Таможенные процедуры и их виды

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Таможенные процедуры и их виды». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Перемещение товаров через таможенную границу могут осуществлять любые участники ВЭД: физические лица, юридические лица или индивидуальные предприниматели. Товары могут перемещаться в сопровождаемом багаже или несопровождаемом багаже (через перевозчика или в международном почтовом отправлении). И все они подлежат оформлению в местах таможенного оформления и контроля: СВХ, центрах электронного декларирования (ЦЭД), пунктах пропуска через государственную границу, путем подачи сведений инспектору таможни.

Сроки помещения товаров под таможенную процедуру

Сроки помещения товаров под таможенную процедуру — это период, в течение которого декларант должен заявить товар путем подачи декларации в таможенный орган под необходимой таможенной процедурой. В зависимости от ее вида этот срок может варьироваться (например, для импортируемых товаров этот период составляет 4 месяца. Право выбора той или иной процедуры принадлежит декларанту и собственнику груза, и именно они несут юридическую ответственность в случае несоблюдения ее условий и требований. Согласно положениям ст. 127 ТК ЕАЭС, товары могут помещаться под иные таможенные процедуры. При этом декларант вправе изменять выбранную процедуру на другую (ст. 127.3 ТК ЕАЭС). Контроль над соблюдением условий процедур возложен на таможенные органы. После подачи декларации, таможенный инспектор должен в течение 1 часа принять таможенную декларацию в работу, либо отправить её на доработку декларанту.

Днем помещения товаров под выбранную процедуру является день выпуска товара таможенным органом.

Таможенный выпуск товаров — действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные режимы (ст. 2 ТК ЕАЭС).

При оформлении грузов на импортера возлагается обязательство по уплате таможенных сборов, пошлины, в зависимости от вида товара могут начисляться НДС и акциз. От экспортера требуется заплатить таможенный сбор, в отдельных случаях экспортную пошлину. Для определения размера таможенных платежей необходимо правильно определить код ТН ВЭД.

Виды таможенных пошлин приведены в ст. 4 Закона №5003-1:

  • адвалорный тип, рассчитываемый в процентном отношении к таможенной стоимости;
  • специфическая разновидность, определяемая в форме фиксированной суммы денег за единицу конкретного товара;
  • комбинированный вид.

На размер ставок оказывают влияние страна происхождения груза и код продукции. Экспортные пошлины начисляются не на все категории грузов, полный перечень и точный размер платежа можно посмотреть в Постановлении №754. Акцизы и НДС вычисляются по общим правилам, приведенным в НК РФ. В категорию таможенных сборов входят три вида платежей:

  • оформительский сбор – сумма фиксированная, напрямую зависит от стоимости груза (минимальное значение равно 500 руб., максимальное – 10000 руб.);
  • за сопровождение – этот тип сбора актуален для грузов, перевозимых под таможенным контролем, ставка привязана к километражу (платеж будет равен сумме от 2000 до 6000 руб.);
  • за хранение – его надо оплачивать в случае таможенного хранения товаров (при обычных условиях хранения ставка будет равняться 1 руб. за каждые 100 кг продукции).

Правила перевозки и оформления таможенных грузов в рамках отведенных сроков

Как и многие процессы, в которых задействованы те или иные государственные структуры, рассматриваемые мероприятия реализуются в соответствии с достаточно строгими и сжатыми временными регламентами. Все инструкции, касающиеся вопроса о срочности тех или иных процедур, также прописаны в ТК ТС:

  1. В том случае, если все инспекционные работы были проведены успешно, декларант получает порядка одного дня на физическую транспортировку. Отсчет начинается от момента официальной регистрации сотрудниками ФТС соответствующих бумаг.
  2. При необходимости временного хранения владелец посылки может оставить ее на территории пограничного контроля, максимум на два месяца. Это положение прописано в ст. 170 ТК РФ. Кроме того, указанные рамки могут продляться до 180 суток, по решению ответственных лиц.
  3. В ст. 185 рассматриваемого правительственного регламента указано, что до момента окончания предельного периода сбережения, его хозяин также должен заняться заполнением и подачей новых декларационных бланков.

Как уже говорилось ранее, один из самых важных моментов при реализации пограничных процедур – это оплата соответствующих госпошлин. При оформлении всевозможных грузов, следующих по импортному пути, на отправителя налагается внушительное количество необходимых материальных обязательств. Размеры сборов и пошлин варьируются в зависимости от многих показателей, с учетом типа, формы и класса товара. Также на них могут начисляться величины НДС и акциза.

Основное, что должен сделать человек, занимающийся внешнеэкономической деятельностью коммерческого характера (или его представитель!) – это оплатить соответствующий таможенный налог. В отдельных случаях к нему добавляется и специализированная экспортная пошлина, начисляемая отдельно. Чтобы определить, какая сумма определена для проведения выплатной транзакции, специалист должен использовать код ТН ВД.

Основные виды пограничных госпошлин на различные коммерческие грузы представлены в ст. 4 Федерального закона №5003-1. В рамках данного процессуально-юридического норматива описаны следующие типы реализуемых государством сборов:

  • адвалорный, мероприятия по исчислению которого основаны на показателях стоимости;
  • специфическая разновидность, устанавливаемая в формате фиксированных средств за одну единицу какого-либо транспортируемого продукта или изделия;
  • комбинированный вид – класс, сочетающий в себе оба представленных ранее параметра.

При выдаче услуг по вычислению размеров тех или иных налоговых сборов, сотрудники ФТС учитывают огромный перечень всевозможных правовых регламентов. Так, на итоговую величину оказывают влияние показатели страны-производителя и кода ТН ВД. Также в соответствующем разделе законодательства присутствует и блок, описывающий исключения. В нем представлен перечень классов товаров, не облагаемых экспортными пошлинами.

Точные параметры тех или иных выдвигаемых правительством таможенных тарифов представлены в Постановлении №754. При этом акцизы и НДС исчисляются по нормативам, прописанным в Налоговом кодексе России. Всего в 2021 году в категорию пограничных выплат, совершаемых людьми, выполняющими транспортировку грузов, входят:

  1. Сбор за оформление – фиксированная сумма, напрямую зависящая от стоимости перевозимого продукта, и варьирующаяся в промежутке от 500 до 10 000 рублей соответственно.
  2. За сопровождение – категория получает актуальность исключительно в случае реализации процедур дополнительного контроля. При этом ставка привязана к показателям километража. Итоговый расчет, как правило, составляет от 2 000 до 6 000 рублей.
  3. За хранение – разновидность пошлин, уплата которых производится исключительно в том случае, если владелец пересылки воспользовался возможностью ее оставления под наблюдением сотрудников ФТС. В согласии со стандартными условиями тариф составит от 1 до 10 рублей за каждые 100 килограмм.

Проведение выплатных транзакций по тем или иным указанным сборам – это прямая обязанность человека, занимающегося импортом и экспортом, а также внешнеэкономической торговой деятельностью. При реализации пограничного контроля специалисты Федеральной таможенной службы в обязательном порядке проверят факт совершения сопутствующих платежей. При отсутствии сведений о пополнении нужных счетов в централизованной информационной базе данных, человек через границу пропущен не будет.

