Порядок подачи жалобы в Конституционный суд РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок подачи жалобы в Конституционный суд РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Кто может подавать обращения в рассматриваемую инстанцию? Стоит отметить, что данная возможность предоставляется всем гражданам страны и иностранцам, законные интересы и права которых были нарушены путем применения определенной нормы права в конкретном деле. Кроме этого, на основании положений Конституции РФ, право на обращение в Конституционный Суд с жалобами и ходатайствами имеют не только отдельные люди, но и целые организации, а также органы.

Вопрос 1. Решение о назначении дела к слушанию в Конституционном Суде рф. Требования Конституционного Суда рф

Порядок принятия обращений, поступающих в Конституционный Суд РФ, к рассмотрению:

1. обращения, поступающие в Конституционный Суд РФ, подлежат обязательной регистрации;

2. Секретариат Конституционного Суда РФ уведомляет заявителя о несоответствии его обращения требованиям закона и возвращает обращение, если обращение:

а) явно не подведомственно Конституционному Суду РФ;

б) по форме не отвечает требованиям ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»;

в) исходит от ненадлежащего органа или лица;

г) не оплачено государственной пошлиной.

3. в случае если обращение явно не подведомственно Конституционному Суду РФ, Секретариат Конституционного Суда РФ может направить его в государственные органы или организации, компетентные решать поставленные в нем вопросы;

4. заявитель после устранения недостатков вправе вновь направить обращение в Конституционный Суд РФ;

5. Председатель Конституционного Суда РФ поручает одному или нескольким судьям предварительное изучение обращения, которое должно быть завершено не позднее двух месяцев с момента регистрации обращения (обязательная стадия производства); по результатам изучения составляется заключение;

6. заключение докладывается в пленарном заседании Конституционного Суда РФ, на котором решается вопрос о принятии обращения к рассмотрению не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения обращения;

7. Конституционный Суд РФ выносит, в виде отдельного документа, мотивированное определение об отказе в принятии обращения к рассмотрению, если:

а) разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Конституционному Суду РФ;

б) обращение не является допустимым в соответствии с требованиями закона;

в) по предмету обращения Конституционным Судом РФ ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу;

г) акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу.

8. Конституционный Суд РФ выносит определение о принятии обращения к рассмотрению по каждому обращению отдельно, как правило, в протокольной форме;

9. вопрос о назначении дел к слушанию решается в пленарном заседании не позднее месяца после принятия обращений к рассмотрению. В определении о назначении дел к слушанию указывается очередность слушания дел в зависимости от последовательности поступления обращений.

10. о принятом Конституционным Судом РФ решении уведомляются стороны.

В ходе подготовки дела к рассмотрению Конституционный Суд РФ выносит требования:

а) о предоставлении текстов нормативных правовых актов, документов и их копий, дел, сведений и других материалов;

б) о заверке документов и текстов нормативных актов;

в) о проведении проверок, исследований, экспертиз;

г) об установлении определенных обстоятельств;

д) о привлечении специалистов;

е) о даче разъяснений, консультаций и об изложении профессиональных мнений по рассматриваемым делам.

Требования Конституционного Суда РФ обязательны для всех органов, организаций и лиц, которым они адресованы.

Требования должны быть рассмотрены и ответ по результатам их рассмотрения должен быть направлен Конституционному Суду РФ в течение месяца со дня получения этих требований, если в требовании не указан иной срок.

Расходы, связанные с выполнением государственными органами и организациями требований Конституционного Суда РФ, несут эти органы и организации.

Расходы иных организаций и лиц возмещаются из средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством РФ.

Кто освобождается от уплаты пошлины за совершение обращения

В соответствии с нормами действующего законодательства определенные группы лиц полностью или частично могут быть освобождены от уплаты пошлины за рассмотрение обращения Конституционным Судом в порядке, предусмотренном законом. К числу тех, кто на основании современных конституционных норм полностью освобождается от уплаты рассматриваемого вида взноса относятся:

  • общественные организации инвалидов;
  • Герои Советского Союза;
  • ветераны ВОВ;
  • Герои России;
  • полные кавалеры ордена Славы;
  • инвалиды ВОВ.

В том случае, если обращение подается лицом, освобождаемым законом от уплаты рассматриваемого типа взноса, вместо квитанции, подтверждающей проведение платежа, ему надо предоставить документ, подтверждающий право получения льготы.

Отдельное внимание стоит обратить и на то, что от уплаты рассматриваемого вида пошлины освобождаются и некоторые лица, которые могут подавать запросы и ходатайства в данную инстанцию. К их числу относятся:

  • Верховный Суд;
  • мировые судьи;
  • Арбитражный суд;
  • суды, отнесенные к общей юрисдикции;
  • органы государственной власти отдельных субъектов страны;
  • федеральные органы власти;
  • органы самоуправления на местах.

Какие прикладываются документы к заявлению

К официальному заявлению, направляемому в Конституционный суд, прикладывается другая документация.

К ней относятся:

  • акт или иной документ, который необходимо проверить на соответствие положениям Конституции;
  • квитанция об уплате госпошлины, причем физлица платят 450 руб., а представители бизнеса должны заплатить 6750 руб.;
  • если человек, чьи права были нарушены, пользуется помощью представителя, то требуется нотариально заверенная доверенность, содержащая список передаваемых полномочий;
  • если составителем выступает иностранец, то он формирует текст на родном языке, но дополнительно документ переводится на русский язык;
  • иные материалы, выступающие доказательством правоты заявителя.

Вопрос 424. Компетенция Конституционного Суда РФ. Поводы и основания к рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ. Общие требования к обращению в Конституционный Суд РФ. Критерии допустимости жалобы на нарушение законом конституционных прав и свобод.

Компетенция Конституционного Суда РФ.

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации КС (ст. 3 ФКЗ от 21.07.1994 №1-ФКЗ «О Конституционном Суде в Российской Федерации»):

1) разрешает дела о соответствииКонституции Российской Федерации:

А) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

Б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

В) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

Г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

2) разрешает споры о компетенции:

А) между федеральными органами государственной власти;

Б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

В) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле;

3.1) по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции Российской Федерации;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст. 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации, установленная ст. 3, может быть изменена не иначе как путем внесения изменений в настоящий ФКЗ.

Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права.

Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд Российской Федерации принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению (ст. 125 Конституции РФ).

Поводы и основания к рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ.

Поводом к рассмотрению дела в КС является обращение в КС в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям ФКЗ о Конституционном Суде (ст. 36 ФКЗ о Конституционном Суде).

Основанием рассмотрения дела является:

— обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор;

— обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции;

— обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции РФ;

— выдвижение Государственной Думой обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

КС РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, ВС РФ и ВАС РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ (ст. 125 Конституции РФ):

А) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

Б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ;

В) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

Г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

КС РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждани по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

КС РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ дает толкование Конституции РФ.

КС РФ по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации может быть официально разъяснено только самим Конституционным Судом Российской Федерации по ходатайству органов и лиц, имеющих право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, других органов и лиц, которым оно направлено. О разъяснении решения Конституционного Суда Российской Федерации выносится определение, излагаемое в виде отдельного документа и подлежащее опубликованию в тех изданиях, где было опубликовано само решение (ст. 83 ФКЗ о Конституционном Суде).

Читайте также:  Как получить денежную компенсацию пенсионерам, родившимся до 1966 года

Правом на обращение в КС с ходатайством о разрешении спора о компетенции обладает любой из участвующих в споре органов государственной власти, указанных в ч. 3 ст. 125 Конституции РФ, а Президент РФ также в случае, предусмотренном ч. 1 ст. 85 Конституции РФ (ст. 92 ФКЗ о Конституционном Суде)12.

Общие требования к обращению в Конституционный Суд РФ.

Обращение направляется в КС в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (управомоченными лицами) (ст. 37 ФКЗ о Конституционном Суде).

Исчерпание внутригосударственных средств судебной защиты

Под исчерпанием внутригосударственных средств судебной защиты понимается подача кассационной жалобы в суд максимально высокой для данной категории дел инстанции или, в случае если вступившие в силу судебные акты по данной категории дел подлежат обжалованию только в надзорном порядке, надзорной жалобы, если судебный акт, в котором был применен оспариваемый НПА, был предметом кассационного или надзорного обжалования в связи с его применением, а подача кассационной или надзорной жалобы не привела к устранению признаков нарушения прав лица.

Например, таким исчерпанием не признается представление в Конституционный Суд РФ только решений судов первой и апелляционной инстанций.

Конституционный Суд РФ может признать внутригосударственные средства судебной защиты исчерпанными также в случае, если сложившаяся правоприменительная практика суда, решение которого обычно исчерпывает такие средства по соответствующей категории дел, или официальное толкование оспариваемого НПА, данное в разъяснениях по вопросам судебной практики в целях обеспечения единообразного применения законодательства РФ, свидетельствует о том, что иное применение оспариваемого НПА, чем имевшее место в конкретном деле, не предполагается (п. 3 ст. 97 Закона N 1-ФКЗ; Определение Конституционного Суда РФ от 28.12.2021 N 2686-О).

Список необходимых для подачи жалобы документов

Конституционный суд никогда не будет рассматривать апелляцию, если совместно с самим её текстом истец не приложит обширный пакет сопроводительных документов, доказывающих долгий путь обжалования, а именно:

  • Само ходатайство, написанное заявителем и оформленное в соответствии с законом, как основание для возбуждения проверки первичного судебного решения.
  • Если заявитель действует через адвоката, ему потребуется нотариально оформленная доверенность на право представления интересов своего клиента в суде, вне зависимости от инстанции.
  • Пакет всех бумаг и их официальных копий, свидетельствующих о праве гражданина обратиться именно в Конституционный суд. Так, здесь потребуются все выдаваемые ранее решения мировых, районных и апелляционных судов, а также жалобных ходатайств к ним.
  • Если документы были представлены на любых иностранных языках, нужно к ним приложить соответствующий перевод, выполненный аккредитованным профессионалом и заверенный нотариально.
  • Копии документов всех лиц, как со стороны истца, так и ответчика, включая свидетелей по делу, присутствовавших ранее или заявленных вновь в ходе всех имеющих место разбирательств.
  • Дубликаты проведённых по делу обследований и экспертиз, назначаемых ранее по требованию судебных органов различных инстанций.

Требования к обращениям

Если обращение оформляется письменно от руки, оно должно быть обязательно завизировано тем, кто обращается. Если это группа лиц, то подписи должны быть собраны со всех. В случае, если речь идет об электронном варианте, обращение надо заполнять на сайте ведомства в специально предоставленных для этого полях. Потребуется и электронная подпись.

В обращении следует указать:

  1. Конституционный суд РФ, в который направляется обращение.
  2. Имя и наименование заявителя, его адрес и контактные данные.
  3. Данные о представителе и его полномочия.
  4. Наименование органа, в отношении которого готовится жалоба.
  5. Нормы главного документа – Конституции и закона, которые дают право на обращение в КС.
  6. Точные данные по документу – дата публикации, источник, прочая информация, которые подлежат толкованию.
  7. Конкретные основания к рассмотрению заявления.
  8. Точка зрения заявителя по вопросу и обоснование ее с точки зрения права.
  9. Требование, которое выдвигает заявитель.
  10. Перечень документов, которые прилагаются к обращению.

Чтобы суд рассмотрел и в полной мере мог удовлетворить обращение, надо следовать всем правилам его оформления.

Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации

Для возбуждения конституционного судопроизводства необходимо соблюдение ряда условий, определенных в Конституции РФ и Законе о Конституционном Суде РФ. В связи с этим в ст. 36—39 данного Закона определяются поводы и основания для рассмотрения дела, общие требования к обращению [1] .

Поводом для рассмотрения дела в Конституционном Суде РФ является обращение в форме запроса, ходатайства или жалобы (ст. 36 названного Закона).

Запросом именуются обращения управомоченных государственных органов и лиц о проверке конституционности федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, договоров между органами государственной власти, не вступивших в силу международных договоров РФ, а также о толковании Конституции РФ, обращений судов о проверке конституционности закона, подлежащего применению в указанном деле, обращений Совета Федерации о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности, обращений Верховного Суда РФ и Президента РФ о проверке конституционности инициативы проведения Всероссийского референдума по предложенному вопросу (вопросам) референдума, обращений Президента РФ о проверке соответствия Конституции РФ международного договора о принятии в Федерацию нового субъекта.

Ходатайством называются обращения о разрешении спора о компетенции, которым обладает любой из участвующих в споре органов государственной власти, указанных в ч. 3 ст. 125 Конституции РФ, а Президент РФ — также в случае, предусмотренном ч. 1 ст. 85 Конституции РФ. Кроме того, решение Конституционного Суда может быть официально разъяснено только самим Судом по ходатайству органов и лиц, имеющих право на обращение в Суд.

Читайте также:  ВС напомнил, как считать исковую давность по кредитным долгам

Процедура рассмотрения обращения в Конституционном суде РФ

Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается Конституционным судом Российской Федерации в пленарном заседании не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения обращения судьей (судьями). О принятом Конституционным суд Российской Федерации решении уведомляются стороны. В случаях, не терпящих отлагательства, Конституционный суд Российской Федерации может обратиться к соответствующим органам и должностным лица с предложением о приостановлении действия оспариваемого акта, процесса вступления в силу оспариваемого международного договора Российской Федерации до завершения рассмотрения дела Конституционным суд Российской Федерации.

Решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению выносится в случаях:

1) разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Конституционному суду Российской Федерации;

2) обращение в соответствии с требованиями настоящего Федерального конституционного закона не является допустимым;

3) по предмету обращения Конституционным судом Российской Федерации ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.

В случае, если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела, начатое Конституционным судом Российской Федерации, производство может быть прекращено, за исключением случаев, когда действием этого акта были нарушены конституционные права и свободы граждан. Обращение может быть отозвано заявителем до начала рассмотрения дела в заседании Конституционного суда Российской Федерации. В случае отзыва обращения производство по делу прекращается.

Решение о назначении дел к слушанию в пленарном заседании Конституционного суда Российской Федерации или в заседаниях палат принимается Конституционным судом Российской Федерации в пленарном заседании не позднее чем через месяц после принятия обращений к рассмотрению. В решении указывается очередность слушания дел. Стороны или их представители обязаны явиться по вызову Конституционного суда, дать объяснения и ответить на вопросы. Неявка стороны или ее представи­теля в заседание суда не препятствует рассмотрению дела, за исключением случаев, когда сторона ходатайствует о рассмотрении дела с ее участием и подтверждает уважительную причину своего отсутствия.

Процедура принятия заявления к производству Конституционного Суда во многом схожа с процедурой допуска в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).

На начальной стадии Секретариат Конституционного суда проверяет допустимость жалобы к рассмотрению. Жалоба будет принята к рассмотрению в случае, если:

  • ее предмет относится к компетенции КС РФ;
  • автор жалобы прошел все положенные процедуры обжалования, включая надзорную;
  • жалоба содержит достаточную аргументацию;
  • жалоба подана с соблюдением годичного срока с момента вынесения последнего решения в процедуре обжалования.

Шансов, что рядовой гражданин сможет самостоятельно справиться с составлением жалобы в Конституционный Суд, крайне мало. Поэтому мы рекомендуем обратиться за помощью к квалифицированному юристу.

Наша консультация может лишь дать самое общее представление о процедуре и возможность ориентироваться в сложном процессе составления, подачи и рассмотрения жалобы.

Можно выделить несколько правил подготовки к разбирательству в Конституционном суде, а именно:

  • заявитель сам должен известить лиц, привлекаемых по его жалобе, и вручить им копии жалобы;
  • представленная в КС жалоба должна быть грамотной, корректной, безэмоциональной и не содержащей исправлений или дописок.

Текст жалобы должен содержать в себе следующие сведения:

  1. наименование Конституционного Суда и его адрес. Сообщаем, что состав КС РФ дислоцирован в Москве и Санкт-Петербурге;
  2. ФИО, адрес, контакты заявителя;
  3. ФИО и адреса лиц, привлекаемых по жалобе;
  4. сведения о событии, послужившим основанием для обращения в КС;
  5. сведения о пройденной до обращения в КС процедуре обжалования;
  6. ссылку на статью Конституции, которая, по мнению заявителя, была нарушена;
  7. ссылки на нормативные акты;
  8. просьбу к Конституционному Суду о проверке предмета жалобы на соответствие Конституции;
  9. дату подачи заявления и подпись заявителя.

Предприятие обратилось в налоговый орган с декларацией о возмещении путем возврата НДС (право на налоговый вычет на основании ст. ст. 171 и 172 НК РФ). Налоговый орган отказал в возмещении налога, указав на необходимость представления одновременно с налоговой декларацией счетов-фактур и иных первичных документов, сославшись на ст. ст. 88, 171, 172 и 176 НК РФ. Предприятие не согласилось с налоговым органом, поскольку для возмещения НДС положения НК РФ требуют представления не первичных документов, а только налоговой декларации.

Арбитражные суды (в том числе кассационная инстанция), рассмотрев несколько таких споров по существу и согласившись с мнением налогового органа о необходимости представления первичных документов, создали прецедент. В результате его применения возникли негативные для налогоплательщика последствия.

Очевидно, что и в будущем вопрос с возмещением НДС не может быть решен, так как в НК РФ не указан исчерпывающий перечень первичных документов, которые следует представлять для обоснования права на налоговый вычет. А значит, правовой механизм реализации права на применение налоговых вычетов не действует.

Налогоплательщик был вынужден обратиться с жалобой в КС РФ.

Порядок и способы подачи заявления

Существует несколько способов, с помощью которых жалоба передается судье. К ним относится:

Если выбирается электронный формат, то через личный кабинет дополнительно предлагается возможность отслеживать ход рассмотрения жалобы. Сначала дается 3 дня на проверку документации работниками секретариата. Они должны убедиться, что предоставленные бумаги и сведения достоверны, а документация – правильно оформлена.

Если обнаруживаются нарушения, то заявитель может внести исправления, а если гражданин не реагирует на требования представителей КС, то его жалоба аннулируется.

Заявитель должен подготовиться к судебному заседанию, на котором рассматриваются все обращения. Обычно назначается разбирательство по иску через три месяца после регистрации жалобы. Решение принимается коллегией судей в течение нескольких часов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *