Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как и почему пристав оформляет окончание исполнительного производства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Постановление пристава должно соответствовать требованиям ст. 14 ФЗ № 229. Форма данного документа на стадии окончания ИП утверждена приказом ФССП от 11.07.2012 № 318, но она не является обязательной к применению.
Вынесение постановления
Согласно правилам, в постановлении должна содержаться следующая информация:
- данные пристава;
- дата окончания ИП;
- наименование и адрес ФССП;
- сведения об истце (взыскателе);
- номер ИП;
- объем удовлетворения требований по ИД;
- основание окончания производства;
- дата завершения процедуры;
- перечень лиц, которым направляются копии документа;
- срок обжалования (он составляет 10 дней).
Прекращение исполнительного производства: основания и правовые последствия
Прекращение исполнительного производства — это форма завершения исполнительного производства, исключающая повторное предъявление исполнительного документа к исполнению, обусловленная возникновением обстоятельств неустранимого характера, препятствующих дальнейшему принудительному исполнению.
От окончания исполнительного производства прекращение отличается основаниями, субъектами, компетентными решать вопрос о прекращении, а также процессуальным порядком и процессуальными последствиями.
Основания для прекращения исполнительного производства закреплены в ч. 1 и ч. 2 ст. 43, а также в ч. 14 ст. 103 ФЗИП. Данный перечень исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит, он может быть расширен только федеральным законом. Основания для прекращения исполнительного производства связаны с наличием обстоятельств, исключающих возможность дальнейшего принудительного исполнения. В большинстве своем это обстоятельства объективного характера, не считая нескольких оснований, связанных с поведением сторон исполнительного производства, прежде всего взыскателя. Как правило, обстоятельства, обусловливающие прекращение исполнительного производства, носят неустранимый характер.
Однако в отдельных случаях обстоятельства, послужившие основанием для прекращения, могут измениться (например, при отмене определения об утверждении мирового соглашения судом вышестоящей инстанции или в случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим, и отмены соответствующего решения судом, его вынесшим).
Вопросы уплаты госпошлины
Статьей 112 Закона № 229-ФЗ (в отличие от ранее действовавшего Закона № 119-ФЗ) предусмотрено право должника обратиться в суд с иском об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания.
При применении данной нормы, помимо вопросов, касающихся процессуальных моментов, порядка и сроков рассмотрения подобных заявлений, возник вопрос об оплате их госпошлиной. Указание в части 6 статьи 112 Закона № 229-ФЗ на возможность обращения должника в суд именно с иском по поводу указанных выше требований предусматривает, по общему правилу рассмотрения дел в порядке искового производства, уплату госпошлины.
Вместе с тем отношения по взысканию исполнительского сбора (в том числе и по его уменьшению) носят публично-правовой характер, поскольку исполнительский сбор по своей природе является штрафной санкцией, налагаемой в порядке осуществления административно-юрисдикционных полномочий государства в связи с несоблюдением его законных требований.
Хотя обозначенным иском (в данном случае об уменьшении размера исполнительского сбора) напрямую не ставится вопрос о внесении каких-либо изменений в постановление судебного пристава исполнителя, суд опосредованно изменяет его, принимая решение об уменьшении размера исполнительского сбора.
Заявления об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя в силу статьи 329 АПК РФ государственной пошлиной не облагаются. Статьи 333.19, 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации также не содержат положений, устанавливающих размер государственной пошлины при обращении в суд с названными заявлениями.
В основном, как показала практика рассмотрения дел данной категории, должник при обращении в суд с соответствующим иском госпошлину не уплачивает.
Комментарий к Федеральному закону
Прекращение исполнительного производства влечет соответствующие правовые последствия.
В первую очередь – это отмена всех назначенных судебным приставом-исполнителем мер принудительного исполнения, а также установленных для должника ограничений. Указанные меры и ограничения отменяются в постановлении судебного пристава-исполнителя о прекращении исполнительного производства.
Одновременно с вынесением постановления о прекращении исполнительного производства (за исключением прекращения исполнительного производства в порядке п. 4 и 5 ч. 2 ст.
43) судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.
В этом случае ограничения, установленные для должника в ходе исполнительного производства, сохраняются судебным приставом-исполнителем в размерах, необходимых для исполнения вновь возбужденного исполнительного производства.
Копии постановления о прекращении исполнительного производства, отмене мер принудительного исполнения и о возбуждении исполнительного производства в порядке ч.
2 данной статьи направляются взыскателю, должнику, в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, а также в органы (лицам), исполняющие постановления об установлении для должника ограничений, в трехдневный срок со дня вынесения постановления о прекращении исполнительного производства.
Исполнительный документ, по которому исполнительное производство прекращено, не возвращается взыскателю, в суд, другой орган или должностному лицу, его выдавшим, а остается в материалах прекращенного исполнительного производства и не может быть повторно предъявлен к исполнению.
Стадии исполнительного производства:
Исполнительное производство как процессуально-процедурная деятельность включает три стадии: первая стадия – возбуждение исполнительного производства и подготовка к осуществлению принудительного исполнения, вторая – осуществление принудительного исполнения и третья – завершение исполнительного производства. На каждой из стадий исполнительного производства решаются свои специфические задачи.
1) Первая стадия: стадия возбуждения исполнительного производства и подготовки к осуществлению принудительного исполнения. Здесь решаются вопросы возможности принятия исполнительного документа к исполнению, возможности добровольного исполнения, принимаются меры к розыску должника и его имущества, к его аресту для последующего обращения взыскания.
2) Вторая стадия: стадия осуществления принудительного исполнения. Здесь совершаются исполнительные действия, связанные с практическим обращением взыскания на имущество и средства должника, обеспечивается совершение действий, к которым обязан по судебному акту должник.
3)Третья стадия: стадия завершения исполнительного производства. Здесь разрешаются вопросы о прекращении или об окончании исполнительного производства либо возвращении исполнительного документа взыскателю.
Раccмотрим все стадии более подробно:
Возвращение исполнительного документа.
В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю. Возвращение исполнительного документа взыскателю представляет собой аналог оставления заявления без рассмотрения в гражданском или арбитражном судопроизводстве.
В отличие от прекращения исполнительного производства, возвращение исполнительного документа взыскателю не влечет за собой невозможности возобновления исполнительного производства и не препятствует для нового предъявления указанного документа к исполнению в пределах сроков, исчисляемых в соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Здесь имеются в виду случаи наличия требования о возврате исполнительного документа со стороны самого инициатора исполнительного производства — взыскателя, что в полной мере соответствует принципу диспозитивности. Такой возврат возможен в случае, когда взыскатель по каким-либо причинам не желает в данный момент заниматься взысканием с должника. Если же взыскатель отказывается от самого права на взыскание, то в таком случае исполнительное производство прекращается на основании п. 2 ч. 2 ст. 43 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Если невозможно исполнить обязывающий должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий) исполнительный документ, возможность исполнения которого не утрачена (п. 2 ч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда Законом об исполнительном производстве предусмотрен розыск должника или его имущества (п. 3 ч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Здесь имеются в виду случаи, когда изменились место жительства гражданина, юридический адрес организации, указанные в судебных актах и исполнительных документах, а установить новые не представляется возможным. В том случае, если объявлен розыск в порядке ст. 65 Федерального закона «Об исполнительном производстве», то на период розыска должника-гражданина или розыска ребенка возможно приостановление исполнительного производства в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 40 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Если у должника отсутствуют имущество или доходы, на которые может быть обращено взыскание, и принятые судебным приставом-исполнителем все допустимые законом меры по отысканию его имущества или доходов оказались безрезультатными (п. 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Здесь имеются в виду случаи невозможности фактического исполнения исполнительного документа, в основном о взыскании денежных средств, когда у должника отсутствуют как денежные средства, так и имущество, которое можно реализовать с целью передачи вырученных средств взыскателю.
Если взыскатель отказался оставить за собой имущество должника, не реализованное при исполнении исполнительного документа (п. 5 ч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). В соответствии со ст. 87 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и ст. 350 ГК РФ взыскатель при определенных в указанных нормативных положениях юридических условиях вправе оставить за собой в собственности не проданное с публичных торгов имущество должника в погашение задолженности по исполнительному документу. Однако решение вопроса об оставлении за собой непроданного имущества должника является правом, а не обязанностью взыскателя. Поэтому взыскателю в случае отказа в оставлении за собой имущества должника возвращается исполнительный документ.
Если взыскатель своими действиями (бездействием) препятствует исполнению исполнительного документа (п. 6 ч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Здесь имеются в виду случаи, когда исполнение невозможно без участия самого взыскателя, а он препятствует реализации исполнительного документа. Например, при исполнении исполнительного документа об участии отдельно проживающего родителя в воспитании ребенка взыскатель не является для совершения данного исполнительного действия, в случае если он ранее заявил ходатайство о принудительном исполнении данного судебного решения.
Что делать, если исполнительное производство прекращено
Прекращение исполнительного производства оформляется в виде постановления судебного пристава, в котором он обязан указать основания для такого процессуального решения. Среди оснований для прекращения дела об исполнительном производстве можно выделить:
- смерть должника или ликвидацию юридического лица;
- исполнение судебного решения в полном объеме;
- невозможность исполнения ввиду отсутствия у должника имущества, достаточного для погашения долга.
Невозможность исполнения должна быть надлежащим образом подтверждена материала исполнительного производства (актами о невозможности взыскания, материалы розыска имущества и т.д.). Однако даже доказанный факт невозможности взыскания не означает, что взыскатель должен смириться с этим фактом и забыть о существовании долга.
После получения постановления о прекращении исполнительного производства у взыскателя возникают следующие варианты действий:
- подать жалобу на незаконные действия должностного лица ФССП;
- повторно направить исполнительные документы в службу приставов для принудительного исполнения.
Последствия предпринятых взыскателем действий позволят возобновить исполнительное производство и добиться принудительного взыскания с должника.
О том, .
Порядок исчисления сроков
Основные положения об исчислении сроков содержатся в Главе 3 (ст. 15 — 23) Федерального Закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ (далее ФЗ «Об исполнительном производстве»), при этом, положение о сроках совершения исполнительных действия, содержится в статье 36.
Согласно статье 15 ФЗ «Об исполнительном производстве» сроки в исполнительном производстве определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно наступить, или периодом, в течение которого действие может быть совершено. Сроки исчисляются годами, месяцами и днями.
Особое внимание следует обратить на то, что в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни. Нерабочими днями являются выходные и нерабочие праздничные дни, установленные статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации.
По общему правилу течение срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало срока. Например, течение 5 дневного срока для добровольного исполнение требований исполнительного документа Должником, начинает течь со следующего дня, за днем получения им Постановления о возбуждении исполнительного производства.
Окончание сроков в исполнительном производстве определено статьей 16 ФЗ «Об исполнительном производстве»:
- срок, исчисляемый годами, оканчивается в соответствующие месяц и день последнего года установленного срока.
- срок, исчисляемый месяцами, оканчивается в соответствующий день последнего месяца установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, который соответствующего числа не имеет, то срок оканчивается в последний день этого месяца.
- срок, исчисляемый днями, оканчивается в последний день установленного срока.
- если ФЗ «Об исполнительном производстве» или иным федеральным законом не установлено иное, то в случаях, когда последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается первый следующий за ним рабочий день.
Очень важным является то, что действие, для совершения которого установлен срок, может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня установленного срока.
Если заявление, жалоба, другие документы либо денежные суммы были поданы в орган или уполномоченному их принять лицу либо сданы на почту до двадцати четырех часов последнего дня установленного срока, то установленный срок не считается пропущенным.
Какие последствия остановки исполнительного производства?
В постановлении об остановке исполнительного производства судебный пристав-исполнитель отменяет все назначенные им меры принудительного исполнения, в том числе арест имущества, а также установленные для должника ограничения. В исполнительном документе судебный пристав-исполнитель делает отметку о полном исполнении требования исполнительного документа или указывает часть, в которой это требование исполнено.
Копии постановления судебного пристава-исполнителя о прекращении исполнительного производства, об отмене мер принудительного исполнения направляются взыскателю, должнику, в суд, а также в организации, исполняющие постановления об установлении для должника ограничений, в трехдневный срок со дня вынесения постановления о прекращении исполнительного производства.
Пристав окончил исполнительное производство фактическим исполнением
Полный перечень оснований содержится в статье 47 Закона. Ниже я сделал полную выписку из статьи, для Вашего удобства. Вот собственно сами основания:
- Исполнительное производство может быть окончено фактическим исполнением. Это значит, что долг взыскан полностью или требования неимущественного характера должником исполнены. Это касается и солидарного взыскания (когда один долг взыскивается с нескольких человек). Фактически закон допускает расчеты напрямую между должником и взыскателем без необходимости уплаты через кассу приставов. Однако для окончания приставу понадобится письменные сведения об исполнении требований (доказательства получения денежных средств).
- В некоторых случаях судебный орган самостоятельно отзывает исполнительный документ (например, в случае его отмены) исполнительное производство подлежит окончанию. В законодательстве закреплено право отменять судебные приказы и ответчики активно этим правом пользуются.
- Если должник — юридическое лицо ликвидировано и существует запись в ЕГРЮЛ, такое событие влечет окончание исполнительного производства.
Возвращение исполнительного документа
Документ может быть возвращён взыскателю в следующих случаях:
- По заявлению взыскателя;
- Когда не удаётся исполнить указанный документ, обязывающий совершить конкретные действия или, наоборот, обязывающий отказаться от их совершения должника, но возможность — это сделать остаётся;
- Когда нельзя установить местонахождение должника, принадлежащего ему имущества или получить информацию о наличии у него ценностей, денежных средств на счетах в банках и других организациях;
- Если у должника нет имущества, и это подтверждено неудачными попытками судебного пристава это имущество отыскать;
- Когда взыскатель сам отказался оставить себе имущества должника, которое не удалось реализовать принудительно;
- Когда взыскатель сам своими действиями не даёт исполнить необходимые действия;
- Когда должник, не оплативший штраф за административное правонарушение, является иностранцем или лицом без гражданства и официально выдворен за пределы РФ.
Сроки для оспаривания решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя
Другое изменение, связанное опять же с прекращением действия статьи 90 Закона N 119-ФЗ, заключается в том, что теперь арбитражные суды должны исходить из того, что срок для оспаривания решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя составляет не 10 дней, как считалось ранее, а три месяца. Почему ранее мы настаивали на 10 днях? Как указывалось выше, дела об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке главы 24 АПК РФ (статьи 197 — 201). Согласно же части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Статья 90 Закона N 119-ФЗ содержала норму права, устанавливавшую десятидневный срок для обращения в суд. Кроме того, об обжаловании конкретных постановлений судебного пристава-исполнителя в течение десяти дней указывалось и в других статьях прежнего Закона (статьи 9, 27 и др.). В новом Законе срок обращения в суд не установлен.
В связи с изложенным представляется, что в настоящее время не следует ориентироваться на пункт 23 информационного письма Президиума ВАС РФ от 21.06.2004 N 77 «Обзор практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов», в котором говорится о десятидневном сроке обращения в арбитражный суд. Такой срок при обжаловании решений и действий (бездействия) должен составлять 3 месяца.
Полномочия судебных приставов-исполнителей
Закон N 229-ФЗ наделяет судебных приставов-исполнителей гораздо большими, нежели прежний, полномочиями. Кроме того процессуальными фигурами становятся помимо судебного пристава-исполнителя, также и руководители службы судебных приставов. Ранее закрепленные в статьях 8 и 9 Федерального закона от 21.07.97 N 118-ФЗ «О судебных приставах» полномочия главного судебного пристава Российской Федерации и главных судебных приставов субъектов Российской Федерации по рассмотрению жалоб на действия судебных приставов были декларативны, то есть не подкреплены правом отменить решение судебного пристава-исполнителя. Новый Закон такие права им предоставляет. Так, в соответствии с частью 4 статьи 14 Закона N 229-ФЗ обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя можно вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов. В силу статьи 123 этого Закона законность постановления судебного пристава-исполнителя, за исключением взыскания штрафа или исполнительского сбора, может рассматриваться последовательно старшим судебным приставом, судебным приставом субъекта Российской Федерации, главным судебным приставом Российской Федерации. Им предоставлено право его отменить (статья 127 Закона N 229-ФЗ).
Следует также отметить, что теперь в суд могут быть обжалованы не только решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя, но и иных должностных лиц службы судебных приставов, в том числе постановление об отказе в восстановлении срока для рассмотрения жалобы в порядке подчиненности на акт судебного пристава-исполнителя (часть 4 статьи 18).
Порядок прекращения исполнительного производства
- Подача заявления. Для прекращения производства в судебном порядке в случаях, установленных законом, необходимо подготовить и подать заявление в суд. С соответствующим заявлением может обратиться сторона производства или сам пристав.
- Рассмотрение обращения. После получения судом заявления о прекращении производства, оно должно быть рассмотрено в течение 10 дней. Стороны и пристав вправе участвовать в разрешении соответствующего вопроса судом; о дате рассмотрения они должны быть уведомлены судом.
- Решение суда. По результатам рассмотрения заявления суд вынесет определение, прекратив производство, если к этому будут иметься основания, либо отказав в прекращении производства.
ВАЖНО: вынесенное судом определение может быть обжаловано.
Пристав вправе прекратить производство по определенным в законе основаниям.
- Судебный пристав может самостоятельно прекратить производство либо на основании заявления, например, взыскателя.
- В течение 3-х дней после получения заявления пристав должен прекратить производство по исполнительному документу, путем вынесения соответствующего постановления. При этом указанное постановление должно быть утверждено страшим судебным приставом или его замом.
- В случае получения приставом судебного акта о прекращении производства, пристав обязан его исполнить немедленно после получения.
Образец заявления судебному приставу о прекращении исполнительного производства
В Кировский районный отдел ФССП России
по городу Екатеринбургу Свердловской области
Вызскатель:
Б.
Должники:
Ходатайство
о прекращении исполнительного производства
В Вашем производстве находится исполнительные производства по исполнению решения Кировского районного суда по делу № по иску Б. к П. о выселении.
В силу пункта 4 части 2 статьи 43 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случае отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.