Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 7 Земельного кодекса. Состав земель в Российской Федерации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Кaтeгopии зeмeль — этo cиcтeмa клaccификaции вcex тeppитopий PФ, кoтopaя ocнoвaнa нa иx цeлeвoм нaзнaчeнии. B cвoю oчepeдь, цeлeвoe нaзнaчeниe — этo cиcтeмa xapaктepиcтик: экoлoгичecкиx, биoлoгичecкиx, гeoлoгичecкиx, кoтopыe oпpeдeляют цeль и cпocoб экcплyaтaции зeмли. Oбщee кoличecтвo кaтeгopий — 7.
Правовой режим (ТГП) — специфика юридического регулирования определенной сферы общественных отношений с помощью различных юридических средств и способов; это система норм права, которая регулирует деятельность, отношения между людьми по поводу определенных объектов.
Правовой режим — установленный законом порядок государственного регулирования использования и охраны земли, обеспеченный мерами предупреждения правонарушений и установленной ответственности за их совершение.
Элементы правового режима: 1) порядок должного поведения в отношении земельного участка как объекта имущественных прав; 2) управление землями; 3) правовая охрана земель; 4) ответственность за нарушение правового режима земель.
Комментарии к ст. 7 ЗК РФ
1. Российское земельное право основывается на принципе целевого использования земель. В комментируемой статье исчерпывающе определяется перечень из семи целевых категорий. Количество категорий является неизменным с 1991 г., когда указанный перечень был установлен ЗК РСФСР. Положения о составе земель имеют основополагающее значение для всех других актов земельного законодательства при регулировании соответствующих отношений.
Понятие, состав и основные правила использования земель каждой из указанных в п. 1 ст. 7 категорий установлены в специальных нормах Кодекса, которые сгруппированы в пяти последних его главах.
При этом каждый земельный участок может быть отнесен только к одной определенной категории земель.
Отнесение земель к той или иной категории, перевод их из одной категории в другую осуществляются по правилам ст. 8 Кодекса (см. указанную статью и комментарий к ней).
2. Целевое назначение каждой категории земель определено в соответствующих статьях ЗК РФ. Кроме того, особый правовой режим установлен законодательством для зон с особыми условиями использования территорий — охранных, санитарно-защитных зон, зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранных зон, зон охраны источников питьевого водоснабжения, зон охраняемых объектов и иных зон.
Порядок осуществления зонирования территорий, о котором упоминается в комментируемой статье, регулируется Градостроительным кодексом РФ. В соответствии с ним градостроительное зонирование — это зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов; а территориальные зоны — это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно ст. 37 Градостроительного кодекса существует несколько видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
На условно разрешенный вид использования земельного участка необходимо предоставление разрешения в порядке, предусмотренном ст. 39 Градостроительного кодекса.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
Зонирование территории для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений подчиняется правилам ст. 12 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
Порядок проведения зонирования территорий регулируют и другие федеральные законы.
3. Среди федеральных законов, к которым отсылает п. 3 ст. 7 Кодекса, прежде всего следует назвать Федеральные законы от 30 апреля 1999 г. «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» и от 7 мая 2001 г. «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» коренные малочисленные народы Российской Федерации — это народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждается Правительством РФ по представлению органов государственной власти субъектов Федерации, на территориях которых проживают эти народы.
Согласно ст. 1 указанного Федерального закона территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации — это особо охраняемые природные территории, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Для осуществления коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации исторически сложившихся и обеспечивающих неистощительное природопользование способов использования объектов животного и растительного мира, других природных ресурсов законом выделяются территории традиционного природопользования таких народов, входящие в состав земель особо охраняемых природных территорий. Кроме того, законодательством могут быть установлены особенности правового режима и иных категорий земель в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов и этнических общностей.
Так, в соответствии с п. 5 ст. 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные участки из таких земель, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, при этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается. Пунктом 6 этой же статьи установлено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными пастбищами и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы гражданам и юридическим лицам только на праве аренды на срок не менее чем пять лет.
Как производится перевод земель
Как поменять назначение земли? Несмотря на то, что каждый участок имеет конкретный классификатор, в отдельных случаях заинтересованное лицо или его собственник могут инициировать процедуру смены категории земель. Так, для того, чтобы осуществить данную процедуру, необходимо проделать следующие шаги:
- Составить заявку в земельный комитет при администрации района, в ведомстве которого находится соответствующий надел, с требованием для совершения данного действия по изменению целевого назначения.
- Для анализа заявки ведомство берёт регламентные 60–90 дней, в течение которых анализируется принципиальная возможность смены категорий земель, а также нюансы и последствия, возникающие от этого действия.
- В случае, если на данные земли не стоит федерального запрета или они не обременены какими-либо государственными программами, не представляют собой стратегические земли, то ведомство может дать согласие, и в течение 15 рабочих дней процедура будет завершена.
Основные типы разрешённого использования земельного надела
В зависимости от целевого назначения земель каждый участок в свою очередь имеет свой вид разрешённого использования с присвоением соответствующего числового кода. Так, градация данных земель выглядит следующим образом:
- Земли для ведения сельскохозяйственной деятельности – код 1, подразделяется на 18 категорий, в соответствии с которыми на данной земле можно заниматься животноводством, растениеводством, возводить постройки сельхозназначения, проводить различные селекционные и прочие мероприятия в соответствии со статусом земли.
- Земли поселений – код 2, содержит 7 основных подтипов, а именно– индивидуальная жилая застройка, многоквартирные дома высокой, средней и малой этажности, личное приусадебное хозяйство для организации садоводства в личных целях и т. д.
- Участки, предполагаемые под размещение общественных зданий и сооружений, код 3, включает 10 подпунктов и предполагает под собой право на размещение объектов коммунального обслуживания, медицинских учреждений, школ, ДОУ, вузов, зданий, предназначенных для соцобеспечения населения и другие подобные объекты.
- Земли, предназначенные для ведения бизнеса и прочей коммерческой деятельности, имеющие классификатор под номером 4, включающим в себя 10 типов объектов, в частности, предприятия торговли, гостиничного бизнеса, придорожного сервиса, общественного питания и т. д.
- Участки, отведённые под рекреационные и парковые зоны, предназначенные для размещения подобных, в том числе спортивных сооружений. Записаны в реестр под кодом 5 и содержат в себе 5 пунктов.
- Земли промышленного назначения для строительства на них заводов, фабрик и объектов их инфраструктуры, подсобных построек, код 6, состоит из 11 типов.
- Участки для освоения под транспортную инфраструктуру, код 7, включающий 5 категорий.
- Земли для размещения объектов военного и стратегического значения расположены под шифром 8, состоят из 3 пунктов.
- Последний шифр среди видов разрешённого использования – 9, включающий 2 подпункта и предполагающий занятие деятельностью по охране природных объектов.
Список категорий земельных участков
Каждый вид территории создан с целью стратегического сохранения и эксплуатации недвижимых ресурсов, которые невозможно перенести в пространстве.
Исходя из свойств, которыми обладает участок земли, определяются и возможные формы использования:
- сельскохозяйственные – в их число входят наиболее плодородные площади которые могут применяться с целью производства сельскохозяйственной продукции;
- лесные – площади с густым растительным покровом;
- особо охраняемые площади – земли, имеющие уникальное экологическое значение.
Законодательные органы РФ, исходя из ст.7 3К, выделяют 7 категорий земельных территорий:
- Сельхоз назначения для поддержания хозяйственной деятельности.
- Населенных пунктов в качестве административных частей.
- Фонд лесных насаждений.
- Фонд водного баланса.
- Промышленности, транспорта, телекоммуникаций, энергетики.
- Особо охраняемые зоны (ООТ), имеющих важное экологическое, историческое, культурное или подобное значение.
- Запаса, к которому относятся приватизированные участки.
Земли промышленности и специального назначения
В зависимости от характера задач, для которых они используются, зоны специального назначения, согласно ст. 87 ЗК, включают территории:
- промышленности – используются для обеспечения деятельности организаций и промышленных объектов;
- энергетики – предназначены для функционирования энергетических сооружений: ГЭС, АЭС, пунктов хранения ядерных материалов и прочих объектов;
- транспорта – согласно ст. 90 ЗК, заняты объектами обеспечения деятельности железнодорожного, автомобильного, воздушного, морского, речного и иных видов транспорта;
- теле и радиокоммуникаций – предназначены для использования объектов теле- и радиовещания, связи;
- космической деятельности, в том числе земли, на которых расположены космодромы и объекты изучения космоса;
- обороны и безопасности – заняты военными объектами Минобороны: военные склады, части, заводы и так далее.
Код категории земель в декларации по земельному налогу – «003003000000».
Земельно-правовые категории
Что касается категорий земельно-правового характера, а также институтов с их специфическими режимами правового порядка земель, которые составляют Особенную часть земельного права имеют достаточно важное значение для правильного порядка применения и, что самое главное защиты земельного участка, в том числе как объекта купли-продажи, и совершенно иных форм гражданского оборота. Процесс в ходе которого осуществляется отнесение земель к категориям происходит в отношении:
- земель, которые находятся в определенной федеральной собственности, – Правительством Российской Федерации;
- земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, а также тех земель, которые имеют специальное сельскохозяйственное назначение, находящиеся в собственности муниципального порядка, – органами власти исполнительной направленности субъектов Российской Федерации;
- земель, которые находятся в муниципальной собственности, – органами местного самоуправления;
- земель, находящихся в собственности частного порядка:
- земель сельскохозяйственного назначения – органами власти исполнительной направленности субъектов Российской Федерации;
- земель совершенно другого целевого назначения – органами самоуправления местного характера.
В пункте 2 статьи 260 ГК РФ введено ограничение реализации прав правообладателей земельных участков в части их использования в соответствии с целевым назначением. Указано, в частности, что «на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением».
Нарушение правила об использовании земельного участка в соответствии с его целевым назначением может повлечь за собой его изъятие у собственника или прекращение прав иных правообладателей (ст. ст. 285, 287 ГК РФ).
Исчерпывающий перечень категорий земель по целевому назначению приведен в пункте 1 статьи 7 ЗК РФ:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
Неделимый земельный участок — это земельный участок, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (ст. 39.20 ЗК РФ). В отношении такого земельного участка невозможно установить право собственности на его часть, он выступает объектом земельных и гражданских прав в целом.
Делимый земельный участок — это участок, который может быть разделен на части и при разделе образует два или более самостоятельных земельных участка, разрешенное использование которых по целевому назначению возможно без осуществления перевода в состав земель иной категории.
Требования к образуемым и измененным земельным участкам установлены в ст. 11.9 ЗК РФ.
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков
Наименование обобщенного вида разрешенного использования земельных участков |
Наименование уточненного вида разрешенного использования земельных участков |
1.0 – Сельскохозяйственное использование |
1.1 – Растениеводство 1.2 – Выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур 1.3 – Овощеводство 1.4 – Выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур 1.5 – Садоводство 1.6 – Выращивание льна и конопли 1.7 – Животноводство 1.8 – Скотоводство 1.9 – Звероводство 1.10 – Птицеводство 1.11 – Свиноводство 1.12 – Пчеловодство 1.13 – Рыбоводство 1.14 – Научное обеспечение сельского хозяйства 1.15 – Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции 1.16 – Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках 1.17 – Питомники 1.18 – Обеспечение сельскохозяйственного производства |
2.0 – Жилая застройка |
2.1 – Малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных и садовых домов); 2.2 – Приусадебный участок личного подсобного хозяйства 2.3 – Блокированая жилая застройка 2.4 – Передвижное жилье 2.5 – Среднеэтажная жилая застройка 2.6 – Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) 2.7 – Обслуживание жилой застройки |
3.0 – Общественное использование объектов капитального строительства |
3.1 – Коммунальное обслуживание 3.2 – Социальное обслуживание 3.3 – Бытовое обслуживание 3.4 – Здравоохранение 3.5 – Образование и просвещение 3.6 – Культурное развитие 3.7 – Религиозное использование 3.8 – Общественное управление 3.9 – Обеспечение научной деятельности 3.10 – Ветеринарное обслуживание |
4.0 – Предпринимательство |
4.1 – Деловое управление 4.2 – Торговые центры (Торгово-развлекательные центры) 4.3 – Рынки 4.5 – Банковская и страховая деятельность 4.6 – Общественное питание 4.7 – Гостиничное обслуживание 4.8 – Развлечения 4.9 – Обслуживание автотранспорта |
5.0 – Отдых (рекреация) |
5.1 – Спорт 5.2 – Природно-познавательный туризм 5.3 – Охота и рыбалка 5.4 – Причалы для маломерных судов 5.5 – Поля для гольфа и конных прогулок |
6.0 – Производственная деятельность |
6.1 – Недропользование 6.2 – Тяжелая промышленность 6.3 – Легкая промышленность 6.4 – Пищевая промышленность 6.5 – Нефтехимическая промышленность 6.6 – Строительная промышленность 6.7 – Энергетика 6.8 – Связь 6.9 – Склады 6.10 – Обеспечение космической деятельности |
7.0 – Транспорт |
7.1 – Железнодорожный транспорт 7.2 – Автомобильный транспорт 7.3 – Водный транспорт 7.4 – Воздушный транспорт 7.5 – трубопроводный транспорт |
8.0 – Обеспечение обороны и безопасности |
8.1 – Обеспечение вооруженных сил 8.2 – Охрана Государственной границы Российской Федерации 8.3 – Обеспечение внутреннего правопорядка 8.4 – Обеспечение деятельности по исполнению наказаний 9.0 – Деятельность по особой охране и изучению природы 9.1 – Охрана природных территорий 9.2 – Курортная деятельность 9.3 – Историческая |
10.0 – Лесная |
10.1 – Заготовка древесины 10.2 – Лесные плантации 10.3 – Заготовка лесных ресурсов 10.4 – Резервные леса |
11.0 – Водные объекты |
11.1 – Общее пользование водными объектами 11.2 – Специальное пользование водными объектами 11.3 – Гидротехнические сооружения |
12.0 – Общее пользование территории |
12.1 – Ритуальная деятельность 12.2 – Специальная 12.3 – Запас |
Работы по изменению вида использования включают в себя следующие мероприятия:
- Выполнение правовой экспертизы материалов и документов, предоставленных заинтересованным лицом. В ходе проверки определяется их соответствие требованиям нормативных актов, а также формулируется план действий.
- Согласование и установление границ надела (если они отсутствовали).
- Постановка участка на учет (если она не была произведена ранее).
- Подготовка пакета документации.
- Согласование изменения вида использования с компетентными госорганами, местными структурами, а также специализированными учреждениями.
- Обеспечение принятия территориальным институтом власти соответствующего решения.
- Внесение сведений о присвоенном виде использования в Единый реестр и земельный кадастр.
В результате проведенных мероприятий оформляется соответствующая документация. В частности, составляется кадастровый план (карта) участка. В нем содержится информация об измененном виде использования. Кроме этого, процедура проводится в соответствии с решением, принятым уполномоченным органом территориальной власти. Оно должно быть оформлено надлежащим образом. Как правило, работы проводятся в течение 1-5 мес. Продолжительность мероприятий будет зависеть от их объема. Необходимость изменения вида использования обуславливается сегодня дефицитом земли под строительство жилых сооружений. В этой связи многие граждане стремятся перевести участки, предназначенные для сельскохозяйственной деятельности, в территории, отведенные под ИЖС. Одним из несомненных преимуществ таких наделов выступает их стоимость. Необходимо помнить, что проведение данной процедуры может потребовать от заинтересованного лица определенных знаний.
Когда еще возможен отказ
Перевод категории земель может не состояться и по другим причинам. Основанием для отказа могут стать, например, установленные в соответствии с федеральными законами ограничения либо запрет на перевод земель из одной категории в другую или несоответствие испрашиваемого целевого назначения земель утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории и землеустроительной документации. Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы, если ее проведение предусмотрено федеральными законами.
Нарушения установленного законодательством порядка перевода земель из одной категории в другую служит основанием для признания актов о переводе недействительными.
Земли населенных пунктов
Это категория земли, отведенная специально для компактного проживания людей и размещения объектов инфраструктуры. Земли поселений имеют чёткую границу, отделяющую их от земель других категорий.
В рамках категории земель населенных пунктов выделяют следующие виды разрешенного использования:
- Размещение объектов многоэтажной жилой застройки. Объекты могут располагаться хаотично, образуя улицы, или территориальными блоками, образуя микрорайоны;
- Земли, отведенные под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС, ИЖД);
- Рекреационные зоны. Могут располагаться как внутри самого поселения, так и в пригородной полосе. В соответствии со ст. 98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. П. 2 ст. 98 ЗК РФ устанавливает состав земель рекреационного назначения в которые входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристические и оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. П. 5 ст. 98 ЗК РФ запрещается деятельность, не соответствующая целевому назначению такого ЗУ. Земли рекреации предназначены для оздоровительных функций как граждан так и сохранения природных свойств, строить на них можно, но только то, что указано в ст. 98 ЗК РФ. Кроме того, ст.ст. 285 — 286 ГК РФ предусмотрена ответственность за ненадлежащее использование земельного участка. В том случае, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности если участок используется не в соответствии с его целевым назначением, данный земельный участок может быть изъят у собственника;
- Участки, застроенные промышленными объектами, административными зданиями, сооружениями коммунального хозяйства, продовольственного и не продовольственного снабжения и т.п;
- Земли, отводимые под транспортные узлы — вокзалы, аэропорты, речные и морские вокзалы и т.п;
- Расположение объектов электроснабжения;
- Земли, входящие в состав населенного пункта, но занятые водоемами;
- Участки, отведенные для размещения дорог, каналов, причалов, трубопроводов, воздушных, наземных и подземных объектов связи и т.п;
- Особо охраняемые природные территории в черте населенного пункта. Обычно к ним относят: парки, памятники природы, заказники, объекты, имеющие особую культурную и историческую ценность, ботанические и зоологические сады, музеи под открытым небом и т.п;
- Земля, предназначенная для сельскохозяйственного использования. Несмотря на созвучность с названием одной из категорий, эти земли все равно находятся в рамках целевого назначения земель поселений. К ним относят личные подсобные хозяйства (ЛПХ);
- Все остальные земли, которые могут быть представлены пространством улиц, площадей, участками резерва, особыми объектами, находящимися вне оборота, полосами отчуждений, охранными зонами и т.п;
- Зоны резерва развития поселения.
Инвентаризация земель населенных пунктов – процедура, которая выполняется после согласования с исполнительным органом государственной власти в черте административно-территориального образования. Выполнять такие работы могут организации либо же граждане, имеющие специальную лицензию. Инвентаризация земель населенных пунктов необходима для:
- Создания, ведения и изменения базы данных государственного кадастра.
- Обеспечения реализации прав собственности, владения, аренды или пользования.
- Организации контроля над использованием земель населенных пунктов.
- Формирования иных баз данных, необходимых муниципальным органам.
Среди задач инвентаризации земель населенных пунктов выделяют следующие шаги:
- Определение всех владельцев, собственников, пользователей либо же арендаторов земельных участков.
- Определение точных границ территории, вынос либо же закрепление их на местности.
- Определение неэксплуатируемых участков либо же использование не по назначению.
Инвентаризация земель населенных пунктов проводится в 3 отдельных этапа. В первую очередь уполномоченное лицо собирает и анализирует материалы предыдущей инвентаризации, решает вопрос о межевании участка, проводит различные исследования местности. Также на первом этапе проводятся мероприятия по составлению технического задания. Следующий шаг заключается в обследовании реальных границ, обнаружении факта самовольного занятия или нерационального использования земель. На заключительной стадии формируется отчет о проделанной работе и обновляются сведения в базе данных.
Таким образом, построить дом на землях сельхозназначения нельзя.
Для полноты картины следует сказать, на какие виды участков делятся земли с/х назначения.
В числе земель сельскохозяйственного назначения выделяют следующие виды земельных участков:
- сельскохозяйственные угодья (пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли с многолетними насаждениями (сады, виноградники и другие)),
- земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями,
- участки с водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры),
- участки под зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Сельскохозяйственные угодья имеют приоритет при использовании. Такие угодья подлежат охране.