Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок наложения дисциплинарного взыскания на работника». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Прежде чем приступать к составлению этого документа, в первую очередь нужно обозначить сам факт проступка. Его можно оформить докладной запиской на имя руководителя. У работника необходимо потребовать письменное объяснение по сути случившегося и дать на его подготовку два дня.
Определение проступка и его признаки
В Трудовом кодексе дан четкий список требований к работнику:
- Добросовестно исполнять обязанности.
- Придерживаться правил внутреннего распорядка.
- Соблюдать трудовую дисциплину.
- Выполнять установленные нормы выработки.
- Соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности.
- Бережно относиться к оборудованию, имуществу работодателя и коллег.
Несоблюдение этих правил, а также неисполнение приказов и распоряжений работодателя – это дисциплинарные проступки, влекущие за собой соответствующую ответственность.
Наиболее распространенные на практике примеры нарушений:
- прогул;
- отказ от выполнения трудовых обязанностей;
- уклонение от обязательного медицинского освидетельствования.
Понятие дисциплинарного взыскания
Для того чтобы лучше разбираться в проблеме, нужно четко понимать, что она собой представляет. О том, какие бывают виды и порядок наложения дисциплинарного взыскания, более подробно будет рассказано ниже, а в данном пункте следует остановиться на самом понятии с точки зрения правоотношений. Так, главными субъектами являются непосредственно работник и его работодатель. Они действуют на основании тех обязанностей и прав, которыми обладают в соответствии с законодательством и заключенными договорами. Так, в ТК РФ есть только указание на то, что может делать работодатель, но если детально изучить данный документ, можно найти и информацию о том, что доступно или недоступно работнику. К примеру, он имеет право узнавать ход проверки, ее результаты, знакомиться с документами и так далее. Кроме всего прочего, он же может и высказывать свое мнение, отношение или даже давать оценку действиям проверяющих, предоставленным данным и другим подобным факторам. Помимо этого, если такое необходимо, работник имеет право требовать проведения дополнительных проверок, аудитов, привлекать сторонних специалистов, профсоюз и других лиц, которые могут как-либо повлиять на конечный результат расследования.
Первым делом потенциальный виновник может написать объяснение того, что произошло, с его точки зрения. В некоторых случаях позиция работника будет абсолютно не сходиться с тем, что говорит обвинение. В принципе, он не обязан этого делать, но без объяснительной комиссия, которая будет разбираться в проблеме, не сможет учитывать и другую точку зрения. Так, если работник не желает ничего писать, ему дается ещё двое суток, после чего оформляется специальный документ, в котором и фиксируется данный факт. Дальше порядок наложения дисциплинарного взыскания по ТК РФ предполагает, что производится сбор всех доказательств и подтверждений фактической виновности. Если все собрано, комиссия принимает решение с учетом всей полученной информации. Обязательно нужно учитывать любые факторы, которые, так или иначе, могут смягчить провинность сотрудника. Следующий этап – самый сложный. Работодатель имеет право наказать виновника по всей строгости или просто провести с нимвоспитательную беседу. Что выбрать – решать только ему. Нужно ориентироваться на сложившиеся в коллективе отношения, личность виновника, его важность для предприятия, количество нарушений в прошлом и многие другие факторы. Сразу жестко наказывать может быть далеко не всегда выгодно. Иногда вполне достаточно просто объяснить степень вины и оговорить условия дальнейшего сотрудничества. В другой ситуации может потребоваться действительно серьезное наказание – вплоть до увольнения. Оно оформляется отдельным приказом.
Особенности для военных
В армии свои порядки, несколько отличающиеся от тех, которые используются в обычной ситуации. К примеру, порядок наложения дисциплинарного взыскания на военнослужащего не подразумевает объяснения виновника происшествия. Кроме того, сама тяжесть наказания может напрямую зависеть от звания военного, совершившего проступок. Если проблема возникла тогда, когда служащий в армии гражданин находится на боевом дежурстве, это может служить отягчающим фактором.
У военных не так много причин, которые могут считаться уважительными. Различаются и сроки. В большинстве случаев наказание следует сразу же после проступка или на следующий день. Максимальный срок составляет 10 дней. Ещё на протяжении следующей декады виновник может подать жалобу, если он не считает, что наказание справедливо. Если на момент происшествия солдат находится на дежурстве, то взыскание назначается на следующий день после смены наряда. Военные, вина которых заключается в распитии алкогольных напитков, получают наказание только после того, как отрезвеют. Отдельно следует отметить, что вышестоящее командование может как отменить взыскание, так и ужесточить его, если такая необходимость возникнет.
Этот вопрос регламентируется КоАП, Конституцией РФ и дисциплинарным уставом. Привлекают к административной ответственности сотрудников полиции, деяния которых носят противоправный характер.
Основные меры наказания:
- Предупреждение. Это самый мягкий способ воздействия на нарушителя. Согласно механизму правоотношений административного характера, государство не стремится сразу жестко воздействовать на провинившееся уполномоченное лицо. Естественно, при этом учитывается такой фактор, как социальная опасность проступка. Если полицейский совершил мелкое нарушение, оно не создало угрозу для окружающих людей и среды, и это деяние было осуществлено впервые, это считается смягчающими обстоятельствами. Сотрудник получает предупреждение в письменной форме.
- Административный штраф. Размер его зависит от совершенного нарушения. Согласно КоАП, штраф накладывается на сотрудников, совершивших деяния средней степени тяжести, но при этом серьезной угрозы для окружающих людей не возникло.
- Дисквалификация. Как правило, основанием для увольнения полицейского является деяние, которое порочит честь и достоинство сотрудника. Ярким примером является управление транспортным средством в состоянии опьянения.
Важно знать о том, что за совершенные правонарушения может быть наложена дисциплинарная ответственность. Сотруднику полиции, например, добавят количество дежурств. Административный арест в отношении государственных служащих не применяется.
Сроки Давности Привлечения К Дисциплинарной Ответственности В Мвд
До наложения взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть истребовано письменное объяснение. При необходимости проводится проверка указанных в нем сведений с вынесением заключения по результатам проверки. Дисциплинарное взыскание должно быть наложено до истечения десяти суток с того дня, когда начальнику стало известно о совершенном проступке, а в случаях проведения служебной проверки, возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении — не позднее одного месяца соответственно со дня окончания проверки, рассмотрения компетентным органом или должностным лицом уголовного дела или дела об административном правонарушении и вынесения по ним окончательного решения, не считая времени болезни виновного или нахождения его в отпуске.
За каждый случай нарушения служебной дисциплины может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание. Приказ о применении дисциплинарного взыскания с указанием мотивов его применения объявляется сотруднику органов внутренних дел, подвергнутому взысканию, под расписку. Дисциплинарное взыскание приводится в исполнение немедленно, но не позднее одного месяца со дня его наложения. По истечении этого срока взыскание в исполнение не приводится, но подлежит учету. Дисциплинарное взыскание, наложенное на сотрудника органов внутренних дел приказом, считается снятым, если в течение года со дня его наложения этот сотрудник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию. Устное взыскание считается снятым по истечении одного месяца.
Как обжаловать в суде наказание сотрудников МВД?
Основания для применения увольнения перечислены в . В соответствии с п.п.5-10 этой статьи, к ним относятся несколько видов нарушений дисциплины.
Взыскание, наложенное приказом, не может быть снято устно. О поощрениях и дисциплинарных взысканиях сотруднику органов внутренних дел объявляется лично, перед строем или на совещании (собрании). До наложения взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть истребовано письменное объяснение.
В листе согласования не указано должностное лицо, которое знакомило его с приказом. Получая в апреле зарплату он узнал о том, что зарплата выплачена не полностью- без премии и предположил, что либо его лишили премии, либо будет выплачена позже, как это бывало и ранее. Прямыми начальниками являются начальники, которым сотрудники органов внутренних дел подчинены по службе, хотя бы и временно. Ближайший к подчиненному прямой начальник является его непосредственным начальником. Сотрудники органов внутренних дел, не подчиненные друг другу по службе, могут быть старшими или младшими.
Статья 42. Суды чести В органах внутренних дел создаются суды чести соответственно рядового и младшего начальствующего состава, среднего начальствующего состава, старшего и высшего начальствующего состава. Несоблюдение таких правил может послужить поводом к наложению дисциплинарного взыскания, последствия которого варьируются от лишения премии до увольнения.
Это важно знать: Судебная практика по гражданским делам о взыскании денежных средств
Эту норму я вам процитировала, чтобы вы разобрались не нарушены ли сроки применения дисциплинарного взыскания.
С приказами о наложении на него дисциплинарных взысканий и увольнении, а также заключениями служебных проверок, послуживших основанием для вынесения обжалуемых приказов, он не согласен.
Порядок наложения дисциплинарного взыскания на работника
У военных не так много причин, которые могут считаться уважительными. Различаются и сроки. В большинстве случаев наказание следует сразу же после проступка или на следующий день. Максимальный срок составляет 10 дней. Ещё на протяжении следующей декады виновник может подать жалобу, если он не считает, что наказание справедливо. Если на момент происшествия солдат находится на дежурстве, то взыскание назначается на следующий день после смены наряда. Военные, вина которых заключается в распитии алкогольных напитков, получают наказание только после того, как отрезвеют. Отдельно следует отметить, что вышестоящее командование может как отменить взыскание, так и ужесточить его, если такая необходимость возникнет.
Порядок наложения дисциплинарного взыскания имеет определенные сроки. Нельзя наказывать работника, если с момента проступка прошло больше месяца. Следует помнить, что в этот срок не входят отпуска, больничные и тому подобные факторы. То есть нельзя совершить проступок и не получить наказание. Кроме того, если процесс разбирательства уже начат, он обязан быть закончен в течение полугодия, иначе наказывать опять-таки нельзя. Зато, если по результатам потребовалось проведение инвентаризации или аудиторской проверки, то время, в течение которого можно наложить наказание, увеличивается до двух лет. Отдельно следует отметить лишение премии. Она не входит в перечень наказаний, так что даже без самого разбирательства можно лишить потенциального виновника таких выплат.
Срок Наложения Дисциплинарного Взыскания На Сотрудника Полиции
В октярбе 2012 сотрудниками подразделения собственной безопасности была проведена проверка личного состава по базам ГИБДД на предмет совершения административных правонарушений. По мелочи попались все. Но в отношении одного сотрудника были получены данные о том что он в Мае 2012 года, находясь в очередном отпуске задерживался сотрудниками ДПС за рулем своей а/м в состоянии алкогольного опьянения и был лишен водительских прав. Естественно, большое начальство стало махать шашкой, уволить, руководителя наказать, остальных предупредить и тд. Даже не удосужились как следует провести служебную проверку. А на поверку выяснилось, в базе информация есть, а материалов нет никаких. То есть нет протокола, нет освидетельствования и пр. И в суд тоже ничего не попадало. Но начальству-то уже доложили, с ГАИ сорится тоже не очень.
Вот и решили довести до конца дело. в служебке написали «не искренен. не достоин. и т.д.», решили все купил. Стали прессовать по разным пустякам и подвели к увольнению, как я уже писала ранее «по инициативе сотрудника». Непосредственному руководителю Строгий выговор. К моменту когда увольняли и накладывали взыскание прошло уже 7 месяцев.
Сроки привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудников полиции
Рост количества незаконных решений свидетельствует об ухудшении качества проводимых сотрудниками полиции доследственных проверок и о безответственном отношении сотрудников полиции к своим должностным обязанностям, Это приводит к нарушению прав граждан, в том числе на доступ к правосудию. Прокуратурой Терского района для производства дополнительного дознания возвращено 5 уголовных дел.
то есть каждое третье дело, представленное прокурору с обвинительным актом.
Из 16 уголовных дел направленных в суд, 8 уголовных дел окончено с нарушением срока, установленного уголовно-процессуальным законодательством.
2. В целях обеспечения и укрепления служебной дисциплины руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и уполномоченным руководителем к сотруднику органов внутренних дел могут применяться меры поощрения и на него могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные статьями 48 и 50 настоящего Федерального закона. 3. Права, обязанности и ответственность руководителей (начальников) по поддержанию служебной дисциплины, обязанности сотрудников органов внутренних дел по соблюдению и поддержанию служебной дисциплины, обязательность исполнения приказа руководителя (начальника), порядок наложения, исполнения и обжалования дисциплинарных взысканий, учет мер поощрения и дисциплинарных взысканий устанавливаются дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации.
(Федеральный закон от 03.07.2019 N 227-ФЗ). Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ (ред. от 03.04.2018)
«О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
и доп. вступ. в силу с 28.06.2018) 1. Порядок применения к сотрудникам органов внутренних дел мер поощрения, предусмотренных пунктами 1 — 6 и 9 части 1.
частями 2 и 3 статьи 48 настоящего Федерального закона, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. 1.1. К сотруднику органов внутренних дел, имеющему дисциплинарное взыскание, наложенное на него в письменной форме приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя, может быть применена мера поощрения только в виде досрочного снятия ранее наложенного в письменной форме дисциплинарного взыскания.
Наложение дисциплинарного взыскания и доказательства
Процедура наложения дисциплинарного взыскания регламентирована положениями Трудового кодекса.
Факт нарушения работником трудовой дисциплины фиксируется письменно, например, в докладной записке на имя руководства, акте, решении комиссии по результатам проверки, поскольку в случае судебного разбирательства работодателю необходимо будет представить доказательства совершения проступка (пп. 38, 43, 49, 53 Постановления № 2).
Документальное основание для взыскания должно описывать, что и когда совершил работник, какой пункт какого локального нормативного акта нарушил, какие последствия повлекли его действия. Также можно дать рекомендации относительно меры дисциплинарного воздействия на нарушителя.
Обратите внимание, что обязанность ознакомить работника с данными документами трудовым законодательством не установлена.
После того как компании стало известно о дисциплинарном проступке, ей следует запросить у работника письменное объяснение его действий. Данную просьбу желательно задокументировать, то есть составить уведомление о предоставлении объяснений и передать работнику под подпись с указанием даты ознакомления на копии документа и подписи в получении.
