Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсии машинистам и работникам РЖД». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для получения досрочной пенсии необходимо трудиться по некоторым специальностям, которые связаны с организацией безопасного движения составов по железной дороге. Дополнительно такая привилегия назначается лицам, трудящимся в локомотивной бригаде.
Корпоративная пенсия через НПФ “Благосостояние”
“Благосостояние” — негосударственная организация, которая заботится об обеспечении сотрудников ж/д. Организация гарантирует железнодорожникам, состоящим в программе негосударственного формирования пенсии, соблюдение всех оговоренных функций.
В корпоративной системе на данный момент состоит более полумиллиона граждан, занятых на железной дороге. Почти половина из них уже получают пенсионные выплаты из резерва организации. Средний размер таких выплат по состоянию на 2021 год составлял 6 тысяч рублей.
Процесс формирования корпоративной пенсии довольно прост. Часть отчислений снимается с зарплаты работников, а часть оплачивается работодателем, то есть РЖД.
Существует несколько схем для корпоративных накоплений. Работник может выбрать наиболее приемлемую для него.
- Страховая — предполагает накопление более низкими взносами. Однако, обладает одним существенным недостатком — не передается по наследству.
- Сберегательно-страховая — передается по наследству, но устанавливается минимальный и максимальный временной лимит на возможность наследования.
- Страхово-сберегательная — после приобретения права на выплату негосударственной пенсии приобретается право наследования.
- Сберегательная — право наследования может быть реализовано в любой момент.
- Схема 6 — наследование допустимо как до, так и после назначения выплат пенсионных накоплений.
Достигнув пенсионного возраста негосударственные накопления можно получить согласно правилам корпоративной системы. Необходимо не менее пяти лет производить регулярные взносы в фонд. При переходе сотрудника к другому НПФ накопления полностью сохраняются в случае, если новый фонд является партнером железной дороги России.
Сохранится ли досрочная пенсия для железнодорожников
Закон о повышении пенсионного возраста предусматривает, что работники профессий, проходящих по списку 1 и 2, сохраняют право выхода на досрочную пенсию.
Как и ранее, они могут подавать документы для назначения обеспечения в возрасте 55 (мужчины) и 50 (женщины) лет.
Данное положение касается и таких профессий железнодорожников как:
- бандажники;
- пробивальщики-продувальщики труб;
- слесари по ремонту подвижного состава, занятые ремонтом, заправкой и сменой клапанов цистерн, а также ремонтом цистерн из-под этиловой жидкости;;
- аппаратчики приготовления химических растворов;
- заливщики свинцово-оловянистых сплавов;
- бригадиры (освобожденные) предприятий железнодорожного транспорта, занятые на промывочно-пропарочных станциях (поездах, пунктах);
- котельщики, занятые теплой промывкой котлов паровозов;
- кочегары паровозов в депо;
- приемосдатчики груза и багажа, занятые в пунктах налива и слива сернистой нефти и едких веществ;
- промывальщики котлов паровозов;
- мастера промывочно-пропарочных станций (поездов, пунктов).
Помимо отчислений от государства, выход на пенсию в РЖД сопровождается выплатами от работодателя. РЖД сохраняет своим бывшим работникам выходное пособие в размере 2 300 рублей за каждый год, отработанный в компании.
Таким образом, работники железной дороги имеют право на досрочное оформление пенсионного обеспечения в случае, если их профессия входит в список №1 или список №2. В отдельную категорию выделяют машинистов, если условия досрочного выхода на пенсию соответствуют условиям, установленным для списка №2, а также женщин-машинисток строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных транспортных средств. Порядок расчета и оформления выплат не отличается от тех, что предусмотрены для обычных трудоустроенных граждан. Дополнительно РЖД выплачивает пенсию-добавку своим работникам за счет собственных средств за каждый год трудовой деятельности.
Досрочная пенсия для железнодорожников
Работники ОАО РЖД, как и все прочие, по достижении определенного возраста получают право на выход на пенсию. Досрочно, пенсия для железнодорожников по старости назначается при соблюдении следующих требований:
- Возрастная планка – 50 (женщины), 55 (мужчины) лет. Это минимальный возраст, когда сотрудник РЖД может претендовать на оформление выплаты.
