Понятие трудовой пенсии и лица, имеющие право на её получение

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие трудовой пенсии и лица, имеющие право на её получение». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Трудовая пенсия по старости имеет ряд отличительных признаков по сравнению с другими выплатами по социальному обеспечению. Во-первых, право на нее возникает только по достижении установленного в законе возраста. Во-вторых, она предоставляется только лицам, имеющим страховой стаж определенной продолжительности. В-третьих, она назначается пожизненно.

Исчисление трудовой пенсии по старости

Федеральные законы от 15.12. 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» кардинальным образом изменили механизм финансирования и исчисления трудовых пенсий. С 01.01.2002 г. трудовая пенсия по старости может складываться из двух частей – базовой (БЧ) и страховой (СЧ). В перспективе с 2013 г. она будет дополняться накопительной (НЧ).

С 1 августа 2008 г. БЧ повышена до 1794 руб. в месяц при отсутствии иждивенцев, а для лиц старше 80 лет – до 3588 руб. в месяц. Размер базовой части увеличивается на 598 руб. в месяц на каждого иждивенца, указанного в подпунктах 1, 3 и 4 пункта 2 и пункте 3 ст.9 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, но не более трех (Рис.20.). Так, при наличии одного иждивенца размер БЧ составит 2392 руб. в месяц, двух – 2990 руб., трех и более – 3588 руб. в месяц.

Для лиц, достигшим возраста 80 лет, БЧ трудовой пенсии по старости с учетом иждивенцев будет назначаться в более высоких размерах: при одном – 4186руб., двух – 4784руб., трех и более – 5382 руб. в месяц.

Правительство страны поставило задачу повысить к 2010 г. БЧ трудовой пенсии по старости до величины прожиточного минимума.

Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет (муж.) или не менее 20 лет (жен.), базовая часть трудовой пенсии по старости назначается в размере 2691 руб. в месяц. Размер БЧ повышается на 897 руб. в месяц на каждого нетрудоспособного иждивенца, но не более трех.

Лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами с ограничением способности к трудовой деятельности III степени, размер БЧ трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 5382 руб. в месяц и увеличивается на 897 руб. в месяц с учетом иждивенцев, но не более трех.

При наличии специального стажа не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и страхового стажа не менее 25 лет (муж.) или не менее 20 лет (жен.), базовая часть трудовой пенсии по старости назначается в размере 2332 руб. 20коп. в месяц. На каждого нетрудоспособного иждивенца, но не более трех, она повышается на 777 руб. 40коп. в месяц.

По достижении 80 лет или установлении III степени ограничение способности к трудовой деятельности БЧ трудовой пенсии по старости составляет 4664 руб. 40коп. в месяц и повышается на 777 руб. 40коп. в месяц.

Размер страховой части трудовой пенсии по старости (СЧ) определяется как частное от деления суммы расчетного пенсионного капитала (ПК), отраженной на индивидуальном лицевом счете (ИЛС) застрахованного лица в ПФР, по состоянию на день, с которого она назначается, на количество месяцев ожидаемого периода ее выплаты (Т) (Рис.21.). Таким образом, размер страховой части рассчитывается по формуле: СЧ=ПК/Т.

Расчетный пенсионный капитал (ПК) – это общая сумма перечисленных на счет застрахованного лица страховых взносов, а также денежный эквивалент пенсионных прав, приобретенных застрахованным лицом до 01.01.2002г., с учетом общего трудового стажа и среднего заработка.

Преобразование (конвертация) пенсионных прав в денежную сумму производится в соответствии со ст.30 ФЗ от 17.12.2001 г. по формуле:

ПК=(РП-БЧ) х Т.

РП – это расчетный размер трудовой пенсии, который исчисляется по формуле:

РП=СК х ЗР/ЗП х СЗП,

где

СК – стажевый коэффициент, составляющий 0,55 при ОТС– 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин и повышаемый на 0,01 за каждый полный год ОТС, но не более, чем на 0,20. Для инвалидов, имеющих ограничение к трудовой деятельности I степени, он составляет 0,30.

ЗР – среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по данным ИЛС либо за любые 60 месяцев подряд по выбору застрахованного лица, подтвержденный документально.

ЗП – среднемесячная заработная плата в стране за тот же период по постановлению Правительства РФ или по данным статистических органов. В инструктивном письме ПФР от 27.06.1996 г. опубликована Сводная таблица коэффициентов для исчисления заработка.

Средняя зарплата за 2000 — 2001 гг. = 1 491,71 Отношение ЗР/ЗП учитывается не свыше 1,2. Для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, оно учитывается в большем размере (п.2 ст.30).

СЗП – среднемесячная заработная плата в РФ за период с 1 июля по 30 сентября 2001г., утвержденная Правительством РФ в размере 1671руб.

Если ОТС меньше 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, то РП делится на число месяцев полного ОТС и умножается на число месяцев фактического стажа.

Для конвертации прав пенсионеров в качестве РП принималась сумма назначенной им пенсии с учетом повышений и компенсационной выплаты. По желанию пенсионера РП определялся из того среднемесячного заработка, из которого была исчислена пенсия.

Количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии (Т) в 2002 г. составляло 144 месяца (12 лет). Согласно ст.32 оно увеличивается на 6 месяцев ежегодно до достижения 192 месяцев (16 лет), а затем будет повышаться ежегодно на один год до 228 месяцев (19 лет), что произойдет в 2013 г.

Если страховая часть назначается в более позднем возрасте, то Т сокращается на один год за каждый год, истекший после достижения пенсионного возраста. Но в любом случае Т не может быть менее 168 месяцев.

Размер накопительной части (НЧ) исчисляется по формуле:

НЧ=ПН/Т,

где

ПН – сумма пенсионных накоплений, учтенных в специальной части ИЛС застрахованного лица, по состоянию на день, с которого она назначается.

Таким образом, итоговый размер трудовой пенсии по старости представляет собой сумму БЧ, СЧ и НЧ.

Студентам следует уметь определять размеры трудовых пенсий по старости по ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Специфика назначения трудовых пенсий по старости

Ст.8 Закона «О страховых пенсиях» содержит информацию о трудовой пенсии по старости на общих основаниях. Для того чтобы назначили данную пенсию важно:

  1. Достичь пенсионного возраста. У мужчин это 60 лет, а у женщин – 55.
  2. Иметь не меньше 15 лет страхового стажа.

Рассмотрим в виде таблицы продолжительность страхового стажа, которая необходима для того, чтобы назначили страховую пенсию по старости:

Год назначения пенсии

Продолжительность стажа в годах

2015

6

2016

7

2017

8

2018

9

2019

10

2020

11

2021

12

2022

13

2023

14

2024 г. и последующие

15

Согласно п. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

  • при цене иска до 10 000 руб. — 4% цены иска, но не менее 200 руб.;
  • при цене иска от 10 001 руб. до 50 000 руб. — 400 руб. плюс 3% суммы, превышающей 10 000 руб.;
  • при цене иска от 50 001 руб. до 100 000 руб. — 600 руб. плюс 2% суммы, превышающей 50 000 руб.;
  • при цене иска от 100 001 руб. до 500 000 руб. — 2600 руб. плюс 1% суммы, превышающей 100 000 руб.;
  • при цене иска свыше 500 000 руб. — 6600 руб. плюс 0,5% суммы, превышающей 500 000 руб., но не более 20 000 руб.

При подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера государственная пошлина составляет:

  • для физических лиц — 100 руб.;
  • для организаций — 2000 руб.

В данной статье мы рассмотрим вопросы, относящиеся к этой категории.

Следует отметить мнение Верховного Суда РФ, перекликающееся с позицией Конституционного Суда РФ, высказанной последним в постановлении от 10.07.2007 № 9-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Учалинского районного суда Республики Башкортостан и жалобами граждан А.В. Докукина, А.С. Муратова и Т.В. Шестаковой» (далее — Постановление № 9-П), по вопросу возникновения права на трудовую пенсию, когда работодатели в нарушение законодательства не уплачивают в Пенсионный фонд РФ (далее — ПФР) обязательные страховые взносы.

Верховный Суд РФ подчеркнул, что согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем.

оценка пенсионных прав застрахованных лиц

Пленум Верховного Суда РФ дал необходимые разъяснения непосредственно по вопросам оценки пенсионных прав и порядка такой оценки (п. 28 Постановления № 30). Оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. проводится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с Законом о трудовых пенсиях, но не позднее 1 января 2013 г.

Обратите внимание! Механизм оценки пенсионных прав заключается в определении условной пенсии. Условной пенсией в п. 30 Закона о трудовых пенсиях называют расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц

Если же обобщить и упростить механизм оценки пенсионных прав, предусмотренный ст. 30 Закона о трудовых пенсиях, то он заключается в определении условной пенсии, которая полагалась бы гражданину по состоянию на 1 января 2002 г. исходя из норм законодательства, действовавшего на 31 декабря 2001 г.

установление досрочных трудовых пенсий

Верховным Судом РФ подтверждено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15.05.1990 «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон РФ от 20.11.1990 № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).

Таким образом, при необходимости к соответствующим периодам работы, в частности, могут быть применены нормы постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (вместе с положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения), которое в настоящее время утратило силу.

1.1. Включение в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости женщинам, периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

Читайте также:  Как пенсионерам индексируют пенсию после увольнения

В Постановлении № 30 Пленум Верховного Суда РФ вернулся к спорам, возникающим в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком.

В пункте 15 Постановления № 25 было отмечено, что при разрешении таких споров следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 № 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

С учетом этой позиции Верховного Суда РФ у органов ПФР сложилась практика, согласно которой отпуск по уходу за ребенком засчитывал- ся в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, следующим образом:

  • периоды указанного отпуска до 06.10.1992 включались в данный стаж;
  • периоды указанного отпуска, имевшие место с 06.10.1992 и позднее, не включались в данный стаж.

Однако впоследствии Верховный Суд РФ указал, что если отпуск по уходу за ребенком (до достижения им полутора или трех лет) начался у матери в период до 06.10.1992, то в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости подлежит включению весь период такого отпуска (в том числе та его часть, которая приходится на период после 06.10.1992) (см. определение Верховного Суда РФ от 14.01.2010 № 4-В09-51). Причем в указанный стаж должен включаться весь отпуск по уходу за ребенком как до полутора, так и до трех лет.

Как мы видим, подходы Верховного Суда РФ, изложенные в Постановлении № 25 и в более поздних решениях, не совсем идентичны, в связи с чем практика применения законодательства по включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, отпуска по уходу за ребенком была неоднозначна.

С учетом изложенного в Постановлении № 30 Пленума Верховного Суда РФ позиция о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, отпуска по уходу за ребенком была уточнена и приведена в соответствие с последними решениями Верховного Суда РФ (п. 27).

Помимо общих оснований назначения трудовой пенсии по старости, Федеральный закон «О трудовых пенсиях» предусматривает льготные основания для назначения пенсии, в соответствии с которыми трудовая пенсия по старости может быть назначена до наступления установленного законом возраста. Положения о льготных основаниях для назначения трудовой пенсии по старости содержатся в ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях».

Статья 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях» содержит перечень категорий работников, которые в установленных законодательством случаях могут выйти на пенсию до наступления возраста 60 лет у мужчин и 55 лет у женщин. К этим категориям относятся:

1) лица, работавшие на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах;

2) лица, работавшие на работах с тяжелыми условиями труда;

3) женщины, работавшие в качестве трактористов-машинистов, машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет;

4) женщины, проработавшие не менее 20 лет в текстильной промышленности и на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;

5) лица, работавшие в качестве рабочих локомотивных бригад, в качестве работников непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках, рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды или породы;

6) лица, работавшие в экспедициях, партиях, отрядах, на участках, в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, гидрологических, лесоустроительных, изыскательских работах;

7) лица, работавшие в качестве рабочих, мастеров непосредственно на лесозаготовках, лесосплаве, включая работу по обслуживанию механизмов и оборудования;

8) лица, работавшие в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах;

9) лица, работавшие в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности, за исключением работавших на портовых судах, постоянно работавших в акватории порта, на служебно-вспомогательных и разъездных судах, судах пригородного и внутригородского сообщения;

10) лица, работавшие в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев, на регулярных городских пассажирских маршрутах;

11) лица, в период трудовой деятельности непосредственно занятые полный рабочий день на подземных и открытых горных работах по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых, на строительстве шахт и рудников;

12) лица, работавшие на судах морского флота рыбной промышленности, на работах по добыче и обработке рыбы, морепродуктов и на работах по приему готовой продукции на промысле;

13) лица, работавшие в летном составе гражданской авиации;

14) лица, работавшие на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации;

15) лица, работавшие в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации;

16) лица, работавшие в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях МЧС России;

17) лица, работавшие с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;

18) лица, отработавшие не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы, МЧС России;

19) лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста;

20) лица, осуществлявшие лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения;

21) лица, осуществлявшие творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях.

Условия назначения льготных пенсий, предусмотренных ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях», зависят от продолжительности трудового стажа в указанных сферах трудовой деятельности, а также от продолжительности общего страхового стажа. Возраст выхода на пенсию по льготным основаниям колеблется от 40 до 55 лет в зависимости от пола лица и условий трудовой деятельности.

Статья 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях», так же как и ст. 27 того же Закона, предусматривает льготные основания для назначения трудовой пенсии по старости. В соответствии со ст. 28 трудовая пенсия по старости может быть назначена ранее установленного законом срока выхода на пенсию следующим категориям лиц:

1) женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими восьмилетнего возраста;

2) одному из родителей инвалидов детства, воспитавшему их до восьмилетнего возраста;

3) женщинам, родившим двух и более детей и работавшим в районах Крайнего Севера или в приравненных к ним местностях;

4) инвалидам вследствие военной травмы;

5) инвалидам по зрению;

6) гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам) и диспропорциональным карликам;

7) лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

8) лицам, постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, работавшим в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков.

Выход на пенсию по возрасту на льготных основаниях, предусмотренных ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях», сопровождается условиями по наличию страхового стажа установленной продолжительности и варьируется в зависимости от пола лиц, претендующих на трудовую пенсию по старости.

В соответствии с законодательством инвалидом признается лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, результатом которых стали ограничение жизнедеятельности и необходимость социальной защиты лица. Данные расстройства могут быть вызваны как заболеваниями, так и последствиями травм либо иного рода дефектами здоровья. Данное понятие установлено ст. 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В этой же ст. 1 дается толкование понятия «ограничение жизнедеятельности», под которым подразумевается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Признание лица инвалидом осуществляется органами медико-социальной экспертизы. Лицам, в установленном законодательством порядке признанным инвалидами, устанавливается одна из трех групп инвалидности, а ребенку (лицу до 18 лет) устанавливается категория «ребенок-инвалид».

Федеральный закон «О трудовых пенсиях» в ст. 8 конкретизирует понятие инвалидности, связывая его с ограничением способности к трудовой деятельности I, II или III степени. Наличие ограничения способности к трудовой деятельности является обязательным условием для назначения трудовой пенсии по инвалидности. Данное положение законодательства связано с предназначением трудовой пенсии по инвалидности, целью которой является компенсация гражданину способности к трудовой деятельности, утраченной в той или иной степени в результате расстройства здоровья. Наличие ограничения к трудоспособности и степень такого ограничения определяются путем проведения медико-социальной экспертизы, правом на проведение которой обладают органы медико-социальной экспертизы. Медико-социальная экспертиза представляет собой определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма, и осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются:

1) установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;

2) разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;

3) изучение уровня и причин инвалидности населения;

4) участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;

5) определение степени утраты профессиональной трудоспособности;

6) определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством РФ предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего.

В первую очередь речь идет о назначении пенсии (в том числе трудовой пенсии) по случаю потери кормильца. Принятые в результате проведенных освидетельствований решения органов медико-социальной экспертизы являются обязательными для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Пенсионное законодательство, которое действовало до принятия Федерального закона «О трудовых пенсиях», не предусматривало степеней ограничения к трудоспособности, а пенсия по инвалидности назначалась с применением критериев групп инвалидности – инвалидности I, II и III группы. В связи с этим п. 4 ст. 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях» установил положение, в соответствии с которым в период с 1 января 2002 г. до 1 января 2004 г. назначение трудовых пенсий по инвалидности лицам, имеющим инвалидность I, II или III группы, осуществлялось в соответствии с положениями законодательства, предусмотренными для лиц, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности I, II или III степени.

Ограничение способности к трудовой деятельности I, II и III степени стало применяться учреждениями медико-социальной экспертизы после соответствующего предложения, внесенного Министерством труда и Пенсионным фондом РФ, изложенного в письме Минтруда РФ и ПФР РФ от 18 декабря 2003 г. № 9575-АО, ЛЧ-09-23/13281 «О порядке вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности».

С 1 января 2004 г. органы медико-социальной экспертизы по проводимым ими освидетельствованиям стали одновременно с установлением группы инвалидности выносить заключения об определении степени ограничения способности к трудовой деятельности. Понятие ограничения способности к трудовой деятельности определяется в приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 августа 2005 г. № 355 «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы». Пункт 8 этого приказа определяет, что способность к трудовой деятельности включает в себя:

1) способность человека к воспроизведению специальных профессиональных знаний, умений и навыков в виде продуктивного и эффективного труда;

2) способность человека осуществлять трудовую деятельность на рабочем месте, не требующем изменений санитарно-гигиенических условий труда, дополнительных мер по организации труда, специального оборудования и оснащения, сменности, темпов, объема и тяжести работы;

3) способность человека взаимодействовать с другими людьми в социально-трудовых отношениях;

4) способность к мотивации труда;

5) способность соблюдать рабочий график;

6) способность к организации рабочего дня (организации трудового процесса во временной последовательности).

Читайте также:  Как оформить договор дарения дома и земельного участка между родственниками

В приложении к указанному приказу Министерства здравоохранения и социального развития устанавливаются критерии установления степеней ограничения способности к трудовой деятельности. В соответствии с данным приложением критерием установления I степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к снижению квалификации, объема, тяжести и напряженности выполняемой работы, невозможности продолжать работу по основной профессии при возможности выполнения других видов работ более низкой квалификации в обычных условиях труда в следующих случаях: при выполнении работы в обычных условиях труда по основной профессии с уменьшением объема производственной деятельности не менее чем в два раза, снижением тяжести труда не менее чем на два класса; при переводе на другую работу более низкой квалификации в обычных условиях труда в связи с невозможностью продолжать работу по основной профессии.

Критерий установления II степени ограничения способности к трудовой деятельности определяется как нарушение здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, при котором возможно осуществление выполнения трудовой деятельности в специально созданных условиях труда, с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц.

Критерий установления III степени ограничения способности к трудовой деятельности определяется как нарушение здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к полной неспособности к трудовой деятельности, в том числе в специально созданных условиях, или когда трудовая деятельность полностью противопоказана.

Граждане, имеющие право на трудовую пенсию

 ---------------------------------------------------------¬
¦работающие по трудовому договору или по договору ¦
---+гражданско-правового характера, предметом которого ¦
¦ ¦является выполнение работ и оказание услуг, а также ¦
----------------- ¦ ¦по авторскому договору ¦
¦Граждане РФ, ---- L---------------------------------------------------------
¦застрахованные ---------------------------------------------------------¬
¦в соответствии ¦самостоятельно обеспечивающие себя работой ¦
¦с Законом ---+(индивидуальные предприниматели, частные детективы, ¦
¦о пенсионном ¦занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты) ¦
¦страховании L---------------------------------------------------------
¦(могут быть / ---------------------------------------------------------¬
¦как граждане РФ, /--+являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств ¦
¦так и иностранные / L---------------------------------------------------------
¦граждане, / ---------------------------------------------------------¬
¦а также лица /-----+работающие за пределами Российской Федерации в случае ¦
¦без гражданства) /---¬ ¦уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено ¦
L---------------- ¦ ¦международными договорами ¦
¦ L---------------------------------------------------------
¦ ---------------------------------------------------------¬
¦ ¦являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных¦
L--+народов Севера, занимающихся традиционными отраслями ¦
¦хозяйствования ¦
L---------------------------------------------------------

Рис. 1

Нетрудоспособные члены семей лиц, имеющих право на трудовую пенсию, имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, если они состояли на его иждивении. Необходимо учесть, что возможность получения пенсии по случаю потери кормильца связана с тем, относился ли кормилец при жизни к застрахованным лицам. Если относился, то нетрудоспособные члены семьи вправе претендовать на данный вид пенсии, если нет, то они имеют возможность получать социальную пенсию.

Согласно ст. 5 Закона о трудовых пенсиях устанавливаются следующие виды трудовых пенсий (рис. 2).

Расчетный пенсионный капитал

 -----------------------------¬
¦Расчетный пенсионный капитал¦
L--------------TT-------------
------------------L--------------¬
¦/ ¦/
-----------------+----------------¬---------------+---------------¬
¦ Начальный пенсионный капитал, ¦¦Общая сумма страховых взносов,¦
¦приобретенный до 1 января 2002 г.¦¦ уплаченных с 1 января 2002 г.¦
¦ ¦¦ до выхода на пенсию ¦
L----------------------------------L-------------------------------

Рис. 3

Расчет начального пенсионного капитала производится по правилам исчисления трудовых пенсий, которые применялись накануне реформы, исходя из трудового стажа и среднего заработка за определенный период.

Расчетный пенсионный капитал до дня назначения пенсии подлежит регулярной индексации и зависит:

  1. от роста цен за определенный период:
  • ежеквартально с 1 февраля, 1 мая, 1 августа, 1 ноября — при росте цен за каждый календарный квартал не менее чем на 6%;
  • раз в полгода с 1 августа, 1 февраля — при меньшем уровне роста цен, но не менее 6% за каждое полугодие;
  • раз в год с 1 февраля — в случае роста цен за соответствующее полугодие менее чем на 6%;
  1. от годового индекса роста среднемесячной заработной платы и индекса роста доходов Пенсионного фонда РФ, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий в расчете на одного пенсионера с 1 апреля: в случае если индекс роста среднемесячной заработной платы в РФ превысит общий коэффициент произведенной индексации страховой части в течение года (не должно превышать индекса роста доходов Пенсионного фонда РФ в расчете на одного пенсионера).

Нетрудно заметить, что чем больше сумма расчетного пенсионного капитала и меньше количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии по старости, тем выше страховая часть пенсии по старости, и наоборот.

Пример. Расчетный пенсионный капитал составляет 150 тыс. руб., а ожидаемый срок выплаты пенсии 144 мес. (такой срок предусмотрен для граждан, которым пенсия по старости установлена до 1 января 2002 г., а также тех граждан, которым она была назначена впервые в 2002 г.). Страховая часть пенсии (СЧ) в этом случае составит 1041 руб. 67 коп. (150 000 / 144). Если пенсия будет устанавливаться в 2005 г., когда ожидаемый период выплаты пенсии увеличится до 162 мес., то при том же расчетном пенсионном капитале страховая часть трудовой пенсии по старости составит 926 руб. (150 000 / 162).

Согласно ст. 20 Закона о пенсионном страховании расчетный пенсионный капитал с 1 января 2002 г. до выхода на пенсию формируется из общей суммы поступивших в Пенсионный фонд РФ страховых взносов на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета, подтвержденных данными органов Федерального казначейства Минфина России.

Отсюда следует, что после 1 января 2002 г. расчетный пенсионный капитал застрахованного лица формируется из страховых взносов, уплаченных за него. Следовательно, размер страховой части трудовой пенсии находится в прямой зависимости от суммы поступивших в бюджет Пенсионного фонда РФ страховых взносов за весь период трудовой деятельности работника. Соответственно, неуплата и (или) частичная уплата страхователем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при установлении трудовой пенсии приведет к занижению размера ее страховой части.

Необходимо обратить внимание на то, что пенсионные накопления формируются не у всех застрахованных лиц.

В начале пенсионной реформы пенсионные накопления формировались только у тех, кому на момент начала реформы оставалось до пенсии 10 лет и более: у мужчин 1953 г. рождения и моложе, у женщин 1957 г. рождения и моложе. Этой категории застрахованных лиц взносы на накопительную часть отчислялись в течение 2002 — 2003 гг. С 2004 г. им отчислялись все 14% на страховую часть, а накопительная часть осталась только у лиц 1967 г. рождения и моложе.

