Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Профессия звукорежиссер: основные плюсы и минусы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Некоторые шутки ради сравнивают современного звукорежиссера с шаманом, называя его первым представителем этой профессии. Действительно, звук с древних времен играет очень важную роль в восприятии человеком окружающей его реальности. На самом деле в предшественники больше годится дирижер, который мастерски управляет звучанием десятков различных инструментов в оркестре.
Что должен знать и уметь звукорежиссёр?
- Требования к звукорежиссёрам:
- Работа в Pro Tools
- Работа со студийным оборудованием
- Частотная обработка
- Звукозапись
- Работа с MIDI-контроллерами
- Мастеринг под винил и кассеты
- Запись голоса и инструментов
- Динамическая обработка
- Мастеринг треков под разные стриминговые сервисы
- Подбор оборудования
- Пространственная обработка
Профессия «звукорежиссер» в том виде, в котором мы ее знаем, появилась одновременно с кинематографом, а также со звукозаписывающей и звуковоспроизводящей техникой. Сегодня обойтись без этого специалиста невозможно. Ведь звуки окружают нас ежедневно: телевидение, реклама, музыка, кинофильмы, различные сигналы. Даже банальная загрузка операционной системы на компьютере или включение мобильного телефона сопровождаются ими. Если вам врезалась в память музыкальная тема из фильма, это значит, звукорежиссер показал высший пилотаж, отработав даже лучше, чем актеры. По мере развития технологий его работа усложняется и обрастает новыми задачами. Какими именно – рассмотрим ниже.
Звукорежиссеры и звукооператоры.
Звукорежиссёр— творческая профессия, связанная с созданием звуковых художественных образов, формированием драматургии звука, концепции звука, созданием новых звуков, их фиксацией и обработкой. Человек, занимающийся этой профессией, как правило владеет и техническими аспектами профессии. Хорошо знает физику звука, разбирается в музыкальной и психоакустике, имеет музыкальное образование. Не стоит путать профессию звукорежиссера с профессиями звукоинженера и звукооператора. Это такие же разные профессии, как режиссёр, оператор и монтажёр. Звукорежиссёр производит запись, воспроизведение, обработку, микширование звуковых компонентов с помощью технических средств. Эта профессия востребована в киноиндустрии, производстве музыки, концертной деятельности, театре, радио и мультимедийных приложениях.
Состав звукового цеха.
Звукорежиссёр — работает за звуковым пультом, записывает звук. Связан с микрофонным оператором. Командует звуковым цехом.
Микрофонный оператор — обеспечивает расстановку микрофонов, управляет микрофонами в процессе съёмки.
Звукооператор — осуществляет технический контроль записи: отслеживает уровень внутрикадрового звука и фоновых шумов.
Обязанности звукорежиссёра и звукооператора.
Звукооператор занимается микшированием и контролем за уровнем звука. В его задачу входит приведение уровня звучания диалогов, шумов и музыки в соответствии с заранее составленной звукорежиссёром экспликацией. Иногда такую экспликацию приходится составлять самому звукооператору во время записи звука, для дальнейшего монтажа.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы |
Минусы |
|
|
Вакансии на должность звукорежиссера достаточно редко публикуются в широком доступе. Данный факт можно объяснить двумя причинами
- «Штучностью» данной специальности.
- Поиском кандидатов на должность через «сарафанное радио».
Часто трудоустраиваются либо сразу по окончании учебы, либо во время обучения, при прохождении практики.
Другими способами обрести должность звукорежиссера являются:
- Многочисленные специализированные сайты . Подобные вакансии размещаются в разделах творческих профессий. Востребованность звукорежиссеров во многом зависит от региона, количества и многообразия учреждений культуры.
- Биржи , публикующие творческие вакансии.
- Профессиональные форумы . Здесь часто публикуют сообщения о наборе в какой-либо творческий проект, либо приглашаются специалисты в штат компании или творческой организации. Частый изъян публикаций – отсутствие указания конкретных обязанностей звукорежиссера, требуется дополнительное уточнение/согласование.
- Творческие сообщества . В таких группах, как правило, все друг друга знают, поэтому часто появившиеся вакансии расходятся в «своем круге».
Кроме перечисленных вариантов существует другой, необычный способ нахождения подходящей вакансии: поиск работы посредством «сарафанного радио». В творческой среде часто практикуется совмещение должностей, потому найти нужного специалиста среди «своих» не является проблемой.
Отличия от смежных профессий
Работа над звуком может быть разнообразной, поэтому не ограничивается одной звукорежиссурой. Чаще всего профессию путают с другими смежными видами деятельности: работой звукооператора, саунд-дизайнера и саунд-продюсера.
Разберем каждый из похожих вариантов:
- Итак, чем отличается звукооператор от звукорежиссера? Звукооператор осуществляет технический контроль записи звука. Он тот, кто записывает звук и настраивает микрофоны или другие средства ввода. Профессия встречается в кино и телевидении. В музыкальной индустрии обязанности звукооператора звукорежиссер берет на себя.
- По поводу саунд-дизайнера сначала следует ответить на вопрос: кто такой саунд-дизайнер? Данный специалист занимается созданием звуков, которые обычно дополняют что-либо. Звук взрывов в кино, уже знакомый рык механического тигра, звук летящего самолета и прочее — это дело рук саунд-дизайнера. Также он подбирает и/или создает звуки для атмосферы. Чаще всего работает в кино и на телевидении. В некоторых компаниях обязанности саунд-дизайнера берут на себя звукорежиссеры. В крупных полномочия делегированы.
- Саунд-продюсер занимается продюсированием треков, альбома, исполнителя. Обычно он имеет большой опыт работы звукорежиссером, выстраивает концепцию релиза, вносит правки в материал (может изменить бит, сказать исполнителям перезаписать вокал с другой подачей), берет на себя раскрутку. У профессиональных исполнителей есть несколько саунд-продюсеров (один занимается продвижением, другой концепцией, третий звучанием).
Как видно, все 3 смежные профессии тесно связаны со звукорежиссурой. Можно даже причислить работу звукооператора и саунд-дизайнера к направлениям звукорежиссуры. А что по поводу саунд-продюсера, это, скорее, следующая ступень в карьере специалиста после звукорежиссуры.
Особенности профессии
Звукооператора часто отождествляют со звукорежиссёром. Хотя на самом деле задачи звукорежиссёра значительно шире. Задача звукооператора — добиться качественного звука, удобного для восприятия. Обычно фонограмма складывается из звуков от разных источников. И делая запись, звукооператор следит, чтобы звуки были сбалансированы и не мешали друг другу. Например, музыкальное сопровождение в фильме не должно заглушать речь диктора, и т.д. В кино и на телевидении звукооператор подчиняется звукорежиссёру. Он контролирует (микширует) уровень звука в соответствии с экспликацией, которую заранее составляет звукорежиссёр. Хотя порой он составляет экспликацию сам в процессе записи. В кино звукооператор занимается звукозаписью.
На телевидении и на радио звукооператор может работать и в прямом эфире. Это особенно ответственная работа, т.к. не даёт шанса повторить неудачный эпизод и исправить ошибку. Звукооператор может работать и с живым звуком, обеспечивая хорошую акустику на концертах.
Некоторые шутки ради сравнивают современного звукорежиссера с шаманом, называя его первым представителем этой профессии. Действительно, звук с древних времен играет очень важную роль в восприятии человеком окружающей его реальности. На самом деле в предшественники больше годится дирижер, который мастерски управляет звучанием десятков различных инструментов в оркестре.
Профессия «звукорежиссер» в том виде, в котором мы ее знаем, появилась одновременно с кинематографом, а также со звукозаписывающей и звуковоспроизводящей техникой. Сегодня обойтись без этого специалиста невозможно. Ведь звуки окружают нас ежедневно: телевидение, реклама, музыка, кинофильмы, различные сигналы. Даже банальная загрузка операционной системы на компьютере или включение мобильного телефона сопровождаются ими. Если вам врезалась в память музыкальная тема из фильма, это значит, звукорежиссер показал высший пилотаж, отработав даже лучше, чем актеры. По мере развития технологий его работа усложняется и обрастает новыми задачами. Какими именно – рассмотрим ниже.
Что делает звукорежиссер? Объем обязанностей этого специалиста тесно связан с его местом трудоустройства. Главная задача, объединяющая представителей разных направлений, заключается в работе над звуковыми решениями кинофильма, спектакля, телепередачи, рекламного видеоролика. Также ему необходимо выполнять настройку звукозаписывающего и звуковоспроизводящего оборудования и другой аппаратуры. При этом он должен учитывать акустические особенности рабочего помещения и нюансы в звучании разных музыкальных инструментов.
В ходе озвучивания звукорежиссер следит за синхронизацией звука и «картинки», руководит процессом монтажа. Когда отдельные фрагменты звукоряда полностью подготовлены, он сводит их в целостную фонограмму. В его подчинении находятся звукооператоры, звукомонтажеры и микрофонные операторы.
Чем занимается представитель этой профессии на телеканалах и на радиостанциях? Тут его основной задачей является разработка звукового сопровождения заставок, анонсов и телепередач. Без него не обходится трансляция какого-либо события, шоу или новостного выпуска в режиме live. На телеканале он всегда работает в команде. Он выполняет распоряжения главного режиссера программы. Сотрудничают с ним продюсер, редактор, телеоператор, звукотехник и линейный монтажер. Также этот специалист может принимать участие в процессе создания телеспектакля или фильма.
В концертном зале и в театре звукорежиссер отвечает за звуковой декор всего действа. Делает он это посредством разных шумов и музыкальных композиций. В творческом тандеме с режиссером он участвует в разработке и реализации общей концепции. Кроме того, все время, пока идет представление, специалист отслеживает своевременность подачи звука и его качество.
- Ненормированный график. Он мешает планировать личную жизнь.
- Высокий порог вхождения. Чтобы начать работать, нужно быть образованным, эрудированным человеком с музыкальным слухом, владеть дорогим оборудованием, уметь заводить знакомства и извлекать из них выгоду.
- Высокая стоимость обучения. Предлагают курсы стоимостью от 18 000 до 143 000.
- Несмотря на творческую составляющую профессии, звукорежиссер выполняет много будничной, скучной работы.
- Среди заказчиков встречаются мошенники. Обманщики не платят за выполненные проекты, придумывая отговорки и пытаясь затеряться.
- Работа на выезд. Для любителей путешествовать это преимущество, но вместе с ненормированным графиком мешает семьянинам.
- Физическая усталость. На звукорежиссерах лежит обязанность по переноске и расстановке тяжелого оборудования. За долгий рабочий день чувствуется боль в спине, дает знать о себе общая усталость.
- Проблемы со слухом. На специалиста постоянно воздействует звук с высокой громкостью. Постепенно может развиться нейросенсорная тугоухость. Проблема приводит к профнепригодности.
- Ненормированный объем работы. Цену за частный проект работник обычно диктует сам, но на постоянной работе не всегда учитывается, какой объем выполняется сотрудником.
- Высокая ответственность. Звукорежиссер несет материальную ответственность за оборудование и моральную за качество продукта, над которым работает вся команда.
- Хронический стресс. Высокие нагрузки и повышенная ответственность приводят к депрессиям, выгоранию.
Если говорить о задачах, которые должен выполнять звукорежиссёр, то необходимо иметь в виду, в какой сфере ведёт деятельность данный специалист. Если речь идёт о концертах и различных выступлениях, то звукорежиссёр занимается настройкой звука, оттачивают его качество, делают максимально качественным для уха зрителей и слушателей.
При работе в кинематографе, задачей звукорежиссёра является подбор музыкального сопровождения для тех или иных сцен, чтобы вызывать у зрителей определённые эмоции.
При работе на радио и телевидении, звукорежиссер подбирает звуковое сопровождение, монтирует композиции, в зависимости от смысловой нагрузки вещания.
К чему нужно быть готовым?
Стоит назвать основные плюсы и минусы профессии звукорежиссер. К ним относятся:
- * возможность заниматься творчеством;
- * всегда есть возможность дополнительного заработка;
- * можно найти работу по смежному направлению. Это может быть профессия звукооператор, оператор микрофона;
- * постоянное общение с известными и интересными людьми, артистами, певцами, композиторами.
- Среди минусов стоит назвать:
- * рабочий день продолжается до конца мероприятия. Такой ненормированный график устраивает только настоящих профессионалов;
- * могут потребоваться командировки, особенно если звукорежиссер входит в команду и должен работать на различных шоу;
- * хорошая физическая форма, так как приходится перемещать тяжелое оборудование.
Теперь вы знаете все о профессии звукорежиссер кто это, что должен знать и уметь.
Значение слова звукорежиссура
звукорежиссура
в студиях радиовещания, телевидения, грамзаписи — творческое руководство и организация процесса записи на звуконоситель (обычно магнитную ленту) музыкального, драматургического, литературного произведения, документального, учебного и др. материала для последующего неоднократного воспроизведения, передачи в эфир и хранения. З. включает также управление средствами подзвучивания в театрах и больших концертных залах, оборудованных электроакустическими системами. В некоторых странах (например, США, Великобритании, Франции) функции звукорежиссёра делятся между звукоинженером, управляющим за пультом микрофонами, и музыкальным режиссёром, руководящим записью. З. как самостоятельный вид творческой деятельности, как профессия зародилась в 40-50-е гг. 20 в. в связи с быстрым развитием и широким применением в радиовещании и звукозаписи высококачественной электроакустической аппаратуры и магнитной записи. Современное вещание и звукозапись требуют от звукорежиссёра не только знания аппаратуры, законов акустики и т.п., но и общей культуры, широкой эрудиции во всех областях искусства, специфического слуха и высокоразвитого эстетического вкуса. З. предусматривает предварительное глубокое изучение намеченного к записи произведения (партитуры, пьесы и др.), разработку совместно с исполнителем, дирижёром, режиссёром акустической интерпретации записи, создающей у слушателя эффект присутствия (представление о том, как и где развёртываются события, о мизансценах, действиях актёров и др.). При записи музыки решаются задачи сохранения и передачи естественных тембров инструментов, музыкального равновесия между группами оркестра, оркестром и солистами, нюансов и общего эмоционального накала исполнения. Чтобы создать в целом задуманный звуковой образ, передать слушателю все краски живого исполнения, иногда даже подчеркнув детали, которые неизбежно теряются в театре или концертном зале, звукорежиссёр выбирает и подготавливает к записи помещение, размещает микрофоны и с помощью электроакустических устройств (управление которыми осуществляется на микшерском звукорежиссёрском пульте) подбирает уровень громкости, соотношение и окраску звуковых сигналов, получаемых с различных микрофонов. Современная стереофоническая звукозапись позволяет точно передать расположение источников звука не только по глубине (расстоянию их от слушателя), но и по фронту (слева, справа, из центра). Работая в непосредственном контакте с исполнителем, звукорежиссёр является для него идеальным слушателем, советчиком и вместе с тем режиссёром, соавтором в создании фиксируемого на плёнке (пластинке) звучащего художественного произведения. З. включает также руководство монтажом, при котором запись произведения создаётся из наиболее удачных фрагментов нескольких записанных вариантов. Записи, сделанные сов. звукорежиссёрами А. В. Гросманом, И. П. Вепринцевым, Д. И. Гаклиным, Г. А. Брагинским, И. Г. Дудкевичем и др., неоднократно отмечались призами на международных конкурсах (в т. ч. призом Гран при французской Академии грамзаписи им. Ш. Кро). В СССР звукорежнссёры специализируются на базе высшего музыкального образования на курсах при Государственном доме радиовещания и звукозаписи и Центрального телевидении. В ряде стран (Польша, ГДР, ФРГ и др.) при консерваториях имеются звукорежиссёрские факультеты (отделения). Регулярно проводятся международные конгрессы и симпозиумы З. и звукоинженеров (США, ФРГ, Швеция и др.). И. П. Вепринцев.
Чем отличается звукорежиссер от звукооператора
Не стоит путать эти специальности, ведь они выполняют разные задачи. Но иногда всё приходится совмещать одному человеку.
- Звукооператор, это член съемочной группы, который можеть сделать запись звука во время съемок, используя профессиональное оборудование, она дополнит конечный продукт или передасться для доработки звукорежиссеру, шумовику или редактору эффектов. От специалиста требуется достаточная сосредоточенность, чтобы в реальном времени работать с микрофонами, отслеживать уровень звука диалогов и фоновых шумов.
- Звукорежиссер руководит звуковым цехом. Взаимодействуя с его участниками, он должен провести творческую работу с полученной базой. Среди его задач — создание художественных образов, общей концепции, драматургии звука — чем он и занимается. Звукорежиссер должен предоставить конечный, завершенный по звучанию продукт, при этом всецело гармонирующий с визуальным рядом. Этим и отличается звукорежиссер от звукооператора.
Звукооператор и его зарплата
Звукооператор, который работает в звукозаписывающей студии может назначить сумму за сведение и запись одного трека — от 1 тыс. рублей — либо за рабочий промежуток времени. Его зарплата зависит от места, где он работает. Среди минусов — нерегулярный заработок, постоянное обучение, а часто незакрепленное трудоустройство.
Работа в СМИ предоставляет более надежные условия труда — четкий график работы и выдачи зарплат, больничные и ежегодные отпуска оплачиваются, а за переработку полагаются премии. В среднем по стране зарплата такого специалиста составляет 25-30 тыс. рублей.
На большую зарплату может рассчитывать работник театра, но требования будут совершенно другими. Здесь нужно быть готовым к постоянным репетициям, безустанной творческой работе с самим спектаклем, действие которого длится несколько часов.
Как стать востребованным специалистом
Что делает звукооператора востребованным специалистом на российском, мировом поле художественной (театральной, телевизионной, концертной, студийной) деятельности:
- Практика. Ее нужно много. У нас будущие специалисты начинают практиковаться в реальных условиях работы с первого курса.
- Владение новейшими системами управления звука (программный инструментарий).
- Отличное знание основ теории музыкального сопровождения.
- Развитый слух. Он тренируется постоянно.
- Вокальные данные.
- Увлечение музыкой.
- Высшее образование.
Для трудоустройства важны авторитет вуза, репутация, опыт, статус педагогов, которые с вами работали. Наличие собственного стиля, владение несколькими музыкальными инструментами, мнение исполнителей или администрации звукозаписывающих студий, где вы проходили практику, — все имеет значение.