Отличие права хозяйственного ведения от права собственности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отличие права хозяйственного ведения от права собственности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно п. 1 ст. 296 Гражданского Кодекса РФ (далее – ГК РФ) учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 299 ГК РФ право оперативного управления возникает на основании акта собственника о закреплении имущества за учреждением, а также в результате приобретения учреждением имущества по договору или иному основанию.

Процесс оперативного управления

Процесс оперативного управления состоит из ряда мероприятий. Основные из них:

  1. Установление точных координат и временных рамок, в соответствии с которыми будут эксплуатироваться объекты.
  2. Непрерывное ведение всех процессов и операций, которые осуществляются на протяжении всего периода оперативного управления.
  3. Постоянный мониторинг текущего состояния дел, чтобы сравнить его с плановыми показателями.
  4. Оперативная реакция на любые отклонения в процессе для внедрения корректирующих мероприятий.

Право застройки земельного участка (суперфиций). Право постоянного владения земельным участком (эмфитевзис)

Суперфиций (лат. superficies) по римскому праву означает право иметь строение на чужом земельном участке.

В силу этого возникало и право бессрочного пользования земельным участком, на котором была осуществлена застройка. Использование поверхности земельного участка застройщиком порождало обязанность собственника терпеть его и в дальнейшем. По своему смыслу сервитут представлял городской вариант эмфитевзиса, поскольку обязанность использования земельного участка под аграрную обработку предполагалось только для сельской местности.

Существующий в российском гражданском законодательстве набор ограниченных вещных прав на земельные участки явно несовременен, не отвечает потребностям российского гражданского оборота. Он не рассчитан на значительное число отношений в связи с использованием земельных участков из состава государственных или муниципальных земель (под застройку большинством субъектов и др.) и не рассчитан на отношения с участием частного собственника земельного участка. Исключение составляют сервитуты, которые не предоставляют владения земельным участком, а предполагают лишь ограниченное пользование им.

Действующая с 2007 г. редакция ст. 271 ГК, регулирующая право собственника недвижимости, расположенного на чужой земле, в отношении соответствующего земельного участка, дает некоторые основания говорить о том, что ГК в определенных случаях признает право на землю по модели суперфиция, хотя такое название закон и не использует.

При оценке возможности введения в ГК тех или иных вещных прав, возникших еще в римском праве и в различных модификациях используемых в современных зарубежных правопорядках, следует исходить из того, что речь может идти не о заимствовании готовых конструкций и моделей, а об использовании их как базовых прототипов, показавших свою жизнеспособность применительно к регулированию земельных отношений в рыночной экономике.

Совершенствование системы вещных прав на земельные участки и другие природные объекты целесообразно осуществлять посредством создания нескольких базовых моделей, которые предоставляли бы возможности достаточно гибко «подстраивать» их под потребности использования земельного участка или иного природного объекта. При этом такие права должны быть общими и распространяться на всех субъектов, а на земельные участки — вне зависимости от их нахождения в частной, государственной или муниципальной собственности.

Законодательное регулирование оперативного управления

Право оперативного управления регулируется Гражданским кодексом РФ. Ст. 296 ГК РФ устанавливает базовые признаки оперативного управления:

Читайте также:  В какой момент возникает право на имущественный вычет

Оперативное управление — это своеобразная передача определенного имущества от собственника другому субъекту. Если классическое право собственности — это триада, которая включает в себя полное владение, пользование и распоряжение, то управление подразумевает ограниченные возможности субъекта.

Право называется оперативным по одной простой причине: имущество было передано с целью совершения определенных и конкретных действий. Как правило, сама деятельность организации по управлению контролируется собственником.

Управление доступно двум особым организациям: учреждениям и казенным предприятиям. Учреждения создаются в некоммерческих целях, казенные — в коммерческих, но со строго определенной задачей. Учреждения, по сравнению с казенными субъектами, обделены распоряжением — хозяин должен самостоятельно решать судьбу имущества.

Чем отличается право хозяйственного ведения от оперативного управления

Право хозяйственного ведения и оперативного управления в ГК РФ — это вещные права лиц, которые не являются собственниками.

Под правом хозяйственного ведения имеется в виду механизм, в рамках которого менеджмент государственного предприятия способен использовать имущество соответствующей фирмы в пределах, установленных законодательством и иными нормативными источниками.

Собственник компании, в которой действует механизм хозяйственного ведения — государство, имеет право:

В случае обнаружения собственником использования имущества в хозяйственном ведении не по назначению, он имеет право изъять его из основных фондов предприятия.

Главное отличие права хозяйственного ведения и оперативного управления в том, что субъектом первого механизма является руководство государственного предприятия. Во втором случае, круг возможных участников правоотношений, связанных с управлением имуществом, значительно более широкий.

Статья 296. Право оперативного управления

1. Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

2. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Признаки особого управления

Права хозяйственного ведения и оперативного управления отличия имеют в показателях. Хотя они представляют некоторые ограничения, но во время хозяйственного ведения замечено значительное освобождение. Казенные заведения занимаются оперативным управлением, они, не нарушая закон, могут:

  • распоряжаться;
  • пользоваться;
  • владеть недвижимостью.

Такими объектами становятся предприятия в статусе:

  • коммерческом;
  • казенном или унитарном;
  • компании, финансируемые собственником с некоммерческой структурой.

Владелец может:

  • создавать объекты с оперативным управлением;
  • определять объемы правоспособности;
  • утверждать документы;
  • назначать руководителей.

Ликвидация и реорганизация учреждений происходит без согласия руководства. Собственниками даются указания об использовании предприятиями. Они могут направлять объекты в нужных для него интересах, распределять по фондам. Если будет замечено, что средствами распоряжаются не по назначению, их изымают. Владельцам даны возможности на распоряжение доходными средствами обособленными методами.

Прежде чем разбираться в этом понятии, следует понять, что вообще такое вещные права. Согласно закона у каждого человека существуют вещные и обязательственные права. В этом аспекте следует рассмотреть особенные черты интересующих нас прав, среди них:

  1. Это абсолютное право. То есть имеется в виду, что человек, который владеет чем-либо, в противоставление другим людям, которые не являются истинным владельцем подобного имущества. По закону это огромное количество людей не имеет права нарушать полномочия истинного владельца.
  2. Оно может признаваться только в том случае, когда это прописано в нормах закона и предусмотрено ним.
  3. Объектом может выступать только одна единственная вещь, ее параметры и применение в этом случае не имеет значения.

Теперь можно рассматривать оперативное управление, как ограниченное вещное право, оно отличается объемом полномочий, который имеется у владельца. В этом случае что-либо находиться в собственности одного лица и при этом во владении другого лица оно также есть, но при этом возможности управления ограничены.

Возможности учредителя

Собственник в отношении переданного имущества сохраняет правомочия, установленные пунктом первым ст. 295. То есть учредитель может создать субъекта-несобственника. Он также обладает возможностью назначить его директора, утвердить устав, цели работы. Учредитель может реорганизовать либо ликвидировать субъект, контролировать использование по назначению и сохранность вверенных ценностей. Кроме того, собственник может получать доход от их использования. Последнее было закреплено еще в законе РСФСР от 24 декабря 1990 г. Тем не менее на практике эта возможность не получила широкого распространения. Это, впрочем, не означает, что учредитель либо уполномоченный им субъект не будут заключать договоры или вносить соответствующие условия в учредительную документацию о перечислении части доходов в их распоряжение.

Право оперативного управления

В качестве субъекта права оперативного управления Гражданский кодекс РФ предусмотрел казённое предприятие или учреждение. При этом под казённым предприятием принято понимать унитарное предприятие, которое было основано на праве оперативного управления, и обладает находящимся в федеральной собственности имуществом.

Ст. 296 Гражданского кодекса РФ содержит информацию о казённом предприятии и учреждении, а именно, о том, что они имеют возможность на праве оперативного управления владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом в установленных законом пределах, а также опираясь на цели своей деятельности и учитывая задания собственника и назначение имущества. Положения статьи направлены на общие пределы осуществления прав субъектами, но при этом они допускают возможность установить специальные границы их правомочий. В данном случае речь идет не только о законе, но и о том, что сам собственник может давать конкретные указания по распоряжению имуществом. А в случаях использование предприятием имущества не по назначению, собственник имеет право его изъять.

Закон предоставляет указанные специальные границы только для “распоряжения” имуществом, тогда как права “владения” и “пользования” в эту категорию не попадают.

В п. 2 ст. 19 ФЗ № 161-ФЗ и в ст. 297 ГК РФ указано, что являясь субъектом права оперативного управления, казённое предприятие обладает правом распоряжения имуществом, которое за ним закреплено, только получив согласие собственника. Доходы предприятия распределяются по решению собственника. При этом эти действия собственник может осуществлять без согласования их порядка с казённым предприятием.

В каком объеме учреждения могут осуществлять свои правомочия по распоряжению правом оперативного управления зависит от их типа. ГК РФ в ст. 298 устанавливает, что учреждения могут быть созданы:

  • Российской Федерацией;
  • субъектом Российской Федерации;
  • муниципальным образованием;
  • частными гражданами;
  • юридическими лицами;
  • бюджетными учреждениями.

Таким образом, учреждения не имеют права на самостоятельное распоряжение имуществом, которое за ними закреплено. Исключение составляет случай, когда денежные средства выделены им по смете. Некоторые авторы подчеркивают, что некоторым видам учреждений все же предоставляется право распоряжаться имуществом, которое за ними закреплено. В юридической литературе, говоря об образовательных учреждениях, учреждениях культуры, например, можно отметить предоставленную им законом возможность сдавать закрепленное за ними имущество в аренду. Но если это не предусмотрено специальными нормами закона и иными правовыми актами, а такая сделка была совершена, она автоматически признается неправомерной, даже если согласие собственника было получено предварительно.

Сравнительная характеристика права хозяйственного ведения и права оперативного управления

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имеют как общие черты, так и отличия. Проследить их возможно путем рассмотрения определенных категорий.

Субъекты вещного права:

  • в праве хозяйственного ведения — муниципальные и государственные унитарные предприятия;
  • в праве оперативного управления — муниципальные и государственные казённые учреждения и предприятия.

Собственник имущества:

  • в праве хозяйственного ведения — муниципальные образования, субъекты Российской Федерации, Российская Федерация;
  • в праве оперативного управления — муниципальные образования, субъекты Российской Федерации, Российская Федерация.

Правомочия субъектов в отношении имущества, которое им передано:

  • в праве хозяйственного ведения — возможно как без согласия собственника, если имущество движимое, так и только с его непосредственного согласия, когда идет речь о недвижимом имуществе;
  • в праве оперативного управления — как правило, распоряжение происходит только с согласия собственника имущества. При этом в случае, когда учреждению было предоставлено право на осуществление деятельности, приносящей доход, все полученные в результате этого доходы и имущество подлежит распоряжению учреждения. Также казённое предприятие может самостоятельно реализовать продукцию, которую оно производит.
Читайте также:  Перечень кадровых документов, обязательных для организации

Права собственника по отношению к имуществу:

  • в праве хозяйственного ведения — собственник имеет часть прибыли, полученной после использования имущества, а также контролирует процесс его использования;
  • в праве оперативного управления — собственник имеет право изъять неиспользуемое, лишнее имущество, а также заниматься распределением доходов предприятия.

Инструкция изменения функционального предписания

Изменить целевое назначение может собственник объекта недвижимости, а также арендатор по согласованию с владельцем, при этом существует два варианта, как изменить целевое назначение нежилого помещения:

  1. Перевод объекта в жилой (соответственно главе 3 ЖК РФ).
  2. Изменение вида деятельности.

Основные этапы перепрофилирования помещения:

  • составление проекта;
  • согласование его с городскими службами (горводоканал, СЭС, МЧС и т.д.);
  • подготовка документов и предоставление их в уполномоченные органы госуправления;
  • проведение работ, соответствующих проектной документации и сдача здания в эксплуатацию;
  • оформление технического паспорта представителем БТИ;
  • получение нового кадастрового паспорта;
  • обращение в регистрационный орган для получения нового свидетельства о праве собственности.

Чем отличается право хозяйственного ведения от оперативного управления

Право хозяйственного ведения и оперативного управления в ГК РФ — это вещные права лиц, которые не являются собственниками.

Под правом хозяйственного ведения имеется в виду механизм, в рамках которого менеджмент государственного предприятия способен использовать имущество соответствующей фирмы в пределах, установленных законодательством и иными нормативными источниками.

Собственник компании, в которой действует механизм хозяйственного ведения — государство, имеет право:

В случае обнаружения собственником использования имущества в хозяйственном ведении не по назначению, он имеет право изъять его из основных фондов предприятия.

Главное отличие права хозяйственного ведения и оперативного управления в том, что субъектом первого механизма является руководство государственного предприятия. Во втором случае, круг возможных участников правоотношений, связанных с управлением имуществом, значительно более широкий.

Статья 296. Право оперативного управления

1. Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

2. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Виды ограниченных вещных прав

Традиционно выделяются 3 группы ограниченных вещных прав:

  • Право пользования
  • Право получения известной ценности
  • Права на приобретение известной вещи

Из этих трех групп в законодательстве РФ присутствует только первая. Данная группа разделяется еще на несколько видов:

  • Права по использования чужих земельных участков, например, сервитуты, право пожизненного наследуемого владения земельным участком, право постоянного бессрочного пользования земельным участком;
  • Права по использования чужих жилых помещений;
  • Обеспечительные права, например, залог и удержание. Но вещная природа залога оспаривается в современной литературе;
  • Права на хозяйствование с имуществом собственника, например, хозяйственно ведение и оперативное управление.

Процедура передачи имущества

Возникшее право оперативного управления тем или иным имуществом, находящимся во владении государства или муниципалитета, подлежит регистрации в едином Росреестре. Сведения о сторонах сделки и характеристике предоставленном в ограниченное пользование помещении должны быть внесены в общую базу данных ЕГРП.

Для осуществления регистрации права оперативного управления недвижимым имуществом необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:

  1. подготовить пакет документации, требующийся для передачи в Росреестр;
  2. уполномоченное лицо должно обратиться с указанными бумагами в отделение ЕГРП либо МФЦ одним из удобных способов;
  3. получить свидетельство установленного образца о проведении государственной регистрации прав на имущество либо соответствующую выписку из Росреестра.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *