Полномочия внешнего управляющего при банкротстве организации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Полномочия внешнего управляющего при банкротстве организации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В соответствии с нормами стат. 93 № 127-ФЗ внешнее управление вводится судебными органами на общий срок не больше 18 месяцев. Продление возможно по просьбе кредиторов банкрота, но не более, чем еще на 6 мес. Обязательно наличие соответствующих оснований – к примеру, внесение важных изменений в утвержденный план управления или достижение реально ощутимых результатов оздоровления предприятия и т.д. Общий срок санации и внешнего управления максимально не может превышать два года (п. 2 стат. 92 № 127-ФЗ).

Порядок введения внешнего управления

Введение стадии внешнего управления осуществляется арбитражным судом согласно решению 1-го собрания кредиторов банкрота или на основании судебного постановления (стат. 75, 93 № 127-ФЗ). Достаточной причиной для подобного мероприятия является наличие возможности восстановления платежеспособности юрлица. Как и санация, внешнее управление подразумевает льготную деятельность должника, направленную на изменение приоритетов менеджмента компании с целью поиска выхода из кризисной ситуации.

С даты ввода процедуры управления прежнее руководство лишается полномочий (могут сохраняться технические функции), внедряется мораторий на кредиторские обязательства, управляющий осуществляет работу согласно законодательным правам и обязанностям, принятые ранее меры для обеспечения расчетов отменяются.

Процедура введения внешнего управления

Совет кредиторов или другое лицо, которое инициирует банкротство, обращается в арбитражный суд с заявлением о назначении внешнего управляющего. Но чтобы процедура внешнего управления вступила в силу, кредиторы или иные лица должны аргументированно убедить судью, что предприятие может быть восстановлено. Внешний управляющий не назначается по инициативе компании-должника (статья 93 «Закона о банкротстве»). В редких случаях инициатором процедуры внешнего управления становится арбитражный суд.

Арбитражный суд обращается в комитет СРО (Саморегулируемую организацию арбитражных управляющих). Суд потребует предоставить данные специалиста, который осуществит внешнее управление компании-должника. У собрания кредиторов есть возможность предложить своего кандидата во внешние управляющие и аргументировать их.

После того как документы были предоставлены, судья принимает решение о назначении.

Требования к внешнему (арбитражному) управляющему согласно ст. 20 «Закона о банкротстве»:

  • Гражданин/гражданка Российской Федерации.
  • С обязательным членством в СРО.
  • Сдавший экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих.
  • Имеющий высшее образование, навыки и опыт работы на руководящей должности.
  • Прошедший стажировку внешнего управления не менее 2 лет.
  • Не имеющий судимостей, включая административные правонарушения.
  • Не имеющий судебных запретов на этот вид деятельности.

Как только суд арбитража утверждает временного управленца, руководство организации передаёт ему свои полномочия. В начале деятельности управленец занимается разработкой решений для эффективного управления компанией, которые помогут вернуть её платёжеспособность.

Важная миссия временного руководителя заключается в устранении ошибок, которые допустило прежнее руководство фирмы, чтобы вывести компанию из критической ситуации.

На своей должности временный управляющий выполняет следующие функции:

  • ликвидация убыточных подразделений организации;
  • изменение направлений бизнеса;
  • продажа или передача в аренду части активов компании для получения дополнительного дохода;
  • открытие специальных банковских счетов, необходимых для проведения операций;
  • эмиссия ценных бумаг;
  • повышение профессионального уровня трудового коллектива;
  • взыскание дебиторской задолженности;
  • увеличение основного капитала компании;
  • ведение промежуточных отчётов.

В процессе внешнего управления принимается решение о рациональности внедрения стадии финансового оздоровления на предприятии.

В целом полномочия внешнего управляющего можно разделить на два этапа:

  1. Выявление причин, которые привели компанию к банкротству.
  2. Реализация мероприятий, направленных на восстановление платёжеспособности фирмы.

Внешнее управление — одна из стадий несостоятельности фирмы, назначается только, если есть реальные шансы на возобновление платежеспособности компании.

Особенности процедуры следующие:

  • имеет ограниченный период – не более 1,5 лет;
  • возможно продление еще на 6 месяцев либо сокращение по постановлению судебного органа и обращению заинтересованных лиц;
  • руководство фирмы отстраняется от исполняемых функций, а их полномочия передаются временному управляющему;
  • временный директор берет на себя решения по дальнейшей политике компании, но должен отчитываться перед взыскателями и судебным органом;
  • у временного управляющего есть 1 месяц на составление проекта по возобновлению платежеспособности фирмы и его одобрение судебным органом и взыскателями;
  • Внешнее управление невозможно для банков и физических лиц;
  • контроль за процедурой осуществляется взыскателем и судебным органом согласно утвержденному плану;
  • отличается от финансового оздоровления тем, что полностью меняется стратегия деятельности организации;
  • допускается 2 варианта завершения этапа: приостановление процедуры признания несостоятельности и возврат к прежним функциям (если все прошло успешно) либо запуск конкурсного производства и последующая ликвидация (если этап не имел эффекта);
  • если деятельность временного управляющего не приносит результата, на него может быть подана жалоба любым лицом, перед которым у компании имеются непогашенные финансовые обязательства.
Читайте также:  Заявление о допуске представителя

Таким образом, внешнее управление – важный этап процедуры признания несостоятельности компании, который может восстановить ее жизнеспособность и избежать ликвидации.

Внешнее управление – совокупность действий, которые проводятся для остановки процесса банкротства и возврата прежней работоспособности организации. Возможно только по постановлению арбитражного суда, выносящим его только когда есть реальный шанс на финансовое оздоровление организации.

Для «реанимации» компании важна не только совокупность финансовых особенностей, в результате которых возникла данная ситуация, но также профессиональная грамотность назначенного управляющего.

Внешнее управление как процедура банкротства назначается по результатам финансового оздоровления при следующих условиях:

  • имеется реальный шанс вернуть состоятельность юридического лица-должника в течение конкретного периода;
  • кредиторы совместным решением направили в судебные органы ходатайство о введении внешнего управления на предприятии-должнике;
  • после направления ходатайства о признании банкротства организации, появились факты, согласно которым восстановление платёжеспособности юридического лица реально, а значит утверждение управляющего целесообразно.

Основное отличие данного этапа банкротства – отстранение должностных лиц от руководства фирмой и передача данных функций внешнему управляющему. После их получения последний имеет право уволить директора, его заместителя, главбуха и определять дальнейшую политику деятельности предприятия самостоятельно.

Внешнее управление как процедура банкротства формируется из следующих стадий:

  • утверждение арбитражного управляющего;
  • создание проекта по финансовому оздоровлению фирмы;
  • приведение данного проекта в действие после одобрения кредиторами на общем собрании;
  • исполнение всех обязательств перед контрагентами.

План для приостановления процедуры банкротства, содержит:

  • действия для возобновления состоятельности предприятия;
  • обстоятельства и период их приведения в действие;
  • смету на реализацию;
  • период, за который несостоятельность фирмы будет ликвидирована;
  • аргументы, подтверждающие реальность восстановления жизнеспособности фирмы;
  • разделение функций взыскателей общего собрания и комитета по одобрению соглашений предприятия-банкрота.

Временный управляющий обязан не только согласовать план оздоровления фирмы с финансовыми контрагентами, но и отчитываться по ходу ее реализации по запросу.

Процесс внешнего управления будет считаться успешно завершенным, если у предприятия будут отсутствовать признаки несостоятельности, и она исполнит свои обязательства по финансовым договорам.

Алгоритм действий при внешнем управлении

Внешнее управление как процедура банкротства предполагает следующий алгоритм действий:

  • уведомление директора и владельцев фирмы в день введения ВУ;
  • направление заявки на издание данных о запуске ВУ как стадии несостоятельности – за 10 дней;
  • получение управляющим распоряжения о передаче ему документации;
  • передача новому временному руководителю пакета документов;
  • первичное собрание кредиторов – до истечения 31-го дня с момента запуска ВУ;
  • направление информации о проводимых мероприятиях в целях оздоровления в налоговые органы, банковские предприятия, ФССП и иные организации, перед которыми у фирмы имеются долги;
  • общее собрание персонала организации;
  • привлечение к ВУ бухгалтера и аудитора;
  • организация инвентаризации;
  • анализ финансового положения компании;
  • возврат третьим лицам принадлежащего им имущества;
  • составление и рассмотрение претензий кредиторов;
  • повторное собрание кредиторов;
  • формирование отчетов и их передача кредиторам и судебным органам;
  • осуществление мероприятий по плану оздоровления;
  • составление итоговой отчетности и его предоставление кредиторам и в судебные органы.

Банкротство как правовое явление возникло в РФ и странах ближнего зарубежья относительно недавно. Ещё 25 лет назад никакой законодательной базы для признания компаний и частных лиц финансово несостоятельными не существовало, поскольку рыночная экономика только начала своё становление на просторах бывшего СССР.

Первый закон о банкротстве был принят в 1992 году. С тех пор нормативные акты много раз менялись, так как менялась экономическая действительность в России и соседних странах.

Читайте также:  Как переоформить автомобиль на родственника без продажи

Сегодня в РФ действует Закон о несостоятельности от 2002 года.

До октября 2015 года стать банкротами могли только юридические лица – компании, фирмы, организации. В связи с развитием института кредитования назрела необходимость в изменении правовых нормативов.

Сегодня объявить себя банкротом могут и рядовые граждане – физические лица и индивидуальные предприниматели. Закон о банкротстве физ. лиц нацелен на цивилизованное решение вопросов, связанных с нарушением долговых обязанностей.

Жалоба на внешнего управляющего

Результативность работы внешнего управляющего не всегда высокая. Это может быть обусловлено самыми разнообразными причинами. Так, неэффективность может обуславливаться внешними факторами: политической обстановкой в стране, инфляционными процессами, стихийными бедствиями. Иногда она связана с воздействием на процесс кредиторов, которые стремятся как можно быстрее перейти к процедуре конкурсного производства и установить контроль над финансами.

Но часто негативные результаты внешнего управления связаны с низким профессионализмом управляющего, непониманием им основных методов решения поставленной задачи.

Для защиты своих законных интересов кредиторы могут обратиться в суд с жалобой управляющего. Согласно законодательству о несостоятельности жалобы от кредиторов должны быть рассмотрены арбитражом не позднее чем через месяц после их поступления.

Возможность обжаловать действия управляющего есть не только у кредиторов, но и у других участников процесса по признанию должника неплатежеспособным. Это граждане, которым был причинен ущерб здоровью (имеющие на руках соответствующее постановление суда), представители работников (кроме ходатайств об устранении управляющего) и собственника имущества. Представители работников наделены правом только подавать жалобы по возникшим между ними и управляющим разногласиями относительно размера и периодичности выплаты зарплаты и других положенных выплат.

Жалоба имеет письменную форму и является процессуальным документом. Она обязана содержать перечень необходимых сведений и реквизитов. В частности, указание на то, какие именно правовые нормы были нарушены управляющим и что именно требует заявитель (например, компенсировать ему нанесенный непрофессионализмом ущерб). Здесь прописываются точные реквизиты Арбитражного суда, истца/ответчика, номер дела о несостоятельности.

Принцип остаточной компетенции

Для всей структуры органов управления действует принцип остаточной компетенции — ключевой принцип корпоративного права: компетенция нижестоящего органа не включает вопросы, которые решает вышестоящий.

Максимальная компетенция — у общего собрания акционеров (это указано в законодательстве об АО). Совет директоров осуществляет общее руководство работой корпорации, а в компетенцию единоличного исполнительного органа входит все, что не входит в полномочия вышестоящих органов.

Так, в законах об АО и ООО сказано, что генеральный директор просто руководит деятельностью, а иные вопросы могут быть прописаны в положении о работе генерального директора, в его трудовом договоре или документах, регулирующих его работу.

Права административного управляющего

Административный управляющий — это ключевая фигура в процедуре банкротства стадии финансового оздоровления. Чтобы получить назначение на эту должность, лицо должно отвечать следующим требованиям:

  • являться гражданином РФ;
  • состоять в саморегулируемой организации (СРО);
  • иметь высшее образование и стаж работы руководителем от одного года;
  • стажироваться в качестве помощника АУ не меньше 2 лет;
  • уплачивать положенные взносы в СРО;
  • успешно сдать теоретический экзамен по специальной программе;
  • не иметь судимости.

Административный управляющий имеет право:

  • требовать от руководителя текущую информацию о деятельности компании;
  • проводить инвентаризацию активов компании;
  • согласовывать решения и сделки должника;
  • передавать информацию кредиторам о сделках и соглашениях;
  • обращаться в судебную инстанцию с заявлением об отстранении руководителя компании-должника;
  • обращаться в суд с ходатайством о принятии мер для обеспечении сохранности имущества компании или об отмене подобных мероприятий;
  • предъявлять в суд требования о признании недействительными решений и сделок;
  • осуществлять другие полномочия, предусмотренные российским законодательством.

Если деятельность административного управляющего оказывается неудовлетворительной и приводит к убыткам, ему могут грозить следующие меры ответственности:

  • исключение из саморегулируемой организации;
  • отстранение от работы по заявлению собрания кредиторов;
  • возмещение убытков компании;
  • применение административного или уголовного наказания в связи с убытками в крупных размерах.

Обязанности внешнего управляющего

В соответствии со ст. 99 ФЗ управляющий обладает широким перечнем полномочий. Он имеет право по своему усмотрению распоряжаться собственностью банкрота, при этом сам владелец или управленческие органы не могут принимать подобных решений или другим путем контролировать действия управляющего.

В общем, все полномочия и обязанности управляющего делятся на две категории:

  1. К первой относятся обязанности по управлению предприятием – они направляются исключительно на выполнение функций руководителя бизнесом. К этим функциям причисляется осуществление инвентаризации, прием на ведение имущества.
  2. Ко второй группе причисляются восстановительные обязанности – с их помощью удается восстановить платежеспособность предприятия и его хозяйственную деятельность. К этой категории относятся: разработка плана управления, его представление кредиторам, осуществление мер, связанных с взысканием долгов, открытие реестра для запросов кредиторов и т.д.
Читайте также:  Губернаторские выплаты на детей в 2023 году: что нового в Челябинске

В соответствии с Законом внешний управляющий должен разработать и представить кредиторам план в течение одного месяца с момента его утверждения на эту должность.

Кто назначает финансового управляющего

Вы не указываете ФИО финансового управляющего в заявлении о банкротстве, а пишете наименование саморегулируемой организации. СРО сама предоставляет кандидата, и суд его утвердит после проверки.

В заявлении физического лица о признании его банкротом обязательно указывается саморегулируемая организация, из состава которой назначит ответственное лицо для конкретного дела. При отсутствии данной информации суд откажет в рассмотрении.

Выбрать СРО не проблема — только по Москве и Московской области действуют десятки организаций, в состав которых включено несколько сотен финуправляющих.

Тогда зачем договариваться заранее?

Суд направляет в СРО запрос с ходатайством о предоставлении специалиста. Далее:

  1. Если вы заранее обсудили дело с управляющим, он подтвердит, что свободен и готов взяться за банкротство. СРО предоставляет кандидата, который утверждается судом, и специалист приступает к исполнению обязанностей.
  2. Если вы выбрали СРО, но не договорились о ведении дела, СРО или финансовый управляющий отказываются сопровождать процедуру, сославшись на занятость. Тогда суд рекомендует вам найти другую организацию. Пока какое-нибудь СРО не представит подходящего специалиста, дело о банкротстве не начнется.

Ответственность финансового управляющего

Часто действия финуправляющего в рамках процедуры банкротства физических лиц становятся предметом спора и жалоб со стороны кредитора или должника.

К примеру, если управляющий включил в опись не все имущество должника, не оспорил сделки, будет жаловаться банк. При нарушении прав и интересов банкрота или третьих лиц — супруги, детей или родственников должника — будет жаловаться кто-то из них. Если есть претензии к торгам — не допустил участника или указал неверную информацию о лоте — может жаловаться и банкрот, и кредитор, и участник торгов.

Для обжалования действий управляющего и привлечения его к ответственности необходимо составить и направить жалобу в любую инстанцию:

  • в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве;
  • в саморегулируемую организацию, в которой состоит управляющий;
  • в Росреестр;
  • в прокуратуру или ОБЭП.

Замена финансового управляющего в деле о банкротстве

Замена финансового управляющего в деле о банкротстве возможна в случае:

  • освобождения финансового управляющего от возложенных на него обязанностей по его заявлению. Управляющий в любой момент может отказаться от дальнейшего ведения дела без объяснения причин. Иногда финансовый управляющий дает свое согласие на участие в деле, рассчитывая получить дополнительное вознаграждение с должника (или кредитора), и не получив его, теряет интерес к делу.
  • отстранения финансового управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей за серьезные нарушения в работе.
  • при переходе из процедуры реструктуризации долгов в процедуру реализации имущества на основании решения собрания кредиторов. Мнение должника при этом никак не учитывается.

В случае отстранения/освобождения финансового управляющего собрание кредиторов вправе в течение 10 дней предоставить иную СРО, из членов которой должен быть утвержден новый управляющий.

Отличие финансового оздоровления от внешнего управления?

Часто внешнее управление путают с финансовым оздоровлением. Обе процедуры сходны в том, что направлены на восстановление бизнеса и погашение требований кредиторов.

Вместе с тем, между финансовым оздоровлением и внешним управлением имеются существенные отличия:

  1. При финансовом оздоровлении сохраняется менеджмент компании, руководитель продолжает осуществлять свои обязанности. В случае открытия внешнего управления руководителя увольняют и его полномочия переходят к управляющему.
  2. Финансовое оздоровление в первую очередь направлено на предоставление рассрочки для выплаты долгов перед кредиторами и привлечение инвестиций. При внешнем управлении проводится модернизация всего бизнеса и меняется стратегия деятельности компании.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *