий порядок назначения и выплаты пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (статья 23 Договора):
★ за периоды трудовой деятельности на территории бывшего СССР, имевшие место до 13.03.1992 года, пенсию назначает и выплачивает то государство, на территории которого постоянно проживает гражданин, обратившийся за назначением пенсии;
★ за работу граждан, в период после 13.03.1992 года, на территориях РФ и РБ, каждое государство в отдельности исчисляет и выплачивает гражданам пенсию, в соответствии страхового стажа, приобретенного гражданами на его территории. То есть Россия будет отвечать только за стаж, который гражданин приобрел на её территории, а Беларусь за стаж, приобретённый у неё.
Периоды работы после 13.03.1992 года, имевшие место на территории третьих государств, не засчитываются ни в страховой, ни в общий трудовой стаж.
Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Казахстана
Так как Республика Казахстан не заключила двустороннего соглашения с Российской Федерацией о пенсионном обеспечении и взаимозачете страховых взносов, пенсия гражданам, прибывающим в Россию из Казахстана на ПМЖ, устанавливается с учетом российского законодательства и Соглашения между странами СНГ от 13.03.1992 года.
При назначении пенсии будет учитываться только стаж работы в Казахстане за период до 2002 года, в том числе и советский период. При этом период работы в СССР будет подвергнут валоризации (размер пенсионного капитала увеличится на 10%).
Стаж работы на территории Казахстана после 01.01.2002 года не будет приниматься во внимание при назначении пенсии в России, по тому как в соответствии российского законодательства в период после 2002 года страховой стаж учитывается только при уплате страховых взносов в Пенсионный фонд России.
Пенсионная реформа в Казахстане
Сейчас в РК все еще происходит реформирование ПС ввиду большого количества пенсионеров. Началось оно в 1998 г. Но радикально пенсионную систему стали реформировать в 2018-2019 гг. Здесь также присутствует:
- повышение выплат;
- возможность досрочного изъятия накоплений;
- передача их части в частное управление;
- снижение комиссий, взимаемых ЕНПФ;
- отложенный аннуитет;
- реализация международного Соглашения о пенсионном обеспечении в странах ЕАЭС.
Запланированы и другие изменения:
- отмена базовой части и ввод минимальной гарантированных выплат с 2028 г.;
- появление дополнительных обязательных отчислений с 2023 г.;
- увеличение взносов с 2029 г. с 1 до 5%;
- направление накоплений сверх достаточного минимума на улучшение жилищного положения;
- увеличение размера минимальных платежей из ЕНПФ.