Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственный за БДД: в какой организации необходим, основные требования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ответственного за БДД назначают в каждой организации, которая эксплуатирует транспортные средства (п. 4 ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Для этого издают приказ.
Какие обязанности выполняет ответственный
Перечень обязанностей, пределы ответственности, а также необходимый объем знаний, умений и профессионального опыта прописывают в должностной инструкции ответственного за БДД. При составлении должностной инструкции можно руководствоваться проверочным чек-листом соблюдения требований в области автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. Чек-лист опубликован на официальном сайте Ространснадзора.
Ключевые обязанности ответственного за БДД:
1. Подписывает заключение по допуску работника к самостоятельной работе. Безопасность работников транспортного отдела — основная задача ответственного за БДД. Он должен проследить за тем, чтобы каждый кандидат на должность водителя прошел подготовку по охране труда, чтобы у него была нужная категория в водительском удостоверении, и отсутствовали противопоказания по состоянию здоровья. Ответственный за БДД лично контролирует качественное проведение стажировки водителей, отбирает опытных наставников для новичков. После стажировки водитель должен пройти проверку знаний требований охраны труда. В случае ДТП Ространснадзор в первую очередь проверяет, каким образом проводили допуск водителя к управлению транспортным средством.
Если с работником транспортной службы произойдет несчастный случай в результате ДТП, который повлечет за собой тяжкие последствия, ответственный за БДД будет отвечать как должностное лицо организации. Также ответственного могут дисквалифицировать и удалить из реестра аттестованных специалистов.
2. Проводит мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий. Ответственный за БДД должен анализировать все причины ДТП, проводить инструктажи по безопасности дорожного движения с водительским составом, постоянно отслеживать профессиональную компетентность и профпригодность работников.
3. Проверяет соблюдение режима труда и отдыха водителей. Ответственный за БДД оказывает методическую помощь и контролирует работу диспетчера по ведению путевых листов, их хранению и учету. Для того чтобы не было нарушений в режиме труда и отдыха водителей, ответственный должен знать нормы оснащения санитарно-бытовых помещений для водителя, нормы учета рабочего времени, постоянно анализировать данные тахографического контроля.
4. Ведет техническую документацию по эксплуатации транспортных средств. Транспортные средства должны иметь диагностические карты технического осмотра. Путевые листы нумеруют, ведут их учет в журнале и хранят согласно номенклатуре дел организации. Затраты по ГСМ рассчитывают согласно летним и зимним нормам выдачи. Каждую замену шин, трансмиссионного и моторного масел регистрируют в журнале технического осмотра транспортного средства. Ответственный за БДД разрабатывает план расстановки техники в гараже, транспортно-технологическую схему транспортных потоков по территории организации.
За каждым водителем должно быть закреплено транспортное средство. Если водители работают в многосменном режиме, то такой режим также должен быть отражен в приказе или распоряжении о закреплении ТС. Ответственный за БДД должен проконтролировать соблюдение этих требований.
План по обеспечению безопасности дорожного движения
Первоочередной задачей аттестованного лица в организации является разработка и внедрение комплекса мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения. Необходимые шаги оформляются в виде годового плана, в котором прописаны все действия руководителя, специалистов и смежных лиц.
В план могут быть включены следующие направления:
- работа с персоналом: проведение периодических, предрейсовых и послерейсовых медосмотров с целью недопущения к управлению автомобилями лиц, имеющих ограничения медицинского характера; инструктажи, повышение квалификации, разбор ДТП с целью повышения профессионального мастерства водителей;
- работа с транспортом: планирование периодических технических обслуживаний, контроль технического состояния транспортных средств с целью недопущения выпуска неисправных автомобилей на линию;
- работа с документацией: мониторинг изменений законодательства, обновление ЛНА.
Требования по квалификации и аттестации к специалисту по БДД
Итак, перед вами стоит задача подбора человека на должность специалиста по БДД. Начать следует с оценки квалификации претендента. К данному специалисту выдвигаются законом оговоренные квалифицированные условия:
- наличие высшего образования «Техника и технология наземного транспорта» плюс аттестация для подтверждения профпригодности;
- высшее образование по любому другому направлению плюс профпереподготовка плюс аттестация.
Аттестация бдд происходит согласно Порядка No 106 от 20.03.2017. Аттестацию проводит специальная комиссия.
Требования к ответственному за бдд при лицензировании:
- Претенденту предстоит подать заявку на аттестацию онлайн на официальной страничке в интернете ФБУ «Росавтотранс».
- Следует подготовить документы (заявление, оригиналы и копии паспорта, диплом и его копию, свидетельство о переподготовке и его копию).
- Пройти тестирование в 20 вопросов за 30 минут. Тестирование будет засчитано, если будет насчитано минимум 18 верно данных ответов.
- По итогу успешной проверки знаний оформляется протокол и по запросу на руки может быть выдана выписка из него.
Требования к ответственному за БДД
Важно, чтобы ответственный за безопасность дорожного движения в организации соответствовал профессиональным и квалификационным требованиям (п. 15 приказа Министерства транспорта РФ от 30 апреля 2021 г. № 145). Среди основных обязанностей такого сотрудника – проведение вводных, предрейсовых, сезонных и специальных инструктажей по БДД в организации.
С профильным образованием | Без профильного образования |
Среднее профессиональное либо высшее образование, кандидат на должность обязательно в качестве подтверждения должен предоставить документы о полученном образовании и квалификации по специальности либо направлению подготовки, которые входят в соответствующую уровню образования общую группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта».
Пройденная аттестация на право занимать должность ответственного за безопасность дорожного движения (когда данная аттестация предусмотрена законодательством РФ). Обратите внимание! Если сотрудник имеет среднее профессиональное образование, он должен отработать в сфере БДД от 3 лет. |
Среднее профессиональное либо высшее образование, кандидат на должность должен предоставить подтверждающую документацию о том, что он получил квалификацию по данной специальности либо направлению подготовки, которые не входят в соответствующую уровню образования общую группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта».
Сотрудник должен пройти профессиональную переподготовку, после чего ему присвоят квалификацию специалиста, ответственного за обеспечение БДД (должна быть подтверждающая документация). Ответственный за безопасность дорожного движения должен пройти аттестацию на право находиться на данной должности, если такая аттестация предусмотрена законодательством РФ. |
Ответственность специалиста за безопасность дорожного движения
В Правилах дорожного движения Российской Федерации есть раздел «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения». В п. 12 соответствующего документа указаны действия, совершать которые должностные лица и работники, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию ТС, не имеют право. Это касается, прежде всего, ответственного за БДД, который трудится в компании. Так, специалисту нельзя давать допуск к выходу в рейс автомобилям, если:
- есть поломки, при которых ездить на ТС нельзя;
- машина была переоборудована без соответствующего разрешения;
- у транспортного средства нет государственной регистрации;
- машина не прошла ТО.
Также ответственный должен запретить выход на линию водителям, которые:
- находятся в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, влияющих на скорость реакции и внимание, а также водителей, которые болеют либо утомлены;
- не имеют страхового полиса ОСАГО;
- не имеют права управления определенной категорией транспорта.
Всегда ли нужен специалист, ответственный за безопасность дорожного движения
Считается, что такой сотрудник нужен только на предприятиях, оказывающих услуги по транспортировке грузов и людей, с большим собственным автопарком. Но это не так. Поскольку автомобили используют в той или иной степени практически все компании, и безаварийная езда нужна всем, лучше иметь в штате соответствующего специалиста.
По закону «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ, назначение такого сотрудника необходимо в любой организации, которая имеет свой автопарк либо арендует легковые машины, грузовики, автобусы и др.
Ответственный за безопасность дорожного движения на предприятии может не назначаться, если:
- отсутствуют собственные или арендованные автомобили, а предприятие пользуется услугами специализированных перевозчиков;
- свой автотранспорт есть, но компания сдает его в аренду. В этом случае за дорожную безопасность отвечают арендаторы.
Требования, предъявляемые к специалисту
Лицо по обеспечению безопасности дорожного движения должно быть обучено и аттестовано, если в уставе вашей компании указан пункт «Услуги перевозки». Если же такого вида деятельности не обозначено, то у вас такой обязанности нет. Также если в уставе нет такого пункта, а по факту вы осуществляете перевозки на сторону, то в устав вам необходимо внести соответствующее дополнение и назначить ответственного. Данное лицо должно быть компетентным в вопросах безопасности дорожного движения на предприятии. Этот сотрудник должен иметь соответствующее образование или опыт, записанный в трудовую книжку. Для тех, у кого нет подобного опыта или образования, назначают обучение, на основании которого человеку можно поручить данные обязанности. Иначе существует риск, что в случае возникновения внештатной ситуации (ДТП), сотрудник может обратиться в суд, и он признает назначение данного лица на должность незаконным. Аттестовывать сотрудника в этом случае необязательно.
Назначенное лицо обязано разрабатывать и проводить мероприятия для предотвращения аварий. При возникновении дорожно-транспортных происшествий с участием автомобилей организации именно ответственный за БДД анализирует ситуацию, планирует методы предотвращения схожих инцидентов в будущем, доносит информацию до водителей и других сотрудников. Выбранный для обеспечения безопасности сотрудник анализирует аварийность на маршрутах, используемых транспортом компании.
Именно ответственный за БДД проводит вводные, предрейсовые, сезонные и специальные инструктажи для водителей, контролирует режим труда и отдыха управляющих транспортом. В обязанности также входит проведение мероприятий по усилению безопасности на дороге, обучение оказания первой помощи пострадавшим в ДТП. Специалист по БДД назначает водителям стажировки и организует работу наставников. Данная должность на предприятии обязывает вести и проверять документацию, связанную с прохождением предрейсовых технических и медицинских осмотров.
На инженера по безопасности дорожного движения возлагаются следующие должностные обязанности:
2.1. Осуществление систематического контроля за соблюдением трудового законодательства в автохозяйстве, за выполнением работниками автохозяйства правил дорожного движения и правил технической эксплуатации автомобилей, инструкций, приказов и других руководящих материалов в части обеспечения безопасности движения и принятие необходимых мер по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.
2.2. Анализ причин дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения, разработка мероприятий по их устранению.
2.3. Участие в разработке проектов перспективных и текущих планов по обеспечению безопасности движения на автотранспорте автохозяйства.
2.4. Изучение условий работы водителей на рабочих местах, участие во внедрении рациональных режимов труда и отдыха водителей с учетом специфики производства и рекомендаций научно-исследовательских учреждений по организации труда.
2.5. Участие в проведении служебных расследований дорожно-транспортных происшествий с выездом на места их совершения.
2.6. Проведение в коллективе разбора дорожно-транспортных происшествий и допущенных водителями нарушений правил дорожного движения.
2.7. Осуществление контроля за соблюдением водителями на линии правил дорожного движения и обеспечение в соответствии с графиком выездов на линию работников автохозяйства для проведения проверок соблюдения водителями правил дорожного движения.
2.8. Осуществление контроля за выполнением предписаний межведомственного и ведомственного контроля за соблюдением правил по охране труда.
2.9. Оказание методической помощи службам автохозяйства в разработке инструкций по безопасности труда водителей, участие в составлении программ обучения водителей безопасным методам работы и в проведении практического обучения.
2.10. Организация изучения правил дорожного движения и других материалов по обеспечению безопасности движения работниками автохозяйства.
2.11. Участие в аттестации по безопасности движения работников служб автохозяйства, в составлении раздела коллективного договора, касающегося вопросов улучшения условий труда.
2.12. Осуществление проверки качества работы контрольных пунктов (постов) при выпуске автомобилей на линию и их возврате в гараж.
2.13. Участие в работе аттестационных комиссий по присвоению водительских квалификаций.
2.14. Организация распространения опыта безаварийной работы.
2.15. Ведение учета и отчетности по безопасности движения.
2.16. [Другие должностные обязанности].
Должностные обязанности специалиста по БДД на предприятии
Пункт 16.2 Приказа содержит перечень того, что он должен уметь. Соответственно, все это он и будет осуществлять в процессе трудовой деятельности.
Работу этого специалиста можно охарактеризовать как организационно-координационную. Это и агитация по предупреждению аварий, и информирование водителей и инженеров о состоянии транспорта, и стажировки шоферов-новичков.
Обязанности специалиста, ответственного за безопасность дорожного движения, включают в себя также разработку:
- мероприятий по предотвращению ДТП;
- отчетов об их проведении и полученных результатах;
- проектов внутренних нормативных актов;
- материалов для инструктажей водителей.
На этого сотрудника возлагаются функции контроля соблюдения водителями режима труда и отдыха, прохождения ими медосмотров. Также он проводит анализ причин произошедших аварий и формулирует предложения по снижению негативной динамики.
Должностные обязанности ответственного за БДД на предприятии следует закрепить в инструкции. Также там нужно указать меры его ответственности. Так, например, его аттестацию могут аннулировать в случае доказанной вины в произошедшем ДТП.
Перечень необходимой документации для обеспечения безопасности дорожного движения (БДД) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией автотранспортных средств
Должностные инструкции
- Должностная инструкция ответственного за БДД;
- Должностная инструкция ответственного за техническое состояние;
- Должностная инструкция контролера техсостояния ТС;
- Должностная инструкция лица ответственного за выдачу и учет путевых листов;
- Должностная инструкция лица управляющего легковым автомобилем;
- Должностная инструкция лица управляющего грузовым автомобилем;
- Должностная инструкция лица управляющего автобусом;
- Должностная инструкция лица, перевозящего крупногабаритные и тяжеловесные грузы;
- Должностная инструкция лица, перевозящего опасные грузы;
- Должностная инструкция лица управляющего авто со спецсигналами.
Приказы о назначении ответственных лиц
- Приказ о назначении ответственного за БДД;
- Приказ о назначении ответственного за техническое состояние;
- Приказ о назначении контролера;
- Приказ о назначении ответственного за выдачу и учет путевых листов.
Инструктажи по охране труда
- Программа вводного инструктажа;
- Программа инструктажа на рабочем месте;
- Журнал регистрации вводного инструктажа;
- Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте;
- Журнал регистрации целевого инструктажа;
- Инструкция о контроле автомобиля перед выездом;
- Инструкция о правилах использования тахографов;
- Инструкция об особенностях работы в весенне-летний период;
- Инструкция об особенностях работы в осенне-зимний период;
- Инструкция движение и стоянка в ночное время суток;
- Инструкция при направлении в командировку или дальний рейс;
- Инструкция по мерам безопасности при проезде железнодорожных переездов;
- Инструкция по соблюдению скоростного режима и правил обгона транспорта;
- Инструкция оказание первой медицинской помощи;
- Инструкция по предупреждению пожаров и ожогов;
- Инструкция по буксировке и расцепке авто;
- Инструкция по мерам безопасности при вождении автопоездов;
- Инструкция по мерам безопасности при перевозке детей;
- Инструкция по экстренной эвакуации пассажиров автобуса;
- Инструкция по охране труда для водителей автобусов;
- Инструкция по мерам безопасности на паромах, баржах, железнодорожных платформах;
- Инструкция по преодолению затяжных спусков и подъемов;
- Инструкция по обеспечению безопасности движения на горных маршрутах.
Стажировка водителей
- Приказ об утверждении положения о стажировке с Положением;
- Программа стажировки;
- Приказ о назначении водителя-наставника;
- Приказ о прохождении стажировки с листом стажировки (испытания);
- Приказ о допуске к самостоятельной работе с Актом закрепления.
Медицинские осмотры
- План-график прохождения обязательных периодических медосмотров водителей;
- Приказ об утверждении положения о проведении обязательных медицинских осмотров;
- Положение о проведении обязательных медицинских осмотров;
- Журнал регистрации предрейсовых медицинских осмотров водителей;
- Журнал регистрации послерейсовых медицинских осмотров водителей;
- График смен водителей.
Контроль технического состояния, выпуск на линию
- График проведения ТО автомобилей;
- Типовой перечень операций при выпуске на линию автомобиля;
- Журнал учёта движения путевых листов;
- Путевой лист легкового автомобиля;
- Путевой лист грузового автомобиля;
- Путевой лист автобуса.
Повышение квалификации водителей
- Учебный план (программа) 20 часов БДД;
- Приказ о создании комиссии по проверке знаний 20 часовой Программы БДД с протоколом;
- Методическое пособие ежегодных занятий с водителями по 20 часовой программе БДД;
- Журнал проведения занятий по 20 часовой программе БДД;
- Экзаменационные билеты по 20 часовой программе БДД.
ДТП
- Журнал учета нарушений Правил дорожного движения (ПДД);
- Журнал учета дорожно-транспортных происшествий (ДТП);
- План мероприятий по предупреждению ДТП на год;
- Приказ о создании комиссии о служебном расследовании ДТП с Актом;
- Приказ об утверждении Положения о служебном расследовании ДТП с Положением;
- Журнал учета надзорных проверок.
Перечень составлен в соответсвии с требованиями следующих нормативных правовых актов:
- Федеральный закон РФ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»
- Федеральный закон РФ от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
- Федеральный закон РФ от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»
- Федеральный закон РФ от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
- Трудовой Кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ
- Приказ Министерства транспорта РФ от 31 июля 2021 г. № 282 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»
- Приказ Министерства транспорта РФ от 31 июля 2021 г. № 283 «Об утверждении Порядка аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью»
- Приказ Министерства транспорта РФ от 29 июля 2021 г. № 264 «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»
- Приказ Министерства транспорта РФ от 26 октября 2021 г. № 438 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами»
- Приказ Министерства транспорта РФ от 28 октября 2021 г. № 440 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства»
- Приказ Министерства транспорта РФ от 16 октября 2021 г. № 424 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей»
- Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 9 декабря 2020 г. № 871н «Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте»
- Приказ Министерства транспорта РФ от 11 сентября 2021 г. № 368 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов»
- Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»
- Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. № 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»
- Методические рекомендации «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств», утверждено Министерством здравоохранения РФ и Министерством транспорта РФ 29.01.2002
- Постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»)
- Постановление Правительства РФ от 7 октября 2021 г. № 1616 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами»
- Постановление Правительства РФ от 1 октября 2021 г. № 1586 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»
- Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2021 г. № 2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации»
- Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2021 г. № 1527 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами»
- Постановление Правительства РФ от 19 сентября 2021 г. № 1502 «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»
- Приказ Министерства транспорта РФ от 02.04.1996 № 22 «Об утверждении формы учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств»
- Приказа Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 26.04.1990 года № 49 «Об утверждении Положения о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий»
- ГОСТ 12.0.004-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения.
- Приказ Министерства транспорта РФ от 02.10.2001 № РД-26127100-1070-01 «Программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных предприятий»
Напоминаю что на сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.
Каким организациям нужен ответственный за БДД
Согласно пункту 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», все юрлица и ИП, занимающиеся грузовыми и пассажирскими перевозками, должны иметь в штате ответственного за обеспечение БДД. Этот специалист необходим, даже если на балансе организации всего один автомобиль, или весь транспорт — автобусы и грузовые автомобили — берётся в аренду и используется только для собственных нужд.
Если в штате организации немного водителей, то достаточно иметь одного специалиста по обеспечению БДД. При этом он может совмещать должность с другими обязанностями. Если автопарк и штат водителей большие, то имеет смысл создать специальный отдел по БДД (от двух человек). Чем больше водителей, тем больше специалистов должно быть в отделе.
Специалист, ответственный за БДД, не нужен, если:
- компания пользуется услугами наёмных перевозчиков;
- автомобили компании исключительно сдаются в аренду;
- используются легковые автомобили только для собственных нужд;
- автомобиль есть, но не эксплуатируется (нет расходов на техобслуживание, текущий ремонт и горюче-смазочные материалы, нет затрат через бухгалтерию).
Нужен ли специалист БДД «неперевозчикам»
Наверное, чаще всего от клиентов мы слышим такой вопрос: «А если у нас вот совсем маленькая организация, 5-7-15 единиц техники, и перевозки не являются нашим видом деятельности, а просто для работы используется техника, то вот этот ответственный БДД — его обязательно назначать, да? И кто еще нужен, кроме него, какие еще нужны «корочки»? А то везде звоним и везде разное говорят».
Если коротко – обученный и аттестованный в УГАДН специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения в организации (или специалист БДД) нужен всем без исключения перевозчикам, а также всем без исключения организациям и ИП – владельцам грузового транспорта и автобусов (согласно последней, от 30.10.2018, редакции Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», которая вступает в силу 30 декабря 2018 года).
Вопрос №3. Ответственный за безопасность дорожного движения в школе
…Хотелось бы уточнить один момент, если в штатном расписании нет профессии специалист ответственный за безопасность дорожного движения в школе и директор возложил приказом эти обязанности на себя или оставил ответственность за собой, в должностную инструкцию эти обязанности не включены, попадает ли директор школы под действие 287 приказа, и можно ли прописать эти обязанности в приказе, а не в должностной инструкции директора?
Не правильно думать, что если в должностной инструкции директора нет обязанностей по обеспечению БДД, то значит он не является ответственным.
Повторюсь (я об этом говорил много раз). Требования по обеспечению БДД, согласно ФЗ-196 «О БДД», предъявляются к юридическому лицу.
А представляет юридическое лицо, согласно Устава организации, его руководитель. То есть по умолчанию, в нашем случае со Школой, требования предъявляется к Директору Школы, он и будет ответственным. И будет ответственным до тех пор, пока не примет решение делегировать свои полномочия конкретному квалифицированному сотруднику.
Но в нашем случае, директор решил назначить ответственным за обеспечение БДД в школе самого себя.
И прописанные обязанности как специалиста по БДД должны быть прописаны в первую очередь именно в должностной инструкции и уже во вторую очередь функции могут быть продублированы в Приказе о назначении ответственного за БДД в школе .
Почему это важно.
Потому что любой работник, включая директора, должен выполнять свои обязанности согласно должностной инструкции. Именно она привязана к Трудовому договору.
Для понимания простой пример : слесарь по своей должностной инструкции не может выполнить Приказ выточить деталь на токарном станке, потому что это обязанности токаря, а не слесаря.
1.1. Инженер по безопасности дорожного движения относится к категории специалистов и непосредственно подчиняется [наименование должности руководителя].
1.2. Инженер по безопасности дорожного движения назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности].
1.3. На должность инженера по безопасности дорожного движения принимается лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника 1 категории не менее трех лет.
1.4. Инженер по безопасности дорожного движения должен знать:
Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, методические и нормативные документы по безопасности движения;
Правила дорожного движения;
Правила перевозки грузов и пассажиров;
Порядок расследования дорожно-транспортных происшествий;
Устройство, назначение и конструктивные особенности, правила технической эксплуатации, правила и средства контроля технического состояния автомобилей;
Организацию контрольных постов и требования к качеству их работы;
Передовой опыт безаварийной работы водителей;
Методы и формы пропаганды и информации по безопасности движения;
Порядок ведения учета и отчетности по безопасности движения;
Основы изобретательства;
Основы экономики, организации производства, труда и управления;
Основы трудового законодательства;
Правила по охране окружающей среды;
Правила внутреннего трудового распорядка;
Правила санитарной, личной гигиены;
Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.