Основные изменения в Федеральном законе № 44-ФЗ в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основные изменения в Федеральном законе № 44-ФЗ в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Гражданское законодательство предусматривает возможность одностороннего отказа от исполнения контракта со стороны заказчика. Изменения, внесённые в ст. 95 закона 44-ФЗ Федеральным законом № 360-ФЗ, установили различный порядок уведомления о принятом решении для контрактов, заключённых по результатам электронных закупок и закупок, проводимых не в электронной форме.

Электронный запрос котировок

Запрос котировок в 2022 году проводится только в электронной форме. Обратите внимание, что таким способом теперь осуществляются и те закупки, которые ранее осуществлялись запросом предложений (ч. 10 ст. 24 Закона № 44-ФЗ).

Электронным запросом котировок проводятся закупки с НМЦК до 3 млн руб., при этом в размере до 20% от СГОЗ или 100 млн руб. в отношении заказчика, СГОЗ которого в прошедшем году составил менее 500 млн руб.

Заказчик вправе проводить электронный запрос котировок независимо от НМЦК в отношении следующих объектов закупки:

  • лекарства для пациентов по решению врачебной комиссии;
  • услуг экспертов и адвокатов по защите прав и интересов страны;
  • товаров по жизнеобеспечению граждан по решению суда в сжатые сроки;
  • спортивного инвентаря и экипировки для олимпийцев и паралимпийцев;
  • товаров после одностороннего расторжения контракта;
  • изделий народных художественных промыслов;
  • жилых помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • товаров, если вы находитесь на территории иностранного государства.

Запрос котировок и запрос предложений в электронной форме

Особенности осуществления данных процедур представим в таблице.

Параметр

Запрос котировок в электронной форме

Запрос предложений в электронной форме

Норма

Статьи 82.1 – 82.6 Закона № 44-ФЗ

Статья 83.1 Закона № 44-ФЗ

Размещение извещения

Заказчик обязан разместить в ЕИС извещение о проведении запроса котировок в электронной форме не менее чем за пять рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок на участие

Извещение о проведении запроса предложений в электронной форме размещается в ЕИС не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения такого запроса

Условия применения способа

НМЦК не превышает 500 тыс. руб. При этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок в электронной форме, не должен превышать 10% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 100 млн руб.

Такая закупка проводится:

– для заключения контракта на поставки спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, необходимых для подготовки спортивных сборных команд РФ по олимпийским и паралимпийским видам спорта;
– для осуществления закупки товара, работы или услуги, являющихся предметом контракта, который расторгнут заказчиком на основании ч. 9 или 15 ст. 95 Закона № 44-ФЗ;
– для осуществления закупок изделий народных художественных промыслов, образцы которых зарегистрированы в установленном законодательством порядке

Кто признается победителем

Участник, подавший заявку, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении, в которой указана наиболее низкая цена товара, работы или услуги и которой в протоколе присвоен первый порядковый номер

Участник, окончательное предложение которого наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям

Заключение контракта по итогам электронных процедур

Как заключается контракт, прописано в ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ. В течение пяти дней с даты размещения в ЕИС итоговых протоколов заказчик размещает в ЕИС и на электронной площадке без своей подписи проект контракта. Участник в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта подписывает его усиленной электронной подписью и размещает на электронной площадке подписанный проект и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта. В течение трех рабочих дней с даты размещения подписанного участником проекта контракта и предоставления им обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить в ЕИС и на электронной площадке подписанный со своей стороны контракт.

Если у победителя есть разногласия по проекту, он в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта направляет ему протокол разногласий. По результатам рассмотрения этого протокола (на протяжении максимум трех дней) заказчик может без своей подписи разместить в ЕИС и на электронной площадке доработанный проект контракта, а может повторно разместить проект контракта без изменений с указанием в отдельном документе причин отказа учесть замечания.

Этапы проведения запроса котировок

Всю процедуру условно делят на следующие составляющие:

  1. Публикация в общем доступе извещения о запросе котировок.
  2. Если заказчик процедуры — организация, которая ведет деятельность за рубежом, публиковать извещение не нужно, а цена контракта не ограничивается.
  3. Проект контракта, являющий собой объект госзакупки, заказчик размещает с извещением.
  4. Запрос котировок проводят как минимум у трех поставщиков или подрядчик, оказывающих нужную услугу или продающих необходимый заказчику товар.
  5. Поданные в срок заявки от участников подлежат обязательной регистрации даже без сведений о подавших их лицам.
  6. Если заказчик получит только одну котировочную заявку, госзакупка может оказаться несостоявшейся.
  7. До момента официального открытия доступа к информации заказчик должен обеспечить ее полную конфиденциальность.
  8. Доступ к заявкам получают в строго определенном месте, в условленное время. Оба этих параметра есть в извещении.
  9. Комиссия забракует заявки, которые не будут соответствовать условиям из извещения. Например, если участник в предложении превысит МЦ контракта, это будет засчитано как нарушение.
Читайте также:  Что такое похищение человека? Состав и квалифицированные виды этого преступления

Как признать запрос несостоявшимся

Запрос котировок по 44 ФЗ можно признать несостоявшимся при наличии на то достаточных оснований, таких как:

  • не поступило заявок;
  • заявка оказалась единственной;
  • комиссия решила, что все заявки требуется отклонить;
  • единственный участник торгов соответствует в итоговом протоколе всем требованиям из извещения о закупке.

Обязанность заказчика:

  • сделать единственного победителя своим поставщиком или подрядчиком;
  • заключить с ним контракт;
  • сама закупка получит статус несостоявшейся.

Итак, запрос ценового информирования о продукции или услугах осуществляется для того, чтобы можно было корректно проанализировать рынок и правильно определить и обосновать НМЦК, используя метод сопоставимых цен на рынке.

Этапы подготовки и направления запроса изложены в Рекомендациях Минэкономразвития № 567, которыми должны пользоваться закупающие организации. Расчет НМЦК производится на основании требований, указанных в ст.22 44-ФЗ.

Заказчик вправе самостоятельно искать поставщиков для получения необходимых сведений (что называется «в ручном режиме») или разместить запрос цен на официальном Портале закупок (ЕИС).

Направляя коммерческое предложение, исполнитель всего лишь информирует заказчика, отвечает на его вопрос, что не обязывает его заключать данный контракт. Безусловно, он может принять участие в закупке, но по собственному желанию, если она ему интересна.

Поставщики могут и не отвечать на полученный запрос, никакие штрафы за это законодательством не предусмотрены. Но нужно понимать, что участвуя в запросе цен, исполнители тем самым повышают статус своей компании, заявляют о себе противоположной стороне, вызывают доверие и подтверждают собственную надежность. Заказчики будут относиться к таким поставщикам более лояльно, а в некоторых случаях, возможно, отдадут предпочтение кому-то из таких компаний, когда нужно будет заключить контракт с единственным поставщиком по ст.93 44-ФЗ.

Кроме этого, участвуя в таком запросе, поставщик способен влиять на стартовую цену закупки.

Пример неуказания корсчета

В котировочной заявке на поставку фанеры участник не указал корреспондентский счет, за что заявка была отклонена. Обжаловать отклонение в ФАСе участнику не удалось, поскольку ФАС приняла сторону заказчика, сославшись на пункт 15 Приложения 1 к Положению Банка России от 19 июня 2012 года № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств», указан корреспондентский счет как один из обязательных банковских реквизитов.

  1. Если участник по ошибке укажет в предложении цену выше НМЦК запроса котировок (хоть на одну копейку) его заявка будет неизбежно отклонена заказчиком. В таком случае участнику не стоит даже пытаться обжаловать ее в ФАС. Также необходимо расписывать цены по позициям, если позиций закупки несколько. Сумма цен по позициям при проверке должна получиться равной цене котировочного предложения.

Пример с непредоставлением декларации Страны происхождения товара.

При подаче заявки на участие в запросе котировок на поставку текстильной продукции в извещении к которой было установлен запрет в соответствии с требованиями Постановления Правительства от 11.08.2014 г. № 791 участник указал, что страной происхождения товара является Российская Федерация, но подтверждающих это документов к заявке не приложил. Заявка была отклонена. При обжаловании в ФАСе жалоба была признана необоснованной. Комиссия ФАС отметила, что подтверждением происхождения товара из стран Евразийского Союза является декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара. А участник не предоставил ни декларации, ни сертификата.

Отклонений за непредоставление сведений о соответствии участника (единым) требованиям п. 1 статьи 31 44-ФЗ в настоящее время почти не наблюдается, поскольку всех федеральных ЭТП декларация соответствия этим требованиям генерируется автоматически в процессе подачи заявки. Тем не менее участнику и здесь надо быть внимательным, поскольку, во-первых, закон 44-ФЗ непрерывно меняется, а конкретная ЭТП может не успеть изменить шаблон декларации к моменту вступления изменений в законе 44-ФЗ в силу, а, во-вторых, в котировочной документации может быть указано в виде отдельного требования соответствие п. 1.1 статьи 31, а в шаблоне, генерируемом интерфейсом ЭТП, он может отсутствовать. Автор всегда проверяет состав шаблона перед отправкой заявки и обнаружив отсутствие требования об отсутствии участника в реестре недобросовестных поставщиков (РНП) добавляет соответствующую декларацию в виде отдельного файла.

Таблица сроков с пояснениями

№ п/п Наименование этапа Описание этапа и его нормативная основа Сроки проведения в днях
1 Подготовительный этап На данном этапе происходит основная подготовительная работа для того, чтобы в дальнейшем проводить запрос котировок в полном соответствии с требованиями действующего законодательства. На этом этапе, если ранее не были созданы специальные комиссии, обязательно создается либо единая комиссия для проведения закупочных процедур, либо котировочная комиссия, а также разрабатывается специальное положение о работе такой комиссии. О создании комиссии издается специальный приказ, в котором перечисляются поименно все участники такой комиссии Вся работа должна быть завершена не позднее, чем за 15 дней до даты окончания подачи заявок на участие в запросе котировок.
2 Публикация извещения Извещение – это тот документ, который позволяет широкому кругу лиц получить информацию о том, что и когда планирует закупить государственный или муниципальный заказчик. В извещении указываются и требования к закупаемому товару или услуге, а также работе. Кроме того, в этом же документе указываются требования к участникам закупочной процедуры. На основании этих требований будет происходить отбор потенциальных исполнителей контракта, которые затем будут давать информацию о своих ценовых предложениях. Формирование и публикация извещения должны быть осуществлены в соответствии с положениями статьи 82.2 Федерального закона №44-ФЗ Публикация извещения в ЕИС должна быть осуществлена в срок не менее пяти рабочих дней до дня окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок
3 Подача заявок на участие в запросе котировок Право на подачу заявок на участие в запросе котировок, который с 1 января происходит только в электронном виде, можно только лицам, имеющим официальную аккредитацию на электронных торговых площадках, а также получившим аккредитацию в ЕИС В рамках установленного срока для подачи заявок на участие в соответствии с календарным графиком проведения запроса котировок
4 Рассмотрение заявок Заявки на участие рассматриваются либо единой комиссией по рассмотрению заявок, либо специально созданной котировочной комиссией на соответствие тем требованиям, которые были сформированы в извещении о проведении закупки В течение 1 рабочего дня со дня завершения срока подачи заявок на участие
5 Определение победителя Победитель определяется по итогам рассмотрения заявок относительно того, кто предложил наименьшую цену для заключения контракта. Кроме того, необходимо наличие обязательного соответствия потенциального исполнителя сформированным в извещении требованиям к участникам закупочных процедур Протокол публикуется в день рассмотрения заявок на участие на основании итогов подведения результатов
6 Заключение контракта Контракт заключается на основании протокола подведения итогов закупочной процедуры с тем участником, который признан соответствующим требованиям к участникам закупочной процедуры. Подписание контракта происходит на основании положений статьи 83.2 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» Не ранее, чем через десять дней после подведения итогов закупочной процедуры и публикации протокола о таких итогах. В данном случае отсчет идет не в рабочих днях, а в календарных, согласно общему правилу для заключения контрактов в электронной форме

Механизм заключения контракта аналогичен для электронного аукциона, открытого конкурса в электронной форме и электронного запроса котировок. Порядок процедуры подробно расписан в ст. 83.2 44-ФЗ.

Данные правила предполагают, что в течение 5 дней после размещения в ЕИС итогового протокола заказчик должен направить в ЕИС (не подписывая) проект контракта с указанием цены победителя. После этого возможны 2 пути развития событий.

Победитель подписывает проект контракта без разногласий:

На это ему дается 5 дней. Если необходимо, он предоставляет документ о внесении ОИК.

Затем заказчик подписывает контракт в течение 3 рабочих дней со дня подписания проекта контракта победителем.

Размещается протокол разногласий:

После того, как заказчик направил проект контракта, у победителя есть 5 рабочих дней, чтобы разместить протокол разногласий (не более 1 раза). В нем победитель может указать организатору на несоответствие проекта контракта требованиям документации и извещения. В свою очередь заказчик либо вносит корректировки, либо оставляет проект контракта без изменений. Рассмотреть протокол разногласий заказчик должен в 3-дневный срок. Затем, не подписывая, направить в ЕИС измененный или неизмененный проект контракта.

Далее победитель в течение 3 рабочих дней подписывает проект контракта усиленной квалифицированной подписью (с представлением при необходимости документа об ОИК). Затем в течение 3 рабочих дней со дня подписания проекта контракта выигравшим участником, заказчик тоже его подписывает.

Важно, чтобы заказчик подписал проект контракта после победителя. Договор может быть заключен после истечения 7 дней с даты размещения итогового протокола.

Как только контракт будет опубликован в ЕИС, он будет считаться заключенным и приобретет силу.

Запрос котировок – это способ размещения заказа, победителем которого признается участник, предложивший самую низкую цену и заявка которого соответствует установленным Заказчиком требованиям.

Данным способом закупаются товары, работы или услуги для которых есть функционирующий рынок на сумму, не превышающую 500 тысяч рублей, за исключением отдельных положений 44-ФЗ.

Это самая короткая по срокам проведения процедура закупок, основным и единственным критерием определения победителя является наименьшая цена, опыт участника и срок его регистрации не имеет никакого значения, обеспечение заявки также не требуется. Вот основные причины, почему эта процедура так популярна среди поставщиков.

То есть принимать участие в запросах котировок можно практически с абсолютного нуля и с минимальными финансовыми вложениями. Запросы котировок проводятся на разные суммы, начиная от нескольких сотен рублей и заканчивая 500 тысячами рублей. Поэтому вы легко сможете найти для себя закупку “по размеру”.

Согласно ч.13 ст.77 44-ФЗ контракт по итогам проведения запроса котировок в бумажной форме может быть заключен не ранее чем через 7-мь дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок и не позднее чем через 20-ть дней с даты подписания указанного протокола. Контракт заключается в письменной форме.

Важный момент! Участник (юридическое лицо) при подписании контракта с Заказчиком должен предоставить выписку из ЕГРЮЛ или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки, которые получены не ранее чем за 6-ть месяцев до даты размещения в ЕИС извещения о проведении запроса котировок.

Согласно ч.9 ст.83.2 контракт по итогам проведения запроса котировок в электронной форме может быть заключен не ранее чем через 7-мь дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок.

Читайте также:  Как в России будут продавать алкоголь на новогодние праздники в 2022-2023 году

При этом саму последовательность заключения контракта по итогам проведения ЗКЭФ я указал в разделе 4 — “Порядок проведения запроса котировок в электронной форме” настоящей статьи. Для вашего удобства ниже я разместил две схемы заключения контракта.

ОТЛИЧИЯ ЗАПРОСА КОТИРОВОК ОТ ДРУГИХ ЗАКУПОЧНЫХ ПРОЦЕДУР

В соответствии с порядком, установленным 72 статьей 44 ФЗ, объем закупок с помощью запроса котировок не должен превышать десять процентов от совокупного объёма закупок за год. Сумма всех контрактов, заключенных с помощью запроса котировок не может превышать сто миллионов рублей.

Особенности процедуры запроса котировок:

Основной критерия определения победителя – предложенная цена контракта. Эта цена указывается участником закупки в заявке и не подлежит изменению, то есть торги не проводятся.

С участников закупки запрещено взимать плату за участие в закупке.

Решение об отмене процедуры или внесение корректировок в извещение заказчик имеет право не позднее, чем за 2-а дня до окончания срока подачи заявок.

Предложения от участников закупки должны приниматься до момента вскрытия конвертов. (актуально до конца 2021 года пока разрешен запрос котировок в бумажном виде).

Часть 2-я статьи 78 44 ФЗ запрещает заказчику препятствовать присутствию на процедуре вскрытия конвертов, участников закупки, а при вскрытии конвертов заказчик обязан вести аудио и видеосъёмку в соответствии с частью 5 той же статьи. (актуально до конца 2018 года пока разрешен запрос котировок в бумажном виде).

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОЦЕССА ЗАПРОСА КОТИРОВОК И РЕГЛАМЕНТИРОВАННЫЕ СРОКИ

Процесс определения поставщика с помощью запроса котировок делится на несколько, законодательно регламентированных процедур

Сроки размещения извещения в ЕИС

-При НМЦК менее двухсот пятидесяти тысяч рублей, извещение размещается не менее, чем за четыре дня до момента завершения срока подачи заявок.

-При НМЦК превышающем двести пятьдесят тысяч рублей, извещение размещается на менее, чем за семь рабочих дней до момента завершения срока подачи заявок.

Часть 1-я статьи 74 44-ФЗ

— Внесение изменений в документации о запросе котировок или решение о отмене процедуры запроса котировок разрешается не позднее, чем за два дня до окончания срока подачи заявок.

Часть 6-я статьи 74 44-ФЗ

-Опубликовать новую версию документации можно, в течении 1-го рабочего дня с момента принятия решения о внесении изменений.

Часть 6-я статьи 74 44-ФЗ

После внесения изменений в документацию, срок окончания подачи предложении должен быть продлён на четыре или семь дней в зависимости от НМЦК закупки.

Часть 6-я статьи 74 44-ФЗ

Как разработать документы

Для того чтобы провести электронный запрос котировок, необходимо подготовить:

  • извещение;
  • проект контракта.

Извещение подаётся в установленной форме с обязательным указанием следующей информации:

  • адрес той электронной торговой площадки, на которой будут проводиться торги;
  • цена контракта и её экономическое обоснование;
  • календарная дата, когда прекращается приём заявок на участие;
  • календарная дата проведения оценок поданных заявок;
  • календарная дата выбора победителя;
  • реквизиты предприятия и подробная информация о контрактном управляющем;
  • подробное описание объекта предстоящей сделки;
  • требования, которые заказчик предъявляет к потенциальным поставщикам, и которым они должны соответствовать.

Способы определения поставщика по 223-ФЗ

В настоящее время по № 223-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют способы закупок конкурентного и неконкурентного типа. Вплоть до 01.07.2018 в законодательстве закреплялось только два вида таких процедур: конкурс и электронный аукцион. Но, после того как в силу вступили изменения к Положению о проведении закупок, заказчиков обязали самостоятельно прописывать алгоритмы проведения аукционов, конкурсов и запросов предложений и запросов котировок по № 223-ФЗ.

Для остальных процедур заказчики вправе задавать в Положении прочие способы выбора поставщика. Например:

  • редукцион (представляет собой аукцион на повышение);
  • многолотовый аукцион и др.

Заказчику необходимо прописать все условия для проведения процедур, начиная с оснований и заканчивая вариантами развития событий при признании их несостоявшимися.

Для неконкурентных способов по № 223-ФЗ четкого перечня процедур нет. Юридические лица определяют их самостоятельно. Ограничивают эти действия только правовые акты о защите конкуренции.

Как определить поставщика по 223-ФЗ

Работая в рамках 223-ФЗ, заказчики при осуществлении закупок используют способы различного формата — конкурентные и без проведения торговых процедур. До 01.07.2018 законодательно было закреплено только два вида процедур: электронный аукцион и конкурс, которые обязательно закрепляются в Положении о проведении закупок. Теперь заказчики вправе применять запрос предложений и запрос котировок по 223-ФЗ.

Некоторые заказчики устанавливают в положении иные способы выбора исполнителя: редукцион (аукцион на повышение), многолотовые аукционы и другие. Заказчик прописывает все условия для проведения процедуры, от оснований до вариантов развития событий в случае признания ее несостоявшейся.

Что касается неконкурентных способов, то, в отличие от 44-ФЗ, какого-либо перечня не существует. Отдельные виды юридических лиц самостоятельно определяют такой способ. Заказчика ограничивают только нормы о защите конкуренции.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *