Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто такой контрактный управляющий закупками». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Мелкие заказчики, как правило, распоряжаются годовым бюджетом не более 10 млн. руб., а их типичным представителем являются муниципальные учреждения. Большая часть и так небольшого бюджета к тому же уходит на коммунальные нужды.
Назначение на должность управляющего.
Если должность контрактного управляющего штатным расписанием не предусмотрена или предусмотрена, но вакантна, управляющего нужно назначить из числа работников. Назначение осуществляется приказом работодателя. Образец см. ниже.
Государственное автономное учреждение «Горводоканал»
(ГАУ «Горводоканал»)
ПРИКАЗ
о назначении контрактного управляющего
г. Самара
10.01.2020 № 2-К
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»:
ПРИКАЗЫВАЮ:
Назначить главного бухгалтера ГАУ «Горводоканал» Иванову И. Е. на должность контрактного управляющего, ответственного за закупки товаров, работ, услуг для обеспечения нужд ГАУ «Горводоканал», включая контроль исполнения контрактов.
Возложить на Иванову И. Е. функции и полномочия, предусмотренные должностной инструкцией контрактного управляющего, утвержденной приказом руководителя ГАУ «Горводоканал» от 12.12.2019 № 55.
Специалисту отдела кадров подготовить дополнительное соглашение к трудовому договору с Ивановой И. Е. до 14 января 2020 г.
- В соглашении установить следующее:
контрактный управляющий действует на основании настоящего приказа и должностной инструкции с 14 января 2020 г. бессрочно;
контрактный управляющий несет персональную ответственность в пределах возложенных на него полномочий.
Секретарю Борисовой С. К. довести настоящий приказ до сведения Ивановой И. Е. под подпись.
Контроль исполнения настоящего приказа возложить на начальника отдела кадров Машкову С. С.
Распространенные ошибки контрактных управляющих
Чтобы стать участником мероприятий по государственным закупкам, необходимо соответствовать ряду условий в рамках 44-ФЗ. Тем не менее, часто заказчики, то есть, действующие от их имени контрактные управляющие по 44-ФЗ, выдвигают необоснованные запросы, среди прочих – требование предоставлять лицензию и специальный допуск СРО. В таких случаях ситуацию исправляет УФАС, защищает права поставщика и заставляет заказчика действовать в рамках закона.
Вот примеры конкретных ситуаций:
- выдвигается запрос на предоставление лицензии, в то время как закон предусматривает ее наличие лишь для некоторых видов работ из списка ТЗ;
- слишком придирчивое требование к действующему свидетельству о допуске к выполнению работ, влияющих на безопасность объектов капитальной стройки. Детально можно ознакомиться с данным вопросом в статье «СРО с 1 июля 2017 года в контрактной системе».
Различия между контрактной службой и контрактным управляющим
Контрактная служба | Контрактный управляющий |
---|---|
коллегиальный орган заказчика | должностное лицо заказчика |
в состав должно входить не менее 2 человек | может быть один |
только одна в организации | может быть несколько |
действует на основании положения, которое составляется в соответствии с типовым положением (приказ Минфина от 31.07.2020 № 158н) и не может ему противоречить | действует в соответствии со своей должностной инструкцией и трудовым договором |
обязанности по проведению закупок разделяются между работниками службы (конкретный работник контрактной службы, например, может только планировать закупки, другой — занимается только обоснование цены и т.д. | отвечают за одну или несколько закупок полностью (делает все сам — планирует закупки, обосновывает цену, размещает информацию в ЕИС и др.) |
Особенности работы контрактного управляющего в небольшой организации.
С одной стороны, работы для контрактного управляющего немного, только придется повозиться с планами и расчетами объемов закупок, внести в единую электронную систему (Общероссийский сайт – до ввода Единой электронной системы) несколько извещений и контрактов по ним.
Также нужно составлять отчеты об исполнении контрактов. Возможно, что придется самостоятельно решать вопросы с электронными ключами (Электронными цифровыми подписями – ЭЦП). И этим занимается тендерный специалист.
У небольшого объема закупок есть своя обратная сторона — руководству не имеет смысла выделять под эту работу отдельную штатную единицу, поэтому начинают страдать те сотрудники, которые есть под рукой.
Мне известны контрактные управляющие, основная должность которых — завхозы, воспитатели детского сада и т. д.
Можно им только посочуствовать, так как работа контрактного управляющего требует много труда и времени не только на сами процедуры, но и на то, чтобы не отстать от непрерывно выходящих постановлений Правительства, Минэкономразвития и т. д.
Штрафы, которые могут налагаться на должностные лица за нарушения в соответствии с КоАПом, при этом часто кратны их мизерной зарплате, например, в детском саду.
Коротко говоря, даже минимальный объем закупок требует от таких совместителей основательных знаний законодательства, практики его применения и потенциально приводит к такой же ответственности, как и при работе в крупной организации, а оплачивается скудно.
Онлайн-интервью с О.В. Анчишкиной, к.э.н., ведущим научным сотрудником Института экономики РАН, экспертом ООН по публичным закупкам, руководителем проекта «Центр стратегических разработок по развитию контрактной системы»
О профессии специалист по госзакупкам, о ее будущем и перспективах в этой сфере для молодых специалистов мы поговорили с к.э.н., ведущим научным сотрудником Института экономики РАН, экспертом ООН по публичным закупкам, руководителем проекта «Центр стратегических разработок по развитию контрактной системы» О.В. Анчишкиной.
КонсультантПлюс: Ольга Владленовна, вы один из авторов концепции контрактной системы, а именно, федеральных законов №44-ФЗ и №223-ФЗ. По сути, вы стояли у истоков создания новой профессиональной сферы в нашей стране. Давайте разберемся, что же собой представляет данная профессия на сегодняшний день. На ваш взгляд, какое высшее образование предпочтительно для специалиста по госзакупкам — юридическое, экономическое или бухгалтерское?
Специалист по госзакупкам
Ольга Владленовна Анчишкина специалист по госзакупкам: При ответе на вопросы об образовании обратила бы внимание на три самостоятельных аспекта. Поясню по каждому, чтобы обосновать итоговые рекомендации.
Во-первых, рассмотрим, как обстоят дела с образованием специалистов по публичным закупкам (закупкам для государственных и муниципальных нужд по правилам закона № 44-ФЗ).
Для данной группы госслужащих предпочтительно иметь профильное, специальное профессиональное образование — закупщик, снабженец, специалист по логистике, а в международной терминологии — supply chain manager.
Или даже более специализированное образование специалиста по публичным закупкам, а в международной терминологии — contracting officer. Известно, что у нас в стране таких специалистов не готовят.
В большинстве учебных заведений нет даже магистратур по госзакупкам. Образование идет в рамках подготовки специалистов государственного и муниципального управления или иных более общих (по отношению к закупкам) специальностей. Пока российские учебные организации ограничиваются системой дополнительного образования, в рамках которой ведут профессиональную подготовку и переподготовку специалистов контрактных служб, контрактных управляющих и членов закупочных комиссий. В таком случае давайте посмотрим, где именно учились те, кто сейчас работает на руководящих должностях в госзаказе.
Выясним таким образом, какое образование в российских реалиях действительно наилучшим образом формирует базу знаний для специалистов по госзаказу. Так, согласно официальной информации Минфина России, Демидова Т.П., директор департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы, получила юридическое образование.
Окончила Современный гуманитарный институт по специальности юриспруденция, магистратуру Московского государственного института международных отношений (университета) МИД РФ. Дегтев Г.В., руководитель департамента города Москвы по конкурентной политике, окончил Московский энергетический институт. Сачков Д.И., председатель комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга, окончил юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. Гончаров Е. Н., временно исполняющий обязанности руководителя управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области, окончил Воронежский государственный университет (квалификация экономист).
Это лишь несколько примеров, которые показывают, что в существующих правовых условиях и с учетом реальных кадровых лифтов востребованным является юридическое и экономическое образование. Между тем для продвижения по госслужбе в сфере госзаказа не станет преградой и иная квалификация.
Замечу, российская ситуация не является уникальной. Получить профильное образование по публичным закупкам можно далеко не во всех странах даже с развитыми рыночными экономиками.
Страны Европейского союза, в лице закупочного сообщества, поставили перед правительствами и наднациональными органами вопрос об институализации профессии публичного закупщика и соответствующей образовательной подготовке. И хотя развитие систем публичных закупок в направлении последовательной профессионализации идет, Европа пока не завершила данный процесс. Однако есть страны, которые этот вопрос уже решили. К примеру, специалистов по госзакупкам готовят в США, причем высшие учебные заведения этой страны готовят как специалистов по гражданским публичным закупкам, так и по военным закупкам. В сфере подготовки и совершенствования кадров в области госзакупок существуют такие профильные учебные заведения, как Federal Acquisition Institute, The National Institute of Governmental Purchasing, Defense Acquisition University. Выходит специализированное издание — «Government Procurement Journal».
Одновременно имеется признание и, соответственно, приравнивание дипломов гражданских и военных специалистов по закупкам. Это дает возможность переходить из одной сферы в другую, дополнительно сдавая лишь отдельные узкопрофильные дисциплины.
Ответственность должностного лица по 44-ФЗ
По ч.5 ст.38 44-ФЗ управляющий отвечает за правонарушения в рамках собственных полномочий. В должностной инструкции обязательно указываются должностные обязанности и ответственность за их неисполнение.
Для контрактного управляющего ответственность предусмотрена по трудовому законодательству (ст.232 ТК РФ) за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, и причинение материального ущерба работодателю.
Также предусмотрена административная, уголовная и гражданская ответственность за нарушения, совершенные в ходе собственной работы. Управляющим, допустившим административные правонарушения, предусмотренным ст.ст.7.29-7.32 КоАП РФ, ч.7, ч.7.1 ст.19.5 КоАП РФ, ст.19.7.2 КоАП РФ, вменяется административная ответственность как должностным лицам.
Согласно ч.2 ст.12 44-ФЗ для должностных лиц заказчиков предусмотрена персональная ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок.
Лица, провинившиеся по законодательству РФ и иных НПА о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ (ч.1 ст. 107 44-ФЗ).
Востребованность и зарплаты специалиста по закупкам 44-ФЗ
На сайте поиска работы в данный момент открыта 3 581 вакансия, с каждым месяцем спрос на специалистов по закупкам 44-ФЗ растет.
Количество вакансий с указанной зарплатой специалиста по закупкам 44-ФЗ по всей России:
- от 45 000 руб. 1 964
- от 80 000 руб. 896
- от 115 000 руб. 413
- от 150 000 руб. 266
- от 185 000 руб. 149
Вакансий с указанным уровнем дохода по Москве:
- от 80 000 руб. 507
- от 135 000 руб. 165
- от 185 000 руб. 87
- от 240 000 руб. 48
- от 295 000 руб. 36
Вакансий с указанным уровнем дохода по Санкт-Петербургу:
- от 55 000 руб. 214
- от 75 000 руб. 121
- от 100 000 руб. 69
- от 120 000 руб. 40
- от 145 000 руб. 23
Должностные обязанности
И служба, и контрактный управляющий по госзакупкам осуществляют организацию всего цикла госзакупок: от планирования до исполнения всех обязательств по контракту, в том числе по оплате товаров, оказанных услуг, выполненных работ.
Разберем основные должностные обязанности, которые устанавливают закон о федеральной контрактной системе (ч. 4 ст. 38 44-ФЗ) и Типовое положение № 631 (п. 11, ).
При планировании закупок ответственные специалисты контрактной сферы заказчика:
- разрабатывают плановую документацию (план закупок и план-график), и готовят изменения к ним (при необходимости);
- размещают в ЕИС план закупок, план-график и внесенные изменения;
- подготавливают документальное обоснование закупок;
- проводят и принимают участие в консультациях с поставщиками для дальнейшего определения состояния конкурентной среды на рынках товаров, работ, услуг, выбора наилучших технологий и оптимальных решений для обеспечения нужд заказчика.
Должностная инструкция
У Заказчика есть 3 пути, по которым он может назначить контрактного управляющего:
- Принять на это место нового сотрудника и заключить с ним трудовой договор. Либо оформить сотрудника на другую должность, но со схожими обязанностями и функциями.
- Перевести штатного работника на должность управляющего (или аналогичную должность) и заключить с ним соглашение об изменении условий трудового договора.
- Согласовать со штатным сотрудником возможность совмещения должностей по правилам ст.60.2 ТК РФ (при этом в соответствии со ст.151 ТК РФ лицу полагается доплата, а в его должностную инструкцию вносятся необходимые корректировки).
При назначении управляющего заказчик действует последовательно:
- Новая должность вносится в штатное расписание;
- Готовится должностная инструкция контрактного управляющего;
- Издается приказ о назначении должностного лица, отвечающего за закупки (т.е. контрактный управляющий).
Должностная инструкция контрактного управляющего — это внутренний документ заказчика. В нем прописываются требования, права и обязанности сторон. Документ обозначает сферу ответственности сотрудника и его полномочия.
Инструкция состоит из следующих разделов:
- Общие положения: порядок принятия на должность, порядок увольнения, общие сведения о должности и требования к управляющему;
- Функции: общие функции для должностного лица;
- Обязанности: действия управляющего;
- Права: объем прав сотрудника;
- Ответственность: что предусмотрено за правонарушения;
- Заключительные положения: ссылки на профстандарты, порядок внесения корректировок в должностную инструкцию.
Должностные обязанности
И служба, и контрактный управляющий по госзакупкам осуществляют организацию всего цикла госзакупок: от планирования до исполнения всех обязательств по контракту, в том числе по оплате товаров, оказанных услуг, выполненных работ.
Разберем основные должностные обязанности, которые устанавливают закон о федеральной контрактной системе (ч. 4 ст. 38 44-ФЗ) и Типовое положение № 631 (п. 11, ).
При планировании закупок ответственные специалисты контрактной сферы заказчика:
- разрабатывают плановую документацию (план закупок и план-график), и готовят изменения к ним (при необходимости);
- размещают в ЕИС план закупок, план-график и внесенные изменения;
- подготавливают документальное обоснование закупок;
- проводят и принимают участие в консультациях с поставщиками для дальнейшего определения состояния конкурентной среды на рынках товаров, работ, услуг, выбора наилучших технологий и оптимальных решений для обеспечения нужд заказчика.
При организации закупок контрактные специалисты ответственны за:
- разработку и размещение в ЕИС извещения, закупочной документации и проекта контракта;
- формирование и рассылку приглашений для принятия участия в определении поставщиков закрытыми способами;
- расчет и обоснование НМЦК;
- организацию обязательного общественного обсуждения закупок;
- обеспечение работы закупочной комиссии;
- привлечение экспертных организаций и индивидуальных экспертов.
При проведении закупок ответственные за закупки лица:
- непосредственно осуществляют закупки и дальнейшее заключение контрактов;
- изучают банковские гарантии;
- принимают участие в рассмотрении дел об обжаловании результатов закупочных процедур.
В процессе заключении и исполнения контрактов специалисты контрактной сферы заказчика обязаны:
- обеспечить заключение контракта;
- организовать приемку товаров или результатов выполненных работ, оказанных услуг, в том числе отдельных этапов;
- санкционировать проведение экспертизы;
- создать приемочную комиссию;
- обеспечить оплату поставщику.
В случае изменения и расторжения контракта управляющий или работники контрактной службы:
- связываются с исполнителем;
- включают в РНП сведения о недобросовестном поставщике;
- направляют подрядчику требования об оплате штрафных санкций;
- организуют выплату по банковской гарантии;
- обеспечивают сбор всех необходимых материалов для дальнейшего ведения претензионно-исковой работы.
Как видим, перечень не является закрытым и может быть расширен и дополнен исходя из потребностей заказчика. Более подробно функции при подготовке и осуществлении закупок перечислены в Типовом положении.
В случае если в организации назначен контрактный управляющий, должностные обязанности на такого работника возлагаются как в соответствии с занимаемой им должностью, так и в соответствии с его назначением на эту должность.
Данный приказ является тем нормативным актом, который ложится в основу работы создаваемого подразделения. Данный приказ может быть подписан только руководителем организации, так как происходит создание нового подразделения.
В рамках такого приказа потребуется отразить следующую информацию:
- дата создания контрактной службы;
- перечень ее сотрудников, а также сотрудников, которые входят в данное подразделение (так как сотрудники могут изменяться, то их перечень может быть утвержден в виде самостоятельного приложения, которое при необходимости может быть изменено). Руководитель отдела организации закупок указывается в самом теле приказа как то должностное лицо, на которое возлагаются обязанности по первичной организации работы создаваемого подразделения, а также по контролю за его работой, проводимому на первом уровне;
- в рамках приложения к приказу также может быть утверждено и положение о создаваемом подразделении, в котором будет перечислен ряд вопросов, отражающих функционирование этого подразделения (права и обязанности сотрудников, цели создания, круг решаемых вопросов). Положение об отделе организации закупок должно быть разработано в соответствии с существующим Типовым положением, подготовленным Минфином РФ еще в 2013 году.
Кроме того, потребуется также и указать, когда приказ вступает в силу (либо конкретной датой, либо указанием на дату подписания).
Учитывая положение ч.5 ст.38 44-ФЗ, ответственность контрактного управляющего находится в пределах тех обязанностей, которые он исполняет. В инструкции должны быть четко описаны обязанности работника, находящегося на данной должности и ответственность, которую он несет за неисполнение указанных обязанностей.
Сотрудник несет ответственность согласно ТК РФ за неисполнение или пренебрежение своими должностными обязанностями, предусмотренные инструкцией, а также за причинение материального вреда работодателю.
К тому же, контрактный управляющий может понести уголовное, гражданское или административное наказание за правонарушение, которое совершается в процессе его трудовой деятельности.
Законодательно установлено, что контрактные управляющие могут нести индивидуальную ответственность за соблюдение требований, которые установлены законом о контрактной системе в области закупок. Лица, нарушающие предписания закона и нормативных актов, могут понести наказание, вплоть до уголовного.
Требования к должности и образованию контрактного управляющего, профстандарты
Ответственность за направление сотрудников на переподготовку несут заказчики, а вот непосредственной подготовкой контрактных управляющих занимаются специализированные компании. По окончанию курсов, слушатель получает удостоверение официального образца или диплом.
На конкурсного управляющего налагается ответственность за осуществление закупок, а также, им выполняются контрольные функции в отношении каждого контракта. Назначение управляющего происходит тогда, когда общий объем закупок за год не превышает больше 100 млн. рублей, а также, когда у заказчика не предусмотрена контрактная служба.
Каждый заказчик одновременно может иметь сразу несколько управляющих. При этом каждый сотрудник отвечает за свой сегмент рынка. К примеру, один управляющий осуществляет организацию закупок строительных материалов, а другой занимается приобретением спецтехники.