Размер страховой части трудовой пенсии по старости также подлежит индексации:

с 1 февраля 2002 г. в размере 1,065;

с 1 августа 2002 г. в размере 1,09;

с 1 апреля 2003 г. в размере 1,126;

с 1 августа 2003 г. в размере 1,08;

с 1 апреля 2004 г. в размере 1,09;

с 1 августа 2004 г. в размере 1,0628;

с 1 августа 2005 г. в размере 1,06, дополнительно — 1,048;

с 1 апреля 2006 г. в размере 1,063;

с 1 августа 2006 г. в размере 1,062.

В 2007 г. предусматривается дополнительное увеличение страховой части трудовой пенсии на 9,2% с 1 апреля.

Накопительная часть может устанавливаться не ранее назначения пенсии по старости. Получателям пенсий по инвалидности — по достижении ими общеустановленного пенсионного возраста, даже если они не захотят переходить на пенсию по старости.

При установлении пенсии по случаю потери кормильца накопительная часть не назначается.

Если кормилец умер до назначения ему накопительной части трудовой пенсии, пенсионные накопления умершего выплачиваются единовременно его родственникам. В первую очередь детям, супругу (супруге) и родителям поровну. В их отсутствие — братьям, сестрам, бабушкам, дедушкам, внукам (также поровну).

Застрахованное лицо вправе подать заявление в территориальное отделение Пенсионного фонда Российской Федерации о выплате суммы пенсионных накоплений в случае его смерти, определив, кому и в каких долях должна выплачиваться эта сумма. В заявлении можно указать любых лиц, в том числе и конкретных родственников.

Правила расчета размера накопительной части (НЧ) трудовой пенсии аналогичны определению размера страховой части трудовой пенсии по старости. Для этого нужно разделить сумму пенсионных накоплений (ПН), отраженных в специальной части лицевого счета застрахованного лица, на ожидаемый период выплаты пенсии (Т):

НЧ = ПН / Т.

По законодательству ожидаемый период выплаты накопительной части трудовой пенсии будет определяться несколько иначе, чем для расчета страховой части, и может от него отличаться. Он устанавливается для каждой возрастной группы застрахованных лиц, которым накопительная часть трудовой пенсии будет назначаться или пересчитываться. Предусматривается и его последующая периодическая корректировка с учетом изменения средней ожидаемой продолжительности жизни граждан в различных возрастах. Этот порядок будет определен в отдельном законе.

Для оценки будущего размера накопительной части пенсии вполне можно использовать имеющийся в Законе нормативный ожидаемый период выплаты пенсии по старости — 228 мес. (19 лет).

Пенсионные накопления формируются из сумм взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии и сумм инвестиционного дохода, полученного от их размещения на рынке ценных бумаг. Для участников накопительной системы 1967 г. рождения и моложе ставка таких взносов составляет 4% заработка. Величину инвестиционного дохода, начисленного на индивидуальный лицевой счет, Пенсионный фонд сообщает каждому застрахованному лицу до 1 сентября ежегодно, начиная с 2004 г.

Пенсионный капитал формируется из сумм взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии. Для старшего поколения застрахованных лиц ставка таких взносов составляет 14% заработка. Для более «молодых» ставка уменьшается на тариф отчислений в накопительную систему. Для тех, кто родился в 1967 г. и позднее, — 14% — 4% = 10% заработка.

Чтобы сумма пенсионного капитала не обесценилась, она индексируется в том же порядке, что и страховая часть трудовой пенсии.

Но для граждан, которые работали до введения персонифицированного учета, пенсионные накопления будут минимальны, и, соответственно, размер пенсии будет увеличен несущественно. Поэтому пенсионерам 1967 г. рождения и старше денежные средства, которые учитываются у остальных пенсионеров на счете пенсионных накоплений, будут учитываться в пенсионном капитале.

Накопительная часть трудовой пенсии определяется величиной пенсионных накоплений, которые формируются не только из части сумм страховых взносов, уплаченных работодателем. Их итоговый объем в немалой степени зависит и от выбора управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда, размещающих пенсионные средства граждан на рынке ценных бумаг.

После назначения пенсии размер ее накопительной части подлежит ежегодной индексации или перерасчету для работающих пенсионеров с учетом доходов, полученных от инвестирования средств пенсионных накоплений, и изменения ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. Часть страховых взносов, направляемых на формирование пенсионных накоплений, — 4% и зависит от возраста застрахованного.

С 2004 г. накопительная часть отчисляется гражданам 1967 г. рождения и моложе. Средства пенсионных накоплений не могут расходоваться на выплату текущих пенсий. Размеры страховой и накопительной частей трудовой пенсии напрямую зависят от величин пенсионного капитала и пенсионных накоплений, сформированных ко дню назначения пенсии.

Что касается лиц 1967 г. рождения и моложе, для них предусмотрены следующие изменения. В 2005 — 2007 гг. сохраняется размер отчислений в накопительную часть в размере 4% от базы для начисления взносов. Начиная с 2008 г. в страховую часть пенсии работодатели будут перечислять 8%, а в накопительную — 6%.

Рассмотрим порядок расчета на примере.

