Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Повредили машину при эвакуации: что делать собственнику?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Акт приема-передачи транспортного средства, хранимого на спецстоянке, необходимо будет подписать в случае, если вы будете изымать оттуда свой автомобиль. В акте присутствует раздел «Особенности ТС». Здесь нужно в нейтральном тоне (то есть, просто, констатируя) описать все появившиеся за время отсутствия у вас машины дефекты. Отсутствие эмоционального окраса очень важно для вас, потому что страховая компания может отказать вам в ремонте, сославшись на то, что данные дефекты появились в результате эвакуации.
Составляем претензию к службе эвакуации
Все должно начинаться с проведения независимой экспертизы у профессиональных оценщиков транспортных средств. Обязательно нужно проследить, чтобы эксперт в заключении указал:
- что повреждения нанесены недавно;
- обязателен полный перечень нанесенных дефектов.
Не пытайтесь внести в перечень повреждений застарелые «царапины». В случае выявления попытки включить в иск «чужое» для данного случая повреждение, суд однозначно встанет на сторону эвакуаторщиков. Именно данный документ является главным аргументом в хозяйственном споре.
Стандартная претензия содержит следующие пункты:
- Ф.И.О. руководителя фирмы, оказывающей услуги по эвакуации;
- Ф.И.О. заявителя;
- дата и время эвакуации, а также название организации, которая приняла машину на ответственное хранение;
- далее следует выразить несогласие с действиями сотрудников службы, нанесшими вред автомобилю;
- нужно перечислить нарушенные нормы законодательства;
- точно укажите повреждения (списком), а также общую сумму для их устранения;
- последней фразой нужно потребовать возмещения причиненного ущерба.
В первом случае (с ДТП) немалое значение имеет также то, скрылся виновник с места происшествия или нет. Если он дождался вас, признает свою вину и готов участвовать в разбирательстве и составлении протокола, это существенно облегчает задачу.
Кстати, в ряде случаев можно обойтись вообще без ГИБДД и просто составить извещение о ДТП (так называемый европротокол). Эта схема дтп на парковке самая простая и понятная, она допустима при соблюдении следующих условий:
- Нет пострадавших (людей).
- ДТП затронуло только два автомобиля.
- У обоих владельцев оформлено ОСАГО.
- Обстоятельства причинения вреда не вызывают разногласий у участников ДТП, либо такие разногласия есть, но тогда будущий ремонт автомобиля пострадавшей стороны не превысит 100 тысяч рублей.
Если вы застали процесс эвакуации
Буксировку машины на штрафстоянку можно остановить. Если вы заметили, что инспектор оформляет протокол или автомобиль начинают грузить, сразу подходите к месту событий. Пока эвакуатор не начал движение, процесс можно остановить.
Представьтесь сотруднику ГИБДД и предъявите документы на автомобиль. Если они остались в салоне, вам должны предоставить доступ к транспортному средству. Инспектор выпишет штраф за административное правонарушение, но оплачивать услуги эвакуации и хранения не придётся.
Когда машина полностью погружена и эвакуатор начал движение, вы не имеете права препятствовать буксировке. Остаётся только забрать машину с штрафстоянки по инструкции, приведённой выше.
Поэтому если вы видите, как эвакуируют чужую машину, попытайтесь помочь владельцу. Если его номер указан на карточке под лобовым стеклом, предупредите водителя — сотрудники полиции этим заниматься не станут.
Если забирают чужую машину
В этом случае можно не оставаться безучастным, а постараться помочь владельцу. Сотрудники полиции не заинтересованы в поиске хозяина, так как в этом случае он не заплатит за транспортировку и хранение. Поэтому надо постараться найти телефон хозяина, он может быть под стеклом и связаться с владельцем. Если он успеет вернуться до того, как эвакуатор с машиной тронется, он сэкономит время и деньги, которые заплатит за стоянку и транспортировку.
Также, уходя от машины, позаботьтесь о том, чтобы ваша визитка была на видном месте, тогда в случае чего с вами будет легко связаться.
Получить юридическую помощь по вопросам эвакуации машины можно на нашем сайте.
Итак, два этапа вы восстановили. На первом этапе сотрудник ГИБДД или судебный пристав передали по акту машину водителю эвакуатора. На втором этапе водитель эвакуатора сдал машину на стоянку.
Для вас главное, чтобы в первом акте имелись нотификации относительно того, что автомобиль был отправлен на эвакуацию без видимых повреждений. В этом случае у вас будут иметься доказательства того, что автомобиль был поврежден на этапах либо в процессе эвакуации, либо во время нахождения на спецстоянке.
Далее на основе анализа имеющихся у вас актов вы можете сделать вывод о виновнике в причинении повреждений вашему автомобилю.
- Вариант 1. Акт передачи автомобиля от инициатора эвакуации лицу, осуществляющему эвакуацию, не содержит сведений о повреждениях автомобиля. Акт передачи автомобиля от эвакуаторщика на штрафстоянку не содержит сведений о повреждениях автомобиля. Вывод – повреждения были причинены во время нахождения автомобиля на стоянке.
- Вариант 2. Акт передачи автомобиля от инициатора эвакуации лицу, осуществляющему эвакуацию, не содержит сведений о повреждениях автомобиля. В акте передачи автомобиля от эвакуаторщика на штрафстоянку уже имеются сведения о повреждениях автомобиля. Вывод – виновато лицо, осуществлявшее эвакуацию.
- Вариант 3. Акт передачи автомобиля от инициатора эвакуации лицу, осуществляющему эвакуацию, содержит сведения о наличии повреждений автомобиля. Этот вариант исключает ответственность и спецстоянки, и эвакуатора и перекладывает ответственность на третьих лиц. В данном случае вы можете попытаться найти виновника путем проверки камер наблюдения у того места, откуда была начата эвакуация. Если автомобиль был припаркован на платной стоянке, то есть вариант предъявления претензий к владельцу парковки.
Как составить акт приема-передачи авто
В отношении правового обращения с автотранспортным средством существует довольно много различных актов. Например, акты о приеме-передачи автомобиля при купле-продаже или, допустим, при передаче его в аренду и т.д.
Каждый из разновидностей актов отличается друг от друга в зависимости от того, какую суть он должен раскрывать. Точно также обстоит дело и с актом приема-передачи автотранспорта при его задержании.
Когда происходит эвакуация автомобиля на штрафстоянку, то создается первичный акт о том, что произведено задержание авто со всеми вытекающими последствиями – хранением и возвратом обратно владельцу.
Эти документы создаются, как правило, в процессе принудительной эвакуации. Типовая форма такого акта утверждается в каждом областном городе своя.
Можно рассмотреть один из образцов на примере акта приеме-передачи при задержании, утвержденного Постановлением правительства Красноярского края № 562-п от 26.10.12 г.
Оценка стоимости восстановительного ремонта
Вы можете обратиться к оценщику для определения стоимости восстановительного ремонта, выбрав оценщика среди членов саморегулирующейся организации оценщиков, застраховавших свою ответственность. Для оценки вы должны заключить с оценщиком, будь он в статусе ИП или организации, договор на проведение оценки (см. ст. ст. 4 и 9 Закона № 135-ФЗ от 29 июля 1998 г. «Об оценочной деятельности в РФ»).
Выбрав дату и время проведения оценки, вы должны заблаговременно пригласить на осмотр транспортного средства представителя организации, осуществлявшей эвакуацию вашего автомобиля. Лучше выслать уведомление за несколько дней до даты проведения оценки. В уведомлении вы должны сообщить дату, время и место проведения осмотра. Можно послать уведомление телеграммой. Если представитель организации, эвакуировавшей транспортное средство, не явится на осмотр, оценку можно проводить и без его присутствия.
В результате проведения оценки вы получите заключение эксперта, в котором будет указана стоимость ущерба, то есть стоимость проведения восстановительного ремонта.
Какие повреждения может получить машина?
Обычно для получения компенсации требуется нечто большее, чем просто подтверждение факта нахождения транспорта на стоянке. Службы эвакуации вовсе не спешат компенсировать недовольным их услугами горожанам понесенный ущерб. А раз подобные происшествия не являются страховым случаем, то и экспертизу повреждений, и сбор доказательств придется проводить самостоятельно. И все же, первым действием в ситуации, когда вы уверены, что машину повредил эвакуатор, является обращение в компанию, производившую перевозку транспортного средства.
Фактически, если повреждения есть, их внимательный автовладелец в любом случае заметит уже на штрафстоянке. Наиболее частыми поводами для получения компенсации являются:
- царапины на поверхности бампера;
- оторванные или сломанные крылья;
- утраченные брызговики;
- вмятины на поверхности кузова.
Важно понимать, что службы эвакуации не всегда имеют прямое отношение к получению повреждения автомобилем. К примеру, оставляя транспортное средство с вывернутыми колесами, водитель сам подвергает свое имуществу дополнительным рискам. И доказывая, что машину повредил эвакуатор, этот фактор тоже придется учитывать. Если авто застраховано по КАСКО, для получения компенсации можно обратиться и в страховую компанию. По мнению экспертов сайта Autonews, получить желаемое смогут только те автовладельцы, которые заблаговременно позаботятся об отстаивании собственных интересов и внесут этот пункт в договор. Тогда, доказав, что машину повредил эвакуатор, можно рассчитывать на покрытие расходов на ремонт.
Как добиться возмещения ущерба через суд?
В случае отказа в возмещении ущерба пострадавшему лицу следует обратиться в суд с иском на основании статьи 1064 ГК РФ. Дело рассматривается по месту нахождения ответчика.
В процессе разбирательства автовладельцу потребуется доказать следующие моменты:
В качестве доказательств предоставляются документы, составленные сотрудниками ГИБДД при эвакуации и работниками полиции при обнаружении повреждений, результаты независимой экспертизы.
Пример из судебной практики. Кузнецов И.А. является собственником автомобиля Опель Астра. На 1 км автоподъезда к с. Елшанка он попал в ДТП. Следственным отделом полиции был составлен протокол осмотра места происшествия. Затем автомобиль с помощью специальной техники был изъят и направлен на автостоянку. На момент осмотра у машины имелись механические повреждения передней левой части, отсутствовало переднее колесо, в заднем колесе отсутствовало давление, шины были повреждены.
При посещении автостоянки автовладелец обнаружил, что у машины отсутствуют запасные части и агрегаты. Следственным отделом было возбуждено уголовное дело и затем приостановлено в связи неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.
Кузнецов И.А. обратился в экспертную организацию для оценки причиненного ущерба. После получения заключения он подал исковое заявление в суд о взыскании компенсации с государственного органа, осуществившего изъятие автомобиля и перемещение на штрафстоянку. Ответчик возражал против иска, сославшись на то, что ущерб нанесен в результате действий третьих лиц, а не по вине подразделения МВД России.
При рассмотрении дела апелляционная инстанция пришла к выводу, что в период нахождения на штрафстоянке автомобиль был частично разукомплектован, что свидетельствует об отсутствии должного контроля за сохранностью арестованного имущества, в связи с чем истец при утрате поступившего на хранение или под охрану имущества имеет право на иск о возмещении вреда за счет казны Российской Федерации, учитывая, что соответствующее должностное лицо несет ответственность за действия третьих лиц, на которых он возложил обязанность по сохранности имущества. По итогам рассмотрения дела иск Кузнецова И.А. был удовлетворен (Апелляционное определение Саратовского областного суда от 20.08.2019 года по делу № 33-3581).
Кто должен возмещать ущерб, если эвакуатор уронит автомобиль?
Рассмотрим несколько ситуаций. В каждой из них, как говорится, своя правда. Итак, эвакуатор уронил машину:
- Во время погрузкиразгрузки, на глазах у владельца. Возмещать ущерб в таком случае будет либо экипаж эвакуатора, либо компания, которой принадлежит спецтехника. Заручиться свидетельствами очевидцев, конечно же, не помешает, а также сделать несколько снимков хотя бы на мобильник. В принципе, данный случай подходит под определение ДТП (участие двух транспортных средств, одно из них находилось в движении – т.е. с включенным двигателем). Можно вызывать ГИБДД и составлять протокол.
- Во время принудительной эвакуации в отсутствие владельца. Обнаруживается это, как правило, случайно, со слов свидетелей, особенно если видимых повреждений машине не нанесено. Тщательно осмотрите авто, и если повреждения все же найдутся, подавайте иск службе эвакуации.
- Во время перевозки ТС и не по своей вине. Понятно, если это произошло из-за неправильных действий водителя эвакуатора. А если эвакуатор уронил автомобиль в результате ДТП, в котором не виноват?
Ущерб при эвакуации автомобиля после ДТП или поломки
Когда вы самостоятельно вызываете эвакуатор для перевозки автомобиля после ДТП или в случае поломки, то, при невозможности сопровождать транспортное средство, потребуется оформить доверенность на водителя спецмашины и передать ему ключи. Законодательство не требует при этом составлять акт о состоянии автомобиля и опись имущества. Так что вам придется самостоятельно подготовиться в данных вопросах.
При наличии под рукой фотоаппарата (камеры в мобильном телефоне) сфотографируйте автомобиль со всех сторон, не забыв установить дату съемки. Составьте подробную опись имущества, которое остается в автомобиле (в салоне и багажнике). При этом желательно, чтобы кроме вас этот документ подписал еще один человек. Идеально, если это будет водитель эвакуатора. В последующем, если автомобилю будут нанесены дополнительные повреждения или что-то из вещей пропадет, подготовленные документы и фотографии помогут вам при общении с компанией, осуществлявшей эвакуацию, а в случае отказа с ее стороны добровольно возместить ущерб – при разбирательстве в суде.
- Самый главный документ, который нужно получить владельцу автомобиля, поврежденного при эвакуации, — это заключение независимой экспертизы. Оригинал остается у заказчика, а копия отправляется в службу эвакуации вместе с составленной заранее претензией.
- Если машина застрахована по ОСАГО, то получить выплаты быстро не получится. Как мы уже говорили, повреждение авто при перевозке его специальным транспортом, не является страховым случаем, так как авто не участвовал самостоятельно в дорожном движении. Поэтому получить компенсацию на ремонт можно только через судебный иск, написанный в адрес службы эвакуации. Иск направляется только после официального отказа в выплатах, полученного от эвакуационной компании.
- В случае с КАСКО получить денежную компенсацию будет проще, но если использовать дополнительный вариант развития событий. В страховой компании можно указать, что повреждения были получены не во время эвакуации, а в ходе злоумышленного деяния. Но и здесь могут появиться некоторые сложности. Первое — это получение справки из ГИБДД. Согласитесь, машина, стоящая на спецстоянке, выглядит не совсем убедительно для получения страховки по злоумышленному деянию.
Если процедура эвакуации проходит с нарушениями, то погружаемый транспорт может получить самые разные повреждения, от легких царапин до серьезных нарушений геометрии кузова.
При этом не все водители знают, что делать в случае, когда эвакуированный автомобиль повредили.
Поэтому если он видит, что автомобиль начали забирать на эвакуаторе, необходимо вести видеофиксацию или заранее позаботиться о наличии фотографий автомобиля в его обычном состоянии.
При этом на фотографиях или записях должны быть видны время и дата, чтобы доказать, что контент создавался до эвакуации.
Также если водитель на месте, то желательно провести опись имущества в багажнике и салоне, чтобы в случае нарушений, связанных с кражей, иметь документ для доказания факта.
Бумагу должен подписать водитель эвакуатора, но если он откажется от этого, то можно привлечь стороннего свидетеля, которым должен быть незаинтересованный в результате человек.
Именно эти документы нужно приложить к судебному иску, который передается в соответствующую инстанцию при причинении ущерба автомобилю.
Эвакуация машины с АКПП: основные особенности
Эвакуация автомашины с автоматической коробкой переключения передач имеет свои особенности. При незаведенном моторе такую машину совершенно недопустимо не только тащить на буксире, но даже толкать.
Так что если автомашина с АКПП не способна двигаться самостоятельно, следует вызвать эвакуатор, например обратившись в службу эвакуаторов в СПб и сообщить диспетчеру особенности модели и характер полученных ей повреждений. Сэкономить на использовании услуг дешевого эвакуатора с частичной погрузкой не выйдет.
Транспортировка автомашины с АКПП должна производиться исключительно со всеми колесами на платформе. Данные требования обусловлены особенностями конструкции мотора, из-за которых смазывание его элементов в заглушенном состоянии не осуществляется, так что при любом механическом движении они выходят из строя. При этом ремонт АКПП обходится чрезвычайно дорого.
Обычно модель эвакуатора в каждом конкретном случае выбирает диспетчер, однако владельцу автомашины с АКПП надо знать, что для нее подходит модель эвакуатора только с погрузкой с использованием манипулятора. Затаскивать такую автомашину на платформу нельзя. Тем не менее, при отсутствии возможности вызвать эвакуатор можно прибегнуть к использованию способа передвижения автомашины с поврежденной АКПП. Трансмиссия переводится в положение «нейтралки», после чего можно ехать при включенном зажигании со скоростью тридцать километров в час. Однако все же желательно найти возможность и обратиться за помощью в службу эвакуации автомобилей.
При этом надо помнить о том, что использование даже самой дорогой эвакуационной техники обойдется владельцу автомашины с АКПП намного дешевле ремонта коробки передач. Ведь в случае буксировки такой машины может потребоваться не просто дорогостоящий ремонт АКПП, но и ее полная замена, что стоит еще дороже.
При вызове эвакуатора предпочтение следует отдавать крупным компаниям, которые располагают многими видами специальной техники. При желании они даже составляют протокол при погрузке автомашины. Во время данной процедуры владельцу автомобиля необходимо внимательно наблюдать за ее ходом и не стесняться делать замечания, если действия сотрудника службы эвакуации не вполне корректны и способны причинить дополнительные повреждения автомобилю. Автомашина с АКПП должна грузиться исключительно в положении N коробки переключения передач. Затаскивать ее на платформу нельзя ни при каких обстоятельствах. Погрузка должна осуществляться с использованием крана-манипулятора либо тележек под колеса.
Как эвакуировать ТС по правилам?
Если ваше ТС сломалось или повредилось в результате ДТП, и вы не можете самостоятельно отогнать его на ремонтную станцию, следует обратиться к услугам службы по эвакуации.
Что делать и куда звонить, если эвакуировали машину, читайте здесь.
Чтобы избежать ситуации, когда при погрузке повреждают автомобиль, а вы никак не можете доказать вину работников эвакуатора или привлечь их к ответственности на основании заключенного договора на оказание/получение услуг, следует придерживаться следующих советов:
- Когда на место вызова пребудут эвакуаторщики, необходимо потребовать заключения договора на транспортировку конкретного автотранспорта;
Для заключения такого договора не нужно иметь специальных бланков утвержденного образца или прочих официальных документов. Составить договор на оказание услуг можно самостоятельно, на обычно листе формата А4.
При этом, в нем должна содержаться следующая обязательная информация: день/месяц/год и точное время транспортировки ТС; адрес, на котором осуществляется эвакуация; реквизиты автовладельца (фамилия, имя, отчество); номерные знаки эвакуируемой ТС; номера эвакуатора, на который осуществляется погрузка; стоимость эвакуации.
Составленный договор должен подписать как собственник ТС, так и работники эвакуатора.
- Сделать четкие фотографии автомобиля со всех ракурсов;
На фотографии должны быть видны дата и время, иначе при необходимости доказать, что автомобиль выглядел так именно в день эвакуации, не удастся.
Фотографировать можно с помощью специальной камеры, так и на обычный телефон. Главное, чтобы сделанные фотоснимки оказались четкими и зафиксировали внешний вид автомобиля со всех возможных ракурсов.
- Отдельным документом прописать все об эвакуируемом автомобиле: имеющиеся дефекты и повреждения на внешней/внутренней части транспортного средства; наличие переоборудованных частей/другие важные детали;
Данный документ также необходимо подписать водителю эвакуируемого ТС и лицу, производящему погрузку и дальнейшую перевозку ТС.
В случае отказа работников эвакуатора подписывать вышеперечисленные документы, рекомендуется найти случайного свидетеля погрузки и попросить подписать документы его (с указанием своих реквизитов и контактного телефона). В случае повреждения ТС, показания очевидца произошедшего могут сыграть колоссальную роль при доказывании своей правоты.
Итог: перечисленные манипуляции помогут эвакуировать ТС по правилам и отстоять свою правду в случае, если его нечаянно повредят.
Повреждения были обнаружены на штрафстоянке
Придя забирать свой автомобиль из подобного учреждения, стоит обязательно осмотреть его самым тщательным образом. Осмотрите — все ли наружные детали (молдинги, зеркала и т.д.) на месте, не появились ли царапины, сколы, вмятины или трещины на стеклах. Подписывайте документ о получении авто только после того, как убедились в его целостности.
Погрузка автомобиля должна осуществляться с соблюдением определенных правил, несоблюдение которых сотрудниками службы эвакуации существенно упрощает автовладельцу сбор доказательств их вины в повреждении авто.
Процесс оформления задержания транспортного средства и его дальнейшей транспортировки должен обязательно включать в себя следующие моменты (в противном случае невозможно будет утверждать, что машина имела повреждения до эвакуации):
- Обязательное составление протокола сотрудником ГИБДД, в котором обязательно необходимо указать:
- дату и место его составления;
- данные инспектора ГИБДД;
- основания, на которых задержан автомобиль с указанием нарушенных водителем статей КоАП;
- данные автовладельца и сведения о самом авто;
- данные службы, которая будет ответственна за хранение машины;
- опись ценных вещей, имеющихся в салоне;
- указание видимых внешних повреждений автомобиля.
- Если машину эвакуировали при водителе, то ему обязательно должна быть вручена копия протокола.
- Если авто забирали без владельца, то после обнаружения его на штрафстоянке копию протокола необходимо требовать в органах ГИБДД.
- Обязательно должна вестись видеосъемка процесса погрузки авто.
- При невозможности вести видеозапись ведется фотофиксация процесса.
- В протоколе должны быть указаны контактные данные понятых и стоять их подписи. Водитель эвакуатора может быть понятым на вполне законных основаниях.
Очень часто штрафстоянки располагаются на прилегающей к отделу ГИБДД территории, поэтому, скорее всего, далеко ходить за своим экземпляром протокола вам не придется. Да ваша подпись необходима на обоих экземплярах.