В ст. 60 ТК РФ определены момент начала и момент завершения таможенного оформления. Сроки проведения процедуры таможенного оформления в ТК РФ не закреплены, однако на продолжительность процедуры таможенного оформления прямо влияют два срока, предусмотренные ТК РФ: срок подачи таможенной декларации (ст. 129) и срок выпуска товаров (ст. 152). Установленный таможенным законодательством срок подачи таможенной декларации в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ составляет 15 дней. Моментом отсчета для срока подачи декларации считает день предъявления указанных в декларации товаров таможенным органам в месте прибытия таких товаров на таможенную территорию Российской Федерации либо таким моментом признается день завершения внутреннего таможенного транзита, в случаях, когда декларирование товаров производится в ином месте, отличном от места их прибытия. Такое правило действует, если не применялась процедура выпуска товаров до подачи таможенной декларации. Иные сроки предусмотрены для таможенного оформления в отношении товаров, ввозимых физическими лицами в ручной клади либо сопровождаемом багаже, а также товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях. Таможенные органы завершают процедуру таможенного оформления принятием решения о выпуске товаров, которое должно быть надлежащим образом оформлено в срок не более трех рабочих дней с момента принятия таможенными органами таможенной декларации и представления каких-либо других необходимых документов и сведений, а также фактического предъявления товаров таможенным органам.

Читайте также:  Льготы для семьи с детьми: кто сможет не платить НДФЛ при продаже жилья

Выпуск товаров таможенным органом является результатом проведения проверки предоставленной таможенной декларации, а так же иных документов и декларируемых товаров в результате их таможенного оформления. Максимальный срок такой проверки установлен ст. 359 ТК РФ и равен трем рабочим дням. Срок проверки может быть продлен таможенным органом на время, требуемое лицу, наделенному полномочиями в отношении декларируемых товаров, с целью разделения указанной товарной партии на отдельные товары. Продление срока проверки автоматически продлевает срок выпуска товаров, а следовательно, удлиняет продолжительность процедуры таможенного оформления.

Облагаемые пошлинами экспортные товары

Большая часть продукции, вывозимой из России, пошлинами не облагается. При экспорте таких товаров не нужно уплачивать:

  • таможенный сбор (п.5, ст.47 ФЗ от 03.08.2018 №289-ФЗ);

  • акциз (ст. 184 НК РФ), но предоставляется банковская гарантия;

  • НДС (ст. 164 НК РФ) – причём ранее уплаченный НДС юридические лица и индивидуальные предприниматели при экспорте товаров могут возместить.

Согласно Постановлению от 30 августа 2013 года №754, установлен перечень товаров, которые облагаются экспортными таможенными пошлинами. Обязанность по уплате пошлины возникает с момента регистрации декларации и должна быть исполнена до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта.

Требование уплаты экспортной пошлины касается:

  • сырой нефти;

  • нефтепродуктов;

  • древесного угля;

  • этилового неденатурированного спирта;

  • древесины и изделий из неё;

  • природного газа, в том числе сжиженного;

  • некоторых видов злаков;

  • товаров 27-ой группы ТН ВЭД;

  • шкур крупного рогатого скота.

Товары, в отношении которых требуется уплата вывозной пошлины, облагаются и таможенным сбором.

Не нужно уплачивать вывозные таможенные пошлины в отношении перечисленных товаров, если:

  • применены льготы;

  • таможенные пошлины взысканы в соответствующем размере;

  • отказано в выпуске товаров;

  • декларация отозвана или выпуск товаров аннулирован;

  • товары задержаны таможней;

  • продукция конфискована и обращена в собственность государства;

  • товары размещены на временное хранение на время ведения административного или уголовного процесса.

При соблюдении каких условий происходит помещение под процедуру экспорта товаров

Поговорим о том, как поместить товары под эту таможенную процедуру. Все-таки для этого, в свою очередь, требуется соблюдать ряд условий, в том числе:

  • Своевременная и в полном объеме уплата таможенных пошлин. Про их размер мы расскажем само собой, но чуть позже.
  • В ряде случае, если экспорт осуществляется в страны, с которыми заключено соглашение о свободной торговле, нужны сертификаты происхождения товара.
  • Экспортные операции в некоторые страны предусматривает, что продукция должна пройти дополнительную подготовку. В частности, речь идет про упаковку и маркировку с переводом на язык покупателя.
  • Обращаем ваше внимание, что разрешен только вывоз товаров, если они не находятся в перечне запрещенных к распространению или имеющих соответствующие ограничения.

Условия помещения товаров под процедуру экспорта

Основные условия:

  • Уплата вывозных таможенных пошлин, если они предусмотрены законодательством.
  • Товар не должен входить в перечень товаров, распространение которых запрещено или ограничено в соответствии со статьей 7 Таможенного кодекса ЕАЭС (запреты и ограничения, предусмотренные статьей 7 Таможенного кодекса ЕАЭС).

Эти ограничения регулируются:

  • Мерами нетарифного регулирования, которые распространяются на такие товары, как животные и растения, занесенные в Красную книгу, предметы искусства, лекарства и другие.
  • Экспортный контроль, охватывающий различные виды оружия массового уничтожения, а также товары двойного назначения, которые могут использоваться как в гражданских, так и в военных целях.
  • Меры и требования санитарного, ветеринарно-санитарного и карантинного фитосанитарного и радиационного контроля. Для вывоза товаров, подлежащих санитарно-карантинному контролю, требуется разрешение Россельхознадзора. Это такие товары, как, например, живая рыба, фрукты и другие.
  • При экспорте в некоторые страны требуется подготовка продукта, например, маркировка на языке страны импорта.
  • При экспорте в страны, с которыми имеется соглашение о свободной торговле, для получения преференций необходимо получить соответствующие сертификаты происхождения товара.

Условия применения таможенных процедур

Все, перечисленные выше таможенные процедуры перемещения товаров, а также отдельно специальная таможенная процедура, являются совокупностью требований, которые обусловлены:

  • Порядком, предусматривающим правильное оформление товаров.
  • Производством таможенного контроля товаров.
  • Особенностями, которые предусмотрены в процедуре уплаты налогов и пошлин.

Вне зависимости от вида конкретной таможенной процедуры в ТК ТС прописаны условия применения таможенной процедуры, которые необходимо неукоснительно соблюдать при любом выборе из существующих процедур.

Такими условиями являются:

  • Обязательность заявления таможенной процедуры. Любое перемещение товаров через таможенную границу может осуществляться только согласно конкретной выбранной процедуре, которая предусмотрена ТК ТС. Любая таможенная процедура должна быть зафиксирована при декларировании.
  • Право выбора таможенной процедуры. Любой участник внешнеэкономической деятельности сам выбирает таможенную процедуру при условии, что все её требования будут неукоснительно соблюдены.
  • Обязательность соблюдения запретов и ограничений при перемещении товаров под таможенную процедуру. Те запреты и ограничения, которые не носят экономического характера, в том числе и требования с целью валютного контроля, должны соблюдаться в обязательном порядке лицами вне зависимости от заранее оговоренной таможенной процедуры.
  • Обязательность соблюдения разрешительного порядка выпуска товаров согласно заявленной таможенной процедуре. Чтобы получить разрешение на помещение товара под таможенную процедуру необходимо предоставить в таможенные органы соответствующие документы и сведения, которые будут являться подтверждением соблюдения оговоренных ТК ТС условий. Выпуск товаров согласно заявленной таможенной процедуре может производиться только при условии, что таможенный орган провёл проверку в отношении декларанта и готов вынести вердикт, что последний соблюдает все нормы, предусмотренные ТК ТС для перемещения товара по выбранной таможенной процедуре, а в некоторых случаях и тех требований, которые выдвигает таможенный орган по принятию мер для обеспечения уплаты таможенных платежей.
  • Обязательность соблюдения условий и требований таможенной процедуры, согласно которой выпущен товар.
  • Право изменения выбранной первоначально процедуры на другую, согласно ТК ТС. Это говорит о том, что любой участник внешнеэкономической деятельности имеет право на изменение таможенной процедуры в любой момент при условии, что будут соблюдены все требования изменяемой и выбранной таможенной процедуры.
  • Обязательность приостановки действия таможенной процедуры при перемене статуса товара. Если товар был изъят по дело о нарушении таможенных правил, как вещественное доказательство, действие данной таможенной процедуры приостанавливается.

Следует отметить, что действие таможенной процедуры также может быть приостановлена при помещении товара иностранного производителя под таможенную процедуру таможенного склада.

Условия выпуска товаров для внутреннего потребления

Условиями выпуска продукции и транспортных средств согласно установленной таможенной процедуре считаются:

  • Выполнение декларантом комплекса условий и требований по отношению к выбранной процедуре таможенного оформления или относительно порядка её применения;
  • Оплата всех налогов и пошлин по выпускаемым товарам или предъявление гарантии уплаты таможенных платежей;
  • Не выявление таможней недостоверности сведений о ввозимых товарах;
  • Устранение нарушений, не ставших причиной административного проступка в таможенном праве, с последующим возбуждением судебного делопроизводства (при наличии);
  • Не изъятие товара как вещественного доказательства, не применение его ареста по законодательству РФ об административных правонарушениях (если есть решение руководителя таможни о выпуске товаров для внутреннего потребления при возбужденном административном деле до окончания судебного производства по таковому);
  • Подача в таможенную службу подтверждающих документов (разрешение сертификат, лицензия) о выполнении ограничений, наложенных Таможенным кодексом и законами РФ о внешнеторговой деятельности, а также согласно внешним государственным договорам кроме случаев, когда эта документация предоставляется после выпуска товаров;
Читайте также:  Как узнать собственника земельного участка онлайн

При обнаружении у товара в ходе таможенных процедур (оформления или контроля) признаков контрафакта выпуск товаров для внутреннего потребления задерживается до 10 суток и при необходимости продляется на тот же срок, если имеется мотивированное представление правообладателя и он потребовал защиты своих прав у компетентных органов согласно российским законам.

В некоторых случаях, определенных ст.200 ТК, таможня условно выпускает товары, обуславливая ряд ограничений относительно использования и распоряжения товарами (не допускается их передача третьим лицам, включая продажу и любой способ отчуждения).

Процедура выпуска в свободное обращение оформляется не только при непосредственном импорте, но и в период нахождения товара в пределах ТС, на основании ранее поданной декларации. В этих случаях необходимо принять во внимание ряд особенностей. В первую очередь условие о том, что продукция, оформленная по правилам выпуска в свободное обращение, остается в границах ТС, не ограничивает права уполномоченных субъектов на последующий ее вывоз с этой территории. Рассматриваемый порядок оформления предполагает беспрепятственное распоряжение грузом. Ответственные лица вправе использовать изделия, отчуждать их, перерабатывать, уничтожать, совершать любые действия, не запрещенные нормами. Объекты лишаются статуса находящихся под контролем по 360 статье ТК ТС. Вместе с тем, таможенная служба сохраняет за собой право на выполнение проверки достоверности информации, указанной в процессе декларирования. Такой возможностью контрольные органы могут воспользоваться в течение года с момента выпуска товаров в обращение.

Таможенные процедуры: виды и порядок их применения

Таможенная процедура — совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за её пределами. Определяет требования и условия применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством о регулировании ВЭД, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории либо за ее пределами. Ввоз товаров на таможенную территорию и их вывоз с этой территории влекут за собой обязанность лиц поместить товары под одну из таможенных процедур, предусмотренных ТК ТС. Причем помещение товаров под конкретную процедуру осуществляется с разрешения таможенного органа. С помощью там. процедур определяются:

— конкретный порядок перемещения товаров через таможенную границу в зависимости от их предназначения (цели перемещения);

— условия нахождения и использования товаров на таможенной территории или вне таможенной территории;

— права и обязанности лица, выбравшего там. процедуру,

— в некоторых случаях требования к товарам и правовому статусу лица, перемещающего товары и транспортные средства через таможенную границу.

Таможенные процедуры:

1. Выпуск для внутреннего потребления, или импорт — там. процедура, при кот импортируемые товары находятся и используются на там.тер. ТС без ограничений по их пользованию и распоряжению. Товары получают статус находящихся в свободном обращении при соблюдении следующих условий: уплата таможенных пошлин и налогов; соблюдение ограничений, установленных законодательством о государственном регулировании ВЭД.

2. Экспорт— там. проц., при кот. товары таможенного союза вывозятся за пределы там. террироии ТС и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами. Вывозить можно только товары, находящиеся вне таможенной территории РФ в свободном обращении, то есть речь идет только о российских товарах.

3. Таможенный транзит— товары перевозятся под там. контролем по там. территории ТС от там. органа отправления до там. органа назначения, БЕЗ уплаты пошлин и налогов и БЕЗ применения мер нетарифного и тех. регулирования, но С применением запретов и ограничений. Под режим международного таможенного транзита можно поместить любые иностранные товары, за исключением запрещенных в явном виде. Для регулирования МТТ применяется не только ТК ТС, но и международные соглашения.

4. Там. склад – проц., при которой иностранные товары хранятся под там. контролем на там. складе в течение установленного срока без уплаты там. пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

5. Переработка на таможенной территории (толлинг) —товары используются для совершения операций по переработке на там территории ТС в установленные сроки БЕЗ уплаты пошлин и налогов и БЕЗ применения мер нетарифного регулирования, С последующим вывозом продуктов за пределы ТС, либо выпуском остатков, отходов переработки с там. территории ТС.

6. Переработка вне таможенной территории — товары ТС вывозятся с там тер. ТС с целью совершения переработки вне тер. ТС в установленные сроки БЕЗ уплаты вывозимых там. пошлин, БЕЗ применения мер нетариф. регулирования, С последующим ввозом продуктов на тер. ТС.

7. Переработка для внутреннего потребления — товары перерабатываются на там. тер-рии ТС в установленные сроки без уплаты ввозных пошлин, с применением запретов и ограничений при условии последуещего помещения продуктов переработки под процедуру выпуска для внутрен. потребления с уплатой пошлин на продукты. Срок переработки не может превышать 1 года.

8. Временный ввоз — иностранные товары используются в течение установленного срока на там. тер. ТС, с условным освобождением от уплаты ввозных там. пошлин и налогов без применения мер. нетарифного регулирования с полед-им помещением под реэкспорт.

9. Временный вывоз – товары ТС вывозятся и используются в течение установленного срока за пределами ТС с освобожденим от уплаты вывозных пошлин и с последующим помещением под реимпорт.

10. Реимпорт – товары ввозятся обратно на там. тер ТС в установленные сроки БЕЗ уплаты ввозных пошлин.

11. Реэкспорт– товары, ранее ввезенные на там. тер. ТС вывозятся без уплаты и с возвратом уплаченных сумм ввозной пошлины.

12. Беспошлинная торговля – товары реализуются в розницу в магазинах беспошлиной торговли физ. лицам без уплаты пошлин и налогов.

13. Уничтожение – иностран. товары уничтожаются под там. контролем без уплаты ввзоных там. пошлин и налогов.

14. Отказ в пользу гос-ва – иностр. товары безвозмездно передаются в собственность гос. члена ТС без уплаты там. платежей.

Условия для помещения товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления

Для помещения товара под процедуру выпуск для внутреннего потребления, необходимо, выполнить ряд условий. Для разных категорий товаров эти условия несколько отличаются. Вот перечень основных условий:

  • Наличие всех необходимых документов;
  • Уплата всех необходимых и предусмотренных ТК ЕАЭС таможенных пошлин и налоговых сборов в полном объёме;
  • Уплата компенсационных и антидемпинговых пошлин, если это предусмотрено для таких товаров вышеуказанным документом;
  • Соблюдены запретительные и ограничительные меры, призванные, главным образом, обеспечить защиту и поддержку местных производителей товаров с аналогичными характеристиками, свойствами и назначением.

Виды таможенных процедур

Множество источников таможенного права, позволяет выделить систему признаков классификации таможенных процедур.

Общепринятым признаком классификации таможенных процедур выступает направление движения товаров, по которому таможенные процедуры подразделяются на ввозные, вывозные, провозные и комбинированные.

Читайте также:  Госпошлина за регистрацию машины в 2021 году

К первой группе таможенных процедур, предполагающих ввоз товаров в РФ, могут быть отнесены выпуск для внутреннего потребления, переработка на таможенной территории, временный ввоз, уничтожение, отказ в пользу государства. В качестве примеров таможенных процедур второй группы можно привести экспорт, временный вывоз, реэкспорт, беспошлинную торговлю.

Третью группу составляет таможенная процедура транзита. К комбинированным таможенным процедурам относится таможенный склад[5].

Так же одним из основных критериев классификации таможенных процедур является деятельный (функциональный) аспект таможенных процедур. В соответствии с данным критерием предлагается выделить следующие виды таможенных процедур:

— основные;

— сопутствующие;

— вспомогательные.

Основные таможенные процедуры представляют собой нормативно закрепленные процедуры деятельности таможенных органов (его должностных лиц) и иных участников внешнеторговой деятельности по перемещению товаров и транспортных средств, услуг, информации и объектов интеллектуальной собственности через таможенную границу ЕвраЭС.

Сопутствующие таможенные процедуры представляют собой нормативно закрепленный порядок деятельности таможенных органов (его должностных лиц) и иных участников внешнеторговой деятельности способствующие и сопровождающие осуществление основных таможенных процедур.

Вспомогательные таможенные процедуры деятельности таможенных органов (их должностных лиц) и иных участников внешнеторговой деятельности, обеспечивающие осуществлению основных и сопутствующих таможенных процедур. Каждая из приведенных групп таможенных процедур объединяет определенные виды процедур деятельности таможенных органов (их должностных лиц).

Основными таможенными процедурами следует признать:

— таможенную процедуру декларирования;

— таможенную процедуру временного хранения товаров;

— таможенную процедуру внутреннего таможенного транзита;

— таможенную процедуру выпуска товаров;

— таможенную процедуру, предусмотренные ч. 1 ст. 202 ТК ТС[6];

— таможенные процедуры пересылки в международных почтовых отправлениях;

— таможенные процедуры перемещения товаров отдельными категориями иностранных лиц;

— таможенные процедуры перемещения товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности;

— таможенную процедуру перемещения товаров трубопроводным транспортом и линиями электропередачи;

— таможенную процедуру перемещения транспортных средств при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа;

— таможенную процедуру перемещения товаров для личного пользования;

-таможенную процедуру перемещения припасов.

К числу сопутствующих таможенных процедур следует отнести:

— таможенную процедуру таможенных проверок;

— таможенную процедуру управления рисками в таможенной сфере;

— таможенную процедуру проведения таможенной экспертизы;

— таможенную процедуру оказания административной помощи таможенным органам;

— таможенную процедуру применения специальных таможенных мер административного принуждения;

— таможенную процедуру определения страны происхождения товара;

— таможенную процедуру определения таможенной стоимости товаров;

— таможенную процедуру уплаты таможенных платежей;

— таможенную процедуру обжалования в вышестоящий орган принятого решения таможенным органом.

К вспомогательным таможенным процедурам следует, по нашему мнению, отнести:

— таможенную процедуру взаимодействия таможенных органов с участниками внешнеторговой деятельности;

— таможенную процедуру взаимодействия таможенных органов с лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела;

— таможенную процедуру информационного обмена в таможенной сфере и управления информационными системами;

— таможенную процедуру ведения таможенной статистики.

Используя иные критерии классификации таможенных производств и процедур, Г. В. Матвиенко предлагает следующие их виды:

1) таможенные процедуры, образующие его самостоятельные элементы (таможенные режимы и специальные таможенные процедуры);

2) таможенные процедуры, включенные в производство таможенного оформления (временное хранение, внутренний таможенный транзит)[7].

Другим критерием, позволяющим дифференцировать таможенные процедуры, является цель перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. В соответствии с указанным критерием можно выделить:

1) таможенные процедуры, применяемые только юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, при коммерческом перемещении (таможенные режимы, специальные таможенные процедуры в отношении транспортных средств);

2) специальные таможенные процедуры, применяемые физическими лицами (ввоз, вывоз, временный ввоз, временный вывоз товаров и транспортных средств для личных нужд — глава 23 ТК ТС «Перемещение товаров физическими лицами»);

3) специальные таможенные процедуры по перемещению товаров отдельными категориями иностранных граждан (глава 25 ТК ТС)[8].

На основании критерия предметов, перемещаемых через таможенную границу для коммерческих целей, следует различать:

1) таможенные процедуры, применяемые только к товарам (например, таможенные режимы);

2) специальные таможенные процедуры, применяемые только к транспортным средствам (временный ввоз, временный вывоз транспортных средств), к запчастям и оборудованию (например, гл. 22 ТК ТС «Перемещение транспортных средств»).

Критерием классификации таможенных процедур следует так же признать вид транспортного средства, применяемого в ходе перемещения или способа перемещения товаров. Этот критерий позволяет выделить следующие виды таможенных процедур:

1) специальные таможенные процедуры: применяемые в отношении товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях (ввоз, внутренний транзит, транзит — гл. 24 ТК ТС);

2) таможенные процедуры связанные с перемещением товаров трубопроводным транспортом и по линии электропередачи (гл. 26 ТК ТС);

3) таможенные процедуры общего характера, применяемые в отношении товаров, перемещаемых традиционными видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, морским, речным, воздушным (т.е. все таможенные режимы, предполагающие использование такого транспорта при коммерческом перемещении товаров).

Приведенные критерии классификации видов таможенных процедур и предложенные автором виды этих процедур можно признать вполне приемлемыми, в рамках предложенных нами основных, сопутствующих и вспомогательных таможенных процедур.

[1] Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // СЗ РФ. — 2010. -№ 50. — Ст. 6615.

[2] Суркичин Г.Ф. Теоретические аспекты правового регулирования таможенных процедур в Российской Федерации, 2014. – 318 с.

[3] Матвиенко Г.В. Административные процедуры и производства в таможенном праве // Журн. рос. права. — 2013. — № 12 (44).

[4] Панина И.В. Роль таможенных процедур как инструмента таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности, 2015. – 476 с.

[5] Матвиенко Г.В. Взаимодействие и классификация таможенных процедур // Правовая политика Российской Федерации в условиях современного социально-экономического развития: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. — Ростов-н/Д., 2015. – 209 с.

[6] Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // СЗ РФ. — 2010. -№ 50. — Ст. 6615.

[7] Матвиенко Г.В. Административные процедуры и производства в таможенном праве // Журн. рос. права. — 2013. — № 12 (44).

[8] Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // СЗ РФ. — 2010. -№ 50.

[9] Суркичин Г.Ф. Теоретические аспекты таможенных процедур в Российской Федерации // Право. 2014. — №3. – С. 8.

[10] Коварда, В.В. Таможенно-тарифное регулирование экономической безопасности России в условиях экономических санкций / В.В. Коварда, Р.А. Животов // Актуальные проблемы международных отношений в условиях формирования мультиполярного мира, Юго-западный государственный университет. — 2015. — С. 48-52.

[11] Рукавишникова И.В. Метод финансового права: моногр. / отв. ред. Н.И. Химичева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: НОРМА, 2015. – 290 с.

[12] Бакаева О.Ю. Частные и публичные интересы и их отражение в принципах таможенного права // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2013. — № 8. – С. 12.

[13] Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // СЗ РФ. — 2010. -№ 50. — Ст. 203.

[14] Демин А.В. Неопределенность в налоговом праве и правовые средства ее преодоления: дис. … д-ра юрид. наук. — Екатеринбург, 2014. – 198 с.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *