Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возмещение вреда здоровью при ДТП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сроки рассмотрения дтп с пострадавшими увеличиваются, так как бумажной работы становится несравненно больше. Если произошла такая авария, то степень ее последствий, как и срок давности по дтп с пострадавшими зависит от разных факторов, основной из них – это степень и характер вреда, который был причинен пострадавшему. Порядок расследования дтп с пострадавшими также будет основываться на множестве факторов, и от действий самих участников аварии. Если ты попал в дтп с пострадавшим, главное никогда не покидать место аварии, в противном случае последствия будут куда серьезней. Оформление при дтп с пострадавшим будет стоять не на первом месте, сначала нужно оказать помощь человеку, который получил увечья.
Когда водителю грозит уголовная ответственность?
Водителю будет грозить уголовная ответственность только в том случае, если он причинил вред пострадавшему в аварии тяжелого уровня, либо даже по причине столкновения, наезда произошла смерть. Тогда начинается рассмотрение дела в рамках уголовного производства. Сначала проводятся мероприятия, которые призваны доказать вину водителя, если она была доказана, то заводится уголовное дело. Степень наказания зависит от нескольких факторов, к ним можно отнести:
- Умышленное было преступление или нет;
-
В каком состоянии был водитель машины;
-
Где произошла авария;
-
Сколько пострадавших.
Особенности денежных выплат пассажирам, пострадавшим от ДТП
Уже сейчас имеется огромное количество случаев, когда пассажиры различного транспорта получали вред здоровью или имущества в результате ДТП, причем чаще всего эти случаи связаны с наземным автомобильным транспортом. Дело в том, что автомобильные аварии считаются наиболее распространенными и часто встречающимися, а при этом чаще всего они сопровождаются довольно существенным причинением вреда здоровью пассажиров. В результате государственные органы пытаются всеми силами создать наиболее благоприятные условия для нормального и безопасного передвижения пассажирского автотранспорта. Для этого устанавливаются знаки, которые запрещают обгон или же монтируются специальные заграждения, предупреждающие возможность ездить по обочине или тротуару. Также запрещено разговаривать водителю пассажирского транспорта по телефону во время поездки. Плата за проезд должна взиматься только тогда, когда транспортное средство не двигается.
Выплаты пассажирам при ДТП определяются в произвольном виде, поскольку их размер полностью зависит от особенностей причиненного ущерба. Для определения конкретных денежных средств, которые должны быть переданы пострадавшему пассажиру, используется специальный закон, в котором имеется соответствующая шкала. При этом ответственность за ущерб несет не государство, а страховая компания и перевозчик. Именно поэтому современные перевозчики начинают более ответственно относиться к своим обязанностям, поскольку в ином случае они могут стать виновниками ДТП, в результате чего должны будут компенсировать ущерб. Поэтому практически каждый перевозчик заключает на сегодняшний день договор со страховыми компаниями, поскольку при ДТП денежные средства будут выплачиваться фирмой, а если этот договор не будет заключен, то перевозчик самостоятельно должен возмещать весь причиненный ущерб.
Ответственность фирмы-перевозчика
В случае с выплатой по ОСГОП все еще более запутанно. В соответствующем законе сказано, что страховщик возмещает вред здоровью либо жизни пассажира в случаях, когда тот пострадал в процессе перевозки. При этом под страховым событием подразумевается возникновение обязательств фирмы-перевозчика по возмещению вреда пострадавшему. Следует заметить, что ни в одном законодательном акте нет перечня событий, при наступлении которых у транспортной компании возникает обязательство по возмещению вреда жизни либо здоровью пассажира.
Правда, исходя из сложившейся практики, позиции государства и здравого смысла можно с уверенность заявить, что пострадавший гражданин в любом случае вправе рассчитывать на возмещение. Исключение составляют травмы, полученные вследствие воздействия радиации, военных действий, армейских маневров и гражданских волнений. Как показывает практика, государство обязывает страховщиков возмещать ущерб, даже если причиной травмы стала террористическая атака. Другими словами, у страховых компаний практически нет возможности отказать пассажиру в компенсации ущерба. Конечно в том случае, если страховщик не сможет доказать, что потерпевший гражданин целенаправленно содействовал наступлению страхового события.
Что делать при обращении в судебный орган
Итак, алгоритм действий для обращения за помощью к суду предполагает следующее:
- сбор и подготовка документов, в которые должен входить не только указанный выше перечень, но и сам иск;
- составление искового заявления согласно структуре документа (шапка, наименование, основная часть, заключение, приложение, дата и подпись);
- направление иска в судебный орган либо лично через канцелярию, либо по почте заказным письмом;
- получение определения суда о том, что заявление принято к рассмотрению (направляется истцу по почте);
- участие в судебном процессе, который будет предполагать предварительное слушание и основное судебное заседание;
- представление доказательств и отстаивание позиции непосредственно в судебном процессе;
- получение решения суда и исполнительного документа для принудительного взыскания денег.
Исполнение решения суда контролируется судебными приставами. Вся процедура при этом регламентируется ГПК РФ и ФЗ «Об исполнительном производстве».
Какая положена выплата?
Согласно закону об ОСАГО, размер компенсации вреда здоровью пассажирам или пострадавшим пешеходам составляет до 500 тысяч рублей в зависимости от тяжести травмы. Например, при полном разрыве сплетения позвоночника размер выплаты — 350 тыс. рублей, при сотрясении головного мозга 15-25 тыс. рублей.
Компенсация, которую получают родственники погибшего в ДТП, тоже составляет 500 тыс. рублей. Она делится на две части: 475 тыс. — сама компенсация, а 25 тысяч — это похоронные расходы.
По определению Верховного суда, компенсация ущерба здоровью пассажиру выплачивается по каждому договору ОСАГО в полном размере. Т.е. назначенная сумма не делится поровну между всеми страховыми компаниями участников ДТП (даже если они застрахованы в одной фирме). Таким образом, пострадавший пассажир может получить выплату в два, а то и три раза больше.
Если ДТП со смертельным исходом, расходы на погребении — 25 тыс. рублей делятся поровну между всеми участниками ДТП, ещё по 475 рублей выплачивает отдельно каждая страховая компания.
Наказание при средней тяжести
Минимальный размер административного штрафа при ДТП с пострадавшими, получившими средней тяжести ущерб здоровью, установлен в 10 тысяч рублей. Поэтому если в ходе следствия и судебного разбирательства, виновник аварии установлен, то, как минимум, ему придется заплатить эту сумму. Максимальный размер штрафа установлен в 25 тысяч рублей. Окончательная сумма определяется в ходе следствия. Например, на размер административного штрафа влияет степень травм пострадавшего и степень виновности водителя.
В случае если во время аварии пострадали несколько человек, то по каждому из них устанавливается отдельная мера ответственности. Уже из совокупности всех наказаний судом устанавливается одно, то, которое и понесет виновный. Например, если один из потерпевших получил при ДТР легкий ущерб здоровью, а другой — средний, то виновнику может быть предписано возместить ущерб в размере совокупной суммы по обеим статьям Административного кодекса РФ.
При причинении средней тяжести ущерба здоровью при ДТП, виновному может быть установлено наказание и в виде лишения прав на управление транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
В 2020 году 72-летняя жительница Ялуторовска упала в автобусе. Пожилая женщина, инвалид 3 группы получила достаточно серьезную травму — перелом правой бедренной кости. Пенсионерка обратилась в суд и потребовала возместить ей моральный вред.
Суд первой инстанции удовлетворил иск на сумму 120 тысяч рублей. Однако пенсионерка оценила свои нравственные страдания в большую сумму. Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда согласилась с требованиями пожилой женщины и увеличила выплату по иску до 300 тысяч рублей.
Ровно столько же по суду возместили и жительнице Курска. Женщина ехала в маршрутке в тот момент, когда машина попала в ДТП. В результате пожилая курянка получила сотрясение головного мозга, травмы рук и ног, что охарактеризовали как вред здоровью средней тяжести. Судебное решение — перевозчик обязан возместить 300 тысяч за моральный вред.
Месяц назад жительнице Новокузнецка удалось получить по суду даже большую сумму — 365 тысяч рублей — за травму, полученную в троллейбусе. В этом случае водитель увидел, что попутный автомобиль намеревается перестроиться и может столкнуться с троллейбусом. Он применил резкое торможение, женщина упала. Впоследствии она жаловалась на постоянные ноющие боли и отсутствие нормальной жизнедеятельности. Суд принял во внимание слова истицы и удовлетворил иск о моральном вреде.
Два года назад травму получила и жительница Белгорода. Но дело в том, что она добралась до места назначения без происшествий, а проблема случилась после выхода из автобуса. Когда пенсионерка получала свой багаж, отпала дверь багажного отсека и повредила ей голень. Пассажирка долго лечила ногу и решила не оставлять это без наказания. Ее иск был удовлетворен частично — женщине выплатили 250 тысяч рублей компенсации морального вреда.
Еще одна пенсионерка — из ХМАО — на днях отсудила 200 тысяч рублей за травму у транспортного предприятия. В этом случае поездка также закончилась неприятностью — 74-летняя женщина сломала ногу после того, как ее зажало дверями. Водитель не заметил пассажирку и начал движение, она выпала из дверей на остановочный комплекс, сломала лодыжку и сильно ушибла колени. В этой ситуации в интересах пострадавшей в суде выступила прокуратура.
Алгоритм действий пешехода, если он получил легкие и средние травмы при наезде
-
Вызвать ГИБДД, чтобы зафиксировать факт наезда. Постарайтесь найти свидетелей и записать их контактные данные (если дело дойдет до взыскания ущерба с водителя через суд, очевидцы вам очень помогут).
- Обратиться в медучреждение и зафиксировать повреждения.
-
Став участником ДТП и получив травму, сложно понять, насколько она серьезная. Бывали случаи, когда спустя несколько дней при обращении в медучреждение у пострадавших обнаруживались травмы разной степени тяжести. Поэтому никогда не стоит пренебрегать помощью врачей, чтобы исключить более серьезные повреждения. Мало того, без медицинских справок не удастся получить компенсацию. Протокол от ГИБДД и справка из медорганизации будут служить доказательством того, что травмы вы получили именно на дороге.
- Вы также можете запросить записи с городских камер видеонаблюдения.
Если пассажир автомобиля погиб, то действия виновника аварии оцениваются уже с точки зрения уголовного кодекса. Право на возмещение ущерба получают близкие родственники погибшего.
В этом случае по ОСАГО возмещение будет проводить страховая компания, в которую предоставляются документы. Если у виновника аварии отсутствует страховка, родственники могут обратиться в Российский Союз Автостраховщиков (РСА). Срок обращения не установлен и составляет общий срок исковой давности – 3 года. По этому направлению возмещение достигает 500 тысяч рублей (из которых 25 тысяч выделяются на погребение погибшего), список документов уточняется по каждой конкретной ситуации.
Страховка за травму в общественном транспорте
Итак, если автобус двигался по дороге и в нем пострадал человек, то это – ДТП. В таком случае пассажир должен сообщить о случившемся водителю, который обязан вызвать ГАИ и карету скорой помощи для фиксирования факта происшествия и получения травмы. Если водитель отказывается сделать это, то он будет привлечен к административной ответственности, как покинувший место происшествия. За такое деяние предусмотрены штраф в 30 МРЗП или лишение прав на два года либо административный арест до 15 суток (статья 137 Кодекса об административной ответственности).
Размер выплат определяется в соответствии с таблицей выплат по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью пассажира по договору обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика, с которым можно ознакомиться здесь.
В повседневной жизни возникают случаи, когда после резкого торможения автобуса пассажир падает и повреждает руку, ногу и т. д. Пассажиры часто не знают, что это уже дорожно-транспортное происшествие (ДТП).
Языком документа: Б илет – документ строгой отчетности, удостоверяющий право пассажира на пользование автобусом за плату и подтверждающий заключение публичного договора перевозки между пассажиром и перевозчиком (абз. 8 п. 6 Правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом, утвержденных постановлением КМ от 4.11.2003 г. № 482). С 27.11.2015 г. у пассажиров, получивших травму во время поездки на общественном транспорте, будет законное основание требовать компенсацию, а точнее страховые выплаты.
Чаще всего мы пишем о спорных ситуациях и дорожно-транспортных происшествиях, в которых страдают водители и пешеходы. Однако есть еще одна категория граждан, получающая травмы в результате аварий. Это — пассажиры общественного транспорта. Каждому из автолюбителей время от времени приходится пользоваться автобусами, троллейбусами и трамваями. Кто несет ответственность за причинение вреда здоровью пассажиров, разбирался журнал «ГАИ».
Пассажирам также нужно быть внимательными и учитывать, что водитель во время движения может и резко затормозить, и резко увеличить скорость. Он действует в соответствии со складывающейся на дороге ситуацией, и правила дорожного движения ему это разрешают.
Кстати, у пассажиров общественного транспорта также существуют не только права, но и обязанности. Одна из них — держаться за поручни, вне зависимости от того, стоишь ты в общественном транспорте или сидишь. Можно еще понять, когда автобус переполнен, и в результате экстренного торможения пассажиры падают и получают травмы.
Попал в ДТП в маршрутке: какие выплаты полагаются
Правда, на деле за ней обращаются немногие, невзирая на вступление в силу с 2013 года особого постановления «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика». Согласно нему каждый перевозчик обязан возместить потерпевшему (его родственникам) ущерб по потере имущества, здоровья, а хуже того, жизни.
Ответственность водителя за своего пассажира наступает с того момента, когда он оказывается в салоне автомобиля. Страховой случай при ДТП – это не только повреждения в результате аварии, но и ушибы, царапины, порезы по причине неаккуратной манеры вождения водителя.
Размер выплат из-за транспортных аварий закреплен в законе. Если в результате несчастного случая на дороге имеет место гибель человека, то его родственникам полагается выплата примерно около двух миллионов рублей.
Об ответственности за наезд на пешехода узнайте тут.
За имущественный ущерб назначается компенсация – 23 тысячи. При получении тяжелых травм потерпевшему выплачивается в течение трех дней эдакий «аванс» — сто тысяч рублей на проведение лечения.
Так что если попал в аварию в маршрутке, то каждый вид повреждения подразумевает отдельный лимит по выплате. Так перелом руки оплачивается по одной сумме, а попадание реанимацию оценивается на порядок выше.
Когда вся положенная для этих случаев документация отправляется в страховую компанию, то на выплаты отводится определенный срок – ровно месяц или тридцать дней. За это время должна быть выплачена страховка или прийти отказ с обоснованием. В страховке отказывают, если авария случилась по вине самого пострадавшего, во-вторых, когда размер ущерба имущества меньше или равен сумме, отображенной в договоре страхования. И, наконец, отказ может быть мотивирован тем, что пассажир предоставил не все бумаги.
Об ответственности за наезд на пешехода читайте тут.
Для возмещения ущерба необходимо иметь следующие документы:
- заявление в страховую;
- справку о происшествии из автоинспекции или справку от самого перевозчика;
- медицинскую справку с перечислением повреждений.
В случае, если потерпевший не в состоянии лично обратиться в страховую компанию, то компенсацию получает его представитель по доверенности. Компенсацию за погибшего пассажира выплачивают его ближайшим родственникам (в этом случае взамен медсправки прилагается свидетельство о смерти и документы о родстве).
Выплата по полису страхования ответственности перевозчика
Итак, если говорить про междугородние автобусные перевозки, то ответственность всех компаний, занимающихся этим бизнесом, должна быть застрахована в рамках ОСГОП. Нарушивший данное правило перевозчик будет возмещать ущерб пострадавшим за свой счет, но на основании норм, принятых при расчете размера выплаты по полису ОСГОП.
Максимальная страховая сумма при причинении вреда жизни пассажира составляет два миллиона двадцать пять тысяч рублей, при причинении вреда здоровью – два миллиона рублей.
При повреждении имущества пассажир междугороднего автобуса может получить максимум двадцать три тысячи рублей. Весь сверхлимитный ущерб необходимо взыскивать либо с перевозчика, либо с виновника ДТП в зависимости от конкретной ситуации.
Для получения возмещения по полису ОСГОП пассажиру транспортной компании нужно обратиться с заявлением на выплату в страховую компанию, оформившую страховку. Сведения о страховщике перевозчик обязан размещать в салоне транспортного средства. Если же обстоятельства не позволили пострадавшему пассажиру ознакомиться с данной информацией на месте происшествия, то он может получить ее при обращении в транспортную компанию.
Важно понимать, что ответственность перевозчика перед пассажирами за вред жизни, здоровью или имуществу наступает в любом случае, даже если ДТП спровоцировал не водитель автобуса, а другой участник дорожного движения.
Для оформления страховой выплаты по полису ОСГОП пассажиру потребуются не только документ, удостоверяющий личность, и реквизиты для перечисления денег, но и проездной документ, а также медицинские справки со сведениями о полученных в результате происшествия травмах.