Социальные пособия в 2022 году — виды

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Социальные пособия в 2022 году — виды». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Специальные выплаты от государства получают федеральные госслужащие, космонавты и летчики-испытатели, граждане, пострадавшие на военной службе, в техногенных и радиационных катастрофах — или их семьи. Участники Великой отечественной войны. А еще те, кто является нетрудоспособным и остается без средств к существованию. Например, не накопил на страховую пенсию. Такой род выплат называется социальной пенсией.

Кто может получить социальную пенсию

На социальную пенсию могут претендовать не только пенсионеры, имеющие на нее право по достижении определенного возраста, но и инвалиды вне зависимости от возрастной категории.

Лица, имеющие такой статус с детства, получают пособие независимо от степени инвалидности. Пособие предназначено для следующих категорий граждан, а также лиц без гражданства, проживающих на территории РФ более 15 лет:

  • Несовершеннолетние и студенты, учащиеся на очном отделении, потерявшие обоих или одного из родителей, а также опекунов.
  • Семьи военнослужащих при условии гибели последних при нахождении на службе или в течение 3 месяцев после увольнения. Пособие выплачивается детям умершего, его супруге, также на него могут рассчитывать братья и сестры.
  • Участники ВОВ, официально зарегистрированные жители блокадного Ленинграда.

Право социального обеспечения – самостоятельная и важная отрасль права.

Под социальным обеспечением понимается система социально-экономических мер по борьбе с необеспеченностью граждан государства, осуществляемых в двух организационно-правовых формах: обязательного социального страхования и социального обеспечения.

Право социального обеспечения как отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся между гражданами и органами социального обеспечения.

Каждый вид социального обеспечения, выступающий объектом отношения, порождает свое отношение как элемент общего отношения по социальному обеспечению.

Общее отношение по социальному обеспечению состоит из пяти видов отношений.

1. Пенсионные отношения, возникающие между работником (гражданином) или семьей и органами социального обеспечения по поводу получения одной из пенсий.

Для возникновения этих отношений необходимо наступление определенных юридических фактов:

– возраста;

– стажа работы или выслуги лет;

– инвалидности;

– потери кормильца и др.

2. Отношения по выплате различного рода пособий: по временной нетрудоспособности, семьям, имеющим детей и др.

3. Отношения по предоставлению льгот, компенсаций, социальных услуг определенным категориям граждан, например, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям, пострадавшим от радиации и др.

4. Процедурные отношения, возникающие при назначении того или иного вида социального обеспечения.

5. Процессуальные отношения, связанные с рассмотрением споров при получении пенсий, пособий и других видов социального обеспечения, в части, не относящейся к гражданскому процессу.

Указанные правоотношения составляют предмет отрасли права социального обеспечения.

Метод права социального обеспечения отражает специфику правового регулирования отношений в области социального обеспечения и включает в себя следующие признаки.

1. Социальное обеспечение осуществляется государством в лице уполномоченных им органов управления или учреждений.

2. Дополнительное социальное обеспечение осуществляется за счет негосударственных фондов, в том числе фондов добровольного социального страхования.

3. Одним из субъектов отношений социального обеспечения выступает гражданин (или семья), а другим – органы, осуществляющие социальное обеспечение.

Нормы права, составляющие отрасль права социального обеспечения, образуют систему данной отрасли:

1) общая часть соджержит нормы, которые выражают общие положения, характеризуют отрасль в целом;

2) особенная часть отрасли включает в себя правовые институты, нормы каждого из которых имеют свой предмет регулирования и составляют часть отрасли: это трудовой стаж и выслуга лет, пенсии, компенсации, льготы, социальное обслуживание и др.

Основными принципами права социального обеспечения являются:

1) всеобщность социального обеспечения;

2) всесторонность и многообразие видов социального обеспечения;

3) осуществление социального обеспечения за счет средств фондов социального страхования и средств государственного бюджета.

Федеральный закон РФ от 17 декабря 2001 г. № 173-Фз «о трудовых пенсиях в РФ» определяет, что им в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии.

Федеральный закон состоит из 7 глав (32 статей).

Глава 1 «Общие положения»:

1) дает понятия:

– трудовой пенсии;

– страхового стажа;

– расчетного пенсионного капитала;

– установления трудовой пенсии;

– индивидуального лицевого счета;

– специальной части индивидуального лицевого счета;

– пенсионных накоплений;

– ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости;

2) определяет круг лиц, имеющих право на получение трудовой пенсии, а также виды и структуру трудовых пенсий.

Глава 2 «Условия назначения трудовых пенсий» закрепляет те юридические факты, которые необходимы для назначения лицу трудовой пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца.

Глава 3 «Страховой стаж» регламентирует:

– периоды, входящие в страховой стаж;

– правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа;

– порядок исчисления страхового стажа.

Глава 4 «Размеры трудовых пенсий» определяет порядок расчета базовой части, страховой части, накопительной части (для трудовых пенсий по старости и инвалидности) и базовой части, страховой части(для пенсий по случаю потери кормильца).

Глава 5 «Назначение, перерасчет размеров, выплата и доставка трудовых пенсий» раскрывает:

– порядок назначения, перерасчета размеров, выплаты и доставки трудовых пенсий;

– сроки назначения трудовой пенсии;

– сроки перерасчета размера трудовой пенсии;

– случаи приостановления и возобновления выплаты трудовой пенсии;

– случаи прекращения и восстановления выплаты трудовой пенсии;

– сроки выплаты и доставки трудовой пенсии;

– ответственность за достоверность сведений, необходимых для установления и выплаты трудовой пенсии;

– удержания из трудовой пенсии.

Глава 6 «Порядок сохранения и конвертации (преобразования) ранее приобретенных прав» регламентирует вопросы:

– сохранения права на досрочное назначение трудовой пенсии;

– сохранения права на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан;

– суммирования стажа на соответствующих видах работ и снижения возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

– оценки пенсионных прав застрахованных лиц.

Глава 7 «Порядок введения в действие настоящего.

Читайте также:  Как проверить очередь в детский сад в Барнауле в 2023

Федерального закона» указывает что, настоящий Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2002 г. Сохраняются действующие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона условия и нормы установления пенсий космонавтам и летно-испытательному составу гражданской авиации, предусмотренные нормативными правовыми актами. Указанные условия и нормы применяются и при оценке пенсионных прав космонавтов и лет-но-испытательного состава гражданской авиации в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.

Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются:

– письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений;

– трудовые книжки колхозников;

– справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;

– выписки из приказов;

– лицевые счета;

– ведомости на выдачу заработной платы.

В случае, когда трудовая книжка не ведется, периоды работы по трудовому договору подтверждаются письменным трудовым договором.

Периоды работы по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются:

– указанным договором;

– документом работодателя об уплате обязательных платежей.

При этом продолжительность периода работы, включаемого в страховой стаж, определяется согласно сроку действия договора, соответствующему периоду уплаты обязательных платежей. В случаях, когда срок действия договора не установлен, продолжительность указанного периода определяется исходя из периода уплаты обязательных платежей.

Периоды работы по авторским и лицензионным договорам подтверждаются:

– указанными договорами;

– документом территориального органа ПФР;

– документом территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

При этом продолжительность периода работы, включаемого в страховой стаж, определяется согласно сроку действия договора, соответствующему периоду уплаты обязательных платежей.

Периоды работы у отдельных граждан по договорам за время до заключения трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера подтверждаются:

– договором между нанимателем и работником, зарегистрированным в профсоюзных органах;

– документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Периоды работы членов крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, подтверждаются:

– трудовой книжкой;

– документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Записи, внесенные в трудовые книжки членов хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, удостоверяются органом местного самоуправления.

Периоды работы в качестве пастуха по договору с коллективом граждан – владельцев скота за время до заключения трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера подтверждаются:

– договором между пастухом и коллективом граждан – владельцев скота (с отметкой о его исполнении);

– документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Виды пособий от государства

Классификация по видам и критериям собрана в таблице социальных выплат в 2022 году:

Критерий

Виды социальных выплат в России 2022

По уровню нормативного регулирования

  • федеральные;
  • региональные;
  • муниципальные.

По категориям получателей

  • пенсионеры;
  • инвалиды;
  • малообеспеченные семьи;
  • семьи с детьми;
  • безработные;
  • иные представители льготных категорий.

По периодичности выплат

  • ежемесячные;
  • ежегодные;
  • разовые.

По уровню бюджета, за счет которого финансируется выплата

  • федеральный бюджет;
  • бюджет субъекта РФ;
  • бюджет муниципального образования РФ.

По основанию для получения

  • состояние здоровья;
  • рождение ребенка;
  • смерть;
  • низкий уровень дохода;
  • потеря основного источника дохода;
  • потребность в жилплощади;
  • инвалидность;
  • потеря кормильца;
  • иные основания.

Социальные выплаты пенсионерам

Пенсионеры, помимо пенсии по старости, получают ряд доплат и компенсаций. Размер выплат устанавливается на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Например, если пенсия по старости ниже минимального уровня пенсионного обеспечения, то гражданину назначается доплата. Обратите внимание, что в расчет включают не только пенсию, но и все государственные надбавки и компенсации.

Отдельный вид льгот предусмотрен для пенсионеров, имеющих особый статус. Это ветераны труда, герои СССР и РФ и другие лица, отмеченные государственными и региональными наградами и знаками отличия. Льготникам положены:

  • компенсация коммунальных услуг в размере 50% от фактических трат;
  • компенсация проезда в общественном транспорте (фиксированная сумма около 300 руб.);
  • бесплатное зубопротезирование.

Повышение пенсионного возраста не умаляет и не отменяет закрепленных Конституцией прав, а исполнительные и законодательные органы действуют в рамках своих полномочий. Однако при проведении реформы необходимо грамотно оценить состояние российской экономики, соразмерность и необходимость изменений, объяснил профессор кафедры конституционного и административного права факультета права Высшей школы экономики Владимир Мазаев.

Он напомнил, что в Конституции действительно устанавливается институт государственных пенсий (ч. 2 ст. 7) и право на их получение (ч. 2 ст. 39). Однако в нормах основного закона не указаны сроки выхода на пенсию по различным основаниям, размеры, условия расчета, порядок начисления, получения и т. д. — ч. 2 ст. 39 Конституции РФ делает отсылку по этим вопросам к специальному федеральному закону.

Да, Конституция закрепляет требование не издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы (ч. 2 ст. 55). Но в данном случае, по словам эксперта, право на государственную пенсию не отменяется и не умаляется, меняются некоторые параметры его использования (увеличивается срок выхода на пенсию при условии увеличения объема пенсионных выплат — как нам говорят). Не нарушается при повышении пенсионного возраста и принцип равноправия.

«В данном случае следует исходить из того, что обратной силы закон не имеет, нельзя ухудшать положение вышедших на пенсию. Нарушением этого принципа было бы, например, выделение какой-то отдельной группы граждан в целях наделения их дополнительными правами и льготами. В данном случае предполагается, что закон распространяется на всех граждан 1959 года и моложе, а все граждане старше 1959 года остаются в прежнем правовом режиме пенсионного обеспечения, то есть здесь не усматриваются какие-то дискриминационные основания», — резюмировал Владимир Мазаев.

На что надо обратить внимание?

Эксперт назвал ключевые для обсуждения пенсионной реформы вопросы с точки зрения конституционного права.

«Если повышение пенсионного возраста — мера, необходимая для обеспечения экономического развития страны, — то начинать следует с внедрения новых технологий, повышения производительности труда и эффективности управленческой сферы; более справедливого распределения общественных благ, снижения колоссальной имущественной дифференциации, в том числе по заработной плате. Если брать конституционный аспект, то несправедливые и несоразмерные критерии в оплате труда, получения доходов в современном демократическом мире рассматриваются как нарушение принципа правового государства, где справедливость и достоинство личности (выраженное в том числе в справедливом распределении национального дохода) является приоритетным по отношению к формальным законодательным актам.

Читайте также:  Документы для оформления временной регистрации иностранного лица

Если повышение пенсионного возраста необходимо, то…

— Почему бюджет страны профицитный?

— Что положительного даст эта реформа будущим пенсионерам, если соотношение уровня пенсий с их уровнем заработной платы будет таким же — не более 30-35 процентов?

— Кто и как обеспечит работой (то есть важнейшим конституционным правом) этих людей, когда многие на прежнем месте работы по состоянию здоровья просто не смогут квалифицированно осуществлять свои функции? Для них потребуется целая система переподготовки и переучивания.

— Кто и как обеспечит работой пенсионеров в сельской местности, особенно женщин предпенсионного возраста?

— Лишит ли повышение пенсионного возраста миллионы граждан льгот и пособий, которые они могли бы получать от государства в связи со статусом пенсионера?

Все эти вопросы относятся к сфере обеспечения конституционных прав и свобод и могут быть предметом для рассмотрения в Конституционном Суде РФ.

Размер пенсий по государственному пенсионному обеспечению

Размер пенсий устанавливают статьи 14-18 Закона о государственном пенсионном обеспечении:

  • Статья 14 Закона фиксирует размеры пенсий федеральных государственных гражданских служащих — 45 процентов среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности);
  • Статья 15 Закона устанавливает размеры пенсии военнослужащих и членов их семей — определяются в порядке, предусмотренном Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». При этом, пенсия по инвалидности военнослужащим, которые проходили службу в качестве матросов, солдат, сержантов и старшин, назначается в зависимости от причин наступления инвалидности:
  1. если инвалидность наступила вследствие военной травмы: инвалидам I группы — 300 процентов размера социальной пенсии (5034 рубля 25 копеек); инвалидам II группы — 250 процентов; инвалидам III группы — 175 процентов;
  2. если инвалидность наступила вследствие заболевания, полученного в период службы: инвалидам I группы — 250 процентов размера социальной пенсии (5034 рубля 25 копеек); инвалидам II группы — 200 процентов; инвалидам III группы — 150 процентов.
  • Статья 16 Закона фиксирует размеры пенсий участникам ВОВ и гражданам, награжденным знаком «Житель блокадного Ленинграда»:
  1. пенсия по инвалидности участником ВОВ составляет: инвалидам I группы — 250 процентов размера социальной пенсии (5034 рубля 25 копеек); инвалидам II группы — 200 процентов; инвалидам III группы — 150 процентов;
  2. пенсия граждан, награжденных знаком блокадного Ленинграда, составляет: инвалидам I группы — 200 процентов размера социальной пенсии (5034 рубля 25 копеек); инвалидам II группы — 150 процентов; инвалидам III группы — 100 процентов.
  • Статья 17 Закона регламентирует размеры пенсии граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, и членов их семей:
  1. гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь или заболевания связанных с радиационным воздействиям в результате катастрофы ЧАЭС или с работами по ликвидации последствий катастрофы размер пенсии составляет – 250 процентов размера социальной пенсии (5034 рубля 25 копеек);
  2. гражданам, проживающим или работающим в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения — 200 процентов;
  3. гражданам, ставшими инвалидами вследствие катастрофы на ЧАЭС или другой радиационной катастрофе: инвалидам I группы — 250 процентов размера социальной пенсии (10 068 рублей 53 копейки); инвалидам II группы — 250 процентов размера социальной пенсии (5034 рубля 25 копеек); инвалидам III группы — в размере, равном разнице между 250 процентами размера социальной пенсии и 125 процентами размера указанной пенсии;
  4. пенсию по утере кормильца назначают: детям, потерявшим обоих родителей — 250 процентов размера социальной пенсии (5034 рубля 25 копеек); другим нетрудоспособным членам умершего кормильца — 125 процентов размера социальной пенсии.
  • Статьи 17.1 и 17.2 устанавливают размеры пенсии для граждан из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава.
  • Статья 18 Закона регламентирует размеры социальной пенсии нетрудоспособных граждан в следующих размерах:
  1. гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), инвалидам II группы (исключения инвалиды детства), гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшим возраста 55 и 50 лет, несовершеннолетним и старше (обучающихся на очной форме), потерявшим одного из родителей — 5 034 рубля 25 копеек в месяц;
  2. инвалидам с детства I группы и детям-инвалидам — 12 082 рубля 6 копеек в месяц;
  3. инвалидам I группы, инвалидам с детства II группы, несовершеннолетним и старше (обучающимся на очной форме), потерявшим обоих родителей — 10 068 рублей 53 копейки в месяц;
  4. инвалидам III группы — 4 279 рублей 14 копеек в месяц.

Порядок установления пенсии и срок ее назначения

Статья 22 Закона фиксирует порядок установления пенсии, которая устанавливается по заявлению гражданина, за исключением пенсии по инвалидности граждан из числа инвалидов с детства, ранее являющихся получателями пенсии по инвалидности. Обращение за установлением пенсии осуществляется в любое время после возникновения соответствующего права на ее установление.

Как правило, перерасчет пенсии производится в связи с изменением группы или причин инвалидности, количества членов семьи, находящихся на иждивении, категории нетрудоспособного члена семьи или условий назначения пенсии.

Пенсия по государственному обеспечению назначается на следующий срок (статья 23 ФЗ):

  1. пенсия за выслугу лет (исключение – гражданские служащие, работники летно-испытательного состава, где пенсия за выслугу лет установлена к трудовой пенсии по инвалидности) – бессрочно;
  2. пенсия за выслугу лет гражданским служащим и гражданам из числа летно-испытательного состава, установленные к страховой по инвалидности – на срок, установленный страховой пенсией по инвалидности;
  3. пенсия по старости – бессрочно;
  4. пенсия по инвалидности – на срок, который лицо признано инвалидом, может быть бессрочно;
  5. пенсия по случаю потери кормильца – на срок, который лицо будет считаться нетрудоспособным;
  6. социальная пенсия по старости – бессрочно;
  7. социальная пенсия по инвалидности – на срок, который лицо признано инвалидом;
  8. социальная пенсия по потере кормильца — на срок, который лицо будет считаться нетрудоспособным.

Новые выплаты гражданам Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины

Указом Президента РФ № 586 от 27 августа 2022 года «О выплатах гражданам Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины и лицам без гражданства, вынужденно покинувшим территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины и прибывшим на территорию Российской Федерации» (далее – Указ № 586) введено сразу несколько социальных выплат для лиц, покинувших территории ЛНР, ДНР и Украины, прибывшим на территорию России.

Читайте также:  Новое в 2023 году: выплаты, льготы и федеральные программы

Единовременные или ежемесячные социальные выплаты смогут получать пенсионеры и инвалиды, семьи с детьми, пожилые люди. Право на выплаты возникает у лиц, которые прибыли на территорию России после 18 февраля 2022 года.

Новые выплаты являются специальной мерой поддержки, назначаются при следующих условиях:

право на выплаты возникает у граждан ЛНР, ДНР и Украины, а также на лиц без гражданства, проживавших на территории указанных государств;

выплата назначается, если указанные лица прибыли на территорию России после 18 февраля 2022 года;

выплаты назначаются с 1 июля 2022 года, порядок определен постановлением Правительства РФ от 02.09.2022 № 1547.

«О порядке предоставления выплат гражданам Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины и лицам без гражданства, вынужденно покинувшим территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Украины и прибывшим на территорию Российской Федерации».

Выплаты будут производится по 31 декабря 2022 года.

Не смогут получить выплаты по Указу № 586 лица, официально признанные в России беженцами. Но есть два исключения — инвалиды и пенсионеры могут сами выбрать, по какому нормативному акту получать меры поддержки. Они могут отказаться от пособий по Закону № 4528-1 «О беженцах» и обратиться за выплатами по Указу № 586.

Лицам пожилого возраста и пенсионерам по Указу № 586 будут выплачены:

ежемесячная пенсионная выплата в размере 10 000 рублей;

доплата к ежемесячной пенсионной выплате, предоставляемая инвалидам I группы, детям-инвалидам в размере 3000 рублей;

ежемесячная доплата к социальной выплате лицам, достигшим возраста 80 лет, в размере 3000 рублей.

Если пенсионер является ветераном Великой Отечественной войны, ему дополнительно назначается ежемесячная выплата в размере 5000 рублей.

Иинвалидам положена ежемесячная социальная выплата в размере 10 000 рублей. Также назначается дополнительная доплата к пенсии в размере 3000 рублей для инвалидов I группы, детей-инвалидов.

Согласно Указу № 586, семьи и одинокие родители могут получить следующие выплаты:

единовременная выплата беременным женщинам 10 000 рублей единовременная выплата при рождении ребенка 20 000 рублей;

ежемесячная выплата на каждого ребенка в возрасте до 18 лет в размере 4000 рублей;

ежемесячная выплата на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, который находится под опекой или попечительством, в размере 15 000 рублей;

ежемесячная выплата на каждого ребенка в возрасте до 23 лет, если он проходит обучение по очной форме в образовательной организации, в размере 4000 рублей;

ежемесячная выплата единственному родителю на каждого ребенка в размере 10 000 рублей.

Заявление и документы для получения выплат подается в орган социальной защиты по месту пребывания.

Перечень документов для назначения выплат

Заявление о назначении социальной выплаты подается вместе с документами, подтверждающими статус (категорию) лица, прибывшего на территорию Российской Федерации (членов его семьи), выданными уполномоченными органами Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины в соответствии с законодательством, действовавшим на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины на дату выезда этого лица, либо с документами, выданными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Допускается представление копий указанных документов, заверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Трудовая (страховая) пенсия

Ее выплачивают только гражданам, у которых присутствует трудовой стаж. При этом неважно, какой срок инвалид формально работал: стаж может составлять даже 1-2 дня. Получающему такую выплату пенсионеру разрешается и дальше появляться на рабочем месте, если заболевание позволяет. Причина присвоения группы не оказывает влияния на выдаваемое пособие.

Чтобы инвалиду начислили страховое обеспечение, ему потребуется предъявить:

1. Справку об имеющейся группе; 2. Рукописную заявку;

3. Трудовую книжку.

Вычисляется по формуле:

ПК : (ДхК) + Б = СП

Где:

  • ПК – пенсионный капитал, накопившийся у недееспособного лица во время работы. За основу берутся накопления на дату оформления заявки;
  • Д – планируемая продолжительность дожития, показывающая, в течение какого времени инвалиду будет платиться пенсия. Определяется со дня одобрения пенсии до планируемого назначения льгот по возрасту. В 2020 году максимальная продолжительность дожития установлена в 228 месяцев, то есть 19 лет;
  • К – коэффициент рабочего стажа. Представляет собой страховой стаж бывшего работника, разделенный на ставку 180 для мужской половины и 160 для женской. Эти цифры показывают полный срок трудоспособности до наступления дотации по старости. Например, у мужчин это 42 года (с 18 до 60 лет), что и совпадает со 180-ю месяцами. Для граждан, ставших недееспособными с 18 до 19 лет, без подсчетов устанавливается страховой стаж в 12 месяцев. Тем, к кому инвалидность пришла позднее, добавляется по 4 месяца стажа по каждому дальнейшему году;
  • Б – базовая пенсионная ставка, устанавливаемая ежегодно для всех типов инвалидности. Представляет собой самую меньшую сумму, доступную для получения недееспособным лицом.

Что написано в законе?

Закон о государственных пенсиях в Российской Федерации получил последние изменения в 2022 году. Общее положение закона следующее:

  • пенсия по гос. обеспечению полностью контролируется в соответствии с ФЗ (назначение, выплата);
  • компенсации установленным категориям граждан могут производиться в соответствии с другими ФЗ, используя средства федерального бюджета;
  • при возникновении конфликта между условиями междугородного договора и действующим ФЗ, приоритет отдается первому варианту;
  • в закон могут вноситься правки, которые ежегодно рассматриваются и одобряются в Госдуме.

Этот вид пенсии можно оформить по причинам:

  1. По старости – то есть, по достижению возраста, указанного в ст.11 ФЗ 166 при условии, что они не успели наработать нужный стаж и накопить ИПК выше минимального значения. В этом случае они являются нетрудоспособными, но права на трудовые выплаты не имеют, поэтому государство определило им некоторую меру поддержки. Социальная пенсия обычно меньше трудовой, поэтому выгоднее всё-таки постараться достичь нужных показателей.
  2. Пенсия по потере кормильца – назначается детям и студентам до окончания учебного процесса, но не старше 23 лет. Главная причина назначения этого вида выплат – отсутствие у гражданина одного или обоих родителей. Прекращение выплат не зависит от того, каким образом гражданин перестал быть студентом очной формы: получил диплом или бросил учёбу. Если трудоспособный гражданин успел до 23 лет восстановиться или поменять ВУЗ, выплаты возобновляются.
  3. Социальная пенсия инвалидам. Кому выплачивается: инвалидам всех групп, включая детей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *