Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Льготное пенсионное обеспечение работникам железнодорожного транспорта». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для получения досрочной пенсии необходимо трудиться по некоторым специальностям, которые связаны с организацией безопасного движения составов по железной дороге. Дополнительно такая привилегия назначается лицам, трудящимся в локомотивной бригаде.
Перечень специальностей
Оформить льготную выплату могут следующие специалисты:
- машинисты тепловоза и их помощники;
- кондукторы составов;
- диспетчеры;
- кочегары;
- дежурные, трудящиеся на станциях РЖД;
- бригадиры монтеров путей;
- механики;
- лица, совершающие осмотр состава перед отправлением;
- иные сотрудники, которые связаны с обеспечением безопасности движения железнодорожного транспорта.
Для женщин длительность стажа для льготной выплаты от государства составляет 10 лет. В течение данного периода нужно трудиться на РЖД, чтобы рассчитывать на досрочную пенсию. Для мужчин длительность увеличивается до 12,5 лет.
Помимо отчислений от государства, выход на пенсию в РЖД сопровождается выплатами от работодателя. РЖД сохраняет своим бывшим работникам выходное пособие в размере 2 300 рублей за каждый год, отработанный в компании.
Таким образом, работники железной дороги имеют право на досрочное оформление пенсионного обеспечения в случае, если их профессия входит в список №1 или список №2. В отдельную категорию выделяют машинистов, если условия досрочного выхода на пенсию соответствуют условиям, установленным для списка №2, а также женщин-машинисток строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных транспортных средств. Порядок расчета и оформления выплат не отличается от тех, что предусмотрены для обычных трудоустроенных граждан. Дополнительно РЖД выплачивает пенсию-добавку своим работникам за счет собственных средств за каждый год трудовой деятельности.
Во сколько лет будут уходить на пенсию учителя и медработники?
Прежнее законодательство позволяло педагогам и медработникам досрочно выйти на пенсию после выработки профессионального стажа. Срок стажа составлял 25 или 30 лет, в зависимости от конкретного места работы учителя или врача. Право на досрочную пенсию и размер стажа новый закон не изменил. Но повышение пенсионного возраста затронуло врачей учителей так же, как остальных. Теперь на досрочную пенсию выйти можно не сразу после окончания выработанного стажа, а через пять лет после того, как он выработан.
Поскольку увеличение пенсионного возраста происходит поэтапно, пятилетний срок после выработки педагогического или медицинского стажа также не наступает в одночасье. С 2022 по 2022 он будет постепенно увеличиваться от полугода до четырех лет, и лишь в 2023 достигнет установленной ФЗ № 350 отметки в 5 лет.
Как это будет происходить – видно по нижерасположенной таблице
Год окончания срока медицинского или педагогического стажа |
Срок, необходимый для выхода на пенсию после окончания срока стажа |
Год, когда можно выйти на пенсию |
2019 |
0,5 |
2019-2020 |
2020 |
1,5 |
2021-2022 |
2021 |
3 |
2024 |
2022 |
4 |
2026 |
2023 |
5 |
2028 |
Распоряжение ОАО «РЖД» от 2 апреля 2013 г. N ЦТ-56/р «Об утверждении «Указания о порядке подготовки и назначения машинистом и помощником машиниста локомотива»
2. Заместителю начальника Дирекции тяги Жукову Ю.И. организовать изучение прилагаемого Указания причастными подразделениями.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя начальника Дирекции тяги Путинцева С.В.
Вице-президент ОАО «РЖД»,
начальник Дирекции тяги
Указание
о порядке подготовки и назначения машинистом и помощником машиниста локомотива
(утв. ОАО «РЖД» 2 апреля 2013 г.)
1.1 К локомотивной бригаде относятся работники, осуществляющие управление и обслуживание локомотивов: машинист, помощник машиниста.
1.2 Машинистом локомотива может быть назначен кандидат в машинисты, имеющий свидетельство на право управления локомотивом формы ТУ-123, выданное согласно приказу от 11.11.1997 г. N 23/Ц соответствующего вида тяги, а также заключение машиниста-инструктора о допуске к самостоятельному управлению локомотивом на конкретных участках и железнодорожных станциях.
1.3 Помощником машиниста локомотива может быть назначен кандидат в помощники машиниста, имеющий свидетельство формы ТУ-153 соответствующего вида тяги, выданное согласно приказу от 28.10.1999 г. N 39/Ц.
1.4 Свидетельство машиниста локомотива формы ТУ-123, помощника машиниста формы ТУ-153, выданное организациями, не входящими в систему ОАО «РЖД» независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, не дает право выезда на железнодорожные пути общего пользования.
1.5 Локомотивная бригада формируется из машиниста локомотива, помощника машиниста локомотива.
1.6 При приеме на работу вновь, для выполнения этапов непосредственно связанных со стажировкой и практической подготовкой профессиональным навыкам на рабочем месте, руководителем эксплуатационного локомотивного депо с кандидатом на помощника машиниста локомотива должен быть заключен срочный трудовой договор, на срок не более одного месяца (ст. 59 ТК РФ).
2 Назначение помощником машиниста локомотива
2.1 Для назначения помощником машиниста локомотива кандидат на помощника машиниста локомотива должен:
— иметь свидетельство помощника машиниста локомотива формы ТУ-153 (порядок выдачи свидетельства формы ТУ-153 регламентирован приказом от 28.10.1999 г. N 39/Ц) и квалификацию слесаря по ремонту локомотивов не ниже 3-его разряда;
— иметь заключение врачебно-экспертной комиссии о годности к работе помощником машиниста локомотива;
— иметь заключение о психологической профессиональной пригодности по результатам профотбора;
— иметь заключение от машиниста локомотива, проводившего его стажировку на помощника машиниста локомотива о допуске к самостоятельной работе в данном виде тяги;
— иметь акт о проведении испытаний в комиссии эксплуатационного локомотивного депо при назначении на помощника машиниста.
2.2 Кандидат на помощника машиниста локомотива, проходит практическую и теоретическую подготовку дублером помощника машиниста. За время прохождения стажировки кандидат на помощника машиниста должен выполнить не менее шести поездок (смен) на обслуживаемых участках (станциях).
Инженером по охране труда эксплуатационного локомотивного депо разрабатывается программа стажировки, которая выдается руководителю стажировки (машинисту, выполняющему подготовку кандидата).
Во время проведения практической подготовки кандидата в помощники машиниста, машинист осуществляющий подготовку, проводит ознакомление кандидата в помощники машиниста с нормативной документацией (в том числе по охране труда), технико-распорядительными актами станций обслуживаемых участков, порядка действий в нестандартных ситуациях, особенностей конструкции и эксплуатации локомотива в необходимом объеме по кругу выполнения должностных обязанностей.
2.3 После завершения стажировки с кандидатом в помощники машиниста машинист-инструктор проводит с ним собеседование в присутствии машиниста, проводившего его практическую подготовку. По результатам собеседования машинист локомотива, проводивший практическую подготовку кандидата в помощники машиниста локомотива, выдает ему заключение (приложение А) о допуске к самостоятельной работе на конкретных участках и станциях.
2.4 При наличии у кандидата в помощники машиниста локомотива, заключения психолога, заключения машиниста локомотива, проводившего практическую подготовку кандидата в помощники машиниста, о допуске к самостоятельной работе на конкретных участках и станциях, кандидат в помощники машиниста допускается к испытаниям в комиссии эксплуатационного локомотивного депо знаний Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, других нормативных актов федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, нормативных документов ОАО «РЖД» по обеспечению безопасности движения работниками, принимаемыми в ОАО «РЖД» на работу, связанную с движением поездов и маневровой работой.
Результаты испытаний оформляются актом (приложение Б) при назначении помощником машиниста локомотива эксплуатационного локомотивного депо.
В том случае, если работник при проведении испытаний дважды показал неудовлетворительные знания, действие срочного трудового договора прекращается с истечением срока его действия. О прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник (кандидат на помощника машиниста) должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения.
2.5 Машинист-инструктор, представляет прошедшего практическую подготовку и испытания в комиссии локомотивного депо кандидата в помощники машиниста заместителю начальника эксплуатационного локомотивного депо для проведения с ним собеседования (приложение В).
По результатам собеседования начальник эксплуатационного локомотивного депо по согласованию с заместителем начальника локомотивного депо по эксплуатации издает приказ о назначении помощником машиниста локомотива и заключает трудовой договор.
2.6 При назначении на самостоятельную работу помощником машиниста локомотива машинист-инструктор контролирует выдачу следующей документации:
— служебного формуляра помощника машиниста;
— предупредительного талона по безопасности движения;
— предупредительного талона по охране труда;
— удостоверения о допуске к работе на электроустановках с присвоением соответствующей группы электробезопасности;
— выписок из приказа начальника железной дороги об установленных скоростях движения на участке обслуживания.
3 Назначение машинистом локомотива
3.1 При назначении машинистом локомотива кандидат должен иметь следующий перечень документов:
— свидетельство формы ТУ-123 на право управления локомотивом соответствующего вида тяги;
— заключение врачебно-экспертной комиссии о годности к работе машинистом локомотива, заключение о психологической профессиональной пригодности по результатам профотбора;
— рекомендацию машиниста локомотива, проводившего его практическую подготовку к работе машинистом локомотива;
— акт о проведении испытаний в комиссии эксплуатационного локомотивного депо кандидата в машинисты, при назначении на должность машинистом локомотива;
— заключение машиниста-инструктора данной колонны локомотивных бригад, о допуске к самостоятельному управлению локомотивом на конкретных участках и станциях.
Машинист-инструктор производит подбор кандидатов для подготовки и последующего назначения на самостоятельную работу машинистами локомотивов из числа помощников машинистов, имеющих свидетельство на право управления локомотивом соответствующего вида тяги.
Основные условия для установления досрочной трудовой пенсии
Пенсия железнодорожникам назначается раньше обычного срока при условии:
- выполнения на постоянной основе работ в составе локомотивной бригады или работ по безопасной перевозке грузов и пассажиров в метрополитене и ж/д транспорте;
- достижения минимального возрастного «порога»;
- накопления общего стажа (ОСС), сопровождавшегося оплатой взносов в ПФ РФ;
- наличия особого стажа (спецстаж) в рамках указанных работ.
Проведенная реформа не затронула критериев отправки железнодорожников на льготную пенсию. Показатели остались неизменны, все так же варьируются в зависимости от пола (ст.30 закона N 400-ФЗ):
Критерий |
Мужчины (лет) |
Женщины (лет) |
Возраст |
55 |
50 |
ОСС |
25 |
20 |
Спецстаж | 12,5 |
10 |
Дополнительное условие – индивидуальный коэффициент (пенсионный) не должен быть ниже 30-ти.
Список профессий для надбавки к пенсии работникам сельского хозяйства
Перечень профессий, должностей, производств и работ для получения 25% доплаты к пенсии был утвержден Постановлением Правительства № 1440 от 29.11.2018 г. Согласно этому документу, чтобы получить повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или инвалидности, необходимо суммарно иметь 30 лет стажа по профессии, утвержденной в этом списке.
Примерный список согласованных должностей приведем в таблице ниже.
звероводство, птицеводство, свиноводство, скотоводство (в том числе, молочное и мясное), овцеводство и т.д.
овощеводство, полеводство, бахчеводство, лесоводство, плодоводство, семеноводство, табаководство, хлопководство, производство сельхоз. культур, послеуборочная обработка, заготовка, хранение и т.д.
Работа в колхозах, совхозах, на машино-тракторных станциях, межколхозных предприятиях, КФХ до 1 января 1992 г. учитывается независимо от профессии, должности, вида работ, если она осуществлялась на территории РФ (бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики).
Отметим, что Минтруд по согласованию с Минсельхозом и Пенсионным фондом РФ может устанавливать тождество работ, профессий, специальностей, должностей для некоторых видов профессий, которые в списке не указаны (либо указаны в ином наименовании).
Перечень специальностей
Для получения досрочной пенсии необходимо трудиться по некоторым специальностям, которые связаны с организацией безопасного движения составов по железной дороге. Дополнительно такая привилегия назначается лицам, трудящимся в локомотивной бригаде.
Оформить льготную выплату могут следующие специалисты:
- машинисты тепловоза и их помощники;
- кондукторы составов;
- диспетчеры;
- кочегары;
- дежурные, трудящиеся на станциях РЖД;
- бригадиры монтеров путей;
- механики;
- лица, совершающие осмотр состава перед отправлением;
- иные сотрудники, которые связаны с обеспечением безопасности движения железнодорожного транспорта.
Для женщин длительность стажа для льготной выплаты от государства составляет 10 лет. В течение данного периода нужно трудиться на РЖД, чтобы рассчитывать на досрочную пенсию. Для мужчин длительность увеличивается до 12,5 лет.
Общий стаж, отработанный работницей РЖД, должен превышать 20 лет, а для мужчин срок увеличивается до 25 лет.
Внимание! Для россиян, которые до 1992 года работали в компании не меньше 6 лет и 3 месяцев, могут рассчитывать на уменьшение пенсионного возраста на 2 года для женщин и 2,5 для мужчин.
Другие виды преференций
Сотрудники РЖД могут рассчитывать не только на пенсию, которая назначается на 10 лет раньше, чем у других граждан РФ, но и на другие виды льгот. Такие послабления обусловлены специфическими условиями, при которых приходится трудиться специалистам. Обычно льготы приводятся в коллективном договоре, который подписывают граждане во время трудоустройства.
Количество и виды послаблений зависит от длительности стажа, наличия травм или профессиональных болезней, а также иных заслуг.
Стандартно предлагаются следующие виды преференций:
- при стаже от 20 лет бесплатно выдаются билеты на поезда дальнего следования, а также на пригородные поезда, причем в купе, а также оформить их можно не только на себя, но и на одного несовершеннолетнего ребенка;
- железнодорожник может отказаться от бесплатного билета в плацкарте на совершеннолетнего ребенка от 18 до 24 лет, который учится очно в каком-либо вузе;
- пенсионеру РЖД, которому выдана награда «Почетный железнодорожник» предлагается бесплатный проезд в купе на поезде на расстояние до 200 км;
- бывший работник, обладающий званием героя СССР, РФ или соцтруда, а также являющийся кавалером ордена Славы или Трудовой славы, получает ежемесячную выплату в размере 7,5 тыс. руб.;
- если пенсионер уволен до 2008 года и не получает негосударственную пенсию, то ему предлагается специальная материальная помощь, причем размер выплаты зависит от решения руководства организации, в которой трудился гражданин;
- получение медпомощи в специальных медицинских учреждениях РЖД;
- если требуется дорогостоящее лечение в связи с профессиональным заболеванием или травмой, полученной во время работы, то она полностью компенсируется за счет РЖД;
- если необходима платная медицинская помощь, не связанная с работой, то все равно компенсируются полностью или частично расходы при наличии стажа от 20 лет;
- нуждающиеся сотрудники получают бесплатно бытовое топливо;
- бесплатная установка или ремонт зубных протезов в медицинских учреждениях РЖД;
- на погребение пенсионера РЖД выделяет компенсацию до 6,9 тыс. руб.;
- бесплатная выдача путевок для санаторно-курортного лечения неработающим пенсионерам;
- назначение ежемесячной выплаты для ветеранов ВОВ к 9 мая.
Дополнительно предлагается адресная помощь, которая назначается железнодорожникам, отличившимся во время работы. Она предназначена для поощрения и мотивации, а также выдаются премии, если у сотрудника возникают какие-либо личные проблемы.
Понятие корпоративной пенсии через НПФ «Благосостояние»
НПФ «Благосостояние» — это негосударственное учреждение, специально созданное для формирования пенсии работников РЖД. Если специалист становится участником программы, то он может получать негосударственную пенсию в высоком размере. Сейчас в этом фонде состоит больше 500 тыс. железнодорожников. Некоторые уже получают выплаты из резерва фонда.
Для формирования будущей пенсии некоторая часть отчислений от зарплаты направляется в НПФ, причем специалист самостоятельно выбирает схему начисления накоплений. Если выбираются низкие взносы, то формируется страховая выплата, а сберегательно-страховая передается по наследству, но при учете некоторых лимитов. Сберегательная передается наследникам в любой момент после смерти железнодорожника.
Выдается корпоративная пенсия только после достижения пенсионного возраста. Процесс выплаты средств зависит от правил работы корпоративной системы. Для участия в программе нужно перечислять взносы не меньше 5 лет.
Увеличение пенсионного возраста с 1 января 2019 года
Расположен в долине вдоль юго-восточного побережья оз. Байкал, от р. Снежной на юге до мыса Толстый на севере. С юго-востока долину огибает хребет Хамар-Дабан. Река Селенга делит район на две равные части, а дельта реки вдаётся в акваторию оз. Байкал более чем на 30 км.
Работники железной дороги пользуются правом выхода на пенсию не при наступлении пенсионного возраста, а после определенного количества отработанных на РЖД лет. Это называется досрочная пенсия или пенсия за выслугу лет.
Согласно российскому налоговому законодательству на этапе выплаты негосударственной пенсии налог на доходы физических лиц удерживается. Однако НДФЛ взимается с части выплачиваемых пенсионеру средств, сформированной за счет взносов работодателя.
Организация гарантирует железнодорожникам, состоящим в программе негосударственного формирования пенсии, соблюдение всех оговоренных функций.
В частности, воспользоваться предусмотренным правом могут работники локомотивных бригад и работники отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте.
Досрочная трудовая пенсия железнодорожникам
Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя начальника Дирекции тяги Путинцева С.В.
Со временем я понял, что не все созданы для службы, многие могут принести больше пользы себе и обществу как гражданские специалисты.
Кроме этого, работники могут принять участие в негосударственном пенсионном страховании через НПФ. Работники ОАО РЖД, как и все прочие, по достижении определенного возраста получают право на выход на пенсию.
У меня есть несколько коллег, которые оставили службу по достижении минимальной пенсии — если не углубляться в расчеты, это 50% от оклада по должности и по званию. За каждый год службы сумма увеличивается на 3%, но максимум до 85% денежного довольствия. У подавляющего большинства, кто дружит с головой и строил свое будущее, все стало только лучше.
Список профессий в сфере железнодорожного транспорта, которые предполагают досрочный выход на отдых, был впервые опубликован в 1956 году и с тех пор не претерпел практически никаких изменений. Кроме соответствия профессии важно и наличие стажа. Так, для женщин установлен его размер 10 лет, для мужчин-железнодорожников – 12 с половиной лет.
№516 (далее Правила от 11.07.2002г.) предусмотрена возможность суммирования периодов работ в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте с периодами работ в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, при этом право на досрочное пенсионное обеспечение возможно реализовать по одному из оснований если в результате суммирования специальный стаж составит не менее 12 лет 6 месяцев. Вышеназванными Правилами от 11.07.2002г. предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.
При этом, наряду с работой в особых условиях труда в специальный стаж засчитываются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Безусловно, в число плюсов попадают уже упомянутые выше престиж и сравнительно высокая оплата труда. А также стоит подчеркнуть, что машинисты будут нужны еще как минимум несколько десятилетий. Даже если внезапно начнется полная автоматизация локомотивного движения (что весьма сомнительно), приходящие в профессию сейчас имеют все шансы проработать до конца карьеры. Как видим, это довольно стабильная область человеческой деятельности. Обязательно стоит упомянуть и романтическую составляющую поездок по железной дороге. Правда, профессионалы редко могут выделить время, чтобы полюбоваться красотами. Да и «романтический перестук колес» постепенно будет становиться рутиной. Зато это компенсируется в значительной мере целым рядом льгот и привилегий, на которые могут претендовать железнодорожники. Им стараются оказывать и материальную помощь в сложных случаях.
В России эта профессия появилась почти два столетия назад. Уже на тот момент для выполнения своих обязанностей необходимо было соответствовать особым требованиям. Чтобы человека допустили к управлению локомотивом, он должен иметь узконаправленные технические знания, хорошую реакцию и высокую стрессоустойчивость. Благодаря прогрессу появляются все новые составы различного типа и класса (например, современный поезд, который называется «Сапсан»). Работая на них, нужно обладать конкретными навыками.
Основные требования и сложности:
Водитель состава является основным человеком, который ответственен за перевозимый груз и пассажиров. Маршрут может быть коротким или же составлять тысячи километров.
Досрочная пенсия в пожарной охране
Документальное подтверждение права на досрочный выход на покой необходимо для определения, распространяется ли досрочная пенсия водителей автобусов на заявителя. К подтверждающим документам относятся:
- приказ о назначении на работу водителем, с указанием конкретных условий (водитель регулярного городского транспорта и т.п.);
- путевые листы, которые являются неотъемлемой частью «бюрократии» пассажирских транспортных предприятий;
- коллективные договоры, ведомости на оплату и прочие документы, подтверждающие фактический спецстаж и содержащие полезные для ПФР сведения.
Постановление Правительства №437 определяет круг лиц, которым положены льготы. Согласно ему, право на досрочный выход на отдых заработали:
- водители пожарных автомобилей;
- пожарные;
- матросы, боцманы, капитаны и помощники, машинисты пожарного корабля;
- прожектористы;
- дежурные по отрядам;
- диспетчеры;
- механики и инженеры;
- начальники (пожарной, насосной, технической части или пожарного поезда).
Выход на пенсию работника пожарной охраны возможен по достижении им 50-летнего возраста. Это право для них регламентируется Законом РФ про назначение трудовых пенсий. ФЗ №69, а именно его статья №5 гласит, что противопожарная служба делится на региональную и федеральную.
Прежде чем изучать, какие льготы имеют пожарники на пенсии, стоит понять, что подчиненность противопожарной службы при назначении льгот тоже имеет немаловажное значение.
Так право на досрочный отдых по достижении 50 лет (и при наличии трудового стажа) получают только те работники службы, которая подчиняется напрямую Министерству РФ по чрезвычайным делам, делам гражданской обороны и ликвидации бедствий.
Действующим законодательством не предусмотрены льготные условия для выхода на пенсию тем гражданам, которые работают в противопожарных службах, которые были созданы предприятиями или другими негосударственными организациями.
Право на получение льгот также имеют спасатели МЧС, которые работают в тяжелых условиях. В каком возрасте выходят на пенсию пожарники?
Государство предлагает выход только на трудовую пенсию, для которой обязательно потребуется выполнить несколько требований:
- трудовой стаж в опасных условиях для жизни не менее 15 лет;
- возраст спасателя должен быть больше 40 лет.
Стоит отметить, что возрастные лимиты не касаются спасателей 1-3 категории. Законодательством им разрешается досрочный выход на льготную пенсию, как только будет достигнут порог 15-летнего трудового стажа.
Исходя из специфики работы, право на льготную пенсию имеют работники федеральной службы МЧС. Немного другие условия выхода на пенсию имеют региональные службы, поэтому если работник по какой-то причине хочет сменить федеральное ведомство на региональное, то права выйти на покой при получении 15 лет стажа он лишается.
Поскольку степень тяжести работы сотрудников региональных служб МЧС другие, то и условия выхода на льготную пенсию у них корректируются:
- возраст работник должен быть не меньше 50 лет;
- общий трудовой стаж на должностях ГПС – 25 лет.
Согласно нормам начисления трудового стажа, будут считать только те дни, которые были отработаны полностью и на определенных должностях. Другими словами, засчитываются те рабочие дни, за которые начислялась заработная плата и были отчисления в ПФ России.
Стаж будет рассчитываться по календарному методу – 12 рабочих месяцев в 12 месяцев трудового стажа. Важно знать, что для региональных МЧС-ников не действует льготный стаж, согласно которому учитывается 1 рабочий год за 2 года трудового стажа.
Также в общий трудовой стаж не будут засчитываться периода прохождения учений или повышения квалификации.