Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как рассчитывается полис ОСАГО — формулы, коэффициенты». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Понять, какой множитель используют для водителей того или иного возраста, поможет простая и удобная таблица коэффициентов ОСАГО по возрасту и стажу на 2023 год. Как вы можете заметить, с ростом возраста и стажа размер коэффициента снижается.
Таблица. Коэффициент КВС ОСАГО 2023 года
Возраст / Стаж, лет | 1 | 2 | 3–4 | 5–6 | 7–9 | 10 – 14 | более 14 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
16 – 21 | 1,93 | 1,90 | 1,87 | 1,66 | 1,64 | |||
22 – 24 | 1,79 | 1,77 | 1,76 | 1,08 | 1,06 | 1,06 | ||
25 – 29 | 1,77 | 1,68 | 1,61 | 1,06 | 1,05 | 1,05 | 1,01 | |
30 – 34 | 1,62 | 1,61 | 1,59 | 1,04 | 1,04 | 1,01 | 0,96 | 0,95 |
35 – 39 | 1,61 | 1,59 | 1,58 | 0,99 | 0,96 | 0,95 | 0,95 | 0,94 |
40 – 49 | 1,59 | 1,58 | 1,57 | 0,95 | 0,95 | 0,94 | 0,94 | 0,94 |
50 – 59 | 1,58 | 1,57 | 1,56 | 0,94 | 0,94 | 0,94 | 0,94 | 0,93 |
старше 59 | 1,55 | 1,54 | 1,53 | 0,92 | 0,91 | 0,91 | 0,91 | 0,90 |
КС — коэффициент сезонности
Стандартное время заключения соглашения с СК – 1 год. КС периода включен в формулу для перерасчета цены полиса для ТС, эксплуатация которых на протяжении всего периода страхования невозможна.
Такое ограничение относится к специальным видам транспорта, предназначенным для использования в конкретное время года. Это могут быть машины для:
- уборки снега;
- работы на полях;
- полива и т. д.
Если страхуемое авто не относится к специальным видам ТС, но используется не всегда (например, только в летнее время для поездок на дачу), все равно придется оплачивать полный год эксплуатации.
Значения КС можно посмотреть в таблице
Перион использоватения ТС | Значение КС |
---|---|
3 месяца | 0,5 |
4 месяца | 0,6 |
5 месяцев | 0,65 |
6 месяцев | 0,7 |
7 месяцев | 0,8 |
8 месяцев | 0,9 |
9 месяцев | 0,95 |
10 месяцев | 1 |
Данный показатель учитывает наличие/отсутствие грубых нарушений со стороны автовладельца, а также лиц, включенных в договор. Есть два значения:
- 1.0 – если нет нарушений;
- 1.5 – при наличии хотя бы одного нарушения.
Важно! При определении размера данного критерия учитывается факт несоблюдения требований СК . Размер показателя будет одинаковым при наличии как одного нарушения, так и нескольких.
При выведении коэффициента нарушений учитывается:
- преднамеренное представление страховщику ложной информации, регулирующей цену полиса (незаконное снижение);
- совершение действий, повлекших за собой возникновение страхового случая;
- причинение вреда по умыслу, что стало основанием для выставления регрессных требований.
К последнему относятся такие факторы, как:
- нанесение вреда жизни и здоровью по умыслу;
- нанесение вреда под воздействием алкогольных/наркотических веществ;
- пребывание за рулем авто лица, не имевшего на это права;
- покидание места аварии до приезда сотрудников ДПС;
- наступление страхового случая при эксплуатации ТС в период, который не предусмотрен соглашением с СК.
Этот список может быть дополнен в зависимости от требований конкретной СК.
Что такое коэффициент возраста и стажа в ОСАГО?
Перед рассмотрением влияния представленного параметра на формирование конечной стоимости обязательного страхования для владельцев автомобилей, стоит узнать определение ключевых понятий. Существует два основных параметра для расчета: коэффициент возраста и коэффициент стажа водителя.
Обычно их принято совмещать в общий параметр, однако между ними есть отличия:
- Коэффициент возраста в ОСАГО (КВ) учитывает количество полных лет физического лица, получающего страховку. Рубежным параметром является возраст 22 года.
- Коэффициент стажа водителя отражает количество лет, в течение которых владелец автомобиля управлял транспортным средством. В зависимости от данного параметра будет изменяться умножающий параметр для расчета стоимости полиса ОСАГО. Чем больше стаж водителя, тем меньше будет множитель, что существенно снизит цену на страхование.
Всё это представляет собой специальный коэффициент возраст-стаж, который учитывается при подписании договора о страховании и влияет на общую стоимость полиса. Преимущества в данном случае получают водители старше 22 лет, поскольку для лиц от 18 до 22 лет, желающих управлять транспортным средством, применяется «дискриминационная» поправка. Даже при одинаковом стаже автовладельцев разного возраста стоимость страхования будет меньше для человека старше 22 лет. Представленная дискриминационная поправка имеет обоснование в законодательной базе РФ.
Что такое коэффициент возраста и стажа в ОСАГО
КВС учитывает одновременно возраст и стаж водителя. Чем старше человек и чем больше водительский стаж, тем ниже значение. Дороже всего страховка обойдется молодым водителям с минимальным опытом. Возрастные опытные водители могут оформить страховку со скидкой. КВС относится к индивидуальным коэффициентам, на значение которых водитель транспортного средства повлиять не может.
Стаж учитывается с даты получения водительского удостоверения. Если права есть, но человек не водит автомобиль, стаж все равно идет.
С 5 сентября 2020 действуют обновленные коэффициенты для расчета стоимости полиса (в №40-ФЗ «Об ОСАГО» внесены соответствующие изменения). Это второй этап отраслевой реформы в рамках индивидуализации автогражданского страхования. КВС теперь подразумевает 8 градаций по возрасту и 8 по стажу и 58 вариантов значений. На 6% подорожала страховка для молодых водителей с маленьким стажем, на 7% подешевела для возрастных опытных.
Вступили в силу следующие изменения:
- КВС для водителей, управляющих транспортными средствами, зарегистрированными за границей, исчисляется по общим правилам.
- КВС умножается на 1,8 для автомобилей, принадлежащих юридическим лицам. Например, водитель 25 лет со стажем 5 лет покупает ОСАГО для поездок на личной машине. КВС будет 1,05. Если этого же водителя впишут в полис для управления автомобилем, принадлежащим организации, то КВС будет 1,05 Х 1,8 = 1,89.
- КВС приравнивается к нулю для водителей, не имеющих российского национального водительского удостоверения. Водительский стаж, приобретенный в другом государстве, не учитывается.
Советы про КВС и ОСАГО
Ввиду нашей многолетней практики (а мы на рынке страховых услуг с 2012 года) у нас есть несколько советов по теме коэффициента возраст-стаж и не только!
Во-первых, не всегда стоит идти на поводу у сотрудников страховой компании. Иногда они предлагают вам получить вместе с оформляющимся полисом дополнительные документы, которые не всегда вам нужны. Важно самому решить, необходимы вам эти бумаги или же нет.
Во-вторых, если ваш автомобиль зарегистрирован в другой стране, то для вас будут действовать немного другие правила при расчете КВС. Для юридических лиц коэффициент всегда будет равен единице, а для физических лиц и предпринимателей – 1,7.
В-третьих, необходимо знать, что КВС не учитывается при регистрации автомобильных прицепов, а также транспорта, принадлежащего юр. лицу (например, машина находится в собственности какой-либо компании).
И в конце концов, список лиц, внесенных в страховой полис на автомобиль, всегда можно изменить. Он не является окончательным и исчерпывающим.
Максимальные базовые ставки и коэффициенты, действующие с 9 января этого года, определены в Указании Банка России № 5000-У от 4 декабря 2018 г. Ранее коэффициент для ОСАГО всегда был повышающим. Теперь это не так. Среди основных критериев, которые изменились по сравнению с прошлыми годами, можно назвать такие:
- пока владельцу автомобиля не исполнилось 22 лет, а стаж вождения менее трех лет, КВС максимальный — 1,87;
- для такого же молодого водителя, обладающего стажем в 3 года и более, этот коэффициент снижается до 1,66;
- по достижении 22-летнего возраста для обладателя минимального стажа КВС снижается до 1,77;
- в отличие от предыдущих ставок КВС, теперь он не будет равен 1 ни для какой категории автовладельцев;
- зато появились значения коэффициента меньше 1, то есть он может быть и понижающим — например, когда водителю уже за 30 лет, и более 10 из них он водит автотранспорт.
Подробные данные сведены в простую таблицу. По вертикали — возраст застрахованного, по горизонтали — его водительский стаж.
Стаж, лет Возраст, лет |
0 |
1 |
2 |
3-4 |
5-6 |
7-9 |
10-14 |
более 14 |
16-21 |
1,87 |
1,87 |
1,87 |
1,66 |
1,66 |
хх |
хх |
хх |
22-24 |
1,77 |
1,77 |
1,77 |
1,04 |
1,04 |
1,04 |
хх |
хх |
25-29 |
1,77 |
1,69 |
1,63 |
1,04 |
1,04 |
1,04 |
1,01 |
хх |
30-34 |
1,63 |
1,63 |
1,63 |
1,04 |
1,04 |
1,01 |
0,96 |
0,96 |
35-39 |
1,63 |
1,63 |
1,63 |
0,99 |
0,96 |
0,96 |
0,96 |
0,96 |
40-49 |
1,63 |
1,63 |
1,63 |
0,96 |
0,96 |
0,96 |
0,96 |
0,96 |
50-59 |
1,63 |
1,63 |
1,63 |
0,96 |
0,96 |
0,96 |
0,96 |
0,96 |
старше 59 |
1,60 |
1,60 |
1,60 |
0,93 |
0,93 |
0,93 |
0,93 |
0,93 |
На всякий случай напомним, что КВС 1,87 означает, что базовый тариф будет увеличен на 87%. И наоборот, при КВС 0,93 тариф уменьшится на 7%.
- Сегодня очень многие страховые агенты стараются продать дополнительные категории договоров. Необходимо принять во внимание, что любой человек может приобрести ОСАГО без иных продуктов страхования.
- На данный момент можно произвести оформление страхового договора только на 3 месяца. И в таком случае сумма страховки будет разительно отличаться — клиент заплатит лишь половину общей стоимости указанной в классическом договоре. После того как пройдет 3 месяца человек легко может запросить продление страховки.
- Когда идет заключение страхового договора с агентом, можно указать один список людей, которые допускаются к управлению данным автомобилем, но после он может корректироваться. К ним можно добавлять или исключать водителей по своему желанию.
Новые коэффициенты стажа, влияющие на стоимость полиса
В 2023 году повысят стоимость ОСАГО в основном благодаря увеличению базового тарифа, представляющего собой «вилку» от начальной ставки до конечной. В новом периоде этот разбег увеличивается, и страховая организация имеет больший выбор по установлению стоимости полиса ОСАГО. Как правило, на практике страховые компании устанавливают максимальную стоимость базового тарифа.
Таблица начальных и конечных ставок базовых тарифов в зависимости от категории владельца транспортного средства в 2023 году:
Категория вождения | Новый тариф 2019 года |
---|---|
Категория A и M (мотоциклы, скутеры, мопеды и другие) | 694-1407 рублей |
Категория B и BE (легковые автомобили) физлиц | 2746-4942 рублей |
Категория B и BE (легковые) юрлиц | 2058-2911 рублей |
Категория B и BE (легковые) в такси | 4110-7399 рублей |
Категория C и CE (грузовые) массой до 16 тонн | 2807-5053 рублей |
Категория C и CE (грузовые) массой более 16 тонн | 4227-7609 рублей |
Категория D и DE (автобусы) до 16 мест | 2246-4044 рублей |
Категория D и DE (автобусы) более 16 мест | 2807-5053 рублей |
Категория D и DE (автобусы) для маршрутных перевозок | 4110-7399 рублей |
Новые коэффициенты стажа, влияющие на стоимость полиса
В 2023 году повысят стоимость ОСАГО в основном благодаря увеличению базового тарифа, представляющего собой «вилку» от начальной ставки до конечной. В новом периоде этот разбег увеличивается, и страховая организация имеет больший выбор по установлению стоимости полиса ОСАГО. Как правило, на практике страховые компании устанавливают максимальную стоимость базового тарифа.
Таблица начальных и конечных ставок базовых тарифов в зависимости от категории владельца транспортного средства в 2023 году:
Категория вождения | Новый тариф 2019 года |
---|---|
Категория A и M (мотоциклы, скутеры, мопеды и другие) | 694-1407 рублей |
Категория B и BE (легковые автомобили) физлиц | 2746-4942 рублей |
Категория B и BE (легковые) юрлиц | 2058-2911 рублей |
Категория B и BE (легковые) в такси | 4110-7399 рублей |
Категория C и CE (грузовые) массой до 16 тонн | 2807-5053 рублей |
Категория C и CE (грузовые) массой более 16 тонн | 4227-7609 рублей |
Категория D и DE (автобусы) до 16 мест | 2246-4044 рублей |
Категория D и DE (автобусы) более 16 мест | 2807-5053 рублей |
Категория D и DE (автобусы) для маршрутных перевозок | 4110-7399 рублей |
Минимальная сумма, которую автовладелец платит за полис обязательного страхования, находится в пределах от 3 432 рублей до 4 118 рублей — базовый тариф. Каждая страховая фирма самостоятельно определяет базовый тариф в этих границах. Традиционно, минимальная стоимость полиса зависит от нескольких факторов: вида и назначения транспортного средства, цели его использования и юридического статуса автовладельца. Например, большинство граждан является физическими лицами и использует автомобиль в личных целях, поэтому базовый тариф для них предлагается наименьший. При прочих равных условиях юридическое лицо заплатит больше. Далее к базовому тарифу добавляются повышающие коэффициенты.
Коэффициент мощности двигателя
Коэффициент мощности – как ясно из наименования зависит от мощности страхуемого авто. Чем выше мощность, тем выше данный коэффициент и выше стоимость полиса. Существует 6 значений этого коэффициента. Ознакомиться с ними Вы можете в таблице ниже.
Мощность двигателя (лошадиных сил) | Коэффициент |
---|---|
До 50 включительно | 0,6 |
Свыше 50 до 70 включительно | 1,0 |
Свыше 70 до 100 включительно | 1,1 |
Свыше 100 до 120 включительно | 1,2 |
Свыше 120 до 150 включительно | 1,4 |
Свыше 150 | 1,6 |