Статья 209 ТК РФ. Основные понятия (действующая редакция)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 209 ТК РФ. Основные понятия (действующая редакция)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Охрана труда работников может входить в обязанности непосредственного работодателя, специалиста по ОТ или работников службы. В ст. 217 ТК РФ сказано, что вводить штатную единицу или отдел нужно лишь в том случае, если в компании работает более 50 человек.

Кого назначить ответственным за охрану труда на предприятии

Сотрудник, назначенный на роль инспектора по ОТ, должен соответствовать квалификационным требованиям профстандарта «Специалист в области охраны труда», утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты от 4 августа 2014 года № 524н. Перед допуском к работе его нужно направить на обучение по охране труда. Подойдут 40-часовые курсы в учебном центре — об этом сказано в п. 2.3.2 Порядка обучения и проверки знаний требований охраны труда работников организации от 13.01.2003 № 1/29.

Если специалист по охране труда не справляется в одиночку, создают службу из нескольких человек. Предварительно вносят изменение в штатное расписание, разрабатывают должностные инструкции, корректируют положение о СУОТ.

Перечень документов по охране труда

В организации по охране труда должны заполняться следующие документы:

приказ о создании службы охраны труда;

положение о службе охраны труда;

должностные инструкции работников;

комплект нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности организации;

перечень инструкций по охране труда по должностям, профессиям или видам работ;

инструкции по охране труда;

журнал учета инструкций по охране труда и журнал учета выдачи инструкций по охране труда;

журнал регистрации вводного инструктажа, программа вводного инструктажа.

протоколы проверки знаний рабочих по безопасности труда, удостоверения, журналы регистрации протоколов и удостоверений;

личные карточки учета выдаваемых СИЗ;

журнал регистрации несчастных случаев на производстве;

сведения о прохождении медицинских осмотров работников;

материалы по специальной оценке условий труда;

Организация охраны труда с нуля

Разработать систему охраны труда в организации может только опытный специалист, который не один год работает по профессии. Если доверить это дело новичку, не исключены ошибки, которые могут стоить человеческих жизней.

На какие основные законы опираться при разработке системы:

  • Федеральный закон от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
  • Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
  • Постановление Минтруда России от 08.02.2000 № 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы ОТ».
  • Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О СОУТ».
  • Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Можно выделить следующие основные направления решения вопросов охраны труда:

законодательная охрана труда – это совокупность правовых норм, устанавливающих систему мероприятий, непосредственно направленных на обеспечение здоровых и безопасных условий труда, которые обязательны для всех предприятий и организаций не зависимо от форм собственности;

инженерная охрана труда – это комплексная дисциплина, разрабатывающая способы, методы и средства обеспечения благоприятных для работающих условий труда, безопасности, безвредности и комфортности при максимальной производительности труда;

медицинские основы охраны труда – изучают влияние производственных факторов на организм работников и устанавливают допустимые санитарные нормы (ПДК, ПДУ, ПДД и др.) с привлечением медицинских наук (гигиены труда, профессиональной патологии, промышленной токсикологии и др.);

социально-психологические аспекты охраны труда – изучают трудовую деятельность человека и производительность труда в зависимости от социального и психологического климата в коллективе.

Перечень документов по охране труда

В организации по охране труда должны заполняться следующие документы:

  • приказ о создании службы охраны труда;

  • положение о службе охраны труда;

  • должностные инструкции работников;

  • комплект нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности организации;

  • перечень инструкций по охране труда по должностям, профессиям или видам работ;

  • инструкции по охране труда;

  • журнал учета инструкций по охране труда и журнал учета выдачи инструкций по охране труда;

  • журнал регистрации вводного инструктажа, программа вводного инструктажа.

  • протоколы проверки знаний рабочих по безопасности труда, удостоверения, журналы регистрации протоколов и удостоверений;

  • личные карточки учета выдаваемых СИЗ;

  • журнал регистрации несчастных случаев на производстве;

  • сведения о прохождении медицинских осмотров работников;

  • материалы по специальной оценке условий труда;

  • другие.

Организация охраны труда

Различают государственный, региональный, муниципальный и корпоративный (локальный) уровни управления охраной труда.

В соответствии со ст. 216 ТК государственное управление охраной труда осуществляется Правительством непосредственно или по его поручению Минтруда и другими федеральными органами исполнительной власти.

Минтруда в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. № 610, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере условий и охраны труда. Имея в своем составе Департамент условий и охраны труда (Положение о нем утверждено приказом Минтруда РФ от 25 июля 2012 г. № 31), министерство, в частности, готовит предложения по разработке федеральных целевых и ведомственных программ по улучшению условий и охраны труда, осуществляет контроль за исполнением данных программ, разрабатывает и внедряет механизмы управления профессиональными рисками в системах управления охраной труда.

Эффективность регионального уровня управления охраной труда зависит от нормотворческой и правоприменительной активности органов власти субъектов РФ.

Положительный опыт накоплен в Москве. Здесь успешно используют в качестве главных составляющих организационной структуры, во-первых, функцию координации органов государственной власти, работодателей и общественности, а во-вторых, метод производственной демократии.

Статья 17 Закона г. Москвы от 12 марта 2008 г. № 11 «Об охране труда в городе Москве» (с изменениями от 24 июня 2015 г.) предусматривает различные формы общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов работников в данной области. Так, профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы могут создавать собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.

Читайте также:  Как из лжи пытались извлечь выгоду в суде…

Причем данный региональный закон, подчеркивая авторитетность общественных формирований, предусматривает иную концептуальную модель их участия в мероприятиях по обеспечению охраны труда. Ее суть в том, что соответствующие органы профессиональных союзов Москвы имеют право осуществлять выдачу работодателям представлений, содержащих обязательные к выполнению требования об устранении выявленных нарушений прав и законных интересов работников в области охраны труда. Напомним, что юридическая сила полномочий профсоюзных надзорных инстанций в соответствии с ТК невелика, поскольку ст. 370 предусматривает всего лишь обязательность рассмотрения требований общественных инспекторов труда.

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 10 ноября 2009 г. № 1212-ПП (с изменениями от 3 июля 2015 г.) утверждены положения о системе государственного управления охраной труда и о межведомственной комиссии по охране труда. Последняя является постоянно действующим самостоятельным органом. Ее основная задача — координация деятельности органов исполнительной власти Москвы, территориальных органов государственного надзора и контроля, социального страхования, объединений профсоюзов и работодателей по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда.

Третий уровень управления охраной труда — самый молодой из рассматриваемых управленческих ступеней, поскольку введен только летом 2011 г. Примером может служить Муниципальная целевая программа улучшения условий и охраны труда на 2011–2016 гг., утвержденная постановлением главы МСУ Тоншаевского района Нижегородской области от 16 мая 2011 № 6. Примечательно, что в данной программе отсутствует финансовая составляющая охранительных мероприятий, которые в основном связаны с оказанием методической помощи работодателям и работникам, их информационным обеспечением, обучением персонала правилам охраны труда.

Четвертый уровень связан с локальным управлением охраной труда. Охрана труда — в основном сфера публичного, а не договорного права. Работодатели неохотно заключают локальные соглашения по охране труда и (или) коллективные договоры, содержащие полновесные разделы, посвященные своим обязательствам в данной области. Возможно, поэтому, не надеясь на эффективность социального партнерства, законодатель установил порой жесткие требования, связанные с безопасностью на производстве.

Анализ законодательства позволяет говорить, что на данной ступени управления прописана острая необходимость выполнения двух базовых предписаний: во-первых, соблюдения работодателем правовых норм, носящих ярко выраженный императивный характер, а во-вторых, участия работников в осуществлении мероприятий, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда.

Управление охраной труда на производстве возложено на специализированную службу (ст. 217 ТК). Варианты создания службы зависят от количества работников. Если численность превышает 50 человек, то должно быть создано специализированное подразделение или в штатное расписание вводится должность специалиста по охране труда. Если у работодателя трудятся менее 50 человек, то функции данной службы работодатель или выполняет сам, или поручает соответствующие обязанности другому работнику, или приглашает специалиста по охране труда, заключая с ним гражданско-правовой договор о возмездном оказании услуг.

Состав службы охраны труда определяется работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти по труду. Минтруд РФ постановлением от 8 февраля 2000 г. № 14 утвердил соответствующие Рекомендации, в соответствии с которыми структура службы и численность ее специалистов определяются в зависимости от численности работников, характера условий труда, степени опасности производства и других факторов.

В соответствии с национальным стандартом безопасности труда участие работников является важнейшим элементом системы управления охраной труда в организации (п. 4.2.1). Статья 218 ТК предусматривает возможность создания комитетов (комиссий) по охране труда. Типовое положение об этом паритетном органе утверждено приказом Минздравсоцразвития РФ от 29 мая 2006 г. № 413. Комитет (комиссия) является составной частью системы локального управления охраной труда, а также одной из форм участия работников в управлении организацией. Его работа строится на принципах социального партнерства. Поэтому при разработке локальных положений о комитете (комиссии) следует иметь в виду, что данный орган создается на паритетной основе из представителей работодателя, профсоюзов и иных представителей работников. Комитет может избрать из своего состава председателя, заместителей от каждой стороны и секретаря. Члены комитета выполняют свои обязанности на общественных началах, как правило, без освобождения от основной работы, если иное не предусмотрено в коллективном договоре.

1) Разработать внутреннее положение по охране труда. В локальный нормативный акт должны войти разделы Приказа Минтруда № 438 от 19 августа 2016 года, возможна адаптация текста.

2) Провести оценку профессиональных рисков. Выполняется специалистами по ОТ, работодателем либо независимыми экспертами.

3) Закупить смывающие средства, средства индивидуальной защиты, специальные машины и другие необходимые товары и приборы. Перечень конкретных позиций определяется спецификой деятельности предприятия и выявленными факторами негативного воздействия.

4) Составить график обслуживания и осмотра машин, выдачи СИЗ, выполнения планово-предупредительного ремонта. Ответственный за каждый вид работ назначается приказом.

5) Организовать специальную оценку рабочих мест.

6) Рассказать специалистам и руководству о методах и приемах безопасного ведения работ, провести инструктажи и стажировки, проверить знание требований по охране труда.

7) Обучить персонал навыкам первой помощи.

Важно: соответствующие занятия с руководителями и специалистами желательно проводить хотя бы каждые 3 года, а с рядовыми сотрудниками — ежегодно.

8) Подготовить локальные нормативные акты по охране труда.

В дальнейшем необходимо контролировать надлежащее функционирование системы и соблюдение установленных требований, а также своевременно подавать отчеты в проверяющие органы.

Ответственность за нарушения правил охраны труда

Государство стремится, прежде всего, не допускать случаев травматизма и возникновения профессиональных болезней. Чтобы воздействовать на работодателей, заставить их заботиться о работниках и соблюдать установленные нормы, законодатели дополнили Кодекс об административных правонарушениях РФ новой статьей 5.27.1. Теперь недобросовестное отношение к охране труда чревато уголовным преследованием. Халатный работодатель, допустивший инвалидность и тем более гибель работника, понесет наказание согласно статьям Уголовного кодекса РФ 143, 216, 217. Степень вины каждого специалиста и руководителя устанавливается следствием.

Таблица. Охрана труда: документы 2020

Положения

Положение о СУОТ

Положение о службе охраны труда

Положение о проведении стажировки на рабочем месте вместе с программами стажировки

Положение об обеспечении работников СИЗ

Приказы по охране труда

Приказ о назначении ответственных лиц за охрану труда

Приказ руководителя о создании постоянно действующей комиссии по проверке знаний требований охраны труда

Приказ об утверждении инструкций по охране труда

Приказ об организации бесплатной выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств

Приказ об утверждении перечня рабочих мест и списка сотрудников, для которых в санитарно-бытовых помещениях обеспечивается наличие мыла или дозаторов с жидким смывающим веществом

Приказ о создании комиссии по проведению спецоценки

Приказ об утверждении графика проведения СОУТ

Приказ о подготовке плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Приказ о назначении лица, ответственного за присвоение неэлектротехническому персоналу I группы по электробезопасности

Приказ о назначении ответственного за эксплуатацию стеллажей

Журналы

Журнал регистрации вводного инструктажа

Журнал регистрации НС

Журнал учета присвоения группы I по электробезопасности неэлектротехническому персоналу

Журнал инструктажа на рабочем месте

Журнал инструктажей по пожарной безопасности

Программы

Программа проведения вводного инструктажа по ОТ

Программы проведения первичного инструктажа на рабочем месте

Программа производственного санитарного контроля

Программы обучения по ОТ по должностям, профессиям

Программа действий по улучшению условий и охраны труда

Перечни и списки

Перечень профессий и должностей сотрудников, освобожденных от первичного инструктажа

Список работников, которые подлежат медицинским осмотрам

Перечень рабочих мест и список лиц, для которых обязательна выдача смывающих и обезвреживающих средств

Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям и измерениям

Перечень должностей и профессий, требующих присвоения персоналу группы I по электробезопасности

Перечень профессий и должностей, которым положена бесплатная спецодежда, спецобувь и другие СИЗ

Инструкции

Должностные инструкции для специалистов службы охраны труда

Инструкции по охране труда на каждую профессию или должность

Прочие документы

Копии сертификатов и деклараций соответствия СИЗ и смывающих средств

Личные карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты

Государственное регулирование ОТ (ст. 216)

Управление ОТ осуществляет Правительство РФ. Под его руководством формируются нормативные акты другими органами на федеральном и региональном уровнях.

Федеральные органы, уполномоченные принимать решения по аспектам ОТ, должны согласовывать их с контролируемыми органами, а также с исполнительными федеральными органами, которые занимаются регулированием правовыми вопросами в области ОТ.

Важно! В некоторых случаях полномочия управления ОТ передаются местным органам, которые должны действовать с установленными законами.

Исполнительные федеральные органы уполномочены производить следующие действия:

  • разработка нормативных актов, которые определяют основы политики ОТ;
  • разработка целевых программ, направленных на улучшение условий безопасности и других областей ОТ;

Охрана труда. Основные понятия

Согласно статье 209 Трудового кодекса Российской Фе­дерации:

Охрана труда — система сохранения жизни и здо­ровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономичес­кие, организационно-технические, санитарно-гигиени­ческие, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Условия труда — совокупность факторов производ­ственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Вредный производственный фактор — производ­ственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.

Опасный производственный фактор — производ­ственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

Безопасные условия труда — условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Рабочее место — место, где работник должен нахо­диться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Средства индивидуальной и коллективной защи­ты работников — технические средства, используе­мые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производствен­ных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Сертификат соответствия организации работ по охране труда — документ, удостоверяющий соответ­ствие проводимых работодателем работ по охране тру­да государственным нормативным требованиям охра­ны труда.

В процессе работы на рабочем месте возникают возможные ситуации, в ходе которых сотрудник может получить травму или иное причинение вреда здоровью. Опасность далеко не всегда реализуется, но игнорировать элементарные правила нельзя. Сам работник обязан выполнять предписания по индивидуальной защите, а руководство должно снабдить его всем для этого необходимым.

Служба ОТ выполняет две функции – производит контроль за исполнением сотрудниками необходимых мер, а также решает возникшие проблемы. При приглашении специалиста из сторонней компании он составит список замечаний, которые необходимо исправить, – это ценный вклад в деятельность компании. Ведь если рабочий получает травму на рабочем месте, то вся ответственность, в том числе и материальная, а в ряде случаев уголовная, ложиться на руководящее звено.

Итак, разберемся в определении, что это такое охрана труда и техника безопасности на предприятии (сокращенно пишется ОТ и ТБ) и чем отличаются эти понятия. Какие сферы охватывает это направление деятельности:

  • права рабочих;
  • социальная обеспеченность;
  • санитарно-гигиенические нормы;
  • организация труда;
  • профилактика заболеваний и, в случае их наступления, – лечение.

На предприятии проводятся мероприятия по ТБ. Их состав зависит от размера завода, а также направления. К примеру, химическая или нефтеперерабатывающая промышленность опаснее, чем текстильная или пищевая. Их специфика совершенно разная, а значит и меры защиты тоже.

Что относится, определяет охрану труда и ТБ (технику безопасности) на предприятии

Руководители в рамках охранной сферы ставят перед собой (или перед ответственным лицом) следующие задачи:

  • соблюдение безопасности при работе с электроприборами и ЛЭП, а именно – их исправность, изоляция, системы экстренного отключения при коротком замыкании и пр.;
  • создание условий для индивидуальной и общей защиты от пожара – специальная одежда, план эвакуации, средства тушения возгорания, проведение лекций по правилам поведения и пр.;
  • контроль за исправностью эксплуатируемого оборудования, своевременный ремонт и проверки;
  • соблюдение требований по санитарно-гигиенической обработке помещений общего пользования – туалетов и душевых, подсобок, раздевалок;
  • защита от повышенного шума (звукоизоляция), пыли, химикатов и иных воздействий на человека;
  • температурный контроль;
  • страховка при высотных и подземных работах.

Более подробный и конкретный перечень мероприятий необходимо разрабатывать в индивидуальном порядке в зависимости от рисков, связанных со спецификой производства.

С точки зрения организации, техника безопасности и охрана труда на предприятии или фабрике включает в себя несколько сфер:

  • Обучение (прочтение лекций, проверка знаний) всего персонала. Инструкции проводятся для всех звеньев сотрудников, а также для временно набранных рабочих.
  • Внимание к медицинскому состоянию. В этих целях проводятся плановые медосмотры, а также всегда на месте присутствует медик для оказания первой помощи. В эту категорию входит выдача путевок на отдых, надбавки за вредность и иные бонусы.
  • Контроль за обеспечением руководящими должностями всех средств технической и индивидуальной защиты и за соблюдением предписаний ТБ и ОТ сотрудниками.
Читайте также:  12.01.2023 МВД России: реформа, оклады, премии, бюджет - последние новости

Суть и цель охраны труда

Охрана труда — это комплекс действий, направленных на защиту здоровья и жизни работников. В него входит соблюдение санитарных и законодательных норм, лечебно-профилактические, социально-экономические и широкий спектр других мероприятий. Главная цель — обеспечение безопасного труда сотрудников. За нарушение требований предусмотрены различные санкции, вплоть до уголовной ответственности.

Социальная задача охраны труда — сохранение здоровья и трудоспособности персонала на максимально высоком уровне, защита сотрудников, пострадавших во время работы. Она обеспечивается на законодательном уровне.

Экономическая суть охраны труда — минимизация рисков возникновения профессиональных заболеваний, получения травм и повреждений в ходе производственного процесса. Для реализации этого разрабатывают различные мероприятия и применяют средства индивидуальной защиты.

Санитарно-гигиенические и лечебно-профилактические меры по охране труда

Главная цель санитарно-гигиенических мер по охране труда — снижение на предприятии вредных и опасных факторов, воздействующих на работников. Требования направлены на предотвращение производственных травм и профессиональных заболеваний.

К вредным и опасным факторам относятся:

  • недостаточный уровень освещенности;
  • повышенный уровень шума;
  • превышение допустимых норм по вибрации;
  • повышенная концентрация химических веществ и АПФД (аэрозолей преимущественно фиброгенного действия);
  • превышение установленных норм по электромагнитному и высокочастотному полю, ионизирующему излучению;
  • не соответствующий требованиям микроклимат: повышенная или пониженная влажность и температура воздуха.

Превышения и несоответствия нормам устанавливаются в ходе замеров во время производственного контроля и СОУТ (специальной оценки условий труда). Контроль должны проводить сторонние организации с соответствующей лицензией.

При обнаружении вредных и опасных факторов для соблюдения требований охраны труда работодатель обязан разработать и утвердить комплекс санитарно-гигиенических мероприятий, позволяющих улучшить условия на производстве. Например, для снижения концентрации химических веществ можно улучшить общую вентиляцию и поставить местную вытяжку.

Среди других возможных процедур по охране труда, направленных на сокращение воздействия вредных производственных факторов, можно отметить:

  • использование эффективных средств индивидуальной защиты (СИЗ) — берушей, антивибрационных перчаток, респираторов, защитных очков и сварочных масок;
  • снижение времени пребывания в рабочей зоне с вредными условиями труда;
  • замена или ремонт оборудования с целью снижения уровня шума и вибрации;
  • увеличение уровня освещенности путем добавления потолочных или настольных ламп.

До того момента, пока повторные измерения не подтвердят допустимые условия труда, сотрудники, которые контактируют с вредными факторами, должны получать компенсации в виде дополнительных выплат или отпуска, сокращенного рабочего дня, профилактического питания. Конкретные льготы зависят от кратности превышения, количества вредных и опасных воздействий, итогового класса условий труда.

Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Правовые мероприятия — заключаются в создании системы правовых норм, устанавливающих стандарты безопасных и здоровых условий труда и правовых средств по обеспечению их соблюдения, т.е. охраняемых государством под страхом санкций. Эта система правовых норм основывается на Конституции РФ и включает в себя: федеральные законы, законы субъектов РФ, подзаконные нормативные акты органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ, а также локальные нормативные акты, принимаемые на конкретных предприятиях и в организациях.

Социально-экономические мероприятия включают: меры государственного стимулирования работодателей по повышению уровня охраны труда; установление компенсаций и льгот при выполнении тяжелых работ, а также за работу во вредных и опасных условиях труда; защиту отдельных, наименее социально защищенных категорий работников; обязательное социальное страхование и выплату компенсаций при возникновении профессиональных заболеваний и производственных травмах и т.д.

Организационно-технические мероприятия заключаются в организации служб и комиссий по охране труда на предприятиях и организациях в целях планирования работы по охране труда, а также обеспечения контроля за соблюдением правил охраны труда; организации обучения руководителей и персонала; информировании работников о наличии (отсутствии) вредных и опасных факторов; аттестации рабочих мест, а также в целях устранения или уменьшения степени воздействия негативных факторов проведении мероприятий по внедрению новых безопасных технологий, использованию безопасных машин, механизмов и материалов; повышении дисциплины труда и технологической дисциплины и т.д.

Санитарно-гигиенические мероприятия заключаются в проведении работ, направленных на снижение производственных вредностей с целью предотвращения профессиональных заболеваний.

Лечебно-профилактические мероприятия включают в себя организацию первичных и периодических медицинских осмотров, организацию лечебно-профилактического питания и т.д.

Реабилитационные мероприятия подразумевают обязанность администрации (работодателя) перевести работника на более легкую работу в соответствии с медицинскими показателями и т.д.

Цель охраны труда — свести к минимуму вероятность поражения или заболевания работающего персонала при максимальной производительности труда.

Условия труда — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье человека.

Безопасные условия труда — условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Несоблюдение охраны труда

Несоблюдение работодателями и самими работниками требований охраны труда, как правило, влечет за собой:

  • рост профессиональных заболеваний;
  • производственный травматизм;
  • снижение производительности труда.

Охрану труда можно охарактеризовать, как систему, соблюдение условий которой необходимо для сохранения жизни и физического благополучия людей при выполнении профессиональных обязанностей.

Данное понятие включает в себя несколько компонентов:

  • соблюдение норм права, технических требований, организационных канонов;
  • соответствие социальным и экономическим условиям;
  • организация должных санитарных условий, при необходимости – проведение лечебно-профилактических мероприятий;
  • проведение реабилитации и других мер, предписанных статьей 209 ТК РФ.

В настоящее время предмет «Охрана труда» изучается не только в юридических, но и технических, медицинских и многих других образовательных учреждениях.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *