Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Осуществление ремонта автомобиля по ОСАГО в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Страховщик ОСАГО оценивает ущерб от аварии строго по методике 2023 года ЦБ РФ. В расчет берут стоимость штатных деталей и запчастей для данной конкретной марки транспортного средства. Если машина была укомплектована дополнительными деталями, и они пострадали в аварии, их стоимость учитываться не будет, за восстановление придется доплатить.
Транспортное средство не подлежит ремонту
Страховые компании признают под полной гибелью машины две ситуации:
- машина настолько разбита, что отремонтировать её не получится;
- автомобиль отремонтировать можно, но стоимость ремонта превысит стоимость самой машины на дату аварии или будет равна ей.
Если машина после ДТП не подлежит восстановлению, страховщик выплатит её стоимость на момент аварии, но в пределах лимитов, установленных 40-ФЗ. Есть ряд особенностей при таком страховом случае:
- Страховщик имеет право оставить поврежденное транспортное средство у себя. Однако он может сделать это только после выплаты компенсации.
- Потерпевший может оставить себе годные детали автомобиля (например, для продажи), но тогда их стоимость будет вычтена из размера страховой выплаты.
Полная гибель транспортного средства может быть установлена только экспертом после осмотра. В ходе экспертизы специалист отмечает все повреждения и оценивает стоимость ремонта, эти сведения обязательно отражаются в заключении эксперта. На следующем этапе изучается рынок автомобилей и определяется стоимость машины. Полученные цифры сопоставляются и выносится заключение.
Документы для получения выплаты
Одно из основных условий получения возмещения — это полный пакет документов, который включает:
- заверенную нотариально копию документа, удостоверяющего личность;
- заявление на компенсацию ущерба;
- извещение о ДТП с указанием всех обстоятельств аварии и подписями обеих сторон в комплекте с договором;
- протокол об административном правонарушении (АП), постановление по делу об АП или определение об отказе в возбуждении дела по таковому (для ДТП, оформленных с вызовом сотрудников ГИБДД, не по Европротоколу);
- документы, свидетельствующие о праве собственности на ТС;
- по необходимости: доверенность на того, кто в момент аварии был за рулем;
- счет для перечисления перевода выплаты. Если выгодоприобретатель — лицо, не достигшее совершеннолетия, то нужно разрешение органов социальной защиты;
- иные документы, предусмотренные Правилами ОСАГО.
Как не доплачивать за ремонт по ОСАГО?
В этом случае, чтобы сэкономить, можно отказаться от тюнинга и довольствоваться стандартными опциями. Второй вариант – обсудить со страховщиком возможность установления запчастей, бывших в употреблении. Это снизит общую стоимость работ, и доплату делать не придется. Третий вариант – взыскать стоимость ремонта, превышающую выплату по полису обязательного страхования, с виновника ДТП в судебном порядке. Такую возможность автовладельцам предоставил Конституционный суд.
Поскольку КАСКО — это добровольное страхование, то в законодательстве нет жестких условий по срокам рассмотрения заявлений и возмещению страховых сумм.
В договоре стороны могут сами установить срок рассмотрения страхового события. Компании чаще всего устанавливают сроки без участия клиента. Самый распространенный срок — 15 дней.
Законные причины продления периода рассмотрения страхового случая:
- возбуждение уголовного дела и расследование причин наступления страхового события;
- подозрение на недостоверность информации в документах;
- недостаточный объем данных — отправление запроса в компетентный орган для устранения пробела.
Если не получили выплату в 30-дневный срок после обращения, нужно подать жалобу в компанию страховщика. Нет результата? Тогда в Центральный банк. Если и это не помогло, тогда придется обратиться в суд за получением страховки и компенсацией за моральный ущерб.
Возможное повышение стоимости полиса ОСАГО: зависит от цен на запчасти
Согласно позиции РСА, именно сдерживание роста цен на автозапчасти — единственная возможность сдержать действующие тарифы на полисы ОСАГО.
«Цены на запчасти начинают понемногу стабилизироваться — главным образом, благодаря появлению новых каналов поставок. Это позволяет ограничивать давление на тариф по ОСАГО, которое оказывают резко возросшие цены на ремонт автомобилей. Мы надеемся, что такая тенденция сохранится и в 2023 году, что будет существенно способствовать сдерживанию роста цен на полисы», — сказал Уфимцев.
В последний раз изменение тарифного коридора на ОСАГО произошло совсем недавно — 13 сентября 2022 года. Тогда коридор базового тарифа ОСАГО для большинства категорий автовладельцев расширили на 26% вверх и вниз. В Центробанке это объяснили необходимостью дать возможность страховщикам лучше учитывать индивидуальные риски водителей в условиях подорожания запчастей. Таким образом, минимальную базовую ставку для водителей легковых автомобилей понизили с 2224 до 1646 руб., а максимальную повысили с 5980 до 7535 руб. Для такси минимальную базовую ставку снизили с 2014 до 1490 руб., а максимальную подняли с 12 505 тыс. до 15 756 тыс. руб.
По словам автомобильных экспертов, снижения цен на автозапчасти ожидать не стоит, поэтому возможность очередной индексации тарифов ОСАГО в 2023 году весьма высока.
Порядок получения максимальной выплаты по ОСАГО
Для получения максимальной выплаты по ОСАГО каждый пострадавший должен выполнить несколько простых действий.
Процедура получения:
- При наступлении страхового случая вызвать сотрудника ГИБДД, для составления официального протокола. При желании можно воспользоваться услугами аварийного комиссара, который выполняет работу на платной основе.
- В течение 5 дней обратиться в отдел урегулирования убытков и написать заявление.
- Помимо документов предоставить транспортное средство, с целью проведения визуального осмотра.
- Получить направление к независимому эксперту или дождаться, пока оценка будет составлена специалистом страховой компании. К примеру, максимальный размер выплаты компенсации в Росгосстрах устанавливает специалист в центральном офисе, согласно полученному осмотру и фотографиям.
- По итогам оценки получить средства на личный счет.
Вопросы и ответы по ОСАГО
Когда виноваты 2 водителя?
Страховые выплачивают по 50% каждому пострадавшему-виновнику по ГК РФ (ст.1083).
Страховые не выплачивают никому ничего, но это нарушение закона об ОСАГО и надо разбираться в суде.
Когда виновнику ДТП все равно придется платить?
Виновнику нужно оплачивать ремонт пострадавшему из своего кармана, если сумма ущерба более 400 тысяч рублей (400 т.р. выплатит страховая, а оставшаяся часть ложится на виновника аварии).
Если ПДД были нарушены и страховая воспользовалась правом регресса (см. начало статьи).
Если есть КАСКО
Если есть КАСКО вам покроют убытки в любом случае.
Если вы виновник: ОСАГО займется пострадавшим, а КАСКО — вами.
Если вы пострадавший: вас “починят” КАСКО и ОСАГО вдвоем.
Перечень страховых случаев
Конечно, компании не спешат расставаться с деньгами, поэтому в договоре есть список ситуаций, за которые положены выплаты. Обязательное условие – определить виновника аварии. Перечислим страховые случаи:
- Виновник покинул место происшествия.
- Виновник сидел за рулем транспортного средства в наркотическом или алкогольном состоянии.
- У виновника нет водительских прав или он не вписан в страховку.
- У виновника оформлено «сезонное страхование», которое не действовало в период аварии.
Крайне важно выбрать компанию с хорошими опытами и богатой историей. Например, КАСКО может возместить ущерб даже виновнику ДТП, а вот ОСАГО только пострадавшему.
Отметим некоторые случаи, когда в денежной выплате будет справедливо отказано:
- Водитель обратился за компенсацией морального ущерба.
- Водитель в момент ДТП обучал кого-либо езде на автомобиле.
- Причина аварии – перевозка потенциально опасного груза.
- Водитель намеренно причинил вред автомобилю (уличные гонки).
- Автомобиль поврежден в результате действия стихии (град, ураган и т.д.).
Какие факторы могут влиять на сумму ущерба
Экспертный акт осмотра ТС после ДТП — основной документ, по которому рассчитывают сумму ущерба. По мере обнаружения скрытых повреждений или проведения дополнительных экспертиз сведения в него могут добавляться. Информация для расчета затрат на ремонт берется из этого акта.
Важные критерии для оценки состояния автомобиля:
- марка ТС;
- год его производства и постановки на учет;
- оснащение авто в момент покупки;
- город регистрации авто и где произошло ДТП;
- в каком состоянии был автомобиль до аварии;
- в каком состоянии запчасти, требующие замены.
Страховая компания для расчета стоимости ремонта использует средние показатели стоимости:
- ремонтных работ;
- материалов для произведения работ;
- запчастей для замены.
Последний показатель берут из Единого электронного справочника цен на автозапчасти, составленного РСА. Он размещен в интернете, в открытом доступе. Справочник периодически корректируют. По сути, это простой калькулятор. Чтобы рассчитать цену, нужно указать дату ДТП, марку авто, номер экономической зоны и номер запчасти.
Показатели, которые уменьшают размер компенсации:
- износ поврежденных запчастей (выражается в процентном коэффициенте);
- год выпуска ТС, время эксплуатации;
- пройденный путь в километрах.
Если ремонт невозможен или его стоимость будет больше, чем стоимость новой машины, СК обязана выплатить компенсацию в сумме, достаточной для покупки нового авто. Здесь тоже применяется методика расчета. Из предположительной стоимости новой машины вычитают цену целых запчастей. Предполагается, что владелец сможет их реализовать. Коэффициенты для расчета их стоимости тоже определены ЕМРУ.
В какие сроки производятся выплаты
В рамках закона был утвержден срок, который составляет 20 дней. В течение указанного периода компания обязана перечислить средства пострадавшему водителю. Указанный срок не включает в себя праздничные дни. Отсчет срока начинается только от даты принятия последнего документа, который запрашивается в обязательном порядке. Если после принятия полного пакета документов страховая компания отказывает в выплате, то в рамках закона автолюбитель вправе обратиться в суд и затребовать неустойку в размере 1% от суммы выплаты.
Указанный процент начисляется ежедневно до тех пор, пока выплата не будет произведена. В результате последних изменений в законе страховая компания может не только предложить водителю выплату в денежной форме, но и предоставить направление на станцию, где будут произведены ремонтные работы. Машины активно направляют на сервис в крупных городах.
Изменения в автостраховании: ремонт вместо компенсации
Полис ОСАГО считается неотъемлемой частью пакета документов любого автомобилиста. Порядок оформления страховки, размеры компенсационных выплат, сроки, страховые случаи и прочие вопросы относительно автогражданки регулируются Федеральным законом № 40, изданном еще в 2002 году.
Положения закона об обязательном автостраховании неоднократно подлежали преобразованиям. Очередные изменения частично вступили в силу в июле 2017 года, а с сентября стала актуальна полная версия последней редакции.
Согласно внесенным поправкам, основным нововведением однозначно можно назвать замену страховой выплаты в форме денежной компенсации ущерба устранением такового при помощи ремонтных работ или организации таковых.
Иными словами, если раньше гражданин мог рассчитывать на страховку в виде наличных денег, то сейчас таковая предоставляется в качестве починки пострадавшего авто и устранения повреждений. Разумеется, ликвидация дефектов при этом осуществляется за счет страховой конторы.
В России хорошо развиты электронные каналы заключения договоров страхования – электронные ОСАГО, КАСКО и другие массовые виды страхования. Это существенно расширило географию продаж страховщиков, не имеющих собственных точек присутствия в большинстве регионов России.
Действующее страховое законодательство по обязательным видам страхования (ОСАГО, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев опасных объектов/перевозчиков) предполагает, что при наступлении страхового случая потерпевший должен не только собрать различные справки и документы, но и предоставить их страховщику. Причём, как правило, на бумажных носителях лично или по почте.
Более того: в ОСАГО прямо предусмотрено, что обмен информацией в электронном виде не освобождает потерпевшего от предоставления всех документов для страховой выплаты на бумаге. Кроме того, есть обязанность потерпевшего предоставлять страховщику для осмотра поврежденное имущество (в ОСАГО она прямо определена законом).
В итоге в отдельных регионах возникают ситуации, когда страхователь фактически не имеет возможности получить качественное урегулирование убытка от своего страховщика, так как по договору страхования, заключенному через Интернет, оформить страховую выплату можно только в офисе страховщика – иногда за несколько тысяч километров от места постоянного проживания.
Отсюда отсутствие прямого указания на возможность и процедуру обмена электронными документами для подтверждения факта наступления страхового случая создает налоговые и иные риски в добровольных видах страхования. И это не способствует массовому переводу процессов урегулирования убытков полностью в электронную форму.
Эти проблемы препятствуют обеспечению страховой защиты – особенно в малонаселенных и отдаленных населенных пунктах – и ведут к большим затратам потерпевших на реализацию своего права на страховое возмещение. Это расходы на:
- получение и пересылку документов;
- предоставление поврежденного имущества для осмотра страховщику.
Дополнительные сложности возникли и из-за повсеместного введения ограничительных мер в связи с коронавирусом и перевода на удаленную работу части персонала страховых компаний, который занимался урегулированием убытков.
Всё это подтолкнуло законодателей к потребности в организации страховщиками полностью дистанционных сервисов по возмещению ущерба в рамках договоров страхования.
Порядок действий при ДТП в 2023 году
Основанием для получения страховой выплаты является наступление страхового случая. Для полиса ОСАГО в законе предусмотрен единственный страховой случай – факт произошедшего ДТП. При этом обязательно должны быть соблюдены требования по оформлению аварии в установленном порядке.
Страховые компании принимают только официальные документы, какими считаются: справка, выданная сотрудниками ГИБДД и европротокол, если оформление происходило в упрощенном порядке. Следует соблюдать общий порядок оформления аварии, поскольку его нарушение влечет признание документов недействительными (например, использование упрощенного порядка в ситуациях, когда это прямо запрещено законом). При отсутствии данных документов доказать факт произошедшей аварии будет невозможно, без чего страховщик имеет законное право отказать в выплате компенсации.
ВАЖНО !!! Сразу после произошедшей аварии необходимо заняться ее оформлением и первоначальной подготовкой документов. В зависимости от ситуации и обстоятельств произошедшего, вызываются сотрудники ГИБДД, либо оформление осуществляется самостоятельно. Если есть желание обратиться в страховую компанию за получением выплаты, не стоит договариваться с виновной стороной, составлять какие-либо расписки или документы. Таким образом можно лишить себя самого страховой компенсации.
Стоит помнить, что отсутствие страховки у виновника означает отсутствие возможности обратиться в страховую компанию. В этом случае возмещать ущерб будет сам водитель в добровольном, либо принудительном порядке.
После того, как ДТП было оформлено и на руках есть все документы, следует действовать максимально быстро, чтобы не пропустить установленные законом сроки для получения компенсации.
Судебное разбирательство со страховой компанией
Для значительной части водителей самостоятельное судебное разбирательство с компанией будет очень сложным, поскольку здесь важно знать о всех особенностях данной области законодательства и процесса. Доказать правоту без знаний практически невозможно. В таком случае лучше обратиться за помощью к юристам, которые помогут грамотно составить иск и выступят на всех судебных заседаниях.
Перед началом судебного разбирательства следует оценить его целесообразность. Рекомендуется обращаться в суд, только если размер компенсации значительно ниже реальной стоимости ремонта автомобиля, либо проводимого лечения. Стоит учитывать, что придется тратить собственные деньги на проведение независимых экспертиз, а также на привлечение юристов. В случае удовлетворения иска все расходы будут компенсированы страховщиком, но гарантию его положительного рассмотрения дать никто не сможет.
Для того, чтобы повысить шансы на положительное рассмотрение иска, следует подготовить как можно больше доказательств.
Когда повреждено иное имущество
Таким имуществом может быть:
Статус гражданина | Приблизительный перечень имущества |
водитель-потерпевший |
|
пассажиры, пешеходы |
|
собственники объектов недвижимости и движимого имущества |
|
По страховке ОСАГО выплачивается возмещение деньгами. Ремонт, восстановительные работы, предоставления аналогичного имущества не предусмотрены.
Если сумма ущерба больше лимита
Когда реальный ущерб больше чем лимит страховки, то оплата производится не более лимита.
Однако есть случаи превышения:
- Если виновник заключил договор ОСАГО с увеличенным покрытием ущерба, то есть дополнительно застраховал свою ответственность. Условия такого договора страхователь и страховщик, в том числе сумма покрытия ущерба, оговаривается между собой сами;
- Если страховщик не уплачивает добровольно суммы по страховке, не выдает направление. Тогда потерпевший может взыскать сверх страхсуммы неустойку в размере не большей установленных лимитов. Получается, что максимальное возмещение ущерба при ДТП в 2018 году может увеличиваться на сумму неустойки. И предельный размер может достигнуть 1,6 млн. руб.