Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Срок подачи надзорной жалобы по административному делу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Некоторые вопросы вызывает соотношение процедур обжалования постановления об административном правонарушении (гл. 30 КоАП) и подачи надзорной жалобы по административному делу (гл. 36 КАС). Схожесть в названии может ввести в заблуждение относительно их роли в процессе обжалования судебных актов.
Комментарий к ст. 333 КАС РФ
Части 1 и 2 ст. 333 КАС РФ, определяющие порядок и срок подачи надзорных жалобы, представления, содержат положения, в точности аналогичные тем, которые закреплены в ч. ч. 1 и 2 ст. 391.2 ГПК РФ и которыми предусмотрено следующее:
— надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в ВС России (ч. 1);
— судебные постановления, указанные в ч. 2 ст. 391.1 данного Кодекса, могут быть обжалованы в порядке надзора в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу (ч. 2).
В АПК РФ такие правила установлены в ч. 4 ст. 308.1 АПК РФ следующим образом: надзорные жалоба, представление на судебные акты, принятые по делам, указанным в ч. 3 данной статьи, подаются в ВС России в срок, не превышающий трех месяцев со дня их вступления в законную силу.
Положения ч. 3 ст. 333 КАС РФ, предусматривающие возможность восстановления пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления, установлены аналогично положениям абз. 1 ч. 5 ст. 308.1 АПК РФ, в соответствии с которыми срок подачи надзорных жалобы, представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора, пропущенный по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с такими заявлением или представлением, в т.ч. в связи с отсутствием у него сведений об обжалуемом судебном акте, по ходатайству заинтересованного лица может быть восстановлен судьей ВС России при условии, что ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта или, если ходатайство подано лицом, указанным в ст. 42 данного Кодекса, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав или законных интересов обжалуемым судебным актом.
В то же время есть существенное отличие — в ч. 3 ст. 333 КАС РФ говорится о возможности восстановления пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления при условии, если обстоятельства, послужившие причиной его пропуска, имели место в период не позднее 12 месяцев, а не шести месяцев со дня вступления обжалуемого судебного акта в законную силу или со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав, свобод и законных интересов обжалуемым судебным актом.
Абзац 2 указанной ч. 5 ст. 308.1 АПК РФ предусматривает, что о восстановлении пропущенного срока указывается в определении о принятии надзорных жалобы, представления к производству, об отказе в восстановлении пропущенного срока — в определении о возвращении надзорных жалобы, представления. Вместо этого в ч. 4 ст. 333 КАС РФ установлено, что заявление о восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления рассматривается судом надзорной инстанции. При этом подлежит применению общий порядок восстановления пропущенного процессуального срока, предусмотренный ст. 95 данного Кодекса.
Кроме того, ч. 5 ст. 333 КАС РФ наделяет Председателя ВС России, его заместителя правом не согласиться с определением судьи ВС России о восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления или об отказе в его восстановлении и вынести определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления или о его восстановлении.
ГПК РФ положений, регламентирующих процедуру восстановления пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления, не содержит. Положения ч. ч. 3 — 5 ст. 333 КАС РФ закреплены аналогично положениям ч. ч. 3 — 5 ст. 318 данного Кодекса, предусматривающих и регламентирующих процедуру восстановления пропущенного срока подачи кассационных жалобы, представления.
Согласно разъяснению, данному в п. 82 Постановления Пленума ВС России 2016 г. N 36, исходя из взаимосвязанных положений ч. ч. 4, 5 ст. 318, ч. 8 ст. 320 и ст. 321, ч. ч. 4, 5 ст. 333, ч. 6 ст. 334 и ст. 335 КАС РФ под судом в отдельных положениях данного Кодекса понимается судья, действующий на соответствующем этапе административного судопроизводства единолично.
Комментарий к ст. 30.3 КоАП
1. Установлен единый срок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении — 10 дней со дня вручения или получения копии постановления. Данный срок начинает исчисляться со следующего дня за днем вручения или получения копии постановления лицом, имеющим полномочия по обжалованию данного документа (см. комментарий к статье 30.1 КоАП РФ).
Несмотря на то, что КоАП РФ не предусматривает возможности обжалования определения об отклонении ходатайства о восстановлении названного срока, это определение, исходя из общих принципов осуществления правосудия, может быть обжаловано, поскольку оно исключает возможность дальнейшего движения дела об административном правонарушении, что влечет нарушение права лица, привлеченного к административной ответственности, на защиту, в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 25.05.2006) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения» (Российская газета. 2005. 19 апреля; Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 6).
В судебной практике уважительными причинами пропуска срока на подачу жалобы признаются: недостаточная юридическая осведомленность гражданина о порядке подачи жалоб, временный выезд с постоянного места жительства, стечение семейных обстоятельств.
При получении жалобы с пропущенным сроком на ее подачу, независимо от причин этого, судья принимает меры к приостановлению исполнения постановления, формально вступившего в законную силу, но фактически оспоренного и подлежащего пересмотру.
В случае пропуска при принесении протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление срока прокурором должно быть подано заявление о восстановлении этого срока, которое рассматривается соответствующими районными судами.
2. По общему правилу решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба (ч. 1 ст. 180 АПК). В изъятие из этого правила решения по делам об административных правонарушениях (в том числе по делам о привлечении к ответственности) вступают в силу в течение 10 дней со дня их принятия. Датой принятия решения считается дата изготовления решения в полном объеме (ч. 2 ст. 176 АПК).
Соответственно начало течения этого срока АПК устанавливает иначе, чем комментируемая статья.
3. Пятидневный срок установлен по таким категориям дел, как дела в отношении административных правонарушений, посягающих на права граждан в сфере проведения выборов и референдумов.
4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 (ред. от 25.05.2006) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (Российская газета. 2005. 19 апреля; Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 6) содержит разъяснение по вопросу вынесения определения об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении. В данной ситуации, несмотря на то что КоАП РФ не предусматривает возможности обжалования указанного определения, оно, исходя из общих принципов осуществления правосудия, может быть обжаловано, поскольку это определение исключает возможность дальнейшего движения дела, что влечет нарушение права лица, привлеченного к административной ответственности, на защиту.
Срок подачи надзорной жалобы по административному делу, срок ее рассмотрения
КАС устанавливает несколько сроков, на которые следует обратить внимание.
Во-первых, это срок подачи жалобы. Согласно ч. 2 ст. 333 КАС, он ограничен и составляет 3 месяца. Точка отсчета — момент обретения обжалуемым решением юридической силы. В противовес небольшому сроку заявителям предоставлена возможность его восстановления в случае пропуска по уважительной причине.
В качестве последней, в соответствии с п. 51 постановления Пленума ВС от 27.09.2016 № 36, могут признаваться:
- неполучение судебного решения в связи с нарушением почтой правил доставки корреспонденции;
- отсутствие получателя по месту жительства в связи с командировкой, стационарным лечением и т. д.
Во-вторых, это срок рассмотрения надзорной жалобы по административному делу в Верховном суде РФ, который складывается из двух периодов:
- От поступления документов в суд до конца единоличного рассмотрения дела судьей. Документы рассматриваются (ст. 336 КАС):
- до 2 месяцев, если судья исследовал жалобу на основании приложенных решений предыдущих инстанций;
- до 5 месяцев, если для исследования вынесенных решений потребовалось изучить материалы административного дела. При этом обычно на рассмотрение дела уходит до 3 месяцев, хотя в случае его особой сложности срок может быть увеличен еще на 2 месяца.
- С момента вынесения определения о передаче дела в Президиум ВС до окончания судебного заседания. Данный временной отрезок не должен превышать 2 месяцев (ч. 5 ст. 340 КАС).
Срок подачи и рассмотрения жалобы
В КАС РФ определены несколько сроков, на основании которых следует строить работу по обжалованию:
- В части 2 статьи 333 установлен срок подачи жалобы. Он составляет 3 месяца с даты вступления в силу акта, который обжалуется. Срок может быть восстановлен в случае пропуска.
- Срок рассмотрения жалобы на основании статьи 336 КАС РФ, то есть от момента поступления до окончания единоличного рассмотрения судьёй. Стандартный период — 2 месяца, но если судья запросит материалы дела на исследование, то он может быть увеличен до 5 месяцев.
- Срок рассмотрения на основании части 5 статьи 340 КАС РФ, то есть с момента вынесения определения о принятии жалобы. Решение принимается не позднее, чем в двухмесячный срок.
Временные рамки, в которые должна быть рассмотрена заявка в вышестоящем судебном учреждении, четко определяются действующим законодательством.
Информация по этому вопросу приведена в таблице ниже.
Не запрашивая материалы по делу | Период рассмотрения составляет до одного месяца с даты передачи документов в суд. |
С отправкой запроса на предоставление материалов по делу | Рассмотрение заявления осуществляется в срок до двух месяцев с даты подачи заявления в судебное учреждение. В срок не включается период, который тратиться на отправку запроса на предоставления материалов по делу и доставки их в суд. |
Возбуждение надзорного производства
1. Порядок подачи надзорных жалобы, представления. Надзорные жалоба или представление прокурора подаются непосредственно в суд надзорной инстанции. Единственным судебным органом, осуществляющим полномочия по судебному надзору (в том числе по административным делам), по действующему законодательству является Президиум ВС РФ (п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона о Верховном Суде РФ, ч. 1 ст. 332 КАС).
КАС, в отличие от ГПК, предусматривает только один вариант обращения заинтересованных лиц в орган, осуществляющий пересмотр судебных постановлений в порядке надзора, — непосредственное обращение с надзорными жалобой, представлением в Президиум ВС РФ. Возможности опосредованного обращения в надзорную инстанцию (через Председателя ВС РФ или его заместителя) КАС не предусматривает.
Распространенные ошибки при оформлении и подаче надзорной жалобы
Ошибка 1. Подача надзорной жалобы предполагает уплату госпошлины. Поэтому оплаченную квитанцию также прилагают к жалобе.
Уменьшить ее размер либо отсрочить ее уплату, в принципе можно. Для этого в жалобе следует оговорить этот момент в виде просьбы. Т. е. нужно попросить уменьшить сумму, предоставить рассрочку либо отсрочку. Но и в этом случае все будет зависеть от решения суда. Именно суд решает подобные вопросы, в том числе и по освобождению от оплаты госпошлины.
Ошибка 2. Итак, рассрочка и отсрочка по оплате госпошлины может предоставляться на основании ходатайства заинтересованного лица. При этом проценты на нее начисляться не будут на протяжении всего срока действия рассрочки либо отсрочки.
Ошибка 3. Судья, рассматривающий жалобу, наделенный полномочиями разрешать дела по адм. нарушениям, может освободить от адм. ответственности. Подобная норма на самом деле имеет место, поскольку закреплена законодательно, ст. 2.9 КоАП РФ.
Данное решение принимается судьей при условии, что совершенное правонарушение малозначительно. Тогда виновному лицу делается устное замечание.
В соответствии с п. 2 ст. 333 КАС РФ судебные постановления могут быть обжалованы в течение 3 месяцев со дня их вступления в законную силу.
Срок представления жалобы, пропущенный по уважительным причинам, может быть восстановлен по заявлению заинтересованного лица при соблюдении одного из нижеперечисленных условий:
- Обстоятельства, послужившие причиной такого пропуска, произошли до истечения 1 года со дня вступления в силу обжалуемого судебного акта;
- Заявление подано гражданином (организацией, учреждением), не являющимся участником административного дела, права (свободы, интересы) которого были нарушены принятым судебным актом. И этот субъект обратился с надзорной жалобой после того, как узнал об исходе дела.
Сроки рассмотрения надзорной жалобы
Все жалобы, поступающие в Президиум ВС РФ, проходят обязательный предварительный этап рассмотрения одним из судей в срок:
- не более 2 месяцев, если дело не было истребовано;
- не более 3 месяцев — в случае истребования дела.
При этом не учитывается период времени, прошедший со дня запроса административного дела и до дня его поступления в ВС РФ. А в особо сложных случаях судья, с разрешения Председателя ВС или его заместителя, может продлить срок изучения жалобы, прилагающейся к ней документации и материалов дела, но не больше чем на 2 месяца.
По результату предварительного изучения представленных документов судья выносит определение:
- о пересмотре спорного судебного акта в заседании Президиума ВС РФ;
- об отказе в рассмотрении надзорной жалобы.
Заседание должно быть назначено в срок, не превышающей 2 месяцев со дня вынесения определения в пользу заявителя.
Подача жалобы по административному делу в Верховный Суд РФ
Существует целый ряд ситуаций, в которых можно обжаловать ранее принятый вердикт по административному делу. Однако для обращения в Верховный Суд у гражданина должны быть веские основания – в противном случае его жалоба будет отклонена еще до рассмотрения.
Наиболее распространенными поводами для обращения являются:
- судья, который принял спорное решение, не изучил все предоставленные клиентом доказательства в достаточной степени;
- остались обстоятельства, которые не были учтены во время предшествующих доследований;
- имело место несоблюдение норм российского законодательства;
- в ходе рассмотрения дела были допущены неточности, а после вынесения вердикта остались сомнения и противоречия;
- доказательная база дела является ложной или содержит грубые ошибки;
- имели место лжесвидетельствования, и автор жалобы готов привести доказательства этого факта;
- суд принял решение, основываясь на документах, которые были предоставлены должностными лицами, относившимися к обвиняемому предвзято.
Порядок подачи жалобы на вступившее в законную силу постановление суда по административному делу
Законом допускается обжалование вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях. Подача жалобы осуществляется непосредственно в суд, полномочный пересматривать такие жалобы. Жалобы подаются одним из участников процесса или его представителем. Рассмотрением жалоб на вступившие в законную силу постановления судов занимаются Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов, Верховный суд Российской Федерации.
Жалоба на вступившее в законную силу постановление суда по административному делу должна содержать следующую информацию:
- ФИО заявителя и других участников дела;
- место жительства или нахождения на момент написания жалобы всех лиц, участвующих в процессе;
- наименование инстанции, к которой адресовано обращение;
- перечисление судов, которые занимались рассмотрением жалоб в период, когда срок действия постановления еще не начался.
- вынесенные судебные решения;
- список аргументов для пересмотра постановления;
- процессуальное положение заявителя;
- подпись заявителя или его доверенного лица.
Одновременно с жалобой подаются все материалы дела, а именно:
- протокол об административном правонарушении;
- заверенные документы в виде доверенности или других необходимых бумаг;
- решения, принятые в процессе производства;
- число копий жалобы, по количеству участников процесса.
При составлении списка аргументов рекомендуется делать упор на невыясненные, недостаточно исследованные обстоятельства. Обязательно приводить доказательства, противостоящие точке зрения суда. Желательно так структурировать доводы, чтобы рассматривающему жалобу судье было понятно, что Вы выдвигаете по значимости на первый план.
Правила составления надзорной жалобы по гражданскому делу
Основная масса рассмотрений по гражданскому делу начинается с мировых или районных судов. Эти суды выносят вердикты, которые после могут быть пересмотрены областными апелляциями и коллегиями при Верховном Суде РФ.
Стороны, прошедшие всю процедуру от начала и до конца, при наличии сомнений в законности принятых и пересмотренных решений имеют право на обращение в Президиум ВС РФ как в надзорную инстанцию.
Есть более редко встречающиеся категории дел, которые Верховный Суд рассматривает как суд первой или как апелляционной инстанции. Это дела, связанные со спорами судей, с запретом политических партий, с запретом средств массовой информации и т.д.
Для таких дел Президиум ВС РФ также считается надзорной ступенью.Никаких ограничений на обращение в надзорную инстанцию нет. Любой вердикт, прошедший все необходимые инстанции, может быть пересмотрен Президиумом ВС РФ.
Сроки подачи, в которые нужно уложиться стороне, подающей жалобу, достаточно немалые – три месяца, с момента принятия вердикта кассацией. Но как показывает практика, даже в эти сроки сторона, которая серьезно пишет надзорную жалобу, едва успевает.
Образец надзорной жалобы по гражданскому делу
Образец ходатайства о предоставлении возможности ознакомиться с делом
Образец квитанции об уплате пошлины
Во время подготовки необходимо:
- Собрать заверенные всеми судами копии вердиктов (образец заявления о выдаче копии судебного решения предоставляется в канцеляриях судов).
- Ознакомиться с материалами дела (образец ходатайства о предоставлении возможности ознакомиться с делом и снять копии его материалов предоставляется в канцеляриях судов).
- Уплатить пошлину за рассмотрение жалобы (образец квитанции об уплате пошлины размещен на сайте ВС РФ).
Сроки подачи считаются соблюденными, если жалобщик передал жалобу с приложенными к ней материалами на почту до наступления дня, следующего за последним днём подачи прошения в надзорную инстанцию.
Апелляция и кассация оспаривают решения/постановления, еще не вступившие в силу. Жалоба же надзорного характера, по сути, является видом контроля, призванным инспектировать вынесенные решения, уже вступившие в силу. Его невозможно подать, если дело уже не было рассмотрено в кассационном порядке.
Право подать такую жалобу имеют:
- участник дела;
- прокурорский работник;
- лица, не участвовавшие в деле, в том случае если принятое решение затронуло их права. В данном случае потребуется доказательство того, что такие права были нарушены.
Регламентируется порядок подобных заявлений в гражданском правовом поле статьей 391 ГПК РФ, в уголовном – главой 48 УПК РФ.
Что такое надзорная жалоба по гражданскому делу
Надзорная жалоба — это жалоба на вступившее в законную силу судебное постановление, которая подается в суд надзорной инстанции.
Надзорной инстанцией является Президиум Верховного Суда РФ. Президиум Верховного Суда состоит из 13 судей в составе Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей Верховного Суда. Члены Президиума Верховного Суда из числа судей Верховного Суда утверждаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на предложении Председателя Верховного Суда, и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.
В порядке надзора можно обжаловать не все судебные постановления по гражданским делам, а только те, которые указаны в законе (см. комментарии к статье 391.1 ГПК).
Обжаловать решения районных судов или мировых судей напрямую в Верховный Суд РФ невозможно. Обязательно нужно пройти стадии апелляционного и кассационного обжалования.
Статья 30.3 КоАП РФ. Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении
- Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
- В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
- Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 — 5.25, 5.45 — 5.52, 5.56, 5.58 настоящего Кодекса, могут быть поданы в пятидневный срок со дня вручения или получения копий постановлений.
- Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение.
Статья 30.5 КоАП РФ. Сроки рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
- Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу.
1.1. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в двухмесячный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, правомочный рассматривать жалобу. - Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 — 5.25, 5.45 — 5.52, 5.56, 5.58 настоящего Кодекса, подлежат рассмотрению в пятидневный срок со дня их поступления со всеми материалами в суд, правомочный рассматривать жалобы.
- Жалоба на постановление об административном аресте либо административном выдворении подлежит рассмотрению в течение суток с момента подачи жалобы, если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест либо подлежит административному выдворению.
- Жалоба на постановление о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит рассмотрению в пятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами в вышестоящий суд, уполномоченный рассматривать соответствующую жалобу.