- Мужчины/женщины в РЖД для досрочного ухода на пенсию должны иметь определенное количество лет стажа работником в локомотивной бригаде, в сфере безопасности движения на железной дороге и прочее.
При оформлении выплаты профессия заявителя должна находиться в Перечне профессий , которые дают ему право на досрочный уход на отдых. Перечень достаточно велик:
- дежурные ж/д станций;
- кондукторы;
- диспетчеры;
- бригадиры ремонтных бригад;
- кочегары;
- мастера;
- машинисты и их помощники;
- осмотрщики;
- механики;
- слесари;
- составители и прочие.
Список профессий в сфере железнодорожного транспорта, которые предполагают досрочный выход на отдых, был впервые опубликован в 1956 году и с тех пор не претерпел практически никаких изменений. Кроме соответствия профессии важно и наличие стажа. Так, для женщин установлен его размер 10 лет, для мужчин-железнодорожников – 12 с половиной лет. Общий же стаж также важен – минимально необходимый размер его составляет 25 и 20 лет соответственно.
Досрочный выход на отдых возможен и при недостаточном количестве лет спецстажа. Пенсия для железнодорожников предусмотрена для тех работников, которые до начала 1992 года отработали в сфере РЖД минимум 6 лет и 3 месяца либо 5 лет. Однако в этом случае уменьшение пенсионного возраста составит не 5 лет как в общем случае, а 2,5 и 2 года соответственно. Более подробно можно посмотреть в пояснениях ПФ .
Основные условия для установления досрочной трудовой пенсии
Пенсия железнодорожникам назначается раньше обычного срока при условии:
- выполнения на постоянной основе работ в составе локомотивной бригады или работ по безопасной перевозке грузов и пассажиров в метрополитене и ж/д транспорте;
- достижения минимального возрастного «порога»;
- накопления общего стажа (ОСС), сопровождавшегося оплатой взносов в ПФ РФ;
- наличия особого стажа (спецстаж) в рамках указанных работ.
Проведенная реформа не затронула критериев отправки железнодорожников на льготную пенсию. Показатели остались неизменны, все так же варьируются в зависимости от пола (ст.30 закона N 400-ФЗ):
Критерий |
Мужчины (лет) |
Женщины (лет) |
Возраст |
55 |
50 |
ОСС |
25 |
20 |
Спецстаж | 12,5 |
10 |
Дополнительное условие – индивидуальный коэффициент (пенсионный) не должен быть ниже 30-ти.
Какие льготы имеет почетный железнодорожник на пенсии
- Указанным лицам, имеющим стаж более 20-ти лет, и их одному несовершеннолетнему ребенку — на билеты дальнего следования в купе туда и обратно, с возможностью двух остановок по пути.
- Пенсионерам со стажем более 20-ти лет и несовершеннолетнему ребенку (только одному), находящемуся у них на иждивении — бесплатный проезд на расстояние до 200 км в обе стороны: в пригородных поездах; в вагонах третьего класса; в вагонах первого и второго класса с доплатой разницы от стоимости билета третьего класса; при отсутствии пригородных поездов, в плацкартных вагонах.
- Льготники могут отказаться от бесплатного проезда, передав право на проезд в плацкартном вагоне своему обучающемуся на очном отделении ребенку от 18-ти до 24-х лет.
Всё о досрочных трудовых пенсиях
Работники ОАО РЖД, как и все прочие, по достижении определенного возраста получают право на выход на пенсию. Досрочно по старости получить такое право могут работники при соблюдении основных требований:
- Возрастная планка – 50 (женщины), 55 (мужчины) лет. Это минимальный возраст, когда сотрудник РЖД может претендовать на оформление выплаты.
- Мужчины/женщины в РЖД для досрочного ухода на пенсию должны иметь определенное количество лет стажа работником в локомотивной бригаде, в сфере безопасности движения на железной дороге и прочее.
При оформлении выплаты профессия заявителя должна находиться в Перечне профессий, которые дают ему право на досрочный уход на отдых. Перечень достаточно велик:
- дежурные ж/д станций;
- кондукторы;
- диспетчеры;
- бригадиры ремонтных бригад;
- кочегары;
- мастера;
- машинисты и их помощники;
- осмотрщики;
- механики;
- слесари;
- составители и прочие.
«Старый» возраст корпоративной пенсии
Железнодорожники, уволившиеся из ОАО «РЖД», будут получать корпоративную пенсию и пользоваться льготами, предусмотренными для неработающих пенсионеров компании с 55 и 60 лет. Но получить их смогут те, кто не будет трудиться на другого работодателя.
Правление ОАО «РЖД» утвердило решения, поддержанные ранее РОСПРОФЖЕЛ, направленные на повышение социальной защищенности железнодорожников в условиях реформирования пенсионной системы страны. Нововведения касаются системы негосударственного пенсионного обеспечения и порядка предоставления льгот, которые компания гарантирует неработающим пенсионерам.
Во–первых, работники, вступившие в корпоративную пенсионную систему до 1 января 2021 года, получат право на негосударственную пенсию при увольнении из компании по прежнему пенсионному возрасту – с 55 лет для женщин и с 60 лет для мужчин.
Во–вторых, сотрудники отдельных категорий, которые по достижении этого возраста по собственному желанию перейдут на нижеоплачиваемую должность, смогут получать и заработную плату, и корпоративную пенсию одновременно. Список должностей, предусматривающих назначение пенсии в этом случае, компания установит дополнительно.
В–третьих, за железнодорожниками, принятыми в ОАО «РЖД» до 1 января 2021 года и отработавшими в компании и в организациях железнодорожного транспорта 20 и более лет, при увольнении по достижении «старого» пенсионного возраста – 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин – сохранится право на льготы, установленные в соответствии с коллективным договором для неработающих пенсионеров.
«В коллективный договор будут внесены изменения, – рассказывает руководитель Департамента социального партнерства, труда и заработной платы аппарата ЦК РОСПРОФЖЕЛ Александр Лощагин. – Отмечу, что компания предложила распространять перечисленные выше льготы только на уволенных по собственному желанию или по сокращению. Мы, кончено, были за расширение перечня оснований, потому что есть и другие объективные обстоятельства. В итоге договорились до того, что эти гарантии и льготы будут распространяться на тех бывших работников, которые уволятся из компании не за виновные действия, то есть не за нарушения». Например, по соглашению сторон, при переводе второго супруга (военнослужащего, к примеру) в другой регион, при переходе на выборную работу. И тогда уволенный по этим основаниям человек будет получать льготы как неработающий пенсионер ОАО «РЖД». Впрочем, у профсоюза есть еще несколько предложений для работодателя.
«Мы предложили ввести термин «лица, приравненные к неработающим пенсионерам ОАО «РЖД», – говорит Александр Лощагин. – Он нужен для обозначения определенной категории работников. Тех, которые не достигли еще общего возраста выхода на пенсию по старости и увольняются из компании, допустим, по собственному желанию. Они не относятся к категории «неработающие пенсионеры», но будут получать те же гарантии и льготы. Концептуально термин был одобрен, но окончательное решение пока не принято».
После принятия согласованного решения вопрос об изменениях действующего коллективного договора компании будет вынесен на заседания комиссии по коллективному договору и правления ОАО «РЖД».
В–третьих, за железнодорожниками, принятыми в ОАО «РЖД» до 1 января 2021 года и отработавшими в компании и в организациях железнодорожного транспорта 20 и более лет, при увольнении по достижении «старого» пенсионного возраста – 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин – сохранится право на льготы, установленные в соответствии с коллективным договором для неработающих пенсионеров.
«В коллективный договор будут внесены изменения, – рассказывает руководитель Департамента социального партнерства, труда и заработной платы аппарата ЦК РОСПРОФЖЕЛ Александр Лощагин. – Отмечу, что компания предложила распространять перечисленные выше льготы только на уволенных по собственному желанию или по сокращению. Мы, кончено, были за расширение перечня оснований, потому что есть и другие объективные обстоятельства. В итоге договорились до того, что эти гарантии и льготы будут распространяться на тех бывших работников, которые уволятся из компании не за виновные действия, то есть не за нарушения». Например, по соглашению сторон, при переводе второго супруга (военнослужащего, к примеру) в другой регион, при переходе на выборную работу. И тогда уволенный по этим основаниям человек будет получать льготы как неработающий пенсионер ОАО «РЖД». Впрочем, у профсоюза есть еще несколько предложений для работодателя.
«Мы предложили ввести термин «лица, приравненные к неработающим пенсионерам ОАО «РЖД», – говорит Александр Лощагин. – Он нужен для обозначения определенной категории работников. Тех, которые не достигли еще общего возраста выхода на пенсию по старости и увольняются из компании, допустим, по собственному желанию. Они не относятся к категории «неработающие пенсионеры», но будут получать те же гарантии и льготы. Концептуально термин был одобрен, но окончательное решение пока не принято».
Какую дополнительную пенсию выплачивает РЖД
Сотрудникам РЖД выплачивается дополнительная пенсия при достижении пенсионного возраста и профильном стаже более 5 лет. Размер платежей ежегодно индексируется, предусмотрены доплаты за особые заслуги.
Все корпоративные схемы основаны на паритетном принципе: взносы удерживаются с зарплаты, компания их удваивает. Выплаты осуществляются на выбор пожизненно, фиксированными платежами или ступенчато.
Средний размер железнодорожной пенсии в 2021 г. составил 8 900 руб.
ОАО «РЖД» реализует корпоративное пенсионное обеспечение сотрудников совместно с НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» с 1999 г., выступая гарантом в части финансирования. В системе зарегистрировано более 595 000 сотрудников железной дороги, получают пенсионные платежи 308 000 бывших железнодорожников.
Помимо отчислений от государства, выход на пенсию в РЖД сопровождается выплатами от работодателя. РЖД сохраняет своим бывшим работникам выходное пособие в размере 2 300 рублей за каждый год, отработанный в компании.
Таким образом, работники железной дороги имеют право на досрочное оформление пенсионного обеспечения в случае, если их профессия входит в список №1 или список №2. В отдельную категорию выделяют машинистов, если условия досрочного выхода на пенсию соответствуют условиям, установленным для списка №2, а также женщин-машинисток строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных транспортных средств. Порядок расчета и оформления выплат не отличается от тех, что предусмотрены для обычных трудоустроенных граждан. Дополнительно РЖД выплачивает пенсию-добавку своим работникам за счет собственных средств за каждый год трудовой деятельности.
Люди, трудящиеся на железной дороге, могут воспользоваться льготной пенсией, которая позволяет им получать выплату от государства до наступления общероссийского возраста пенсионера. Для этого учитывается количество фактических лет, отработанных специалистом на РЖД.
По-другому такая пенсия называется выплатой за выслугу лет, но она назначается только лицам, трудящимся по особым должностям. Дополнительно железнодорожникам назначаются другие виды льгот и послаблений от государства. Это обусловлено специфическими условиями труда.
Бесплатно по России
Обсудим в статье наиболее важные вопросы: какая пенсия на РЖД, со скольки лет, какие льготы положены бывшим работникам.
Понятие корпоративной пенсии через НПФ «Благосостояние»
НПФ «Благосостояние» — это негосударственное учреждение, специально созданное для формирования пенсии работников РЖД. Если специалист становится участником программы, то он может получать негосударственную пенсию в высоком размере. Сейчас в этом фонде состоит больше 500 тыс. железнодорожников. Некоторые уже получают выплаты из резерва фонда.
Для формирования будущей пенсии некоторая часть отчислений от зарплаты направляется в НПФ, причем специалист самостоятельно выбирает схему начисления накоплений. Если выбираются низкие взносы, то формируется страховая выплата, а сберегательно-страховая передается по наследству, но при учете некоторых лимитов. Сберегательная передается наследникам в любой момент после смерти железнодорожника.
Выдается корпоративная пенсия только после достижения пенсионного возраста. Процесс выплаты средств зависит от правил работы корпоративной системы. Для участия в программе нужно перечислять взносы не меньше 5 лет.
Как подтвердить право на льготную пенсию
Водитель приступает к работе на основании путевого листа. На оборотной стороне путевого листа имеются реквизиты для заполнения: время отправления (по графику и фактически) и время прибытия (по графику и фактически), на основании которых можно рассчитать фактическое время в часах работы водителя на линии на регулярных городских пассажирских маршрутах за месяц. Рейс считается выполненным без нарушения расписания, если автобус отправился в рейс точно по расписанию, своевременно проследовал все промежуточные контрольные пункты и прибыл на конечный пункт маршрута по расписанию с учетом допустимых отклонений. По данным путевых листов считывается отработанное время водителя.
При отсутствии путевых листов как документа, на основании которого можно рассчитать фактическое время в часах работы водителя на линии на регулярных городских пассажирских маршрутах за месяц, необходимо представить справки с предприятий с указанием документальных оснований (приказов, лицевых счетов, ведомостей на заработную плату, коллективных договоров и др.).
Досрочный выход на пенсию по стажу
Но порядок его подсчета для определения права на досрочный выход на пенсию будет отличаться от стандартных правил — для досрочной пенсии будет учитываться не весь страховой стаж. Такое ограничение было введено ст.
8 нового закона № 350-ФЗ от 03.10.2018 г., на основании чего в него не включаются периоды, которые входят в общем случае в страховой стаж (например, уход за ребенком до 1,5 лет, служба в армии).В льготный стаж для досрочной пенсии включаются только периоды работы и(или) другой деятельности согласно закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г., во время которых гражданин был официально трудоустроен и за него уплачивались , и период нахождения на больничном.Однако, депутаты Госдумы подготовили , которым предлагают включить службу в армии в стаж для досрочной пенсии.
Решение по нему пока не принято.Отметим, что правила расчета общего страхового стажа с введением нового закона никак не изменяются
Досрочная трудовая пенсия железнодорожникам
В ОАО РДЖ работает разветвленная система сотрудников. Многим из них доступен более ранний (по сравнению с остальными) уход на пенсию в связи со спецификой работы. Обеспечение безопасного режима перевозок и движения на железной дороге, поддержание локомотивов в исправном состоянии – сложная и ответственная работа. Она сопряжена с круглосуточной деятельностью: как днем, так и ночью. Поэтому такие лица получают от государства социальную привилегию – досрочную пенсию по старости.
Специфика пенсионного обеспечения железнодорожников:
- предпенсионный возраст уменьшен на 5 лет;
- выплата производится до конца жизни.
Не все сотрудники железнодорожной сферы — льготники. Ранняя пенсия РЖД доступна тем, кто попадает под нормы статьи 30 закона N 400-ФЗ.
Формирование размера пенсии для сотрудников железной дороги
В России пенсия железнодорожникам может иметь как государственный, так и корпоративный характер. Сотрудник ж/д может выбрать схему своего страхования по возрасту:
- выплачивать взносы в ПФ РФ (как и работники остальных профессий – 22%);
- вносить страховые суммы в негосударственный ПФ.
Корпоративная страховая система позволяет сформировать резерв НПФ, из которого и производятся выплаты. Отчисления в такой фонд осуществляются по двойной схеме. Накопительная часть пенсии пополняется путем удержаний из зарплаты железнодорожника. Остальную часть выплат компенсирует ОАО РЖД.
Размер негосударственной пенсии зависит от:
- получаемой зарплаты;
- стажа участия в НПФ;
- выбранной схемы накопления.
Становясь участником НПФ, работник ж/д выбирает из нескольких вариантов:
- чисто страховой (низкие взносы, нет возможности передать по наследству);
- сберегательно-страховой (с установленного в соглашении момента средства могут быть переданы по наследству);
- страхово-сберегательный (наследование доступно с момента одобрения пенсии);
- сберегательный (после смерти железнодорожника передается его наследникам).
Выход на пенсию РЖД инициирует право на получение накопленных взносов из резервного фонда НПФ.