Пример. Женщина родилась в 1970 г. Допустим, что размер отчислений в накопительную часть составит 6%, а расчет начнем с 2005 г. (без учета сумм, уплаченных в 2002 — 2004 гг.). Суммы облагаемых доходов женщины в месяц составляют 15 тыс. руб.

За 20-летний период работы в накопительной части пенсии окажется 6% за счет работодателя, или 216 тыс. руб. (900 руб. в мес. x 20 лет x 12 мес.).

Исходя из средней продолжительности жизни женщины — 74 года — срок дожития составляет 19 лет. Следовательно, пенсия за счет накопительной части составит:

Читайте также:  Какие существуют виды информационных преступлений

216 000 руб. : 19 лет : 12 мес. = 947 руб.

При этом допустим, что и доходы, и размер отчислений будут расти одинаковыми темпами. Кроме того, определенные суммы будут получены за счет инвестиционных доходов, например в размере 10%. С учетом этих обстоятельств накопительная часть пенсии составит 1042 руб.

Предположим, что базовая часть пенсии к моменту выхода женщины на пенсию (к 2025 г.) составит 1000 руб.

Допустим, что за счет страховой части будет получена такая же часть пенсии, как за счет накопительной части (на это будет влиять еще и общий стаж работы).

Общий размер пенсии в месяц составит:

1042 руб. + 1042 руб. + 1000 руб. = 3084 руб.

Индексация накопительной части трудовой пенсии производится ежегодно с 1 июля года, следующего за годом, на который приходится назначение или перерасчет пенсии с учетом:

  • доходов от инвестирования за прошлый год,
  • изменения ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости.

В данной публикации были разъяснены общие принципы определения размера трудовой пенсии в новой пенсионной системе. Однако особое внимание стоит уделить определению «стартового» пенсионного капитала по состоянию на момент начала реформы, а также вопросам подтверждения и реализации права на выбор наиболее выгодного варианта его определения.

В соответствии с пунктом 17 Постановления Минтруда РФ от 22.05.1996 г. N 29 «Об утверждении разъяснения «О порядке применения Списков производств работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» при переводе работника с работы, предусмотренной Списками, на другую работу, не предусмотренную Списками, на срок до одного месяца в течение календарного года в случае производственной необходимости такая работа приравнивается к работе, предшествовавшей переводу.

Согласно пункта 6 разъяснения «О порядке применения Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10», утвержденного Указанием Минсоцобеспечения РСФСР от 15.05.1991 г. N 1-57-У, при переводе работника, пользующегося правом на льготное пенсионное обеспечение, на другую работу по производственной необходимости или для оказания шефской помощи в проведении сельскохозяйственных, строительных и ремонтных работ в колхозах и на других сельскохозяйственных предприятиях время такой работы, не превышающее одного месяца в течение года, приравнивается к предшествовавшей работе.

Доплата к пенсии работникам угольной промышленности производится на основании Федерального закона РФ от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности».

В стаж работы, дающей право на доплату к пенсии, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Таким образом, из буквального толкования указанной нормы следует, что порядок исчисления стажа для целей Федерального закона «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности» идентичен порядку исчисления стажа для назначения пенсии в связи с занятостью на подземных работах.

Российская Федерация в соответствии со статьей 7 Конституции РФ является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Эти условия во многом обусловлены состоянием пенсионной системы, в частности они, зависят от размеров пенсий.

Социальная политика российского государства должна быть направлена на реализацию гражданином права на получение материального обеспечения в установленных законом случаях. Право на материальное обеспечение должно охраняться законом.

В Российской Федерации численность пенсионеров составляет около 38,4 млн. человек. Вся информация о них, а также иных потенциальных пенсионерах хранится в Пенсионном фонде РФ, органе назначающим и выплачивающим пенсии гражданам.

Обращение гражданина за пенсией является отдельной законодательно урегулированной процедурой, где обозначены как права и обязанности гражданина, так права и обязанности Пенсионного фонда РФ. В силу того, что данная процедура периодически меняется представляется достаточно актуальным ее рассмотрение по действующему законодательству.

Цель курсовой работы — рассмотреть процедуру обращения гражданина за назначением пенсии.

Задачи курсовой работы:

. Рассмотреть понятие пенсии и ее виды;

. Проанализировать круг лиц, имеющих право на пенсию;

. Изучить порядок подачи заявления о назначении пенсии в Пенсионный фонд РФ;

. Рассмотреть порядок рассмотрения заявления о назначении пенсии Пенсионным фондом РФ;

. Изучить порядок принятия решения о назначении пенсии или об отказе в ее назначении.

Объект исследования — общественные отношения, касающиеся пенсионного обеспечения граждан РФ.

Предмет исследования — процедура (порядок) обращения гражданин за назначением пенсии в соответствии с действующим законодательством.

В ходе написания курсовой работы автор опирался на официально опубликованные разъяснения Пенсионного фонда РФ, комментарии законодательства, учебную литератур по праву социального обеспечения и статьи, касающиеся порядка назначения пенсии.

При написании работы использовались диалектический, исторический, сравнительно-правовой, системный, логический и другие методы научного познания.

Физические лица могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через доверенное лицо.

Обращение за пенсией — это процедура подачи гражданином заявления в территориальный орган ПФР о назначении пенсии. Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами. Перечень документов для назначения пенсии представлен на официальном сайте ПФР.

По желанию гражданина заявление со всеми необходимыми документами может быть подано в ПФ путем отправке по почте. В этом случае днем обращения за пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

Факт и дата приема заявления и необходимых документов от гражданина, обращающегося за пенсией, подтверждается распиской-уведомлением, выдаваемой территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. В том случае, если заявление и необходимые документы поступили по почте, расписка-уведомление направляется в адрес заявителя по почте.

Важно отметить, что граждане подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган ПФР по месту жительства.

В тех случаях, когда лицо, которому назначается пенсия, является несовершеннолетним или недееспособным, заявление подается по месту жительства его родителя (усыновителя, опекуна, попечителя). При этом, если родители (усыновители) ребенка проживают раздельно, то заявление подается по месту жительства того из родителей (усыновителей), с которым проживает ребенок.

Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом ПФР и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.

По результатам рассмотрения заявления гражданина, срок которого 10 дней, территориальный орган ПФР производит расчет размера пенсии и выносит соответствующее решение.

Заявление о назначении трудовой пенсии (либо о переводе на трудовую пенсию или с одного вида трудовой пенсии на другой) рассматривается не позднее чем через 10 дней со дня приема этого заявления со всеми необходимыми документами либо со дня представления недостающих документов для назначения пенсии.

В случае отказа в удовлетворении указанного заявления орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через пять дней после вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка его обжалования и одновременно возвращает все документы.

В случае несогласия гражданина, обратившегося за пенсией, с решением, вынесенным территориальным органом ПФР, по его заявлению данное решение может быть обжаловано.

Как и кто должен сделать конвертацию пенсионных прав.

1.1. Конвертация пенсионных прав — это преобразование (оценка) пенсионных прав (стажа и заработка), приобретенных гражданами по состоянию на 1.01.2002 г. (даже если этот период равен нескольким дням), то есть на момент начала пенсионной реформы, в сумму расчетного пенсионного капитала, иными словами, преобразование стажа и заработка в денежную сумму, которая сформировалось с момента трудовой деятельности до 01.01.2002 года. Конвертация производится в соответствии с главой VI Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”. Вопросами конвертации занимается непосредственно Пенсионный фонд РФ.

1.2. Конвертация пенсионных прав проводится работодателем путем предоставления установленных ПФР бумажных форм, а также данных на электронном носителе. Если вы работник, чей стаж не был учтен при конвертации, то вам с паспортом и трудовой книжкой, нужно обратиться лично в ПФР по месту жительства.

1.4. Конвертация осуществляется при назначении трудовой пенсии по старости впервые.
Осуществляет отделение ПФР по месту регистрации будущего пенсионера.

2. Мужчина досрочных (в связи с работой в районах приравненных к районам Крайнего Севера) выходит-на пенсию в 2018 году. При определении его стажевого коэффициента (СК) в формуле конвертации приобретенных до 1 января 2002 года пенсионных прав (РП = СК х ЗР / ЗП х СЗП), используется общий стаж (26 лет). Как рассчитывается на самом деле в данном случае СК=0.55 при 20-летнем общем стаже. То есть при стаже 26 лет. Он будет 0.61 Так ли это. На какой закон ссылаться.
2.1. Марина Владимировна, стажевый коэффициент определяется по общему стажу, который имеется на 01.01.2002 г. Если у мужчины на 01.01.2002 г. имеется 26 лет общего стажа то за 25 лет устанавливается 55% плюс один процент за каждый год переработанного стажа, у Вас это 1 год, значит стажевый коэффициент 56%. Для мужчины общего стажа требуется 25 лет, для женщины 20. (статья 30 ФЗ №173-ФЗ”О трудовых пенсиях”).

3. Вопрос: в какой стаж, для определения права на пенсию или для конвертации пенсионных прав, входит время обучения в вузе на очной форме по специальности, по которой в дальнейшем работал, если до поступления в вуз, имеется трудовой стаж, правда по другой специальности.

3.1. До пенсионной реформы 2002 года, учёба в ВУЗе входила в трудовой стаж, необходимый для назначения и расчёта пенсий. Сейчас не учитывается.

4. При конвертации пенсионных прав в 2002 году специалист ПФР ошибочно не включил в специальный стаж (список 1) срок службы в армии и работу на выборной должности. По этой причине ПФР не принимал заявление на назначение пенсии ввиду отсутствия основания для назначения. На сегодня мне удалось доказать стаж 10 лет, пенсия назначена, но с задержкой 46 месяцев. Могу ли я обратиться в суд для перерасчета пенсии?

4.1. Да, это ваше право.

5. Должен ли пенсионный фонд произвести конвертацию пенсионных прав мне в 60 лет так как я вышел на пенсию по первому списку.

5.1. Нет, пенсионным законодательством данный перерасчет не предусмотрен.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *