НДФЛ: делим доход с государством

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «НДФЛ: делим доход с государством». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Начиная с 2023 года все налогоплательщики перечисляют налоги и взносы в составе единого налогового платежа (ЕНП). Вместе с введением ЕНП для целей уплаты большинства налогов установлен один общий крайний срок – 28 число (согласно п. 6 ст. 226 НК).

I. Новые каноны администрирования налоговых платежей

С 2023 года вводится принципиально новый порядок уплаты налогов.

Так называемый единый налоговый платеж (ЕНП): организации или ИП нужно будет определять общую сумму налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую следует уплатить (перечислить) как налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов и (или) налоговому агенту самостоятельно и/или на основании требования налогового органа (совокупная обязанность), и одним платежом перечислять всю сумму в бюджетную систему РФ на счет Федерального казначейства (п. 2 ст. 11, ст. 11.3, п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 58 НК РФ в ред. Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ*).

* Здесь и далее все ссылки даны на статьи НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ, действующей с 01.01.2023 г.

Налоговый орган будет вести по каждой организации и каждому физическому лицу единый налоговый счет, на котором отразится как совокупная обязанность по данным налогового органа, так и ЕНП (п. 1 ст. 11.3 НК РФ).

VI. Распоряжение положительным сальдо единого налогового счета

Положительное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, больше денежного выражения совокупной обязанности.

Налогоплательщик может претендовать на зачет или возврат суммы положительного сальдо в порядке, установленном ст. 78 и 79 НК РФ, которые также изложены в новой редакции. Как для зачета, так и для возврата необходимо заявление налогоплательщика.

Зачет возможен, в частности:

  1. в счет исполнения обязанности другого лица по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов;
  2. в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса).
  3. При этом после 1 января 2023 года налоговые органы не рассматривают заявления (п. 8 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ):

  4. о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поданные до 31 декабря 2022 года (включительно) налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, если в отношении таких заявлений до 31 декабря 2022 года (включительно) налоговым органом не принято решение о возврате денежных средств;
  5. о зачете суммы излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поданные до 31 декабря 2022 года (включительно) налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, если в отношении таких заявлений налоговым органом до 31 декабря 2022 года (включительно) не принято решение о зачете.

Когда и как применять новые КБК

КБК на 2023 год регламентированы Приказом Минфина от 17.05.2022 г. № 75н. Документ скорректировали на основании Приказа Минфина от 22.11.2022 г. № 177н, который был опубликован 28.12.2022 г. Скорректированный список КБК начал действовать с 08.01.2023 г.

Существенные нововведения связаны с новыми КБК для уплаты страхвзносов, НДФЛ и акцизов. С 2023 года КБК по налогам, сборам и страхвзносам потребуется указывать в:

  • уведомлениях о рассчитанных налогах и страхвзносах;
  • платежных поручениях взамен уведомлений, когда налогоплательщик в течение 2023 года не уплачивает ЕНП, а перечисляет налоги, сборы и страхвзносы отдельными платежками;
  • декларациях и расчетах по отдельным видам налогов и по страхвзносам.

Нужно ли уведомлять ИФНС об исчисленной сумме НДФЛ

При составлении уведомления об исчисленных суммах налогов для последующей подачи в ИФНС нужно указывать исчисленную сумму НДФЛ. Причем, даже тогда, когда представляется 6-НДФЛ. Это важно, поскольку отчетность по данному налогу поступит в налоговую только по завершении квартала. Между тем сотрудники ИФНС должны доподлинно точно знать, что налогоплательщик перечислил на ЕНС деньги именно для НДФЛ.

Напомним: подача такого уведомления (КНД 1110355) – обязанность каждого налогоплательщика. При помощи его ИФНС определяет, куда, какие суммы нужно распределять, как их списывать с ЕНС. Достаточно оформить одно такое уведомление и включить в него суммы всех налогов (в т. ч. по НДФЛ), взносов, сборов, которые требуется заплатить в один общий срок до 28 числа.

Хоть раз каждый задавался этим вопросом: «Да куда вообще идут мои налоги? за что я плачу?». Здесь все просто — НДФЛ поступает в консолидированный бюджет РФ. То есть — в федеральный, бюджет субъекта, города и района.

85% от НДФЛ поступает в бюджет субъекта. То есть, если вы работаете в Краснодаре, то налог пополнит бюджет Краснодарского края. Остаток из 15% распределяется по местным бюджетам.

Иными словами, НДФЛ не уходит в федеральный бюджет — он остается в том субъекте, где вы работаете. Его тратят на благоустройство вашей области или города — строительство дорог, ремонт школ, работа больниц, проведение городских праздников.

Статьи расхода по бюджету можно найти на сайтах администраций субъектов РФ.


НДФЛ — не единственный налог в пользу государства. Есть еще пенсионные и страховые отчисления, налоги на имущество, а еще мы все платим НДC. Поэтому платим налоги и живем спокойно.

В 6-НДФЛ нужно будет указывать новые коды доходов и вычетов.

В справках к форме 6-НДФЛ надо будет указывать новые коды доходов и вычетов по НДФЛ. Внесли коды для сделок с цифровыми финансовыми активами, коды для социального налогового вычета.

Проект поправок в приказ с кодами опубликован на федеральном портале.

Новые коды доходов, в частности, такие:

  • 2540 — доход в натуральной форме в виде цифровых финансовых активов или цифровых прав, включающих одновременно ЦФА и утилитарные цифровые права;

  • 2650 — матвыгода от приобретения ЦФА у взаимозависимых лиц;

  • 3032 —выплата в денежной форме, связанные с выкупом ЦФА;

  • 3100 — доходы по договору о приемной семье, договору о патронатной семье;

  • 3110 — компенсации от госорганов и общественных объединений за время исполнения государственных или иных обязанностей.

Новые коды вычетов, в том числе, такие:

  • 290 — расходы по приобретению ЦФА;

  • 330 — взносы в НПФ;

  • 332 — взносы на добровольное страхование жизни.

Рассмотрим порядок расчета НДФЛ на конкретных цифрах.

Читайте также:  Названы сроки проведения лотереи Грин Кард 2023 года

Заработная плата работника составляет 70 000 ₽ в месяц. Она выплачивается двумя частями — 25 числа текущего месяца (за первую половину месяца в размере 50% оклада) и 10 числа следующего месяца (за вторую половину месяца — окончательный расчет). У работника есть один ребенок в возрасте 5 лет, на которого он получает стандартный налоговый вычет.

Если у работника не было других выплат, он не болел, не находился в отпуске или в командировке, расчет НДФЛ за январь будет следующим:

1. По правилам, которые начали действовать с 1 января 2023 года, при выплате аванса 25 января следует удержать с этой суммы НДФЛ, а также применить стандартный налоговый вычет на ребенка.

Несмотря на то, что заработная плата начисляется за январь 2023 года, по новым правилам (п. 6 ст. 226 НК РФ в ред. Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ) датой получения дохода в виде зарплаты считается день ее фактической выплаты, а значит, это доход того месяца, в котором он выплачен. Первая часть январской заработной платы будет доходом января. Соответственно, стандартный налоговый вычет на ребенка за январь следует применить 25 января (письмо ФНС РФ от 09.11.2022 № БС-4-11/15099@). Зарплата за первую половину января рассчитывается следующим образом:

70 000 × 50% = 35 000 размер аванса 50% от оклада сотрудника

35 000 – 1400 = 33 600 — применен стандартный налоговый вычет на ребенка за период января

33 600 × 13% = 4 368 исчислен НДФЛ после применения стандартного вычета

35 000 – 4 368 = 30 632 ₽ — удержан НДФЛ и перечислена зарплата за первую половину января 2023 года.

2. Заработную плату за вторую половину месяца нужно рассчитать 10 февраля. В данном случае применение стандартного налогового вычета будет относиться уже к периоду февраля, поскольку, как и ранее, вычет предоставляется за каждый месяц налогового периода (пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ).

Несмотря на то, что заработная плата начисляется за вторую половину января, стандартный налоговый вычет на ребенка будет применяться уже за февраль. Значит, при исчислении заработной платы за первую половину февраля, которая в нашем примере приходится на 24.02.2023, повторно данный вычет применяться не может (письмо ФНС РФ от 09.11.2022 № БС-4-11/15099@).

Расчет заработной платы за вторую половину января 2023 года будет выглядеть аналогично расчету за первую половину января.

3. Таким образом, за январь сотрудник получит на руки:

30 632 + 30 632 = 61 264 ₽

Обратите внимание, что двойное применение стандартных налоговых вычетов будет применимо именно к зарплате за январь.

Производя расчет зарплаты за февраль 2023 года, следует учитывать, что налоговый агент применил налоговый вычет 10 февраля, когда производил расчет по зарплате за вторую половину января. Когда он будет производить расчет заработной платы за первую половину февраля — 24.02.2023 — применять вычет уже не следует. Вычет будет применен при исчислении заработной платы за вторую половину февраля, а именно 10.03.2023.

Налоговый агент вправе сам решать, за какую половину месяца он будет применять вычет. Главное, чтобы не была нарушена периодичность. Один и тот же вычет за один и тот же месяц налогового периода применяться не может.

4. Налог с заработной платы за январь будет перечислен 28.02.2023 за первую и вторую половину месяца, поскольку и 25.01.2023, и 10.02.2023 попадают в один период исчисления и перечисления подоходного налога — с 23.01 по 22.02 (п. 6 ст. 226 НК РФ).

В какой бюджет зачисляется ндфл на физических лиц

Плательщиками подоходного налога, согласно ст. 207 НК РФ, признаются физлица (резиденты и нерезиденты), получающие доход из источников на территории РФ. Перечисление НДФЛ в бюджет либо осуществляется ими самостоятельно при получении разовых или систематических поступлений, либо возлагается на налоговых агентов — источников выплаты постоянных доходов.

Правила начисления и уплаты подоходного налога отражены в гл. 23 НК РФ. Налоговые агенты уплачивают НДФЛ за работников не позднее дня, следующего за днем фактического получения ими доходов в виде зарплаты, и не позже последнего дня месяца, в котором выплачены отпускные и пособия по нетрудоспособности (п. 6 ст. 226 НК РФ).

Подробнее об этих сроках читайте в статье «Когда перечислять подоходный налог с зарплаты?».

Оплата налога индивидуальными предпринимателями и прочими физлицами производится в срок до 15 июля года, следующего за отчетным.

Налоги и специальные режимы

Помимо рассмотренных ранее групп налогов НК РФ выделяет так называемые спецрежимы, применение которых освобождает от уплаты налога на прибыль, НДФЛ (для ИП), НДС, налога на имущество организаций и физлиц, но вводит обязанность уплаты единого налога.

Выбрать оптимальный налоговый режим вам помогут рекомендации экспертов КонсультантПлюс. Посмотреть их можно, бесплатно получив пробный доступ к системе К+.

Выделяют следующие режимы:

Об особенностях исчисления и уплаты этого налога читайте в рубрике «УСН».

Материалы по исчислению, уплате и представлению отчетности на этом режиме смотрите в рубрике «ЕСХН».

С нюансами патентной системы налогообложения можно ознакомиться в рубрике «ПСН».

Налоговая база и совокупность налоговых баз

При определении налоговой базы учитываются все доходы физлица, которые получены им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой по правилам ст. 212 НК РФ (п. 1 ст. 210 НК РФ).

При этом налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены разные налоговые ставки (п. 2 ст. 210 НК РФ).

Федеральным законом № 372-ФЗ признан утратившим силу абз. 2 п. 2 ст. 210 НК РФ. Он содержал уточнение, согласно которому налоговая база по доходам от долевого участия должна определяться отдельно от иных доходов, в отношении которых применяется налоговая ставка 13 % (п. 1 ст. 224 НК РФ).

Вместе с тем ст. 210 НК РФ дополнен новыми п. 2.1 – 2.3, в которых определен порядок формирования совокупных налоговых баз.

Исходя из п. 2.1 ст. 210 НК РФ совокупность налоговых баз, в отношении которой применяется налоговая ставка 13 % (предусмотрена п. 1 ст. 224 НК РФ), включает в себя следующие налоговые базы, каждая из которых определяется в отношении доходов физлиц – налоговых резидентов РФ отдельно:

налоговая база по доходам от долевого участия (в том числе по доходам в виде дивидендов, выплаченных иностранной организации по акциям (долям) российской организации, признанных отраженными налогоплательщиком в налоговой декларации в составе доходов);

налоговая база по доходам в виде выигрышей, полученных участниками азартных игр и участниками лотерей;

налоговая база по доходам по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами;

налоговая база по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги;

налоговая база по операциям займа ценными бумагами;

налоговая база по доходам, полученным участниками инвестиционного товарищества;

налоговая база по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете;

налоговая база по доходам в виде сумм прибыли контролируемой иностранной компании (в том числе фиксированной прибыли контролируемой иностранной компании);

Читайте также:  Льготы ветеранам труда в Татарстане в 2022 году

налоговая база по иным доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка 13 %, предусмотренная п. 1 ст. 224 НК РФ (основная налоговая база).

Согласно п. 2.2 ст. 210 НК РФ совокупность налоговых баз, в отношении которой применяется налоговая ставка 30 % (предусмотрена абз. 1 п. 3 ст. 224 НК РФ), включает в себя следующие налоговые базы, каждая из которых определяется в отношении доходов физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, отдельно:

налоговая база по доходам в виде выигрышей, полученных участниками азартных игр и участниками лотерей;

налоговая база по доходам по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами;

налоговая база по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги;

налоговая база по операциям займа ценными бумагами;

налоговая база по доходам, полученным участниками инвестиционного товарищества;

налоговая база по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете;

налоговая база по доходам от продажи недвижимого имущества и (или) доли (долей) в нем, а также по доходам в виде объекта недвижимого имущества, полученного в порядке дарения;

налоговая база по иным доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка 30 %, предусмотренная абз. 1 п. 3 ст. 224 НК РФ.

В силу п. 2.3 ст. 210 НК РФ налоговые базы, указанные в п. 2.1 и 2.2 (за исключением основной налоговой базы), определяются как денежное выражение соответствующих доходов, подлежащих налогообложению и учитываемых при определении налоговой базы, с учетом особенностей, установленных ст. 214.1, 214.3, 214.4, 214.5, 214.7, 214.9 НК РФ.

Эти особенности таковы:

Налоговая база

Особенности формирования

По доходам от долевого участия (пп. 1 п. 2.1 ст. 210 НК РФ)

Определяется с учетом особенностей, установленных ст. 275 НК РФ

По доходам по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами (пп. 3 п. 2.1 ст. 210 НК РФ)

Соответствующие доходы уменьшаются на сумму налоговых вычетов, предусмотренных пп. 1 п. 1 ст. 219.1 и ст. 220.1 НК РФ

По операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете (пп. 7 п. 2.1 ст. 210 НК РФ)

Соответствующие доходы уменьшаются на сумму налоговых вычетов, предусмотренных пп. 3 п. 1 ст. 219.1 и ст. 220.1 НК РФ

По доходам, полученным участниками инвестиционного товарищества (пп. 6 п. 2.1 ст. 210 НК РФ)

Соответствующие доходы уменьшаются на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 220.2 НК РФ

Федеральным законом № 372-ФЗ в ст. 210 НК РФ был введен отдельный пункт (п. 3.1), которым регулируется порядок определения налоговой базы продажи долей в уставном капитале общества: при определении налоговой базы доходы от продажи долей в уставном капитале общества подлежат уменьшению на сумму налоговых вычетов, предусмотренных подпунктом 2.5 пункта 2 статьи 220 настоящего Кодекса, вне зависимости от налоговой ставки, установленной в отношении таких доходов.

К сведению: при определении налоговой базы, не указанной в п. 2.1 или 2.2 ст. 210 НК РФ, налоговая база определяется как денежное выражение соответствующих доходов, подлежащих налогообложению (если иное не установлено п. 6 ст. 210 НК РФ) (п. 4 ст. 210 НК РФ в редакции Федерального закона № 372-ФЗ).

Согласно новой редакции п. 6 ст. 210 НК РФ налоговая база по доходам от продажи имущества или долей в нем, по доходам в виде стоимости имущества, полученного в порядке дарения, а также по подлежащим налогообложению доходам, полученным в виде страховых выплат по договорам страхования и выплат по пенсионному обеспечению, определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных пп. 1 (в части, относящейся к проданным имуществу или долям в нем) и пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, а также с учетом особенностей, установленных ст. 213, 213.1 и 214.10 НК РФ.

Обратите внимание: усли в налоговом периоде сумма налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218 и 219, пп. 3 и 4 п. 1 ст. 220 НК РФ, не может быть полностью учтена при определении основной налоговой базы, такие налоговые вычеты в части, которая не может быть учтена при определении основной налоговой базы, учитываются по итогам этого же налогового периода при определении налоговой базы по доходам, обозначенным в абз. 1 п. 6 ст. 210 НК РФ, но в размере не более суммы такой налоговой базы. При этом на следующий налоговый период указанные налоговые вычеты не переносятся (если иное не предусмотрено гл. 23 НК РФ).

Налоговые ставки по НДФЛ

Согласно п. 1 ст. 224 НК РФ (в редакции Федерального закона № 372-ФЗ) налоговая ставка устанавливается в следующих размерах:

13 % – если сумма налоговых баз, указанных в п. 2.1 ст. 210 НК РФ, за налоговый период составляет менее 5 млн руб. или равна 5 млн руб.;

650 тыс. руб. и 15 % суммы налоговых баз, обозначенных в п. 2.1 ст. 210 НК РФ, превышающей 5 млн руб., – если сумма налоговых баз, поименованных в п. 2.1 ст. 210 НК РФ, за налоговый период составляет более 5 млн руб.

Налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ, применяется в отношении совокупности всех доходов физического лица – налогового резидента РФ, подлежащих налогообложению (за исключением доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным п. 1.1, 2, 5 и 6 ст. 224 НК РФ).

К сведению: новый п. 1.1 ст. 224 НК РФ гласит, что налоговая ставка устанавливается в размере 13 % для физических лиц – налоговых резидентов РФ в отношении доходов от продажи имущества (за исключением ценных бумаг) или долей в нем, доходов в виде стоимости имущества, полученного в порядке дарения, а также подлежащих налогообложению доходов, полученных такими физическими лицами в виде страховых выплат по договорам страхования и выплат по пенсионному обеспечению. Иными словами, ставка налога не зависит от величины полученных средств.

В отношении доходов физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, указанных в абз. 3 – 7, 9 п. 3 ст. 224 НК РФ, налоговая ставка устанавливается в следующих размерах (п. 3.1 ст. 210 НК РФ введен Федеральным законом № 372-ФЗ):

13 % – если сумма соответствующих доходов за налоговый период составляет менее 5 млн руб. или равна 5 млн руб.;

650 тыс. руб. и 15 % суммы соответствующих доходов, превышающей 5 млн руб., – если сумма соответствующих доходов за налоговый период составляет более 5 млн руб.

Напомним, что для налоговых резидентов РФ продолжают действовать налоговые ставки:

35 % – для любых выигрышей и призов в рекламных конкурсах, играх и мероприятиях (п. 2 ст. 224 НК РФ);

9 % – для процентов по облигациям с ипотечным покрытием (п. 5 ст. 224 НК РФ);

30 % – для доходов по ценным бумагам российских организаций (п. 6 ст. 224 НК РФ).

Приказом от 12.10.2020 № 236н Минфин утвердил КБК для прогрессивной шкалы НДФЛ, скорректировав перечень КБК по налогам на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов. Так, для НДФЛ введены следующие коды:

000 1 01 02080 01 0000 110 – в отношении налога, который больше 650 тыс. руб. и относится к части базы сверх 5 млн руб.;

Читайте также:  Как сдать экзамен по вождению в городе с первого раза

000 1 01 02090 01 0000 110 – в отношении налога с сумм прибыли КИК, которую получили физлица, перешедшие на особый порядок уплаты НДФЛ на основании подачи уведомления в налоговый орган;

000 1 01 02070 01 0000 110 – в отношении налога с процента (купона, дисконта) по обращающимся облигациям российских организаций, которые номинированы в рублях и эмитированы после 01.01.2017. КБК применяется также для налога с процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, государств – участников Союзного государства.

Доход физлица — это не только зарплата. Это и призы в конкурсах, полученные дивиденды, премии и поощрения на работе и не обязательно в виде денег. Подарки в натуральной форме также облагаются НДФЛ.

Считают подоходный налог так:

НДФЛ = (Налогооблагаемые доходы — Вычеты) * 13 % (или 9 %,15 %,30 % и 35 %)

Налогооблагаемые доходы — это все виды заработка, не перечисленные в статье 217 НК РФ. Вот перечень доходов, с которых не берется подоходный налог:

  • госпособия по безработице, родам;
  • пенсии;
  • выплаты на детей;
  • возмещения вреда здоровью и т.д.

В бюджет какого уровня платится НДФЛ

Задаваясь вопросом, куда идет подоходный налог, работодатели должны понимать, что имеют законно установленные обязательства по наполнению бюджета Российской Федерации. В соответствии со ст. 56 и ст. 61 БК РФ поступления НДФЛ в размере 85% идут в областные и краевые бюджеты, а 15% — в бюджеты муниципалитетов. Исключение составляют облагаемые доходы нерезидентов — с них налог полностью попадает в бюджет субъекта РФ.

Как гласит п. 7 ст. 226 НК РФ, филиалам и отделениям головной компании нужно уплачивать налог в бюджеты муниципалитетов, где расположены указанные подразделения. Чтобы определиться, куда платить НДФЛ с нескольких филиалов, находящихся в пределах одного муниципального образования с несколькими ИФНС, нужно выбрать одну инспекцию, в которой зарегистрирован филиал, и уплачивать налог по данной территории. Если компания этого не сделает, то платить придется отдельно по каждой территории, где есть орган ФНС. Подобные правила распространяются и на филиалы иностранных компаний, уплачивающих налоги в России.

Нормативы отчислений налогов в местный бюджет

К налоговым доходам относятся доходы от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним [5, с. 41].

Местный бюджет может рассчитывать на 100 % дохода в виде следующих налогов: земельный налог, налог на имущество физических лиц и торговый сбор. При этом плательщиками торгового сбора, согласно п. 1 ст. 411 НК РФ, признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). Однако доходы от перечисленных налогов не могут полностью покрывать расходы местных бюджетов, значит речь должна идти и об отчислениях от федеральных и региональных налогов в доходы местных бюджетов. На наш взгляд, целесообразно отчислять в местные бюджеты, в т. ч. бюджеты городских и сельских поселений, средства не только от налога на доходы физических лиц, единого сельскохозяйственного налога и государственной пошлины (как это установлено статьями БК РФ), но и от таких федеральных налогов, как налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций [4, с. 15].

Регионы кормят Москву или столица кормит регионы?

Налоговая система РФ выделяет 3 уровня бюджетов, в которые поступают налоговые платежи: федеральный, региональный и местный. Такое разграничение связано не с бюджетом, в который зачисляются платежи, а с уровнем власти, который их регламентирует.

Градация налогов утверждена ст. 13, 14 и 15 НК РФ. Согласно ст. 13 НК РФ налог на доходы физических лиц является федеральным налогом. То есть механизм его расчета един на территории всей страны и местные или региональные власти не могут на него повлиять. При этом НДФЛ зачисляется в региональный и местный бюджеты в соотношении 85% и 15% соответственно.

Еще больше информации о налоговой системе РФ читайте в статьях:

  • «Принципы построения налоговой системы РФ»;
  • «Федеральные, региональные и местные налоги»;
  • «Куда платить НДФЛ с доходов «дистанционных работников».

Редко применяемая ставка. По ней рассчитывают налог с доходов от:

  • дивидендов, полученных до 2015 года;
  • процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года;
  • доверительного управления ипотечным покрытием по сертификатам, выданным до 1 января 2007 года.

Для налогоплательщиков с 2022 года введен новый социальный вычет по НДФЛ

Плательщиками подоходного налога, согласно ст. 207 НК РФ, признаются физлица (резиденты и нерезиденты), получающие доход из источников на территории РФ. Перечисление НДФЛ в бюджет либо осуществляется ими самостоятельно при получении разовых или систематических поступлений, либо возлагается на налоговых агентов — источников выплаты постоянных доходов.

НДФЛ платится одной суммой, дальнейшее распределение и направление в разные уровни бюджетов осуществляется без участия налогоплательщиков. Если же речь идет об уплате индивидуальным предпринимателем собственного НДФЛ в рамках применения общей системы налогообложения, то он так же перечисляется по месту регистрации ИП исходя из его адреса прописки.

Но высокая зависимость от других бюджетов снижает стимулы для местных властей по увеличению собственных доходов. Важно и то, что передача централизованных ресурсов через бюджет дотации и субвенции порождает сомнительную зависимость нижестоящего уровня власти от политического расклада на вышестоящем уровне. Налоговая система Франции отличается тем, что сбор налогов, поступающих в центральный и местные бюджеты, осуществляет единая налоговая служба.

В то же время, нет ни одного региона, который заботился бы о привлечении на свою территорию жителей, поскольку для властей жители это, скорее, источник бюджетных расходов, чем доходов. В настоящий момент характерными примерами являются Москва и Санкт-Петербург, где работают жители прилегающих областей. Введение системы уплаты НДФЛ по месту проживания налогоплательщика позволит избежать указанных эффектов. Главным же недостатком предлагаемого варианта является значительное удорожание администрирования налога.

Бюджетного кодекса РФ), остальная часть налоговых поступлений распределяется между муниципальными образованиями разных видов (абз. 2 п. 2 ст. 61, абз. 2-4 п. 2 ст. 61.1, абз. 2 п. 2 ст. 61.2, абз. 2 п. 2 ст. 61.3, абз. 2 п. 2 ст. 61.5 Бюджетного кодекса РФ).

Чтобы определиться, куда платить НДФЛ с нескольких филиалов, находящихся в пределах одного муниципального образования с несколькими ИФНС, нужно выбрать одну инспекцию, в которой зарегистрирован филиал, и уплачивать налог по данной территории.

При этом п. 2 ст. 223 Кодекса предусмотрено, что в случае прекращения трудовых отношений до истечения календарного месяца датой фактического получения налогоплательщиком дохода в виде оплаты труда считается последний день работы, за который ему был начислен доход.»

Динамика соотношения минимального стандартного вычета и величины прожиточного минимума отличается меньшим падением (почти в 3 раза). Предлагается ввести механизм автоматической индексации налоговых вычетов с учетом инфляции.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *