Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ФТС России разъяснила предоставление льгот». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Страны — участницы Таможенного союза договорились об установлении тарифных квот в отношении сельскохозяйственных товаров (группы 01 — 24 ТН ВЭД ТС) при их ввозе на территорию Таможенного союза. Тарифные квоты означают возможность ввоза определенного количества товара по сниженной ставке пошлины. В случае превышения квоты импортер обязан уплатить более высокую ставку импортной пошлины. Тарифные квоты устанавливаются и распределяются между странами-участницами Комиссией ТС.
Льготы по уплате таможенных платежей
Тарифные преференции – освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли, либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза (статья 36 Закона РФ от 21 мая 1993 года №5003-1 “О таможенном тарифе”).
Тарифные льготы – это льготы по уплате таможенных пошлин. Они распространяются на товары, произведенные в странах, имеющих с Российской Федерацией договор о взаимном предоставлении тарифных преференций и льгот.
Льготы по уплате налогов. К данным льготам, например, относятся льготы по уплате НДС при ввозе на территорию Российской Федерации товаров импортного производства, относящихся к технологическому оборудованию, аналоги которых в России не производятся (статья 150 НК РФ).
Размеры и виды льгот по уплате таможенных сборов определяются внутренним законодательством государств-членов ЕАЭС.
Льготные таможенные процедуры
Вступивший с 1 июля 2010 г. в силу Таможенный кодекс ТС предоставляет участникам ВЭД право на применение ряда льготных таможенных процедур, ранее называвшихся таможенными режимами.
Льготные таможенные процедуры предусматривают полное либо частичное освобождение как от уплаты сумм таможенных платежей, так и от применения к товарам мер нетарифного регулирования. Среди наиболее широко применяемых таможенных процедур, предусматривающих льготные условия для ввоза товаров на территорию Таможенного союза, можно отметить временный ввоз, таможенный транзит, переработку, реимпорт.
Кроме того, ТК ТС устанавливает иные льготные таможенные процедуры («свободная таможенная зона» и «свободный склад»), порядок применения которых должен регулироваться международными соглашениями между странами Таможенного союза.
18 июня 2010 г. Россия, Казахстан и Белоруссия подписали соответствующие соглашения по вопросам свободных экономических зон и свободных складов.
С одной стороны, применение таможенных процедур свободной зоны и свободного склада, безусловно, представляет интерес для компаний, занимающихся производством продукции из иностранного сырья и комплектующих. Прежде всего это связано с отсутствием обязанности по уплате таможенных платежей при ввозе на территорию стран Таможенного союза товаров из третьих стран.
С другой стороны, использование вышеназванных процедур потребует от компаний соблюдения определенных условий, рассмотренных ниже.
Завершение процедуры таможенного склада
После завершения операций с товарами, размещенными на складе, декларант закрывает данную процедуру путем декларирования товаров. Выбор соответствующей таможенной процедуры для вывоза товаров со свободного склада зависит от их статуса (иностранный товар или товар Таможенного союза) и осуществленных на складе операций с товарами (переработка или хранение).
Поскольку наиболее интересным для бизнеса является применение свободного склада как площадки для переработки (изготовления) иностранных товаров, рассмотрим процесс закрытия процедуры «таможенный склад» для этого случая.
В отношении товаров, изготовленных с использованием иностранных товаров, эта таможенная процедура завершается реимпортом, при условии, что они признаны товарами Таможенного союза и остаются на его таможенной территории.
Изготовленный на свободном складе товар признается товаром Таможенного союза, если в результате операций выполняется одно из следующих условий:
— произошло изменение классификационного кода на уровне любого из первых четырех знаков;
— выполнены технологические операции, достаточные для признания данного товара товаром Таможенного союза (за исключением простых сборочных операций). Их перечень определяется Комиссией ТС;
— достигнут фиксированный процент добавленной стоимости (порядок использования данного условия определяется Комиссией ТС).
При помещении товаров под процедуру реимпорта таможенные пошлины и налоги не уплачиваются и меры нетарифного регулирования не применяются.
В настоящее время, по информации ФТС России, для того чтобы начать применение данной процедуры, требуется разработать соответствующий регламент включения компаний в Реестр владельцев свободных складов.
На сегодня ФТС России занимается данной проблемой — готовит проект постановления Правительства РФ по этому вопросу.
Порядок уплаты вывозных (экспортных) таможенных пошлин
При исчислении таможенной пошлины или налогов, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу РФ, общей налоговой базой является таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, которая определяется в соответствии со ст.323 ТК РФ.
Таможенные пошлины уплачиваются непосредственно декларантом либо иным лицом, ответственным за уплату таможенных платежей, в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации. При этом последнее допускает, что любое заинтересованное лицо вправе уплатить таможенную пошлину, за исключением случаев, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации.
При перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации таможенная пошлина уплачивается до или одновременно с принятием таможенной декларации. Если таможенная декларация не была подана в срок, установленный таможенным законодательством Российской Федерации, то сроки уплаты таможенной пошлины исчисляются со дня истечения установленного срока подачи таможенной декларации.
Таможенная пошлина уплачивается таможенному органу, производящему таможенное оформление товаров. В отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, таможенная пошлина уплачивается государственному предприятию связи, которое причисляет уплаченные суммы таможенной пошлины на счета таможенных органов Российской Федерации. По письменному разрешению ГТК России таможенная пошлина может уплачиваться на счета ГТК России.
По желанию плательщика таможенная пошлина может уплачиваться как в валюте Российской Федерации, так и в иностранных валютах, курсы которых котируются ЦБ России. Уплата таможенной пошлины в различных видах валют, курсы которых котируются ЦБ России, допускается с согласия таможенного органа, производящего таможенное оформление товаров.
Пересчет иностранной валюты в валюту Российской Федерации при уплате таможенной пошлины производится по курсу ЦБ России, действующему на день принятия таможенной декларации таможенным органом, а в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации, – на день уплаты. При пересчете иностранных валют в валюту Российской Федерации, а также при пересчете валюты Российской Федерации в иностранную валюту полученные суммы округляются по правилам округления до второго знака после запятой.
Уплата таможенных платежей при частичном условном освобождении
При частичном условном освобождении от уплаты таможенных платежей за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории Союза уплачивается три процента суммы ввозных таможенных пошлин и налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Указанная сумма исчисляется на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения таких товаров под таможенную процедуру временного ввоза.
При этом декларант наделяется правами по определению порядка уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов при частичном условном освобождении. Так, при частичном освобождении, таможенные пошлины и налоги могут уплачиваться как за весь установленный период срока действия этой таможенной процедуры, так и периодически по выбору декларанта, но не реже чем раз в три месяца. В последнем случае периодичность уплаты сумм ввозных таможенных пошлин, налогов определяется декларантом с согласия таможенного органа.
Дополнительным условием помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза является обеспечение исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, за исключением случаев, если такое обеспечение не предоставляется.
Виды предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей:
- денежные средства (деньги);
- банковская гарантия;
- поручительство;
- залог имущества.
Договор страхования не может быть предоставлен в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей. Законодательством государств-членов таможенного союза могут быть предусмотрены иные способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
Льготы по уплате ввозной и вывозной пошлин
В соответствии с действующим законодательством ставки по пошлинам признаются едиными. Они не подлежат изменению (как при вывозе продукции, так и при ввозе в страну).
Для освобождения от уплаты пошлин продукция должна ввозиться на территорию страны с одной из следующих целей:
- гуманитарная помощь;
- содействие (техническая помощь);
- обмен знаниями и идеями.
Отдельную нишу занимают льготы на товары, произведенные на территории развивающихся стран (с тем учетом, что закупаются они на территории этих государств). Система льгот для них включает 3 блока:
- список развивающихся стран, пользующихся льготами РФ;
- аналогичный список наименее развитых стран;
- товары, льготы на которые не распространяются.
Порядок таможенного оформления для физических лиц
Процедура таможенного оформления обязательна для всех физических лиц, следующих через границу с багажом. Она включает проверку документов, устный опрос, наблюдение, осмотр багажа, транспортного средства, учет товара. Декларирование в письменном виде требуется в следующих случаях (ст. 260 ТК ЕАЭС):
- Перемещение наличности в размере свыше 10 тыс. долларов;
- Ввоз запрещенных товаров и ограниченного использования;
- Доставка товара перевозчиком и пр.
Граждане вправе ввозить только товары для личного пользования. Если груз коммерческий, то придется оформить его через ИП или юридическое лицо, которые уплатят таможенную пошлину, сборы, НДС, другие платежи.
В случае выявления факта ввоза товара для продажи или использования в ином качестве в целях извлечения прибыли такой груз задерживается, помещается на склад временного хранения, нарушитель привлекается к административной ответственности. Чтобы забрать впоследствии груз, все равно придется оформить его на предпринимателя или организацию. Вот каким образом сотрудник ФТС установит назначение груза:
- На основании заявления грузовладельца;
- Из свойств и характеристик груза;
- Из количества ввозимого товара одной категории;
- Из частоты поездок за границу и перемещения идентичных грузов.
Существуют следующие ограничения для беспошлинного ввоза товаров физлицами:
- На самолете: не более 50 кг в весовом выражении и не более 10 тыс. евро в стоимостном;
- По железной дороге, на автотранспорте и пешком: не более 25 кг груза стоимостью, не превышающей 500 евро.
- По почте: не более 200 евро стоимость международного почтового отправления, вес брутто, не превышающий 31 кг.
Какие сроки установлены для таможенного оформления товаров?
Сроки выпуска товаров регламентированы ст. 119 ТК ЕАЭС и составляют 4 часа. Отсчет начинается с момента регистрации таможенной декларации. Он передвигается, если до конца рабочего дня таможенного органа на время подачи декларации осталось менее четырех часов. Начатая процедура должна быть доведена до конца на следующий рабочий день. Это – идеальная ситуация, когда документы и груз соответствуют требованиям. В ином случае сроки таможенного оформления товара будут в разы длиннее. К таким ситуациям относятся:
- Таможенники запросили документы, которые подтверждают достоверность информации, включенной в декларацию;
- Декларант обратился в ФТС с заявлением об изменении или дополнении декларации;
- Декларант/таможенный представитель не внесли изменения в декларацию по требованию таможенников.
Условия предоставления льготы таможенных платежей
При получении налоговых льгот заявителям и декларантам следует иметь ввиду, что для целей получения льгот, законодателем предусмотрены следующие факторы.
Вид товара и его стоимость:
В зависимости от вида товара полностью освобождаются от взимания налога, на добавленную стоимость следующие товары:
- Товары, предназначенные для бесплатной помощи России
- Товары и изделия, используемые в сфере медицины, также сырьё и материалы, используемые для их производства
- Объекты и товары культурного назначения и исторического наследия России, приобретённые полученные в дар
- Печатные периодические товары, а также книги, получаемые музеями и библиотеками
- Киноплёнки, ввозимые в просветительских целях некоммерческими организациями
- Неграненые алмазы
- Уникальное оборудование, которое не может быть изготовлено в России
Когда понадобится такая услуга?
В большинстве случаев, таможенный декларант необходим крупным компаниям, которые имеют целый отдел, отвечающий за оформление товаров на таможне. В таком случае, услуги декларанта обойдутся намного дешевле, сам же процесс таможенного оформления будет более быстрым и эффективным, поскольку его будут выполнять специалисты.
Чаще всего к услугам профессионального таможенного декларанта прибегают в таких случаях:
- сотрудники компании обладают недостаточным опытом таможенного декларирования;
- компании нужна таможенная очистка товаров;
- чаще всего грузы перемещаются через границу с простой формой таможенной очистки.
В случаях, описанных выше, для декларанта имеет смысл самостоятельным образом во время осуществления таможенной структурой проверки послать запрос непосредственно в уполномоченный орган того места, где был выдан сертификат. Просьба в данном случае должна содержать необходимость в подтверждении подлинности сертификата. Когда официальный ответ получен, его необходимо предоставить в таможенную структуру.
При отказе в предоставлении преференции декларант вправе обжаловать действия таможенной структуры в арбитражный суд. Кроме того, в силу части пятой статьи 200 АПК РФ обязанность, связанная с доказыванием законности осуществления оспариваемого бездействия (действий), возлагается на лицо или орган, которые реализовали действия или отличились бездействием.
Применение тарифных преференций
В соответствии с п. 2 ст. 35 ФЗ РФ «О таможенном тарифе» Все тарифные льготы могут предоставляться только по решению Правительства Российской Федерации в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины или снижения ставки таможенной пошлины в отношении:
1) вывозимых из Российской Федерации товаров в составе комплектных поставок для сооружения объектов инвестиционного сотрудничества за рубежом в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
2) вывозимых из Российской Федерации товаров в пределах объемов поставок на экспорт для федеральных государственных нужд, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
История термина преференция и его появление, а также развитие
Чаще всего такой термин, как преференция, рассматривается как крайне важная составляющая таможенной политики. До 1914 года (момента начала Первой мировой войны) преференциями пользовались страны, доминантные в мировой политике, для того, чтобы максимально много получать от своих колоний финансов и сырья.
В частности, система преференций применялась для выбора приоритетных направлений поставки товаров и услуг в адрес определённых стран или компаний, что не позволяло администрации колоний выбирать самостоятельно, с кем и в каких объёмах вести торговые отношения.
С другой стороны, система преференций позволяла продавать на внешних рынках ровно ту продукцию, которую необходимо было сбывать колониям максимально оперативно и по установленным метрополией тарифам и ценам. На тот момент странами метрополиями, использовавшими преференции, как сдерживающую узду, были Великобритания, Франция и Германия — остальные государства, имевшие колонии, не обладали такой мощью экономического развития, как указанные выше.
Как предоставляются преимущества
Наконец, обратимся к вопросу о том, каким образом проводятся закупочные процедуры и как предоставляются преференции.
Прежде всего напомним, что заказчик должен указать в извещении, а также в документации о закупочной процедуре условия о применении тех или иных преференций.
Некоторые из них нужно прописать в документах планирования. К примеру, чтобы осуществить заказ у субъектов малого предпринимательства (СМП), нужно заранее планируются это в плане-графике. Таким образом осуществляются, так называемые, специальные закупки, участниками которых выступают лишь лица, которые принадлежат к СМП и СОНКО. При этом сумма тендера не должна быть более 20 млн. руб.
Ст. 30 Закона закрепляет обязанность заказчика проводить торги с участием только СМП и СОНКО с объемом, равным 15% от общего годового объема закупок.
Порядок предоставления таможенных льгот
Другое название устройства – тарифная льгота. Это механизм торговой политики, который используется на взаимных условиях или в одностороннем порядке. Подобные льготы не могут иметь индивидуальный характер. Если ЕСК дает разрешение на предложенную систему, то страна-член ТС, начинает использовать льготы по таможенным платежам.
Есть и другое понятие – таможенная (тарифная) преференция. Так именуется разрешение не уплачивать ввозные налоги, которые распространяются на товар, берущиеся из государств, формирующих с Россией область неограниченной торговли.
Преференция также распространяется на товар, которые ввозится из стран, которые подписали соответствующий документ с целью формирования этой области или снижения ставок ввозных пошлин. То есть преференции дают преимущества для определенных товаров в зависимости от их происхождения (кроме того, Вам будет интересна информация по вопросу корректировки таможенной стоимости по ссылке).
Тарифные льготы предоставляются в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, международными договорами.
Порядок предоставления таможенных льгот устанавливается Правительством РФ.
Например, Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 № 448 определен порядок предоставления тарифной льготы. Согласно данному постановлению суда, которые зарегистрированы в Российском международном реестре судов, не должны платить ввозную таможенную пошлину, если они предоставят таможенную декларацию со свидетельством о регистрации судна в указанном реестре и документ об оплате госпошлины за регистрацию в реестре.
Таким образом, чтобы была предоставлена та или иная таможенная льгота, необходимо определить наличие соответствующей льготы и изучить нормативно-правовой акт, международный договор, касающийся ее предоставления.
Виды таможенных льгот
Таможенная служба призвана осуществлять несколько функций. Она не только контролирует ввоз через границу запрещенных товаров, но и выполняет некоторые другие задачи:
- Контролирует перемещение через границу личного имущества граждан, багажа и товаров в соответствии с российским законодательством
- Занимается сбором пошлины за ввоз определенных товаров или вещей
Таможенная служба обязана проверять всех, кто перевозит те или иные вещи или товары. Однако некоторые категории физических или юридических лиц имеют право на определенные привилегии. Они уплачивают таможенные сборы по льготным тарифам либо не уплачивают их вообще. Таможенные льготы действуют на законодательном уровне.
Перечень таковых в 2018-2019 году зависит:
- От соглашений между странами;
- Норм действующего российского законодательства;
- Объемов и видов перевозимых товаров.
Для сведения: дипломатическая почта не подлежит таможенному контролю. Все письма и посылки считаются суверенной собственностью государства.