Дисциплинарный устав органов внутренних дел Российской Федерации
7. В целях поддержания служебной дисциплины руководитель (начальник) обязан:
а) обеспечивать соблюдение подчиненными сотрудниками законодательства Российской Федерации, служебной дисциплины;
б) четко отдавать приказы и распоряжения подчиненным, проверять точность и своевременность их исполнения;
в) соблюдать установленные порядок и условия прохождения службы в органах внутренних дел, уважать честь и достоинство подчиненных, не допускать ущемления их законных прав и интересов, протекционизма, преследования сотрудников по мотивам личного характера;
г) принимать меры по противодействию коррупции;
д) знать и анализировать состояние служебной дисциплины, морально-психологического климата в подчиненном органе внутренних дел (подразделении), своевременно принимать меры по предупреждению нарушений служебной дисциплины сотрудниками;
е) всесторонне изучать личные и деловые качества подчиненных;
ж) создавать необходимые условия для службы, отдыха и повышения квалификации подчиненных, профессиональной служебной и физической подготовки;
з) обеспечивать гласность и объективность в оценке служебной деятельности подчиненных;
и) воспитывать у подчиненных чувство ответственности за выполнение служебных обязанностей;
к) подавать личный пример дисциплинированности, образцового выполнения служебных обязанностей;
л) принимать меры по выявлению, пресечению и профилактике нарушений служебной дисциплины сотрудниками, а также причин и условий их совершения.
8. Дисциплинарные права, предоставляемые руководителям (начальникам), определяются Министром внутренних дел Российской Федерации. Руководитель (начальник) при временном исполнении им обязанностей по должности пользуется дисциплинарными правами по этой должности.
9. Руководитель (начальник) несет персональную ответственность за поддержание служебной дисциплины во вверенном ему органе внутренних дел (подразделении).
33. На сотрудников могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:
а) замечание;
б) выговор;
в) строгий выговор;
г) предупреждение о неполном служебном соответствии;
д) перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел;
е) увольнение со службы в органах внутренних дел.
34. В образовательных организациях высшего образования Министерства внутренних дел Российской Федерации на курсантов, слушателей наряду с дисциплинарными взысканиями, предусмотренными статьей 33 настоящего Устава, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: (Абзац в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2014 года N 483.
а) назначение вне очереди в наряд (за исключением назначения в наряд по обеспечению охраны подразделения);
б) лишение очередного увольнения из расположения образовательной организации; (Пункт в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2014 года N 483.
в) отчисление из образовательной организации. (Пункт в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2014 года N 483.
35. Не допускается наложение на сотрудников дисциплинарных взысканий, не предусмотренных статьями 33 и 34 настоящего Устава.
36. Дисциплинарные взыскания объявляются приказами. Замечание и выговор могут быть объявлены публично в устной форме.
37. Основанием для наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания является нарушение им служебной дисциплины, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами. До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт.
38. При нарушении служебной дисциплины подчиненным руководитель (начальник) обязан предупредить его о недопустимости таких действий (бездействия), а при необходимости, в зависимости от тяжести совершенного проступка и степени вины, наложить дисциплинарное взыскание.
39. Сотрудник привлекается к дисциплинарной ответственности только за то нарушение служебной дисциплины, в совершении которого установлена его вина.
40. Дисциплинарное взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины. При определении вида дисциплинарного взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, прежнее поведение сотрудника, совершившего проступок, признание им своей вины, его отношение к службе, знание правил ее несения и другие обстоятельства. При малозначительности совершенного дисциплинарного проступка руководитель (начальник) может освободить сотрудника от дисциплинарной ответственности и ограничиться устным предупреждением.
41. В случаях когда, по мнению руководителя (начальника), на сотрудника необходимо наложить дисциплинарное взыскание, наложение которого выходит за пределы его прав, он ходатайствует об этом перед вышестоящим руководителем (начальником).
42. Ходатайство о наложении на сотрудника дисциплинарного взыскания, наложение которого выходит за пределы прав руководителя (начальника), вышестоящим руководителем (начальником) должно быть реализовано в трехдневный срок.
43. В случае отказа в удовлетворении ходатайства оно должно быть вместе с материалами, подтверждающими факт нарушения служебной дисциплины, возвращено внесшему его руководителю (начальнику) в срок, дающий ему возможность наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания в соответствии с имеющимися у него правами.
44. Вышестоящий руководитель (начальник) имеет право изменить или отменить дисциплинарное взыскание, наложенное нижестоящим руководителем (начальником), если оно не соответствует тяжести совершенного сотрудником дисциплинарного проступка.
45. При совместном нарушении служебной дисциплины несколькими сотрудниками дисциплинарные взыскания налагаются на каждого сотрудника в отдельности и только за совершенное им нарушение.
46. В образовательных организациях высшего образования Министерства внутренних дел Российской Федерации курсант, слушатель может быть назначен вне очереди не более чем в один наряд. (Пункт в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2014 года N 483.
47. Неоднократным нарушением служебной дисциплины является нарушение служебной дисциплины сотрудником при наличии у него неснятого дисциплинарного взыскания, наложенного в письменной форме.
48. Наложение дисциплинарного взыскания за проступки, совершенные во время дежурства, несения службы на постах и маршрутах, производится только после смены виновного с дежурства, караула, поста, участка патрулирования или после его замены другим сотрудником.
49. В случае привлечения сотрудника к дисциплинарной ответственности за пребывание на службе в состоянии алкогольного, наркотического и (или) иного токсического опьянения для подтверждения факта нахождения сотрудника в состоянии опьянения необходимо руководствоваться результатами медицинского освидетельствования, а в случае отказа сотрудника от освидетельствования — показаниями не менее двух сотрудников или иных лиц. Получение каких-либо объяснений от сотрудника до его вытрезвления не допускается.
50. На сотрудника, допустившего грубое нарушение служебной дисциплины, независимо от наличия или отсутствия у него дисциплинарных взысканий может быть наложено любое дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения со службы в органах внутренних дел.
Служебная дисциплина в органах внутренних дел означает соблюдение сотрудниками внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой, дисциплинарным уставом, контрактом о службе, а также приказами министра внутренних дел РФ, прямых начальников порядка и правил при выполнении возложенных на них обязанностей и реализации предоставленных прав.
Дисциплинарный устав мвд рф 2021 действующая редакция
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
Постановлением Конституционного Суда РФ от 23.01.2020 года № 4-П ч. 1 ст. 63 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» признана не соответствующей Конституции РФ, ее статьям 7, 19 (части 1 и 2), 32 (часть 4) и 37 (часть 1), в той мере, в какой содержащееся в ней положение — о предоставлении отпуска в год увольнения со службы в связи с состоянием здоровья — в системе действующего правового регулирования в силу своей неопределенности не позволяет однозначно установить, приобретают ли сотрудники органов внутренних дел, увольняемые со службы по пункту 1 части 3 статьи 82 данного Федерального закона (в связи с болезнью — на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел), право на отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью 30 календарных дней с сохранением денежного довольствия.
Указано, что Федеральный законодатель связывает предоставление сотрудникам органов внутренних дел отпуска по личным обстоятельствам прежде всего с наличием длительного стажа службы (20 лет и более в календарном исчислении). Помимо этого, учитываются обусловившие увольнение со службы факторы, к числу которых относятся достижение предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел, состояние здоровья сотрудника или сокращение должности в органах внутренних дел.
Однако часть 1 статьи 63 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не указывает конкретных оснований увольнения, с которыми при наличии соответствующего стажа службы связано возникновение права на отпуск по личным обстоятельствам. При этом достижению предельного возраста и сокращению должности в органах внутренних дел однозначно корреспондируют соответствующие основания прекращения служебных отношений (пункт 2 части 1 и пункт 11 части 2 статьи 82 данного Федерального закона). Ухудшение же состояния здоровья сотрудника органов внутренних дел в зависимости от степени его тяжести может повлечь как увольнение по состоянию здоровья — на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в органах внутренних дел и о невозможности выполнять 10 служебные обязанности в соответствии с замещаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе (пункт 8 части 2 статьи 82 данного Федерального закона), так и увольнение в связи с болезнью — на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел (пункт 1 части 3 статьи 82 данного Федерального закона).
Очевидно, вследствие этого часть 1 статьи 63 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» применялась в системной связи с положением части 11 статьи 56 данного Федерального закона, которая (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела заявителя в судах) закрепляла случаи, когда сотруднику, увольняемому из органов внутренних дел, по его желанию предоставлялись предусмотренные законодательством Российской Федерации отпуска. В силу отсутствия в законе специального предписания до принятия Федерального закона от 2 августа 2019 года № 318-ФЗ, вступившего в силу 13 августа 2019 года и изложившего часть 11 статьи 56 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в новой редакции, правоприменители включали в их число и отпуск по личным обстоятельствам.
Часть 11 статьи 56 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 2 августа 2019 года № 318-ФЗ) содержала исчерпывающий (закрытый) перечень оснований увольнения со службы сотрудников органов внутренних дел, с которыми законодатель связывал возникновение права на использование отпусков непосредственно перед прекращением службы (часть 1, пункты 1, 2, 3, 4, 8, 9, 11, 13, 16, 17, 18, 19 или 21 части 2, пункты 6, 11 или 12 части 3 статьи 82 данного Федерального закона).
На службу в МВД вправе поступить любой гражданин с 18 лет, независимо от половой, расовой, национальной, религиозной принадлежности, русскоговорящий, физически подготовленный и здоровый.
Поступая в ВУЗ на дневную форму обучения, курсант становится служащим ОВД. В высшие учебные заведения МВД вправе поступать лица и до 18 лет.
Сотрудник, впервые вступивший в ОВД, приводится к присяге. Текст присяги утвержден в ст. 28 ФЗ 342 РФ.
Первый контракт, который заключают с лицом, впервые поступившим на службу ОВД, бывает на конкретный срок и бессрочный. Контракт на бессрочной основе предполагает работу сотрудника до определенного возраста.
Когда поступающий в ВУЗ МВД не достиг 18-летнего возраста, с ним заключают договор с письменного разрешения одного из законных представителей.
Причины для разрыва трудового договора и отставки:
- болезнь, приведшая к служебной негодности;
- признание судом сотрудника недееспособным;
- нет возможности перевода, служащий отказывается от перевода;
- приобретение гражданства другой страны;
- фиктивные документы, предоставляемые при служебном поступлении;
- служащий отказывается от перевода, связанного с родственными связями;
- призвание на военную службу;
- проступок, который порочит честь мундира;
- нарушены обязательные правила во время подписания договора;
- срок контракта закончился;
- отказ от перевода на должность, равнозначную нынешней;
- утрата доверия.
Наличие одной из этих причин способствует увольнению без согласия сотрудника.
Требования, которые предъявляются к сотруднику ОВД:
- соблюдать права и свободу граждан;
- сохранять честь и достоинство;
- уважать граждан и тактично с ними общаться вне рабочее время;
- соблюдать нейтралитет;
- вы высказываться публично в адрес государственных структур и деятелей;
- уважать национальные обычаи и традиции граждан;
- служить на совесть.
Должностное замещение определенных должностей в ОВД происходит на конкурсной основе для установления необходимой квалификации.
Без конкурса на временное исполнение обязанностей принимают:
- сотрудников назначенных Президентом РФ;
- лиц, находящихся в запасе (за исключением педагогов).
Претендент на вакантную должность должен обладать необходимой квалификацией для соответствия вакантной должности, в противном случае ему будет отказано. Проведением конкурса занимается специальная комиссия. При несогласии с отказом гражданин имеет право на обжалование распоряжение в судебном порядке.
Условия и порядок, при которых проводится конкурс должностное замещение, определяются ФОИВ.
(в ред. Федеральных законов от 03.12.2012 N 231-ФЗ, от 07.05.2013 N 102-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 01.12.2014 N 419-ФЗ, от 22.12.2014 N 431-ФЗ, от 12.02.2015 N 16-ФЗ, от 13.07.2015 N 230-ФЗ, от 05.10.2015 N 285-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 03.07.2016 N 300-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ, от 28.12.2016 N 505-ФЗ, от 03.04.2017 N 64-ФЗ, от 01.07.2017 N 132-ФЗ, от 03.08.2018 N 307-ФЗ, от 26.07.2019 N 232-ФЗ, от 02.08.2019 N 318-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ, от 16.12.2019 N 432-ФЗ, от 31.07.2020 N 268-ФЗ, от 23.11.2020 N 382-ФЗ, от 08.12.2020 N 429-ФЗ)
Принят
Государственной Думой
17 ноября 2011 года
Одобрен
Советом Федерации
25 ноября 2011 года
Для целей настоящего Федерального закона применяемые термины означают:
1) служба в органах внутренних дел — федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее — граждане) на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации (далее — органы внутренних дел), а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации;
2) должности в органах внутренних дел — должности сотрудников органов внутренних дел, которые учреждаются в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее — федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел), его территориальных органах, подразделениях, организациях и службах;
3) руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел — лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации и осуществляющее полномочия нанимателя от имени Российской Федерации в отношении сотрудников органов внутренних дел;
4) руководитель (начальник) — руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и его заместитель, руководитель (начальник) структурного подразделения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и его заместитель, руководитель (начальник) территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и его заместитель, руководитель (начальник) структурного подразделения территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и его заместитель, руководитель (начальник) подразделения, организации или службы (далее — подразделение) и его заместитель, сотрудник органов внутренних дел, наделенный в установленном порядке полномочиями по руководству другими сотрудниками, в том числе временно;
5) уполномоченный руководитель — заместитель руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководитель (начальник) структурного подразделения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководитель (начальник) территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководитель (начальник) структурного подразделения территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководитель (начальник) подразделения, наделенные в установленном порядке руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел полномочиями нанимателя от имени Российской Федерации.
1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел.
2. Правоотношения, связанные с прохождением в органах внутренних дел федеральной государственной гражданской службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а трудовые отношения — трудовым законодательством.
1. Регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с:
1) Конституцией Российской Федерации;
2) настоящим Федеральным законом;
3) Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции» (далее — Федеральный закон «О полиции»), Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел;
4) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации;
5) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
6) нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
2. В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.
3. Если международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
1. Взаимосвязь службы в органах внутренних дел и государственной службы иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы и принципов ее построения и функционирования, а также посредством:
1) соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, а также основных социальных гарантий при прохождении службы в органах внутренних дел и государственной службы иных видов;
2) установления ограничений и обязательств при прохождении службы в органах внутренних дел и государственной службы иных видов;
3) учета стажа службы в органах внутренних дел при исчислении стажа государственной службы иных видов;
4) соотносительности специальных званий, воинских званий, классных чинов и дипломатических рангов;
5) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и граждан, проходивших государственную службу иных видов.
2. Взаимосвязь службы в органах внутренних дел и муниципальной службы обеспечивается посредством учета стажа службы в органах внутренних дел при исчислении стажа муниципальной службы.
3. Гражданину, проходившему государственную службу иных видов, назначаемому на должность высшего начальствующего состава, или сотруднику органов внутренних дел, назначаемому на соответствующую должность государственной службы иного вида, по решению Президента Российской Федерации могут быть сохранены социальные гарантии, которые имел указанный гражданин или сотрудник.
1. Должности в органах внутренних дел учреждаются в целях непосредственного исполнения, организации и обеспечения исполнения полномочий федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальных органов, подразделений либо полномочий лица, замещающего государственную должность Российской Федерации.
2. Перечень типовых должностей в органах внутренних дел и соответствующих им специальных званий утверждается Президентом Российской Федерации.
3. На основании перечня типовых должностей в органах внутренних дел руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел с учетом особенностей функционирования этих органов могут учреждаться соответствующие типовым должностям по своему правовому статусу должности с иными наименованиями — нетиповые должности.
В соответствии с регламентом изучаемого Федерального закона, в его регламенте используются следующие термины:
- Служба в органах внутренних дел — профессиональная деятельность в системе правовой защиты;
- Руководитель федерального органа исполнительной власти — лицо, представляющее интересы государства перед лицом сотрудников ОВД;
- Руководитель (начальник) — руководитель регионального Федерального органа;
- Уполномоченный руководитель (начальник) — заместитель руководителя регионального Федерального органа.
Полный перечень терминов указывается в статье 1 рассматриваемого Федерального закона ФЗ 342.
Каждый из принятых на территории современной Российской Федерации нормативных актов регулярно проходит процедуру обновления. Поправки вносятся для актуализации действующих Федеральных законов в интенсивно меняющихся условиях современной социально-политической обстановки.
Последние существенные изменения в Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 342 внесены 2 апреля 2017 года. В качестве изменяющего документа выступил Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции».
На основании регламента статьи 8 представленного выше нормативного акта, в ФЗ-342 вносятся следующие изменения:
- Часть 1 статьи 11 дополняется пунктом 23, гласящим, что сотрудник органа внутренних дел помимо всего прочего уполномочен на руководство в организациях, относящихся к служебно-прикладным видам спорта. Данная деятельность осуществляется безвозмездно;
- Существенные поправки в пункт 9 части 1 статьи 18. Согласно внесённым изменениям, в числе прочих документов для поступление на службу в органы внутренних дел, гражданин обязан предоставить исчерпывающую информацию о своих доходах.
Последние дополнение ввело понятие «конфликт интересов», также появилась «личная заинтересованность» (ст. 14 №285-ФЗ, дата его принятия октябрь 2015 г.). Сделано это, чтобы противостоять коррупции, то есть теперь, все должностные лица МВД обязаны доложить, если у них возник конфликт интересов или любая личная заинтересованность, чтобы предотвратить, какие-либо коррупционные деяния. Также отдельный пункт требует, чтобы каждый гражданин находящийся на службе, передал имеющиеся ценные бумаги, паи в уставных капиталах, прочее в доверительное управление.
Дисциплинарные взыскания
Дисциплинарные взыскания могут быть установлены только нормативными актами. Эти нормативные акты не обязательно должны иметь силу закона, они могут иметь и силу подзаконных актов (Дисциплинарный Устав ВС РФ, утвержденный Указом Президента РФ, и т. д.). Для различных категорий граждан могут быть предусмотрены различные меры дисциплинарного принуждения.
Статья 192 Трудового кодекса РФ предусматривает три вида дисциплинарных взысканий для всех работающих и служащих:
1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям (перечень исчерпывающий).
Для тех государственных служащих, которые охватываются Законом РФ «Об основах государственной службы РФ» от 31 июля 1995 г., помимо указанных Трудовым кодексом предусмотрено еще два (ст. 14): строгий выговор и предупреждение о неполном служебном соответствии.
Для такой разновидности государственных служащих, как сотрудники органов внутренних дел, ст. 38 Положения о службе в ОВД РФ от 23.12.92 г. № 4202-1 предусматривает, кроме пяти имеющихся, еще пять видов дисциплинарных взысканий: понижение в должности; снижение в специальном звании на одну ступень; лишение нагрудного знака; увольнение из ОВД. В учебных заведениях МВД РФ, кроме того, – назначение вне очереди в наряд по службе (за исключением назначения в караул или дежурным по подразделению), а также отчисление из учебного заведения (перечень исчерпывающий). По такому же принципу построена система дисциплинарных взысканий и у членов других административных коллективов.
Применение мер дисциплинарного принуждения, не закрепленных соответствующими нормативными актами, не допускается.
Следователь был привлечен к дисциплинарной ответственности за волокиту
В моей адвокатской практике бывают случаи, когда следователи затягивают сроки предварительного расследования, объясняя это сложностью уголовного дела, многочисленностью назначенных экспертиз, непризнанием своей вины обвиняемыми и так далее. В большинстве случаев так оно и есть.
Но иногда некоторые следователи, то ли из-за нежелания работать, то ли из-за незнания законов нарушают все разумные сроки расследования уголовного дела. Один из таких случаев имел место быть и в моей практике.
Следователь, при расследовании уголовного дела в отношении трех обвиняемых за вымогательство в особо крупном размере, настолько затянул все сроки, что пришлось обращаться в прокуратуру с требованием провести проверку и устранить нарушения, допущенные следователем.
Прокуратурой Волгоградской области по моему заявлению была проведена проверка и был сделан вывод, что длительность предварительного расследования вышла за пределы срока, который можно считаться разумным по данному делу; допущенная волокита и игнорирование следователем требований УПК РФ причиняют серьёзный ущерб правам и законным интересам участникам уголовного судопроизводства. По итогам проверки было принято решение, на основании которого следователь привлечен к строгой дисциплинарной ответственности.
По данному уголовному делу, привлечение следователя к ответственности не было главной целью подачи жалобы в областную прокуратуру. В дальнейшем, на основании вынесенного прокуратурой решения, мой подзащитный был отпущен из-под стражи, а мера пресечения с заключения под стражу была изменена на подписку о невыезде.
Дисциплинарная ответственность сотрудников Следственного комитета и его структурных подразделений
Дисциплинарная ответственность сотрудников следственного комитета применяется в соответствии с Дисциплинарным уставом следственного комитета, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 10 ноября 2011 г. № 518 [17].
Согласно данному Дисциплинарному уставу дисциплинарная ответственность наступает за нарушение служебной дисциплины (дисциплинарный проступок), т.е. за противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом Дисциплинарного устава, а также возложенных на него должностных обязанностей.
К сотрудникам могут применяться следующие дисциплинарные взыскания:
— предупреждение о неполном служебном соответствии;
— исключение из Книги почета управления Следственного комитета по области (г. Минску);
— лишение нагрудного знака Следственного комитета;
— понижение в специальном звании на одну ступень;
— понижение в должности;
— исключение из Книги почета Следственного комитета;
— увольнение из Следственного комитета [17].
Председатель может применять любые дисциплинарные взыскания, за исключением:
— исключения из Книги почета управления Следственного комитета по области (г. Минску);
— понижения в специальном звании на одну ступень сотрудников, имеющих специальное звание «полковник юстиции», а также специальные звания высшего начальствующего состава или занимающих должности высшего начальствующего состава;
— понижения в должности сотрудников, назначенных на эти должности Президентом Республики Беларусь;
— увольнения из Следственного комитета сотрудников, имеющих специальные звания высшего начальствующего состава или занимающих должности, назначение на которые (освобождение от которых) осуществляется Президентом Республики Беларусь.
Начальники управлений Следственного комитета по областям и г. Минску имеют право применять к подчиненным сотрудникам следующие дисциплинарные взыскания:
— предупреждение о неполном служебном соответствии;
— исключение из Книги почета управления Следственного комитета по области (г. Минску);
— понижение в специальном звании на одну ступень лиц младшего начальствующего состава;
— понижение в должности лиц младшего и среднего начальствующего состава;
— увольнение из Следственного комитета лиц рядового, младшего и среднего начальствующего состава.
Начальники районных (межрайонных), городских, районных в городах отделов Следственного комитета имеют право применять к подчиненным сотрудникам следующие дисциплинарные взыскания:
Права других начальников по применению дисциплинарных взысканий к подчиненным сотрудникам определяются Председателем. Если начальник признает предоставленные ему права по применению дисциплинарных взысканий недостаточными, то он может ходатайствовать о применении к подчиненному сотруднику дисциплинарного взыскания перед вышестоящим начальником. Сотрудник, временно исполняющий обязанности начальника на основании письменного приказа, пользуется в полном объеме правами этого начальника по применению дисциплинарных взысканий.
При выборе вида дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть и последствия дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства его совершения, предшествующая служба сотрудника. При применении дисциплинарного взыскания не допускаются грубость и унижение личного достоинства сотрудника. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
До восстановления сотрудника в прежнем специальном звании повторное понижение в специальном звании не допускается. Дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии применяется один раз за время пребывания сотрудника в занимаемой должности. Если в течение шести месяцев после наложения этого дисциплинарного взыскания сотрудник не изменил своего отношения к исполнению служебных обязанностей, сотрудник подлежит аттестации с целью установления его соответствия занимаемой должности.
Стоит отметить, применение к сотруднику дисциплинарного взыскания не освобождает его от других видов ответственности, предусмотренных законодательными актами.
Дисциплинарное взыскание в виде увольнения из Следственного комитета может быть применено к сотруднику за грубое либо систематическое нарушение служебной дисциплины. Систематическим нарушением служебной дисциплины является повторное совершение в течение года сотрудником, имеющим дисциплинарное взыскание, дисциплинарного проступка [17].