Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности оформления и получения льгот». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В Конституционный Суд обратился Алексей Львович, который был призван на специальные военные сборы и в период с 28 августа по 23 октября 1986 года, где исполнял обязанности военной службы, принимал участие в выполнении работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения. В дальнейшем мужчина перенёс лучевую болезнь и другие заболевание, полученные в связи с работой в непосредственной близости с ЧАЭС.
В 2018 году Алексей Львович обратился в Пенсионный Фонд, полагая, что, согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» во взаимосвязи с подпунктом 1 пункта 2 его статьи 15 военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, он имеет полное право на получение двух пенсий: пенсии по инвалидности и страховой пенсии.
Логика Конституционного Суда
Конституционный Суд в определении указывает, что военнообязанные, призванные на специальные сборы, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, были приравнены в сфере пенсионного обеспечения к инвалидам вследствие военной травмы, имеющим право на льготное пенсионное обеспечение. Причем критерием такого приравнивания выступает получение ими приведшего к инвалидности заболевания именно при исполнении обязанностей военной службы.
Соответственно, такое уравнивание двух категорий граждан, изначально имеющих формально разный правовой статус, но в равной мере исполнявших обязанности военной службы, основано на равенстве их фактического положения, обусловленного тем, что ставший причиной инвалидности вред их здоровью был причинен при исполнении обязанностей военной службы, предполагавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Именно в силу этого военнообязанные граждане, которые в период прохождения специальных сборов принимали участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и в связи с причинением вреда их здоровью стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, получили те же льготы по пенсионному обеспечению, какие были установлены ранее для инвалидов вследствие военной травмы, включая предусмотренное подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности в соответствии с названным Федеральным законом и страховой пенсии по старости на условиях, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» (с учетом назначения им страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).
Что такое и кто получает
Социальная выплата представляет собой государственное пособие, начисляемое при невозможности получать пенсию с учётом стажа работы.
Бюджетная помощь сейчас оказывается на следующих условиях:
- Претендент имеет подтверждённую категорию инвалидности;
- Продолжительность социального обеспечения зависит от периода
установления нетрудоспособности;
- Потенциальный льготник постоянно пребывает в одном из российских регионов и на длительный срок ограничен в трудоспособности.
Получателями соцпенсии являются:
- Инвалиды 1 группы, всецело зависящие от помощи окружающих;
- Инвалиды 2 группы, менее зависимы от помощи окружающих, но лишённые возможности полноценно трудиться;
- Инвалиды 3 группы, работающие в специально созданных условиях;
- Дети-инвалиды, получившие данный статус до наступления
совершеннолетия;
- Достигшие восемнадцатилетия нетрудоспособные субъекты, в отношении которых используется термин «инвалиды с детства».
Федеральная пенсия рассчитана для материальной поддержки следующих категорий:
- Участвовавших в ВОВ;
- Военных;
- Космонавтов;
- Больных, которые стали недееспособными из-за последствий радиационной аварии или техногенного происшествия.
Претендент на это пособие может не иметь официальной работы. Пенсия от государства базируется на неизменной ставке, которая утверждается ежегодно российскими властями.
Вычисляется по формуле: ПИ х ПС = ФП где:
- ПИ – пособие, относящееся к категории инвалидности;
- ПС – процентная ставка (может составлять от 100% до 300% для сотрудников
На социальную пенсию могут претендовать не только пенсионеры, имеющие на нее право по достижении определенного возраста, но и инвалиды вне зависимости от возрастной категории.
Лица, имеющие такой статус с детства, получают пособие независимо от степени инвалидности. Пособие предназначено для следующих категорий граждан, а также лиц без гражданства, проживающих на территории РФ более 15 лет:
- Несовершеннолетние и студенты, учащиеся на очном отделении, потерявшие обоих или одного из родителей, а также опекунов.
- Семьи военнослужащих при условии гибели последних при нахождении на службе или в течение 3 месяцев после увольнения. Пособие выплачивается детям умершего, его супруге, также на него могут рассчитывать братья и сестры.
- Участники ВОВ, официально зарегистрированные жители блокадного Ленинграда.
Как рассчитывается и на какой базе формируется будущая пенсия
Расчет в отношении конкретного гражданина осуществляется по определенной, устанавливаемой государством формуле. Если говорить о связанной со старостью выплате страховой категории, то для ее расчета фиксированная часть складывается с умножаемым на стоимость одного коэффициента количеством пенскоэффициентов.
Фиксированная часть, относительно 2022 года, составляет 6401,1 рубля. В специфических ситуациях (работа на Крайнем Севере, опекунство в отношении недееспособного гражданина) этот уровень увеличивается. Кроме того, в процессе расчета используются повышающие коэффициенты. Действуют они, например, в такой ситуации, когда претендент на пенсвыплату обращается за назначением таковой позже, чем возникло касающееся ее получения право.
Ориентировочный размер будущей пенсии определяется с помощью использования пенсионного калькулятора.
Пенсионные коэффициенты
Этот показатель (ИПК или индивидуальный пенсионный коэффициент) напрямую влияет на размер пенсвыплаты. Начисляется он за каждый соответствующий трудовой (или иного порядка) деятельности год, учитывающийся при расчете выплаты.
ИПК может быть представлен несколькими вариациями, которые в итоге складываются. При минимальном количестве стажа и ИПК пенсвыплата будет иметь страховую направленность, при этом накопленное количество ИПК обнуляется.
При расчете общего размера пенсвыплаты страховой категории фиксированная часть дополняется стоимостью ИПК, при этом стоимость одного ИПК в ежегодном порядке (относительно 2022 года – 107,36 рубля) пересматривается.
Проверить наличие накопленных ИПК можно на портале Госуслуги (ЛК) либо в ПФР (выписка из ЛС).
Источники права социального обеспечения – акты, содержащие нормы права, касающиеся регулирования вопросов социального обеспечения.
Система источников – совокупность нормативных актов, регулирующих отношения в сфере социального обеспечения.
Система источников права социального обеспечения:
А) Конституция РФ, закрепляющая, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность;
б) международные акты:
– Всеобщая декларация прав человека;
– Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;
– Европейская конвенция о социальном обеспечении;
– Конвенция «О правах ребенка»;
– Соглашение стран СНГ «О гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения» и др.;
в) Федеральные законы:
– «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», который устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в РФ;
– «Об основах социального обслуживания населения в РФ», который устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в РФ;
– «О социальной защите инвалидов в РФ», который определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ;
– «О медицинском страховании граждан в РФ», который направлен на усиление заинтересованности и ответственности населения и государства, предприятий, учреждений, организаций в охране здоровья граждан в новых экономических условиях и обеспечивает конституционное право граждан РФ на медицинскую помощь и др.;
г) подзаконные акты:
1) Указы Президента РФ: «О размере пособия по временной нетрудоспособности»; «О Фонде социального страхования»; «О мерах по социальной поддержке отдельных категорий граждан»; «О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией организации» и т. д.;
2) постановления Правительства РФ: «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ»; «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и др.;
3) иные нормативные акты: постановление Минтруда РФ «Об утверждении порядка установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций»; Приказ Мин-здравсоцразвития России «Об утверждении формы индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы».
Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются:
– письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений;
– трудовые книжки колхозников;
– справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;
– выписки из приказов;
– лицевые счета;
– ведомости на выдачу заработной платы.
В случае, когда трудовая книжка не ведется, периоды работы по трудовому договору подтверждаются письменным трудовым договором.
Периоды работы по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются:
– указанным договором;
– документом работодателя об уплате обязательных платежей.
При этом продолжительность периода работы, включаемого в страховой стаж, определяется согласно сроку действия договора, соответствующему периоду уплаты обязательных платежей. В случаях, когда срок действия договора не установлен, продолжительность указанного периода определяется исходя из периода уплаты обязательных платежей.
Периоды работы по авторским и лицензионным договорам подтверждаются:
– указанными договорами;
– документом территориального органа ПФР;
– документом территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
При этом продолжительность периода работы, включаемого в страховой стаж, определяется согласно сроку действия договора, соответствующему периоду уплаты обязательных платежей.
Периоды работы у отдельных граждан по договорам за время до заключения трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера подтверждаются:
– договором между нанимателем и работником, зарегистрированным в профсоюзных органах;
– документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
Периоды работы членов крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, подтверждаются:
– трудовой книжкой;
– документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
Записи, внесенные в трудовые книжки членов хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, удостоверяются органом местного самоуправления.
Периоды работы в качестве пастуха по договору с коллективом граждан – владельцев скота за время до заключения трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера подтверждаются:
– договором между пастухом и коллективом граждан – владельцев скота (с отметкой о его исполнении);
– документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
К основным федеральным законам и подзаконным нормативным актам назначения и выплаты государственных пенсий относятся:
-
Закон РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» (с изм. и доп. на 2 января 2000 г.).
-
Закон РФ от 12февраля 1993 № 4468-1 (в ред. ФЗ от 28 но ября 1995 г. № 186 и от 27 декабря 1995 г. № 211) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших воинскую службу, службу в ОВД, и их семей».
-
Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 (с изм. и доп. ФЗ от 2 июня 1993 г. № 5082-1) «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», раздел VI Социальное страхование, Пенсионное обеспечение;
-
Закон РФ от 18 апреля 1996 г. № 31 «О выплате пенсий за выслугу лет работникам здравоохранения, занятым лечебной и
иной работой по охране здоровья населения в сельской местности»;
-
Закон РФ от 29 февраля 1996 г. № 21 «О выплате пенсий за выслугу лет работникам образования, занятым педагогической деятельностью и других учреждениях образования для детей»;
-
Закон РФ от 19 апреля 1991 г. (ФЗ от 20 апреля 1996 г. № 36) «О занятости населения в РФ», ст. 32. Порядок продления сроков выплаты пособия по безработице гражданам со стажем работы, дающим право на пенсию по старости (по возрасту). По предло жению органов СЗ при отсутствии возможности для трудоуст ройства безработным гражданам, уволенным в связи с ликвида цией организации, сокращением численности или штата и имею щим независимо от перерывов в трудовой деятельности стаж ра боты, дающий право выхода на полную пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, с их согласия пенсия оформляется досрочно, но не ранее чем за 2 года до уста новленного законом РФ срока выхода на пенсию;
Особенности назначения и выплаты государственных пенсий отдельным категориям граждан предусмотрены другими законами.
пенсия заявление нормативный порядок
Согласно ст. 3 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» лицами, имеющими право на трудовую пенсию являются:
1)граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
2)нетрудоспособные члены семей указанных застрахованных граждан в предусмотренных Законом случаях.
3)иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.
Застрахованные лица — лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (ст. 8 ФЗ РФ «Об обязательном пенсионном страховании». К ним относятся:
— работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества
— работающие по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг),
— работающие по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства;
— самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой);
— являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
— работающие за пределами территории Российской Федерации в случае самостоятельной уплаты страховых взносов;
— являющиеся членами семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
— священнослужители;
— иные категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному пенсионному страхованию.
Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке. Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в судебном порядке (ч. 1 ст. 9 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ).
Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане Российской Федерации постоянно проживающие на территории Российской Федерации, у которых отсутствует право на трудовую пенсию (п. 1 ст. 3 ФЗ РФ «О государственном пенсионном обеспечении РФ»).
Согласно постановлению Минтруда РФ от 07.05.2002 г. N 34 гражданами, не имеющими права на трудовую пенсию, признаются:
— лица, не соответствующие условиям назначения трудовых пенсий;
— граждане, которые имеют право на назначение им трудовых пенсии, но они не обратились в Пенсионный фонд РФ с заявлением о назначении им данной пенсии с соответствующими документами;
— граждане, которые обращались в Пенсионный фонд РФ с необходимыми документами, но потом официально отозвали их или отказались официально от назначенной им трудовой пенсии.
Гражданами, имеющими право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению являются (ст. 4 ФЗ РФ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»):
— федеральные государственные гражданские служащие;
— военнослужащие;
— участники Великой Отечественной войны;
— граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
— граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;
— граждане из числа космонавтов;
— граждане из числа работников летно-испытательного состава;
— нетрудоспособные граждане.
Таким образом, в пенсионном законодательстве четко указаны категории граждан имеющие право на ту или иную пенсию, условия при которых они имеют право подать документы на ее оформление.
Физические лица могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через доверенное лицо.
Обращение за пенсией — это процедура подачи гражданином заявления в территориальный орган ПФР о назначении пенсии. Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами. Перечень документов для назначения пенсии представлен на официальном сайте ПФР.
По желанию гражданина заявление со всеми необходимыми документами может быть подано в ПФ путем отправке по почте. В этом случае днем обращения за пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.
Факт и дата приема заявления и необходимых документов от гражданина, обращающегося за пенсией, подтверждается распиской-уведомлением, выдаваемой территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. В том случае, если заявление и необходимые документы поступили по почте, расписка-уведомление направляется в адрес заявителя по почте.
Важно отметить, что граждане подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган ПФР по месту жительства.
В тех случаях, когда лицо, которому назначается пенсия, является несовершеннолетним или недееспособным, заявление подается по месту жительства его родителя (усыновителя, опекуна, попечителя). При этом, если родители (усыновители) ребенка проживают раздельно, то заявление подается по месту жительства того из родителей (усыновителей), с которым проживает ребенок.
Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом ПФР и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.
По результатам рассмотрения заявления гражданина, срок которого 10 дней, территориальный орган ПФР производит расчет размера пенсии и выносит соответствующее решение.
Заявление о назначении трудовой пенсии (либо о переводе на трудовую пенсию или с одного вида трудовой пенсии на другой) рассматривается не позднее чем через 10 дней со дня приема этого заявления со всеми необходимыми документами либо со дня представления недостающих документов для назначения пенсии.
В случае отказа в удовлетворении указанного заявления орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через пять дней после вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка его обжалования и одновременно возвращает все документы.
В случае несогласия гражданина, обратившегося за пенсией, с решением, вынесенным территориальным органом ПФР, по его заявлению данное решение может быть обжаловано.
Свежие новости для пенсионеров: пожилым россиянам объявили о значимой доплате с 15 января
Неработающие пожилые люди получат доплату к пенсии уже с 15 января. Для этого установлено одно условие.
Размер доплаты формируется индивидуально, однако получить ее могут далеко не все. В условиях Социального фонда сказано, что прибавка к пенсии доступна только неработающим пенсионерам, чьи ежемесячные выплаты ниже прожиточного минимума по региону. Как правило, это суммы ниже 20 тысяч рублей.
Например, в Москве в 2023 году прожиточный минимум пенсионера составляет 16 257 рублей. Выходит, жители столицы, получающие меньше, претендуют на повышение пенсии до минимального порога.
«Прибавка к пенсии полагается неработающим получателям пенсий, которым по состоянию на 31 декабря 2022 года была установлена федеральная или региональная социальная доплата. Перерасчет каждому пенсионеру производится беззаявительно», – сообщили специалисты Соцфонда.
Поскольку выплата пенсий ежемесячно проводится с 3 по 25 числа, те, кто еще не получил социальную доплату, получат ее после 15 января.
Забота о нетрудоспособных гражданах
В законодательных актах четко установлен период ухода за иждивенцами. Родители или лица, заменяющие их, обязаны ухаживать за детьми до достижения ими 18 лет, а в случае учебы — до 23 лет.
Родители, дети или члены семьи осуществляют непосредственный уход за нетрудоспособным лицом. Если отсутствуют родственники, забота должна осуществляться государством. Граждане всех групп инвалидности имеют право на получение ежемесячных льгот и выплат. В индивидуальном порядке рассчитывается пенсия, которая поступает из государственного бюджета.
Выплаты при уходе за нетрудоспособными лицами осуществляются согласно указу президента:
- каждый месяц возвращаются затраты гражданам, которые ухаживают за инвалидами 1 группы, детьми с инвалидностью, несовершеннолетними и пожилыми людьми;
- компенсационные выплаты всем лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными, которые идут совместно с пенсией по нетрудоспособности;
- граждане, которые ухаживают, получают компенсационные средства.