Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учреждения социального обслуживания населения в Российской Федерации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Система социальных служб включает в себя сеть специализированных учреждений, предназначенных для обслуживания соответствующих групп населения. Важное место в этой системе отводится территориальным центрам социального обслуживания населения.
Федеральный закон от 24.11.95 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение для этой категории населения равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.
Основные направления социального обслуживания инвалидов закреплены в ФЗ от 02.08.1995 г. в редакции от 22.08.2004 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Согласно данному закону инвалиды, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания.
Социальное обслуживание инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.
Социальное обслуживание осуществляется при условии добровольного согласия инвалидов на получение социальных услуг. Социальное обслуживание по желанию инвалидов может осуществляться на постоянной или временной основе.
Инвалиды, а также их законные представители имеют право отказаться от социального обслуживания, за исключением случаев, специально предусмотрены ФЗ от 02.08.1995 г. в редакции от 22.08.2004 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». В случае отказа от социального обслуживания инвалидам, а также их законным представителям разъясняются возможные последствия принятого ими решения.
Отказ инвалидов от социального обслуживания, который может повлечь за собой ухудшение состояния их здоровья или угрозу для их жизни, оформляется письменным заявлением инвалидов или их законных представителей, подтверждающим получение информации о последствиях отказа.
Ограничения прав инвалидов при оказании им социальных услуг допускаются в случаях, если они лишены ухода и поддержки со стороны родственников или иных законных представителей и при этом не способны самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности (утрата способности к самообслуживанию и (или) активному передвижению) или признаны в установленном законом порядке недееспособными. Вопрос о помещении инвалидов в стационарных учреждениях социального обслуживания без их согласия или без согласия их законных представителей решается судом по представлению органов социальной защиты населения.
Отказ от услуг стационарных учреждений социального обслуживания инвалидов, утративших способность удовлетворять свои основные жизненные потребности или признанных в установленном законом порядке недееспособными, производится по письменному заявлению их законных представителей в случае, если они обязуются обеспечить указанным лицам уход и необходимые условия проживания.
Инвалидам, являющимся бактерио- или вирусоносителями, либо при наличии у них хронического алкоголизма, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения, может быть отказано в предоставлении социальных услуг на дому. Такой отказ подтверждается совместным заключением органа социальной защиты населения и врачебно-консультативной комиссии учреждения здравоохранения.
Различают следующие формы социального обслуживания:
1. социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);
2. полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;
3. стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);
4. срочное социальное обслуживание;
5. социально-консультативную помощь.
Инвалидам может предоставляться жилое помещение в домах жилищного фонда социального использования.
Социальное обслуживание на дому — одна из основных форм социального обслуживания, направленная на максимально возможное продление пребывание инвалидов в привычных для них социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.
Государством при надомном обслуживании гарантируется следующие социальные услуги:
1. организация питания, включая доставку продуктов на дом;
2. помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;
3. содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;
4. поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;
5. содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;
6. содействие в организации ритуальных услуг;
7. другие надомные социальные услуги.
При обслуживании инвалидов, проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения, в число надомных социальных услуг, предусматриваемых перечнем гарантированных государством социальных услуг, включается содействие в обеспечении топливом и (или) водой.
Инвалидам могут предоставляться иные надомные услуги на условиях полной или частичной оплаты.
Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется в отношении нуждающихся в надомных социальных услугах инвалидов, страдающих психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы), тяжелыми заболеваниями (в том числе онкологическими) в поздних стадиях, за исключением лиц, являющихся бактерио- или вирусоносителями, либо при наличии у них хронического алкоголизма, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения.
Срочное социальное обслуживание осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового характера инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке. В связи с этим могут быть оказаны следующие услуги:
1. разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;
2. обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
3. разовое оказание материальной помощи;
4. содействие в получении временного жилого помещения;
5. организацию юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц;
6. организацию экстренной медико-психологической помощи с привлечением для этой работы психологов и священнослужителей и выделением для этих целей дополнительных телефонных номеров;
7. иные срочные социальные услуги.
Социально-консультативная помощь инвалидам направлена на их адаптацию в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства.
Эта помощь ориентирована на их психологическую поддержку, активизацию усилий в решении собственных проблем и предусматривает:
1. выявление лиц, нуждающихся в социально-консультативной помощи;
2. профилактику различного рода социально-психологических отклонений;
3. работу с семьями, в которых живут инвалиды, организацию их досуга;
4. консультативную помощь в обучении, профессиональной ориентации и трудоустройстве инвалидов;
5. обеспечение координации деятельности государственных учреждений и общественных объединений для решения проблем инвалидов;
6. правовую помощь в пределах компетенции органов социального обслуживания;
7. иные меры по формированию здоровых взаимоотношений и созданию благоприятной социальной среды для инвалидов.
Условия предоставления ритуальных услуг регулируются Федеральным законом от 12.01.1996 г. № 8 «О погребении и похоронном деле».
Погребение – это обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, а также санитарными требованиями. Погребение может осуществляться путем предания тела умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду).
Местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами, стенами скорби, крематориями.
Соц учреждения это какие учреждения
Статья 17. Учреждения и предприятия социального обслуживания
1. Учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются:
1) комплексные центры социального обслуживания населения;
2) территориальные центры социальной помощи семье и детям;
3) центры социального обслуживания;
4) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
5) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
6) социальные приюты для детей и подростков;
7) центры психолого-педагогической помощи населению;
8) центры экстренной психологической помощи по телефону;
9) центры (отделения) социальной помощи на дому;
10) дома ночного пребывания;
11) специальные дома для одиноких престарелых;
12) стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);
13) геронтологические центры;
14) иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.
2. К предприятиям социального обслуживания относятся предприятия, оказывающие населению социальные услуги.
3. Порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации учреждений и предприятий социального обслуживания независимо от форм собственности регулируется гражданским законодательством Российской Федерации.
Определение 1
Социальная защита – это особая политика государства, которая направлена на обеспечение экономических, социальных, политических и иных гарантий и прав человека независимо от его национальной принадлежности и других факторов.
В процессе организации социальной защиты населения государство играет основополагающую роль, организуя при этом пенсионное обслуживание, обеспечение различными пособиями и субсидиями, социальное обслуживание несовершеннолетним детям и малоимущим семьям. Организация социальной защиты основывается на законодательстве по социальной защите граждан, положении по структуре социальной политики, рекомендациях и нормативах по разработке региональных социальных программ, обеспечивая при этом международное сотрудничество, и анализируя уровень жизни разных категорий населения.
К учреждениям социальной защиты российских граждан можно отнести следующие структуры и организации:
- стационарные организации социального обеспечения и обслуживания (интернаты и дома для инвалидов и пожилых людей, интернаты для людей с психоневрологическими расстройствами, дома и интернаты для умственно-отсталых людей, специализированные дома-интернаты для престарелых людей);
- специализированные центры по социальному обслуживанию и консультированию населения;
- социальные и реабилитационные центры для несовершеннолетних детей и детей, которые поступили туда их приютов;
- социальные приюты для подростков и несовершеннолетних детей;
- реабилитационные учреждения для восстановления подростков и несовершеннолетних детей на физическом и психологическом уровне;
- реабилитационные центры для людей с ограниченными способностями;
- реабилитационные центры для детей и взрослых без определенного места проживания;
- государственные центры социальной помощи женщинам, семьям и несовершеннолетним детям;
- детская и юношеская спортивно-адаптивная школа для детей с инвалидностью;
- специальная курсовая база для реабилитации и обучения людей с ограниченными способностями;
- профессиональные училища и интернаты для людей с разными группами инвалидности;
- государственные реабилитационные организации и центры по психологической и педагогической помощи населению;
- специальные центры экстренной психологической помощи в телефонном режиме;
- государственные центры и негосударственные учреждения помощи несовершеннолетним детям, которые остались без родительского обеспечения;
- государственные и негосударственные учреждения по оказанию социальной и психологической помощи населению;
- другие организации и учреждения, которые предоставляют социальные услуги населению Российской Федерации.
Определение 1
Социальная защита – это особая политика государства, которая направлена на обеспечение экономических, социальных, политических и иных гарантий и прав человека независимо от его национальной принадлежности и других факторов.
В процессе организации социальной защиты населения государство играет основополагающую роль, организуя при этом пенсионное обслуживание, обеспечение различными пособиями и субсидиями, социальное обслуживание несовершеннолетним детям и малоимущим семьям. Организация социальной защиты основывается на законодательстве по социальной защите граждан, положении по структуре социальной политики, рекомендациях и нормативах по разработке региональных социальных программ, обеспечивая при этом международное сотрудничество, и анализируя уровень жизни разных категорий населения.
В данные учреждения помещаются лица пожилого возраста и инвалиды в возрасте от 18 лет, не владеющие возможностью полностью или частично обслуживать себя в быту и имеющие потребность в постоянном постороннем уходе.
Выдачей путевок на размещение в учреждения социального обслуживания занимается служба социального обеспечения на основании заявления и данных медицинской карты.
В стационарных учреждениях для пожилых и инвалидов осуществляются меры по организации адекватных уровню здоровья и возрасту условий, проведению мероприятий по социально-медицинской реабилитации, уходу, медицинских процедур, а также организации досуга.
Размещению в специальные дома-интернаты (специальные отделения) подлежат пожилые и инвалиды, за которыми установлен административный надзор (например, закончившие отбывать срок в местах лишения свободы), судимые, привлекаемые за бродяжничество и попрошайничество и пр. Указанные категории лиц принимаются на проживание в стационарные учреждения по их личному желанию (по направлению органами внутренних дел) и при отсутствии медицинских противопоказаний согласно порядку, установленному органами исполнительной власти.
Одинокие престарелые могут быть помещены в специальные дома для престарелых – учреждения, где на постоянной основе проживают одинокие граждане или супружеские пары пенсионного возраста, имеющие полностью или частично возможность самообслуживания, но испытывающие потребность в подходящих жизненных условиях.
Если лицам, находящимся в стационарных социальных учреждениях, требуются специализированные медицинские услуги, они направляются в соответствующие государственные медицинские организации, при этом оплата за оказанную медицинскую помощь происходит за счет бюджета и средств медицинского страхования.
Граждане, помещенные в стационарные социальные учреждения, имеют право заключать трудовые договора на выполнение посильной работы. Проживающие в стационарных учреждениях также могут по собственному желанию принимать участие в лечебно-трудовой деятельности: принудительные меры в данном вопросе недопустимы.
Заведения полустационарного обслуживания
Относится полустационарное социальное обслуживание к формам и видам услуг, которые также осуществляются в специальных заведениях, но не постоянно, а в определенное время суток. Такое обслуживание распространяется на инвалидов и пенсионеров, способных активно передвигаться и обслуживать себя, на детей, которые пребывают в сложных психологических, физических и материальных обстоятельствах.
В этих заведениях работники социального обслуживания виды услуг гражданам оказывают в такой форме:
- предоставляют горячее питание, спальное место с чистой постелью и другие бытовые условия, а также элементарные условия для досуга;
- помогают получать путевки для санаторного лечения, мероприятий лечебно-оздоровительного и реабилитационного характера, добиться протезирования;
- организовывают условия для санитарно-гигиенических действий;
- предоставляют помощь психолога;
- содействуют в получении профподготовки, образования, трудоустройства;
- помогают получить правовые услуги;
- оказывают помощь ритуальных услуг.
Также в РФ действуют полустационарные учреждения ночного пребывания. В них предоставляется ночлег, необходимая доврачебная помощь, бесплатное единоразовое питание, средства гигиены и другие социальные виды обслуживания гражданам, не имеющим какой-либо определенной занятости и жилья, а также, освободившимся недавно из мест заключения. Последним работники социальных центров также помогают восстановить документы, социальные связи с родственниками и права на жилье.
В стационарных учреждениях социальные услуги предоставляются лицам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе. Им создаются необходимые условия жизнедеятельности, а именно, оказывается медицинская, психологическая и социальная помощь, питание и уход, организуется занятие посильной трудовой деятельностью, проведение отдыха и досуга.
С учетом возраста, состояния здоровья и некоторых других факторов создаются различные типы учреждений: интернаты для престарелых и инвалидов; пансионаты для ветеранов труда; психоневрологические интернаты; детские дома и приюты и пр.
В стационарные учреждения для престарелых и инвалидов принимаются лица пенсионного возраста, а также инвалиды старше 18 лет, не имеющие трудоспособных детей или родителей, обязанных по закону их содержать. В первоочередном порядке в дома-интернаты принимаются инвалиды и участники Великой Отечественной войны, члены семей погибших военнослужащих, а также умерших инвалидов и участников войны. При наличии свободных мест разрешается временное проживание указанных лиц сроком от двух до шести месяцев.
Не допускается помещение детей-инвалидов с физическими недостатками в стационарные учреждения социального обслуживания, предназначенные для проживания детей с психическими расстройствами.
Лица, проживающие в стационарах, имеют право:
- на условия проживания, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям, и уход;
- первичную медико-санитарную и стоматологическую помощь, бесплатную специализированную медицинскую и протезно-ортопедическую помощь в соответствии с территориальными программами ОМС;
- добровольное участие в лечебно-трудовом процессе с учетом медицинских рекомендаций;
- свободное посещение нотариусом, адвокатом, родственниками и другими лицами;
- сохранение занимаемого по договору найма или аренды жилого помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилого фонда в течение шести месяцев со дня поступления в стационар и др.
Администрация стационара обязана:
- соблюдать права человека и гражданина;
- обеспечивать неприкосновенность личности и безопасность;
- выделять супругам изолированное жилое помещение для совместного проживании;
- предоставлять возможность пользоваться телефонной связью и почтовыми услугами за плату в соответствии с действующими тарифами;
- создавать возможность беспрепятственного приема посетителей в дневное и вечернее время;
- обеспечивать сохранность личных вещей;
- предоставлять возможность пользоваться телефонной и почтовой связью и пр.
Печальным и тревожным явлением современной России служит постоянное увеличение числа беспризорных детей и детей-сирот. Для их социальной реабилитации создаются специализированные учреждения (центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей и др.).
Право на прием в учреждение имеют следующие категории несовершеннолетних:
- оставшиеся без попечения родителей;
- нуждающиеся в социальной реабилитации и экстренной медико-социальной помощи;
- испытывающие трудности в общении с родителями, сверстниками, педагогами и другими лицами;
- проживающие в неблагополучных семьях;
- подвергшиеся физическому или психологическому насилию;
- отказавшиеся жить в семье или учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Не допускается помещение в учреждение детей с заболеваниями, требующими активного медицинского вмешательства, а также находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, психически больных, совершивших преступление.
На основании Постановления Правительства РФ от 06.09.2007 г. № 561 транспортные средства (легковые автомобили) предоставляются за счет средств федерального бюджета инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий, а также участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин. Права на бесплатное получение автомобиля не имеют лица, инвалидность которых возникла в результате совершения ими противоправных действий. Необходимыми условиями являются наличие медицинских показаний и постановка на учет до 01.01.2005 г. в органах социальной защиты населения по месту жительства.
Автомобили предоставляются инвалидам в безвозмездное пользование в порядке очередности. Органы социальной защиты населения субъектов РФ ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в Минздравсоцразвития РФ уточненные сведения об очередности обеспечения инвалидов автомобилями.
Более подробно деятельность организаций социального обслуживания урегулирована в нормативно-правовых актах субъектов РФ. Например, согласно Ст. 17 закона Ростовской области от 03.09.2014 № 222-ЗС «О социальном обслуживании граждан в Ростовской области» организациями социального обслуживания субъекта Российской Федерации независимо от форм собственности и организационно-правовых форм являются:
- комплексные центры социального обслуживания населения;
- комплексные центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;
- комплексные социальные центры по оказанию помощи лицам без определенного места жительства;
- центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;
- стационарные организации социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, пансионаты для престарелых и инвалидов, специальные дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, дома инвалидов, детские дома-интернаты для умственно отсталых и глубоко умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками, социально-реабилитационные отделения центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов);
- дома ночного пребывания, центры социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий;
- центры социальной помощи семье и детям;
- социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
- социальные приюты;
- реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями;
- центры психолого-педагогической помощи населению;
- иные организации, предоставляющие социальные услуги.
В государственных организациях социального обслуживания создаются попечительские советы. Структура, порядок формирования, срок полномочий, компетенция попечительского совета учреждения социального обслуживания населения и порядок принятия им решений определяются уставом организации социального обслуживания в соответствии с законодательством на основании Примерного положения о попечительском совете организации социального обслуживания, утвержденного Приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 30.06.2014 г. № 425н.
В указанном правовом акте, в частности, указывается, что попечительский совет организации социального обслуживания является совещательным органом организации социального обслуживания, образованным для рассмотрения наиболее важных вопросов деятельности организации социального обслуживания.
Основными задачами работы попечительского совета в социальной сфере являются:
- содействие в решении текущих и перспективных задач развития и эффективного функционирования организации социального обслуживания, улучшения качества ее работы;
- содействие в привлечении финансовых и материальных средств для обеспечения деятельности организации социального обслуживания;
- содействие в совершенствовании материально-технической базы организации социального обслуживания;
- содействие в улучшении качества предоставляемых социальных услуг;
- содействие в повышении квалификации работников организации социального обслуживания, стимулировании их профессионального развития;
- содействие в повышении информационной открытости организации социального обслуживания;
- содействие в решении иных вопросов, связанных с повышением эффективности деятельности организации социального обслуживания.
Для выполнения возложенных на него задач попечительский совет имеет право:
- запрашивать информацию от администрации организации социального обслуживания о реализации принятых попечительским советом решений;
- вносить администрации организации социального обслуживания предложения по вопросам совершенствования деятельности организации социального обслуживания;
- участвовать в организации и проведении «круглых столов», конференций, семинаров и иных мероприятий по вопросам, отнесенным к компетенции попечительского совета;
- участвовать в подготовке предложений по совершенствованию законодательства по вопросам, отнесенным к компетенции попечительского совета;
- осуществлять иные права, не противоречащие законодательству.
4.3.1. В зависимости от предназначения учреждений социального обслуживания семьи установлены следующие типы этих учреждений:
— комплексные учреждения общего типа, предоставляющие семье весь комплекс социальных услуг;
— специализированные учреждения, предназначенные для предоставления семье отдельных видов услуг.
4.3.2. К комплексным учреждениям общего типа относятся:
— комплексные центры социального обслуживания населения;
— центры социальной помощи семье и детям.
4.3.2.1. Комплексный центр социального обслуживания населения — учреждение, предназначенное для оказания семьям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса.
4.3.2.1.1. Основные задачи центра:
— мониторинг социальной и демографической ситуации, уровня социально- экономического благополучия граждан на территории обслуживания;
— учет граждан, нуждающихся в социальной поддержке, определение необходимых им форм помощи и периодичности (постоянно, временно, на разовой основе) ее предоставления;
— предоставление гражданам — клиентам учреждения всего комплекса социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых) при условии соблюдения принципа адресности и преемственности помощи;
— организация социальной реабилитации детей-инвалидов;
— оказание помощи женщинам и детям-жертвам насилия и пренебрежения в семье;
— участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав;
— привлечение государственных и негосударственных органов, организаций и учреждений (здравоохранения, образования, службы занятости и т.д.), а также общественных и религиозных организаций и объединений к решению вопросов оказания социальной поддержки населению и координация их деятельности в этом направлении;
— оказание помощи семьям ВИЧ-инфицированных;
— оказание социально-психологической помощи, направленной на предотвращение социального сиротства.
4.3.2.1.2. Зачисление граждан на обслуживание центром производится приказом администрации центра на основании:
— личного заявления;
— заявления родителя (ей), опекуна или попечителя;
— заключения специалиста по социальной работе;
— направления территориальных органов социальной защиты населения, опеки и попечительства, образования, здравоохранения и внутренних дел, а также общественных организаций и объединений;
— справки учреждений здравоохранения об отсутствии медицинских противопоказаний к обслуживанию.
4.3.2.1.3. В состав центра могут входить следующие структурные подразделения:
— организационно-методическое отделение;
— консультативное отделение (открывается по мере необходимости);
— отделение срочного социального обслуживания;
— отделение торгового обслуживания малообеспеченных граждан (открывается по мере необходимости);
— отделение психолого-педагогической помощи семье и детям;
— отделение помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
— отделение профилактики безнадзорности детей, помощи детям в социально опасном положении;
— отделение дневного пребывания детей (создается по мере необходимости);
— отделение реабилитации детей с ограниченными умственными и физическими возможностями;
— отделение обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов;
— отделение специализированного социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов;
— отделение дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов;
— отделение временного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов (открывается по мере необходимости);
— отделение семейно-воспитательных групп.
В центре по согласованию с учредителем могут открываться иные структурные подразделения, деятельность которых отвечает его направлению деятельности.
4.3.2.2. Центр социальной помощи семье и детям — учреждение, предназначенное для оказания семьям, детям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, в улучшении их материального и социального положения, а также психологического статуса.
4.3.2.2.1. Основные задачи центра:
— мониторинг социальной и демографической ситуации, уровня социально-экономического благополучия семьи и детей;
— выявление и дифференцированный учет семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной поддержке;
— определение и периодическое предоставление (постоянно, временно, на разовой основе) необходимых семье и детям конкретных видов социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых);
— поддержка семей с детьми и отдельных граждан в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;
— социальная реабилитация детей с ограниченными умственными и физическими возможностями;
— участие в работе по профилактике безнадзорности, социального сиротства несовершеннолетних, защите их прав;
— проведение мероприятий по увеличению объема предоставленных услуг (бесплатно и на платной основе) и улучшению их качества.
4.3.2.2.2. Зачисление граждан на обслуживание центром проводится приказом администрации центра на основании документов, аналогичных документам, указанным в 4.3.2.1.2:
4.3.2.2.3. В состав центра могут включаться следующие структурные подразделения:
— организационно-методическое отделение;
— отделение приема граждан;
— консультативное отделение;
— отделение психолого-педагогической помощи;
— отделение помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
— отделение профилактики безнадзорности, социального сиротства несовершеннолетних;
— отделение дневного пребывания несовершеннолетних;
— отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями;
— стационарное отделение;
— отделение срочного социального обслуживания;
— отделение социально-психологического патронажа семей.
4.3.2.2.4. В центре по согласованию с учредителем могут открываться иные структурные подразделения, деятельность которых отвечает его направлениям деятельности.
4.3.3. К специализированным учреждениям относятся:
— центры психолого-педагогической помощи населению;
— центры экстренной психологической помощи по телефону;
— кризисный центр помощи женщинам.
4.3.3.1. Центр психолого-педагогической помощи населению — учреждение, предназначенное для оказания специализированной психолого-педагогической помощи населению, поддержки и укрепления его психического здоровья, создания благоприятных социально-педагогических и социально-психологических условий для семейного воспитания детей и их социальной защиты.
В стационарных учреждениях социальные услуги предоставляются лицам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе. Им создаются необходимые условия жизнедеятельности, а именно, оказывается медицинская, психологическая и социальная помощь, питание и уход, организуется занятие посильной трудовой деятельностью, проведение отдыха и досуга.
С учетом возраста, состояния здоровья и некоторых других факторов создаются различные типы учреждений: интернаты для престарелых и инвалидов; пансионаты для ветеранов труда; психоневрологические интернаты; детские дома и приюты и пр.
В стационарные учреждения для престарелых и инвалидов принимаются лица пенсионного возраста, а также инвалиды старше 18 лет, не имеющие трудоспособных детей или родителей, обязанных по закону их содержать. В первоочередном порядке в дома-интернаты принимаются инвалиды и участники Великой Отечественной войны, члены семей погибших военнослужащих, а также умерших инвалидов и участников войны. При наличии свободных мест разрешается временное проживание указанных лиц сроком от двух до шести месяцев.
Не допускается помещение детей-инвалидов с физическими недостатками в стационарные учреждения социального обслуживания, предназначенные для проживания детей с психическими расстройствами.
Лица, проживающие в стационарах, имеют право:
- на условия проживания, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям, и уход;
- первичную медико-санитарную и стоматологическую помощь, бесплатную специализированную медицинскую и протезно-ортопедическую помощь в соответствии с территориальными программами ОМС;
- добровольное участие в лечебно-трудовом процессе с учетом медицинских рекомендаций;
- свободное посещение нотариусом, адвокатом, родственниками и другими лицами;
- сохранение занимаемого по договору найма или аренды жилого помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилого фонда в течение шести месяцев со дня поступления в стационар и др.
Администрация стационара обязана:
- соблюдать права человека и гражданина;
- обеспечивать неприкосновенность личности и безопасность;
- выделять супругам изолированное жилое помещение для совместного проживании;
- предоставлять возможность пользоваться телефонной связью и почтовыми услугами за плату в соответствии с действующими тарифами;
- создавать возможность беспрепятственного приема посетителей в дневное и вечернее время;
- обеспечивать сохранность личных вещей;
- предоставлять возможность пользоваться телефонной и почтовой связью и пр.
Печальным и тревожным явлением современной России служит постоянное увеличение числа беспризорных детей и детей-сирот. Для их социальной реабилитации создаются специализированные учреждения (центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей и др.).
Право на прием в учреждение имеют следующие категории несовершеннолетних:
- оставшиеся без попечения родителей;
- нуждающиеся в социальной реабилитации и экстренной медико-социальной помощи;
- испытывающие трудности в общении с родителями, сверстниками, педагогами и другими лицами;
- проживающие в неблагополучных семьях;
- подвергшиеся физическому или психологическому насилию;
- отказавшиеся жить в семье или учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Не допускается помещение в учреждение детей с заболеваниями, требующими активного медицинского вмешательства, а также находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, психически больных, совершивших преступление.
Обеспечение инвалидов транспортными средствами
На основании Постановления Правительства РФ от 06.09.2007 г. № 561 транспортные средства (легковые автомобили) предоставляются за счет средств федерального бюджета инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий, а также участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин. Права на бесплатное получение автомобиля не имеют лица, инвалидность которых возникла в результате совершения ими противоправных действий. Необходимыми условиями являются наличие медицинских показаний и постановка на учет до 01.01.2005 г. в органах социальной защиты населения по месту жительства.
Автомобили предоставляются инвалидам в безвозмездное пользование в порядке очередности. Органы социальной защиты населения субъектов РФ ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в Минздравсоцразвития РФ уточненные сведения об очередности обеспечения инвалидов автомобилями.
Количество автомобилей приобретается на основании государственных контрактов, заключаемых Минздравсоцразвития РФ с организациями-поставщиками, исходя из размера средств, выделяемых ежегодно на эти цели из федерального бюджета.
В 10-дневный срок после заключения государственных контрактов органы социальной защиты населения субъектов РФ информируют инвалидов, очередь которых подошла, о времени и месте получения автомобилей и необходимых для этого документах (паспорт, водительское удостоверение).
При отказе инвалида от автомобиля он предоставляется другому инвалиду, следующему по очереди. Инвалиду, отказавшемуся от обеспечения автомобилем, стоимость данного транспортного средства не выплачивается.
Минздравсоцразвития РФ обязано ежегодно не позднее 20 февраля представлять в Министерство финансов РФ отчет о расходовании средств, выделенных для обеспечения инвалидов автомобилями.
Что собой представляет опека и попечительство
Что такое органы опеки и попечительства многие знают не понаслышке. Но чем отличаются два этих понятия? И то, и другое – это предусмотренные законодательством правовые формы защиты имущественных и личных неимущественных прав граждан, которые не способны полностью или частично реализовать их самостоятельно.
Попечительство устанавливается над лицами, которые имеют ограниченную дееспособность, а вот опека – над теми, кто полностью недееспособен.
Общая характеристика органов опеки и попечительства указывает на то, что к их компетенции относят случаи, когда дети по тем или иным причинам остаются без присмотра родителей, или лицо признается судом недееспособным или ограниченно дееспособным.
Хотя опекуны и попечители в юридическом смысле не приравниваются к родителям, они выполняют те же функции.
Существуют разные модели формирования вышеупомянутых органов, а непосредственный статус органов опеки и попечительства со временем претерпевал изменения.