Грамотная речь: как говорить и писать красиво

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Грамотная речь: как говорить и писать красиво». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Слушая речь собеседника, человек сразу может определить: красивая это речь или же нет. Этот вывод основывается на субъективных суждениях и общепринятых “негласных” правилах. Слова неосязаемы. Их невозможно определить взглядом, и поэтому собеседники полагаются исключительно на слух.

В первую очередь нужно больше читать, и лучше классиков и научно-популярную литературу. Таким образом, книга поможет улучшить вашу грамотность.

  • Старайтесь чаще пересказывать прочитанные книги или просмотренные кинофильмы. Рассказывая, передайте собеседнику ощущения и следите за реакцией. Запишите рассказ, а потом прослушайте его, чтобы сделать выводы исходя из услышанного. Так вы поймете о своих речевых ошибках, обратите внимание, где вы неправильно расставили ударения, выявите слова-паразиты.
  • Расширяйте словарный запас. Для этого услышав или прочитав новое слово, выясните его точное значение и происхождение. Не нужно к месту и не к месту употреблять модные инородные слова, потому что для грамотной речи — это неприемлемо.
  • Читая литературу, запоминайте интересные фразы и речевые обороты и время от времени заглядывайте в орфографический словарь. Однако будьте осторожны с неизвестными или малоиспользуемыми словами.
  • Старайтесь при разговоре правильно расставлять ударения, потому что неправильные ударения – это признак безграмотности. Если вы не знаете где в слове поставить ударение, то лучше не использовать это слово или найти его в словаре и выучить наизусть.

Во время беседы сохраняйте доброжелательный тон и меняйте интонацию в зависимости от ситуации. Чтобы сделать тональность и интонацию богаче учитесь читать с выражением.

Что необходимо для правильного формулирования мыслей

Неверное употребление лексем, слова-паразиты, отсутствие речевого разнообразия приводят к искажению смысла сказанного или потере красоты речи. Начнем с того, что разберемся, какие качества важны для формулирования мысли.

  • Концентрация. Умение усилить внимание на одной идее. Помогает не терять нить рассказа, следить за сказанным.
  • Лингвистический запас. Концентрация – это способ правильно выражать мысли. Словарный запас – инструмент для их выражения. Маленький вокабуляр делает речь скучной.
  • Память. Ее развитие помогает подбирать аргументы, быстрее расширять запас слов, создавать базу для разговора и выступлений.

Как «поставить» голос

Конечно, термин «постановка голоса» больше относится к музыкантам, актёрам и другим творческим профессиям. Он означает, что нужно тренировать силу голоса, его диапазон и тембр. Силу голоса можно натренировать, если громко и чётко произносить тексты различного характера: стихотворения, басни, оды, стихи в прозе.

Диапазон вполне можно расширить, если произносить разнообразные текстовые упражнения на самых высоких или самых низких тонах. При этом голос в идеале должен становиться выше или ниже, в зависимости от конечной цели. Тембр же голоса зависит от обертонов, то есть от добавочного тона, звучащего как своеобразное эхо. Обертон появляется в момент отражения звука от стенки естественного резонатора (собственного черепа, грудной полости, гортани и прочих).

Аудиокниги — отличный выход, если нужно справиться со школьной программой или просто приятно провести время. Обращать внимание при их прослушивании нужно на то, как профессиональные актеры используют интонацию, логическое ударение, темп речи и тембр голоса, как с помощью пауз создается нужный эффект. Грамотная, но монотонная и невыразительная речь не поможет завоевать внимание аудитории. Интонация иногда может сказать больше, чем слова, — вот почему люди чаще доверяют не прямому смыслу фразы, а тому, как именно она была произнесена. С помощью интонации человек иногда осознанно, а иногда и непроизвольно передает мысли, чувства и настроение. А прочувствовать ее важность поможет простое упражнение: произнести любое слово (например, «молодец» или «хорош!») три-четыре раза с разной интонацией.

Упражнения для формулирования мыслей

Ряд способов, которые помогут понять, как следует правильно выражать свои мысли:

  • Чаще выступать на публике. Использовать любые возможности выступить с докладом, на совещании и собрании. Подготовиться, безусловно, следует заранее.
  • Сначала попробовать изложить мысли письменно. Прежде, чем отправить электронное письмо, следует пробежаться по нему глазами, анализируя органичность предложений.
  • Слушать хороших ораторов, читать качественные книги. Здесь могут быть и деловые книги, и художественные. Польза от чтения, как известно, недооценена. Это поможет пополнить словарный запас и внедрить новые разговорные конструкции в речь.
  • Развивать свой мозг. Это означает правильно питаться, заниматься спортом, решать интеллектуальные задачи.
  • Изучать приемы ораторского мастерства и риторики. Неплохими трудами для воплощения данной идеи будут книги Д. Карнеги.
  • Следить, чтобы общение не становилось болтливостью. Многословность – это неумение излагать свои мысли.
  • Принимать активное участие в дискуссиях, совещаниях. Это поможет научиться отстаивать свою позицию.
  • Перед выступлением записывать себя на диктофон.
  • Особую роль играет окружение человека. Поэтому, чтобы речь стала более разнообразной, следует общаться с такими людьми, у которых богатый словарный запас.
  • Писать конспект выступления. Иметь перед выходом на публику структурированный план речи – деловой подход к делу.
  • Не применять слишком изощренные слова и сложные предложения. Чем речь проще и интереснее, тем большее количество людей ее поймет.

Развивать привычку грамотно говорить не всегда легко, поэтому придется потрудиться. Однако следует помнить, что в конечном итоге можно существенно увеличить словарный запас, суметь выразить все свои мысли вслух без стеснения, улучшить разговорный язык с помощью внедрения в него новых слов.

Развивайте актёрское мастерство

В технике речи присутствуют элементы актёрского мастерства. Поиграйте с определённым словом. Предположим, это слово «любовь». Произнесите его сначала с весёлой интонацией, а потом так, будто вы чем-то расстроены. Далее добавьте агрессии или изобразите, что вы что-то замыслили.

Читайте также:  Взыскание по исполнительному производству

Это можно превратить в игру и задействовать в ней семью или друзей. Вы вытягиваете по очереди случайные слова, а ведущий определяет подачу и говорит, какой она должна быть, — но только выступающему. Ваша задача — произнести слово так, чтобы присутствующие поняли, какое настроение вы пытаетесь передать.


Постановка речи подразумевает под собой работу не только над речевым интеллектом, но и над вашим телом и сознанием. Необходимо проделывать огромное количество различных упражнений для улучшения самочувствия, повышения уверенности в себе, прокачки речевого аппарата, постановки дыхания, интонирования и орфоэпии.

Это большая комплексная работа, поэтому я рекомендую обращаться напрямую к тренерам по речи или к их блогам, книгам и видеоурокам. И помните, если вы действительно хотите добиться результата, нужно заниматься систематически. Эти упражнения должны войти в повседневные задачи и стать частью вашей жизни.

Порядок слов как основное средство оформления слов в предложении

Порядок слов в предложении не подчиняется каким-то строгим правилам, наиболее точный термин для его определения – свободный. Но при этом он имеет важное значение – как стилистическое и синтаксическое, так и смысловое.

Так, синтаксическая функция означает следующее: в русском языке есть много случаев, когда именно место слова в предложении влияет на то, каким членом предложения оно становится. Чтобы понять, что это означает, достаточно поменять всего два слова в простом предложении “Папа любит сына”.

Стилистическая функция порядка слов важна не менее. Дело в том, что когда член предложения оказывается в необычном для него месте, он сразу становится стилистически окрашенным. Вот простой пример такого случая: Со мной пойдет Макс – акцент сразу делается на имени.

Часто именно с помощью порядка слов можно определить, на какое именно из них падает логическое ударение, то есть то, какое из слов является главным. Таким образом с помощью порядка слов говорящий может верно или неверно выразить свою мысль.

Всякое предложение состоит из словосочетаний, организованных одним из следующих способов: согласованиеутренняя заря, управлениечитать письмо, примыканиевесело смеялась; в пределах словосочетания действует грамматический порядок слов. Он предопределен грамматической природой вступающих в словосочетание слов.

1. Согласование – такой вид связи, при котором главное слово требует, чтобы зависимое принимало те же грамматические формы в которых оно само употреблено. Такая связь возникает между определяемым и определением, то есть между существительным и прилагательным, а также другими частями речи, которые могут выступать в, функции прилагательного; причастием, порядковым числительным, местоимением-прилагательным. Зависимое слово во всех этих случаях стоит перед главным, начавшийся процесс, первые успехи, наши огорчения. Если к главному слову относится несколько согласующихся с ним определений, то порядок расположения зависит от их морфологической природы:

1) определения, выраженные местоимениями, стоят впереди определений, выраженных другими частями речи, например: в этот торжественный день, все замеченные опечатки;

2) определительные местоимения предшествуют всем другим местоимениям, например: все эти поправки, каждое ваше замечание. Но местоимение самый ставится после указательного местоимения, например: эти самые возможности, тот же самый случай;

3) определения, выраженные качественными прилагательными, стоят впереди определений, выраженных относительными прилагательными (последние» как выражающие более существенный или постоянный признак, стоят ближе к определяемому существительному), например: новый исторический роман, поздняя осенняя пора;

4) если неоднородные определения выражены только качественными прилагательными, то ближе к определяемому существительному ставится то из них, которое обозначает более устойчивый признак, например: огромные черные глаза, приятный легкий ветерок;

5) если неоднородные определения выражены только относительными прилагательными, то обычно они располагаются в порядке восходящей смысловой градации (от более узкого понятия к более широкому), например: ежедневные метеорологические сводки, антикварные бронзовые изделия.

2. Управление – такой вид подчинительной связи, при котором главное слово словосочетания требует постановки зависимого слова в определенном падеже. В качестве зависимых слов выступают существительные и местоимения-существительные, а главных – глаголы, существительные, прилагательные, причастия, деепричастия: читать книгу, читать ее; чтение книги, верный долгу, читающий книгу, читая книгу. В таких сочетаниях, где главное слово предшествует зависимому, дополнения и несогласованные определения, выраженные существительными или местоимениями, стоят после слов, от которых они зависят. Например: интересоваться историей, мнение рецензента.

Лексико-грамматическое значение главного слова предопределяет необходимость управляемого слова (одного или нескольких) и их форму. Например, глагол резать обозначает действие, котороедолжно быть на что-то направлено (объект действия) и чем-то производиться (орудие действия). Объект, на который распространяется действие, имеет форму винительного падежа, аорудие действия – творительного. Причем обязательность объекта и инструмента при этом глаголе неодинакова: объект обязателен (класс переходных глаголов), поэтому управление между глаголом и существительным здесь сильное; орудие действия менее обязательно, поэтому управление слабое. Если у главного слова несколько зависимых, как в вышеприведенном примере, то, естественно, что сначала идет слово более обязательное (сильное управление), а затем менее обязательное (слабое управление), поэтому предполагается следующий порядок слов: резать (что?)бумагу (чем?) ножницами; приезд (кого?) сына (к кому?) к родителям.

Отступление от этого порядка обусловлено семантикой зависимых слов: если слово со слабым управлением обозначает лицо, а с сильным – предмет, то слово, обозначающее лицо (несмотря на точто это слабое управление), может стоять впереди слова с сильным управлением, обозначающего предмет: писать письмо брату – писать брату письмо. Если же слабо управляемое слово выражено личным местоимением, то оно обязательно ставится сразу после управляющего им слова: писать ему письмо, преподнести нам сюрприз.

3. Примыкание – такой вид подчинительной связи, при котором смысловые отношения между главным и зависимым словом формально не выражены, так как зависимое слово не имеет форм словоизменения. Примыкают наречие, прилагательное в сравнительной степени, деепричастие, инфинитив, притяжательные местоимения 3 лица и другие неизменяемые слова и формы. Примыкающие качественные наречия на и и наречия меры и степени предшествуют главному слову: радостно сообщил, вызывающе смотрел, вполне взрослый; остальные, как правило, следуют за ними: говорить по-английски, езда верхом, приезжать вечером, наговорил сгоряча. Предшествует главному слову примыкающее притяжательное местоимение 3-го лица: его, ее, их мнение.

Основное требование к порядку слов в предложении выражается в том, чтобы не разрушать (без достаточных на то оснований) естественных лексико-грамматических связей внутри словосочетания. Разрушение ведет к ошибке. Так, в предложении Общественность широко готовится отметить пятидесятилетие артиста порядок слов нарушен и требует правки: слово широкопримыкает к глаголу отметить, а не готовится. Следует: готовится широко отметить. Необходимо исправить порядок слов в предложении Пить воду запрещено из рек и водоемов нашей области.Следует: Запрещено (что?) пить (что?) воду (какую? откуда?) из рек и водоемов (чего? каких?) нашей области.

4. Подлежащее и сказуемое образуют предикативное словосочетание, построенное по типу согласования. Но это словосочетание особого типа: оно не называет, а сообщает. Предмет речи обычно бывает подлежащим (выражается существительным или частями речи, его заменяющими), а сообщение о нем передается сказуемым, выраженным глаголом или сочетанием глагола с другими частями речи. Поэтому строго грамматически подлежащее в предложении предшествует сказуемому (сначала называется предмет речи, потом нечто о нем сообщается). Например: Жизнь шла своим чередом; Он прошел через гостиную в библиотеку. В авторских ремарках, разрывающих прямую речь или следующих за ней, необходим иной порядок: Не спеши, – сказал отец, – успеешь; иной порядок слов предпочтителен также при семантической нерасчлененности подлежащего и сказуемого, выраженного глаголами бытия или протекания действия: идет дождь, пролетело лето, вспыхивает молния.

§182. Порядок слов и сложное синтаксическое целое

Порядок слов в предложении зависит не только от грамматических связей слов и смысла всего предложения, но и от сложного синтаксического целого (см. гл. XLIX), в состав которого входит предложение. Ср.:Неожиданно кто-то в белом отделился от стены и стал приближаться. От испуга ребенок не мог вымолвить ни слова; Всё в школе так необычно, строго и торжественно, что когда задали вопрос: «Сколько тебе лет?», ребенок не мог вымолвить ни слова от испуга.

В некоторых случаях характер развития мысли в сложном синтаксическом целом не только определяет место свободно располагающегося компонента, но и требует отступления от строго грамматического порядка слов. Ср.:

Читайте также:  Пошаговая инструкция: Как открыть интернет-магазин продуктов питания

1) Все собрались за столом. Петр принес книгу, и наступила тишина;

2) На столе лежала книга. Книгу принес Петр;

3) И вот эта книга у нас. Принес книгу Петр.

Во втором и третьем вариантах логика развития мысли подчиняет себе грамматику: во втором случае сообщается о том, кто́ принес книгу, в третьем – ка́к она оказалась у нас. В первом же случае сообщается о последовательно развивающихся событиях.

Порядок слов в предложении (и его смысл) зависят не только от предшествующего контекста, но и от последующего. Ср.;

1) Осень. Сухие листья медленно падают на землю. Скоро она покроется сплошным разноцветным ковром;

2) Осень. Медленно падают на землю сухие листья. Они как будто не хотят расставаться с деревом;

3) Осень. На землю медленно падают сухие листья, а к небу поднимается дым костров.

Первое предложение допускает после себя все три варианта второго предложения, а вторые варианты обусловлены своим последующим контекстом.

  1. Главное упражнение, позволяющее «отрегулировать» дикцию, старо и избито, но по-прежнему действует. В рот следует набрать орешки и произносить скороговорки, делая это как можно четче и понятнее для окружающих.
  2. Чтобы научиться держать и контролировать дыхание, можно попробовать упражнение «33 Егорки». Его суть – в четком произношении следующего текста: «На дворе, на пригорке стоят 33 Егорки». После этого переходите к пересчету «Егорок»: раз Егорка, два Егорка и так далее. Егорок должно быть столько, сколько у вас хватит дыхания на одном вдохе. Цель – дойти до 33 Егорок. Упражнение позволит вам не выдыхаться даже в ходе длительной речи.
  3. Для овладения искусством грамотной речи, нужно знать правила русского языка. «Подружитесь» со словарем ударений. Выполняйте упражнения с произнесением слов, в которых вы допускаете ошибки, чтобы довести дело до автоматизма. Ищите популярные речевые ошибки в своей речи и обязательно разберитесь с ударениями. Например, произношение слова «квартал» с ударением на первом слоге не добавит вашей речи привлекательности.

Как говорить прямо, когда это трудно

Разумеется, сохранять уверенность в некоторых разговорах бывает сложно. Одно дело — сказать подруге правду о ее новой стрижке, и совсем другое — откровенно поговорить с коллегой о том, что он присваивает себе ваши достижения. Для начала смиритесь с тем, что вам будет неловко.

«Трудные разговоры всегда бывают неприятными, тем более, если вы не привыкли держаться уверенно, — утверждает Берд. — Если вы будете ждать, пока окончательно не избавитесь от тревоги и дискомфорта, разговор может никогда не состояться».

Чем чаще вы будете говорить с людьми откровенно, тем вам будет проще. Начать лучше всего с мелочей. Потренируйтесь на вопросах, которые не имеют большого значения.

  • Когда приятельница спрашивает, где вам будет удобнее встретиться, скажите, что хотите пойти в ваше любимое кафе в центре города, и не начинайте перебрасываться бесконечными: «Мне все равно! Как тебе будет удобнее!».
  • Когда официант спрашивает, подходит ли вам столик, скажите ему, что предпочли бы сидеть у окна.

Людям, у которых нет проблем с уверенностью в себе, такие упражнения могут показаться немного странными. Однако если вы не привыкли говорить прямо, это — хорошая тренировка перед переходом на следующий уровень.

Что такое прямая речь

Прямая речь – это конкретные слова, сказанные кем-либо. Они передаются без изменений и с сохранением стилистических особенностей речи, таких как вводные слова, паузы, повторы и так далее.

Приведем примеры прямой речи из самых популярных произведений, которые известны каждому:

«Это элементарно, Ватсон», — произнес свою коронную фразу Шерлок Холмс.

«Спокойствие, только спокойствие», — уверял Карлсон, болтаясь на люстре.

Кот Леопольд улыбнулся и сказал: «Ребята, давайте жить дружно».

Читайте также:  Уведомление о снятии с учета плательщика торгового сбора: форма ТС-2

На этих примерах прямая речь – это все, что заключено в кавычки. То есть непосредственные слова Шерлока Холмса, Карлсона и кота Леопольда.

Обратите внимание, что они приводятся дословно. А потому выглядят более эмоционально. Если бы не было прямой речи, то предложения выглядели бы так (такой вариант передачи «чужих слов» называется косвенной речью):

Шерлок Холмс уверил доктора Ватсона, что его выводы элементарны.

Карлсон, качаясь на люстре, призвал Малыша быть спокойным.

Кот Леопольд призвал мышей жить дружно.

Суть получается та же самая. Но эмоциональный посыл совершенно другой. Да и с точки зрения стилистики, это больше напоминает не художественное произведение, а газетные новости, которые чаще всего передаются достаточно сухим языком, потому что их цель – донести информацию, а не образы.

Как научиться правильно и грамотно говорить на русском?

#1

Чтение. Хорошая речь – это часть имиджа, поскольку она составляет порядка 25% от общего впечатления о собеседнике. Вот почему нужно повысить ее грамотность, красоту, а также дикцию и голос.

Начать следует именно с грамотности, поэтому следует взять себе за привычку читать классическую литературу каждый день, хотя бы по несколько страниц. Таким образом, можно будет еще, и почерпнуть слова и фразы, которые будет уместно использовать в обществе.

Со временем человек и не заметит, как сможет свободно излагать свои мысли, используя свой новый словарный запах. Кроме этого классическая литература поможет обогатить речь и избавит от слов-паразитов, междометий и связок.

В результате чего она станет более связанной и красивой, а значит, на собеседника будет легче произвести хорошее впечатление.

#2

Пример для подражания. Так как научиться правильно и грамотно говорить за один день просто невозможно, но можно облегчить себе участь, нужно выбрать себе пример для подражания. Для этого подойдут дикторы телевидения, ведущие программ.

Главное в этом случае, чтобы человек нравился, и у него была красивая и правильная речь. После этого следует записать для себя все его программы и каждый день слушать их. В этом случае удастся научиться грамотной речи намного быстрее.

Если есть возможность, то следует переконвертировать в формат мр3 программы и закинуть в мобильный телефон, чтобы можно было слушать диктора по дороге на работу или учебу.

Как правило, через несколько недель человек уже начинает говорить такими же фразами, как и его, пример для подражания, причем он и сам может этого не заметить.

#3

Общение. Размышляя над тем, как грамотно разговаривать, следует найти себе несколько собеседников, чья речь кажется грамотной и красивой. Можно договориться встречаться с ними по определенным дням и обсуждать различные темы.

В результате удастся впитать их манеру говорить и словарный запас. Конечно, не многие согласятся на это в виду сильной занятости, однако отчаиваться не стоит, так как можно вступить в дебатный клуб.

Там будет с кем поговорить и обсудить самые разные темы, и через некоторое время удастся добиться своей цели, сделав свою речь более грамотной. Если на это нет свободного времени, то следует быть более активным на встречах, праздниках и торжествах.

Нужно подходить к людям и завязывать с ними разговор, так можно будет увеличить свой запас и количество друзей, которые будут рады помочь сделать речь красивой и грамотной.

#4

Тренировка перед зеркалом. Так как правильно научиться разговаривать, можно только приложив к этому усилия, следует ежедневно выполнять несложное упражнение. Для него потребуется зеркало, перед которым потребуется встать и вести светскую беседу.

В итоге человек будет видеть себя со стороны, а значит, сможет устранить ошибки в мимике, жестах и речи. Конечно, первые несколько занятий будет одолевать странное ощущение, но от него можно избавиться, достаточно просто вообразить себя актером, репетирующим новую роль.

В итоге удастся проконтролировать сою мимику и избавиться от лишних жестов. А чтобы задействовать еще и речь, следует взять книгу и читать ее вслух. Для этого хорошо подойдут произведения с большим количеством диалогов.

А для каждого действующего лица лучше выбирать соответствующую интонацию и жесты.

#5

Диктофон. Наверняка, каждому человеку интересно знать, как его речь воспринимают собеседники. Ответ на этот вопрос можно узнать довольно легко, нужно только записать свой разговор с кем-нибудь на диктофон.

Дальше нужно будет только прослушать его и найти в своей речи ошибки, а при подробном анализе можно будет найти слова-паразиты, и впоследствии искоренить их.

Ведь зачастую человек не вникает в то, какие словоформы он употребляет и постоянно повторяет одни и те же фразы, которые не всегда к месту.

А когда он услышит свой разговор, то они будут резать ему слух, и вполне естественно, что впоследствии он забудет о них, выкинув из своего лексикона. Кроме этого удастся поставить свой голоси дикцию, особенно, если проводить такие экзамены регулярно. Вот почему следует время от времени записывать свою речь и разбирать ее по полочкам.

#6

Творчество. Для того чтобы научится говорить на русском языке грамотно и без ошибок, следует заняться творчеством, а именно написанием стихом, поэм, рассказов.

Конечно, первое время будет трудно, но впоследствии удастся не только забыть про свою безграмотность, но и удивлять друзей и близких литературными шедеврами. Чтобы помочь себе совершенствоваться, следует давать читать свое творчество разным людям.

Не лишним будет создать свой блог или выкладывать свои стихи на различных форумах. Там пользователи будут комментировать их давать советы в том, что следует изменить, а также укажут на основные ошибки и подскажут, как их исправить.

Это очень хорошая практика, которая вскоре даст свои плоды. Грамотная речь – это кропотливый труд, но результат того стоит, поэтому не следует терять время зря, лучше заняться ей сейчас, чтобы завтра не было за себя стыдно.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *