Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Допустимо ли посредничество по усыновлению детей?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допускается.
Статья 126.1. Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей
1. Посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допускается.
2. Не является посреднической деятельностью по усыновлению детей деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, которая осуществляется на территории Российской Федерации в силу международного договора Российской Федерации или на основе принципа взаимности. Органы и организации, указанные в настоящем пункте, не могут преследовать в своей деятельности коммерческие цели.
Порядок деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории Российской Федерации и порядок контроля за ее осуществлением устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства иностранных дел Российской Федерации.
3. Обязательное личное участие лиц (лица), желающих усыновить ребенка, в процессе усыновления не лишает их права иметь одновременно своего представителя, права и обязанности которого установлены гражданским и гражданским процессуальным законодательством, а также пользоваться в необходимых случаях услугами переводчика.
4. Ответственность за осуществление посреднической деятельности по усыновлению детей устанавливается законодательством Российской Федерации.
Статья 126.1. Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей
[Семейный кодекс РФ] [Глава 19] [Статья 126.1]
1. Посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допускается.
2. Не является посреднической деятельностью по усыновлению детей деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, которая осуществляется на территории Российской Федерации в силу международного договора Российской Федерации или на основе принципа взаимности. Органы и организации, указанные в настоящем пункте, не могут преследовать в своей деятельности коммерческие цели.
Порядок деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории Российской Федерации и порядок контроля за ее осуществлением устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства иностранных дел Российской Федерации.
3. Обязательное личное участие лиц (лица), желающих усыновить ребенка, в процессе усыновления не лишает их права иметь одновременно своего представителя, права и обязанности которого установлены гражданским и гражданским процессуальным законодательством, а также пользоваться в необходимых случаях услугами переводчика.
4. Ответственность за осуществление посреднической деятельности по усыновлению детей устанавливается законодательством Российской Федерации.
Статья 129 СК РФ. Согласие родителей на усыновление ребенка
- Для усыновления ребенка необходимо согласие его родителей. При усыновлении ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста шестнадцати лет, необходимо также согласие их родителей или опекунов (попечителей), а при отсутствии родителей или опекунов (попечителей) — согласие органа опеки и попечительства.
Согласие родителей на усыновление ребенка должно быть выражено в заявлении, нотариально удостоверенном или заверенном руководителем организации, в которой находится ребенок, оставшийся без попечения родителей, либо органом опеки и попечительства по месту производства усыновления ребенка или по месту жительства родителей, а также может быть выражено непосредственно в суде при производстве усыновления. - Родители вправе отозвать данное ими согласие на усыновление ребенка до вынесения решения суда о его усыновлении.
- Родители могут дать согласие на усыновление ребенка конкретным лицом либо без указания конкретного лица. Согласие родителей на усыновление ребенка может быть дано только после его рождения.
Статья 134 СК РФ. Имя, отчество и фамилия усыновленного ребенка
- За усыновленным ребенком сохраняются его имя, отчество и фамилия.
- По просьбе усыновителя усыновленному ребенку присваиваются фамилия усыновителя, а также указанное им имя. Отчество усыновленного ребенка определяется по имени усыновителя, если усыновитель мужчина, а при усыновлении ребенка женщиной — по имени лица, указанного ею в качестве отца усыновленного ребенка. Если фамилии супругов-усыновителей различные, по соглашению супругов-усыновителей усыновленному ребенку присваивается фамилия одного из них.
- При усыновлении ребенка лицом, не состоящим в браке, по его просьбе фамилия, имя и отчество матери (отца) усыновленного ребенка записываются в книге записей рождений по указанию этого лица (усыновителя).
- Изменение фамилии, имени и отчества усыновленного ребенка, достигшего возраста десяти лет, может быть произведено только с его согласия, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 132 настоящего Кодекса.
- Об изменении фамилии, имени и отчества усыновленного ребенка указывается в решении суда о его усыновлении.
Статья 126.1. Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей
1. Посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допускается.
2. Не является посреднической деятельностью по усыновлению детей деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, которая осуществляется на территории Российской Федерации в силу международного договора Российской Федерации или на основе принципа взаимности. Органы и организации, указанные в настоящем пункте, не могут преследовать в своей деятельности коммерческие цели.
Порядок деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории Российской Федерации и порядок контроля за ее осуществлением устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства иностранных дел Российской Федерации.
3. Обязательное личное участие лиц (лица), желающих усыновить ребенка, в процессе усыновления не лишает их права иметь одновременно своего представителя, права и обязанности которого установлены гражданским и гражданским процессуальным законодательством, а также пользоваться в необходимых случаях услугами переводчика.
4. Ответственность за осуществление посреднической деятельности по усыновлению детей устанавливается законодательством Российской Федерации.
Статья 126.1. Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей
1. Посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допускается.
2. Не является посреднической деятельностью по усыновлению детей деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, которая осуществляется на территории Российской Федерации в силу международного договора Российской Федерации или на основе принципа взаимности. Органы и организации, указанные в настоящем пункте, не могут преследовать в своей деятельности коммерческие цели.
Порядок деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории Российской Федерации и порядок контроля за ее осуществлением устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства иностранных дел Российской Федерации.
3. Обязательное личное участие лиц (лица), желающих усыновить ребенка, в процессе усыновления не лишает их права иметь одновременно своего представителя, права и обязанности которого установлены гражданским и гражданским процессуальным законодательством, а также пользоваться в необходимых случаях услугами переводчика.
4. Ответственность за осуществление посреднической деятельности по усыновлению детей устанавливается законодательством Российской Федерации.
Комментарий к Ст. 126.1 СК РФ
1. Комментируемая статья была введена Федеральным законом от 27 июня 1998 г. N 94-ФЗ, который внес существенные изменения в Семейный кодекс, направленные, как указывалось в ст. 1 этого Закона, на «повышение государственного контроля за усыновлением».
Прежде всего в статье предлагается понятие посреднической деятельности по усыновлению детей, которое имеет межотраслевое значение. Под посреднической понимается любая деятельность, осуществляемая в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, другими лицами. Посредническая деятельность при усыновлении запрещена.
Исключение из этого правила составляют:
— подбор и передача детей на усыновление, осуществляемые органами опеки и попечительства, а также органами государственной власти;
— оказание помощи в усыновлении детей специально уполномоченными иностранными государствами органами или организациями по усыновлению детей;
— оказание услуг переводчиком;
— оказание юридических услуг по представительству в суде при рассмотрении дела по заявлению об усыновлении.
Таким образом, посреднической деятельностью является, например, поиск детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляемый отдельными лицами или неуполномоченными организациями по просьбе лица, желающего усыновить ребенка. К таким же действиям относится и налаживание контактов с лицами, имеющими доступ к информации о детях, оставшихся без попечения родителей, с целью получения и передачи этой информации лицам, желающим усыновить детей. На основании ст. 11 Закона о государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, доступ к конфиденциальной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, не свободен, он осуществляется лишь при условии документирования информации о гражданах, желающих усыновить детей, в порядке, установленном ст. 7 этого Закона (т.е. при условии постановки этих граждан в региональных или федеральном банках данных о детях на учет как кандидатов в усыновители).
Наиболее опасной посреднической деятельностью при усыновлении, вне всякого сомнения, является организация «заочного усыновления», распространенного в случаях незаконного усыновления российских детей иностранными гражданами. В таких ситуациях будущий усыновитель приезжает на территорию РФ непосредственно перед судебным рассмотрением заявления об усыновлении. Выбор ребенка он осуществляет на основании информации, предоставленной для него посредниками. Личного общения с ребенком, как правило, не происходит либо оно производится с нарушением установленного порядка. Но самым главным нарушением в таких случаях является несоблюдение правила о предварительном принятии мер по устройству ребенка в семьи граждан РФ. Организация такого усыновления сопровождается, как правило, взяточничеством, совершением служебных подлогов и другими противоправными действиями.
Все перечисленные примеры, однако, не исчерпывают число случаев посреднической деятельности при усыновлении, которая, как указывается в п. 1 комментируемой статьи, возможна в виде любых действий.
Следовательно, по общему правилу все действия по усыновлению ребенка должны совершаться самим усыновителем. На практике таких усыновителей принято называть «независимыми», поскольку они не пользуются чьими-либо услугами.
2. Посредническая деятельность по усыновлению наказуема. Статьей 5.37 КоАП предусмотрено, что незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 тыс. до 2,5 тыс. рублей; на должностных лиц — от 4 тыс. до 5 тыс. рублей. В соответствии со ст. 154 УК РФ незаконные действия по усыновлению (удочерению) детей, совершенные неоднократно или из корыстных побуждений, наказываются штрафом в размере до 40 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев.
3. Комментируемая статья определяет основные положения деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории РФ. Указывая, что такая деятельность не относится к посреднической, СК РФ при этом устанавливает к ней определенные требования.
Первое требование. Деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей может осуществляться на территории РФ или в силу международного договора РФ, или на основе принципа взаимности.
Это означает, что Россия прежде всего предоставляет возможность вести такую деятельность на своей территории организациям, созданным в тех государствах, с которыми Российская Федерация заключила соответствующее соглашение. В настоящее время подобных соглашений нет.
При этом на территории РФ допускается деятельность органов и организаций, уполномоченных любыми государствами, однако до того момента, пока не появится необходимость запретить их деятельность в связи с нарушениями прав российских усыновителей или их посредников на территории соответствующего государства (установить реторсии). В этом и выражается принцип взаимности в вопросе о допущении посреднической деятельности иностранных органов и организаций по усыновлению на территории РФ.
Второе требование. Специально уполномоченные иностранными государствами органы или организации по усыновлению детей не должны преследовать в своей деятельности коммерческие цели. Это означает не только то, что их уставная правоспособность должна быть некоммерческой, но и то, что фактическая их деятельность на территории РФ не может быть направлена на извлечение прибыли и на ее распределение между участниками организации.
Третье требование. Допускается деятельность органов и организаций, которые уполномочены не только государством своего происхождения. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи Постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 654 утверждено Положение о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории РФ и контроле за ее осуществлением. Данным подзаконным актом определяется порядок получения этими органами и организациями разрешения на открытие представительства на территории РФ.
Деятельность органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории РФ в силу прямого указания закона не считается посреднической.
Представительства иностранных организаций в установленном порядке:
а) представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или в Министерство образования и науки РФ документы кандидатов в усыновители для подбора ребенка на усыновление, а также в суд для усыновления;
б) получают на основании заявления кандидатов в усыновители производную информацию о ребенке;
в) оформляют приглашения и оказывают визовую поддержку кандидатам в усыновители;
г) организуют прием и размещение кандидатов в усыновители, оказывают им необходимую помощь в оформлении усыновления;
д) участвуют в судебных заседаниях при рассмотрении дел об усыновлении, получают решения суда об усыновлении, а также оказывают содействие усыновителям в оформлении свидетельства о рождении ребенка и его паспорта для выезда за пределы РФ;
е) осуществляют на территории РФ иную деятельность по представлению интересов кандидатов в усыновители, а также усыновителей, не запрещенную законодательством РФ.
Указанное Постановление Правительства РФ N 654 определяет также способы контроля за деятельностью представительств иностранных организаций, а также основания прекращения их деятельности на территории РФ.
Представительства иностранных организаций представляют в органы исполнительной власти субъектов Федерации отчеты об условиях жизни и воспитания детей в семьях усыновителей, подготовленные компетентным органом государства, на территории которого проживает усыновленный ребенок.
Не позднее чем через один месяц с даты постановки ребенка на учет в консульском учреждении РФ представительство иностранной организации представляет в орган исполнительной власти субъекта Федерации справку о постановке на учет в консульском учреждении РФ или копию паспорта ребенка с отметкой о его постановке на учет в консульском учреждении РФ.
69. Посредничество в усыновлении
Усыновление в РФ – это нередко хорошо развивающийся бизнес. Существует немало полулегальных и даже легальных фирм и своего рода «частных предпринимателей», оказывающих посреднические услуги по продаже детей за границу или в богатые отечественные семьи. Ребенок-сирота для этих фирм – такой же товар, который к тому же всегда востребован и имеет высокую стоимость. Эти фирмы или частные лица имеют свои банки данных и свою клиентуру. СК РФ гласит, что посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допускается. Это не мешает посредническим фирмам маскироваться под консалтинговые агентства. В то же время существуют официальные органы, которым деятельность по подбору и передаче детей в приемные семьи вменяется в обязанность.
По закону не является посреднической деятельностью по усыновлению детей деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, которая осуществляется на территории РФ в силу международного договора РФ или на основе принципа взаимности.
Данные органы и организации не могут преследовать в своей деятельности коммерческие цели. Для борьбы с торговлей детьми деятельность данных органов находится под строгим контролем. Порядок деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории РФ и порядок контроля за ее осуществлением устанавливаются Правительством РФ по представлению Министерства юстиции РФ и Министерства иностранных дел РФ.
Для предотвращения обмана со стороны иностранных усыновителей введено правило обязательного личного присутствия усыновителя, которому разрешено иметь одновременно своего представителя, права и обязанности которого установлены гражданским и гражданским процессуальным законодательством, а также пользоваться в необходимых случаях услугами переводчика. Представитель и переводчик не являются посредниками. Ребенок не покупается и не продается. За осуществление посреднической деятельности по усыновлению детей устанавливается уголовная ответственность.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Положение об указанных ранее образованиях предусматривает жесткий контроль и аккредитацию на реализацию мероприятий. Последняя актуальна для иностранных структур, которые работают по усыновлению более 5 лет. Порядок выдачи разрешений предполагает подачу заявки от иностранного учреждения, изъявившего желание открыть представительство в России. Адресатом является Минобр РФ. Помимо заявки, требуется приложить следующую документацию:
- учредительные бумаги;
- сведения о статусе, не связанном с коммерческой деятельностью;
- данные о структуре;
- информацию о штате специалистов;
- лицензию;
- рекомендацию от органа, находящегося в стране получения лицензии, свидетельствующее о возможности реализации мероприятий в России;
- список предоставляемых структурой услуг;
- обязательство, связанное с контролем за условиями проживания несовершеннолетних и их развитием;
- данные руководителя подразделения (реквизиты паспорта, данные об образовании, предыдущих местах работы, адрес и контактный телефон).
Обозначенные документы легализуются в порядке, предусмотренном НПА, переводятся на официальный язык, и удостоверяются в нотариальной конторе. Решение о предоставлении права на работу или отказе рассматривается Минобром в течение 90 дней с даты передачи документации.
Разрешение выдается на 12 месяцев. При этом профильное министерство обязательно согласует свои действия с другими уполномоченными структурами:
После принятия положительного решения представительство получает свидетельство. Причинами, по которым уполномоченный орган отказывает заявителям или лишает их статуса являются такие обстоятельства:
- несоответствие бумаг требованиям, предъявляемым отечественным законодательством;
- предоставление заведомо ложной информации;
- наличие негативных отзывов;
- заключения, сделанные по итогам проверки иными уполномоченными органами, взаимодействующими с Минобром РФ, свидетельствующие о невозможности аккредитации;
- отсутствие взаимного признания процедуры между странами;
- неблагоприятная обстановка в иностранном государстве, к которому относится представительство;
- нарушения, выявленные в процессе анализа деятельности структуры;
- нарушение взятых на себя обязательств;
- ликвидация организации.
Важно! Зарубежные посредники, легализованные в Российской Федерации, обязаны ежегодно отчитываться перед Минобром России о своей деятельности.
Когда усыновление невозможно
Забрать ребенка в семью иностранный гражданин не сможет, если он:
- Не соответствует предъявляемым к усыновителям требованиям;
- Имеет гражданство США. Получение российских детей гражданами США вне зависимости от ситуации запрещено;
- Состоит в однополом браке;
- Не состоит в браке, при этом однополые отношения в его государстве легализованы;
- Ограничен в дееспособности, признан полностью недееспособным;
- Имеет судимость за особо тяжкое или тяжкое преступление;
- Имеет медицинские противопоказания по здоровью: болеет туберкулезом, онкологией, психическим расстройством, наркоманией, алкоголизмом, инфекционными заболеваниями (до полного излечения);
- Не имеет постоянного источника дохода или места жительства;
- Не прошел подготовку на курсах усыновителей.
Особенности оформления
При оформлении усыновления ребенка Вам придется столкнуться с определенными нюансами и пройти несколько этапов. Для начала органы опеки знакомятся с потенциальным усыновителем при подаче документов. Все справки, выписки и характеристики тщательно проверяются, далее специалисты выезжают на проверку в дом для проверки условий проживания в будущем ребенка.
Если в определенном месте нет органов опеки, их обязанности возлагаются на местные муниципальные органы, например, отдел по защите прав ребенка.
В крупных городах для удобства жителей создаются коммерческие организации, которые за денежное вознаграждение сами собирают документы для
Во многих мегаполисах существуют специализированные компании, которые помогают родителям оформить необходимый пакет документов, а также оказывают помощь в поиске необходимого ребенка. Все это упрощает процедуру усыновления для будущих родителей, что не маловажно в современном мире.
Могут ли одинокие женщины/мужчины оформить усыновление/удочерение?
В действующем законодательстве нет никаких требований касательно пола потенциального приемного родителя. Самое главное, чтобы человек был совершеннолетним. Еще он должен иметь постоянную работу, стабильный доход.
Если у него есть судимость или серьезное патологическое заболевание из списка болезней, при наличии которых усыновление невозможно, то гражданину будет отказано.
Одинокие мужчины и женщины, не состоящие в браке или отношениях, могут претендовать на усыновление несовершеннолетнего ребенка, если они подходят под все критерии, предъявляемые к кандидатам.
Сотрудники органа опеки не могут отказать лицу только потому, что оно не состоит в законном или гражданском браке. Следовательно, одинокие люди могут подавать документы на усыновление несовершеннолетнего малыша.
Каждый из этапов процедуры усыновления займет какой-то промежуток времени:
- Подготовительные курсы длятся от двух дней до одного месяца.
- Медицинское обследование займет от двух до четырнадцати дней.
- Подготовка документов обычно длится до одного месяца.
- Заявление будет рассматриваться органами опеки и попечительства не более десяти дней.
- Самый длительный промежуток времени займут поиски подходящего ребенка. Иногда это длится год и более.
- Подготовка документов и подача иска – от двух дней до двух-трех недель.
- Судебный процесс займет около двух месяцев.
- Вступление решения суда в законную силу – еще один месяц.